Статус ликвидационной комиссии

Информационная поддержка по вопросу: "Статус ликвидационной комиссии" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Ликвидационная комиссия: порядок ее образования

Жизненный цикл юридического лица неразрывно связан с экономической обстановкой в стране и начинается с решения о его создании, и завершается ликвидацией.

Последовательность действий для последнего этапа устанавливается:

  1. Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1),
  2. Федеральным законом от 26декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»,
  3. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,
  4. Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Но действующим законодательством регулируются не все вопросы, возникающие при ликвидации организации. Попробуем разобраться в этой процедуре.

Что такое ликвидационная комиссия (ликвидатор)

Российским законодательством не предусматривается четкого определения рассматриваемого института, порождая множество трактовок данного понятия.

Наиболее точно можно сказать, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) – это временный орган, формируемый для процедуры ликвидации хозяйствующего субъекта, получающий все полномочия исполнительных органов по управлению ликвидируемой организацией.

Порядок образования ликвидационной комиссии, назначения ликвидатора

Решение о ликвидации хозяйствующего субъекта принимается учредителями юридического лица или иным органом, указанным в уставе, либо единственным участником общества.

  • Протокол комиссии о ликвидации — скачать.
  • Решение единственного участника ООО о ликвидации — скачать.

Уведомление о таком решении необходимо заверить у нотариуса и в течение трех рабочих дней направить регистрирующему органу (налоговому органу) по месту нахождения юридического лица, для внесения сведении о созданной комиссии в ЕГРЮЛ.

При этом должностное лицо регистрирующего органа выдает представителю организации свидетельство о внесении записи и выписку из ЕГРЮЛ.

Все формы документов, представляемые в налоговую службу можно найти в Приказе ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/[email protected] »Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Этим же нормативным правовым актом признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

О процедуре ликвидации обязательно уведомляется банк, в целях внесения в учетную карточку хозяйствующего субъекта соответствующих сведений и информации о председателе комиссии.

Состав ликвидационной комиссии, ее председатель

Ликвидационная комиссия формируется посредством издания локального акта, содержащего перечень полномочий, передаваемых данному органу.

Действующим законодательством не определены требования к членам комиссии (ликвидатору), поэтому на практике ими являются заинтересованные работники организации – учредители, бухгалтеры, юристы, руководители.

Кроме того, в указанном акте определяется кто станет председателем ликвидационной комиссии, на которого возлагаются обязанности по осуществлению организации и контроля деятельности всей комиссии, а также по подписанию издаваемых ею актов. В роли председателя зачастую выступает бывший руководитель юридического лица.

Процедура ликвидации организации достаточна сложная и запутанная для непосвященного человека, поэтому в настоящее время существует множество фирм, предлагающих соответственные услуги.

Конечно, уровень профессионализма у таких специализированных организаций гораздо выше, чем у сотрудников ликвидируемого юридического лица, но необходимо учитывать и увеличение финансовых затрат на обеспечение их деятельности.

Об окончании формирования ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) необходимо уведомить налоговый орган.

Действующее законодательство не различает понятия ликвидационной комиссии и ликвидатора, так что выбор органа остается на усмотрение организации. Но необходимо обратить внимание, что в некоторых случаях на практике при ликвидации организаций с ограниченной ответственностью налоговые органы указывают на необходимость создания ликвидационной комиссии, пусть и состоящей из одного человека.

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.

Следующим шагом является публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о начале ликвидации организации, содержащего следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • ИНН, КПП;
  • место нахождения;
  • реквизиты решения о ликвидации;
  • порядок, сроки, а также контактную информацию для заявления требований кредиторов.

Необходимо отметить, что срок для публикации такого уведомления действующим законодательством не предусмотрен, однако срок для заявления кредиторских требований, который не может быть меньше двух месяцев, начинает течь именно с этого момента.

Комиссия должна принимать и иные меры, направленные на поиск и уведомление кредиторов в письменной форме с указанием срока предъявления требований. Копии таких уведомлений следует хранить в организации.

Ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние организации, составляется комиссией по истечении двух месяцев со дня публикации. Подготовка такого баланса позволит оценить размер имущества юридического лица, его активов и пассивов, дебиторской и кредитной задолженностей, а также соотношение этих показателей.

Председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить регистрирующий орган о готовности баланса, а также направить следующий комплект документов:

  1. заявление о гос.регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
  2. ликвидационный баланс, утвержденный лицами, принявшими решение о ликвидации;
  3. квитанция об уплате госпошлины.
  • скачать заявление о гос. регистрации — здесь.
  • скачать ликвидационный баланс — здесь.

Подлинность подписи заявителя на уведомлении и заявлении должна быть нотариально заверена.

С 2015 года с организаций снята обязанность по уведомлению органов Пенсионного фонда о ликвидации, и документ о представлении сведений в данный орган, может быть получен налоговым органом в рамках межведомственного сотрудничества.

Данный комплект документов может быть направлен в регистрирующий орган одним из следующих способов:

  1. руководителем ликвидационной комиссии лично;
  2. представителем при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. почтовым отправлением;
  4. в электронном виде посредством сервиса на сайте nalog.ru.
Читайте так же:  Комендантский час штраф родителям

Деятельность ликвидационной комиссии направлена, не на улучшение финансового состояния общества, а на поддержание законности и соблюдение прав и законных интересов общества и его кредиторов в ходе процедуры ликвидации, поэтому можно выделить следующие, еще не рассмотренные, полномочия:

  1. сбор дебиторской задолженности;
  2. управление собственностью организации, инвентаризация и оценка имущества;
  3. перевод средств хозяйствующего субъекта на один счет, закрытие остальных счетов;
  4. защита интересов организации в суде;
  5. выдает доверенности;
  6. принятие решений об увольнении работников;
  7. передача документов организации в архив.

Ответственность ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) довольно обширны, поэтому предусматривается и ряд жестких требований, например в отношении самого порядка ликвидации.

Так, в случае нарушения, установленного действующим законодательством порядка, на виновное лицо возлагается обязанность по возмещению убытков юридическому лицу, а также его кредиторам.

Кроме того, банкротство является отдельной и более тщательно регулируемой процедурой, поэтому законодательством предусматривается, что несообщение о появлении у организации признаков неплатежеспособности в десятидневный срок влечет субсидиарную ответственность таких лиц, уголовным законодательством также предусматривается ответственность за неправомерные действия при банкротстве.

Решение о смене члена ликвидационной комиссии (ликвидатора) также можно отнести к одной из форм ответственности. Такое решение может быть принято:

  1. на общем собрании учредителей, в связи с некачественным исполнением предусмотренных обязанностей (оформляется протоколом);
  2. судом при открытии процедуры банкротства;
  3. лицом самостоятельно.

В случае смены председателя комиссии (ликвидатора) необходимо направить указанное решение совместно с уведомлением в регистрирующий орган, в иных случаях дополнительного оповещения не требуется.

Таким образом, в действующем законодательстве осталось много пробелов в регулировании порядка формирования и функционирования ликвидационных комиссий (ликвидаторов), но при должной внимательности данная процедура представляется не такой запутанной.

Ликвидационная комиссия согласно Гражданскому Кодексу

На видео ниже разъясняются наиболее важные законодательные моменты, касающиеся порядка формирования ликвидационной комиссии.

Источник: http://votbankrot.ru/predpriyatie/likvidaciya/komissiya.html

Кто может быть ликвидатором ООО при его ликвидации

Прекращение деятельности ООО, его ликвидация, согласно федеральному законодательству, происходит при непосредственном участии ликвидатора. Вместе с тем никаких особенных требований к кандидатуре ликвидатора или членов ликвидационной комиссии правовые нормы не содержат. Такая ситуация рождает много вопросов у учредителей ликвидируемого ООО. Ликвидатор в заключительный период работы Общества представляет его интересы в суде, в ФНС, перед контрагентами, контролирует процесс ликвидации. Особая компетенция необходима, если финансовое состояние ООО на момент ликвидации неблагоприятно. Как правильно назначить ликвидатора, кто обязан это делать и можно ли заменить уже назначенного ликвидатора другим, расскажем в статье.

