Защита прав несовершеннолетних органами прокуратуры

Информационная поддержка по вопросу: "Защита прав несовершеннолетних органами прокуратуры" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Защита прав несовершеннолетних органами прокуратуры

Согласно ч. 3 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту не только от посторонних лиц, но и от родителей, лиц, их заменяющих, родственников в случае злоупотребления своими правами. При этом, защиту прав ребенка осуществляет, в том числе прокурор.

В Приказе Генерального прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 №Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи№ определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей — путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования; привлечение специалистов из исполнительного органа по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.п. При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Действия прокурора по защите семейных прав граждан могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о признании брака недействительным (ст. 28 СК РФ); о лишении родителей родительских прав (ст. 70 СК РФ); об ограничении родителей в родительских правах (ст. 73 СК РФ); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст. ст. 70, 72, 73 СК РФ), об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ; ст. 273 ГПК РФ) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ) и в других случаях.

Полномочия прокурора основаны на обязанности прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и принимать предусмотренные законом меры (включая участие в рассмотрении дел судами, а также предъявление и поддержание иска в суде) по защите прав лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту (несовершеннолетние) не могут лично их отстаивать.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Реализуется также защита прав несовершеннолетних в деятельности прокурора при осуществлении надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей.

Так, согласно ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Защищая права и интересы несовершеннолетних в исполнительном производстве прокурор, может оспорить постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) путем обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, независимо от того, участвовал прокурор в рассмотрении дела на предыдущих стадиях процесса или нет.

Кроме того, осуществляя надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей, прокурор реализует свои процессуальные полномочия по своевременности привлечения злостных должников к уголовной и административной ответственности.

Таким образом, граждане имеют право обратиться в прокуратуру района с заявлениями о защите прав несовершеннолетних.

Источник: http://admtabrn.ru/index.php/informatsiya-ot-prokuratury/943-polnomochiya-prokurora-v-sfere-zashchity-prav-nesovershennoletnikh

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

О работе органов прокуратуры, направленной на защиту прав несовершеннолетних

Прокуратура области (Оренбургская область). 01 июня 2016

Сегодня, 1 июня, отмечается Международный день защиты детей.

Работа прокуратуры как надзорного органа в данном направлении является одной из приоритетных. Выступая в защиту детей, прокуроры принимают все необходимые меры, направленные на обеспечение их социальных и жилищных прав, ограждение несовершеннолетних от жестокости и безразличия взрослых, предупреждение алкоголизма, наркомании и преступности в молодежной среде.

Только в 2016 году органами прокуратуры Оренбуржья выявлено более 3,5 тыс. нарушений законов о несовершеннолетних и молодежи. Наибольшее число таких нарушений вскрыто в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних.

Из-за безответственного отношения взрослых дети гибли и получали различные травмы в результате пожаров, дорожно-транспортных происшествий, падения из окон домов и по другим причинам.

За истекший период 2016 года в отношении детей было совершено 416 преступлений, из них 57 – тяжких. В каждом 6 случае дети становились жертвами преступлений со стороны своих родителей. Примечательно, что чаще всего факты преступных посягательств на детей выявлялись именно прокурорами.

За совершенные преступления матери и отцы пострадавших детей понесли заслуженную уголовную ответственность. К примеру, самое серьезное уголовное наказание назначено многодетному отцу из Соль-Илецка, который на протяжении многих лет насиловал своих детей. С учетом позиции государственного обвинителя суд приговорил его к 18 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Ныне в суде рассматривается возбужденное по инициативе прокурора уголовное дело в отношении местной чиновницы, не принявшей мер к защите детей.

В практике прокурорского надзора также имеются примеры восстановления нарушенных социальных прав несовершеннолетних, восстановления их на жилищном учете и другие.

Сотрудники прокуратуры области в постоянном режиме принимают сообщения (в том числе и анонимные) о нарушениях прав несовершеннолетних и призывают население региона не замалчивать сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, жестоком обращении с детьми, причинении вреда их психическому, физическому здоровью и нравственному развитию.

