В каком суде рассматривается кассационная жалоба

Информационная поддержка по вопросу: "В каком суде рассматривается кассационная жалоба" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Каковы сроки рассмотрения кассационной жалобы по гражданскому делу?

Порядок кассационного судопроизводства строго регламентированы законодательством РФ, а именно процессуальными кодексами соответствующих отраслей права.

О сроках рассмотрения кассационной жалобы по гражданскому делу расскажем в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Какими статьями закона регулируются?

В гражданском судопроизводстве сроки рассмотрения регулируется ст. 382 ГПК РФ от 14.11.2002 №138-ФЗ.

Порядок рассмотрения установлен ст. 386.

В административном судопроизводстве сроки рассмотрения кассационных жалоб регламентирован ст. 322 КАС РФ, порядок — ст. 327 КАС РФ.

В арбитражном судопроизводстве сроки и правила подачи, а также рассмотрения кассационной жалобы установлены Главой 35 АПК РФ, порядок регламентируется ст. 284 АПК РФ, срок рассмотрения — ст. 285.

В уголовном судопроизводстве срок рассмотрения кассации установлен ст. 401.9 УПК РФ, порядок — ст. 401.13.

О порядке восстановления срока обжалования решения суда по гражданскому и административному делу читайте в нашей статье.

Какие суды этим занимаются?

К судебным инстанциям, рассматривающим кассационные жалобы, относятся вышестоящие суды по отношению к судебным инстанциям, вынесшим судебное решение и апелляционное определение. Кассационными инстанциями в гражданском или административном судопроизводстве являются:

  • президиумы верховных судов края, республики, округа, области и т. д.;
  • Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ.

В уголовном процессе:

    Судебная коллегия ВС субъекта РФ;

Судебная коллегия ВС РФ.

В арбитражном судопроизводстве дело рассматривается в Федеральном арбитражном суде округа.

Дела военнослужащих рассматриваются в Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ.

Действия судьи после получения

После приема кассационной жалобы первоначально она изучается судьей единолично на предмет ее соответствия законодательным и процессуальным нормам. При этом судья может вынести следующие решения:

  • отказ в передаче жалобы на рассмотрение;
  • оставление жалобы без движения;
  • возвращение жалобы;
  • передача жалобы на рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Как составить отзыв на заявление о взыскании судебных расходов? Читайте об этом здесь.

Кто рассматривает жалобу по гражданскому делу?

Гражданские дела рассматриваются в порядке, установленном ГПК РФ. Жалоба подается в суд, вышестоящий по отношению к судам, вынесшим первоначальное решение и апелляционное определение.

  1. В президиум ВС субъекта РФ подается кассационная жалоба на апелляционные определения районных судов, приказы мировых судей и постановления районных судов.
  2. Судебная коллегия по гражданским делам принимает кассационные жалобы на постановления и апелляционные определения президиумов ВС субъектов РФ.
  3. На имя Председателя ВС РФ подается кассационная жалоба на определения Судебной коллегии.

к содержанию ↑

Порядок разбирательства

После получения жалобы она изучается судьей на предмет соответствия процессуальным и законодательным нормам.

В случае принятия решения о передаче жалобы на рассмотрение, судья готовит доклад о полученной жалобе.

Судебное разбирательство состоит из трех этапов:

  • подготовительного с указанием обстоятельств разбирательства;
  • рассмотрения материалов, в ходе которого судьей делается доклад с приведением доводов жалобы и обстоятельств дела;
  • вынесение определения судебной коллегией.

На судебное заседание приглашаются лица, чьи интересы затрагиваются жалобой, при этом их отсутствие не является основанием для переноса заседания.

В ходе рассмотрения жалобы они могут дать пояснения по обстоятельствам дела, при этом первым дает объяснения лицо, подавшее жалобу. После рассмотрения судебная коллегия выносит определение или постановление, при этом коллегия вправе:

  • удовлетворить жалобу;
  • отказать в удовлетворении;
  • направить дело на новое разбирательство.

