Прокуратура нарушения социальных прав

Информационная поддержка по вопросу: "Прокуратура нарушения социальных прав" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

В каких случаях прокуратура защищает права граждан в суде

В Якутии суды ежегодно рассматривают около 12 000 исков прокуроров в защиту прав и законных интересов граждан и государства, а также почти в 3 000 дел с обязательным участием прокурора.

В каких случаях прокуратура защищает права граждан в суде? По каким категориям дел прокурор вступает в процесс и даёт заключение?

Об этом и многом другом мы сегодня поговорим с прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры республики Дарьей Марковой.

– Дарья Романовна, скажите, пожалуйста, когда прокуроры принимают участие в суде?

– Согласно нормам действующего законодательства, прокурор принимает участие в суде в двух случаях. Во-первых, когда он обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Во-вторых, когда принимает участие по делам обязательной категории.

– В каких случаях прокуратура может обратиться в суд в интересах гражданина?

– Прокуратура может обратиться в суд с заявлением в интересах гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора о

защите нарушенных социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений;

защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

социальной защиты, включая социальное обеспечение;

обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;

охраны здоровья, включая медицинскую помощь;

обеспечения права на благоприятную окружающую среду;

также в сфере образования.

То есть если в указанных сферах нарушены права гражданина, в том числе ребёнка, и граждане уверены в том, что имело место нарушение закона, но им не удалось отстоять свои права самостоятельно, они вправе обратиться к районному прокурору по месту жительства.

Необходимо отметить, что обращение в суд с исковым заявлением зачастую является крайней мерой, когда защита прав гражданина невозможна в ином порядке.

Например, в результате проведённой органами прокуратуры проверки установлено, что гражданину К. в городе N. было предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Далее указанный дом, в котором расположена квартира гражданина, был признан аварийным и подлежащим сносу, включен в программу переселения граждан. В дальнейшем состояние дома ухудшилось, стало представлять угрозу для здоровья и жизни гражданина, о чём Управлением государственного строительного и жилищного надзора РС(Я) был составлен соответствующий акт.

Однако орган местного самоуправления отказался предоставить во внеочередном порядке другое жилое помещение, отвечающие санитарным и техническим требованиям, ссылаясь на программу переселения.

Представление прокуратуры об устранении нарушений норм жилищного законодательства органом местного самоуправления было отклонено, что явилось основанием для обращения в суд с иском о возложении обязанности на орган местного самоуправления предоставить жилое помещение. Решением суда исковые требования прокуратуры были удовлетворены в полном объёме, при апелляционном пересмотре решение суда было оставлено без изменения.

В данном случае исковым заявлением были восстановлены нарушенные жилищные права гражданина (заявление само по себе еще не восстанавливает права, это же мера по защите).

– Что такое дела обязательной категории и какие дела относятся к ним?

– Это дела, которые рассматриваются с обязательным участием прокурора. К ним относятся:

дела о выселении,

ВНР, ЛРП/ОРП/ВРП, удочерении/усыновлении,

о возмещении вреда здоровью, принудительной госпитализации в психиатрический диспансер, медицинское учреждение,

признании гражданина недееспособным или наоборот, умершим, пропавшим без вести,

об оспаривании НПА,

об оспаривании решений избирательных комиссий, итогов голосования,

о продлении/прекращении административного надзора,

о депортации гражданина за пределы РФ.

– Почему прокурор вступает в процесс для дачи заключения только по данным делам?

– Прокуратура обеспечивает участие для дачи заключения только по вышеназванным категориям дел, поскольку они являются особо социально значимыми и по ним наиболее высока вероятность допущения нарушения прав граждан и интересов РФ.

Дача прокурором заключения в процессе по вышеназванной категории дел способствует обеспечению законности, защиты прав и свобод граждан, что является нашей целью деятельности. (Это такие категории дел, где помимо состязательности сторон, важно независимое компетентное мнение должностного лица от имени государства, поэтому они рассматриваются с обязательным участием прокурора).

При вступлении в процесс для дачи заключения, прокурор оказывает помощь суду в разрешении гражданских, административных дел, поскольку его заключение как представителя органа, стоящего на страже закона, основывается на объективной оценке всех представленных доказательств и на анализе действующих норм законодательства.

На практике практически все решения суда по этим делам принимаются в соответствии с заключением прокурора.