О возможных нарушениях прав несовершеннолетних необходимо обращаться в региональную и территориальные прокуратуры, в Интернет-приемную на сайте прокуратуры области, а также по телефонам: 44-07-15 (в рабочее время) и 77-16-78 (круглосуточно). По последнему номеру звонки принимаются в режиме автоответчика, в связи с чем заявителям необходимо оставлять максимально полную информацию о себе для обратной связи с ними.

Читайте так же:  Возмещение морального вреда вид юридической ответственности

Источник: http://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1088852/

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Пособие «Прокурорский надзор за исполнением законов об охране жизни и здоровья несовершеннолетних»

Нормативные акты

04 февраля 2020, 15:16

16 января 2020, 18:23

09 января 2020, 11:45

Постановления
Европейского Суда
по правам человека

28 января 2020, 11:46

12 декабря 2019, 13:05

Научно-методические
материалы

Судебная практика
Российской Федерации

Статистические
данные

  • Руководство
  • Структура
  • О Генпрокуратуре России
  • Документы
  • Международное сотрудничество
  • Взаимодействие со СМИ
  • Правовое просвещение
  • Контакты
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

© 2003-2020 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

© 2003-2020
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Все права защищены

Источник: http://genproc.gov.ru/documents/nauka/execution/document-83320/

О результатах работы органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних

Показатели надзорной деятельности в сфере исполнения законов о несовершеннолетних в 2018 году свидетельствуют о стабильной работе межрайпрокуроров.

В ходе проведенных результативных проверок в различных сферах жизнедеятельности несовершеннолетних, в том числе при получении образования, отдыха и оздоровления в летний период, организации питания и медицинского обслуживания, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности прокурорами выявлено около 5 тысяч нарушений законов. Для их устранения внесено более 2,7 тысяч мер прокурорского реагирования, что превышает показатели прошлого года. При этом шире использовались возможности таких мер прокурорского реагирования как представления, иски и протесты, которых внесено на 6,7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

К дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 2 тысячи должностных лиц, что практически соответствует уровню 2017 года.

По направленным прокурорами в порядке ст.37 УПК РФ 50 материалам в настоящее время возбуждено 48 уголовных дел, в том числе 3 уголовных дела о превышении должностных полномочий по ст.286 УК РФ (Кораблинский, Пронский, Скопинский районы); 9 дел по ст. 156 УК РФ о жестоком обращении с детьми (Рязанский, Милославский, Ряжский (2), Шацкий, Сапожковский (3) районы).

В ходе проведенной прокуратурой области с участием межрайпрокуроров проверки исполнения органами опеки и попечительства законодательства, регламентирующего выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдения прав и законных интересов детей при отобрании из семьи, выявлено 115 нарушений закона. С целью устранения нарушений законов внесено 62 представления, по результатам их рассмотрения 60 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, опротестовано 5 незаконных правовых актов.

В связи с ненадлежащим осуществлением контроля переданных органам местного самоуправления отдельных полномочий в указанной сфере, прокуратурой области 22.10.2018 внесено представление министру образования и молодежной политики Рязанской области, по результатам рассмотрения которого приняты меры к устранению нарушений, одно лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

По итогам проверки Губернатору Рязанской области направлена информация о состоянии законности в сфере деятельности органов опеки и попечительства.

Добились хороших результатов по восстановлению нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних прокуроры Московского, Советского, Кораблинского, Михайловского, Старожиловского и других районов, которыми направлены в суд исковые заявления об устранении нарушений в сфере охраны жизни и здоровья, защиты семьи, материнства, детства, образования.

Практически всеми прокурорами выявлены нарушения при исполнении образовательными и спортивными организациями региона законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при занятии физической культурой и спортом.

С целью устранения нарушений в указанной сфере межрайпрокурорами внесено 61 представление, возбуждено 34 дела об административных правонарушениях.

