Судебная экспертиза нормативно правовых актов

Информационная поддержка по вопросу: "Судебная экспертиза нормативно правовых актов" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Правовая экспертиза

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Множество разновидностей профессиональных юридических услуг включает проведение правовой экспертизы документов, представляющее собой процесс изучения и анализа предоставляемых материалов с вынесением законодательно обоснованного решения по интересующему вопросу с точки зрения профессионального юриста и соответствия этих материалов и документов существующему законодательству.

При проведении правовой экспертизы документов эксперты оказывают помощь в составлении перечня вопросов, возникающих при заключении и исполнении договора или контракта, основываясь на всестороннем правовом анализе и практике применения норм законодательства.

Проведение

Проведение правовой экспертизы нормативно-правовых актов возможно по желанию клиента, направленному на выявление конкретных фактов нарушений. Возможна проверка отдельных условий договора, включающих порядок расчетов, права и обязанности сторон, ответственность по договору и т. д. со степенью их детализации. Правовая экспертиза может также касаться определения количества и содержания, необходимых для подготовки договора, доверенности, приложения, акта и прочих документов.

Правовая экспертиза документов определяет их соответствие общим требованиям кодексов и законов, подзаконных актов, а также правил и норм, утверждаемых контролирующими органами и юридические последствия подписания таких документов. Главной целью здесь было и будет выявление и предупреждение нарушений законодательства, допущенных в процессе использования и оформления представленных на экспертизу документов.

В случае недостаточно профессионального оформления и составления договоров это может иметь следующие отрицательные последствия:

  • аннулирование договора;
  • получением договором статуса не заключенного;
  • заключенный неправильно договор может повлечь внеплановые налоговые расходы;
  • незначительная ошибка при составлении договора может привести к обращениям в разные судебные инстанции;
  • ожидаемый результат договора не будет получен.

Вопросы

Для проведения правовой экспертизы клиенту достаточно сформулировать перед специалистом требующие решения вопросы и предоставить копии нуждающихся в исследовании документов. Юристы проверят грамотность составления данного документа и его соответствие законодательным требованиям, определят его вид (договор аренды, подряда, оказания услуг, поставки и т.д.), оценят содержание и форму с акцентом на пожелания клиента.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Результатом проведения правовой экспертизы документов может быть заключение в устной форме, когда специалист высказывает свое мнение и дает правовую оценку. Это вполне уместно по отношению к отдельно взятому небольшому документу, как то: доверенность, акт либо договор простой формы, иные односложные документы. Но нередко возникает ситуация, требующая правовой экспертизы касающегося одного вопроса комплекса документов либо на экспертизу предоставлен смешанный договор с содержанием положений разных видов договоров.

В таком случае заключение правовой экспертизы составляется на бумаге с подробным описанием допущенных при составлении этого документа нарушений, с перечислением ошибок, изъянов и неблагоприятных для клиента условий предполагаемого соглашения. Рекомендации по устранению всех недочетов и дефектов также должны быть получены от специалиста в письменном виде.

Изучив и проанализировав судебную практику, юрист предложит возможные пути для правового решения всего комплекса имеющихся вопросов. По итогам проведения правовой экспертизы документов эксперт может также предлагать составить дополнительное соглашение либо протокол разногласий, либо внести изменения в текст:

При сделках с недвижимостью проведение правовой экспертизы получение клиентом письменных рекомендаций квалифицированных юристов по жилищному праву поможет устранить сомнения по сделке и снять риск, даст возможность принять решение о продаже или покупке с полной уверенностью в чистоте предполагаемой сделки.

Правовая экспертиза документов приобретает особенное значение и важность в тех случаях, когда нельзя исключить большие материальные и другие потери. На первых шагах организации бизнеса совершенно необходима оценка документов с точки зрения правильности и правовой их достоверности. Только такой подход обеспечивает надежную защиту для бизнеса.

Заключение

Результаты проведения правовой экспертизы оформляются в виде правового заключения. Этот отдельный документ должен содержать в себе выводы по поставленным клиентом вопросам по конкретным документам, представленным им на экспертизу, описывать перспективы рассмотрения спора и рекомендации по корректировке обнаруженных дефектов. Заключение обязательно должно включать условия, необходимые для защиты прав и интересов клиента.