Рекомендации по составлению дополнения к исковому заявлению в суд, если оно уже подано, вы найдете на нашем сайте.

Сроки

Сколько рассматривается кассационная жалоба? Кассационная жалоба должна быть рассмотрена в президиумах ВС РФ регионов в течение:

  • 1 месяца с момента получения;
  • 2 месяцев в случае, если дело было истребовано судьей, при этом срок отсчитывается с момента получения материалов дела.
  • В судебных коллегиях ВС РФ сроки рассмотрения увеличены:

    • 2 месяца с момента подачи жалобы;
    • 3 месяца в случае истребования дела, срок отсчитывается с момента получения материалов.

    Председатель ВС РФ вправе увеличить срок рассмотрения жалобы на 2 месяца с учетом сложности дела.

    В арбитражном судопроизводстве срок рассмотрения кассационной жалобы установлен в срок до 2 месяцев с момента обращения и может быть продлен до 6 месяцев в случае особо сложных обстоятельств.

    Пределы

    Кассационное судопроизводство определяет соответствие вынесенных судебных решений судов первой инстанции и апелляционных судов нормам процессуального и материального права в пределах доводов, изложенных в тексте самой кассационной жалобы, представления.

    Согласно постановлению Пленума ВС, в интересах законности кассационный суд может выйти за пределы указанных в жалобе доводов, если в ходе рассмотрения у суда возникли сомнения в соответствии вынесенного решения нормам процессуального и материального права.

    Как написать заявление о взыскании судебных расходов на услуги представителя по гражданскому делу? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Основания отказа

    Первоначально кассационная жалоба изучается судьей единолично на предмете соответствия нормам права.

    Подателю жалобы может быть отказано в передаче на рассмотрение в случае, если судья определил, что отсутствуют основания для пересмотра решений судов нижестоящих инстанций.

    Отказ письменно мотивируется судьей в соответствии с законодательством, однако сама жалоба и приложенные к ней документы остаются в кассационном суде. Отказ в передаче на рассмотрение — самое частое решение кассационных судов.

    Оставление без движения: что дальше?

    Судья может вынести определение об оставлении жалобы без движения, если текст жалобы не соответствует юридическим нормам или отсутствуют необходимые документы, прилагаемые к жалобе (квитанция об уплате госпошлины, копии судебных документов, копии жалобы согласно числу участников судебного разбирательства и др.).

    Читайте так же:  Жалоба в суд через мирового судью

    В этом случае судьей выносится определение об оставлении жалобы без движения с назначением конкретного временного срока на исправление недостатков.

    Податель может привести текст жалобы в соответствие с законодательством и, исправив недочеты, вновь направить жалобу.

    В случае, если податель не исправляет недочеты в указанный срок, выносится решение о возвращении жалобы подавшему ее лицу.

    Можно ли обжаловать возвращение?

    Судья может вернуть кассационную жалобу в следующих случаях:

    • жалоба подана с нарушением подсудности или очередности судебных инстанций;
    • жалоба подана не обладающим правами на обращение в кассационный суд лицом;
    • невыполнения указаний судьи в случае оставлении жалобы без движения;
    • ходатайством подателя о ее возвращении;
    • пропущен срок подачи.

    Решение о возвращении жалобы выносится в 10-дневный срок с момента поступления в суд. Определение о возвращении жалобы может быть обжаловано в срок до 10 суток с момента возвращения в том же суде.

    При этом возвращение жалобы не ограничивает подателя от подачи новой жалобы в тот же судебный орган. В такой ситуации у подателя возникает альтернатива: подача новой кассационной жалобы или подача жалобы на определение о возвращении.

    Основания для возвращения могут быть устранимыми или неустранимыми. Например, если пропущен срок подачи, то податель может обжаловать возвращение с одновременным ходатайством о продлении срока. В случае удовлетворения жалоба может быть принята к рассмотрению.

    Как обжаловать определение об отказе в передаче? При вынесении судьей решения об отказе в передаче податель может обжаловать решение в суде вышестоящей инстанции, то есть будет производиться подача второй кассационной жалобы.

