Производство дел в суде надзорной инстанции

Информационная поддержка по вопросу: "Производство дел в суде надзорной инстанции" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции (ст.ст. 391.1 — 391.14)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ настоящий Кодекс дополнен главой 41.1, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

>
Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора
Содержание
Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12128809/dd037358e2606f2375ec866e6dbe2fd8/

Надзорное производство: порядок возбуждения и рассмотрения дел

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:
    1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
    2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).
Характерные черты пересмотра в порядке надзора:
    • возможен только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
    • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
    • пересмотр вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции ( Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции.

Порядок возбуждения и рассмотрения дел надзорного производства

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

    1. наименование суда, в который они подаются;
    2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
    3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
    4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
    5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
    6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
    7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

    1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
    2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
    3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
    4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
    5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности , установленных частью второй статьи 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации

    • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
    • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

    1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
    2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

    1. права и свободы человека и гражданина , гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
    2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы ;
    3. единообразие в толковании и применении судами норм права.
Читайте так же:  Госпошлина присужденная судом размер

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/nadzornoe-proizvodstvo-poryadok-vozbuzhdeniya-i-rassmotreniya-del

Уголовно-процессуальное право

Производство в суде надзорной инстанции

Надзорное производство — еще одна стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность приговора, определения и постановления суда. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован главой 48.1 УПК РФ, именуемой «Производство в суде надзорной инстанции».

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

В этих стадиях одинаково не допускается «поворот к худшему» при пересмотре судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  1. судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  3. иные постановления Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.-412.4 УПК РФ.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.

Процедура рассмотрения надзорных жалоб, представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):

  1. оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  3. отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  4. изменить приговор, определение, постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России. Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

Читайте так же:  Решение суда некоммерческое партнерство

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается , за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ. Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.

Источник: http://isfic.info/crimpro/lodne135.htm

Производство в суде надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции

Судом надзорной инстанции производится изучение на соответствие требованиям законности актов, вынесенных судами предыдущих инстанций. Данная стадия может быть включена в процесс следующих видов судопроизводства:

  • гражданского (гл. 41.1 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ);
  • уголовного (гл. 48.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ);
  • из административных правонарушений (ст. 30.12–30.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ);
  • арбитражного (гл. 36.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ);
  • из обжалования действий и актов государственных/муниципальных органов и должностных лиц (гл. 36 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ).

Процессуальные сроки

Надзорные жалобы в гражданском и арбитражном процессах в рамках административного судопроизводства (по КАС) могут быть направлены в суд надзорной инстанции не позднее чем через 3 месяца с момента вступления оспариваемого постановления в законную силу (п. 2 ст. 391.2 ГПК, п. 5 ст. 308.1 АПК, п. 2 ст. 333 КАС). Период подачи жалобы в надзорную инстанцию в рамках судопроизводства по уголовным делам и административным правонарушениям (по КоАП) не ограничен.

Максимальный срок изучения жалобы надзорной инстанцией:

  • в гражданском процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 391.6 ГПК);
  • в арбитражном процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 308.5 АПК);
  • в уголовном процессе: если дело не было запрошено — 1 месяц, если дело было запрошено — 2 месяца (ст. 412.6 УПК);
  • в процессе по административному делу: 2 месяца со дня получения жалобы или протеста судом, в случае запроса материалов по делу — 1 месяц со дня предоставления дела в суд (п. 3 ст. 30.16 КоАП);
  • в процессе административного судопроизводства: по общему правилу, если материалы дела были запрошены — 3 месяца, если не были — 2 месяца (п. 1 ст. 336 КАС).

Полномочия суда надзорной инстанции

Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).

Суд надзорной инстанции по итогам изучения жалобы уполномочен:

  • сохранить судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, не внося в них изменений;
  • аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, частично или целиком и отправить материалы на новое изучение;
  • аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, целиком или частично и завершить производство по делу или сохранить заявление нерассмотренным;
  • сохранить силу одного из судебных актов, вынесенного в предыдущих инстанциях;
  • аннулировать или изменить судебный акт, вынесенный предыдущей инстанцией, и составить новое постановление по делу, не отправляя само дело на изучение, если надзорной инстанцией было выявлено неверное истолкование или использование положений материального права;
  • оставить указанную жалобу без изучения по существу.

Надзорная инстанция в гражданском процессе

Изучением дел по существу в роли надзорной инстанции в рамках судопроизводства по гражданским делам занимается президиум ВС РФ (п. 1 ст. 391.1 ГПК).

