Тема гражданской ответственности в лирике некрасова

Информационная поддержка по вопросу: "Тема гражданской ответственности в лирике некрасова" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

В помощь ученикам

Для сочинений, докладов, рефератов

Гражданская лирика Н.А. Некрасова

В середине XIX века в литературу вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа:

Вчерашний день, часу в шестом.
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из груди ее.
Лишь бич свистел играя.
И Музе я сказал:
«Гляди! Сестра твоя родная!»

Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям. Его душа и сердце откликались на народные беды. Только у беззаветно преданного народу человека могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда». Будничное событие, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением.

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям.

Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» ужасает. Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму. Простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до «высокой» особы, ведь вельможа «не любит оборванной черни», очевидно, оскорбляющей его «эстетическое чувство». Но больше всего поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.

И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «суди его Бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами.

Сатирически изображает поэт вельможу, с иронией говорит о его кончине:

Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, — как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением).

Ибо все в этом мире поклоняются золотому тельцу, нет никаких родственных чувств, а лишь видимость их. Жизнь же народную поэт изображает как вечный стон, несущийся над всей Россией. Некрасов возмущен долготерпением народа, он задает вопрос, на который нет ответа.

Что же значит твой сон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Это уже не просто заступничество за народ, а призыв к бунту, воззвание патриота, не имеющего сил молчать, видя несправедливость власти и бессловесную покорность народа.

Поэтический голос Некрасова всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. В своем стихотворении «Железная дорога» поэт изображает строительство Николаевской железной дороги. В бесчеловечных условиях совершили простые люди подвиг созидания: «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе». Тяготы народного труда лишь подчеркивают тот подвиг, что совершили строители железной дороги, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божие ратники, мирные дети труда». Они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды. Поэт не зря называет привычку простого человека к труду «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его. Некрасова искренне волнует судьба народа, способного делать не только печные горшки, но и строить железные дороги, создавать уникальные произведения искусства. Заступник народный, он верил в прекрасной будущее России.

Да не робей за Отчизну любезную.
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.

Источник: http://omironova.ru/index.php/4-essays-reports-abstracts/t24q1

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 38. Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Н. А. Некрасова — Н. А. Некрасов

Материалы к уроку. Н. А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом. », «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода. »), «О Муза! я у двери гроба. ». Учебник. Статьи «Некрасов о судьбах русской поэзии», «Своеобразие сатирических стихов Некрасова», «Лирика Некрасова 1870-х годов».

Планируемые результаты образования

Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; воспитание нравственного сознания и поведения.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.

Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

• раскрыть отношение Некрасова к призванию поэта в сопоставлении с пушкинской традицией и в контексте современной Некрасову литературной жизни;

• показать сложность взаимоотношений поэта с народом в творчестве Некрасова.

В стихотворении «Умру я скоро. Жалкое наследство. » Некрасов так определил сущность своего поэтического дара:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым Бог тебя ведёт.

Мы уже знаем биографические истоки такого художественного сознания: детская дружба с крестьянскими детьми и чувство единства с ними, ненависть к крепостной деспотии, опыт петербургской нищеты и новые дружеские встречи с народом в Грешневе и Карабихе, принадлежность к кругу Белинского и дружба с революционерами-демократами. Как же осуществил поэт своё призвание?

Можно выделить несколько этапов в творческом пути Некрасова.

Первый этап воплощён в стихотворениях «В дороге», «Тройка». Характерной особенностью их является «взгляд на народ со стороны» (см. об этом подробнее в статье учебника «Народ в лирике Некрасова. Поэтическое многоголосье»). Если поэт воспроизводит голос человека из народа, то получается стилизация («Огородник»). Между народным миром и миром поэта есть разрыв. Недаром в знаменитом четверостишии «Вчерашний день, часу в шестом. » Муза лишь зрительница страданья и позора молодой крестьянки. Поэт только учит Музу узнавать в страдалицах из народа своих родных сестёр.

Спустя недолгое время Муза Некрасова полностью перевоплотится в свою «сестру»: «Не русский — взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную Музу. » («О Муза! я у двери гроба. »). Тогда начнётся новый этап творчества и голос поэта сольётся с голосами народного мира. Поэту откроется, о чём думает старуха, когда ей не спится (одноимённое стихотворение), как борются в душе обманутого женой крестьянина ревнивая злоба и доброта, пробуждённая весенней красотой («Зелёный Шум»), как горюют о «бесшабашной голове» бедного самоубийцы жители небогатого села («Похороны»).