Обязанности, ответственность и компетенция ликвидатора

Назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии) не должно носить случайный характер, поскольку именно на него возлагается полная ответственность за проведение ликвидационных процедур. От ликвидатора требуются прежде всего высокий уровень правовой грамотности, компетентность в делах ликвидируемой фирмы, развитые коммуникативные навыки для общения с представителями контролирующих органов, должниками фирмы, сотрудниками. После начала ликвидации к нему переходят все управленческие права, кроме закрепленных за учредителем и участниками. Ему нет необходимости при этом оформлять доверенность от ООО.

Ликвидатор, приступая к своим обязанностям, должен действовать в интересах компании (ГК РФ, ст. 62-4). Он прежде всего обязан уведомить ФНС о том, что компания прекращает работу (ФЗ №129 ст. 20-3).

Кроме того, в его обязанности входит:

  • подготовка плановых мероприятий по ликвидации;
  • размещение информационных сообщений в СМИ о начале процедуры;
  • оповещение кредиторов;
  • подготовка ликвидационных балансов (перед этим нужно провести инвентаризацию имущества и задолженностей);
  • составление и осуществление плана погашения долгов (последовательно, в соответствии с законом);
  • уведомление сотрудников о предстоящем увольнении.

Если экономические показатели ликвидируемого ООО говорят о признаках банкротства, ликвидатор обязан инициировать соответствующую процедуру.

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) ответственен за свою деятельность перед законом. Если прекращающая работу фирма имеет явные признаки банкротства, но соответствующая процедура ответственным лицом не запущена, ликвидатор может отвечать перед кредиторами своим имуществом (ФЗ №129, ГК РФ, ст. 399).

Ликвидатор, который своими действиями нанес убытки заинтересованным лицам (например, не включил кредитора и задолженность перед ним в промежуточный баланс), может также отвечать за это своим имуществом, как и члены одноименной комиссии – равными долями (ГК РФ, ст. 53.1, 64.1). Умышленное сокрытие информации, имущества компании, уничтожение значимых для компании документов или их подделка ликвидаторами наказывается уже по УК РФ (ст. 195).

К сведению! Ликвидация фирмы может носить добровольный и принудительный характер. Кому конкретно быть ликвидатором, во многом зависит от вида ликвидации.

Добровольная ликвидация

Участники ООО на общем собрании приняли решение ликвидировать организацию. Ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии) обычно назначают:

  • учредителя;
  • генерального директора (вместо гендиректора он будет называться ликвидатором);
  • руководителя финансовой службы, главного бухгалтера;
  • компетентного юриста, штатного или приглашенного со стороны;
  • рядового сотрудника фирмы (если другие варианты невозможны);
  • стороннюю фирму, оказывающую соответствующие возмездные услуги.

Важно! ИФНС на местах нередко требуют обязательного создания ликвидационной комиссии. Они руководствуются ст. 57 ФЗ «Об ООО», где речь идет о ликвидационной комиссии (п. 2 абз. 2). По мнению чиновников, это означает, что единственный учредитель не может ликвидировать единолично свое ООО. Однако ГК РФ (ст. 62 п. 3) говорит о возможности создания не только ликвидационной комиссии, но и о назначении отдельного ликвидатора.

Ликвидация по суду

Если решение о ликвидации принимается судом, этот орган и назначает ликвидатора. Такое решение может быть принято, например, по инициативе ФНС, иных контролирующих органов, в ситуации, когда фирма имеет все признаки банкротства. Арбитражный управляющий, назначенный судебным органом, должен иметь статус члена саморегулируемой организации. Он полностью берет в свои руки процесс ликвидации.

Смена ликвидатора

Действующий ликвидатор в некоторых случаях может быть заменен, и на его место назначен другой человек в следующих случаях:

  1. Ликвидатор, назначенный судом, затянул сроки, указанные в судебном решении, компания не закрыта до определенной судьями даты. Сроки могут быть продлены также по суду, с одновременной заменой ответственного лица (либо без замены).
  2. Ликвидатор добровольно расторгает заключенный с компанией договор на выполнение своих обязанностей. Условие о возможности расторжения должно быть прописано заранее. Подобное может произойти, если ликвидируемая фирма «проблемная» — имеет крупные долги, тяжбы с контрагентами, если ликвидатор ограничен во времени либо оказался недостаточно компетентен.
  3. Собрание принимает решение о замене ликвидатора, если гражданин недобросовестно исполняет процедуру ликвидации, например, затягивает ее умышленно. Протокол собрания – основание для смещения ответственного ликвидатора и передачи его функций другому лицу.
Читайте так же:  Заявление по повестке в суд образец

Поскольку на период ликвидации ликвидатор получает все права руководителя ООО, по мнению ФНС, его замена оформляется аналогично – с использованием ф. Р14001. ФЗ №129 «О госрегистрации юрлиц» (ст. 17-2) не требует дополнительно прилагать к нему решение о смене ответственного лица, но на местах чиновники часто требуют протокол как подтверждающий документ.