В суде надзорной инстанции оспариваются получившие законную силу:

  • акты верховных судов субъектов РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали новому изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
  • акты окружных (флотских) военных судов, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
  • акты ВС РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подвергались изучению в апелляционном порядке;
  • акты апелляционной коллегии ВС РФ;
  • акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке апелляции;
  • акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке кассации (п. 2 ст. 391.1 ГПК).

Суд надзорной инстанции уполномочен вернуть переданную ему жалобу до изучения по существу, если:

  • содержание такой жалобы не отвечает действующим требованиям закона;
  • жалоба была представлена в суд надзорной инстанции ненадлежащим лицом;
  • был пропущен установленный для оспаривания судебного решения период времени, при этом не было заявлено ходатайство о восстановлении такого срока;
  • была представлена просьба о возврате или отзыве жалобы;
  • при подаче жалобы были нарушены принципы подсудности (п. 1 ст. 391.4 ГПК).

По итогам изучения судом надзорной инстанции жалобы по существу принимается одно из решений, регламентированных п. 1 ст. 391.12 ГПК.

Итак, судом надзорной инстанции в России является Верховный суд РФ. Производство в надзорной инстанции считается исключительной стадией в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве. В порядке надзора изучается законность вступивших в силу актов судов предыдущих инстанций.

Источник: http://rusjurist.ru/sudebnye_dela/nadzornaya_instanciya/proizvodstvo_v_sude_nadzornoj_instancii/

Читайте так же:  Возмещение убытков зпп

39. Производство в суде надзорной инстанции.

Производство в надзорной инстанции — самостоятельная стадия уго-

ловного судопроизводства, предназначенная (как и кассационное про-

изводство) для выявления и исправления судебных ошибок по уголов-

ным делам, судебные решения по которым вступили в законную силу.

Эта стадия по своей сути очень близка к кассационному производству: об-

щим у них является предмет производства, основания отмены или изменения

судебного решения, виды принимаемых решений, процессуальный порядок

рассмотрения жалобы, представления.

Основное отличие производства в надзорной инстанции от производства в кас-

сационной инстанции заключается в том, что в качестве суда надзорной инстанции

выступает исключительно Президиум Верховного Суда РФ, т. е. высшая судебная

инстанция страны, производство в которой может иметь место только в том слу-

чае, если вступившее в законную силу судебное решение нижестоящего суда бы-

ло предметом рассмотрения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного

Суда РФ (Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делам военнослужащих).

Основания отмены или изменения судебного решения в порядке надзора

(ст. 412.9 УПК РФ) тождественны основаниям пересмотра судебного реше-

ния в кассационном порядке: существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-

процессуального закона, повлиявшие на исход дела при пересмотре судебного решения

в пользу осужденного; и повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие са-

му суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия — при пересмотре

судебного решения в сторону неблагоприятную для осужденного, оправданного, лица,

в отношении которого уголовное дело прекращено (ч. 2 ст. 412.9 УПК РФ).

Надзорное производство состоит из двух относительно самостоя-

1. Судья Верховного Суда РФ единолично рассматривает надзорную жа-

лобу, представление и решает вопрос о наличии оснований для передачи

их на коллегиальное рассмотрение суда надзорной инстанции либо об от-

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Производство в Президиуме Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ и его заместители осуществляют в со-

ответствии с законом судебный контроль правильности решений судей Вер-

ховного Суда РФ. Они вправе своим постановлением отменить постановление

судьи об отказе в передаче жалобы, представления и передать их на рассмо-

трение суда надзорной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, не отвечающие требованиям закона,

в течение 10 дней с момента их поступления в надзорную инстанцию возвра-

щаются судьей без рассмотрения лицам, их подавшим, с указанием тех нару-

шений, которые необходимо устранить.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий одно-

го месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в срок,

не превышающий 2 месяцев со дня их поступления, если дело было истребовано, за исклю-

чением периода со дня истребования дела до его поступления в суд (ст. 412.6 УПК РФ).

Отвечающие требованиям закона надзорные жалоба, представление изуча-

ются соответствующим субъектом их рассмотрения. По результатам их пред-

варительного изучения судья вправе в соответствии со ст. 412.7 УПК РФ

вынести постановление об отказе в передаче жалобы, представления на рас-

смотрение в судебном заседании суда надзорной инстанции. При этом в по-

становлении должны быть изложены мотивы, на основании которых принято

такое решение, и ответы на доводы, приведенные в жалобе, представлении.