Чем ближе поэт к народу, тем сильнее в нём чувство ответственности за его судьбу. Этот пафос становится определяющим в некрасовской интерпретации темы «Поэт и поэзия». Раскрыть тему поможет анализ стихотворений «Элегия» и «Поэт и гражданин». Предлагаем вопросы для разбора в классе или самостоятельной работы.

1. Почему Некрасов избирает форму диалога? На какую традицию он опирается?

Читайте так же:  Государственная пожизненная рента квартиры

2. Какую роль играют в стихотворении цитируемые пушкинские строчки? Одинаково ли понимают их смысл Поэт и Гражданин?

3. Выберите в тексте стихотворения фрагменты, характеризующие эпоху, состояние общества. Почему Гражданин называет современность «годиной горя»?

4. Какие люди, с точки зрения Гражданина, достойны и какие не достойны называться «сынами отечества»?

5. В чём видит Гражданин призвание современного поэта? Как вы понимаете строки:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

6. Перечитайте финальную исповедь Поэта. Как объясняет он причины своего нравственного упадка? За что винит себя? Что становится главным наказанием поэта, отступившего от идеалов гражданственности?

7. Почему Некрасов закончил стихотворение не бодрым призывом Гражданина, а горестно-исповедальными словами Поэта?

8. Какие строчки стихотворения кажутся вам наиболее современными?

Важно обратить внимание ребят на то, что Некрасов понимает поэтическое призвание достаточно широко. По его мнению, всякая (не только революционная) поэзия, проникнутая искренним состраданием к людям, внимательная к действительной жизни, согретая верой в человека, достойна называться гражданской. Он не принимает лишь бегство в поэзию от реальности, самодовольство и самоуспокоенность.

1. Поэт назвал стихотворение элегией. Соответствует ли его содержание этому жанровому определению?

2. Для чего Некрасов вновь использует цитату из стихотворения Пушкина, слова, выражения, характерные для пушкинской эпохи?

3. Какие риторические приёмы используются в первой части стихотворения? Для чего?

4. Какие приёмы помогают создать элегический тон во второй части стихотворения?

5. Как вы понимаете финальные строчки стихотворения? К кому они обращены?

Важно, чтобы ученики почувствовали необычность жанровой природы стихотворения: сочетание сатиры и элегии, отражающее тесное соединение общественного и личного.

Обзор стихотворений, посвящённых теме поэта и поэзии, поможет осознать драматизм звучания этой темы у Некрасова. Ученики увидят, что жажда служения народу всегда соединяется у поэта с сознанием вины, нравственным самобичеванием. Поэт предстаёт у Некрасова человеком слабым, пережившим минуты стыда, сознания своей ничтожности. (Контрастными по отношению к образу поэта в лирике Некрасова предстают образы верных служителей народа, мучеников, несгибаемых пророков, праведников, посвятивших себя всецело «великому делу Любви».) Этой суровой мерой мерит себя поэт и выносит себе приговор:

. во мне нет сил героя. —

Тот не герой, кто лавром не увит

Иль на щите не вынесен из боя, —

Я рядовой (теперь уж инвалид) .

Единственное оправдание своей жизни видит поэт в стремлении служить народу, в общей с народом капле крови.

Но, кроме сомнений в себе, поэта время от времени настигают ещё более страшные сомнения — в самом народе. С тревогой он вопрошает:

Ты проснёшься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

С горечью слышит поэт вековечную песню трусости и рабства над колыбелью младенца («Колыбельная Ерёмушке»), замечает, как заливает крестьянин вином свои обиды и смиряет порывы свободной души («Вино»). Ещё тяжелее замечать ему слабость своих единомышленников, упадок воли в лагере борцов («Иль нет людей, идущих дальше фразы?» — спрашивает лирическая героиня стихотворения «Отрывок»). Мучительные сомнения отравляют унынием душу поэта.

Народ! Народ! Мне не дано геройства

Служить тебе, плохой я гражданин,

Но жгучее, святое беспокойство

За жребий твой донёс я до седин!

Люблю тебя, пою твои страданья,

Но где герой, кто выведет из тьмы

Тебя на свет. На смену колебанья

Твоих судеб чего дождёмся мы.