– По каким делам обязательной категории граждане чаще всего обращаются в суд?

– В последнее время наибольшее количество рассматриваемых дел, составляют дела, связанные с жилищным и семейным законодательством, а именно о признании утратившим право пользования жилым помещением, о выселении, о лишении и об ограничении родительских прав, о восстановлении на работе. Указанное обстоятельство связано с динамичностью данных правоотношений, что в конечном счете приводит к наличию спорных отношений.

– Какие ошибки допускают граждане при обращении в суд по делам обязательной категории?

– Зачастую предъявляя исковые заявления в суд, граждане забывают о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.

Например, предъявляя иск о лишении родительских прав, граждане ограничиваются только исковым заявлением. Учитывая то, что лишение родительских прав, согласно Семейному кодексу РФ, является крайней мерой, истцу необходимо доказать злостное уклонение ответчиком выполнения им родительских обязанностей. Если алименты были взысканы, то надо приложить решение суда о взыскании алиментов, справку с судебных приставов о наличии или отсутствии задолженности по алиментам, справку с дошкольного, школьного учреждения, при необходимости вызове в суд свидетелей, которые могут пояснить по делу и подтвердить ваши обстоятельства необходимо подготовить ходатайство о вызове свидетелей в суд.

Читайте так же:  Вписать ребенка в загранпаспорт какие документы

– А какие обстоятельства, как правило, являются решающими для суда при разрешении вопроса о лишении родительских прав?

– Лишение родительских прав гражданина является крайней мерой, поэтому, как было уже сказано, истцу необходимо доказать злостное уклонение выполнения родительских обязанностей.

Когда я даю заключение об удовлетворении требований истца, то всегда смотрю на то, общался ли ответчик с ребёнком, как часто он с ним виделся, если не виделся, то звонил ли ему, дарил ли подарки на день рождения, помогал ли материально. Если в судебном заседании, например, будет установлено, что ответчик в течение семи лет не интересуется жизнью и здоровьем ребёнка, участия в воспитании не принимает, какую-либо помощь не оказывает, то в данном случае высока вероятность удовлетворения требования о лишении его родительских прав.

– Бывали ли случаи, когда заключение прокурора не совпадало с решением суда, что в таком случае делает прокурор?

– Конечно, иногда бывают случаи, когда судом может быть принято иное решение. Если прокурор посчитает указанное решение незаконным, тогда задачей прокурора, участвующего в деле, является обжалование указанного решения в целях восстановления нарушенных прав.

– А в каких случаях прокурор может обжаловать незаконное решение суда по просьбе гражданина?

– Прокурор может обжаловать только решение суда, которое относится к делу обязательной категории или было предъявлено самим прокурором.

Достаточно часто граждане обращаются в прокуратуру о несогласии с вынесенным решением суда и просят защитить их права путём обжалования данного решения. При этом нередко случается, что гражданами бывает пропущен срок обжалования судебных актов.

– А каковы эти сроки?

– По общему правилу, на решение суда, не вступившее в законную силу, может быть подана апелляционная жалоба только в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть если решение изготовлено 3 апреля, то срок обжалования решения истекает 3 мая.

В случае, если пропущен срок обжалования по уважительной причине, то можно обратиться в суд, вынесший судебный акт, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обжалования.

При этом будет необходимо указать причину, в связи с которой был пропущен срок. К уважительным причинам относятся тяжёлая болезнь, беспомощное состояние, получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования.

– А в последующих инстанциях (кассационной, по вновь открывшимся обстоятельствам) прокурор участвует?

– Да, по тем же категориям.

Материал предоставлен пресс-службой прокуратуры республики.

Источник: http://www.1sn.ru/230834.html

Пути повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан

Дата публикации: 11.08.2019 2019-08-11

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова А. М. Пути повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан // Молодой ученый. — 2019. — №32. — С. 57-60. — URL https://moluch.ru/archive/270/61988/ (дата обращения: 10.02.2020).

Прокуратура является государственным органом, на который возлагается обязанность надзирать за соблюдением Конституции Российской Федерации, а также за исполнением законов, которые действуют на территории нашего государства (статья 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [4]). Право на труд, на безопасные условия труда, а также на своевременное и в полном объеме получение заработной платы, размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда, — это конституционные права каждого человека и гражданина, закрепленные в статье 37 Конституции Российской Федерации [1].

