Правовой статус беженцев иностранцев вынужденных переселенцев

Информационная поддержка по вопросу: "Правовой статус беженцев иностранцев вынужденных переселенцев" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Правовой Статус Иностранных Граждан, Беженцев, Вынужденных Переселенцев

Иностранных граждан — это физическое лицо, не являющиеся гражданином РФ и имеющее наличие гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане делятся на:

1. Временно пребывающий в РФ — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство.

2. Временно проживающий в РФ — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

3. Постоянно проживающий в РФ— лицо, получившее вид на жительство.

1) Ин. Гр. равны перед законом, независимо ни от чего, они обязаны соблюдать Конст РФ, ее законодательство. 2) постоянно проживающие в РФ Ин. Гр. могут работать на общих основаниях с гр. РФ. 3) Ин.Гр. имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность, образование. 4) Могут вступать в профсоюзы, Различные. обществ. Объединения. 5) Им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности, жилища 6) не обладают Избират. правами. 7) не могут занимать гос. Должности., и т.д

Правовой Статус Беженцев

Беженцами признаются лица-прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ.

Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28.07.1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и РФ.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, и т.д). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, ФЗ и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.

Правовой Статус Вынужденный переселенец В РФ

Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, и т.д

Вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ;

2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ.

Статус вынужденных переселенцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

Лицам, получившим статус вынужденного переселенца, и членам их семей предоставляется широкий спектр прав, например право на услуги переводчика, право на содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и т. д.

Источник: http://ifreestore.net/1874/22/

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

  1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
  2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
  3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
  4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.

Закон о беженцах и переселенцах

Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
  2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
  3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
  4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
  5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.
Читайте так же:  Судебный приказ прокуратура

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Полезное видео

Дополнительная информация о данной категории граждан в видео:

Источник: http://ufms-mvd.com/faq/bezhentsy-i-vynuzhdennye-pereselentsy.html

Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее. Массовый характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц.

19 февраля 1993г. были приняты Законы Российской Федерации «О беженцах» Действует в редакции Федерального закона от 28 июня 1997г. // СЗ РФ. 1997. №26. Ст. 2956. и «О вынужденных переселенцах» Действует в редакции федерального закона от 20 декабря 1995г. // СЗ РФ. 1995. №52. Ст. 5110.. Эти Законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в данном качестве и решают другие сопутствующие вопросы.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое:

  • 1) не является гражданином Российской Федерации;
  • 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства — вне страны своего прежнего обычного места жительства);
  • 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, — как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган миграционной службы или в суд.

Установлены льготные условия для приобретения беженцами российского гражданства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства. Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями миграционной службы.

Вынужденным переселенцам может быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья. В законах определены основания, при которых лицо утрачивает статус беженца или вынужденного переселенца.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Российского закона, конкретизирующего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пока нет. В бывшем Союзе ССР 24 июня 1981г. был принят Закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР» Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 26. Ст. 836.. В нем закреплены общие принципы их правового положения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность. До принятия соответствующего закона в Российской Федерации он действует на ее территории в части, не противоречащей Конституции РФ.

Основные принципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации характеризуются демократическими, интернационалистскими началами.

Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. В федеральных законах назначение на определенные должности или занятие отдельными видами трудовой деятельности увязывается с принадлежностью к российскому гражданству.

В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997г, утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3601.

Читайте так же:  Выход из товарищества снт

Основанием предоставления политического убежища является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным

Получившее политическое убежище лицо пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Право на политическое убежище утрачивается в случаях возврата лица в страну, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории России; приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлениями.

Источник: http://studwood.ru/1180775/pravo/pravovoe_polozhenie_inostrannyh_grazhdan_grazhdanstva_bezhentsev_vynuzhdennyh_pereselentsev

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Статус беженцев регламентируется ФЗ «О беженцах в РФ» от 28 июня 1998 года.