Алгоритм заседания суда надзорной инстанции в целом аналогичен поряд-

ку производства в суде кассационной инстанции (ст. 412.10 УПК РФ).

При рассмотрении уголовного дела суды надзорной инстанции обладают

Полномочия суда надзорной инстанции (ч. 1 ст. 412.11 УПК РФ), в соот-

ветствии с которыми суд надзорной инстанции по результатам рассмотрения

уголовного дела вправе:

1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие су-

дебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие су-

дебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное

4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело

на новое апелляционное рассмотрение;__

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на но-

вое кассационное рассмотрение;

6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие су-

дебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, пред-

усмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ;

7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при на-

личии оснований, предусмотренных ст. 412.4 УПК РФ.

Источник: http://studfile.net/preview/6695176/page:24/

Производство в суде надзорной инстанции

Надзорное производство — еще одна стадия уголовного судопроизводства, в которой проверяется законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров, иных судебных решений по жалобам или представлениям сторон. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован гл. 48.1 «Производство в суде надзорной инстанции» УПК.

Стадию надзорного производства с двумя другими стадиями: апелляционного и кассационного производства, где проводится проверка судебных решений, объединяют общие задачи. Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

В этих стадиях проводится проверка только вступивших в законную силу судебных решений. Правом обращения в суд надзорной или суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2 УПК.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания. Суд надзорной, как и суд кассационной инстанции, не вправе вынести новый приговор. Этим правом, напомним, наделены только суды первой и второй (апелляционной) инстанций.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен (ч. 1 ст. 412.1 УПК). Он рассматривает в порядке надзора:

  • • судебные решения судов областного уровня, в том числе окружных (флотских) военных судов, вынесенные ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  • • судебные решения Апелляционной коллегии, Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии но делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
  • • определения Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном, а также в кассационном порядке;
  • • постановления Президиума Верховного Суда РФ.

Обжалование судебных решений в надзорную инстанцию, как и в кассационную инстанцию, в настоящее время никакими сроками не ограничено.

Обращение Генерального прокурора РФ, его заместителя, прокурора субъекта РФ и его заместителя именуется надзорным представлением. Обращения иных участников процесса — надзорными жалобами.

УПК устанавливает жесткие требования к содержанию надзорных жалоб и представлений, аналогичные требованиям, предъявляемым к кассационным жалобе и представлению (ч. 1 ст. 412.3 и ч. 1 ст. 401.4).

Читайте так же:  Нужно ли разрешение на мелкокалиберное оружие

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 3 ст. 412.3 УПК).

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

Надзорная жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 суток со дня их поступления в суд возвращаются без рассмотрения по существу (ст. 412.4 УПК).

Процедура производства в суде надзорной инстанции в целом осуществляется по правилам, аналогичным процедуре кассационного производства.

Сначала надзорные жалобу, представление, приложенные к ним материалы, а также материалы а так же истребованного уголовного дела изучает один из судей Верховного Суда РФ. Законом установлен месячный срок для их изучения и принятия решения. Если же судья при этом истребовал ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения продлевается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК).

По результатам изучения материалов судья выносит одно из двух решений: об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или об их передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель могут отменить постановление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, что состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум принимает одно из следующих постановлений (ч. 1 ст. 412.11 УПК):

  • • об оставлении надзорных жалобы, представления без удовлетворения;
  • • об отмене приговора и всех других состоявшихся судебных решений и о прекращении уголовного дела;
  • • об отмене приговора и всех последующих решений и передаче дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  • • о внесении изменений в приговор, определение или постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК.

При рассмотрении надзорных жалобы, представления все вопросы в Президиуме решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равенстве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ. Как вытекает из положений ст. 412.12 УПК, при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. Вместе с тем в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК).

Поскольку Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России, его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК установлено, что Президиум Верховного Суда РФ, отменяя обжалуемые судебные решения, не вправе:

  • • устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  • • предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  • • определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора. Таковыми согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК являются только существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела, либо выявление данных, свидетельствующих о несоблюдении лицом, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, условий и невыполнении обязательств, предусмотренных соглашением. Принимать решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся прав Президиума Верховного Суда РФ, согласно которому поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения. Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, если но делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному уголовному делу.