Деятельность органов прокуратуры всфере защиты трудовых права граждан по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации за период 2016–2018 годов

Наименование показателя

2016

2017

2018

Выявлено нарушений закона

Направлено исков, заявлений в суд

Удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора

К дисциплинарной ответственности привлечено лиц

По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности

Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ

Возбуждено уголовных дел

Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что деятельность прокуратуры в сфере защиты интересов работников можно рассматривать как относительно эффективную, если принять во внимание, что сведения приведены в целом по России, а не по отдельным регионам. Если учесть, что в динамике показатели снижаются, а ситуация в стране далека от той нормы, при которой права граждан не нарушаются, то можно утверждать, что прокурорский надзор в части защиты прав граждан нуждается в совершенствовании, что позволить сделать его более эффективным.

В настоящее время прокуратура во множестве случаев вынуждена передавать решение вопросов, связанных с нарушением трудовых прав граждан, иным государственным органам. В результате временные затраты снижают эффективность защиты. Порой чрезмерная длительность рассмотрения вопроса о нарушении прав работников приводит к тому, что нормы права о защите интересов граждан государством становятся декларативными. Представляется, что решение этой проблемы может быть осуществлено за счет более активного вовлечения прокуратуры в участие в осуществление проверок по факту нарушения трудовых прав. Как иной способ можно рассматривать изменение законодательства за счет введения обязательности мониторинга выявленных нарушений, что позволит принимать меры по отношению к нарушителям.

Следующая проблема, которая явно нуждается в решении — это отсутствие законодательно закрепленной функции органов прокуратуры в осуществлении систематического мониторинга судебной практики взыскания заработной платы. Данное направление является важным и меры прокуратурой предпринимаются, однако участие прокуратуры не является обязательным, а в случае, когда закон позволяет решить вопрос о вынесении судебного приказа при отсутствии судебного разбирательства как такового участие прокуратуры невозможно. Аналитика в сфере задержки выплаты заработной платы важна и необходима, а систематизация сведений о недобросовестных работодателях может позволить принимать по отношению к ним меры до того, как ситуация приобретет массовый и явно угрожающий общественному благополучию характер. При этом следует учитывать то обстоятельство, что в настоящее время активно поддерживается и развивается малое предпринимательство, в том числе за счет деятельности индивидуальных предпринимателей, численность сотрудников у которых невелика. Как следствие, требований по отношению к отдельным работодателям может быть не так много, а в целом картина в части соблюдения трудового законодательства может предстать совершенно иным образом.

Читайте так же:  Порядок оспаривания решения суда

Часть проблем может быть разрешена в настоящее время за счет предоставления органам прокуратуры полномочий на предъявление исковых заявлений в интересах работников. В настоящее время толкование положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволяет утверждать, что прокурор, даже выявив несколько случаев нарушения права на своевременное получение заработной платы в полном объеме, не может обратиться в суд. Консультативная функция у прокуратуры отсутствует, вследствие чего гражданин не может получить соответствующие разъяснения и рекомендации. Безусловно, существуют адвокаты, а также лица, которые могут оказать юридическую помощь бесплатно, однако вмешательство прокуратуры путем непосредственного обращения в суд с иском для защиты прав отдельного гражданина было бы более эффективным.

Еще одно направление, которое представляется важным и нуждающимся в совершенствовании — это надзор в части формулировок трудовых договоров, которые фактически никем не проверяются. Нормы трудового законодательства позволяют включать в условия трудового договора положения, которые прямо не противоречат законодательству. Нередко такие положения включаются в договоры, но они не всегда могут быть сразу адекватно оценены работником, что впоследствии ухудшает положение работника и позволяет нарушать их права со ссылкой на достижение договоренности сторонами трудового договора. На фоне невысокой правовой грамотности населения контроль и надзор в данной сфере необходим. Возможно, данный вопрос для осуществления контроля следует отдать иным государственным органам, однако прокуратура должна усилить надзор в данной сфере.

Резюмируя изложенное, можно выделить следующие направления совершенствования прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан. Во-первых, деятельность прокуратуры должна носить систематический, а не периодический характер. Для этого нужно активнее вовлекать прокуратуру в участие в проведении проверок, а также в анализе разрешения сложных и спорных ситуаций. Здесь будет более важным надзор за деятельностью иных государственных органов, которые непосредственно рассматривают и разрешают спорные ситуации, выявляя факты нарушений.