А. Беженцы – лица, не имеющие гражданства РФ, которые:

1) В силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут (или не желают) пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений

2) Не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего, обычного места жительства в результате подобных событий не могут (или не желают) вернутся в нее вследствие таких опасений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира и человечества или иное умышленное тяжкое преступление. На международном уровне статус беженцев регулируется Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 года. РФ участвует только в 1992 года.

Признание лица беженцем предусматривает:

1). Обращение с ходатайством о признании беженцем

2). Предварительное рассмотрение ходатайства

3). Выдача или отказ в выдаче свидетельства.

4). Рассмотрение ходатайства по существу.

5). Принятие решения о признании беженцем.

6). Выдача или отказ в выдачи удостоверения беженца.

2. Лично или через представителя обратиться с ходатайством в:

А) Дипломатическое или консульское представительство России – если не пересек границу.

Б) Пост иммиграционного контроля (в субъекте РФ), орган пограничного контроля (пункт пропуска через государственную границу) – пересек границу.

Лицо, признанное беженцем и члены его семьи имеют право на:

1). Получение услуг переводчика (в центре временного размещения, где они первоначально размешаются)

2) Получения содействия в оформлении документов – если не въехало на территорию.

3) Получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения.

4) Пользование жилым помещением.

5) Получения содействия в направлении на профессиональное обучение (или в трудоустройстве).

6) Получение содействия в устройстве детей в образовательные учреждения.

7) Имеет право на добровольное возвращение в государство гражданства.

8) Имеет право на выезд на место жительство в третью страну.

9) Получение медицинского, социального обеспечения на равнее с гражданами РФ.

Помимо осуществления обязанности соблюдать закон, беженцы обязаны:

1) Своевременно прибыть в центр временного размещения.

2) Своевременно сообщать о намерении изменить место пребывания в РФ (из одного субъекта в другой)

3) Сообщать о выезде за пределы РФ.

4) Ежегодно проходить переучет в иммиграционной службе (устанавливаются четкие сроки прохождения переучета)

Основания утраты статуса беженца (по желанию лица):

1) Приобретение гражданства РФ

2) Получение разрешение на постоянное проживание на территории РФ.

3) Лицо решило воспользоваться защитой страны своего гражданства.

4) Если лицо приобрело гражданство третей страны.

5) Добровольно выехало в ранее покинутое государство.

Лишение статуса беженца, если:

1) Осуждено по вступившему законную силу обвинительного приговору суда за преступление, совершенное на территории РФ (становится просто иностранец, который может быть депортирован)

2) Сообщило о заведомо ложных сведениях или предъявил фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем.

Беженцев может в течение одного или трех месяц обжаловать решение о лишении статуса беженца.

Лицо признается беженцем на срок…?? (посмотреть в законе).

Б. Вынужденные переселенцы.

Их статус на территории РФ регламентируется ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 года №202-ФЗ.

Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительство вследствие совершенного в отношении него или члена его семьи, насилия и преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расы, национальности, языка, принадлежности к определенной социальной группе, политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженец – иностранец. Вынужденный переселенец:

1) Гражданин РФ, перемещающийся из иностранного государства в РФ, либо перемещающийся из одного субъекта РФ в другой.

2) Постоянно проживающий иностранец в РФ, перемещающийся из одного субъекта в другой.

Вынужденным переселенцем не может бы быть признанно лицо, которое:

1. Совершило преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым по законодательству РФ.

2. Не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение года со дня выбытия с места жительства.

3. Покинувшее место жительство по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Обращаться в территориальный орган миграционной службы

1. Обращение с ходатайством в миграционную службу.

2. Выдача свидетельства о регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем.

3. Принятие решения о признании вынужденным переселенцем в течении 3 месяцев со дня регистрации ходатайства.

4. Выдача удостоверения вынужденного переселенцев.

Срок – посмотреть в законе (1 год на продление )

1) Самостоятельно выбирать место жительства (перечень предоставляется)

2) Получение содействия в обеспечении провоза и проезда багажа к новому месту жительства – скидки. Если многодетная семья, инвалид, одинокие пенсионеры – бесплатно.

