Штрафы за неисполнение обязательств по контракту

Информационная поддержка по вопросу: "Штрафы за неисполнение обязательств по контракту" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Вопрос недели: штрафы, налагаемые на поставщика

Вопрос по применению штрафов по постановлению № 1042 от 30.08.2017г.
Пункт 3 правил и пункт 6 правил — не ясно, в каких случаях применяется тот или иной пункт штрафа. Есть ли где то разъяснения с примерами.

Сообщаю Вам следующее:

В Постановлении Правительства РФ N 1042 от 30 августа 2017 года размеры штрафов, налагаемых на поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 3 Правил и п. 6), отличаются в зависимости от того, имеет ли нарушенное обязательство стоимостное выражение.

обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), имеющие стоимостное выражение, — это обязательства по поставке в определенном контрактом количестве (объеме) и надлежащего качества товара, выполнению работ, оказанию услуг, составляющих предмет контракта;

обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), не имеющие стоимостного выражения, — это обязательства, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) должен исполнить на основании контракта, заключенного в соответствии со ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением обязательств по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) надлежащего качества и в оговоренном контрактом количестве (объеме). Такие штрафы могут быть установлены, в частности, в отношении обязательства представить данные контактного лица, те или иные документы (например, счета-фактуры).

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Документ 1

  1. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 — 8 настоящих Правил):…
  2. 6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:…

Документ 2

…Необходимо отметить, что в Постановлении Правительства РФ N 1042 от 30 августа 2017 года размеры штрафов, налагаемых на поставщика (подрядчика, исполнителя), отличаются в зависимости от того, имеет ли нарушенное обязательство стоимостное выражение. По нашему мнению, такой подход только запутывает специалистов контрактных служб заказчиков.

Казалось бы, не составит труда привести пример обязательства, не имеющего стоимостного выражения. Например, контракт заключен в результате запроса котировок (копию лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности в составе котировочной заявки нельзя было требовать) и в контракте содержится обязанность исполнителя (подрядчика) во исполнение уже заключенного государственного контракта предоставить заказчику заверенную копию лицензии.

Очевидно, что такая обязанность по предоставлению копии лицензии не имеет стоимостного выражения.

Но не всегда ответ относительно наличия у обязанности стоимостного выражения лежит на поверхности.

Представим себе, что заказчику поставлена партия некачественного товара. Как рассчитывать штрафную неустойку? С одной стороны, сама по себе обязанность поставщика поставить товар надлежащего качества на первый взгляд не имеет стоимостного выражения (если акцентировать внимание именно на качестве). Однако, с другой стороны, вполне можно посчитать, что некачественная партия товара имеет определенную стоимость.

Конечно, разработчики Постановления Правительства РФ N 1042 от 30 августа 2017 года руководствовались благими намерениями — исключить «драконовские» штрафы для поставщиков за незначительные нарушения контракта.

Однако то, как прописано условие о штрафах за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения, порождает неоднозначное толкование. И, по нашему мнению, от деления штрафов по контракту в зависимости от стоимостных или нестоимостных характеристик обязательства следует отойти, внеся соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 года N 1042.

Если же исходить из того, что такое деление обязательств по контрактам останется, то это повод для теоретического переосмысления классификации обязательств в гражданском праве. Договоры действительно традиционно делятся на возмездные и безвозмездные. Один и тот же договор порождает различные обязательства. Но введение на уровне постановления Правительства РФ терминов «обязательства, имеющие стоимостное выражение» и «обязательства, не имеющие стоимостного выражения» — это новелла, требующая детальной содержательной расшифровки.

В самом деле, как обобщенно сформулировать понятие обязательств, имеющих и не имеющих стоимостное выражение?

Можно попробовать исходить из того, есть ли в контракте (смете) расшифровка стоимости выполнения того или иного обязательства.

Тогда определения могут выглядеть так:

обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), имеющие стоимостное выражение, — это обязательства по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг), стоимость которых непосредственно определена в контракте (приложении к контракту, смете), что позволяет при недопоставке товаров (невыполнении работ, неоказании услуг) в количественном отношении определить стоимость недопоставленных товаров (невыполненного объема работ, неоказанных услуг), а в случае поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) ненадлежащего качества — считать указанное количество товаров (объем работ, услуг) непоставленным (невыполненным, неоказанным), определив стоимость такого товара (работ, услуг) в соответствии с условиями контракта;

обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), не имеющие стоимостного выражения, — это обязательства, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) должен исполнить на основании контракта, заключенного в соответствии со ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при условии, что в контракте (приложениях к контракту, смете) не определена стоимость выполнения соответствующих обязательств.