Во-вторых, представляется рациональным изменение действующего законодательства за счет предоставления органам прокуратуры права на предъявление гражданских исков в интересах лиц, которые и сами с точки зрения закона могут подать иск, то есть они не лишены дееспособности, не ограничены в ней и у них нет иных препятствий. Предоставление подобного права будет способствовать более эффективной защите трудовых прав граждан в условиях отсутствия правовой грамотности населения.

Источник: http://moluch.ru/archive/270/61988/

Прокуратура нарушения социальных прав

При осуществлении надзорной деятельности по защите прав детей-инвалидов в текущем году органами прокуратуры выявлен ряд нарушений закона в сфере обеспечения детей-инвалидов беспрепятственным доступом к объектам социальной инфраструктуры, правом на обучение в специальных условиях, лечебно-восстановительную работу; правом на обеспечение техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами; в сфере жилищных прав.

Распространены нарушения прав детей-инвалидов на доступность к объектам социальной инфраструктуры: в нескольких школах и учреждениях дополнительного образования отсутствуют пандусы (иные подъемные устройства), либо их надлежащее устройство.

В ряде образовательных учреждений отсутствовали информационные табло с использованием шрифта Брайля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушалось законодательство в сфере образования детей-инвалидов.

Так, в двух образовательных организациях г. Челябинска имели место нарушения прав детей-инвалидов, страдающих расстройствами аутического спектра: отсутствовали условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий, в штатных расписаниях не предусматривалась ставка тьютора (ассистента).

В локальных нормативных актах 22 образовательных организаций Металлургического района г. Челябинска отсутствовала информация об обеспечении возможности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Правила приема в ГБПОУ «Карталинский многоотраслевой техникум» не предусматривали обязательных сведений о нуждаемости в предоставлении общежития и необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний для поступающего, имеющего инвалидность или ограниченные возможности здоровья.

Выявлялись факты несвоевременного обеспечения детей-инвалидов лекарственными препаратами.

Выявлены факты нарушения сроков выдачи жизненно необходимых препаратов детям-инвалидам по причине несвоевременного оформления учреждением здравоохранения заявок на их закупку.

В деятельности ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выявлено нарушение сроков размещения извещений о проведении закупки технических средств реабилитации и сроков направления сведений законным представителям детей-инвалидов о получении таких средств.

Всего прокурорами в 2019 году выявлено 160 нарушения закона, внесено 31 представление об устранении нарушений закона, принесено 25 протестов, направлено 89 исков в суд, к дисциплинарной ответственности привлечено 14 должностных лиц, возбуждено 1 дело об административном правонарушении.

Соблюдение законодательства о социальной защите детей-инвалидов находится на постоянном контроле органов прокуратуры области.

Использование материалов, размещаемых на официальном веб-сайте Прокуратуры Челябинской области, в других средствах массовой информации, электронных и печатных изданиях возможно при условии обязательной ссылки на «официальный веб-сайт Прокуратуры Челябинской области.

Источник: http://www.chelproc.ru/news/?id=18642

Прокуратура информирует о полномочиях прокурора по защите в судебном порядке социальных прав граждан

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрен в качестве важнейшей функции органов прокуратуры.

Наиболее востребованным остается прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав граждан. Он специфичен и многогранен, поскольку охватывает широкий круг вопросов, касающихся их жизнедеятельности. Внимание прокуроров сосредоточено на защите прав и законных интересов инвалидов, пенсионеров, престарелых и других социально незащищенных слоев населения. На постоянной основе прокурорами проводятся проверки исполнения законодательства о соблюдении их жилищных, пенсионных прав, при назначении пособий, предоставлении мер социальной поддержки, оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении, доступности к объектам транспорта и социальной инфраструктуры.

Одними из самых действенных в совокупности правовых средств, используемых прокурором в целях устранения нарушений законности и восстановления нарушенных социальных прав и свобод граждан, являются гражданско-правовые средства прокурорского реагирования. Удовлетворяемость исков прокуроров стабильно высока.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Внесённые ещё в 2009 г. изменения в ч. 1 ст. 45 ГПК позволяют прокурорам активно осуществлять защиту прав граждан путём обращения в суд с иском. При наличии заявления заинтересованного лица прокурор получил право обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; в защиту семьи, материнства, отцовства и детства; в целях социальной защиты, включая социальное обеспечение; в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; в целях охраны здоровья, включая медицинскую помощь; в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду, на образование.