Источник: http://sud-expertiza.ru/pravovaya-ekspertiza/

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Информация об изменениях:

Статья 3 изменена с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

>
Принципы государственной судебно-экспертной деятельности
Содержание
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12123142/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

НП «Федерация Судебных Экспертов»
федеральная сеть экспертных организаций

Некоммерческое партнерство «Федерация Судебных Экспертов» вот уже много лет является крупнейшим объединением негосударственных судебно-экспертных организаций Российской Федерации. Члены нашего партнерства осуществляем проведение широкого спектра судебных и несудебных экспертиз: наш реестр включает порядка сотни направлений экспертных исследований. Организация располагает региональными представительствами во всех федеральных округах страны и в большинстве ее субъектов.

Отзывы и благодарности

За прошедший календарный год члены нашего партнерства провели более 4.000 экспертиз, общий объем выполненных исследований исчисляется десятками тысяч. Более 85% экспертиз проводятся по поручению правоохранительных или судебных органов, процент таких исследований ежегодно растет. НП «ФСЭ» тесно сотрудничает с рядом государственных учреждений, включая Арбитражные суды, Министерство Внутренних Дел Российской Федерации в лице Управления по борьбе с экономическими преступлениями, Федеральную Налоговую Службу РФ, Следственный Комитет РФ при Прокуратуре, районные суды многих субъектов Федерации. Для укрепления сотрудничества с государственными органами нами проводится политика безвозмездной консультации их представителей, включая адвокатов и юристов.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба на решение суда регресс

представляем ваши интересы в суде

>85% экспертиз — по поручению правоохранительных органов

оформление экспертиз по ФЗ №73

представительства по всей РФ и СНГ

  • Мы даем бесплатные консультации по любым вопросам назначения и проведения судебной экспертизы — это наше профессиональное кредо.
  • Мы помогаем бесплатно составить мотивированное ходатайство о назначении экспертизы и грамотно сформулировать вопросы на экспертизу.
  • Мы гарантируем высочайшее качество выполнения любой экспертизы, выходящей под торговой маркой НП «Федерация Судебных Экспертов».
  • Мы обязуемся защищать свои заключения как в суде, так и в следственных органах.
  • Мы всегда рады сотрудничеству с муниципальными и федеральными органами государственной власти и управления всех субъектов Российской Федерации.

Показателем уровня проводимых экспертиз служит квалификация сотрудников компании. Все эксперты НП «ФСЭ» имеют высшее профильное образование и многолетний трудовой стаж в сфере, многие сотрудники являются кандидатами наук с тематическими публикациями в специализированных изданиях, ряд специалистов имеет опыт работы в государственных учреждениях. В штате компании насчитывается около 500 экспертов различных профилей, включая региональные представительства. Организация обладает лицензиями и допусками на проведение экспертиз, подлежащих сертификации согласно законодательству.

В нашей работе мы применяем собственное высокоточное оборудование — это гарантирует качество исследований, которые служат основой для написания экспертных заключений. Для выполнения специфических видов экспертиз НП «ФСЭ» располагает медицинским кабинетом и химической лабораторией. Сроки проведения экспертизы составляют от 3 до 30 календарных дней с момента оплаты, временные рамки могут варьироваться в зависимости от сложности исследования.

Контроль качества осуществляется путем максимальной открытости организации. При малейшем подозрении эксперта в мошенничестве руководство компании принимает необходимые меры для восстановления законности, проводится мониторинг некачественного оказания судебно-экспертных услуг. Для проверки качества экспертных заключений нами предоставляется услуга рецензирования экспертиз. Об уровне предоставляемых услуг говорят отзывы клиентов.

В своей деятельности наша организация руководствуется Конституцией РФ, ГК и УПК РФ, ФЗ №7 «О некоммерческих организациях», ФЗ №73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ФЗ №128 «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими НПА РФ, уставом организации, локальными актами.

Источник: http://sud-expertiza.ru/

Правовая экспертиза нормативно-правового акта

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Правовая экспертиза нормативно-правового акта, т.е. акта органов местного самоуправления — постановления, распоряжения; акта учреждений, организаций — приказы, решения, распоряжения внутри компаний, организаций.