Но предложенные дефиниции мало помогут в том случае, если в контракте содержится условие о том, что цена контракта включает стоимость выполнения всех обязательств, включая сопутствующие.

Тогда, помимо «основного» обязательства по выполнению работ (поставке товара), окажется, что «платными» являются и дополнительные обязательства подрядчика (поставщика) о необходимости предоставления заказчику копии лицензии, например.

Иными словами, такой подход не вносит ясности в правоприменительную практику.

С учетом изложенного целесообразно исходить из того, что стоимостный характер будут иметь только обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг), являющегося предметом контракта (в части как количественных, так и качественных характеристик товара (работы, услуги), поскольку поставку некачественного товара следует приравнять к недопоставке товара надлежащего качества).

В этом случае можно предложить снабдить Постановление Правительства РФ N 1042 от 30 августа 2017 года примечанием, содержащим следующие дефиниции:

обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), имеющие стоимостное выражение, — это обязательства по поставке в определенном контрактом количестве (объеме) и надлежащего качества товара, выполнению работ, оказанию услуг, составляющих предмет контракта;

обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), не имеющие стоимостного выражения, — это обязательства, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) должен исполнить на основании контракта, заключенного в соответствии со ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением обязательств по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) надлежащего качества и в оговоренном контрактом количестве (объеме).

Читайте так же:  Отказ в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы

Такие определения позволяют отнести к числу обязательств, не имеющих стоимостного выражения, все «сопутствующие» основным обязательства поставщика (подрядчика)…

Документ 3

2.6. Установлен порядок расчета штрафа за нарушение поставщиком обязательства без стоимостного выражения (применяется после 9 сентября 2017 г.)

Если контрактом предусмотрены обязательства, которые не имеют стоимостного выражения, то в проекте контракта необходимо предусмотреть следующее. За каждый факт нарушения таких обязательств штраф устанавливается в фиксированном размере. В зависимости от цены контракта штраф составит (п. 6 Правил определения размера неустойки):

— цена не превышает 3 млн руб., штраф — 1 000 руб.;

— цена от 3 млн до 50 млн руб. (включительно), штраф — 5 000 руб.;

— цена от 50 млн до 100 млн руб. (включительно), штраф — 10 000 руб.,

— цена превышает 100 млн руб. — 100 000 руб.

Считаем, что такие штрафы могут быть установлены, в частности, в отношении обязательства представить данные контактного лица, те или иные документы (например, счета-фактуры).

О том, как установить штрафы за ненадлежащее исполнение или неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту при закупке по Закону N 44-ФЗ, см. Готовое решение.

Документ 4

…Проверьте, соблюдает ли ваш контрагент требование о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 2 ст. 101 Закона N 44-ФЗ). Для этого рекомендуем запросить у контрагента информацию о привлекаемых субподрядчиках (если иной порядок не предусмотрен вашим контрактом):

  • наименование, ОГРН и ИНН (Ф.И.О., ОГРИП и ИНН для индивидуальных предпринимателей). По этим данным Вы сможете проверить, есть ли сведения о субподрядчике в едином реестре СМП. Сделать это можно в специальном разделе сайта ФНС России https://rmsp.nalog.ru/;
  • если субподрядчик СОНКО — сведения о видах осуществляемой деятельности. Они понадобятся вам, чтобы проверить, соответствует ли организация требованиям к СОНКО, которые установлены п. 2.1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях;
  • данные о стоимостном объеме работ, передаваемых на субподряд, с приложением копий договоров с субподрядчиками.

Если ваш контрагент не представит запрошенную информацию или вовсе не исполнит обязанность привлечь СМП или СОНКО, вы можете потребовать уплаты штрафа (п. п. 6 и 8 Правил определения размера неустойки N 1042). Но сделать это можно лишь в случае, когда эти обязанности и ответственность за их неисполнение предусмотрены контрактом…

Документ 5

Вопрос: В контракте установлены конкретные сроки, в течение которых подрядчик обязан направить заказчику счет и акт. Должен ли заказчик в случае нарушения подрядчиком указанных сроков применить к нему штрафные санкции?