Источник: http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/kto-mozhet-byt-likvidatorom-ooo-pri-ego-likvidacii/

Вопрос: Сколько человек и кто входит в состав ликвидационной комиссии? Как оплачивается работа членов ликвидационной комиссии? (Выпуск 17-18, сентябрь 1998 г.)

463. Сколько человек и кто входит в состав ликвидационной комиссии? Как оплачивается работа членов ликвидационной комиссии?

Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ, ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В первом случае она производится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Те, кто выступил с инициативой ликвидации, назначают по согласования с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки проведения ликвидации. В случаях когда ликвидация производится по судебному решению, судом может быть предусмотрено возложение соответствующих обязанностей на самих учредителей (участников) либо на тех, кто уполномочен на проведение ликвидации учредительными документами (п. 3 ст. 61, п. 2 ст. 62 ГК РФ).

Численность ликвидационной комиссии, а также ее персональный состав обычно устанавливаются уставом предприятия. Если уставом предприятия данные вопросы не урегулированы, то численный и персональный состав ликвидационной комиссии определяются Общим собранием учредителей (участников), так как данный вопрос отнесен к его исключительной компетенции (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В состав ликвидационной комиссии могут входить руководящие лица организации, члены трудового коллектива, учредители или их представители и т.д.

Законодательством РФ не установлен порядок оплаты работы членов ликвидационной комиссии, поэтому данный вопрос должен решаться учредителями ликвидируемого общества самостоятельно.

Следует заметить, что расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, с работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), с конкурсным производством, с выплатой вознаграждения арбитражному или конкурсному управляющему, и судебные издержки должны покрываться за счет имущества ликвидируемого юридического лица вне очереди (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ»).

Выпуск 17-18, сентябрь 1998 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента «Предпринимательская практика: вопрос-ответ».

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) «АКДИ Экономика и жизнь» выходит под измененным названием: «Новая бухгалтерия».

Источник: http://base.garant.ru/957091/

Энциклопедия решений. Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого акционерного общества выступает в суде (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).

Это означает, что при назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) полномочия органов управления общества (директора, правления и т.д.) прекращаются (см. также постановление Девятнадцатого ААС от 31.01.2007 N А36-1681/2006).

С момента такого назначения председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор осуществляет тот же объем полномочий, что и единоличный исполнительный орган АО: он вправе представлять интересы общества без доверенности, совершать сделки от имени АО, представлять интересы АО в отношениях с его работниками, принимать решения по иным вопросам, связанным с руководством текущей деятельностью общества (п. 2 ст. 69 Закона об АО, постановление Тринадцатого ААС от 22.10.2012 N 13АП-16725/12).

Внимание

Общее собрание акционеров как высший орган управления АО и в период деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора) сохраняет полномочия, непосредственно обусловленные проведением ликвидационных мероприятий, в частности, утверждает промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, который составляется по завершении расчетов с кредиторами (п.п. 2, 6 ст. 63 ГК РФ, п.п. 4, 7 ст. 22 Закона об АО, см. также определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2006 N 51-О).

К полномочиям ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО относятся:

— выявление кредиторов АО, их уведомление в письменной форме о ликвидации общества;

— проведение инвентаризации имущества АО, получение дебиторской задолженности;

— составление промежуточного ликвидационного баланса;

— продажа имущества общества в случае, если имеющихся у АО денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов;

— расчеты с кредиторами АО;

— составление ликвидационного баланса по завершении расчетов с кредиторами АО;

— передача акционерам имущества общества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов;

— увольнение работников общества в соответствии с установленным порядком (уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией АО, оформление прекращения трудовых отношений, выплата выходного пособия и т.д.) (ст. 63 ГК РФ, ст. 22 Закона об АО, п. 1 части первой ст. 81, часть первая ст. 178, часть вторая ст. 180 Трудового кодекса РФ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, постановление Девятнадцатого ААС от 16.07.2013 N 19АП-2818/13).