Источник: http://studme.org/150305/pravo/proizvodstvo_sude_nadzornoy_instantsii

Понятие надзорного производства

Надзорное производство в уголовном процессе имеет много общего с апелляционным и кассационным порядком, хотя и отличается некоторыми характерными особенностями.

Многих интересуют вопросы, что значит, возбуждено надзорное производство, какой орган имеет право осуществлять данное производство и кто может инициировать направление протеста.

Что такое надзорное производство? Понятие надзорного производства включает в себя стадию уголовного процесса, где по ходатайству осужденного или его защитника вышестоящий суд или прокурор проверяет законность приговоров судов первой инстанции, а также судебных постановлений, вынесенных в надзорном или кассационном порядке.

Цель надзорного производства направлена на исправление ошибок суда и обеспечение законных интересов и прав участников процесса.

Надзорная жалоба направляется непосредственно в суд надзорного органа с приложением копий:

  • решения или приговора, которые обжалуются;
  • приговора надзорного, апелляционного или кассационного органа, если он выносился по данному делу;
  • других процессуальных документов, в которых заявителем подтверждаются доводы, изложенные в жалобе.

Рассмотрение ходатайства судом надзорного органа должно быть проведено не позднее 15 суток и не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения Верховным Судом РФ.

Согласно ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса, по итогам рассмотрения надзорной жалобы суд надзорной инстанции имеет право принимать следующие решения:

Читайте так же:  Апелляционная жалоба на решение суда регресс
  • оставлять без изменения обжалуемые решения суда, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • прекращать производство по уголовному делу и отменять постановление суда или приговор;
  • при отмене решения передавать дело на новое судебное рассмотрение;
  • отменять приговор суда кассационным органом и передавать дело на новое кассационное рассмотрение;
  • отменять приговор суда апелляционным органом и передавать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • вносить изменения в постановление суда или вынесенный приговор.
  • Если осуждено было несколько субъектов, а надзорная жалоба была предъявлена только в отношении одного из них, то надзорное производство дает право проверять дела в отношении всех осужденных.

    В порядке надзора при рассмотрении дела суд может смягчить наказание, назначенное осужденному, но не вправе усилить наказание и применить закон о более тяжком преступлении.

    При рассмотрении уголовного дела, суд надзорной инстанции не имеет права:

    • считать доказанными факты, отвергнутые или не установленные в приговоре;
    • решать вопросы о преимуществах одних доказательств над другими, достоверности или недостоверности доказательств, а также доказанности или недоказанности обвинения;
    • принимать решения о применении судом апелляционного органа и о мере наказания.

    Предметом надзорного производства может быть только судебное решение, вступившие в законную силу, в отличие от кассации. Отменяя определение суда кассационного органа, суд надзора не имеет право выносить выводы, сделанные судом кассации при повторном рассмотрении уголовного дела.

    Сущность и значение надзорного производства

    Производство в надзорной инстанции играет важную роль в уголовном процессе. Согласно гл. 48, 1 УПК РФ, надзор является отдельной стадией уголовного судебного производства, где пересматривают действующие и новые акты, вступившие в законную силу, на предмет законности.

    Подтверждением надзорной инстанции служат:

    • участники судебного процесса;
    • участники имеют процессуальный статус;
    • установленные сроки;
    • принятие постановления в документальном виде.

    Роль надзора в судопроизводстве:

    • предназначается для проверки соблюдения законов, постановлений стоящих ниже органов и оценки обоснованности приговоров, вступивших в силу;
    • кроме обжалуемого постановления или приговора, контролю подвергаются все акты, созданные в ходе кассационного и апелляционного пересмотра;
    • факт подачи протеста не гарантирует пересмотр дела;
    • протест имеет право подавать должностное лицо, согласно нормам УПК.

    Пересмотр дела возможен только:

    • если жалоба подается ради улучшения положения осужденного лица;
    • после вынесения предварительного решения о допуске на усмотрение судьи.

    Уголовный процесс не часто доходит до этапа «Надзор». Слушание дела на данной стадии не является обязательным. Это случается только в том случае, если осужденный считает, что не смог в очередной раз добиться правды.

    Перед надзорным производством законодатель установил главные задачи:

    1. Выявление нарушений действующих законодательных актов нижестоящими судебными инстанциями.
    2. Устранение проблем в виду отсутствия официальных разъяснений к применениям правовых норм.
    3. Выявление и исправление ошибок и допущенных нарушений (преднамеренных или непреднамеренных) путем возврата дела нижестоящему органу или изменения приговора.

