Система субъектов по защите прав несовершеннолетних

Информационная поддержка по вопросу: "Система субъектов по защите прав несовершеннолетних" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Читайте так же:  Почта банк доверенность на вклад

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12116087/

Система субъектов по защите прав несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с органами управления социальной защиты населения, органами управления образованием, органами опеки и попечительства, органами по делам молодежи, органами управления здравоохранением, органами службы занятости населения, органами внутренних дел и другими органами и учреждениями, общественными объединениями, осуществляющими меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи по профилактики: предупреждение безнадзорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; выявление и устранение причин, способствующих этому; обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Органы управления социальной защиты населения в пределах своей компетенции:

Осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей и законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестокого обращения с ними;

Контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;

Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, це6нтры экстренной психологической помощи населению и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них [9;12].

Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний.

В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

Направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

Временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 26 №120-ФЗ [9; п.6 ст.26].

Подразделение криминальной полиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также устанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; выявляют несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организационные преступные группы или в преступные сообщества, и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершении преступлений, антиобщественных действий и (или) в преступную группу, и применяют к ним меры, воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений это:

Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма;

Уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, контроль за поведением которых осуществляется ими в соответствии с Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;

Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательство Российской Федерации предусмотрена военная служба, в пределах своей компетенции участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства.

Порядок и условия зачисления несовершеннолетних в качестве воспитанников в воинские части, обеспечения их необходимыми видами довольствия устанавливаются Правительством Российской Федерации [14; 124] .

Видео (кликните для воспроизведения).

Деятельность по профилактике основана на принципах: законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике.

В зависимости от выполняемых функций субъекты изучаемой профилактической системы подразделяются на четыре категории учреждений: 1) первичной социальной профилактики, деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы детей;

2) первичной специальной профилактики, оказывающие помощь социально дезадаптированным детям; 3) вторичной специальной профилактики, осуществляющие ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступлений уголовной ответственности; 4) уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактики, главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних [13;22].

Представляется, что для эффективной работы этой системы профилактическая деятельность ее элементов должна строиться на началах взаимодействия функционально специализированных конкурирующих субъектов, объединенных общей целью, итогом которого станет не «сумма результатов отдельных звеньев», а многократно возросший «совокупный результат системы».

Читайте так же:  Исковое заявление нарушение трудовых прав

Для выяснения сущности и назначения процесса взаимодействия необходимо разграничить понятия «взаимодействие» и «координация» — последняя содержит в себе элементы подчинения субъектов координирующему центру и является имманентным атрибутом управления системой. Взаимодействие, в свою очередь, выступает продолжением координации, которое расширяет ее рамки путем реализации преимуществ, связанных с совместной деятельностью.

Переходя к рассмотрению особенностей проявления данных методов управления применительно к системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо отметить, что на региональном и местном уровнях основными органами, на которые нормативно возложены функции по осуществлению координации и налаживанию взаимодействия между всеми субъектами, являются КДН и ЗП.

Ввиду неопределенности механизма осуществления координации и отсутствия у комиссий достаточных властных полномочий, позволяющих им требовать от разноведомственных субъектов профилактики выполнения своих предписаний, функционирование системы имеет стихийный характер и фактически не подвергается управленческому воздействию. Предполагается, что взаимодействие субъектов профилактики окажется эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой не набор случайных бессвязных мероприятий, а глубоко продуманную совокупность строго упорядоченных, увязанных друг с другом действий, разработанную с учетом конкретных условий и задач, решаемых каждым из них, необходима классификация, характеризующая различные виды их совместной деятельности.

С учетом этой классификации взаимодействие комиссий с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН) может быть охарактеризовано как постоянное сотрудничество, которое осуществляется в рамках единой системы на уровне вторичной специальной профилактики путем установления и поддержания непосредственных контактов, отличающихся горизонтальным характером взаимных связей.

В качестве основных форм взаимодействия субъектов профилактики выступают: совместная информационно-аналитическая работа, подразумевающая сбор, обработку и обмен информацией, централизованное планирование профилактических мероприятий и последующее их проведение.