1) Соблюдение Конституции и законов

Видео (кликните для воспроизведения).

2) Соблюдение правил проживания (там, куда их направили)

3) При перемене места жительства, перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционного контроля и в течении месяца встать на учет (там, куда они опять переехали)

4) Обязаны проходит ежегодный переучет (так же устанавливаются сроки)

Утрата статуса вынужденного переселенца:

1. Утрата гражданства

3. В связи с истечением срока

Основания лишение статуса:

1. Сообщило о заведомо ложных сведениях или предъявил фальшивые документы.

2. Осуждено по вступившему законную силу обвинительного приговору суда.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 217 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/9_87413_pravovoy-status-bezhentsev-i-vinuzhdennih-pereselentsev.html

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

    1. беженца — Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах»;
    2. вынуж­денного переселенца — Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I.
Читайте так же:  Инициировано судебное разбирательство

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж­данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо­ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на­циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре­ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право­вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас­сматривается компетентными органами, которые при наличии не­обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо­бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото­рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при­знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра­цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:

    • работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью,
    • приобре­тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан),
    • ходатайствовать о получении российско­го гражданства.

Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных ус­ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде­лы России на постоянное жительство, при умышленном пред­ставлении ложных сведений, добровольном принятии защиты го­сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го­сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст­ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото­рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за­коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо­гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными пересе­ленцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с права­ми беженцев. Практически в той же мере определены обязанно­сти органов государственной власти, органов местного само­управления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/pravovoy-status-bezhentsev-i-vinuzhdennich-pereselentsev-v-rf

Правовой статус беженцев и перемещенных лиц

Проблему беженцев порождает массовый уход (исход) населения (mass exodus), связанный с нарушениями прав человека и экономической миграцией населения. В наибольшей степени беженцы являются жертвами вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. Сохраняется также насильственное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо иную территорию. Беженцы – это de facto лица без гражданства, т.е. их статус почти ничем не отличается от статуса апатридов. Особую категорию беженцев составляют политические беженцы (эмигранты). Правовой статус беженцев и перемещенных лиц урегулирован в международном праве на универсальном уровне – Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Протокол, касающийся статуса беженцев, 1966 г., Соглашение о моряках-беженцах 1957 г. с Протоколом к нему 1973 г.

Беженцы – это лица, вынужденно покинувшие территорию государства своего гражданства или постоянного места жительства по следующим причинам:

  • – обоснованные опасения стать жертвами преследования по признаку расы, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, политических или религиозных убеждений; отсутствие возможности и желания вернуться в соответствующее государство вследствие таких опасений;
  • – внешняя агрессия, оккупация, иностранное господство или события, серьезно изменившие публичный порядок в государстве или на определенной части его территории;
  • – явления природного характера (землетрясение, наводнение, засуха), подорвавшие материальные основы существования населения.

В соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. беженцам предоставляется такой же режим, как и другим иностранным гражданам, если только специально для беженцев не предусмотрено более благоприятного правового статуса. В некоторых областях беженцы пользуются национальным режимом, т.е. уравниваются в правах с местным населением (начальное образование, размер вознаграждения за труд, медицинское обслуживание). Личным законом беженца является закон страны убежища – ст. 12 Конвенции о статусе беженцев 1951 г. предусматривает, что личный статус беженца определяет закон государства его домицилия (юридически оформленного места проживания), а если такого нет, то закон страны его фактического пребывания.

В области имущественных отношений беженцам должен быть предоставлен режим наибольшего благоприятствования (как минимум). На территории всех государств – участников Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ст. 16) беженцы имеют право свободного доступа в суды. Государства-участники взяли на себя обязательство по возможности обеспечить ассимиляцию беженцев и их натурализацию, т.е. способствовать получению беженцами местного гражданства (ст. 34).

Конвенция о статусе беженцев 1951 г. запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли. Государство убежища не облагает беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.