Ответ: В п. 6 Правил определения размера неустоек (штрафов и пеней), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, предусмотрено, что при наличии в контракте обязательства, которое не имеет стоимостного выражения, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком такого обязательства в контракте должен быть установлен размер штрафа в виде фиксированной суммы, определяемой в указанном в данном пункте порядке. Исходя из разъяснений, приведенных Минфином России в письме от 31.10.2017 N 24-03-07/71731, «…указанные штрафы могут быть установлены, например, за непредставление в срок, предусмотренный условиями контракта, документов», в связи с чем представляется, что в случае нарушения подрядчиком установленных контрактом сроков представления документов заказчик обязан применить к нему штрафные санкции.

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Гадисламова Ирина Мидхатовна

Источник: http://ric480.newsmine.ru/2019/06/28/vopros-nedeli-shtrafy-nalagaemye-na-postavshhika/

Неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору

Неустойка за неисполнение обязательств по договору: общие вопросы

Основной нормативный документ, где освещаются положения о неустойке, — Гражданский кодекс РФ. В главе 23 § 2 ГК РФ дано определение рассматриваемого термина, а также условия применения этого вида ответственности.

Неустойкой (пенями, штрафом) признается (п. 1 ст. 330 ГК РФ) определенная с согласия контрагентов по сделке или на законодательном уровне денежная сумма, подлежащая оплате должником при несоблюдении условий, некачественном выполнении или просрочке выполнения обязательств.

Соответственно, неустойка возможна двух видов:

  • договорная;
  • установленная законом.

Кроме того, исходя из толкований, данных в постановлении Пленума Верховного суда РФ «О применении судами некоторых положений ГК РФ…» от 24.03.2016 № 7, штрафные санкции возможны в виде (п. 60):

  • фиксированной ставки — штрафа;
  • регулярных начислений — пеней.

В зависимости от способа зачета понесенного ущерба неустойка делится:

  • на зачетную, если ущерб компенсируется в части, не покрытой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ);
  • исключительную, если истребуется только неустойка, но не компенсация ущерба;
  • штрафную, если размер ущерба восполняется в полной мере;
  • альтернативную, когда производится взыскание либо понесенного ущерба, либо неустойки.

Размер неустойки за неисполнение условий договора

Величина законной неустойки определяется в законодательных актах. Если размер неустойки за неисполнение обязательств по договору нормативно не установлен, стороны сделки вправе назначить его самостоятельно.

ВАЖНО! В соответствии со ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть оформлено письменно.

Исходя из пояснений, данных в п. 63 постановления № 7, письменно оформленный документ о неустойке должен соответствовать требованиям, перечисленным в пп. 2, 3 ст. 434 ГК РФ. Если соглашение о базовом обязательстве признано недействительным, это подразумевает недействительность и соглашения о пени или штрафе (п. 64 постановления № 7).

Однако если заключено соглашение о неустойке, в котором определено, что она выплачивается в случае невыполнения обязательств по возврату имущества, в связи с недействительностью сделки, то недействительность или незаключение основного договорного документа не влечет недействительность условий о неустойке (абз. 2 п. 64).

На практике вид, величину и порядок истребования неустойки согласовывают непосредственно в соглашении. Величина неустойки устанавливается в виде процента от суммы обязательства. Законодательных ограничений по размеру процента неустойки за неисполнение обязательств по договору нет.

Процент неустойки по законодательству

Законная неустойка (ст. 332 ГК РФ) позволяет требовать уплаты штрафных санкций за невыполнение параметров сделки независимо от того, предусмотрен такой вариант соглашением между контрагентами или нет.

На законодательном уровне неустойка установлена для широкого круга гражданско-правовых отношений. К примеру:

Изменение размера законной неустойки

Согласно п. 2 ст. 332 ГК РФ размер неустойки, установленной законом, может быть увеличен по согласованию сторон, если нет запрета на это. Пленум ВС РФ в постановлении № 7 разъясняет, что, несмотря на отсутствие указаний на это в ГК РФ, законная неустойка за невыполнение условий договора не может быть снижена по волеизъявлению сторон сделки (п. 61).

Помимо этого, в постановлении № 7 приводится частный случай, когда повышение законной неустойки невозможно.