Далеко не прост, не прямолинеен путь поэта-гражданина. Прозорливость поэта позволяет ему глубже, чем многим представителям демократического лагеря, видеть противоречия действительности, слабые стороны в самом народе, трудность разрешения вековых конфликтов русской жизни. Поэтому образ Музы-страдалицы неоднозначен. В нём запечатлена не только горькая судьба народа, не только борьба поэта с внешним врагом, но и тяжелейшая битва с самим собой, собственной слабостью, неверием, унынием, болезнью. Творчество Некрасова пронизано напряжением борьбы, как музыка Бетховена. Важно, чтобы современные школьники уловили его общечеловеческое значение, осознали, что смысл поэзии Некрасова не сводится к «гражданской скорби» времён крепостного рабства. Почувствовали в ней пафос борьбы за свободу личности против духовного порабощения, за жизнь против болезни и смерти, за настоящего человека против рутины и пошлости.

1. Подготовьте сообщение на тему «Звучание темы поэта и поэзии в лирике Пушкина и Некрасова».

2. Составьте сборник цитат из стихотворений Некрасова на тему «Поэт и народ».

Для индивидуальной работы

1*. Подберите материал и сопоставьте образ Музы в лирике Пушкина и Некрасова (или Некрасова и Фета).

2*. Сделайте сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Осень» и Н. А. Некрасова «Уныние».

3*. Владимир Маяковский, оценивая достоинства русских поэтов в стихотворении «Юбилейное», между собой и А. С. Пушкиным поставил только Н. А. Некрасова. Как вы думаете, почему? (Ответ оформите в виде сочинения-миниатюры.)

«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2018-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник: http://grammarian.ru/literature/10klass_1/39.html

Гражданская лирика Н.А.Некрасова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:47, реферат

Краткое описание

В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт – гражданин, всю свою жизнь, весь огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2
1. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова……………………3
2. «Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова………. 6
3. «Проза любви» в лирике Н. А. Некрасова…………………………..12
4. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова………………. 15
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы.

Содержимое работы — 1 файл

Реферат.doc

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение

Читинский Техникум Железнодорожного Транспорта

Тема: «Гражданская лирика Н.А.Некрасова».

Выполнил студент ТС-111 Полоротов А.А.

Проверил: Каргаполова Г.П.

1. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова……………………3

2. «Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова………. 6

3. «Проза любви» в лирике Н. А. Некрасова…………………………..12

4. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова………………. 15

Список литературы. . . . 19

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

. Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.

В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт – гражданин, всю свою жизнь, весь огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».

1.Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин”- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.

Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.

Читайте так же:  Виды ответственности за нарушение прав потребителей пациентов

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу 19 века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа

(“Вчерашний день, часу в шестом…”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира-

Чему достойнее могла служить бы лира?…

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап.Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.

Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими народной песни.

В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти ( “и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка — образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье – это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.

В стихотворение “Размышление у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди” , “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно — патетически (“Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу герой”).

В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…”) . Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая “покаянная лирика”- “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро…Жалкое наследство,

О родина, оставлю я тебе…

Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России ( “На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”, “Пророк”). Народный заступник- страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, но жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей…”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье, взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии Некрасова.

2.«Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова .

Одним из феноменов поэзии Н. А. Некрасова, является феномен «лирической эпичности». Этот феномен напрямую проходит через всё творчество поэта, зарождаясь ещё в раннем сборнике «Мечты и звуки».

Обращаясь к традиции исследования поэтического творчества Некрасова,

следует сказать, что основной канвой большинства работ является

биографическая и социально-идеологическая, политическая проблематика

творчества поэта. Традиция особого внимания к «идеологической» основе

творчества поэта прочно закрепилась с периода «народнической критики» 19

века. В то же время проблемы лирические, исповедальные, духовные, их

взаимодействие в поэзии Некрасова исследованы достаточно мало.

Говоря об истории обращения исследователей к данной проблеме, прежде

всего, следует отметить деятельность Д. С. Мережковского в конце 19 века.