На региональном уровне проблема беженцев затрагивается во многих международных соглашениях: например, Принципы обращения с беженцами 1966 г. (одобрены Афро-азиатским юридическим консультативным комитетом), Конвенция ОАЕ в отношении специфических аспектов проблемы беженцев в Африке 1969 г., Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1995 г.

В современном мире существует немало международных организаций по делам беженцев. Одним из вспомогательных органов ООН является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, имеющее обеспечительные и контрольные функции. Устав Управления утвержден в 1950 г. Проблемой беженцев на региональной основе в основном занимаются региональные организации по правам человека.

Верховный комиссар по делам беженцев избирается ГА ООН на три года по представлению Генерального секретаря ООН. Верховный комиссар обеспечивает беженцам международную защиту, содействует их добровольной репатриации в новые страны и их ассимиляции. В конце XX в. в мире насчитывалось почти 30 млн беженцев.

Читайте так же:  Есть ли комендантский час 31 декабря

Лица, рассматриваемые в качестве беженцев по Уставу Управления, называются «мандатные беженцы». Эти лица пользуются защитой ООН, обеспечиваемой Верховным комиссаром, независимо от того, присоединилась ли страна такого лица к Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протоколу, касающемуся статуса беженцев, 1966 г., и признается ли оно беженцем в данной стране. Лица, признанные беженцами на основе Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Устава Управления 1950 г., с точки зрения международно-правовых последствий приравниваются к политическим эмигрантам. Во внутреннем законодательстве может быть закреплен иной подход: в России политическое убежище предоставляется по Указу Президента РФ, а статус беженца – на ведомственном уровне.

Согласно Закону РФ от 19.02.1993 № /1528-1 «О беженцах», беженцами считаются прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, вынужденные вследствие насилия или преследований покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства. Лица, признанные беженцами, пользуются всеми правами граждан Российской Федерации. Правовой статус беженцев гарантирован законом.

Проблема беженцев тесно связана с проблемой мигрантов. Основная сложность заключается в разграничении этих понятий. Фактически беженец – это тоже мигрант, поскольку и тот, и другой перемещаются из одного места в другое; однако мигрант – это лицо, которое по иным причинам, нежели беженец, добровольно покидает свою страну и переезжает в другое место.

Существует легальная и нелегальная миграция. Нелегальные иммигранты – это лица, которые въехали в страну нелегально, либо находятся в ней после истечения указанного в визе срока, либо устроились на работу, имея только туристическую или гостевую визу. Транзитные мигранты пересекают территорию государства с намерением эмигрировать в третью страну. Трудовые мигранты меняют место жительства в поисках трудоустройства. Этнические мигранты покидают страну места жительства с целью переезда в то государство, которое они воспринимают как родину. Этнические мигранты наиболее часто ассоциируются с беженцами.

Статус беженца обладает серьезными преимуществами но сравнению со статусом мигрантов. Решение вопроса о том, какое правовое положение имеет соответствующее лицо – мигранта или беженца, принадлежит государству убежища.

Среди беженцев выделяется особая категория лиц – вынужденные переселенцы (внутренние беженцы). Это лица, недобровольно покинувшие какую-либо часть своей страны и вынужденные переселиться в другую ее часть. В Российской Федерации действует Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». К категории вынужденных переселенцев отнесены граждане Российской Федерации, которые по тем же причинам, что и беженцы, вынуждены покинуть свое постоянное место жительства на территории РФ или за границей и переселиться в другую часть Российской Федерации или в другое государство. К категории вынужденных переселенцев могут относиться иностранцы и апатриды, вынужденные покинуть место своего постоянного жительства на территории РФ и переселиться в другую часть Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением СНГ 1995 г. вынужденными переселенцами признаются граждане страны убежища, которые были вынуждены покинуть место своего постоянного жительства на территории другой договаривающейся стороны вследствие совершения в отношении него или его семьи насилия или преследования либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами (ст. 2).

Государства выезда обязались:

  • – осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставлять возможность для его беспрепятственного выезда на территорию одной из сторон Соглашения;
  • – обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня и соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации;
  • – решать вопросы финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуирующихся;
  • – возмещать беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества, компенсировать ущерб здоровью и потерю заработка.