Читайте так же:  Определение суда нарушение норм процессуального права

При этом от прокурора не требуется аргументация обстоятельств, в силу которых граждане не могут сами обратиться в суд.

Приоритетным направлением деятельности прокуроров является обращение в суды с заявлениями в защиту трудовых прав граждан, прежде всего связанных с взысканием задолженности по заработной плате. В данной сфере предъявляются также иски об отмене незаконных приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, восстановлении на работе, изменении формулировки увольнения, невыплате выходных пособий.

Заявления прокуроров в защиту пенсионных и иных социальных прав в основном связаны с взысканием сумм недополученных пенсий, различных видов пособий по обязательному социальному страхованию, взысканием компенсационных выплат в интересах льготных категорий граждан. Распространенной является практика обращения прокуроров в суд с исками о предоставлении инвалидам санаторно-курортного лечения.

В защиту жилищных прав граждан прокуроры обращаются в суды с заявлениями о признании незаконными отказов в принятии на учет по улучшению жилищных условий, о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в домах, признанных непригодными для проживания.

В завершение следует отметить, что необходимо отличать полномочия прокурора по обращению в суд и полномочия по участию в рассмотрении определенных категорий гражданских дел. Предоставление прокурору полномочий на обращение в суд в интересах граждан с заявлениями о защите их социальных прав не дает ему права на участие в рассмотрении ранее заявленных гражданами требований в указанной сфере.

Источник: http://xn--b1agmh1ai8d.xn--p1ai/prokuratura-informiruet-o-polnomochiyah-prokurora-po-zashhite-v-sudebnom-poryadke-sotsialnyh-prav-grazhdan/

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратурой области проведён анализ состояния законности и прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов.

Прокуратура области (Ивановская область). 15 августа 2019

Прокурорский надзор в сфере защиты прав инвалидов является одним из приоритетных, поскольку охватывает широкий круг вопросов, касающихся их жизнедеятельности.

В первом полугодии 2019 г. органами прокуратуры области выявлено 472 нарушения прав инвалидов, в суды направлено 56 исков (заявлений), внесено 222 представления, по результатам рассмотрения которых 175 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокуроров 14 лиц привлечено к административной ответственности.

Нарушения прав инвалидов установлены в деятельности Государственного учреждения Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ ИРО ФСС), Департаментов здравоохранения и социальной защиты населения Ивановской области, органов социальной защиты населения и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, образовательных организаций, учреждений здравоохранения и организаций социального обслуживания.

Средствами прокурорского надзора органы прокуратуры добились реального восстановления нарушенных прав граждан, возмещения причиненного инвалидам ущерба.

Так, по иску прокуратуры области решением суда в пользу инвалида 2 группы с УМВД России взыскана единовременная материальная помощь в связи с заболеванием, полученным в период службы, в размере 157 тыс. рублей.

После прокурорского вмешательства восстановлены права гражданина на получение статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и соответствующих ему мер социальной поддержки.

Органами прокуратуры области принимались меры прокурорского реагирования в связи с необеспечением инвалидов жизненно необходимыми лекарственными препаратами. Так, прокуратурой области и прокуратурой Палехского района в суды направлены 2 заявления о понуждении Департамента здравоохранения Ивановской области обеспечить инвалидов жизненно необходимыми лекарственными препаратами. Решением суда иск прокуратуры области удовлетворён, судебный акт вступил в законную силу. Исковое заявление прокурора Палехского района находится на рассмотрении в суде.

Органами прокуратуры области выявлялись незаконные положения в муниципальных нормативных правовых актах, использовались имеющиеся полномочия по участию в разработке и приятии нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в области защиты прав граждан с ограниченными возможностями здоровья.

В двух районах области до вмешательства органов прокуратуры отсутствовали муниципальные комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

По требованию органов прокуратуры приведены в соответствие с федеральным законодательством Административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, ограничивающих права маломобильных групп населения на получение соответствующих услуг.