Деятельность чиновников различного уровня нередко вызывает нарекания со стороны граждан и организаций, так как своим действием (или бездействием) он нарушает законные права граждан.

Причиной возникновения споров чаще всего является создание искусственных препятствий со стороны чиновника в реализации законных прав граждан и их законных интересов. Обычно конфликты возникают в случае отказа:

  • выдачи паспорта или других документов;
  • справок и выписок;
  • лицензий;
  • регистрации по месту жительства, гражданского состояния;
  • документов на объект недвижимости и т.д.

Еще одним источником конфликтов является необоснованное привлечение к ответственности гражданина или организации, а также неправомерное возложение обязанностей или принуждение к совершению заведомо противозаконных действий. Нередки случаи наложения различного рода запретов и ограничений, осложняющих жизнь гражданина, приводящих к его поражению в правах или препятствующих нормальному функционированию деятельности предприятия или организации.

Чтобы подтвердить или опровергнуть законность принятого акта, проводится правовая экспертиза документа, которая может назначаться решением суда или по требованию субъекта, обратившегося в суд с жалобой на чиновничий произвол.

В ходе экспертных исследований специалист устанавливает причину появления данного нормативно-правового акта; определяет, входит ли он в противоречие с действующим Законодательством, и влечет ли его реализация нарушение прав и свобод гражданина или хозяйствующего субъекта.

По результатам проведения экспертизы нормативного акта органов государственной власти оформляется экспертное заключение, которое рассматривается в суде в качестве доказательства.

Источник: http://sud-expertiza.ru/pravovaya-ekspertiza-normativno-pravovogo-akta/

Судебная экспертиза нормативно правовых актов

В данном разделе представлены выжимки из действующих нормативно-правовых актов регулирующих процесс назначения и производства судебных экспертиз на территории Российской Федерации.

Документ, регламентирующий судебно-экспертную деятельность в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве на территории РФ.

Представлены основные статьи УПК РФ, затрагивающие и регулирующие судебно-экспертную деятельность в уголовном судопроизводстве на территории РФ.

Перечень статей АПК РФ, затрагивающих судебно-экспертную деятельность в арбитражном судопроизводстве на территории РФ.

Представлен перечень основных статей ГПК РФ, регламентирующих судебно-экспертную деятельность при рассмотрении гражданских дел на территории РФ.

Перечень статей КоАП РФ, затрагивающих судебно-экспертную деятельность при рассмотрении дел об административных правонарушениях на территории РФ.

Разъяснены вопросы применения процессуальных норм, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам.

О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами законодательства об экспертизе.

О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности.

Представлен перечень статей Федерального закона №102 «О третейских судах», затрагивающих судебно-экспертную деятельность на территории Российской Федерации.

О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами законодательства об экспертизе.

Источник: http://sud-exp.ru/zakon.html

Правовые основы

Перечень нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих деятельность негосударственных судебно-экспертных организаций (учреждений)

Перечень нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих деятельность экспертов-техников

Стандарты по судебно-экспертной деятельности

  1. ГОСТ Р 57343-2016 «Судебная молекулярно-генетическая экспертиза. Термины и определения»
  2. ГОСТ Р 57344-2016 «Судебно-психологическая экспертиза. Термины и определения»
  3. ГОСТ Р 57428-2017 «Судебно-трасологическая экспертиза. Термины и определения»
  4. ГОСТ Р 57429-2017 «Судебная компьютерно-техническая экспертиза. Термины и определения»
  5. ГОСТ Р 58081-2018 «Судебно-экологическая экспертиза. Термины и определения»
  6. ГОСТ Р 58332-2018 «Судебная экспертиза фонограмм. Термины и определения»

Документы Минюста России, которые могут использоваться негосударственными судебно-экспертными организациями в качестве образца при осуществлении своей деятельности

  1. Приказ Минюста России от 20.12.2002 № 346 «Об утверждении методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации»
  2. Приказ Минюста России от 20.12.2002 № 347 «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации»
  3. Приказ Минюста России от 22.06.2006 № 241 «Об утверждении Норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и методических рекомендаций по их применению»
  4. Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России
Читайте так же:  Возмещение морального вреда какая ответственность