Информационно-аналитическая работа в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеет односторонний специально-профилактический уклон в направлении перевоспитания уже подвергнутых отрицательному воздействию неблагоприятных условий подростков, которые совершили аморальные, антиобщественные проступки и правонарушения.

Недостатки при планировании совместных профилактических мероприятий выражаются в наличии общих, неконкретных формулировок намечавшихся мероприятий, их фрагментарном характере, разобщенности данных документов с планами, составляемыми иными субъектами системы профилактики, а также в отсутствии согласованности между различными ведомствами и исполнителями.

Ввиду недостатка специализированных учреждений для социальной реабилитации подростков, находящихся в социально опасном положении, качество индивидуально-профилактической работы субъектов системы профилактики далеко не всегда является адекватным количеству выявленных ПДН несовершеннолетних правонарушителей.

Учитывая необходимость проведения неотложных мер по улучшению координации и взаимодействия в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предлагается в качестве основы ее функционирования, рассматривать насыщенность и результативность профилактических мероприятий, проводимых на индивидуальном уровне. Наиболее оптимальным вариантом их организации представляется разработка муниципальными КДН и ЗП программ индивидуальной профилактической работы, в осуществлении которых будут непосредственно участвовать все заинтересованные субъекты системы профилактики, сами несовершеннолетние, их родители или другие законные представители, а также иные лица. Состояние индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними должно отслеживаться на уровне КДН и ЗП субъектов Российской Федерации и впоследствии находить свое обобщенное отражение в соответствующих федеральных, региональных и муниципальных программах.

Источник: http://studbooks.net/989217/pravo/osobennosti_vzaimodeystviy_komissiy_delam_nesovershennoletnih_zaschite_prav_militsiey_inymi_subektami

Система субъектов по защите прав несовершеннолетних

Принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон, принятый Государственной Думой 22 апреля 2011 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года подписан Президентом России Дмитрием Медведевым.

Принятые изменения направлены на защиту прав и интересов детей, а также на предотвращение злоупотребления своими правами одним из родителей в ущерб интересам ребенка и другого родителя. В этих целях вносятся изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие, что в период рассмотрения судебного спора родителей о детях судом в предварительном заседании определяются место жительства ребенка и порядок осуществления родительских прав до вступления в законную силу соответствующего судебного решения.

За неисполнение судебного решения об определении места жительства детей, а также за совершение ряда действий, нарушающих право детей на общение с обоими родителями, включая намеренное сокрытие местонахождения детей, устанавливается административная ответственность в виде штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей, а при повторном нарушении — в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административного ареста до пяти суток.

Ювенальная юстиция это система органов осуществляющих защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Социальная потребность в системе ювенальной юстиции связана с необходимостью, прежде всего, нормализовать условия жизни и воспитания детей и подростков путем защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, непосредственно занимающихся воспитанием, обучением, подготовкой к труду, охраной здоровья и т.п. Не менее важная социальная задача ювенальной юстиции связана с корректировкой нравственно-психологического развития личности несовершеннолетнего, совершающего правонарушения. При наличии правового основания органы ювенальной юстиции принимают решения и реализуют в отношении лиц, не достигших 18 лет, необходимые меры правового воздействия (наказания, принудительное воспитание, лечение).

Сформулированные таким образом цели ювенальной юстиции позволяют определить ее функции. На наш взгляд, их нельзя свести к основной задаче органов правосудия — обеспечению законности и обоснованности выносимых правовых решений и их исполнению. Представляется также недостаточным, если к этому добавить особые воспитательные средства воздействия, которые должны оказывать органы юстиции на несовершеннолетнего правонарушителя. Не отрицая важность всех этих задач, мы, тем не менее, полагаем, что ювенальной юстиции присущ ряд специфических функций. Ее органы, по нашему мнению, должны обеспечить в максимально возможной степени справедливость любого правового решения в отношении несовершеннолетних. Понятие справедливости шире законности и обоснованности, оно включает:

а) правильный выбор меры воздействия в пределах санкции закона;