Читайте так же:  Уголовная ответственность за нарушение патентных прав

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) АО обязаны действовать в интересах общества добросовестно и разумно. Они обязаны возместить акционерному обществу убытки, причиненные по их вине. От ответственности в виде возмещения убытков освобождаются члены ликвидационной комиссии, которые голосовали против решения, повлекшего причинение обществу убытков, или, действуя добросовестно, не принимали участия в голосовании (п. 3 ст. 53, п.п. 1, 2 ст. 53.1 ГК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Если при проведении ликвидации АО стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия АО обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из этих признаков. При невыполнении этого требования члены ликвидационной комиссии несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества, которые возникли по истечении упомянутого десятидневного срока (п. 3 ст. 9, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Источник: http://base.garant.ru/58078315/

Ликвидация: миссия невыполнима? (А. Красноперов, «эж-ЮРИСТ», N 29, июль 2004 г.)

Ликвидация: миссия невыполнима?

Порядок формирования ликвидационной комиссии, входящей в систему избираемых коллегиальных органов акционерного общества, безусловно, имеет свои особенности. При этом цель каждого из акционеров (группы акционеров) одна и та же — обеспечение своей руководящей роли в деятельности данного органа. Как в этих условиях добиться обеспечения защиты прав миноритарных акционеров? Без внесения поправок в законодательство не обойтись.

Ликвидационная комиссия согласно п. 2 ст. 21 ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон) во всех случаях не избирается, а назначается, в том числе и общим собранием акционеров. При этом решение о назначении ликвидационной комиссии должно быть принято одновременно с решением о ликвидации общества.

Между тем ГК РФ в ст. 62 использует иную терминологию, определяющую «многоходовую комбинацию» решения этого вопроса: «Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации». Иными словами, сначала принимается решение о ликвидации, а только потом может быть принято решение о назначении ликвидационной комиссии. Даже недавние корректировки ГК РФ, сделанные в связи с принятием Закона о государственной регистрации юридических лиц, не учли наработанный опыт законодательства о хозяйственных обществах, обязывающих принимать единое решение.

Может быть, по этой причине в ст. 33 ФЗ «Об ООО» вопросы ликвидации общества и назначения ликвидационной комиссии разбиты на два самостоятельных вопроса.

Наряду с этим законодатель, внося в 2002-2003 гг. поправки в Закон, не дополнил п. 2 ст. 21 необходимостью утверждать общим собранием акционеров порядок и сроки ликвидации. Это в нарушение ГК РФ определяет ликвидационная комиссия. Законом до сих пор не предусмотрена возможность назначения единоличного ликвидатора общества.

— Каков же правовой статус ликвидационной комиссии?

Согласно п. 3 ст. 21 Закона с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Следовательно, ликвидационная комиссия является органом управления, заменившим исполнительный орган с прекращением полномочий совета директоров. Поскольку ликвидационная комиссия осуществляет управление всеми делами общества, для ее образования законодатель использует термин «назначается».

Во многих случаях при назначении ликвидационной комиссии общее собрание акционеров принимает решение о кандидатуре председателя, поскольку генеральный директор по должности руководит работой правления. Однако решение собрания о назначении председателя ликвидационной комиссии представляется спорным, поскольку не предусмотрено Законом, а в уставе раздел о ликвидации общества отсутствует.

— Ликвидационная комиссия является органом коллегиальным или административным? Каков регламент ее деятельности?

На практике можно встретить случаи, когда ликвидационная комиссия является административным органом. Председатель комиссии единолично принимает необходимые решения и руководит работой комиссии путем дачи поручений. Протоколы заседаний комиссии отсутствуют.

