Принятие жалоб конституционным судом

Информационная поддержка по вопросу: "Принятие жалоб конституционным судом" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Принятие жалоб конституционным судом

Навигация: Главная Основные этапы движения конституционной жалобы Принятие жалобы к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации

Принятие жалобы к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 17-О «По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав п. 8 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Для более глубокого изучения вопроса, проверки обоснованности позиции Секретариата судья может поручить управлениям Секретариата подготовить дополнительные аналитические и справочные материалы, вопросы для экспертов и т.д. Судья организует работу по выполнению его поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. По мере необходимости судья может направлять требования в органы государственной власти, связанные со сбором материалов, назначить проведение экспертизы и т.д. При этом такие требования обязательны для органов и организаций, в которые они направлены, вне зависимости от форм собственности.
Судья Конституционного Суда проверяет факты, которые проверял Секретариат (подведомственность жалобы, ее форму и содержание), и доводы самого заявителя. На данной стадии судья может связываться с заявителем в целях выяснения его позиции, выяснения уточняющих вопросов, представления дополнительных документов .

См.: Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. М.С. Саликов. С.
128.

Судья, предварительно изучавший жалобу, готовит по ней заключение, в котором описывает обстоятельства дела, дает оценку обоснованию позиции заявителя, предлагает проект итогового решения Конституционного Суда по делу. Вместе с тем предварительное изучение жалобы судьей направлено прежде всего на проверку того, есть ли основание для рассмотрения жалобы, может ли она быть удовлетворена.

Источник: http://obhis.ru/prinyatie-zhaloby-k-rassmotreniyu-konstitutsionnym-sudom-rossiyskoy-federatsii.html

Принятие жалоб конституционным судом

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Как самостоятельно подать иск в суд ›
  • Рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ

Рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ

Согласно ч. 5 ст. 125 Конституции Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица (ст. 96 Закон о Конституционном Суде).

Граждане и организации при самостоятельном обращении в Конституционный Суд РФ составляют заявление по правилам, установленным ст. 37 Закона о Конституционном Суде, и уплачивают государственную пошлину в порядке и размере.

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, организаций;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Если жалоба недопустима Конституционный Суд РФ отказывает в принятии ее к рассмотрению.

Если по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее были приняты решения, сохраняющие свою силу, то такая жалобы также признается недопустимой.

Таким образом, граждане и организации, а также иные органы и лица могут быть инициаторами разрешения дела Конституционным Судом РФ путем подачи жалобы (обращения) на нарушение конституционных прав законом, который был применен по конкретному делу.

В конституционном судопроизводстве существуют следующие стадии:

– предварительное рассмотрение обращения Секретариатом после его поступления в Конституционный Суд РФ; при несоответствии обращения требованиям Закона о Конституционном Суде РФ конституционное судопроизводство в зависимости от дальнейших действий заявителя приостанавливается или прекращается;

– предварительное изучение обращения судьей (судьями) по поручению Председателя Конституционного Суда РФ, которому обращение и приложенные к нему документы, в том числе заключение «профильного» Управления Секретариата, представляет руководитель Секретариата;

– принятие Конституционным Судом РФ обращения к рассмотрению или отказ в принятии к рассмотрению, влекущий прекращение конституционного судопроизводства;

– назначение и подготовка дела к слушанию по обращению, принятому к рассмотрению, которые могут быть прерваны отзывом обращения;

– рассмотрение дела Конституционным Судом по существу, включая возобновление рассмотрения, которое может завершиться прекращением производства по делу;

– принятие итогового решения по делу;

– разъяснение решения Конституционного Суда, которого может не быть, а перед принятием «разъясняющего» определения должно проходить вышеназванные стадии, кроме принятия постановления как итогового решения.

Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Конституции РФ закона, оспариваемого в жалобе гражданина, юридического лица:

– по содержанию норм и по форме нормативного акта, использованного для регулирования налоговых правоотношений;

– по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

– с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

– с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

– с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан (организаций) или запроса суда Конституционный Суд принимает одно из следующих решений:

Читайте так же:  Судебное разбирательство статья гпк

1) о признании нормативного акта отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;

2) о признании нормативного акта отдельных их его положений не соответствующими Конституции РФ.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ, в котором вопрос разрешен по существу, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/2880

Основания отказа в принятии жалобы к рассмотрению Конституционным судом РФ

Типичные причины отказа в принятии жалобы гражданина (объединения граждан) к рассмотрению Конституционным Судом РФ следующие: 1. Подача жалобы, в которой оспаривается не закон, а иной нормативный акт, например постановление Правительства РФ, действия государственных органов и должностных лиц. 2. Подача жалобы, не связанной с конкретным делом, вопреки требованиям ч.4 ст. 125 Конституции РФ. В таких жалобах не ставится вопрос о нарушении или возможном нарушении конституционных прав и свобод граждан, по сути, гражданин обращается с запросом о проверке конституционности закона вне связи его с конкретным делом. 3. Если в жалобе гражданина все-таки речь идет о проверке конституционности закона, нарушающего, по мнению заявителя, его конституционные права и свободы, и примененного в конкретном деле, то Конституционный Суд РФ может отказать в принятии жалобы к производству на том основании, что заявителем в жалобе ставится вопрос, не разрешенный ни в Конституции РФ, ни в каком-либо законе, а является прерогативой законодателя.

Источник: http://studwood.ru/1166367/pravo/osnovaniya_otkaza_prinyatii_zhaloby_rassmotreniyu_konstitutsionnym_sudom

Принятие жалоб конституционным судом

Обращение в Конституционный Суд РФ — мощный инструмент, позволяющий исправить ситуацию, когда дело уже проиграно во всех судебных инстанциях. В случае успеха все вынесенные решения по нему в большинстве случаев подлежат пересмотру. Именно поэтому обращение в Конституционный Суд РФ — последний на территории России юридический аргумент бизнеса в свою защиту, особенно в ситуации неоднозначного толкования той или иной примененной судом в конкретном деле нормы закона.

При этом было бы заблуждением считать, что в Конституционном Суде РФ рассматриваются только абстрактные вопросы защиты прав физических лиц. Последний неоднократно рассматривал вопросы коммерческого права в их конституционном измерении, решая их в пользу бизнеса, так что сегодня предприниматели могут серьезно рассчитывать на защиту своих прав в Конституционном Суде РФ.

Задача сайта — рассказать бизнесу о том, как это сделать наиболее эффективным образом. На нем вы, среди прочего, найдете:

— рекомендации по подготовке жалобы в Конституционный Суд РФ, включая советы по ее усилению;

— описание конкретных дел юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры» по обращениям в КС РФ;

— собранную и тщательно проанализированную нами статистику обращений бизнеса в Конституционный Суд РФ.

Источник: http://kslitigation.ru/

Поводы и основания к рассмотрению дел

Процедура возбуждения конституционного судопроизводства предусмотрена Конституцией РФ и Законом о КС РФ. В ст. 36—39 Закона определяются поводы и основания к рассмотрению дела, а также общие требования к обращению.

Поводом к рассмотрению дела в КС РФ является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Запросом именуются обращения управомоченных органов и лиц о проверке конституционности:

  • — федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • — конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
  • — договоров между органами государственной власти;
  • — не вступивших в силу международных договоров РФ;
  • — о толковании Конституции РФ.
  • — обращения судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  • — обращения Совета Федерации для дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Ходатайством называются обращения о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти (ст. 92 Закона).

Жалоба — обращения граждан, их объединений, других управомоченных органов и лиц о проверке конституционности законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан и примененные или подлежащие применению в конкретном деле.

Обращение заявителя, отвечающее требованиям закона, является поводом к рассмотрению дела и обязывает суд решить вопрос о принятии обращения к рассмотрению.

Согласно ч. 2 ст. 36 Закона о КС РФ основаниями к рассмотрению дела являются: обнаружившиеся неопределенность в вопросе, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене либо совершении иного тяжкого преступления.

Отсутствие неопределенности признается КС РФ основанием к отказу в принятии обращения к рассмотрению.

По этому основанию, например, Определением КС РФ от 04.10.2001 № 182-0 было отказано в принятии к рассмотрению запросов правительства Мурманской области и законодательного собрания Челябинской области о проверке конституционности п. 2 ст. 9 и п. 3 ст. 10 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», в соответствии с которыми работники аппарата мирового судьи отнесены к государственным служащим соответствующего субъекта РФ и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции или органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. КС РФ указал, что проверка целесообразности устройства судебной системы является прерогативой законодателя и не относится к компетенции КС РФ.