Государства въезда обеспечивают беженцам и вынужденным переселенцам в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия; оказывает содействие в трудоустройстве; в истребовании и получении необходимых документов.

В международных правовых документах вынужденные переселенцы, как правило, обозначаются термином «перемещенные лица». Это понятие встречается во многих резолюциях ГА ООН, в которых отмечается, что положение перемещенных лиц сходно с положением беженцев, поскольку ситуация, в которой они оказались, сложилась в результате «стихийных бедствий, вызванных человеком».

В понятие «перемещенные лица» включаются индивиды и находящиеся в своей стране, и вне ее пределов. В 1975 г. ГА ООП санкционировала оказание гуманитарной помощи перемещенным лицам из Индокитая, т.е. зафиксировала международный аспект понятия перемещенные лица, признавая факт внешнего перемещения.

Большинство государств придерживается мнения, что беженцы – это лица, которые пересекли государственную границу, а перемещенные лица – нет. Понятие перемещенные лица в основном отождествляется с понятием внутренних беженцев (вынужденных переселенцев).

Источник: http://studme.org/90999/pravo/pravovoy_status_bezhentsev_peremeschennyh

Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Специфической группой субъектов конституционного права являются беженцы и вынужденные переселенцы. Правовой статус этих категорий помимо таких предпосылок его наполнения как отношения к гражданству и нахождения на территории того или иного государства, обладает еще одной, которая позволяет группировать рассматриваемые категории лиц в отдельную весьма специфическую группу субъектов конституционного права. Речь идет о сходстве фактических обстоятельств возникновения правовых статусов.

Как правило, лицо становится беженцем или вынужденным переселенцем:

— вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия;

— при осуществлении преследования в различных формах;

— вследствие несоответствия политических убеждений преследуемых официальной государственной доктрине;

— вследствие расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе.

Совокупность этих предпосылок позволяет классифицировать граждан как собственно граждан и граждан, обладающих статусом вынужденного переселенца; а иностранных граждан — как собственно иностранных граждан и иностранных граждан, обладающих статусом беженца.

Из этого видно, что к указанной категории не относятся так называемые «экономические беженцы», которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

Основная работа с беженцами и вынужденными переселенцами возложена на федеральные миграционные органы, входящие в структуру органов внутренних дел.

В принципе государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.

Лицо, признанное беженцем на территории России, наделяется определенным кругом прав и обязанностей, а также обладает рядом гарантий.

Среди прав:

— получение услуг переводчика и информации о своих правах и обязанностях;

— получение содействия в оформлении документов, в переезде и провозе багажа к месту пребывания;

— получение питания и пользование коммунальными услугами;

Читайте так же:  Образец искового заявление о недействительной сделке

— охрана в целях обеспечения безопасности;

— пользование жилыми помещениями;

— медицинская и лекарственная помощь;

— получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, работы по найму;

— социальная защита, в том числе социальное обеспечение;

— содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения;

— получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем;

— обращение за помощью в оформлении документов для выезда за пределы территории России;

— участие в общественной деятельности государства;

— добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (прежнего, обычного местожительства).

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны на территории России:

— соблюдать Конституцию, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, в том числе субъектов Федерации;

— своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, которое определено миграционными органами;

— соблюдать установленный порядок проживания;

— в течение семи дней известить миграционные органы об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства России;

— проходить ежегодный переучет в сроки, установленные территориальными миграционными органами.

Юридическую основу статуса беженца и вынужденного переселенца составляют международно-правовые акты:

— Конвенция о статусе беженцев от 28 августа 1951 г.;

— Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г.;

— Устав управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ) от 14 декабря 1950 г.;

— Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о статусе беженцев в 1992 г. Тогда же в Москве были открыты постоянные представительства УВКБ и международной организации по миграции.