С целью защиты несовершеннолетних от информации, которая может причинить вред здоровью и (или) развитию детей (например, занятие проституцией) прокуратурой области в 2018 году в суд направлены 5 административных исковых заявлений о признании информации об оказании платных интимных услуг сексуального характера, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на 10 интернет-сайтах, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Прокурором Старожиловского района по результатам мониторинга Интернет-пространства в суд направлено 110 исковых заявлений, которые рассмотрены и удовлетворены судом. Уполномоченными органами принимаются меры по блокировке страниц сайтов в сети Интернет.

В ходе проверок межрайпрокурорами выявлено 125 нарушений жилищных прав несовершеннолетних, для устранения которых внесено 106 мер реагирования, в том числе 23 представления, 80 исковых заявлений, которые удовлетворены судом.

При этом особое внимание уделялось защите жилищных прав детей-сирот. Активно защищали права детей-сирот прокуроры Клепиковского, Шиловского, Октябрьского, Советского районов, которыми в суд направлено 11 исковых заявлений, внесено 6 представлений, опротестовано 3 незаконных акта.

Вместе с тем остается нерешенной проблема обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, у которых наступило право на получение жилья в 2018 году. В первую очередь, эти проблемы связаны с недостаточным финансированием программы по обеспечению жильем детей-сирот.

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по состоянию на 31.12.2018 составила 864 лица. На 2018 год выделены денежные средства в объеме более 441 млн рублей на приобретение жилья 368 детей указанной категории.

На сегодняшний день детям-сиротам передано 352 квартиры на общую сумму более 319 млн рублей.

В Законе о бюджете Рязанской области на 2019 год предусмотрено выделение денежных средств на обеспечение жильем детей-сирот в размере 277 млн. руб., в том числе 22 млн. – из федеральных средств.

На эти денежные средства планируется приобрести квартиры для 213 человек. Всего с учетом лиц, необеспеченных жильем в предыдущие периоды, в жилье будут нуждаться около 470 человек, из них –155, у которых право на обеспечение жильем наступит в 2019 году.

Вопросы целевого расходования бюджетных средств находятся на постоянном контроле в прокуратуре области.

С учетом экономической обстановки в регионе, отсутствия достаточного количества рабочих мест, в том числе для несовершеннолетних и молодежи проблемным являются вопросы трудовой занятости указанной категории лиц. В связи с этим в дальнейшем прокурорам необходимо активизировать работу по защите прав и интересов несовершеннолетних в сфере труда и занятости.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба ответчика по гражданскому делу

Вызывает беспокойство рост преступности несовершеннолетних в 15 районах области. В 2018 году количество оконченных расследованием преступлений несовершеннолетних увеличилось на 41 преступление или 32%.

Вместе с тем одним из факторов роста преступности является ослабление профилактической работы, снижение уровня прокурорского надзора в отдельных прокуратурах, в связи с чем в 1 квартале 2019 года запланированы мероприятия, направленные на повышение качества прокурорского надзора, улучшение координационного взаимодействия с правоохранительными органами.

Источник: http://www.prokrzn.ru/info/news/o-rezultatakh-raboty-organov-prokuratury-po-zashchite-prav-nesovershennoletnikh-/

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

О защите мерами прокурорского реагирования прав несовершеннолетних

Прокуратура республики (Карачаево-Черкесская Республика). 23 января 2020, 08:39

Органами прокуратуры республики в 2019 году проводилась целенаправленная работа по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних.

Число выявленных прокурорами нарушений возросло, их общее количество составило 6 тыс.

Всего в целях устранения нарушений законов в указанной сфере прокурорами внесен 2891 акт прокурорского реагирования, 1255 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и 309 лиц — к административной ответственности, 453 лица предостережено о недопустимости нарушений закона. По материалам прокурорских проверок возбуждено 12 уголовных дел.

В судебном порядке защищались жилищные права детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Благодаря вмешательству прокуратуры республики внесены изменения в законодательство в части увеличения финансирования расходов регионального бюджета, предназначенных на приобретение жилых помещений лицам данной категории с 15 000,0 тыс. рублей до 53 252,9 тыс. рублей.