Отличительной чертой работ данного исследователя является абсолютное

отречение от идеи «Некрасов – гражданин». Он одним из первых выделил

«вечную сторону» в творчестве поэта. Говоря о предыдущих

исследованиях, он отмечал: «Они совершенно упустили из виду, что есть

другой Некрасов – великий и свободный поэт, который, помимо своей воли,

творил «не для житейского волненья, не для корысти не для битв». Некрасов – идеалист,… верующий в божественный и страдальческий образ… святое воплощение духа народного». Мережковский впервые указал на данную сторону творчества Некрасова, мимо которой так благополучно прошла «народническая критика», для которой произведения поэта были только собранием социально- политических идей. Особое видение проблемы Мережковским обусловило его особое поэтическое, «символическое» мировосприятие. Мережковский тонко ощутил специфичный, неповторимо личностный характер лирического восприятия у Некрасова, особую попытку освоения мира.

Говоря о феномене «лирической эпичности» Некрасова следует

сопоставить его творчество с творчеством других поэтов, являющихся как

предшественниками, так и современниками. Некрасов сочетает в своём

Источник: http://www.turboreferat.ru/literature/grazhdanskaya-lirika-nanekrasova/165102-828694-page1.html

Сочинение: Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова

Особенность Некрасова как лирического поэта — его граж­данственность, народность, глубина и многообразие чувств. В его стихотворениях — и неподдельный лиризм, и грусть, и добродушный юмор, и сарказм, и уныние, и радость жизни («Зеленый шум»), и жалость, и сострадание к тяжелой уча­сти бедняков, и призывы к борьбе, и вера в грядущее торже­ство правды. И все это может быть объято двумя словами: « благородное сердце ».

Размышляя о народе и о своей судьбе, поэт нередко каз­нил себя за то, что, по его мнению, сделал слишком мало, что был непоследователен в борьбе. Так появлялись покаянные стихотворения: «Я за то глубоко презираю себя. », «Муза», «Праздник жизни — молодости годы. », «Замолкни, Муза мести и печали», «Стихи мои! Свидетели живые. », «Умру я скоро! Жалкое наследство. » и другие.

Вопрос о лирическом герое поэзии Некрасова сложен и спорен. Одни литературоведы считают, что у Некрасова был единый лирический герой — разночинец. Другие (например, Н.Н. Скатов) доказывают, что такого героя нет, а есть «мно­жественность голосов и сознаний». Как бы там ни было, во всех стихотворениях Некрасова присутствует его личность, слышится его голос, который мы не спутаем ни с каким дру­гим. Его крылатое выражение: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» — известно всем. Оно являет­ся измененной и уточненной формулировкой Рылеева: «Я не поэт, а гражданин».

Читайте так же:  Апелляционная жалоба на решение суда регресс

Поэзия Некрасова — это поэзия исповеди, проповеди и покаяния. Причем эти три чувства, три настроения слиты у него неразрывно, и часто нельзя сказать, какое чувство, ка­кое настроение преобладает. Например, в «Поэте и Гражда­нине» — и исповедь, и покаяние, и проповедь. Но есть произ­ведения, где выражается преимущественно то или иное чувство и настроение. Явно исповедальными стихами явля­ются стихи о любви: «Ты всегда хороша несравненно», «Я не люблю иронии твоей», «О письма женщины, нам милой. ». Среди них — так называемый Панаевский цикл (стихи, по­священные А.Я. Панаевой): «Да, наша жизнь текла мятеж­но. », «Мы с тобой бестолковые люди», «Давно отвергнутый тобою. », «Прости! Не помни дней паденья. » и другие.
[sms]

прочувствованные стихи о матери («Рыцарь на час»), о своем прошлом («В неведомой жизни, в деревне полуди­кой. », «Родина»), о себе как поэте, о своей судьбе («Вче­рашний день, часу в шестом. », «Что ни год, уменьшаются силы», «Последние песни», «Баюшки-баю», «О Муза! я у двери гроба. »).

Поэт создает проникнутые печалью, гневом и любовью к народу картины окружающей действительности: «В дороге», «Тройка», «В деревне», «Несжатая полоса», «Влас», «В пол­ном разгаре страда деревенская. », «Орина, мать солдат­ская»; «Крестьянские дети», «Соловьи», цикл «О погоде». В них — и нелегкие раздумья поэта о настоящем и будущем Родины. И в слиянности с этими стихами — произведения, проповедующие любовь «врожденным словом отрицанья»: «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «Железная дорога», «Душно! Без счастья и воли. ». Во всех этих произведениях либо на пер­вом плане, либо как фон присутствует образ Родины, закаба­ленной, но исполненной тайных могучих сил.