    При этом в суде вышестоящей инстанции можно как обжаловать определение кассационного суда, так и решения нижестоящих судов. Кассационная жалоба на определение о передаче подается:

    • в соответствующую коллегию ВС РФ;
    • Председателю ВС РФ, если был отказ в передаче судебной коллегией ВС РФ.

    Исключением являются случаи, когда подается жалоба на приказ мирового судьи. В такой ситуации обжаловать отказ в передаче не получится, а у подателя остается последняя инстанция — подача надзорной жалобы на имя Председателя ВС.

    Жалоба на отказ в передаче кассационной жалобы на рассмотрение — образец документа.

    Что не может делать суд кассационной инстанции до возбуждения производства по кассационной жалобе? Узнайте об этом из ролика:

    Как узнать решение?

    Податель кассационной жалобы, а также лица, чьи интересы затронуты жалобой, извещаются о вынесенном решении путем письменного извещения.

    В случае рассмотрения жалобы лица приглашаются на заседание, а с вынесенным определением могут ознакомиться лично в ходе его оглашения. Также решение суда можно узнать, обратившись в его канцелярию.

    Об отказе в рассмотрении или оставлении без движения податель извещается письменным извещением.

    Основания для возражения

    В арбитражном судопроизводстве существует возможность подачи отзыва с указанием возражений относительно доводов, указанных в жалобе. Этим правом обладают лица, чьи интересы затронуты текстом жалобы.

    В отзыве можно привести собственные доводы, которые могут повлиять на судебное решение органа кассационного суд.

    Возражение может быть подано исключительно до начала судебного разбирательства, при этом копии возражения также направляются лицам, участвующим в разбирательстве.

    Форма подачи:

    • заказным письмом с уведомлением;
    • в электронном виде путем заполнения формы на сайте суда с приложением необходимых документов.

    Госпошлина за подачу отзыва на кассационную жалобу не взимается.

    Обычное время для рассмотрения жалобы в кассационном суде составляет 1 месяц в президиумах ВС субъектов РФ и 2 месяца в коллегиях ВС РФ, однако по ходатайству председателя суда может быть увеличен.

    В арбитражном судопроизводстве стандартный срок рассмотрения кассации определен в 2 месяца с момента обращения.

    Образец возражения на кассационную жалобу на решение суда по гражданскому делу.

    О нюансах рассмотрения кассационных жалоб вы можете узнать из видео:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Это быстро и бесплатно !

    Источник: http://pravapot.ru/obschee/pretenziya/sroki-rassmotreniya-kassatsionnoj-zhaloby-po-grazhdanskomu-delu.html

    Разделение института апелляционных и кассационных судов: что изменится в отечественной судебной системе, и какие проблемы еще предстоит решить?

    Ирина Соловьева,
    ведущий юрист-аналитик Европейской Юридической Службы

    30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ (далее – Закон № 1-ФКЗ), внесший изменения в судебную систему федеральных судов общей юрисдикции. Все юридическое сообщество пристально следит за процессом реализации этой значимой реформы судебной системы. Интерес обусловлен вопросом степени влияния внесенных изменений на практические аспекты работы системы правосудия в нашей стране. «Создать суд скорый, правый, милостивый», – такую цель ставил перед собой еще автор первой российской судебной реформы 1864 года император Александр II.

    Любой юрист, практикующий представительство по судебным делам, сталкивался с «минусами» пересмотра решения суда на территории того же субъекта Российской Федерации, а зачастую – и на территории того же города, где оно было принято. В случае с подачей кассационной жалобы приходится сталкиваться с тем, что пересмотр судебных постановлений производится президиумом того же суда, где ранее было вынесено апелляционное определение. По сути, постановление по пересмотру дела принимается людьми, ежедневно работающими бок о бок – встречающимися в одной «столовой», сидящими в кабинетах на одном этаже. Высокие принципы независимости, беспристрастности судей при пересмотре судебных решений в судах общей юрисдикции практически не работают, что, в том числе отражает сравнение статистических данных по пересмотру дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По данным статистики, опубликованной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 жалоб из 212 137 поданных).