Увеличение установленной законом неустойки не допускается в отношении санкций, предусмотренных ч. 14 ст. 155 ЖК РФ за просрочку или неполную оплату коммунальных услуг. На этих разъяснениях формируется судебная практика (к примеру, определение Верховного суда РФ от 12.10.2017 по делу № 305-ЭС17-10359, А40-51128/2016).

Кроме того, в п. 62 постановления № 7 конкретизируется, что если базовое обязательство нарушено, то обязанность выплатить законную неустойку может быть исполнена:

  • предоставлением отступного (ст. 409 ГК РФ);
  • новацией (ст. 414 ГК РФ);
  • прощением долга (ст. 415 ГК РФ).
Читайте так же:  Обжаловать исковое заявление

При этом способ прекращения обязательства по выплате неустойки может быть определен и в мировом соглашении.

Определенная на законодательном уровне неустойка может быть снижена судом в соответствии с положениями ст. 333 ГК РФ (п. 78 постановления № 7), то есть в случаях, когда подлежащая уплате сумма явно не соответствует принципу разумности.

Взыскание неустойки по договору

Истребование неустойки возможно как в добровольном, так и в судебном порядке. На практике эта мера ответственности применяется, как правило, через суд.

При этом истцу необходимо приложить к исковому заявлению документ с расчетом требуемой с ответчика неустойки. Период, за который следует произвести расчет, определяется следующим образом:

  1. По смыслу ст. 330 ГК РФ и в соответствии с разъяснениями из постановления № 7 (п. 65) сторона истца правомочна требовать присуждения неустойки вплоть до дня реального исполнения обязательств, то есть, к примеру, по день реальной оплаты товара. Между тем в законе или соглашении сторон может быть определен более краткий период для исчисления неустойки либо ее общий суммарный размер может быть ограничен.
  2. Если при завершении договорных отношений первичное обязательство заканчивается, неустойка рассчитывается за период до момента прекращения обязательства (п. 4 ст. 329 ГК РФ).
  3. Если при расторжении договора базовое обязательство не прекращено, требовать можно не только определенные договорным документом платежи, но и неустойку за их несвоевременную выплату (ст. 622, 689 ГК РФ).

В резолютивной части судебного решения указывается суммарная величина неустойки, рассчитанная на момент вынесения решения. В дальнейшем, после вступления решения в законную силу, сумма неустойки взыскивается в рамках процедуры исполнительного производства приставом-исполнителем.

Процент за пользование чужими денежными средствами и неустойка

Не следует путать проценты за пользование чужими денежными средствами с неустойкой. Их отличает то, что проценты взыскиваются в случае, если одна из сторон сделки неправомерно удерживает деньги, принадлежащие или причитающиеся другой стороне. Соответственно речь идет исключительно о денежных обязательствах.

Порядок взыскания таких процентов определен в ст. 395 ГК РФ. Величина процента за пользование чужими денежными средствами определяется с учетом ключевой ставки Банка России, действовавшей в те или иные периоды нарушения обязательств.

Однако в договоре возможно прописать увеличенный размер процента, по сравнению с размером ключевой ставки ЦБ РФ. Если иной диапазон процентов установлен соглашением сторон или законом, проценты за использование чужих денежных средств взыскиваются в ином размере, соответственно, ключевая ставка не применяется.

Таким образом, неустойка представляет собой заранее согласованную возможность материального стимулирования к соблюдению и исполнению условий договора.

Источник: http://nalog-nalog.ru/dogovory/neustojka-za-prosrochku-ispolneniya-obyazatelstv-po-dogovoru/

Штрафы и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта по 44-ФЗ

Дата актуализации материала по состоянию на 05.07.2018 г.

1. Неустойка для Заказчиков

1.1. Несвоевременное исполнение обязательств по контракту

Это нарушение сроков (оплаты, передачи материалов и документации)
Можно требовать уплаты пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Если объектом закупки по контракту является электро-, водо-, тепло- и газоснабжение, то размер пеней будет 1/130 ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.

1.2. Ненадлежащее исполнение обязательств по контракту

На практике чаще всего это случаи недопуска на территорию сотрудников исполнителя, отсутствие согласований, нарушение порядка приемки результатов и т.д.

За это предусмотрен штраф (п. 9 Правил определения размера неустойки № 1042), размер которого зависит от цены контракта:

до 3 000 000,00 руб.

от 3 000 000,01 руб. до 50 000 000,00 руб.