Статус беженца и вынужденного переселенца определяются также:

— Конституцией РФ (ст. 63 и др.);

— Федеральным законом от 19 февраля 1993 г № 4528-1 «О беженцах»;

— Федеральным законом от 19 февраля № 4530-1 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Вынужденными переселенцами могут быть признаны:

— гражданин России, который покинул место жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыл на территорию другого субъекта или вынужден покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;

— иностранец, лицо без гражданства, которые покинули место постоянного жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыли на территорию другого субъекта.

Обстоятельствами, которые послужили для признания лица вынужденным переселенцем и заставили изменить место жительства, являются:

1) насилие, совершаемое в отношении лица или членов его семьи;

2) преследование в иных формах;

3) наличие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политические убеждения, ставшие поводом для проведения враждебных камланий в отношении конкретного лица или группы лиц;

4) массовые нарушения общественного порядка в месте постоянного проживания лица.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входящей в состав бывшего СССР, который получил статус беженца в России и утратил его в связи с приобретением российского гражданства, но по объективным причинам не мог в период действия статуса беженца обустроиться на территории России.

Вынужденным переселенцем не может 6ыть признано лицо:

— совершившее преступление против мира, человечности, и. другие преступления, которые признаются таковыми по российскому законодательству;

— в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства или в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением российского гражданства не обратилось, без уважительной причины с ходатайством о признании его таковым;

— покинувшее место жительства по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Процедура признание лица вынужденным переселенцем состоит из следующих этапов:

— обращение заинтересованного лица с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем;

— выдача свидетельства о регистрации ходатайств;

— принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается территориальными миграционными органами в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства и сопровождается, выдачей соответствующего удостоверения. Статус вынужденного переселенца устанавливается сроком на пять лет с последующим продлением ежегодно по заявлению вынужденного переселенца.

Вынужденный переселенец обладает правом:

— самостоятельно выбирать место жительства в одном из пунктов, предложенных миграционными органами, или проживать у родственников при наличии их согласия;

— получать поддержку в проезде и провозе багажа к новому месту жительства или месту пребывания.

Вынужденный переселенец обязан:

— соблюдать Конституцию России, федеральные законы;

— соблюдать правила проживания в центре временного размещения;

— при перемене места жительства сняться с учета в территориальном миграционном органе;

— проходить ежегодный переучет в сроки, установленные миграционными органами.

Вынужденные переселенцы и лица, ходатайствующие о приобретении данного статуса, не могут быть без их согласия возвращены на территорию, которую они вынужденно покинули, или переселены в другой населенный пункт. Они вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти и должностных лиц.

Статус вынужденного переселенца утрачивается в случаях:

— прекращения гражданства России у лица, приобретшего указанный статус, будучи гражданином России;

— выезда за пределы России для постоянного проживания;

— осуждения за преступление на основании приговора суда;

— умышленного сообщения ложных сведений или предъявления заведомо фальшивых документов, которые послужили основанием для признания вынужденным переселенцем.

Кроме вышеперечисленных категорий иностранцев выделяют и такие, как дипломаты, консульские работники и представителя международных организаций.

В настоящее время статус дипломатических агентов регулируется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., а статус консульских должностных лиц регулируется Венской; конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Согласно этим международным документам данные лица пользуются абсолютной неприкосновенностью, а обеспечению их прав и свобод уделяется особое внимание. Особенности режимов пребывания указанной категории иностранцев на территории Российской Федерации, как правило, устанавливаются в двустороннем порядке путем подписания международных соглашений Российской Федерации с зарубежными государствами

Что же касается работников международных организаций, то на них так называемый «режим дипломатической неприкосновенности» в Российской Федерации распространяется либо вследствие международного договора о создании международной организации (в котором предусмотрена подобная норма), подписанного Российской Федерацией, либо вследствие специального распоряжения уполномоченного на то органа государственной власти Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9010 — | 7280 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/4_9913_konstitutsionno-pravovoy-status-bezhentsev-i-vinuzhdennih-pereselentsev.html

Правовой статус беженцев иностранцев вынужденных переселенцев
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here