    Елена Трубникова, руководитель
    корпоративно-правовой службы, налоговый консультант

    Кроме того, серьезное влияние на работу судов на местах оказывают местные органы власти. К сожалению, зависимые от региональной власти судьи зачастую не рискуют принимать решения, направленные против органов государственной власти, органов местного самоуправления, зачастую и, к сожалению, – независимо от того, каким образом вопрос урегулирован в законах.

    Читайте так же:  День неисполнения обязательств

    Основной идеей, которой руководствовались разработчики законопроекта, ставшего на сегодня Законом № 1-ФКЗ, было распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке.

    Всего будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Организация работы данных судов планируется по тому же принципу, что и в арбитражных судах, поскольку, по мнению авторов реформы, такой принцип хорошо себя зарекомендовал.

    Однако в России создан 21 апелляционный арбитражный суд, а также 10 арбитражных судов округов, на которые возложена роль кассационной инстанции, и это при том, что арбитражными судами рассматривается в целом гораздо меньше дел, чем судами общей юрисдикции. Так, согласно данным статистики, за 2017 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 875 898 апелляционных жалоб и представлений, 212 137 кассационных жалоб, в то время как арбитражными апелляционными судами – 299 783 апелляционных и 95 270 кассационных жалоб и представлений. Поэтому планируемое к созданию количество апелляционных и кассационных судов не может не вызывать опасений, в силу того, что на суды общей юрисдикции нагрузка по количеству дел – гораздо выше, чем в арбитражных судах. Не исключено, что со временем потребуется вносить коррективы и создавать новые суды, учитывая нагрузку по количеству дел.

    В результате проведения реформы судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и на 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

    Кроме судей в апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.

    Всего, по подсчетам ВС РФ, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

    Однако даже если предположить, что меньшее количество самих судов будет компенсировано количеством судей в них, то вопрос территориальной доступности судебной власти при проводимой реформе все же остается открытым. Ведь зачастую – обратиться в суд мешает простое отсутствие времени на его посещение. А после создания новых судов для того чтобы обжаловать несправедливое по мнению человека решение тому зачастую придется преодолеть немалое расстояние. К примеру, первый апелляционный суд, который планируется разместить в Москве, будет рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты Псковского областного суда.

    В арбитражном процессе такая ситуация сопряжена с меньшим количеством проблем, поскольку участниками процесса являются субъекты предпринимательской деятельности, для которых не составляет проблем оплатить услуги представителя.

    Одним из решений данного вопроса является создание судебных присутствий апелляционных и кассационных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

    Законодатель определил понятие «постоянного судебного присутствия» через термин «обособленное подразделение», осуществляющее полномочия апелляционного (кассационного) суда. Термин «обособленное подразделение» встречается и в ст. 55 Гражданского кодекса применительно к филиалам и представительствам юридических лиц. Некоторое сходство с задуманной законодателем моделью апелляционного (кассационного) суда с обособленными подразделениями – постоянными судебными присутствиями, если проводить параллель, условно можно отметить с крупным юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения. Институт судебных присутствий не является новым, он был создан ранее, в том числе применительно к районным, областным (иным) судам.

    Институту судебных присутствий необходимо уделить отдельное пристальное внимание, так как от этого напрямую зависит достижение главной цели судебной реформы: повышение качества и доступности правосудия.

    В результате проводимой реформы претерпит изменения и сама процедура обжалования.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В настоящее время процедура кассационного обжалования при подаче кассационных жалоб в президиум суда субъекта Федерации существенно не отличается от процедуры их рассмотрения судебной коллегией ВС РФ.

    Сейчас же предлагается введение так называемой «сплошной кассации», то есть вопрос о передаче дела для рассмотрения в судах кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда кассационной инстанции.

    Согласно планируемым поправкам предполагается, что отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению, то есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу будет аналогичен производству всуде апелляционной инстанции.