Допустимость принятия к рассмотрению обращения в Конституционный Суд РФ

При обращении в КС РФ адвокату необходимо учитывать принцип допустимости обращений. Критерии допустимости обращений в КС РФ по различным категориям дел установлены в разд. III Закона о КС РФ. Они различаются в зависимости от вида дела, по которому данное обращение представлено.

Читайте так же:  Сделка по генеральной доверенности ответственность доверенного

Так, правом обращаться в Суд по самой многочисленной категории дел, рассматриваемой в КС РФ, — дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — имеют право граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе (ст. 96 Закона о КС РФ). Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если, во-первых, закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; во-вторых, он применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде (ст. 97 Закона о КС РФ).

Право подавать жалобу на нарушение конституционных прав и свобод имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, если законом нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ.

Проверка конституционности закона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан не может быть осуществлена, если закон не применен в конкретном деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Закона о КС РФ запрос о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений допустим, если заявитель:

  • — либо считает их не подлежащими действию из-за неконституционности;
  • — либо, напротив, считает их подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ.

Часть 2 ст. 85 Закона устанавливает дополнительный критерий допустимости запроса о проверке конституционности нормативного акта субъекта РФ. Такой запрос допустим, если оспариваемый нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 89 Закона о КС РФ запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ допустим, если:

  • 1) упоминаемый в запросе международный договор РФ подлежит согласно Конституции РФ и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти;
  • 2) заявитель считает не вступивший в силу международный договор РФ не подлежащим введению в действие и применению в России из-за его несоответствия Конституции РФ.

Наибольшее число критериев допустимости установлено для ходатайства органа (органов) государственной власти о разрешении споров о компетенции. Согласно ч. 1 ст. 93 Закона о КС РФ такое ходатайство является допустимым при одновременном соблюдении следующих условий:

  • 1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ;
  • 2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности;
  • 3) спор не был или не может быть разрешен иным способом;
  • 4) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между органами государственной власти;
  • 5) заяви гель ранее обращался к указанным органам государственной власти с письменным заявлением о нарушении ими определенной Конституцией и договорами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности;
  • 6) в течение месяца со дня получения письменного заявления, упомянутого в предыдущем пункте, не были устранены указанные в нем нарушения;
  • 7) в случае обращения соответствующего органа государственной власти к Президенту РФ с просьбой об использовании согласительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.

Закон о КС РФ не устанавливает специальных критериев допустимости запросов о толковании положений Конституции РФ. Такие критерии были выработаны самим Судом. На основе анализа и обобщения решений КС РФ по делам о толковании Конституции РФ специалисты выделяют шесть критериев допустимости запросов по делам этой категории:

  • 1) рассмотрение запроса не должно требовать от Суда создания новых правовых норм;
  • 2) запрос не должен быть таким, чтобы под видом его рассмотрения осуществлялся предварительный конституционный контроль законопроектов;
  • 3) запрос не должен быть таким, чтобы под видом его рассмотрения производилась проверка конституционности действующих правовых актов;
  • 4) запрос не должен быть таким, чтобы в результате его рассмотрения какое-либо положение Конституции РФ становилось недействующим;
  • 5) запрос о толковании нескольких положений Конституции РФ допустим, если все эти положения взаимосвязаны между собой;
  • 6) не является допустимым запрос, содержащий требование о толковании таких положений, которых в Конституции РФ нет.

При обращении в Суд адвокату следует также проверять наличие вынесенного ранее по предмету обращения и сохраняющего свою силу постановления КС РФ (п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о КС РФ). Поскольку решения КС РФ в соответствии со ст. 6, 71 и ч. 1 ст. 79 Закона о КС РФ являются общеобязательными и окончательными, постольку Суд не вправе рассматривать какой-либо вопрос, если решение по нему ранее уже было вынесено.

Источник: http://studme.org/35846/pravo/povody_osnovaniya_rassmotreniyu_del

Особенности рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ. Акты Конституционного Суда.

Правила рассмотрения споров в конституционном судопроизводстве

Конституционное судопроизводство состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Они охватывают комплекс действий конституционного суда и участников судебного конституционного процесса, направленных на разрешение конкретной правовой ситуации.