от 50 000 000,01 руб. до 100 000 000,00 руб.

от 100 000 000,01 руб. и выше.

1.3. Неисполнение обязательств по контракту

Если Заказчик не осуществляет никакой работы по заключенному контракту (не делает заявки на выполнение работ, оказание услуг, нужно самостоятельно выбрать вид неустойки — штраф или пени, так как законный вид неустойки не установлен (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Внимание!

Размер нужно установить самостоятельно, так как обязательных правил расчета нет.

Если этого не сделать, то существует риск, что такое условие признают несогласованным и оштрафуют за нарушение ст. 34 Закона 44-ФЗ.

В суде же можно столкнуться с другой неприятной ситуацией, когда такая неустойка и судебные издержки могут быть взысканы в гораздо большем размере, чем могло быть установлено контрактом.

2. Неустойка для поставщиков

Неустойка поставщика, подрядчика, исполнителя устанавливается в виде штрафа и пеней. Их размеры предусмотрены Правилами определения размера неустойки № 1042. Размеры штрафа зависят обычно от цены контракта, а пени чаще всего — фиксированная часть ключевой ставки Банка России.

2.1. Несвоевременное исполнение обязательств по контракту

Это нарушение сроков. За такое нарушение предусмотрены пени в размере 1/300 ключевой ставки от цены не выполненного в срок обязательства за каждый день просрочки (п. 10 Правил определения размера неустойки № 1042).

Если заключен дорогостоящий контракт, по которому исполнитель должен отчитываться о субподряде объемом больше 10%, то установите пени за просрочку такого отчета в размере 1/300 ключевой ставки от цены договора субподряда (ч. 23, 24 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Если объектом закупки являются услуги страхования ОСАГО, то в таких контрактах есть дополнительные пени (ч. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО):

  • в размере 1% от суммы размера страхового возмещения за каждый день просрочки при несвоевременной выплате или пропуске срока выдачи направления на ремонт;
  • в размере 0,5% от суммы размера страхового возмещения за каждый день просрочки за нарушение срока выполнения восстановительного ремонта;
  • в размере 0,05% от установленной законом страховой суммы по виду вреда за каждый день просрочки направления отказа в возмещении.

2.2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение стоимостных обязательств по контракту

За такие нарушения предусмотрен штраф, размер которого фиксируется в зависимости от цены контракта (п. 3 Правил определения размера неустойки № 1042):

10% от цены контракта (этапа)

до 3 000 000,00 руб.

5% от цены контракта (этапа)

от 3 000 000,01 руб. до 50 000 000,00 руб.

1% от цены контракта (этапа)

от 50 000 000,01 руб. до 100 000 000,00 руб.

0,5% от цены контракта (этапа)

от 100 000 000,01 руб. до 500 000 000,00 руб.

0,4% от цены контракта (этапа)

от 500 000 000,01 руб. до 1 000 000 000,00 руб.

0,3% от цены контракта (этапа)

от 1 000 000 000,01 руб. до 2 000 000 000,00 руб.

0,25% от цены контракта (этапа)

от 2 000 000 000,01 руб. до 5 000 000 000,00 руб.

0,2% от цены контракта (этапа)

от 5 000 000 000,01 руб. до 10 000 000 000,00 руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

0,1% от цены контракта (этапа)

от 10 000 000 000,01 руб. и выше.

Если же контракт заключен по итогам закупок среди СМП и СОНКО, то размер штрафа определяется по п. 4 Правил определения размера неустойки № 1042:

Читайте так же:  Судебный приказ в гражданском суде

3% от цены контракта (этапа)

до 3 000 000,00 руб.

2% от цены контракта (этапа)

от 3 000 000,01 руб. до 10 000 000,00 руб.

1% от цены контракта (этапа)

от 10 000 000,01 руб. до 20 000 000,00 руб.

Если же контракт заключен по результатам аукциона на повышение, то размер штрафа зависит от НМЦК (п. 5 Правил определения размера неустойки № 1042):

до 3 000 000,00 руб.

от 3 000 000,01 руб. до 50 000 000,00 руб.

от 50 000 000,01 руб. до 100 000 000,00 руб.

За несоблюдение требований о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО штраф составит 5% от объема такого привлечения, указанного в контракте (п. 8 Правил определения размера неустойки № 1042).