Источник: http://www.goexpert.ru/basis/

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

ГАРАНТ:

См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Определяются правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Устанавливаются требования, которым должна отвечать судебная экспертиза, правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности, порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Часть 3 статьи 29, в которой устанавливается обязанность извещения членов семьи лица, родственников или иных лиц о помещении этого лица в стационар, вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2001 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Источник: http://base.garant.ru/12123142/

Правовая основа судебно-бухгалтерской экспертизы

Правовую основу судебно-бухгалтерской экспертизы составляют совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области организации и производства государственных судебных экспертиз, а также нормы, касающиеся сферы бухгалтерского учета. Данные отношения, будучи урегулированными нормативными правовыми актами, приобретают устойчивость и стабильность, осуществляются строго в соответствии с выраженной в этих нормах государственной волей в рамках законодательно установленных процедур в форме должного поведения уполномоченных субъектов экспертной деятельности по производству бухгалтерских экспертиз.

Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и правовая основа судебнобухгалтерских экспертиз соотносятся как общее и частное, что оказывает существенное влияние на систему нормативных актов, регулирующих сферу организации и производства бухгалтерских экспертиз.

Нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу, представляют собой двухуровневую систему, включающую в себя: 1) законодательные акты; 2) подзаконные нормативные акты, логически выстроенные в соответствии с юридической силой.

К первому уровню законодательных актов относятся международно-правовые и внутригосударственные акты. Несмотря на отсутствие указания на международно-правовые акты в ст. 3 Закона № 73, основанием отнесения данных документов к правовой основе судебно-бухгалтерской экспертизы и судебноэкспертной деятельности выступают положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. При этом законодательством (ч. 9 ст. 11 Закона № 73) предусматривается производство судебных экспертиз для других государств в соответствии с международными договорами.

Договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам заключены Минюстом России со всеми странами — участницами СНГ и многими другими государствами.

К числу многочисленных международных договоров, в том числе в финансово-экономической и юридической сфере, можно отнести:

  • — Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»;
  • — Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.);
  • — Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.);
  • — Конвенцию о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам (Лугано, 16 сентября 1988 г.);
  • — Соглашение Правительств государств — участников стран СНГ «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере» (Минск, 4 июня 1999 г.) и др.

Внутригосударственные акты первого уровня регламентируют отношения в пределах территории РФ и подлежат моделированию только в законах.

Основным законом, имеющим наивысшую юридическую силу, является Конституция РФ, которая служит исходной правовой базой для определения направленности и границ последующего развития и регулирования судебно-экспертных отношений. Высшая юридическая сущность Конституции РФ на данном уровне проявляется двояким образом. Во-первых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных нормативных актов. Во-вторых, сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией РФ органами и в установленном ею порядке. Таким образом, можно рассматривать Конституцию РФ как основной источник права в системе нормативно-юридического регулирования всех общественных отношений в государстве.

Читайте так же:  Сроки восстановления после химиотерапии

Конституция РФ действует на всей территории РФ и устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 1, 2 ст. 8).

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции РФ вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. В связи с этим субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты по ведению бухгалтерского учета, что обеспечивает единообразие ведения учета и отчетности всеми организациями на всей территории РФ.

Общую правовую основу для всех классов и родов экспертиз составляет Закон № 73. Данный нормативный акт регламентирует общие принципы производства судебно-бухгалтерских экспертиз, единые правила по организации и производству судебных экспертиз, определяет комплекс полномочий субъектов экспертной деятельности, финансовое, организационное, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности государственных экспертных учреждений. При этом указанный Закон не дублирует и не подменяет нормы отраслевого процессуального законодательства.

К числу актов, составляющих правовую основу судебно-бухгалтерской экспертизы, относится Закон № 402. Он установил единые правовые и методологические основы организации бухгалтерского учета в Российской Федерации. По своей сути это специальный нормативный акт со специфическим предметом правового регулирования, в который входят общественные отношения, складывающиеся в экономической сфере.

Вместе с тем данный уровень нормативных источников составляет федеральное законодательство, которое представлено следующими законодательными актами: Федеральным конституционным законом от 7 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; Федеральными законами от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и др.