Форма диалога помогает Некрасову уточнить значение поэзии в стихотворении «Поэт и гражданин». Мысли автора вложены не только в уста поэта, но главным образом в выска­зывания гражданина. Слова поэта ждут Родина, народ, гря-. дущая буря. В это время Отечества достойный сын «гражда­нином быть обязан», ибо «Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей. ».

Эти граждане-герои уже есть, и перед участью их одни преклоняют колени, а другие их увенчивают, но не лавро­вым, а терновым венком. В самом стихотворении нет укра­шающих эпитетов и метафор там, где они не нужны. Стиль, простой и благородный, поднимается до пафоса, когда речь идет о народе и страдающей Родине, здесь появляются и ме­тафоры, и яркие, красочные сравнения:

Гроза молчит, с волной бездонной
В сиянье спорят небеса,
И ветер, ласковый и сонный,
Едва колеблет паруса, —
Корабль бежит красиво стройно,
И сердце путников спокойно.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, —
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!

В начале разговора с поэтом гражданин резко и прямо уп­рекает его за лень, дальше он иронизирует над его попыткой оправдаться Пушкиным, говорит о недостатках его поэзии, упрекает за бездеятельность в годину гроз, горько иронизи­рует над либералами, «богатыми словом и бедными делами», мещанами всех видов, и поэт вспоминает свои попытки быть гражданином.

Написанное четырехстопным ямбом с дактилическими окончаниями некоторых строк, стихотворение обладает есте­ственностью разговорной речи. Оно кончается многоточием. Некрасов, показав сближение мнений поэта с мнениями гра­жданина, не мог по цензурным соображениям сделать ясный для читателя вывод. Однако и в этом виде стихотворение под- верглось гонению цензуры. За его перепечатку в сборнике Чернышевский, составлявший его, получил грозное преду­преждение от цензурного комитета.

Стихотворение «Памяти Добролюбова» — гимн, вылив­шийся из сердца поэта в день похорон Добролюбова, отдав­шего свою короткую жизнь служению Родине. Пятистопный ямб, чередующиеся мужские и женские рифмы придают стройность этому гимну. Последние три строчки не рифмова­ны. Они выделяются из текста и как бы завершают смысл стихотворения. По форме оно представляет собою пламен­ный монолог, траурную речь, пронизанную искренней, глу­бокой скорбью о безвременной смерти поэта-гражданина:

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Традиции Некрасова продолжила и развила литература последующих десятилетий. Влияние Некрасова испытали на себе поэты XX века — Блок, Андрей Белый, Есенин, Твар­довский, Исаковский и другие.

Многие поколения русских людей воспитывались на Не­красове. Не случайно, не дожидаясь печатных изданий, чита­тели и почитатели его творений создавали рукописные сбор­ники, в которые включали такие цроизведения, как «Несжатая полоса», «Внимая ужасам войны. », «Еду ли но­чью по улице темной», «Рыцарь на час», «Коробейники» и другие. [/sms]

Источник: http://www.kalitva.ru/100176-sochinenie-svoeobrazie-grazhdanskojj.html

Особенности лирики Некрасова Н.А.

Н. Некрасов – бессменный редактор журналов «Современник» и «Отечественные записки». Он был ярким представителем «натуральной школы». Это литературное направление 40-х годов XIX века, опирающееся на творчество Н. В. Гоголя. Обосновал термин «натуральная» В. Г. Белинский как правдивое, ничем не приукрашенное изображение действительности.

Лирика Некрасова Н.А.

Н. А. Некрасов – яркий представитель гражданской поэзии в русской литературе XIX века. Это поэзия, основные темы которой направлены на защиту общественных интересов. Роль поэта – пробуждать общественное сознание, отражать настроение общества, призывать его к деятельности. В противовес «чистому искусству» гражданская поэзия обращалась к явлениям современной действительности, привлекала внимание к социальной несправедливости, обличала общественные пороки. Пафос гражданской поэзии – в беззаветной преданности общественному делу.

Основные темы лирики Н. Некрасова – тема народа и народных страданий; тема поэта и поэзии, которая раскрывается как тема гражданского служения и ответственности перед народом и самим собой; тема любви.

О русском народе Н. Некрасов пишет с уважением и восхищением. В крестьянской лирике образ страдания занимает одно из центральных мест. Свою Музу он называл «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страдания и оков». Погубленные силы, разбитые надежды, смерть – все это присутствует в стихотворениях поэта о крестьянской доле. Н. Некрасова традиционно называют «певцом народных страданий». Однако за этими страданиями скрывается светлое идеальное начало народной жизни, богатырские силы русского крестьянства.