Законодательством субъектов Российской Федерации об органах конституционного контроля предусмотрены следующие стадии судебного конституционного процесса:

1) внесение обращения в конституционный суд;

2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном суде;

3) принятие обращения конституционным судом к рассмотрению либо его отклонение;

Читайте так же:  Роль председательствующего в судебном разбирательстве шпаргалка

4) подготовка к судебному разбирательству;

5) судебное разбирательство;

6) совещание, голосование и принятие конституционным судом итогового решения;

7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решения конституционного суда;

8) исполнение решения конституционного суда.

Практика же работы большинства конституционных судов субъектов Российской Федерации показала, что судьи применяют единый порядок исчисления процессуальных сроков. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты. Сроки, исчисляемые сутками, истекают в двенадцать часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Если последний день срока приходится в нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Внесение обращений в конституционный суд

Данная стадия конституционного судопроизводства преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела и имеет место применительно ко всем категориям дел.

Обращениями в конституционный суд могут служить запрос, ходатайство, индивидуальная жалоба, иск и т.д., отвечающие требованиям закона и являющиеся поводом к рассмотрению дела. В принципе, в конституционный суд может обратиться любой субъект права, однако, к рассмотрению принимаются обращения лишь тех субъектов, которым дано такое право по закону.

Законы субъектов Российской Федерации о конституционных судах подробно регламентируют общие и специальные требования, предъявляемые к обращению по той или иной категории дел. Обращения, поступающие в органы конституционного контроля и надзора, подлежат обязательной регистрации и должны содержать следующие данные:

а) Конституционный (уставной) Суд в качестве, в который направляется обращение;

б) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

в) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

Видео (кликните для воспроизведения).

г) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

д) нормы конституции (устава), дающие право на обращение в Конституционный (уставной) Суд субъекта Федерации;

е) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте;

ж) конкретные, указанные в законе субъекта Федерации о конституционном суде, основания к рассмотрению обращения в конституционном (уставном) суде;

з) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы конституции (устава);

и) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к конституционному суду;

к) перечень прилагаемых к обращению документов.

Конституционное судопроизводство в субъектах Российской Федерации осуществляется бесплатно. Однако это не исключает уплату государственной пошлины стороной, которая обращается в конституционный суд, а также того, что сторона, проигравшая в деле, несет часть судебных расходов.

Законодательством субъектов предусмотрены три вида обращений, которые оплачиваются государственной пошлиной — это запрос и ходатайство, жалоба юридического лица и жалоба гражданина. При этом неодинаково устанавливается размер государственной пошлины.

В соответствии с законами о конституционных (уставных) судах государственной пошлиной не оплачиваются запросы судов, запросы о толковании Конституции (Устава), ходатайства Президента (губернатора) по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной.

Конституционный Суд (за исключением Республик Дагестан, Карелия, Марий Эл, Саха (Якутия)) своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Предварительное рассмотрение обращений в конституционных судах.

Данная стадий конституционного судопроизводства имеет целью проверку обращения заявителя в конституционный (уставной) суд на соответствие его требованиям закона как по материальным, так и формальным основаниям.

Каждое зарегистрированное обращение рассматривается в конституционном суде в предварительном порядке. Прежде всего, оно может быть рассмотрено структурными подразделениями аппарата конституционного суда.

Законы субъектов Российской Федерации об органах конституционного контроля и надзора предусматривают различные подходы к определению полномочий аппарата:

1) аппарат выполняет только технические (регистрационные) функции (ведет делопроизводство, прием посетителей и т.д.). В этом случае основной объем работы по проверке обращений приходится на долю судей;

2) аппарат суда, наряду с указанными функциями, вправе проверять обращения по формальным основаниям (форма обращения, уплата государственной пошлины и др.). В этом случае аппарат конституционного суда уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям конституционного закона. При этом законодательством не установлены сроки устранения недостатков. Поэтому заявитель после устранения недостатков, связанных с формой обращения, и при оплате государственной пошлины вправе вновь направить обращение в конституционный суд. Если обращение явно не подведомственно суду, аппарат может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. Удовлетворяющие требованиям закона обращения направляются из аппарата председателю суда, председателем — судьям непосредственно для изучения и принятия по ним решения.

Как показывает практика работы органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации, при предварительном рассмотрении обращений аппаратом не вызывает особых трудностей проверка обращений на их соответствие требованиям закона об этих органах по форме, включая уплату государственной пошлины, а также определение некомпетентного на подачу обращения органа или лица.