Кроме федеральных законов правовой основой судебно-бухгалтерской экспертизы касаются нормы гражданского, финансового, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, к числу которых относятся кодифицированные акты различных отраслей права: УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, НК РФ, ТК ТС, КоАП РФ и др.

Второй уровень представлен подзаконными нормативными актами. На данном уровне в настоящее время концентрируется основная масса нормативных правовых материалов, детализирующих положения федерального законодательства по судебноэкспертной деятельности и бухгалтерскому учету, включающая около 800 подзаконных актов. К ним относятся:

  • 1) акты законодательной и исполнительной власти (указы, распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ);
  • 2) акты ведомственного и межведомственного характера (приказы, указания, инструкции).

Указы и распоряжения Президента РФ в большей части касаются решения текущих организационных и процедурных вопросов. Применительно к рассматриваемой сфере в число нормативных актов данного уровня входят Указы Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции

Российской Федерации», от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» идр.

Акты Правительства РФ: а) подзаконны; б) обязательны к исполнению на всей территории РФ; в) имеют межотраслевое значение; г) разделяются на постановления, имеющие наиболее важное значение, и распоряжения, представляющие собой решения по оперативным и другим текущим вопросам. К их числу относятся постановления Правительства РФ от 24 ноября 2007 г. № 925 «Об оплате труда работников государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации», от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» и др.

Акты ведомственного и межведомственного характера (приказы, указания) издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Данные подзаконные акты носят в основном управленческий характер и издаются органами специальной компетенции. Их юридическая сила во многом зависит и от функции издавшего их органа.

Вопросов организации и производства судебно-бухгалтерских экспертиз касаются акты, издаваемые Минюстом России, МВД России, Минфином России и др.

Например, приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»; приказ Минюста России от 27 декабря 2012 г. № 237 «Об утверждении перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России».

В разработке нормативных актов в сфере бухгалтерского учета участвуют Минфин РФ, ЦБ РФ, ФНС РФ, Минсельхоз России, Росстат и другие ведомства. Минфином РФ издаются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), планы счетов и инструкции по их применению, приказы, утверждающие формы отчетности. Действующие ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер для всех экономических субъектов. В настоящее время существуют 26 ПБУ, которые относятся к подзаконной базе законодательства о бухгалтерском учете [1] и, соответственно, принимаются во внимание экспертами, производящими судебно-бухгалтерские экспертизы.

Не менее важное значение для судебно-экспертной деятельности имеют официальные разъяснения, инструкции и указания, включая руководящие разъяснения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. К данным источникам относится, например, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»; постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» и др.

Правовая основа судебно-бухгалтерской экспертизы изменяется под воздействием совершенствующейся нормотворческой деятельности и появления прогрессивных направлений экспертной практики.

Источник: http://studme.org/236617/pravo/pravovaya_osnova_sudebno_buhgalterskoy_ekspertizy

ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

  • • понятие и признаки правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
  • • принципы и функции правовой экспертизы;
  • • структуру заключения эксперта по результатам проведения правовой экспертизы;
  • • анализировать тексты нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
  • • аргументировать свою позицию по выявленным недостаткам исследуемого акта;
  • • навыками юридического исследования проектов нормативных правовых актов на предмет соответствия их Конституции РФ, федеральным законам, наличия юридико-технических ошибок;
  • • юридической терминологией в сфере экспертной деятельности.
Читайте так же:  Взыскание госпошлины по судебному приказу

Понятие, признаки и виды правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Процесс правотворческой деятельности сопровождается производством различных видов экспертиз законов и подзаконных актов, а также проектов законов и подзаконных актов.

Экспертиза (от лат. experior — пробовать, испытывать) — исследование какого-либо вопроса, которое осуществляется лицом, обладающим специальными познаниями в той или иной области, завершающееся вынесением заключения.

Подобные толкования термина «экспертиза» встречаются в большинстве словарей, научных исследований, учебниках и т.д.

Экспертиза нормативных правовых актов в последние годы вызывает интерес у представителей органов государственной власти, в обществе, в научных кругах, о чем свидетельствуют принятые для регулирования этой деятельности нормативные правовые акты, защищенные диссертации, опубликованные монографии, публичные обсуждения и т.п. [1] Подобное внимание вызвано тем, что бурные преобразования, происходящие в России, требуют по-настоящему качественной и эффективной нормативной базы, чего нельзя добиться без критического исследования проектов законов и подзаконных актов.

Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов характеризуется следующими чертами [2] :

  • а) экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является обязательной составляющей правотворческого процесса;
  • б) экспертиза нормативных правовых актов и их проектов выступает в качестве превентивной меры устранения негативных факторов в этих документах;
  • в) ее объектом являются действующие нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов;
  • г) последствием ошибки в проведении экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является дефектность правового акта;
  • д) экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является несудебиой экспертизой.

Наиболее распространенные виды экспертиз представлены на рис. 7.1. Кратко охарактеризуем некоторые из них.

Педагогическая экспертиза, как сказано в ст. 94 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», проводится в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Проведение педагогической экспертизы организуется органами исполнительной власти, которые привлекают для этого физических и юридических лиц, имеющих необходимую квалификацию. Порядок проведения педагогической экспертизы утвержден постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания», а форма заключения — приказом Министерства образования и науки РФ от 25 апреля 2014 г. № 410 «Об утверждении формы заключения по результатам проведения педагогической экспертизы».

Рис. 7.1. Классификация экспертиз нормативных правовых актов

Криминологическая экспертиза — это исследование, которое проводится в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов с целью установления их возможной криминогенное™. В частности, как отмечает Л. В. Пинчук, в результате криминологической экспертизы дается оценка [3] :

  • • соответствия нормативных правовых актов и их проектов социальным потребностям общества в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
  • • допустимости принятия, изменения и реализации законов и подзаконных актов с точки зрения их влияния на детерминанты преступности;
  • • вероятных последствий антикриминогенного характера.

Подобные исследования проводятся не только с привлечением криминологов, специалистов в уголовном, уголовно-процессуальном и других отраслях права, по и с участием экономистов, социологов, политологов и т.д. Результатом криминологической экспертизы является подготовка заключения, содержащего предложения и рекомендации по совершенствованию нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта.

Лингвистическая (юридико-лингвистическая) экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится для оценки их соответствия правилам литературного русского языка с учетом юридической специфики. Как правило, эти исследования проводятся юридическими службами или подразделениями государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающими за документооборот. В процессе лингвистической экспертизы выявляются недостатки в тексте нормативного правового акта или его проекте, в частности, грамматические, стилистические, логические и иные ошибки, а также даются рекомендации по их устранению.

Экологическая экспертиза, как следует из ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», предполагает установление соответствия исследуемого документа экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза может быть как государственной, так и общественной.

Описанные выше, а также другие виды экспертиз нормативных правовых актов имеют общей целью увеличение уровня качества принимаемых и действующих нормативных правовых актов. В большинстве случаев в отношении одного акта осуществляется несколько видов исследований, при этом правовая, антикоррупционная и лингвистическая экспертизы практически всегда являются неотъемлемыми составляющими правотворческого процесса [4] .

Понятие «правовая экспертиза» в широком смысле включает в себя множество различных видов экспертиз, которые проводятся по основаниям и в порядке, установленным нормативными правовыми актами, а их результаты используются при принятии юридических решений (криминалистическая, военно-врачебная, медико-социальная, экологическая И др.).

Применительно к исследованию нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в литературе и правовых актах встречаются понятия «правовая экспертиза» и «юридическая экспертиза», которые тождественны друг другу.

В узком смысле правовая (юридическая) экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов — это исследование законов и подзаконных актов, а также проектов законов и подзаконных актов, проводимое на основании нормативного предписания компетентным в сфере юриспруденции субъектом, с целью определения его соответствия системе законодательства и требованиям юридической техники, в результате которого выносится мотивированное заключение.

Вместе с тем следует отметить, что есть авторы, считающие, что юридическая экспертиза и правовая экспертиза различаются между собой по характеру исследования — в первом случае рассматривается вопрос соответствия документа вышестоящим правовым актам, во втором — требованиям норм права, общественному интересу, социальным потребностям [5] .