В стихотворении «Элегия» Н. Некрасов выразил свое отношение к реформе 1861 года, показал, что он не принесла перемен. Здесь поэт поднимает свой гневный голос за подлинное освобождение народа. «Элегия» – программное произведение. Здесь Н. Некрасов выразил свое поэтическое и политическое кредо: «Я лиру посвятил народу своему». Поэт освободил элегию (греч. «жалобная песнь») от романтической скорби. Его грусть оптимистична, так как он верит в светлое будущее народа.

Некрасовская лирика во многом продолжает традиции пушкинского творчества и развивает тему поэта и поэзии, связывая ее с темой служения народу. Во многом Н. Некрасов был последователем Н. Гоголя – он перенес в русскую реалистическую поэзию традиции «натуральной школы», которую часто называли гоголевской. В стихотворении «Поэт и гражданин», выступая против «чистого искусства», Н. Некрасов заявляет, что истинный поэт не может и не должен оставаться равнодушным к горю и мукам народа, а, используя свой поэтический дар, обязан участвовать в борьбе за счастье народа. Н. Некрасов требовал, чтобы поэт был, в первую очередь, гражданином, верным сыном своей родины: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан».

Темой лирических стихов о любви в большинстве стали отношения поэта с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Они составляют «панаевский цикл» и являются вершиной творчества интимной лирики Н. Некрасова. Каждое стихотворение представляет собой фрагмент своеобразного лирического романа: так подчеркивается неразрешенность ситуации и неисчерпаемость сюжета. Одним из таких лирических стихотворений можно назвать «Мы с тобой бестолковые люди». Лирика Н. Некрасова, посвященная теме любви, тесно связана с классической традицией русской поэзии, унаследовав пушкинскую ясность и конкретность в изображении любовного переживания. Новаторством стала «проза жизни», которая была основой художественного метода Н. Некрасова.

Читайте так же:  Ликвидационная комиссия унитарных предприятий

Н. Некрасов вводит в поэзию не только новые темы и новых героев, но и обогащает поэтический язык. В лирике поэта фольклорные элементы соединены с просторечной и высокой лексикой.

Н. Некрасов в своем творчестве использовал разнообразные поэтические формы и жанры:

  • песни («Песня Еремушке», «Колыбельная песня», «Тройка», «Ой, полна, полна коробушка» (из поэмы «Коробейники»);
  • Н. Некрасов – мастер стихотворных новелл (повесть или рассказ в стихах) «Саша», «Русские женщины»;
  • работал в жанре обличительной сатиры («Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»);
  • в форме декламационной патетической речи создал такие стихотворения, как «Элегия», «Муза» и др.

Поэт использует разные «речевые маски»: большинство его стихотворений диалогичны – это жанровые сцены, окрашенные гражданским пафосом и глубоко личным авторским переживанием.

Источник: http://koncpekt.ru/zanimatelnyj-material/3433-osobennosti-liriki-nekrasova-na.html

41. Гражданская лирика Некрасова

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Еду ли ночью по улице темной. », «Вчерашний день, часу в шестом. » Стихотворение «Родина» во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу. Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:

«Вчерашний день, часу в шестом…»

.Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений «В дороге», «Тройка», «Буря» до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Коробейники». У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. Стихотворение написано в форме диалога — спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать: Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Что же такое — гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: «Памяти Белинского», «Русскому писателю», «Тургеневу», «Пророк», посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе.В «Песне Еремушке» сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к «привольной и праздной» жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне «проезжего городского». Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели


Источник: http://studfile.net/preview/4467072/page:25/

Гражданская лирика Н.А.Некрасова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:47, реферат

Краткое описание

В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт – гражданин, всю свою жизнь, весь огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2
1. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова……………………3
2. «Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова………. 6
3. «Проза любви» в лирике Н. А. Некрасова…………………………..12
4. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова………………. 15
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы.

Содержимое работы — 1 файл

Реферат.doc

Возвращаясь к творчеству Некрасова, следует выяснить, что именно в

самих его стихотворениях подаёт повод к отождествлению поэта и его героя.