Однако, как бы ни распределялись полномочия между аппаратом конституционного (уставного) суда и судьями, какими бы дополнительными полномочиями аппарат ни наделялся, в конечном итоге последнее слово остается за судьями и конституционным (уставным) судом в целом.

Предварительное изучение обращения судьей предполагает обязательную проверку наличия оснований к его рассмотрению судом. Такими основаниями служат: обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции или Уставу субъекта Российской Федерации опротестованные нормативные акты, договоры; обнаружившаяся неопределенность в понимании норм Основного Закона субъекта и т.д. Иными словами, любая неопределенность по вопросам, составляющим компетенцию конституционного (уставного) суда.

По конституционным жалобам и запросам судов судья проверяет, был ли применен или подлежит ли применению в конкретном деле закон, о проверке конституционности которого ставится вопрос.

Читайте так же:  Тип обращения при оформлении загранпаспорта что выбрать

Анализ рассмотренных органами конституционного контроля дел показывает, что наиболее трудным является определение допустимости обращений. Очень сложно провести разграничение между подведомственностью и недопустимостью обращений.

Поэтому вопрос о допустимости обращений, как наиболее сложный в большинстве случаев, решается предварительно всем составом суда.

Обращение, как правило, не признается допустимым, если заявителем поставлен вопрос политический, а не правовой, если этот вопрос не конституционного уровня, или не получил разрешения в основном законе субъекта Федерации, если оспариваемый акт не является правовым, а оспариваемый закон не применен и не подлежит применению в конкретном деле гражданина.

В процессе предварительного изучения обращений судья вправе истребовать дополнительные документы и материалы, что оформляется письменным запросом. Письменно оформляется и поручение экспертам о производстве соответствующих экспертиз либо специальных исследований.

Судья организует работу по выполнению своих поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. Законодательством субъектов Федерации об органах конституционного контроля и надзора установлено, что требования суда или судьи обязательны для всех органов и лиц, которым они адресованы, и должны быть рассмотрены в течение месяца со дня их получения. Этот срок сокращен до двух недель только в Республиках Дагестан, Марий Эл и в Свердловской области.

По результатам предварительного изучения обращения судьей составляется заключение и докладывается в заседании Конституционного (уставного) суда. Если судья пришел к выводу, что обращение не может быть принято к рассмотрению судом, то он вместо заключения, либо наряду с заключением готовит проект определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/8x7a5a.html

Порядок подачи жалобы в Конституционный суд РФ

Вопреки распространенному в народе мнению, высшим органом принятия правовых решений в Российской Федерации является Конституционный суд (граждане делегируют данную привилегию Президенту страны).

В каких случаях возможна подача жалобы

Следует знать, что обращение в Конституционный суд составляется по строгим правилам. Кроме того, в законодательстве установлены ситуации, когда оно логично и оправдано. Они таковы:

  • норма действующего законодательства мешает получению гражданином конституционных прав или свобод;
  • положение нормативного акта применено в конкретном деле;
  • данная ситуация рассмотрена или в настоящее время разбирается компетентным госорганом, принадлежащим к одной из трех ветвей власти.

Кроме того, жалоба в Конституционный суд РФ составляется по определенной методике. Заявитель обязан:

  • указывать реальные персональные данные;
  • ссылаться на правовые нормы;
  • приводить факты, проверка которых не подлежит сомнению.

Определение: конституционным называется специально созданный суд Российской Федерации, в компетенцию которого отнесено решение вопросов соответствия положений действующей правовой базы основному закону страны.

Кто может обратиться в судебный орган

  • физические:
    • граждане РФ;
    • иностранные подданные, проживающие на территории страны по разрешению;
  • юридические без учета формы собственности;
  • властные органы всех уровней (от Президента РФ до муниципалитета).

Для сведения: заявителем может выступить коллектив, если права всех его членов нарушает та или иная норма.

Порядок прохождения процедуры

Правила работы КС описаны в законе об этом органе (№ 1-ФКЗ от 27.07.1994). В четвертой главе акта описана процедура рассмотрения жалоб. Судьям дано право на:

  • оставление письменного обращения без рассмотрения;
  • принятие решения без заседания органа;
  • объединение дел в одно.