За несамостоятельное выполнение строительного контракта штраф составит 5% от стоимости тех работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно (п. 7 Правил определения размера неустойки № 1042).

2.3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение нестоимостных обязательств по контракту

За это предполагается штраф, размер которого фиксируется в зависимости от цены контракта (п. 6 Правил определения размера неустойки № 1042):

3 000 000,00 руб.

от 3 000 000,01 руб. до 50 000 000,00 руб.

от 50 000 000,01 руб. до 100 000 000,00 руб.

от 100 000 000,01 руб. и выше.

Такие штрафы можно установить, например, за непредоставление счета-фактуры, какого-либо отчета или иных документов.

Источник: http://lk.usoft.ru/pamyatki/pamyatka_shtrafy_fz_44

Неустойка по государственному (муниципальному) контракту

Что такое неустойка? Каков порядок ее расчета и получения?

ВРЕЗ Н. В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения.

Пунктом11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе требовать уплату неустойки (штрафа, пени). Условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, является обязательным для включения в контракт.

ВРЕЗ Н. Неустойка (штраф, пеня) начисляется за каждый день просрочки обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения определенного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательств. Величина такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки.

Таким образом, для возникновения обязательств по оплате неустойки необходим факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства. Данный факт может быть определен сторонами (например, с помощью акта приемки работ) или установлен судом.

Согласно п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ расчет неустойки производится по формуле:

X= Z х (S / 300) х N, где:

X – размер неустойки в рублях;

Z– размер неисполненного обязательства;

S – ставка рефинансирования ЦБ РФ в процентах;

N– количество дней просрочки.

Для расчета неустойки необходимо определить следующие показатели:

– период неисполненного обязательства, который начинается на следующий день после календарной даты, послужившей началом неисполнения обязательства. Днем окончания периода будет день надлежащего исполнения обязательства (ст. 192 ГК РФ) либо день подачи претензии, иска, произведения расчета. Периодом просрочки будет считаться количество календарных дней со дня, когда обязательство должно исполниться, до дня его фактического исполнения (составления расчета);

–размер неисполненного обязательства – это разница между тем, сколько должник обязался исполнить по договору и какую часть исполнил обязательств на дату проведения расчета;

–размер ставки рефинансирования ЦБ РФ. Определяется на дату исполнения денежного обязательства или его составляющей части (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Размеры ставок устанавливаются на определенные периоды и публикуются на официальном сайте ЦБ РФ (http://www.cp.ru).

Пример 1

Поставщик согласно условиям заключенного контракта обязан 04.04.2013 поставить товар на сумму 500 000 руб. По состоянию на 14.05.2013 товар не поступил. Заказчик производит расчет неустойки на указанную дату.

Период просрочки составляет 40 дней (с 05.04.2013 по 14.05.2013 включительно).

Ставка рефинансирования – 8,25 % годовых.

Размер неустойки составляет 5 500 руб. (500 000 х (0,0825 / 300) х 40).

Обратите внимание

Сведения о принятом заказчиком решении о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, должны быть отражены в реестре контрактов (пп. 11 п. 2 ст.18Федерального закона № 94-ФЗ). В Письме от 14.01.2013 42-7.4-05/12.5-19 Федеральное казначейство разъясняет, что в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) заказчик должен опубликовать в реестре контрактов сведения об изменении контракта с типом изменения «исправление сведений». В размещаемых сведениях следует указать причину внесения изменений и прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования.

Поставщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения обязательств произошла не по его вине, а вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ). Понятие непреодолимой силы содержит п. 3 ст. 401 ГК РФ – это чрезвычайное обстоятельство, которое невозможно предвидеть и предотвратить.

Как в учете бюджетного учреждения отражается неустойка?

Пунктом 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что бюджетное учреждение имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход, сверх установленного государственного (муниципального) задания, предусмотренную его учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба) исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 09.10.2012 № 02-04-12/4178). Это связано с тем, что денежные средства, поступающие в учреждение в виде штрафных санкций, нельзя рассматривать как средства субсидии на выполнение государственного задания либо целевой субсидии, даже если они поступили в качестве возмещения нарушения договора (контракта), осуществленного за счет указанного финансового источника.

ВРЕЗ Н. Средства от уплаты неустойки (штрафа, пеней), взыскиваемые с поставщика, поступают бюджетному учреждению и считаются его собственными доходами независимо от источника финансового обеспечения обязательств по договору (контракту).