Прокурорскими проверками в деятельности органов опеки и попечительства выявлено 28 нарушений законодательства, для устранения которых принесен 1 протест, внесено 9 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечены 11 лиц.

В ходе проверок установлены многочисленные факты отсутствия надзора со стороны муниципальных органов опеки и попечительства за деятельностью опекунов (попечителей), соблюдением опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, контроля за сохранностью их имущества, выявлены нарушения периодичности проведения проверок условий жизни подопечных или формального отношения к ним.

В организациях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечены нарушения требований СанПиН к условиям проживания детей, в том числе к организации питания, а также требований по противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности.

Мерами прокурорского реагирования устранены нарушения федерального законодательства, регулирующего вопросы приема детей в образовательные организации, обеспечения бесплатности образования, организации питания и медицинского обслуживания обучающихся, безопасности обучения в образовательных организациях республики, заключения договоров об образовании, соблюдения требований к педагогическим и иным работникам образования.

По инициативе прокуроров пресечены нарушения в сфере медицинского обслуживания несовершеннолетних, в том числе детей- инвалидов, в лечебных и общеобразовательных учреждениях, организациях для постоянного пребывания несовершеннолетних.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прокурорами вскрыты факты бездействия со стороны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, образовательных организаций, их формального подхода при проведении профилактической работы с несовершеннолетними и законными представителями.

В 2019 году в деятельности органов и учреждений системы профилактики прокурорами выявлено 486 нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений, для их устранения внесено 198 актов прокурорского реагирования, к дисциплинарной ответственности привлечены 122 лица.

Вопросы соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних являющиеся приоритетным направлением прокурорской деятельности, находятся в центре внимания надзорного ведомства.

Источник: http://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1773514/

Защита прокурором прав и законных интересов несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве

Дата публикации: 26.05.2014 2014-05-26

Статья просмотрена: 9174 раза

Библиографическое описание:

Хуснутдинова С. А. Защита прокурором прав и законных интересов несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 688-690. — URL https://moluch.ru/archive/67/11270/ (дата обращения: 10.02.2020).

Ключевые слова: прокуратура, гражданское судопроизводство, несовершеннолетний.

Защита прав детей — одна из важнейших задач государства. В ст.38 Конституции РФ установлено, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. [1] Именно дети, в силу своего возраста, физической или умственной незрелости, нуждаются в надежной правовой защите со стороны государства в лице его уполномоченных органов.

Несмотря на общую направленность государственной политики на укрепление семейных, моральных ценностей, состояние законности в сфере защиты прав несовершеннолетних оставляет желать лучшего. В этих условиях для прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, защита прав несовершеннолетних является приоритетным направлением правозащитной деятельности [2].

На сегодняшний день можно говорить о достаточном регулировании правовых отношений, возникающих с участием несовершеннолетних. В Приказе Генерального прокуратура РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей — путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних и т. п. [6] При этом прокурор обязан своевременно реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Среди различных способов защиты прокурором прав детей наиболее эффективной является судебная защита в порядке гражданского судопроизводства. Прокурор имеет право участвовать в гражданском процессе в двух формах: в инициативной (обращение в суд с заявлением для защиты интересов других лиц) и вступление в дело с целью дачи заключения. [7, c.237]

Инициативная форма участия прокурора в суде может быть реализована путем предъявления искового заявления или заявлений, рассматриваемых в порядке производства, возникающего из публичных правоотношений и особого производства. Данная форма участия прокурора закреплена в ст. 45 ГПК. В связи с внесенными изменениями в 2009 г. в ГПК РФ, прокурор не обязан пояснять, по какой причине гражданин проявляет гражданско-процессуальную пассивность, если заявления подаются в сфере наиболее значимых сфер жизни [3]. К таковым относят: трудовую деятельность, сферу семейных отношений, социальную защиту и социальное обеспечение, обеспечение права на жилье в государственных и муниципальных фондах, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и образование.

