Правовое положение подразделений по делам несовершеннолетних

Информационная поддержка по вопросу: "Правовое положение подразделений по делам несовершеннолетних" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Административная деятельность полиции

Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних

Система аппаратов и подразделений по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних. Система состоит из трех звеньев.

Первое звено — федеральный уровень — отдел, который выполняет задачи по координации деятельности и методическому обеспечению работы всех территориальных подразделений полиции по делам несовершеннолетних. Отдел входит в структуру Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России.

В структуре Главного управления на транспорте МВД России, которое организует, координирует и руководит деятельностью ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, имеется также специализированный отдел, выполняющий аналогичные задачи.

Второе звено — подразделения аппаратов МВД, главных управлений МВД России, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации по делам несовершеннолетних. Подразделения этого звена в пределах предоставленной компетенции осуществляют общее руководство, организационно-методическое обеспечение и контроль за деятельностью соответствующих аппаратов ОВД районов, городов и иных муниципальных образований (управлений, отделов) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Третье звено — соответствующие подразделения территориальных ОВД (по муниципальному поселению, административному округу города Москвы, сельскому поселению и т.д.) по делам несовершеннолетних, а также ОВД на транспорте.

Размеры и границы территории (объектов, транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетних (ПДН), определяются начальником органа внутренних дел по району, городу, иному муниципальному образованию либо начальником линейного подразделения (отдела или отделения) внутренних дел на транспорте с учетом оперативной обстановки, численности инспекторов ПДН, предусмотренной штатным расписанием горрайлиноргана, установленных нормативов.

Аппараты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних первого и второго звеньев в основном осуществляют организаторскую деятельность, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства подразделениям и подведомственной службе на местах. Функции по непосредственному практическому осуществлению профилактики выполняют в основном подразделения третьего звена.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). Задачами ПДН по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
  2. выявление и устранение условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
  3. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  4. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  5. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

ПДН проводят профилактическую работу в отношении двух категорий лиц: (1) несовершеннолетних; (2) их родителей и иных лиц.

Категории несовершеннолетних, подлежащих профилактическому воздействию ПДН

Иные категории лиw, с которыми ПДН проводят профилактическую работу .

  1. родители или законные представители несовершеннолетних, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними;
  2. лица, в отношении которых есть основания полагать, что они имеют отношение к вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий или совершению в отношении несовершеннолетних других противоправных действий, а также родители несовершеннолетних или их законные представители и должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

Сотрудники ПДН в отношении указанных ранее в лиц вносят в установленном порядке предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ПДН осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

Кроме того, ПДН рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

ПДН также участвуют в подготовке материалов на несовершеннолетних для рассмотрения возможности помещения их в центры ОВД для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП).

ПДН вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Федерации.

  1. информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих;
  2. принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий;
  3. в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Тактика деятельности ПДН при получении информации о совершении несовершеннолетним преступления имеет свои специфические черты. Так, при проведении проверки по фактам совершения преступлений несовершеннолетними должностным лицом ПДН изучаются:

  1. учетно-профилактическая карточка или учетно-профилактическое дело на несовершеннолетнего, состоящего на учете в ПДН;
  2. материалы о совершенном преступлении;
  3. объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей по факту совершения преступления и его мотивов;
  4. материалы, полученные из комиссии по делам несовершеннолетних;
  5. акт обследования семейно-бытовых условий несовершеннолетнего;
  6. характеристики с места жительства или учебы (работы);
  7. справки об индивидуально-профилактической работе, проводившейся сотрудниками ПДН и других подразделений с несовершеннолетним (если он ранее состоял на учете в органе внутренних дел);
  8. иные документы, содержащие сведения о личности несовершеннолетнего, его связях, проведении досуга, условиях воспитания.

Кроме того, необходимо отметить, что российское административное законодательство также уделяет внимание проблемам, связанным с несовершеннолетними. В КОАП РФ включает ряд статей, предусматривающих составы административных правонарушений, относящихся к данной проблематике:

  • ст. 5.35 КоАП — Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;
  • ст. 5.36 КоАП — Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;
  • ст. 20.20 КоАП — Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
  • ст. 20.22 КоАП — Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах.
Читайте так же:  Разрешение на оружие сотруднику фсин

Далее видится обоснованным сделать вывод, что предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, борьба с детскими беспризорностью и безнадзорностью являются одними из важнейших задач повседневной деятельности полиции.