А вот другой пример. ФАС ВСО в постановлении от 05.11.2001 установил следующее:

«При разрешении вопроса о наличии у гр. О. полномочий на подписание апелляционной жалобы на определение Арбитражного суда первой инстанции от имени ликвидационной комиссии, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение ликвидационной комиссии о назначении на должность председателем ликвидационной комиссии ОАО гр. О. не имеет юридической силы. Данный вывод сделан судом на основании оценки протокола заседания ликвидационной комиссии. Суд апелляционной инстанции посчитал, что при принятии решений на заседании ликвидационной комиссии участвовало в голосовании из шести ее членов лишь трое. Полномочия члена ликвидационной комиссии гр. Т. не были признаны судом, поскольку она по приказу председателя ликвидационной комиссии была выведена из состава ликвидационной комиссии. Вместе с тем данные выводы суда являются необоснованными.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров относится вопрос о назначении ликвидационной комиссии. Следовательно, разрешение вопросов о возможности (невозможности) исполнения обязанностей члена ликвидационной комиссии, назначенного общим собранием акционеров, также относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Председатель ликвидационной комиссии полномочиями по исключению либо принятию в члены ликвидационной комиссии не наделен. Таким образом, полномочия члена ликвидационной комиссии гр. Т. являются легитимными.

Из материалов дела следует, что на заседании ликвидационной комиссии из семи ее членов присутствовало четыре. Участвовало в голосовании по вопросам, включенным в повестку заседания, четыре члена ликвидационной комиссии.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает порядок голосования и принятия решений ликвидационной комиссии, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из аналогии Федерального закона «Об акционерных обществах», в частности статьи 67. В данной статье предусмотрено, что председатель совета директоров избирается членами совета директоров из их числа большинством голосов от общего числа членов совета директоров общества. Решение о назначении на должность председателя ликвидационной комиссии гр. О. принято большинством голосов («за» — 4 члена ликвидационной комиссии) и имеет юридическую силу. При наличии таких обстоятельств, суд апелляционной инстанции неправомерно оставил апелляционную жалобу без рассмотрения».

Читайте так же:  Применение исковой давности в арбитражном процессе

Действующее законодательство не определяет регламент деятельности ликвидационной комиссии;

Ликвидационная комиссия подобно совету директоров является коллегиальным органом, в котором каждый ее член имеет равный голос;

Председатель ликвидационной комиссии избирается ее членами большинством голосов от общего числа членов ликвидационной комиссии;

Решения ликвидационной комиссии оформляются протоколом;

Прекращение полномочий члена ликвидационной комиссии возможно только на основании решения общего собрания акционеров.

— К кому (ликвидируемому обществу или ликвидационной комиссии) должны предъявляться иски при отказе в удовлетворении претензии кредитора в период ликвидации общества?

Судебная практика о правоспособности ликвидационной весьма любопытна.

В Письме ВАС РФ от 03.09.93 N С-13/ОП-272 сказано, что ликвидационная комиссия не является юридическим лицом. Если предприятие-кредитор считает, что ликвидационная комиссия необоснованно отклонила его требования к ликвидируемому предприятию, оно вправе до исключения последнего из Государственного реестра предъявить в установленном порядке иск к этому предприятию.

В п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 указано, что руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции. Следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

На наш взгляд, правомерна позиция, высказанная в постановлении ФАС ЗСО от 07.06.2000. Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано по тем основаниям, что иск предъявлен к юридическому лицу, которое находится в стадии ликвидации, а не к ликвидационной комиссии, которая от имени юридического лица должна выступать в суде. Согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Из ч. 1 ст. 47 АПК РФ следует, что дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законами и иными нормативными актами или учредительными документами.

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Из п. 3 ст. 62 ГК РФ следует, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени юридического лица выступает в суде.

Таким образом, до прекращения существования юридического лица, все приобретенные за период его деятельности гражданские права и обязанности сохраняются за ликвидируемым юридическим лицом, а ликвидационная комиссия является органом, к которому от предусмотренных уставом органов управления переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Следовательно, к ликвидационной комиссии не переходят гражданские права и обязанности ликвидируемого юридического лица, являющемуся согласно ст. 34 АПК РФ ответчиком, к которому может быть предъявлено исковое требование.