б) охрану несовершеннолетних от реального проявления несовершенства закона, его несоответствия реальным условиям жизни подрастающего поколения и т. п., любое несправедливое решение подростком воспринимается не так, как взрослым, оно быстрее и интенсивнее блокирует желание несовершеннолетнего исправиться и, наоборот, способствует сохранению социально-психологической установки, противоречащей нормам права;

в) защиту прав и законных интересов, несовершеннолетних при рассмотрении любого дела (не только гражданского, но и уголовного, административного и т.п.). Речь идет о правах и законных интересах, как связанных с предметом доказывания по делу, так и находящихся за его пределами, о нарушении которых становится известно правоохранительным органам. Столь широкий подход обусловлен тем, что в отношении материнства и детства государство берет на себя функции защиты (ст. 38 Конституции РФ);

Читайте так же:  Образец кас жалобы в верховный суд

По мнению авторского коллектива сотрудников НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ выполнение функций ювенальной юстиции обеспечивается в первую очередь структурой ее системы, которая может быть охарактеризована с помощью классификации входящих в эту систему органов. Существует несколько оснований такой классификации. Одно из них — характер деятельности органов ювенальной юстиции. По этому признаку органы могут быть разделены на четыре следующие группы:

— разрабатывающие законодательство, направленное на обеспечение прав и интересов детей и подростков;

— осуществляющие охрану прав несовершеннолетнего;

— осуществляющие правосудие по делам несовершеннолетних;

— исполняющие решения (приговоры, постановления), вынесенные по делам несовершеннолетних Ювенальная юстиция в России. Вчера. Сегодня. Завтра. / Под ред. В.Д. Ермакова. — М.: ИМППЭ, 2011 г..

Государство, как правило, замечает и воздействует на ребенка, когда он уже стал правонарушителем или преступником. Однако тогда это воздействие становится запоздалым. Преступником мы называем подростка условно, поскольку деяния, совершенные им, при условии его совершеннолетия неизбежно повлекли бы за собой уголовную ответственность.

В рассмотрении вопросов юридической защиты прав подростков судья, прежде всего, должен подробнее разобраться в целом ряде психологически и педагогически сложных аспектов подросткового возраста. Времени для этого у него, как правило, нет. Следовательно, для правильного и взвешенного определения необходимой меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя судья остро нуждается в полноценной, проанализированной, обобщенной и компетентно представленной информации о подростке и его средой окружении (семья, школа, друзья и т. д.).

Только всестороннее рассмотрение обстоятельств и ситуации позволит принять взвешенное, справедливое судебное решение, способное вернуть подростка в общество не с «пожизненной печатью» уголовника, а полноценным его членом. Именно такая ресоциализация и должна быть основной заботой и целью общества, государства, а, следовательно, и органов правосудия. Процесс ресоциализации подростка необходимо начинать с выяснения степени социальной опасности его ближайшего окружения и только потом его поведения или поступков. И если меру социальной опасности способно определить современное уголовное законодательство, то, как воздействует на ребенка окружающая его среда, сегодня остается, по существу, вне контроля общества. Чтобы устранить этот дефект, сотрудниками Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» была предложена следующая концепция ювенальной юстиции:

1. Систему особой специализации российской юстиции — институт ювенальных судей.

Ювенальный судья представляет собой не только судью, но и целый штат работников, формирующийся вокруг этой фигуры. Жизненно необходимо создание служб социальных работников, осуществляющих вспомогательные функции по:

— сбору, анализу и представлению судье всего комплекса информации, связанной с конкретным подростком, его средовым окружением, обстоятельствами возникновения ситуации, требующей судебного вмешательства и рассмотрения;

— контакту с семьей несовершеннолетнего, средой его непосредственного окружения — для последующего судебного определения возможности успешного возвращения ребенка в семью или процедур и действий, которые необходимо предпринять в отношении этого средового окружения.

В работе ювенального судьи и в тексте Закона «О ювенальной юстиции» базовыми, отправными должны стать следующие позиции:

1) В подавляющем числе преступлений, совершаемых подростками, основная часть вины лежит на семье, в которой проживает несовершеннолетний правонарушитель (ближайшее окружение).