Источник: http://isfic.info/poladm/demud64.htm

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845
«Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

28 июня, 31 декабря 2018 г.

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 26 ноября 2018 г. — Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

Руководствуясь пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 12, частью 3 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» 1 , статьями 20 и 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2 и в целях совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации — приказываю:

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, ст. 3881; N 49, ст. 7067; 2013, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 566; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, ст. 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 11, ст. 1591.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177; 2003, N 28, ст. 2880; 2004, N 27, ст. 2711; N 49, ст. 4849; 2018, N 27, ст. 3953.

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 26 ноября 2018 г. — Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

2. ГУОООП (Ю.К. Валяеву), ГУТ (Д.В. Шаробарову) МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации обеспечить изучение и выполнение требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2014 г.
Регистрационный N 31238

Установлен новый порядок организации работы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). В нем детально прописаны все направления деятельности ПДН различного уровня.

Уточнены категории несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Так, в их число включены подростки, употребляющие алкоголь и пиво.

Особое внимание уделено работе с группами несовершеннолетних антиобщественной направленности.

Появилось еще 1 направление деятельности ПДН — исполнение поручений о производстве отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетних, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления; обследование условий их жизни и воспитания.

Запрещено привлекать сотрудников ПДН к выполнению обязанностей, не связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

ПДН районного уровня должно иметь отдельное служебное помещение.

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2014 г.

Регистрационный N 31238

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 марта 2014 г. N 11

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 31 декабря 2018 г. N 898

Изменения вступают в силу с 11 февраля 2019 г.

Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2018 г.

Источник: http://base.garant.ru/70585810/

Административная деятельность полиции

Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних

Правовое регулирование предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних имеет огромное значение, поскольку во многом именно в правовых актах определяются основные направления предупреждения, формы и методы его осуществления, цели, задачи и функции субъектов предупреждения, их права и обязанности.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права. Это положение в полной мере относится к нормам международного права, регулирующим отношения в сфере предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних.

Конвенции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.). Конвенция признает ребенка носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения, и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Впервые на межгосударственном уровне озвучены такие гуманистические понятия, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей.

В Российской Федерации сложилась определенная система правового регулирования деятельности подразделений ОВД по делам несовершеннолетних.

В соответствии с Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другими нормативными правовыми актами подразделения полиции осуществляют работу, которая направлена на предупреждение безнадзорности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, предупреждению с их стороны совершения правонарушений, квалифицируемых как административные правонарушения и преступления. Кроме того, деятельность подразделений полиции направлена на предупреждение и пресечение бродяжничества со стороны несовершеннолетних.

Для координации действий министерств и ведомств России по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации .

Также созданы комиссии по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения и комиссии при городских, районных, районных (в городе) администрациях. Главная их функция — взаимодействие между органами государственной власти субъектов Федерации.

Несмотря на то что подразделения полиции являются лишь элементом государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основной объем работы но выполнению названных выше задач, как и прежде, лежит на полиции.

В предупреждении правонарушений несовершеннолетних участвуют все подразделения полиции. Так, служба ГИБДД осуществляет различные мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (например, операция «Внимание, дети!», «Соблюдайте скоростной режим» и т.д.). Личный состав аппаратов оперативных подразделений предупреждает и пресекает правонарушения несовершеннолетних, разоблачает и выявляет организаторов и подстрекателей преступлений несовершеннолетних, а также тех, кто вовлекает их в бродяжничество, пьянство, попрошайничество и прочее. Участковые уполномоченные полиции осуществляют профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых родители отрицательно влияют на детей, а дети совершают правонарушения 1 Административное право и административно-процессуальное право: актуальные проблемы: Материалы науч.-практ. конф. / Под ред. И.Ш. Килясханова. М.: МосУ МВД России, 2006. .

Читайте так же:  Верховный суд о моральном вреде

Задача предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних является, несомненно, важной, но не единственной для перечисленных служб и подразделений полиции. В это же время в составе полиции имеются структуры, занятые решением только данной конкретной задачи.