В результате принятых мер прокурорского реагирования оборудованы парковки для инвалидов возле учреждений культуры, здравоохранения, образовательных организаций, зданий органов местного самоуправления, Пенсионного фонда, торгово-развлекательных комплексов. Виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Органами прокуратуры области защищены права лиц с ограниченными возможностями на получение информации, размещенной на официальных сайтах органов местного самоуправления, образовательных организаций и учреждений, оказывающих социально значимые услуги.

В ходе проведения проверок выявлялись нарушения прав инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, жилыми помещениями, получение социальной помощи в учреждениях социального обслуживания.

В результате вмешательства прокуратуры подъезд многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, оборудован пандусом.

Судом удовлетворены исковые требования прокурора о проведении капитального ремонта жилого помещения, в котором проживает инвалид. В настоящее время разработана проектно-сметная документация по оборудованию жилого помещения газовым отоплением.

Работа, направленная на защиту прав инвалидов, продолжена.

Источник: http://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1676674/

Прокурорский надзор в сфере защиты прав инвалидов

Создание доступной для инвалидов и других представителей маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве) среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность обеспечивать беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры возложена как на органы государственной власти и местного самоуправления, так и на организации независимо от организационно-правовых форм.

Прокурорами на постоянной основе проводятся проверки доступности к объектам транспорта и социальной инфраструктуры, доступности услуг и информации. В этом году при осуществлении надзора за исполнением законодательства в указанной сфере в суд направлено 14 исков, из которых 4 удовлетворено, с целью устранения выявленных нарушений внесено 42 представления, по результатам рассмотрения которых 30 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Прокурорами возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, 2 лица привлечены административной ответственности.

Читайте так же:  Срок исковой давности по невыплате заработной платы

Особую тревогу вызывает несоблюдение требований доступности учреждений, деятельность которых направлена на удовлетворение жизненных потребностей лиц с ограниченными возможностями – медицинских учреждений, аптек, помещений органов власти и местного самоуправления.

Так, в настоящее время на контроле прокуратуры Кировского района г. Перми находится исполнение решения суда по иску прокурора района к Бюро № 6 ГКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» об обеспечении доступности названного объекта для маломобильных групп населения.

Прокурорскими проверками нарушения требований законодательства о доступности установлены в ГБУЗ «Большесосновская центральная районная больница», МБУК «Бардымская централизованная библиотечная система», МАУ «Бардымский центр культуры и досуга» и др. В Ильинском районе не обеспечена доступность в здание ГКУ «Центр занятости населения Ильинского района». По всем нарушениям приняты меры прокурорского реагирования.

В нарушение Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ГОСТ «Интернет-ресурсы «Требования доступности для инвалидов по зрению» официальные сайты Земского Собрания Карагайского муниципального района, администраций Юсьвинского муниципального района и Большесосновского сельского поселения не содержали версии для слабовидящих людей. Благодаря мерам прокурорского реагирования интернет-ресурсы приведены в соответствие с законодательством.

Статьей 15.1 Закона о защите инвалидов определены органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

В соответствии со ст. 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Следовательно, если человек с ограниченными возможностями не может получить доступ к помещению или услуге, ему необходимо обратиться по данному вопросу в органы социальной защиты.

С учетом значимости вопросов обеспечения прав социально незащищенных категорий граждан, защита их прав остается приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры.

Старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры края Гюли Баландина


Источник: http://vestnik.itisinfo.ru/news/newlaw/107

Прокуратура на страже социальных прав граждан

Исторически доказано, что появление социальных прав, требующих от государства прямых действий для их реализации, обусловило необходимость построения социального государства, подразумевающего, что минимальные условия существования гарантированы всем гражданам.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Достойная жизнь в конституционно-правовом смысле – это тот минимальный стандарт, который государство, провозгласившее себя социальным, обязано обеспечить каждому своему гражданину.

К сожалению, следует констатировать: сегодня в России наиболее злободневным вопросом является социальное развитие и социальная безопасность общества и гражданина. Одним из юридических инструментариев обеспечения социальной защищенности граждан является система социальных гарантий в РФ.