2) Почти всегда для общества (и для ребенка, безусловно) наиболее желательными являются действия, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений, на сохранение семьи. При этом исключение должны составлять только те случаи, когда сохранение семьи невозможно без реальной и непосредственной угрозы здоровью и жизни подростка.

3) Непосредственно уголовное наказание должно стать чрезвычайной, исключительной мерой наказания для подростка.

Первая и вторая позиции не противоречат друг другу. Их конфликт надлежит решать именно обществу с помощью ювенального суда, социальных служб при суде и большого количества внесудебных процедур (реализуемых, в том числе негосударственными организациями).

Третий пункт предполагает возможность развития практики, основанной на реализации в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия, не связанных с уголовным наказанием. Формой судебного воздействия в подавляющем числе случаев должно стать приобщение подростка к обязательному участию в различных социально-психологических и реабилитационных программах, направленных на его ресоциализацию.

2. Специализированную (ювенальную) прокуратуру. Реформирование нынешней системы правосудия неизбежно вызывает потребность изменений в принципах построения взаимоотношений государства с некоторыми негосударственными институтами.

3. Специализированную (ювенальную) адвокатуру. Важно создать предпосылки для расширения сферы деятельности и специализации адвокатуры по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Поскольку указанный институт не является государственным, необходимо безусловное осознание государством важности:

— более разумной налоговой политики при использовании механизмов поощрения деятельности ювенальной адвокатуры;

— создания условий для повышения доступности и для правового и процедурного обеспечения услуг ювенальных адвокатов детям и подросткам.

4. Институт Уполномоченного по правам ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в России в настоящее время создан. Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 1518 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка» Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 1518 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка», о назначении на должность Уполномоченного при Президенте по правам ребенка Астахова Павла Алексеевича, о назначении на должность Уполномоченного при Президенте по правам ребенка Астахова Павла Алексеевича. Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Формируется структура, которая может иметь и некоторую ювенальную специализацию. Создана должность заместителя Уполномоченного по правам ребенка. Такой заместитель непосредственно курирует вопросы защиты прав ребенка.

5. Институт социальных работников

Социальные работники должны осуществлять непрерывный сбор информации о неблагополучном ребенке в процессе его жизнедеятельности. Эта работа направлена на то, чтобы действия и решения судьи опирались не только на его правовые знания, человеческие качества и жизненный опыт, но и на солидную базу данных, собранных несколькими группами квалифицированных социальных работников.

В данном направлении предлагается формирование четырех различных групп социальных работников:

— действующих в непосредственном и тесном контакте с ювенальным судьей;

— «уличных» социальных работников, осуществляющих сбор первичной и наиболее объемной информации;

— контактирующих с семьей и непосредственным окружением ребенка;

— курирующих конкретного ребенка, помогающих ему после «встречи» с судьей и занимающихся непосредственной помощью в ресоциализации ребенка.

Читайте так же:  Составляющие судебных издержек

Наряду с перечисленными профессиональными группами к ювенальной юстиции следует отнести целый ряд социально-правовых технологий, связанных с обеспечением более полной защиты прав несовершеннолетних.

В качестве одной из таких форм защиты могут быть признаны процедуры примирения между правонарушителем и потерпевшим, использование которых способно значительно разгрузить суды, освободив их от необходимости рассмотрения большого объема дел невысокой степени тяжести. С другой стороны, процедуры примирения способствуют удовлетворению потребностей потерпевшего во внимании к его проблемам и в ресоциализации, а также позволяют путем совместного обсуждения найти способы и формы возможной компенсации Ювенальная юстиция в России. Вчера. Сегодня. Завтра. / Под ред. В.Д. Ермакова. — М.: ИМППЭ им А.С. Грибоедова, 2011 г. С. 76-79..

Таким образом, ювенальная юстиция представляет собой совокупность правовых механизмов и институтов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных процедур и программ, объединенных вокруг специального судебного института ювенальных судов в систему государственных и негосударственных органов и организаций, предназначенную для обеспечения наиболее полной защиты прав несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что на законодательном уровне провозглашены основные гарантии судебной защиты прав несовершеннолетних. СК РФ устанавливает принципы приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной судебной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

В то же время необходимо более четкое закрепление конкретных механизмов судебной защиты прав несовершеннолетних, в частности, в законодательстве об исполнительном производстве. Проблема судебной защиты прав несовершеннолетних, является одной из наиболее актуальных в современном исполнительном производстве. Ее разрешение зависит от целого ряда факторов, как объективного, так и субъективного.