Согласно п. 93 Инструкции № 174н операции по отражению в бухгалтерском учете бюджетного учреждения оплаты по контракту на поставку основных средств с нарушением исполнения обязательств поставщиком предлагаем отразить следующим образом:

Содержание операции
Приняты к учету обязательства в сумме заключенного договора на поставку Предъявлена неустойка Произведена оплата поставщику в полном объеме

(статья 310 КОСГУ)

Поступила сумма неустойки на лицевой счет учреждения

17 (статья 140 КОСГУ)

Бюджетное учреждение при оплате договора вправе руководствоваться положениями ст. 410 ГК РФ, предусматривающими возможность прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, оформленного надлежащим образом в рамках обычаев делового оборота. При этом бюджетное учреждение вправе произвести перечисление денежных средств на оплату обязательств в сумме, уменьшенной в размере неустойки (пеней, штрафов), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора.

Читайте так же:  Исполнение решения арбитражного суда в упрощенном порядке

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик производит оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени). Оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара, в котором указываются: МАРКИРОВАННЫЙ СПИСОК

сумма, подлежащая уплате в соответствии с условиями заключенного контракта;

размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию;

основания взыскания и порядок расчета неустойки (штрафа, пени);

итоговая сумма, подлежащая уплате исполнителю по контракту.

В данном случае оплата по государственному (муниципальному) контракту осуществляется путем выплаты исполнителю суммы, уменьшенной на сумму неустойки.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по контракту на поставку оборудования за счет целевой субсидии (с лицевой счет с кодом 21 по учету субсидий на иные цели) с зачетом встречных требований с поставщиком по предъявленной неустойке Минфин в Письме от 25.03.2013 № 02-06-07/9374 рекомендует отразить следующим образом:

Содержание операции
Приняты обязательства в сумме контракта на поставку Приняты суммы вложений в объект поставки Приняты денежные обязательства в объеме поставки Предъявлена неустойка поставщику Произведена оплата поставщику за минусом неустойки

(статья 310 КОСГУ)

Прекращение встречного требования зачетом:

– в сумме исполненного денежного обязательства; – в сумме исполненного требования по санкциям

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1. Бюджетное учреждение заключило муниципальный контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 500 000 руб. за счет целевой субсидии. В срок, установленный условиями контракта, оборудование в учреждение не поступило. В результате претензионной работы сумма неустойки за нарушение условий составила 5 500 руб. Перечислен авансовый платеж в сумме 150 000 руб.

Согласно Инструкции № 174н операции по оплате контракта с нарушением поставщиком исполнения обязательств отразятся следующим образом*:

Содержание операции

Документ-основание Перечислен авансовый платеж

18 (статья 310 КОСГУ)

выписка из лицевого счета Приняты суммы вложений в объект поставки Предъявлена неустойка поставщику Произведен зачет авансового платежа Произведена оплата поставщику за минусом неустойки

18 (статья 310 КОСГУ)

выписка из лицевого счета

Прекращено встречное требование в сумме исполненного обязательства:

– денежного обязательства; – требования по санкциям

Приняты сформированные вложения в оборудование на КФО 4:

– переведены сформированные капитальные вложения; – принято к учету оборудование

Как перечислить неустойку в доход бюджета?

В соответствии с бухгалтерскими записями, приведенными в Письме Минфина РФ от 25.03.2013 № 02-06-07/9374, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по перечислению средств от предъявленных штрафных санкций в доход бюджета отражаются следующим образом:

Пример 3

Используем данные примера 1, 2.

Перечислению в бюджет подлежит сумма неустойки в размере 5 500 руб.

Содержание операции

Документ-основание Приняты обязательства Принято денежное обязательство Начислены обязательства по перечислению неустойки в бюджет

Перечислены денежные средства в доход бюджета:

– с лицевого счета по учету целевых субсидий (код 21);

(статья 290 КОСГУ)

выписка из лицевого счета

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/340544/

Новые правила расчёта пеней и штрафов по государственным контрактам

С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс « Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов ». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок» Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Пени рассчитывайте по следующей формуле:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств. При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Читайте так же:  Проект защиты персональных данных

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта. В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://school.kontur.ru/publications/1580

Штрафы за неисполнение обязательств по контракту
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here