Основу для развития социальных гарантий населения заложила Конституция Российской Федерации, которая закрепляет следующие социальные права граждан: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на охрану материнства и детства государством; право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на пенсионное обеспечение; право на оказание помощи малоимущим группам населения в вопросах предоставления жилья и в части оплаты коммунальных услуг; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на получение бесплатного основного общего образования на родном языке; право на гарантированную государственную защиту социальных прав. В части второй ст. 7 Конституции РФ приводится перечень социальных гарантий, который является открытым, так как сама ст. 7 Конституции РФ предусматривает, что устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Гражданин, считающий, что его социальные права, свободы или законные интересы в социальной сфере нарушены, вправе обратиться с исковым заявлением в суд общей юрисдикции непосредственно либо через прокурора или органы, уполномоченные подавать исковое заявление в защиту прав и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Предъявление иска прокурором (представителем государственного органа, органа местного самоуправления) является более предпочтительным для гражданина (например, являющегося представителем социально незащищенных слоев населения), поскольку прокурор и органы государственной власти, органы местного самоуправления освобождены от обязанностей по уплате судебных расходов в силу ч. 2 ст. 45, ч. 2 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации

Прокуратурой области активно ведется работа в сфере защиты социальных прав граждан.

Основное количество исков предъявлено в интересах граждан и неопределенного круга лиц – 75 %.

Положительной оценки заслуживает работа прокуроров в сфере охраны труда, так в 2011 прокурорами городов и районов Иркутской области, было предъявлено более 200 заявлений о понуждении работодателей провести аттестацию рабочих мест. Прокурор Ленинского района обратился в суд с исками об обязании определить контингент, подлежащий предварительным и периодическим медицинским осмотрам граждан, составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам; обеспечить прохождение работниками, занятыми на тяжелых работах и на работах, связанных с движением транспорта, медосмотров за счет средств работодателя. Требования прокурора удовлетворены добровольно.

Обеспечение прав граждан на получение вознаграждения за труд остается одним из приоритетных направлений прокурорского надзора. Прокурорами также предъявлялись иски о взыскании компенсаций за несвоевременную выплату заработной платы, об установлении факта трудовых отношений и взыскании заработной платы в соответствии с требованиями трудового законодательства, о признании недействительными несоответствующих требованиям действующего законодательства пунктов коллективных трудовых договоров, о включении периода работы в трудовой стаж и др.

В сфере защиты жилищных прав граждан наблюдается положительная динамика.

В 2 раза увеличилось количество исков, предъявленных прокурорами в ходе осуществления надзора за реализацией ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». В защиту жилищных прав граждан предъявлялись иски о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, о признании договора приватизации незаключенным, об обязании администраций муниципальных образований заключить с гражданами договор социального найма, о понуждении опекунов несовершеннолетних принять меры к их регистрации по месту жительства, о возложении обязанности по оформлению жилых помещений, приобретенных на средства материнского капитала либо по программе «Социальное развитие села» в совместную собственность.

Читайте так же:  Согаз возмещение убытков

Особое внимание прокуроры уделяют защите жилищных прав граждан – участников подпрограмм ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», ветеранов ВОВ, лиц, проживающих в ветхом и аварийном жилье, несовершеннолетних.

Прокурорами усмотрены и новые основания исков в указанной сфере. Прокурор города Иркутска обратился в суд с исковым заявлением в интересах гражданки о признании незаконным бездействия администрации города Иркутска, выразившегося в не проведении оценки соответствия жилого помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, и непринятии одного из решений, предусмотренных ст. 47 указанного Положения; обязании произвести соответствующую оценку и принять решение. Исковые требования обоснованы тем, что при наличии заключения Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области свидетельствующего о наличии у жилого помещения признаков непригодности для проживания администрацией г. Иркутска при рассмотрении заявления гражданки не были исполнены в установленном законом порядке обязанности по оценке соответствия жилого помещения требованиям непригодности для проживания, вследствие чего были нарушены ее жилищные права и права несовершеннолетних детей.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 18 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований прокурору было отказано. Решение суда прокурором г. Иркутска оспорено в кассационной инстанции, судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

Прокурорами активизирована исковая работа в защиту прав пенсионеров, инвалидов, пожилых людей, недееспособных. Количество исков выросло на 62 %

Так, ведется работа по предъявлению исков, направленных на судебное понуждение собственников к оснащению объектов инфраструктуры пандусами, перилами, широким входом для беспрепятственного доступа инвалидов, об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов, согласно установленной законом квоты, о предоставлении инвалидам средств технической реабилитации, об обязании разработать индивидуальную программу реабилитации, обеспечении библиотек литературой и аудиозаписями для инвалидов по зрению, обеспечении законных прав людей с ограниченными возможностями на беспрепятственное пользование городским и пригородным пассажирским транспортом, на получение путевок на санаторно-курортное лечение.