В то же время необходимо совершенствование действующего законодательства, повышение ответственности каждого гражданина в вопросах, связанных с несовершеннолетними, независимо от правового положения участника исполнительного производства, будь то законный представитель ребенка или представитель органа опеки и попечительства.

Источник: http://studbooks.net/1068749/pravo/ponyatie_zaschity_prav_zakonnyh_interesov_nesovershennoletnih_detey

Система субъектов по защите прав несовершеннолетних

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

Научный аспект №4-2012

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

Порядок перемещение культурных ценностей через границу РФ в связи с проведением года Турции в России

Использование функционально-семантических полей вежливости в дипломатической деятельности

Автоматизированная система управления процессом переработки отходов очистки и разложения смазочно-охлаждающих жидкостей

Аспекты исламского возрождения в Татарстане: особенности и перспективы

Автоматизация процесса щелочной очистки газов, с многократной циркуляцией раствора щелочи

Организационно-правовой механизм противодействия коррупции

Противоречивость прагматизма

Значимость проведения геодезических работ при проведении экспертизы промышленной безопасности объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы

Optimum Antenna Selection Technique for MIMO System

Действие как центральное звено дееспособности

Особенности описания эпизода “Детство Семетея” в варианте манасчи (сказителя) У.Мамбеталиева

Агрессия и враждебность в младшем подростковом возрасте

Наблюдение как процедура банкротства

Основные виды архитектурно-градостроительной классификации студенческих кампусов

Оценка задержки амплитуды колебаний температуры на внутренней поверхности ограждающей конструкции

Совершенствование системы защиты прав и интересов несовершеннолетних в субъектах РФ (на примере ЯНАО)

Зайнакаева Юлия Олеговна — магистрант факультета Юриспруденции филиала Тюменского государственного университета в г.Новый Уренгой.

Аннотация: Одним из важнейших направлений деятельности государства является защита прав и интересов несовершеннолетних граждан, так как именно несовершеннолетние являются одной из самых уязвимых категорий общества. Главная цель Национальной стратегии – «обеспечение достижения существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства».

Ключевые слова: Защита прав, несовершеннолетние, ребенок, государство, стратегия, воспитание детей.

Одним из важнейших направлений деятельности государства является защита прав и интересов несовершеннолетних граждан, так как именно несовершеннолетние являются одной из самых уязвимых категорий общества. Необходимо отметить, что в Российской Федерации предпринимаются серьезные шаги по реализации Конвенции о правах ребенка (ратифицированной нашим государством в 1990 году) и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г.г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации [1].

Государство признает детство важным этапом жизни человека и, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, определяет цели государственной политики в интересах детей:

– осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

– недопущение дискриминации прав ребенка;

– упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей;

– восстановление прав несовершеннолетних в случаях нарушений;

– формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

– содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей;

– воспитание в детях патриотизма и гражданственности;

– реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в России 1 июня 2012 г., со ссылкой на Конвенцию ООН о правах ребенка, Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.».

Главная цель Национальной стратегии – «обеспечение достижения существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства» [2].

Реализация Национальной стратегии предусмотрена в два этапа: первый – в 2012-2014 гг., второй – в 2014-2017 гг. и осуществляться должна по следующим основным направлениям:

— семейная политика детствосбережения;

— доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

Читайте так же:  Доверенность на право подписи банковских документов

— здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

— равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

— создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

Однако, несмотря на предпринятые шаги в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, в современных правовых исследованиях отмечается, эта отрасль социальной политики и права развита недостаточно, а системная разобщенность действующих государственных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов как в области снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так и в сфере защиты ребенка от криминальной среды [3, с. 95].

В этих условиях, безусловно, важным является формирование единого социально-правового пространства путем соединения усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных организаций в целостную систему защиты прав и интересов несовершеннолетних. Огромную роль в решении рассматриваемой проблемы играют те усилия, которые предпринимаются государственными органами и негосударственными организациями на региональном уровне.