    Представляется, что это позволит существенно увеличить объем дел, доходящих до рассмотрения коллегиальным составом судей. Ведь на настоящий момент податели кассационных жалоб в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с тем, что жалоба их не передается на рассмотрение по существу коллегиальным составом судей, а решение, по сути, принимается судьей единолично. Это в свою очередь увеличивает нагрузку ВС РФ, поскольку податели жалобы вынуждены снова обращаться с ней уже в судебную коллегию ВС РФ.

    Аргументом в пользу судебной реформы, как указано выше, является простой факт, а именно по данным статистики, опубликованной на официальном сайте ВС РФ, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 из 212 137 поданных). Каждый практикующий юрист понимает, что подобная разница вызвана отнюдь не низким качеством работы арбитражных судов первой инстанции. Как уже отмечалось ранее, кассационные жалобы в судах общей юрисдикции просто не рассматриваются по существу.

    За проведение такой реформы высказался Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, только введение «сплошной кассации», а не выборочной, как сейчас, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ. С ним сложно не согласиться.

    Читайте так же:  Госпошлина в районный суд неимущественного характера

    Однако, как уже говорилось ранее, опасение вызывает тот факт, достаточно ли будет создаваемых кассационных судов для рассмотрения потока кассационных жалоб, количество которых, как представляется, должно будет возрасти после введения процедуры «сплошной кассации».

    Значимым также представляется то обстоятельство, что президиумы судов апелляционной и кассационной инстанции будут наделяться исключительно административными полномочиями, что также направлено на повышение реальной независимости и устранение коррупционной составляющей. Это позволит снизить фактор влияния межличностных трудовых отношений между судьями, принимающими процессуальные решения по одному делу.

    В ходе проводимой реформы должна существенно снизиться нагрузка региональных судов. Количество дел, рассматриваемых такими судами в апелляционном и кассационном порядке, значительно превышает количество дел, по которым решение принимается ими по первой инстанции. Поскольку процессуальное законодательство построено таким образом, что региональные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают наиболее сложные и значимые дела, то уменьшение их нагрузки само по себе положительно скажется на судопроизводстве.

    Проводимая реформа призвана также снизить и нагрузку ВС РФ. К апелляционным судам отойдет часть и его функций. Из ведения Суда будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции. Это позволит Суду сосредоточится на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой.

    Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что Законом № 1-ФКЗ унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. По аналогии с арбитражными судами устанавливается, что в судах общей юрисдикции, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд. Данное правило призвано обеспечить сменяемость лиц, занимающих данную должность, что, безусловно, имеет большое значение для формирования независимых судов.

    Законом № 1-ФКЗ увеличен предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. Это обусловлено требованиями к лицам, занимающим данную должность. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя ВС РФ, заместителей Председателя КС РФ.

    Согласно ст. 7 Закона № 1-ФКЗ кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум ВС РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 года.

    Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

    Таким образом, законодатель изначально предполагает, что возможно неравномерное формирование судов апелляционной и кассационной инстанции в различных регионах, когда в одних регионах уже будут созданы все условия, и начнется рассмотрение судебных споров «по-новому», в то время как в других – все еще будет действовать «старый» порядок обжалования. Также возможно, что при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт апелляционного суда, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, так как суд кассационной инстанции просто не успел еще сформироваться.

    Учитывая размеры нашей страны, и то, как по-разному складывается обстановка в разных ее субъектах, несложно представить, что временной разрыв в создании новых судов в Москве, Санкт-Петербурге и городах с меньшим числом населения будет очень существенно отличаться. Представляется, что законодатель был прав, прозорливо предусмотрев это, поскольку, установив единый «жесткий» срок для создания судов на всей территории России он бы вынудил либо его нарушить, либо провести подготовку к созданию судов не на должном уровне.

    Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/soloveva/1212200/

    Пленум ВС РФ разъяснил порядок кассационного обжалования судебных решений по уголовным делам в новых кассационных СОЮ

    Fotofabrika / Depositphotos.com

    Разработка и принятие указанного постановления обусловлены протекающей в РФ судебной реформой и связанными с этим изменениями, внесенными в порядок производства в суде кассационной инстанции, регламентированный нормами главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса. Содержащиеся в нем разъяснения будут применяться при пересмотре в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (кассационного военного суда). С этой же даты утратят силу прежние разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации (Постановление Пленума ВС РФ от 25 июня 2019 г. № 19).

    В постановлении ВС РФ, в частности, напоминает, что будут предусмотрены два порядка производства в суде кассационной инстанции:

    • сплошная кассация – с назначением судебного заседания суда кассационной инстанции без предварительного решения судьи о передаче кассационных жалобы, представления для их рассмотрения в судебном заседании;
    • выборочная кассация – с предварительным решением судьи по данному вопросу.

    В порядке сплошной кассации будут пересматриваться приговоры или иные итоговые судебные решения, а выборочной – промежуточные судебные решения и повторно обжалуемые итоговые судебные решения.

    Подавать кассационную жалобу, представление для их рассмотрения в порядке сплошной кассации нужно через суд первой инстанции, вынесший обжалуемое решение, а жалобу, представление на судебные решения, подлежащие пересмотру в порядке выборочной кассации, –непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный проверять их законность.

    Поясняется, что если кассационные жалоба, представление в отношении осужденного (оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено) были предметом рассмотрения в судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции (кассационного военного суда), то следующей надлежащей судебной инстанцией по кассационным жалобе, представлению в отношении этого же лица, вне зависимости от оснований и субъектов обжалования (осужденный, его защитник, потерпевший или прокурор), является Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ (Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ).

    Читайте так же:  Срок давности судебного приказа мирового судьи

    Однако, подчеркивает ВС РФ, запрет на внесение повторных кассационных жалобы, представления по тем же правовым основаниям, теми же лицами в тот же суд кассационной инстанции, предусмотренный ст. 401.17 УПК РФ, не может рассматриваться в качестве правового основания, препятствующего выявлению и устранению ошибок, свидетельствующих о неправосудности принятого судом решения. Если из повторных кассационных жалобы, представления, поданных в порядке выборочной кассации, усматриваются основания для отмены или изменения обжалуемого решения, такие жалоба, представление подлежат рассмотрению в установленном законом порядке. В иных случаях они возвращаются субъекту обжалования без рассмотрения.

    Источник: http://www.garant.ru/news/1280336/

    Кассационное обжалование с 1 октября 2019 года

    Со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции судебные акты по гражданским и административным делам обжалуются в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Федерального закона от 28.11.2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 3 статьи 1 ГПК РФ, часть 5 статьи 2 КАС РФ).

    Пленум Верховного Суда РФ от 12.09.2019 г. постановил считать днем начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, Кассационного военного суда, Апелляционного военного суда и Центрального окружного военного суда 1 октября 2019 года.

    Таким образом, с 01.10.2019г. кассационное обжалование вступивших в законную силу судебных актов регламентируется главами 41 ГПК РФ и 35 КАС РФ в редакции Федерального закона от 28.11.2018 г. № 451-ФЗ.

    Прошу обратить внимание на то, что в соответствии с внесенными изменениями в процессуальное законодательство и разъяснениями Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019г. №25 и 26 установлен следующий порядок кассационного обжалования, особенности которого отражены в нижеприведённой таблице:

    Кассационное обжалование с 01.10.2019 г.

    Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства

    1. Кассационная жалоба, представление

    поданы до 01.10.2019г.

    Президиумы верховных судов республик, городов федерального значения, иных равным им,

    Указанные жалобы, представления подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным главами 39, 41 ГПК РФ и главами 34, 35 КАС РФ, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

    2. Если до рассмотрения кассационной жалобы, представления (из п.1) подана жалоба на тот же судебный акт иным лицом

    Они подлежат рассмотрению судом, в производстве которого находятся ранее поданные жалоба, представление,

    3. Кассационные жалоба, представление на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (01.10.2019г.), со дня начала деятельности

    Подаются в кассационный суд общей юрисдикции

    В шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ

    4. Лица, реализовавшие право на подачу кассационных жалобы, представления в президиум верховного суда республики, суда города федерального значения, со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции подают кассационные жалобы,

    В судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 390.2 ГПК РФ, часть 1.1 статьи 319 КАС РФ).