Между тем в постановлении от 17.08.2000 ФАС ПО по делу, в котором ответчиком является ликвидируемое общество, указал, что выводы арбитражного суда об отказе в иске по основаниям предъявления иска к ненадлежащему ответчику находит правильными, поскольку истец произвести замену ответчика надлежащим или привлечь надлежащего ответчика в качестве второго ответчика возражает. В соответствии со ст. 61-63 ГК РФ была создана ликвидационная комиссия, к которой перешли полномочия по управлению делами юридического лица. От имени ликвидируемого лица в суде выступает ликвидационная комиссия. Таким образом, требования кредиторов ликвидируемого юридического лица могут быть предъявлены только к ликвидационной комиссии. Вот так вот! Орган управления юридического лица заменил собой само юридическое лицо.

Полагаем, что общее собрание акционеров, определяя порядок ликвидации, должно определить, если это не установлено уставом общества, и порядок деятельности ликвидационной комиссии.

— Как могут быть обеспечены права акционеров в процессе ликвидации общества?

В этот период прекращаются полномочия совета директоров и исполнительного органа, но полномочия счетной и ревизионной комиссий сохраняются. То есть акционер (группа акционеров), владеющий более 10% голосующих акций, вправе инициировать проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, проведение собрания акционеров по вопросу о досрочном прекращении полномочий членов ликвидационной комиссии и избрании ее нового состава либо отмены решения собрания о ликвидации общества.

Необходимо и достаточно

— Представляется целесообразным дополнить и п. 1 ст. 91 Закона положением, согласно которому акционеры, владеющие 25 и более % голосующих акций, имеют доступ к протоколам заседаний ликвидационной комиссии общества. Это повысит контрольную функцию акционеров при ликвидации общества.

Предлагаем включить в перечень должностных лиц, чья ответственность перед обществом предусмотрена ст. 71 Закона, и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) общества.

Общество и акционеры должны иметь право предъявления к ним иска за неразумные действия при осуществлении ликвидации. Им должны быть наделены и кредиторы общества.

Согласно п. 2 ст. 21 Закона вопрос о добровольной ликвидации и создании ликвидационной комиссии общества может быть вынесен на решение общего собрания акционеров советом директоров. Но п. 3 ст. 49 Закона в отличие от вопроса о реорганизации не включил ликвидацию в перечень вопросов, решение по которым собранием может быть принято только по предложению совета директоров. Как видим, Закон имеет внутреннее противоречие.

— На практике рекомендуется воспользоваться диспозицией п. 3 ст. 49 Закона и дополнить перечень вопросов, инициируемых исключительно советом директоров, вопросом о ликвидации общества.

— Законодательно в целях обеспечения стабильности общества необходимо также дополнить п. 3 ст. 49 Закона упоминанием подпункта 3 п. 1 ст. 48 Закона. Это предотвратит авантюрные требования миноритариев о ликвидации общества. Необходимо скорректировать диспозитивную формулировку п. 3 ст. 49 Закона. В данной норме предлагается определить минимальный перечень вопросов, решение по которым собранием акционеров может быть принято только по предложению совета директоров, и установить возможность только дополнения этого перечня в уставе общества.

Читайте так же:  Наказание за нарушение трудового права

Высказанные предложения носят в большей степени концептуальный характер, и определенно требуют доработки, однако необходимость внесения корректив в Закон очевидна.

В Закон необходимо внести изменения

«эж-ЮРИСТ», N 29, июль 2004 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Издание: Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ»

Учредитель: ЗАО ИД «Экономическая газета»

41019 — для индивидуальных подписчиков

41020 — для предприятий и организаций

Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14

Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41

Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41

Источник: http://base.garant.ru/3997015/

Кто такой ликвидатор ООО

Закрытие любого предприятия – это сложный и трудоёмкий процесс. Он связан со сбором информации, реализацией промежуточных мероприятий, подготовкой документов и прочими обязательными процедурами. Как правило, этой работой занимается ликвидатор, от профессионализма которого зависят сроки и последствия ликвидации фирмы.

Кто такой ликвидатор ООО

Ликвидатор – это ответственное лицо, которое назначается участниками компании для реализации процесса закрытия фирмы. Если на общем собрании учредители выбирают ликвидационную комиссию, её председатель становится ликвидатором.

После своего назначения специалист принимает полномочия и обязанности по руководству компанией до момента её закрытия. Действия ответственного за ликвидацию фирмы лица регулируются Законом РФ №129-ФЗ и осуществляются им без доверенности.