Так, в Ямало-Ненецком автономном округе в целях улучшения положения детей в обществе, их надлежащей защиты, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития была принята Региональная стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Главная цель Региональной стратегии — создание наилучших условий для рождения, развития и воспитания детей, обеспечение прав, интересов и потребностей каждого ребенка, проживающего в автономном округе, создание благоприятной среды для успешной социализации детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, соблюдение приоритетности сохранности для ребенка родной семьи.

В этой связи следует особо отметить деятельность окружной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ЯНАО, члены которой совместно с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, прилагают совместные усилия по улучшению положения детей в обществе. Во время проведения различных мероприятий, заседаний, деятельности рабочих групп, поднимаются актуальные вопросы и проблемы в сфере реализации прав детей непосредственно перед структурами, в ведении которых находится решение тех или иных вопросов. Принимаемые решения направлены на улучшение положения детей в регионе, совершенствование механизмов обеспечения и защиты прав детей и усиление профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Важной вехой в формировании целостной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних стало принятие 18 апреля 2007 года Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа Закона «Об уполномоченном по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе». В соответствии с указанным Законом в округе была учреждена должность Уполномоченного по правам ребёнка, целью деятельности которого является обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в автономном округе, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе, их должностными лицами, общественными объединениями, организациями автономного округа, юридическими и физическими лицами.

Активная деятельность Уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО позволила решить ряд насущных проблем. В первую очередь, целям организации взаимодействия по профилактике преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также совершенных в отношении несовершеннолетних, служат соответствующие соглашения Уполномоченного с Управлением МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу и следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Взаимодействие Уполномоченного с общественными помощниками в муниципальных образованиях автономного округа позволяет принимать эффективные меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Общественные помощники в большинстве муниципальных образований входят в состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и активно участвуют в их работе.

При осуществлении межведомственного взаимодействия в интересах различных категорий детей, основываясь на результатах совместной работы с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в ЯНАО, Уполномоченным вносятся различные предложения, которые находят своё отражение в нормативных правовых актах автономного округа. Так, в Межведомственный план мероприятий по профилактике суицидов, предупреждению и предотвращению суицидальных попыток среди несовершеннолетних в Ямало-Ненецком автономном округе включены следующие положения:

— проведение анализа случаев суицидов в разрезе муниципальных образований автономного округа;

— изготовление информационных материалов с указанием служб экстренного реагирования и психологической помощи;

— информирование взрослого населения автономного округа о способах предотвращения суицидальных попыток;

— участие Уполномоченного в организации и проведении телеэфиров по вопросам детских суицидов.

Также План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Региональной стратегии действий в интересах детей в Ямало-Ненецком автономном округе содержит предложения об организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка; об организации обучения специалистов, работающих с детьми, а также родителей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми и т.д.; о создании условий для развития деятельности детских и молодежных общественных объединений в целях расширения участия детей в общественной жизни и принятии решений, затрагивающих их интересы.

Таким образом, необходимо отметить, что, несмотря на существующие проблемы и недостатки в области защиты прав несовершеннолетних, в Ямало-Ненецком автономном округе реализуется системная деятельность по защите прав и законных интересов детей, свидетельствующая о стремлении региональных и муниципальных органов власти совместно с обществом, способствовать воплощению в жизнь принципов Конвенции ООН о правах детей.

1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 3 августа 1998г. -№31 — Ст. 3802.

2. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы : указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Собрание законодательства РФ. – 2012. — № 23. — Ст. 2994.

3. Урбаев Г. Л. Взаимодействие суда и государственных органов в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних / Дружественное к ребенку правосудие и проблемы ювенальной уголовной политики: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Верховного суда Республики Бурятия (г. Улан-Удэ, 3-4 октября 2013 г.) / науч. ред. Э.Л. Раднаева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. – 348 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://na-journal.ru/4-2014-gumanitarnye-nauki/469-sovershenstvovanie-sistemy-zashhity-prav-i-interesov-nesovershennoletnih-v-subektah-rf

Система субъектов по защите прав несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here