Читайте так же:  Доверенность почта россии физическое лицо образец

Таким образом, законодатель вводит два процессуальных условия, которыми руководствуется прокурор при обращении в суд: 1) если имеется уважительная причина, по которой гражданин сам затрудняется реализовать свое право на судебную защиту, прокурор вправе сам, без инициативы со стороны гражданина обратиться в суд за защитой его интереса; 2) наличие обращения к прокурору гражданина, считающего, что нарушены его права из числа перечисленных в ст. 45 ГПК РФ. В первом случае поводами для обращения прокурора в суд в защиту прав детей являются результаты общенадзорных прокурорских проверок соблюдения законодательства о несовершеннолетних, а также сообщения граждан о нарушении прав детей. [3] Во втором случае прокурор основывается на обращении законных представителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних.

Что касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то в ст. 10 ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор указан в числе лиц, которые вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ за защитой прав таких детей [5]. Но, несмотря на это, суды первой инстанции иногда отказывают в принятии заявлений в защиту прав несовершеннолетних, ссылаясь на ст. 64 Семейного кодекса РФ, согласно которой родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. [4] Однако суд не учитывает тот факт, что из-за отсутствия правовых знаний, гражданской пассивности, либо каких — либо социальных проблем, по вине родителей либо опекунов ребенка, напротив, эти права могут быть ущемлены.

В ряде случаев прокурору приходится отстаивать социальные права граждан без их обращения с такой просьбой, когда дети, оставшиеся без попечения родителей, достигли совершеннолетия, но зачастую не только не могут отстаивать свои права в суде, но и неспособны установить факт ущемления таких прав. И хотя попечительство над достигшими совершеннолетия считается прекращенным и они приобретают полную дееспособность, прокурор обращается в суд за защитой их интересов, потому что в силу задержки психоэмоционального развития и низкого уровня социальной адаптации некоторые воспитанники детских домов не могут самостоятельно защищать в суде свои права. В такой же защите могут нуждаться достигшие совершеннолетия граждане после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в армии, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. [9,c.495]

Возникают ситуации, когда прокурор защищает права уже достигшего совершеннолетия гражданина, его полномочия впрямую не распространяются на защиту лиц, не достигших 18-летнего возраста, но приобретших процессуальную дееспособность. Статья 37 ГПК РФ к таким случаям относит граждан в возрасте от 14 до 18 лет, ставших участниками материально-правовых отношений, в которых они достигли возраста правоспособности (трудовых, семейных, предпринимательских и т. д.), либо эмансипированных в порядке, установленном законом. Такие лица вправе осуществлять свои права в суде лично. [3] Но ГПК РФ наделяет суд правом привлечь законных представителей несовершеннолетних к участию в деле. Часто, судьи иногда отказывают прокурору в принятии заявлений, поданных в защиту таких несовершеннолетних. Это недопустимо, так как прокурор вправе обращаться в суд в защиту детей, хотя бы и проявивших самостоятельность в материально-правовых отношениях, с той лишь разницей, что в подобных случаях прокурору следует обосновать причину, по которой именно он, а не сам несовершеннолетний обращается в суд. [10,c.153]

Что касается второй формы участия, когда прокурор вступает в уже начатый процесс, то в ч. 3 ст.45 ГПК РФ есть перечень дел, по которым участие прокурора предполагается. [3] К ним относятся дела: о выселении; о восстановлении на работе; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и иные дела, предусмотренные ГПК РФ и другими федеральными законами.

По этим делам прокурор дает заключение, осуществляя тем самым свои полномочия по надзору за соблюдением законности. Заключение прокурора не может предопределять позицию суда по конкретному делу, которая должна формироваться в результате установления фактических обстоятельств, а также беспристрастного, всестороннего и полного исследования всех материалов и доказательств, заслушивания мнений, доводов сторон и других лиц, участвующих в деле. [8,c.175]

Несовершеннолетний также может оказаться в качестве ответчика и тогда возможно предъявление прокурором в его защиту встречного иска как вариации прямо предусмотренной ст. 45 ГПК РФ инициативной формы участия прокурора в гражданском процессе. [3]

Итак, формы участия прокурора в гражданском процессе эффективны. Расширение полномочий прокурора по обращению в суды и вступлению в процесс для дачи заключения, правовых оснований участия прокурора в рассмотрении и разрешении гражданских дел о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, предоставление прокурору права участия в исполнительном производстве по таким делам будет способствовать своевременному, реальному восстановлению прав несовершеннолетних в полном объеме.