Скачать для просмотра и печати:

Правильно составленная жалоба разбирается в судебном заседании. Оно является легитимным, если в нем участвует более двух третьих судей. В заседание вызываются все стороны процесса:

  • заявитель;
  • ответчик;
  • эксперты;
  • иные задействованные лица.

Для сведения: 95% заявлений не принимаются к производству. Основные причины:

  • небрежное оформление, не соответствующее требованиям;
  • несоответствие запроса компетенции органа;
  • наличие решения по данному вопросу.
  • закрытые;
  • открытые.

Подсказка: от лица госоргана в судебном заседании участвует руководитель. Самостоятельно могут присутствовать депутаты Госдумы и сенаторы Совфеда.

Советы юристов

Правила составления жалобы

Правила составления обращения приведены в ст. 37 закона № 1-ФКЗ . Они касаются вопросов:

  • персональных данных заявителя;
  • порядка оформления дополнений и приложений;
  • расходов на разбирательство (госпошлины).

Подсказка: своим решением КС может отменить внесение госпошлины некоторым категориям заявителей.

Обязательные сведения о заявителе

В жалобе должны приводиться такие персональные сведения:

Физлицо Юрлицо
Фамилия, имя и отчество в родительном падеже Наименование органа (по регистрационным документам)
Гражданство Чьим резидентом является
Место жительства (по паспорту) Адрес регистрации (место дислокации)
Представитель:
ФИО
Ученая степень юриста (если он не является адвокатом)
Адрес

Подсказка: гражданин обязан указать паспортные данные (юрлицо приводит их для представителя), а также контактный телефон.

Сопроводительные документы

К тексту заявления прилагаются материалы по делу. Их перечень в целом зависит от темы обращения. Среди них в обязательном порядке должны быть:

  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
  • доверенность представителя (заверенная копия) — если таковой выступает от имени заявителя;
  • документы с обжалуемыми и применяемыми нормами, противоречащими конституционным положениям;
  • учредительная документация (для юрлиц).

С 2014 г., по требованиям ст. 38 ФКС № 1-ФКЗ, обращение и прилагаемые к нему документы, иные материалы представляются в КС РФ с 1-й копией. При направлении обращения в электронном формате прилагаемые к нему документы/материалы тоже представляются в электронном виде. При этом приложения каких-либо копий не требуется.

Оплата пошлины

Величина госпошлины прописана в статье 333.23 Налогового кодекса. Она равна 450,0 рублям. Некоторые лица освобождены от уплаты взноса:

  • Герои СССР и РФ;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • бывшие узники концлагерей.

Для сведения: если жалобу КС не принял к рассмотрению, то средства возвращаются заявителю.

В каком виде составлять

Для сведения: к тексту предъявляются стандартные требования:

  • отсутствие нецензурных слов и жаргонизмов;
  • отсутствие оскорблений и угроз в адрес должностных лиц;
  • стилистика, позволяющая понять написанное;
  • аккуратность исполнения;
  • последовательность подачи материала.
Читайте так же:  Арбитражный суд заявление о выдаче исполнительного листа

Бумажная форма

Обращение составляется на белых листах бумаги формата А4. Тест можно внести от руки или напечатать. Структура жалобы приведена в таблице:

Часть Описание
1 вводная Сведения о сторонах и предмете разбирательства
2 Основания для направления заявления в КС (перечень конституционных нормативов)
3 Логичное и последовательное раскрытие обстоятельств
4 Аргументация
5 Требование о признании обжалуемой нормы неконституционной
6 Перечень прилагаемых документов

Скачать пример Важно: на последнем листе обращения ставится собственноручная подпись заявителя (руководителя организации) и дата.

Электронное письмо

Требования к электронному обращению таковы:

  • файл должен иметь расширение .doc (.docx);
  • приложения делаются в формате фотографии (сканкопии) в хорошем разрешении (от 200 пикс/дюйм);
  • на каждом листе ставится электронная подпись (ее необходимо заранее оформить);
  • направляется письмо, содержащее:
    • краткое описание ситуации;
    • перечень приложений с количеством листов в каждом;
  • приложения прикрепляются к единому письму.

Подсказка: сканкопии приложений делаются в черно-белом варианте.