Одна из причин, – это тесная связь духовного содержания лирики Некрасова

со становлением личности поэта. Показательным с этой точки зрения является наличие в творчестве Некрасова точек соприкосновения, «опорных вех» с его реальной биографией. Подобная тенденция пронизывает всё творчество, и присутствует у Некрасова, начиная с его первого сборника «Мечты и звуки». Самая ранняя точка соприкосновения лирического творчества и реальной жизни – отклик на преждевременную смерть старшего брата Андрея. Мы уже отмечали большое внимание Некрасова к периоду его жизни, связанному с переходом его к самостоятельной, независимой жизни,

становлению его как поэта в записях его современниках. Не меньшее, а даже

гораздо большее внимание к этому периоду биографии прослеживается и в его лирических произведениях.

Как мы видим стихотворения первого некрасовского сборника «Мечты и

звуки» явственно указывают не такое важное событие в жизни Некрасова, как оставление им родным мест и переезд его в Петербург. На протяжении всего своего творчества Некрасов многократно обращался к теме детства, родины. Это можно проследить в ряде произведений абсолютно разных лет: «Родина» 1846, «Несчастные» 1856, «На Волге» 1860, «Уныние» 1874, «Мать» 1877. Непосредственно конкретные факты биографии, связанные со временем «петербургских скитаний» и «литературной поденщиной» в лирике Некрасова не отобразились. Основная масса стихотворений, так или иначе, посвящённых этому периоду содержит настроения духовного кризиса, перелома, который постиг поэта. Большая часть некрасовских стихотворений отражает чувства автора связанные с А. Панаевой. Данные стихи можно рассматривать как психологическую историю любящих людей, произведение с собственной композицией – завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой, эпилогом. Основное содержание этих стихов – лирические признания:

. Но когда, отдохнув от волненья,

Ты поймешь его грустный недуг,

И дождется минуты прощенья

Твой безумный, но любящий друг —

Позабудь ненавистное слово

И упреком своим не буди

Угрызений мучительных снова

У воскресшего друга в груди.

(Если, мучимый страстью мятежной…)

В творчестве Некрасова отмечается наличие особого субъекта сознания –

базирующегося на соединении автор-герой. Субъект произведений Некрасова может являться носителем различного сознания, зависящего от того, кто же является героем – его социальный статус, образование, особенности мировосприятия. Диапазон субъектов — колоссален, он охватывает множество некрасовских персонажей.

Читайте так же:  Приказ на право подписи приходных документов

Подводя некоторый итог вышесказанного, следует сказать, что в творчестве Н. А. Некрасова сложился особый феномен «лирической эпичности» как наличие в произведениях сочетания субъективного сознания автора, его мировоззрения, душевного состояния с показом реальных героев, событий. Субъективное наполнение тесно переплетается с эпическим, неразрывно с ним. Феномен «лирической эпичности» развивался параллельно творческому пути поэта, начиная с раннего сборника «Мечты и звуки» и заканчивая «Последними песнями».

3. «Проза любви» в лирике Н. А. Некрасова

Нисколько не умаляя общественного значения стихотворений Некрасова, которые внесли в русскую лирику “рыдающие звуки” и заставили содрогнуться при виде страданий народных, нельзя не сказать о произведениях, где поэт исследует тонкие движения человеческой души, изображает “жизнь сердца”, проникает в сокровенные уголки внутреннего мира людей.

О “страницах любви” у Н. Некрасова говорят робко, пытаясь растворить их в гражданской лирике.

Объектом внимания поэта становится “проза в любви” с ее постоянными размолвками, ссорами и взаимными упреками. И здесь художник остается верным правде жизни.

В стихотворении “Мы с тобой бестолковые люди. ” Н. Некрасов учит нас видеть светлое начало даже в самых горьких событиях. Ведь ссора перестает быть страшной, когда ты знаешь, что за ней последует “возвращенье любви и участья”.

Мастерство поэта заключалось в том, что он создал в любовной лирике два характера: лирического героя и лирической героини. Лирическая героиня — личность незаурядная, сильная, наделенная глубоким умом. Она подруга и единомышленница, способная поддержать в трудную минуту, принять важное решение, найти выход из сложных обстоятельств (“Ты всегда хороша несравненно. ”).

Для того чтобы представить себе лирического героя, откроем стихотворение “Застенчивость”. В нем запечатлено одно из нелегких душевных состояний, которое переживает чем-либо смущенный или угнетенный человек. Лирический герой умен, наблюдателен, тонок, но жизнь не поддержала его надежд, и он утратил веру в будущее.