Кроме того, необходимо предоставить прокурору право принесения кассационных представлении, а также представлений в порядке надзора на незаконные и необоснованные судебные постановления независимо от его участия в гражданском процессе по делам указанной категории в суде первой инстанции, для чего внести соответствующие изменения в ГПК РФ. Предлагаемые изменения повысят результативность деятельности органов прокуратуры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Российская Газета» № 4831 от 21 января 2009 г. http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html (дата обращения: 15.05.2014)

2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992г. № 2202–1 (с изменениями и дополнениями на 02.04.2014) // Интернет-портал «Российская Газета» от 25 ноября 1995 г. http://www.rg.ru/1995/11/25/prokuratura-dok.html (дата обращения: 17.05.2014)

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.05.2014) // Интернет-портал КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/popular/gpkrf/#info (дата обращения: 18.05.2014)

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014)//Интернет-портал СПС КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 21.05.2014)

5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // Интернет-портал СПС ГАРАНТ, http://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 20.05.2014)

Читайте так же:  Компенсация морального вреда причиненного уголовным преследованием

6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»//Интернет–портал СПС ГАРАНТ, http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ (дата обращения: 18.05.2014)

7. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / под ред. Ю. Е. Винокурова. — 10-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 476 с.

8. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров; под общ. Ред. А. Ю. Винокурова. — М.: Издательство 2013г. Юрайт, 2013. — 418 с.

9. Лукашёва Е. А. Права человека: учебник. 2-е изд., перераб. — М.: Норма: Инфра-М, 2013. — 560 с.

10. Нагаев В. В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учеб.пособие для студентов вузов / В. В. Нагаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. — 255 с.

Источник: http://moluch.ru/archive/67/11270/

Защита прав несовершеннолетних органами прокуратуры

Ежегодно 1 июня празднуется один из самых известных международных праздников — Международный день детей (International Children’s Day), знакомый россиянам как «Международный день защиты детей».

Решение о проведении этого праздника было принято еще в 1925 г. в Женеве на Всемирной конференции, посвященной вопросам благополучия детей. Международный день защиты детей впервые был проведен 1 июня 1950 г., после чего он отмечается ежегодно.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Это направление для столичных прокуроров является особо значимым и актуальным.

Только в текущем году прокурорами вскрыто 3536 нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних. В связи с чем, внесено 820 представлений. За допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено 574 лица, к административной — 222. В интересах несовершеннолетних в суды предъявлено более 250 исковых заявлений. Прокурорами опротестовано почти 400 незаконных правовых акта, предостережено – почти 600 должностных лиц.

Нарушения прав несовершеннолетних по-прежнему выявляется в сфере охраны жизни, здоровья, защиты семьи, материнства и детства, профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, соблюдения жилищных и имущественных прав, прав на проживание в благоприятных условиях, соответствующих санитарным и техническим нормам, на получение предусмотренных законом выплат и льгот.

В сфере постоянного внимания прокуроров защита прав и законных интересов детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение их беспрепятственного доступа к объектам транспорта и социальной инфраструктуры. Так, Лефортовский межрайонный прокурор в судебном порядке обязал ГБУ «Ресурсный центр для инвалидов» Департамента социальной защиты населения г. Москвы обеспечить техническими средствами реабилитации 5-летнего мальчика, страдающего детским церебральным параличом. По требованию Кузьминской межрайонной прокуратуры 6-летняя девочка, страдающая ДЦП тяжелой формы, органическим поражением ЦНС, глухотой, частичной атрофией зрительного нерва, и остро нуждающаяся в использовании вертикализатора с четырехуровневой системой вертикализации, обеспечена этим средством реабилитации. Такие примеры не единичны.