Специфическими чертами правовой экспертизы нормативного правового акта являются [6] :

  • а) особый предмет исследования — допустимость и правомерность принятия потенциального или действующего нормативного правового акта с учетом действующей системы источников права;
  • б) определенный набор методов исследования (формально-юридический, системный, логический, сравнительно-правовой);
  • в) наличие специальных субъектов, полномочных осуществлять ее проведение;
  • г) особый характер экспертного заключения, содержащего результат проведенного экспертами-юристами анализа.
Читайте так же:  Нарушение цветовосприятия водительские права

В зависимости от оснований классификации можно выделить следующие виды правовых экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [7] .

Таким образом, правовая экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится для того, чтобы в результате правотворческой деятельности был создан качественный документ, который мог бы полноценно регулировать общественные отношения, не создавая при этом возможностей для толковательных и право- реал изационных ошибок.

Источник: http://studme.org/201586/pravo/pravovaya_ekspertiza_normativnyh_pravovyh_aktov_proektov_normativnyh_pravovyh_aktov

Порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и пунктом 7 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904 (далее — Положение).

Правовая экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из пункта «а» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Правовая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Министерство юстиции Российской Федерации (территориальный орган). При необходимости этот срок может быть продлен руководством Минюста России (территориального органа), но не более чем на один месяц.

Правовые акты подлежат правовой экспертизе, если они носят нормативный характер.

Правовая экспертиза отмененных, признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, срок действия которых истек, не проводится.

При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Кроме того, рекомендуется изучить состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений.

По результатам проведения правовой экспертизы составляется экспертное заключение.

В экспертном заключении о несоответствии правового акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству рекомендуется отражать следующие сведения:

реквизиты правового акта (в случае если проводится правовая экспертиза правового акта с изменениями и дополнениями, то указываются также реквизиты правового акта, вносящего изменения и дополнения, принятие (издание) которого послужило поводом проведения экспертизы);

повод проведения правовой экспертизы (принятие нового правового акта, внесение в него изменений, изменение федерального законодательства, поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, обращения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, запросы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, поручения Минюста России, поручения главного управления (для управлений), а также, если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также в случаях, указанных в пункте 31 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 № 87);

предмет правового регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации или ведения Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (с указанием конкретных статей и пунктов);

состояние правового регулирования в данной сфере (перечень актов федерального законодательства, на соответствие которым рассматривался правовой акт), необходимость и достаточность правового акта для урегулирования общественных отношений;

оценка компетенции принявшего правовой акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации, должностного лица субъекта Российской Федерации;

вывод о несоответствии содержания правового акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

оценка порядка обнародования (опубликования) правового акта при наличии сведений об обнародовании (опубликовании) правового акта;

оценка формы и текста правового акта на соответствие правилам юридической техники;

результаты антикоррупционной экспертизы правового акта.

В экспертном заключении о соответствии правового акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству рекомендуется делать вывод о соответствии правового акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также отражать следующие сведения:

реквизиты правового акта (в случае если проводится правовая экспертиза правового акта с изменениями и дополнениями, то указываются также реквизиты правового акта, вносящего изменения и дополнения, принятие (издание) которого послужило поводом проведения экспертизы);

повод проведения правовой экспертизы (принятие нового правового акта, внесение в него изменений, изменение федерального законодательства, поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, обращения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, запросы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, поручения Минюста России, поручения главного управления (для управлений), а также, если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также в случаях, указанных в пункте 31 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 № 87);

оценка формы и текста правового акта на соответствие правилам юридической техники;

результаты антикоррупционной экспертизы правового акта.

При выявлении в правовом акте норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, коррупциогенных факторов экспертное заключение для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений следует направлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший правовой акт, и в копии — в органы прокуратуры соответствующего субъекта Российской Федерации для принятия мер прокурорского реагирования.

При несогласии органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего правовой акт, и органа прокуратуры с выводами экспертного заключения территориального органа о наличии (отсутствии) в правовом акте норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, коррупциогенных факторов территориальному органу рекомендуется направить правовой акт для проведения правовой экспертизы в Департамент или главное управление.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://minjust.ru/ru/poryadok-provedeniya-pravovoy-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov-subekta-rossiyskoy-federacii

Судебная экспертиза нормативно правовых актов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here