Важным является то, что герой сам пытается понять, каковы все причины его “бесталанной долюшки слезной”, его “сознанья бессилья обидного”, и находит ответ: “Придавила меня бедность грозная”. Н. Некрасов психологически точно передает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней чувствующего на ногах “гири железные”.

Окружающая действительность может быть сурова не только по отношению к затаенной любви, но и к той, которая уже стала реальностью. В стихотворении “Тяжелый год — сломил меня недуг. ” мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда — счастье — борьба — “жизнь без счастья” — враг — друг — любимая. Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки “не пощадила”. Причина этого не столько в ней самой, сколько в объективных обстоятельствах, в общей не счастливой жизни. Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу:

Истерзана, озлоблена борьбой.

Страдалица! Стоишь передо мной.

В любви, по Н. Некрасову, нет и не может быть застылости и однообразия. Вспомним стихотворение “Да, наша жизнь текла мятежно. ” Оно увлекает и силой выраженного в нем чувства, и видением этапов любви, и найденной художником формой выражения этого чувства.

Самые первые строки — своеобразный конспект повести или романа, открывающие напряженность, динамизм отношений любви, их зависимость от воздействия мира: “Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат”.

Любящие расстались на время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи:

Но с той поры, как все кругом меня пустынно,

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

Постепенно в воспоминаниях герой возвращается к началу любви. Для него, очевидно, что нарастание чувства сопровождается усилением сомнений.

Главенствующая роль в союзе двух сердец принадлежит вере. Не случайно слово “вера” или производные от него повторяются в тексте так часто:

Как ты хотела верить мне,

И как и верила, и колебалась снова,

И как поверила вполне!

Динамику чувства Н. Некрасов соединяет с диалектикой жизни. Так поэт помогает нам открыть в изменчивых формах бытия незыблемые ценности. Одна из них — любовь, творящая, возводящая свои вершины, делающая каждый день счастливым.

Н. Некрасов показывает нам самые разные этапы любовного чувства, объединяя их подчас в одном произведении. Так происходит в стихотворении “Давно отвергнутый тобой. ”. Вначале лирический герой предстает перед нами отчаявшимся, готовым к самоубийству, но затем возвращается счастье взаимности, а с ней и полнота жизни. Однако развязка оказалась неизбежной. Любовь ушла, и все вокруг утратило привлекательности. Человеческие чувства не защищены от вторжения враждебного мира. Непредсказуемость судьбы создает ощущение трагизма.

В изумительной лирической миниатюре “Прости”, по форме напоминающей заклинание (благодаря анафорическому повтору слова “не помни”), прослеживается зависимость любви от хода жизни:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, —

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Герой наделен благородной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Он хочет, чтобы общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской мысли интересно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как возможность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на которой возвела его любовь. Благородством сердца измеряется и апогей и закат чувства. Поэтому последние строки звучат как завещание:

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь, —

Благослови и не забудь!

“Любви светило” наделяется свойствами живого существа: оно “ласково всходило”, согревало душу, сердце, вселяя в них надежду на возможность преодолеть все неурядицы жизни. Эта метафора делает слова поэта особенно проникновенными.

Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что Н. Некрасов внес в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца.

4.Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова

. Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Поэт в России — больше чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет. Евгений Евтушенко

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт-реалист. Любовь к родине, размышление над тайнами национального российского характера, высокое чувство гражданственности — таковы особенности лирики Некрасова.

Близость к революционерам-демократам сказалась на взглядах Некрасова на сущность искусства, на место и роль поэзии в жизни общества. Сторонники «чистого искусства» были его идейными противниками. Некрасов заявил: «Нет науки для науки, нет искусства для искусства — все существует для общества, для облагорожения человека. «

Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам «не имущих хлеба».

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденность, за любовь.

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром — дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Через сердце поэта проходят «боли народные». Вот от «парадного подъезда» гонят оборванную чернь; вот на «несжатой полосе» плачет крестьянка от непосильного труда; вот разоренные голодные деревни; тройки, мчащиеся по бездорожью; вот бурлаки со стонами тянут баржу; вот Россия, где «рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов». Некрасовская Россия — это поэтическое размышление о судьбе народа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.turboreferat.ru/literature/grazhdanskaya-lirika-nanekrasova/165102-828694-page3.html

Тема гражданской ответственности в лирике некрасова
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here