    Кассационные жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, подаются в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности

    5. Кассационные жалоба, представление на судебные акты, вступившие в законную силу после дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (с 01.10.2019г.)

    Подаются в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (ч.1 ст. 377 ГПК в новой редакции; ч. 1 ст. 319 КАС в новой редакции)

    В трехмесячный срок, установленный ч.1 ст. 376-1 ГПК РФ (в новой редакции),

    При этом, продолжительность и порядок исчисления срока (шесть месяцев ч. 2 ст. 318 КАС РФ) кассационного обжалования судебных актов по административным делам (КАС), установленного ч. 2 ст. 318 КАС РФ с началом деятельности кассационных судов общей юрисдикции не изменяются

    Кроме того, следует обратить внимание на порядок разрешения вопросов о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы.

    1. Так, Кодекс административного судопроизводства РФ с момента его вступления в силу, т.е. 15.09.2015г., в ч.3 ст. 318 КАС РФ предусматривал, что вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи кассационной жалобы разрешается судом кассационной инстанции.
      В связи с началом деятельности кассационных судов общей юрисдикции данное положение закона не изменяется.
    1. Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривал разрешение вопроса о восстановлении срока на кассационное обжалование судом общей юрисдикции. В связи с началом деятельности судов общей юрисдикции следует учесть, что:

    А) Заявление о восстановлении срока подачи кассационных жалобы, представления, поданное до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции в соответствии с установленной законом подсудностью в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала их деятельности подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам статьи 112 ГПК РФ;

    Б) В случае признания причин пропуска указанного процессуального срока уважительными заявителю восстанавливается шестимесячный срок на подачу кассационных жалобы, представления, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.

    В) Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции заявление о восстановлении срока подачи кассационных жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до этого дня, подается в кассационный суд общей юрисдикции.

    Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования порталом. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.

    Источник: http://www.mos-gorsud.ru/mgs/news/kassatsionnoe-obzhalovanie-s-1-oktyabrya-2019-goda

    Новые суды общей юрисдикции. Куда теперь ехать в апелляцию и кассацию?

    С 30 июля вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ, в котором предусмотрено создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. Например, на рассмотрение кассационной жалобы, поданной на решение суда Московской области, придется ехать в Саратов. Пока новые суды не начали работать. Решение о начале их деятельности Пленум Верховного суда должен объявить до 1 октября 2019 г.

    Читайте так же:  Пример жалобы по уголовному в кассационный суд

    Компетенция апелляционных и кассационных судов

    Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу. Также в их компетенции дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    Кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    По судебным актам первой инстанции — мирового судьи и районного суда апелляционная инстанция останется прежней. Так, если спор рассматривал мировой судья, то апелляционную жалобу нужно будет подать в районный суд. Затем решение можно обжаловать в кассационный суд общей юрисдикции (первая кассация), а после этого подать жалобу в коллегию Верховного суда (вторая кассация). Если спор по первой инстанции рассматривал районный суд, то апелляционную жалобу нужно подать в коллегию областного суда. Затем действует такой же принцип, как с мировым судьей: жалобу нужно подать в кассационный суд общей юрисдикции (первая кассация), а после этого подать жалобу в коллегию Верховного суда (вторая кассация).

    А вот если дело по первой инстанции рассматривал областной суд, то апелляционную жалобу нужно будет подать в новый апелляционный суд общей юрисдикции, а кассационную жалобу — в кассационный суд общей юрисдикции.

    Для рассмотрения во второй кассации по-прежнему нужно обращаться в коллегию Верховного суда. Последняя инстанция для всех случаев — Президиум Верховного суда.