Только после принятия мер прокурорского реагирования устранены нарушения требований законодательства о запрете розничной продажи табачных изделий на расстоянии менее чем сто метров от границ ГБОУ СПО «Колледжа сервиса и туризма», Государственного Университета Управления, ГБОУ детских садов № 350 № 1940.

В ходе мониторинга Интернет-ресурсов прокуроры, в том числе, проверяют соблюдение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, принимают меры прокурорского реагирования к блокировке запрещенной или ограниченной к распространению информации.

Пристальное внимание органами прокуратуры уделяется защите жилищных прав несовершеннолетних, и прежде всего, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, после прокурорского вмешательства восстановлены права выпускников детского дома № 59 и специальной коррекционной школы-интерната № 8 на вселение в благоустроенные жилые помещения. С сирот сняты необоснованно предъявленные в их адрес требования о погашении задолженности, образовавшейся по вине родителей, лишенных родительских прав.

Одним из важнейших направлений работы прокуроров в сфере профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних является разъяснение законодательства с целью правового просвещения подрастающего поколения. Так, в истекшем году столичными прокурорами в образовательных учреждениях проведено более 1000 лекций. В ходе бесед школьникам и студентам разъяснены их права и обязанности, на все вопросы даны ответы.

Работа по защите прав и законных интересов детей и молодежи продолжается.

Источник: http://www.mosproc.ru/news/moscow/organy_prokuratury_stolitsy_prinimayut_aktivnye_mery_po_zashchite_prav_nesove

Актуальные проблемы вопросов прокурорского надзора за соблюдением законов в отношении несовершеннолетних

Дата публикации: 23.04.2018 2018-04-23

Статья просмотрена: 1978 раз

Библиографическое описание:

Полушкин А. В. Актуальные проблемы вопросов прокурорского надзора за соблюдением законов в отношении несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2018. — №16. — С. 234-236. — URL https://moluch.ru/archive/202/49711/ (дата обращения: 10.02.2020).

Данная статья акцентирует внимание на обязанности государства осуществлять защиту в сфере семьи, материнства и детства. В ней автор рассматривает проблемные вопросы прокурорского надзора за соблюдением законов в отношении несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние, защита прав, государственные органы, защита прав ребенка прокурором.

This article focuses on the duty of the state to exercise protection in the sphere of family, motherhood and childhood. In it the author examines the problematic issues of prosecutorial supervision over the observance of laws on minors.

Key words. minors, protection of rights, state bodies, protection of the rights of the child attorney.

В последнее время особое внимание со стороны государства уделяется вопросам прав ребенка.

Обязанность государства по охране семьи, материнства и детства закреплена в ст. 38 Конституции РФ, этим самым в императивной редакции государство приняло на себя всемерную охрану и охрану интересов матери, ребенка и семьи, в частности.

При этом подразумевается, что права и интересы детей в первую очередь должны защищать их законные представители (опекуны, усыновители, родители, попечители). Нередко же защищать ребенка доводится от самих законных представителей, которые либо не соблюдают его права, либо не выполняют надлежащим образом возложенные на них обязанности.

Одной из гарантий защиты прав и интересов несовершеннолетних в российском обществе является прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, который отталкивается из принципа приоритетности интересов и благосостояния детей во всех областях жизни общества и государства.

Рассматривая проблемные вопросы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, особенно необходимо остановиться на наблюдении за соблюдением законности в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как важнейшем составляющем формирующейся в государстве системы ювенальной юстиции.

Вследствие прокурорских проверок, постоянно проводимых в Новгородской области в отношении комиссий по делам несовершеннолетних и охране их прав при органах местного самоуправления, обнаруживаются стандартные нарушения законности в административно-юрисдикционной деятельности комиссий, которые можно свести к следующим.