Советы по составлению

Способы отправки

Послание с приложениями направляется в госорган одним из трех способов. Они приведены в таблице:

Способ Адрес Подсказки
Путем личного визита г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1 Время работы: с 10:00 до 17:00;

В пятницу до 16:00;

Обед: с 12:00 до 13:00

Почтой 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1. Желательно:
  • заказать отслеживание послания и сообщение о доставке;
  • составить опись вложений
Электронный [email protected] (почтовый ящик) При отправке выбрать функцию «сообщение о доставке» https://petition.ksrf.ru (официальный сайт) Необходима регистрация

Для сведения: в Москве работает представительство КС . Но всю корреспонденцию необходимо направлять на официальный адрес госоргана.

Результат

Отправитель послания обязан понимать, что ему придется принять участие в заседании. Последнее назначается, спустя три месяца после регистрации письма.

Коллегия судей решает проблему в течение нескольких часов. При этом удовлетворение обращения приводит к таким последствиям:

  • признанию обжалованной нормы, утратившей силу;
  • аннулированию судебного постановления или его отдельных положений;
  • принятию нормативного акта взамен обжалованного;
  • пересмотру дела с учетом действующей нормативно-правовой базы.

Для сведения: в редких случаях действие оспариваемой нормы приостанавливается до вынесения окончательного решения.

Источник: http://pravonarushenie.com/otvetstvennost-i-nakazanie/osvobozhdenie-i-obzhalovanie/zhaloba-v-konstitutsionnyj-sud-rf

Жалоба в Конституционный Суд: составление, образец и порядок подачи в 2019 году

Дата публикации материала: 09.04.2019

Последнее обновление: 13.06.2019

Разбираемся, как по всем правилам оформить и подать жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации.

Какими вопросами занимается Конституционный Суд РФ?

Как указано в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд — это судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Перечень полномочий КС РФ можно найти в тексте ст. 3 упомянутого выше закона. В соответствии с положениями этой статьи в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина Конституционный Суд Российской Федерации:

Дает толкование Конституции РФ;

Проверяет конституционность законов (по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод);

Разрешает дела о соответствии законов и иных нормативных актов Конституции РФ;

Разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

Выступает с законодательными инициативами по вопросам своего ведения.

Обратите внимание! Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Как написать жалобу в Конституционный Суд в 2019 году? Советы юриста

В ст. 36 ФКЗ о Конституционном суде говорится, что поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям указанного закона.

Общие требования к такому обращение представлены в ст. 37:

Во-первых, жалоба в Конституционный суд составляется в письменной форме;

Во-вторых, она обязательно подписывается заявителем.

В тексте жалобы необходимо указать:

  • Фамилию, имя, отчество и адрес места жительства (если в качестве заявителя выступает физическое лицо);
  • Наименование и юридический адрес (если заявитель — организация);
  • Обстоятельства дела, послужившие поводом для обращения в Конституционный Суд;
  • Требования заявителя;
  • Правовые основания, на которые ссылается заявитель;
  • Список документов, прилагаемых к жалобе.
  • Дату составления жалобы.

Скачать образец жалобы в Конституционный Суд (версия, актуальная на 2019 год)

Обратите внимание! Если у вас появятся вопросы или возникнут какие-либо трудности при подготовке жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации в 2019 году, вы всегда можете обратиться за бесплатной правовой консультацией к специалистам портала «ЦентрСовета». Среднее время ожидания ответа от юриста — 15 минут.

Какие документы необходимо приложить к жалобе в Конституционный Суд в 2019 году?

К жалобе в Конституционный Суд необходимо приложить следующий пакет документов:

  • Текст акта, подлежащего проверке;
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины (при направлении жалобы организацией размер госпошлины составляет 6 тыс. 750 руб., физическим лицом — 450 руб.);
  • Доверенность, подтверждающая полномочия представителя (при необходимости);
  • Перевод на русский язык документов, изложенных на иностранном языке (при необходимости);
  • Другие материалы, подтверждающие доводы заявителя.

Обратите внимание! Жалоба и прилагаемые к ней документы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с одной копией.

Как подать жалобу в Конституционный суд в 2019 году?

В 2019 году жалоба в Конституционный Суд может быть подана лично — через приемную КС РФ, по почте — заказным письмом с объявленной ценностью и описью вложения или в электронном виде — с помощью личного кабинета на официальном сайте судебного органа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://centersoveta.ru/yurlikbez/zhaloba-v-konstitutsionnyj-sud-sostavlenie-obrazets-i-poryadok-podachi-v-2019-godu/

Принятие жалоб конституционным судом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here