    Председатели судов

    В Законе № 1-ФКЗ продлен возраст заместителей председателя Конституционного и Верховного судов, а также председателя арбитражного суда округа и кассационного суда общей юрисдикции. Вместо 70 лет теперь предельный возраст — 76 лет.

    Председатели апелляционных судов общей юрисдикции и кассационных судов общей юрисдикции (за исключением военных судов) назначаются на должность уже со дня вступления в силу Закона № 1-ФКЗ, то есть с 30 июля 2018 г. Но в любом случае всех председателей должны назначить до 15 октября 2018 г.

    Председатели апелляционных и кассационных судов смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если уже сейчас (до 30 июля 2018 г.) судья занимал должность председателя два раза подряд, то его все равно могут назначить председателем нового апелляционного или кассационного суда, но лишь на один срок.

    Начало работы судов

    Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее 1/2 от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала их деятельности примет Пленум Верховного суда и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 г.


    Источник: http://www.eg-online.ru/article/377453/

    Только один процент кассационных жалоб передается на рассмотрение

    Как уже писала «АГ», месяц назад был опубликован Обзор статистических данных о рассмотрении дел в Верховном Суде РФ в первом полугодии 2018 г., в том числе по разрешению гражданских дел. В документе содержится информация о делах, которые были рассмотрены только Верховным Судом.

    Апелляционное производство

    За первое полугодие 2018 г. в апелляционном порядке в суд поступило 54 жалобы. Почти все они – 49 жалоб – были рассмотрены. Удовлетворительным решением окончилось только 8 дел, причем 7 из них – с вынесением нового решения.

    Если сравнивать со статистикой первого полугодия 2017 г., то жалоб и представлений в апелляционную инстанцию по гражданским делам Верховного Суда РФ поступило больше – 71, однако удовлетворено было по-прежнему мало – лишь 9 жалоб (6 из которых – с вынесением нового решения).

    Кассационное производство

    В кассационную инстанцию по гражданским делам Верховного Суда РФ поступило 37 832 жалобы. Из них в судебном заседании рассмотрено лишь 503 жалобы, почти все – 486 жалоб – были удовлетворены. Больше всего отменено апелляционных определений.

    Что касается статистики за аналогичный период в прошлом году, то в кассацию, напротив, жалоб поступило меньше, чем в текущем году, – 26 281 дело. Из него всего 391 жалоба была рассмотрена в судебном заседании. По 380 – требования удовлетворены.

    По мнению Романа Речкина, количество дел, рассмотренных Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ в кассационном порядке в качестве «второй» кассации, представляет наибольший интерес. Он отметил, что главной тенденцией по-прежнему является почти гарантированное удовлетворение кассационной жалобы, если судьей ВС РФ она передана на рассмотрение коллегии. Эксперт связывает абсолютный рост количества пересмотренных дел с окончанием формирования ВС РФ и его аппарата, увеличением количества судей СК ГД ВС РФ, завершением формирования и аппарата Суда.

    Адвокат Коллегии адвокатов «Адвокат» Ольга Савостьянова считает, что в целом можно сделать вывод, что статистика Верховного Суда РФ по сравнению с прошлым годом в процентном соотношении не особенно изменилась и говорить о тенденциях по какому-то аспекту статистики преждевременно.


    Говоря об эффективности рассмотрения дел в кассационной инстанции Верховного Суда РФ этого года, она заметила, что такой незначительный процент истребованных дел и удовлетворенных жалоб сам по себе говорит о низкой эффективности этой инстанции.

    Адвокат Коллегии адвокатов «Адвокат»

    Надзор

    В надзорной инстанции Верховный Суд успел рассмотреть 86 жалоб. Из них – изучено лишь 2 дела. Одно из них рассмотрено на заседании Президиума с отменой кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда с направлением на новое кассационное рассмотрение.

    Для сравнения, в прошлом полугодии в порядке надзора Президиум Верховного Суда рассмотрел 124 жалобы.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/tolko-odin-protsent-kassatsionnykh-zhalob-peredaetsya-na-rassmotrenie/

    В каком суде рассматривается кассационная жалоба
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here