Читайте так же:  Должность инспектора по делам несовершеннолетних

  1. Непостоянно выдерживается 15-дневный срок рассмотрения комиссией дел об административных правонарушениях, предусмотренный ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ.
  2. Основательной проблемой является низкое качество ведения протоколов комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. В процессе прокурорских проверок, проведенных в 2016 г. в Новгородской области, обнаружены нарушения ст. 29.8 КоАП РФ [2], предусматривающей непременное составление протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении при анализе дела коллегиальным органом.
  3. Проведённые проверки демонстрируют, что городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав выносят постановления по делу об административном правонарушении с нарушением требований ст. 29.10 КоАП РФ.

В ходе осуществления прокурорского надзора прокуроры определяют, что большие проблемы возникают у несовершеннолетних при устройстве на работу из-за неимения рабочих мест. Особое беспокойство порождает категория социально незащищенных детей, а также несовершеннолетних, освободившихся из воспитательской колонии, выпущенных из специальных учебно-общевоспитательных учреждений закрытого вида. Таких несовершеннолетних следует трудоустраивать в обязательном порядке, формировать рабочие места, осуществлять квотирование рабочих мест.

В соответствии со ст. 272 ТК РФ особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет формируются трудовым законодательством, коллективным соглашением, договором. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [6] предусматривает установление квоты для приема на работу только инвалидов (ст. 13). С учетом изложенного, с целью защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних следует предусмотреть в ст. 13 и 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» неотъемлемое квотирование мест для устройства на работу несовершеннолетних, бронирование отдельных видов работ для несовершеннолетних как категории граждан, особо нуждающейся в социальной охране.

Также прокуроры сталкиваются с проблемой необеспечения органами исполнительной власти субъектов Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а, кроме того, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении либо учреждении социального обслуживания, а кроме того в учреждениях всех типов профессионального образования, или по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, или в последствии возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилой площадью согласно месту жительства вне очереди не ниже установленных социальных норм в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [5], ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации [3] Прокурорская практика говорит, что эта проблема имеет место вследствие отсутствия у жилищных органов жилой площади для предоставления указанной группы несовершеннолетних, тем самым нарушается закон.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [4] к возможностям организаций государственной власти субъектов Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации причисляется реализация государственной политики в интересах детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Немалую тревогу у прокуроров вызывает нарушение законности в деятельности органов опеки и попечительства. В небольших городах и сельских поселениях трудности появляются из-за неимения кадров, отсутствия у сотрудников органа опеки и попечительства профессиональных знаний, образования. Прокуроры в процессе прокурорских проверок разъясняют действующее законодательство, оказывают помощь сотрудникам указанных органов в подготовке судебных и других документов. Возможно, новое законодательство о деятельности органов опеки и попечительства несомненно поможет в разрешении этих трудностей.

Еще одна проблема в практике прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних связана с невозможностью прокурором в полном объеме осуществить свои полномочия в гражданском процессе. В соответствии с ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц либо интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований. Обращение в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только лишь в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным обстоятельствам не имеет возможность сам обратиться в суд. С учетом данной нормы закона в основной массе случаев суды отказывают прокурорам в принятии к рассмотрению заявлений в защиту прав несовершеннолетних, со ссылкой на то, что охрану их прав реализовывают родители, опекуны, усыновители и другие законные представители, что лишает прокурора способности в полном объеме реализовывать судебную охрану прав несовершеннолетних.

Таким образом, представляется весьма необходимым сконцентрировать в одном подразделении Генеральной прокуратуры РФ (и, соответственно, прокуратур в регионах) все направления прокурорского надзора по делам несовершеннолетних. Это обуславливается, с одной стороны, особенностью охраны прав данной социально-возрастной категории населения, требующей системного, комплексного подхода, с другой — особенностями правового статуса ребенка.

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2017) // СЗ РФ. 2001. № 178. Ст. 1455. 2017. № 189. С. 2563.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // СЗ РФ. 2004. № 145. Ст. 2156. 2017. № 234. Ст. 2149.
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 163. Ст. 1499. 2016. № 259. Ст. 2598.
  5. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 209. Ст. 1343. 2017. № 176. Ст. 2506.
  6. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1991. № 156. Ст. 2143. 2017. № 238. Ст. 2230.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/202/49711/

Защита прав несовершеннолетних органами прокуратуры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here