Кроме того, в сфере защиты прав пенсионеров прокурорами продолжена работа по взысканию в судебном порядке в интересах пенсионеров расходов, затраченных ими на проезд к месту отдыха и обратно, выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В защиту нарушенных прав граждан в жилищно-коммунальной сфере наиболее актуальными стали вопросы, связанные с деятельностью управляющих компаний

Так, прокурор города Иркутска обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с требованиями о признании действий ОАО «Западное управление жилищно – коммунальными системами» незаконными; запрете совершать действия по передаче сведений о лицах, имеющих задолженность по оплате за жилищно – коммунальные услуги, в ООО «Байкальская коллекторская группа»; обязании ООО «Байкальская коллекторская группа» вернуть переданные сведения в управляющую компанию. В ходе проверки эффективности использования финансовых ресурсов ОАО «ЗУЖКС», осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами установлено, что в нарушение Федерального закона «О персональных данных», управляющей компанией в силу договорных обязательств в ООО «Байкальская коллекторская группа» были переданы персональные данные жильцов 700 домов без их согласия.

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 3 октября 2011 года исковые требования прокурора г. Иркутска удовлетворены в полном объеме. Кассационная жалоба ООО «Байкальская коллекторская группа» на данное решение суда Судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда оставлена без удовлетворения, а решение суда – без изменения.

За счет принятых прокурорами мер гражданско-правового характера в сфере соблюдения законодательств о безопасности дорожного движения уменьшились показатели дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия. Так, в 2011 каждому пятому дорожно-транспортному происшествию в области сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия (по статистике 2010 года каждому четвертому дорожно-транспортному происшествию). Наиболее распространенными недостатками улично-дорожной сети являются: разрушение покрытия проезжей части, отсутствие водоотвода, утрата дорожных знаков, отсутствие пешеходных дорожек, недостаточное или неисправное освещение, размещение рекламы и др.

В 2011 году прокурорами также активизирована работа по применению гражданско-правовых средств по обеспечению пожарной безопасности на объектах социального и культурно-развлекательного назначения. Прокуроры понуждали устранить нарушения пожарной безопасности, исполнить предписание уполномоченного органа, обязывали органы местного самоуправления профинансировать противопожарные мероприятия.

Систематические проверки, проводимые прокурорами в сфере соблюдения законодательства о здравоохранении, в том числе реализации ПНП «Здоровье, вызвали необходимость обращения прокуроров в суд с заявлениями о принудительной госпитализации больных заразными формами туберкулеза, также предъявляются иски о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами по льготному рецепту, о взыскании стимулирующих выплат, выплачиваемых врачам в рамках ПНП «Здоровье».

Особое внимание уделяется защите прав и интересов несовершеннолетних

Характер исков свидетельствует о том, что прокуроры стали более принциаиально принимать меры для защиты прав и интересов детей в различных сферах их жизнедеятельности.

В 2011 году предъявлены новые категории исков – о возложении обязанности на администрации образовательных учреждений по оборудованию кабинетов начальной военной подготовки (основ военной службы) в соответствии с установленными требованиями (учебные и наглядные пособия, макеты и т.п.); о понуждении к обследованию в тубдиспансере; о признании незаконным бездействия судебных приставов; об обустройстве мест отдыха, обеспечении безопасности на водных объектах.

В связи с изменениями в действующем законодательстве, прокурорами Аларского, Боханского районов были направлены в суд исковые заявления о получении сведений о наличии (отсутствии) судимости у педагогов.

По-прежнему значительное количество исков предъявлено к образовательным учреждениям об устранении нарушений пожарной безопасности, о взыскании зарплаты за период временной трудовой занятости.

Исходя из содержания вышеизложенных данных, можно смело сделать вывод о том, что органами прокуратуры активно ведется работа по обеспечению законности в сфере защиты социальных прав граждан.

Начальник отдела по обеспечению
участия прокуроров в гражданском процессе
старший советник юстиции Г.А.Вафина

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.irkproc.ru/qa/529.html

Прокуратура нарушения социальных прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here