Назначение ликвидатора

Назначение специалиста проводится в соответствии с ГК РФ и Законом «Об ООО» № 14. Решение о назначении ликвидационной комиссии и ликвидатора принимается на общем заседании собственников компании, о чём составляется протокол собрания участников. Ликвидационная комиссия обычно выбирается на крупных предприятиях, где ликвидационный процесс более трудозатратный.

Если у фирмы один собственник, он назначает специалиста единолично. Иногда при закрытии организации собственники обращаются к фирмам, которые предоставляют подобные услуги. В ООО ответственный по ликвидации назначается приказом. В таких ситуациях образец приказа о назначении ликвидатора ООО направляется в регистрирующий орган.

После избрания со специалистом заключается гражданско-правовой договор с указанием порядка действия и суммы вознаграждения. Но, по обоюдному согласию сторон договор можно вообще не заключать, тогда порядок деятельности и размер оплаты специалиста не будут зафиксированы документально.

Может ли директор быть ликвидатором ООО

При добровольном закрытии организации закон не предусматривает каких-либо ограничений на лиц, которые могут назначаться на должность ликвидатора. В этой ситуации ответственным за закрытие предприятие лицом может стать директор фирмы.

Таким образом, директор компании может стать ликвидатором после отстранения от своих полномочий руководителя

Однако, при банкротстве предприятия ситуация меняется, и ответственным за процесс назначают конкурсного управляющего, которого выбирает судья.

Может ли учредитель быть ликвидатором ООО

В законодательстве нет ограничений в том, кто может быть ответственным при ликвидации ООО, но это правило касается только добровольного закрытия фирмы. Даже если у компании один собственник, он тоже может выступить в роли ликвидатора.

Итак, при добровольной ликвидации ответственным лицом может быть назначен любой из нижеперечисленных специалистов:

  • собственник ООО;
  • руководитель фирмы;
  • главный бухгалтер;
  • штатный юрист;
  • один из работников ООО;
  • сторонний специалист, который имеет определённый опыт в этой сфере.

Несмотря на отсутствие прямых ограничений в законе, некоторые регистрирующие органы могут отклонить заявление о закрытии фирмы, где ликвидатором выступает единственный учредитель. Чтобы избежать таких проблем, следует заранее уточнить в ФНС этот вопрос.

Как оплачивается работа ликвидатора

После выполнения своих обязанностей специалист получает оговорённое ранее вознаграждение. Сумма выплаты может быть зафиксирована в договоре об оказании услуг, подписанном обеими сторонами.

Обязанности и права

Ответственное за закрытие ООО лицо получает большой перечень обязанностей и прав, а именно:

  • Оповещение всех заимодателей общества о начале процесса ликвидации путём размещения публикации в «Вестнике госрегистрации. Кредитором даётся 60 дней на предъявление своих претензий.
  • Уведомление трудового коллектива, ликвидируемого ООО о начале процесса.
  • Разработка программы мероприятий. От правильности этого плана и соблюдения всех норм будет зависеть результат процедуры.
  • Проведение инвентаризации активов и непогашенных обязательств организации.
  • Выплата задолженностей фирмы заимодателям. При невозможности компании рассчитаться со своими долгами, специалист должен инициировать банкротство.
  • Составление промежуточного и ликвидационного балансов ООО для предоставления их в ФНС.
  • Оплата госпошлины за процесс закрытия и предоставление всех необходимых документов в регистрирующий орган.

Специалист обязан контролировать все процессы и соблюдать установленные законом сроки процедур.

Ответственность

Ликвидатор компании несёт полную ответственность за правильное оформление закрытия общества. Он должен позаботиться, чтобы все документы были оформлены правильно и передавались в установленные сроки.

Согласно Закону «О несостоятельности», при выявлении у компании признаков банкротства ответственный специалист обязан в течение десяти дней оповестить об их наличии в суде.

И также специалист несёт ответственность за правдивость предоставляемой информации об активах компании. За сокрытие или искажение любых имущественных данных ликвидатор может быть наказан штрафом или ограничением свободы.

Решение о том, кто будет заниматься закрытием фирмы принимают учредители, но к выбору специалиста стоит относиться серьёзно. Работа грамотного человека с опытом позволит закончить ликвидацию быстро и без последствий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://bankrotof.net/likvidacija-ooo/likvidator/

Статус ликвидационной комиссии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here