    Надзорное производство служит:

    • для общей характеристики апелляционного производства с гарантией конституционных прав, то есть, осужденный имеет право использовать для своей защиты все доступные средства;
    • препятствием для вынесения несправедливых вердиктов судами при несоблюдении норм;
    • средством повышения законности в работе судов путем использования разъяснительных методов надзорных инстанций.

    Надзорное производство в прокуратуре выгодно не только осужденному и стороне защиты. В порядке надзора пересмотр уголовного дела нужен самим судьям. Надзорная инстанция выступает здесь в качестве органа самопроверки.

    Сходства надзора с другими этапами пересмотра дела:

  • правовое значение;
  • преследуемые цели;
  • запрет на ухудшение положения осужденного;
  • проверка работы нижестоящих судебных инстанций;
  • выявление ошибок и указания на исправление;
  • порядок действий при получении жалобы;
  • осуществление проверки законности выносимых решений.
  • Результатом работы всех этапов может стать отмена выносимых актов из-за признания их неправомерными.

    Отличия между надзором и апелляцией:

    1. Направляемые на пересмотр различные виды судебных актов.
    2. Процессуальные сроки, урегулирование решений (сроки для надзора не регламентированы законом, а в апелляции сроки указаны в УПК РФ).
    3. Субъективный состав (в апелляционном органе нет такого понятия, как заявитель).
    4. Процедура пересмотра.

    В надзорном производстве доказательства не подвергается сомнению, в то же время апелляция может повторно рассматривать дела с новым исследованием доказательной базы.

    Различия между надзором и кассационным порядком:

  • Надзорное разбирательство считается прерогативой ВС РФ. Кассационный процесс осуществляется Верховным Судом, высшим судебным органом.
  • В порядке надзора обжалование допускает присутствие Генерального прокурора РФ, должностных лиц и заявителя. Участниками кассационной жалобы являются потерпевшие, доверенные лица, частные обвинители, сторона защиты, осужденное лицо.
  • Гарантией проведения кассационного судопроизводства является правильно составленная жалоба. В надзорном производстве такой гарантии нет, дело зависит от мнения судьи.
  • Порядок производства

    Процедура надзорного производства установлена на основе многолетней судебной практики и состоит из этапов:

  • Подача жалобы. Лицо составляет ходатайство с учетом требований УПК РФ. Документ должен быть подписан главным прокурором. Если в содержании имеются хоть малейшие ошибки, его вернут заявителю.
  • Иск и приложенные документы тщательно изучаются судьей ВС РФ. Судья может истребовать материалы дела, которые должны находиться в первоначальном рассмотрении.
  • После детального изучения ходатайства, судья принимает решение об отказе в рассмотрении с обоснованием или о направлении его в Президиум Верховного Суда. Отказ может быть обжалован заявителем, если Председатель ВС РФ сочтет необоснованным отказ в рассмотрении дела, то судья больше не вправе будет принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
  • Заключительное заседание с обязательным участием прокурора, заявителей и вынесением постановления путем прямого голосования, которое не может быть оспорено с момента провозглашения.
  • Решение об изменении или отмене приговора принимается большинством голосов. При их равенстве надзорная жалоба считается отклоненной, кроме случаев, когда выбрана мера в виде смертной казни.

    Надзорная жалоба об отмене смертной казни считается удовлетворенной, если за оставление данной меры наказания проголосуют менее 2/3 членов Президиума ВС РФ, присутствующих на заседании.

    Правовые полномочия надзорного органа

    Надзор может выходить за рамки поступившего иска. Надзорная инстанция носит ревизионный характер, имея абсолютный контроль законности полученной документации.

    Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:

    • прекращение судопроизводства;
    • отказ в удовлетворении протеста;
    • изменение документа;
    • возврат дела без рассмотрения;
    • отмена приговора.

    Отмена может касаться не всех документов, а только тех, которые вынесли в кассации. У граждан нашего государство есть право обращаться в ЕСПЧ (Страсбургский суд), который может признавать факт нарушения прав, а также давать заключения об устранении несоблюдения прав человека.

    Чтобы дело не дошло до обращения в данный орган, проводится контроль решений нижестоящих инстанций. Требующих вмешательство ситуаций не так уж много.

    Процент отмены вердикта надзорным органом в 2020 году равняется около 10%, изменению подлежат 15-20% обвинительных приговоров.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://ugolovnyi-expert.com/nadzornoe-proizvodstvo-v-ugolovnom-processe/

    Производство дел в суде надзорной инстанции
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here