Непосредственное выполнение этих задач и координация усилий иных служб ОВД возложены на подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПДН), а также Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) территориальных ОВД и ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

В настоящее время на территории 72 субъектов Российской Федерации функционирует 79 ЦВСНП ОВД, рассчитанных на единовременное пребывание 2,7 тыс. несовершеннолетних и малолетних лиц. Для этих двух структур (ПДН и ЦВСНП) осуществление мероприятий по профилактике и пресечению правонарушений несовершеннолетних является основной задачей. В своей деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних руководствуются различными нормативными правовыми актами, в том числе:

  1. конституцией РФ;
  2. федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  3. федеральным законом от 24 июня 1998 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  4. федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»;
  5. указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»;
  6. приказом министра внутренних дел РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (с последующими изменениями), а также иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти и ведомственными правовыми актами и т.д.

Анализ насильственной преступности несовершеннолетних на сегодняшний день свидетельствует о том, что смягчение негативных тенденций, способствующих ее росту, невозможно без достижения стабилизации в экономической и социальной сферах, без последовательного проведения законодательной и судебно-правовой реформ, реализации программ, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений, без целенаправленной работы всех служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению насильственных преступлений среди несовершеннолетних.

Источник: http://isfic.info/poladm/demud63.htm

Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних

Система аппаратов и подразделений по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних. Система состоит из трех звеньев. Первое звено — федеральный уровень — отдел, который выполняет задачи по координации деятельности и методическому обеспечению работы всех территориальных подразделений полиции по делам несовершеннолетних. Отдел входит в структуру Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России.

В структуре Главного управления на транспорте МВД России, которое организует, координирует и руководит деятельностью ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, имеется также специализированный отдел, выполняющий аналогичные задачи.

Второе звено — подразделения аппаратов МВД, главных управлений МВД России, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации по делам несовершеннолетних. Подразделения этого звена в пределах предоставленной компетенции осуществляют общее руководство, организационно-методическое обеспечение и контроль за деятельностью соответствующих аппаратов ОВД районов, городов и иных муниципальных образований (управлений, отделов) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Третье звено — соответствующие подразделения территориальных ОВД (по муниципальному поселению, административному округу города Москвы, сельскому поселению и т.д.) по делам несовершеннолетних, а также ОВД на транспорте.

Размеры и границы территории (объектов, транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетних (ПДН), определяются начальником органа внутренних дел по району, городу, иному муниципальному образованию либо начальником линейного подразделения (отдела или отделения) внутренних дел на транспорте с учетом оперативной обстановки, численности инспекторов ПДН, предусмотренной штатным расписанием горрайлиноргана, установленных нормативов.

Аппараты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних первого и второго звеньев в основном осуществляют организаторскую деятельность, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно- методического руководства подразделениям и подведомственной службе на местах. Функции по непосредственному практическому осуществлению профилактики выполняют в основном подразделения третьего звена.

Задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). Задачами ПДН по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

установленном порядке предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ПДН осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

Кроме того, ПДН рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

ПДН также участвуют в подготовке материалов на несовершеннолетних для рассмотрения возможности помещения их в центры ОВД для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП).

ПДН вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Федерации.

  • (1) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих;
  • (2) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий;
  • (3) в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Тактика деятельности ПДН при получении информации о совершении несовершеннолетним преступления имеет свои специфические черты. Так, при проведении проверки по фактам совершения преступлений несовершеннолетними должностным лицом ПДН изучаются:

Кроме того, необходимо отметить, что российское административное законодательство также уделяет внимание проблемам, связанным с несовершеннолетними. В КОАП РФ включает ряд статей, предусматривающих составы административных правонарушений, относящихся к данной проблематике:

ст. 5.35 КоАП — Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; ст. 5.36 КоАП — Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;

ст. 20.20 КоАП — Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

ст. 20.22 КоАП — Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах.

Читайте так же:  Экспертиза неотделимых улучшений

Далее видится обоснованным сделать вывод, что предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, борьба с детскими беспризорностью и безнадзорностью являются одними из важнейших задач повседневной деятельности полиции.

Источник: http://studref.com/396633/pravo/sistema_zadachi_funktsii_podrazdeleniy_delam_nesovershennoletnih

Характеристика деятельности подразделения по делам несовершеннолетних

Нормативно-правовая основа и организационные функции

Деятельность подразделения по делам несовершеннолетних Краснополянского ПОМ ОВД по Вятскополянскому району, далее ПДН, основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

К нормативной базе, устанавливающей, порядок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, относятся: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. №569.

Видео (кликните для воспроизведения).

К функциям подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел можно отнести:

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются следующими правами: в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц, а также имеют право в установленном порядке:

Таким образом, мы изучили характеристику деятельности подразделения по делам несовершеннолетних Краснополянского ПОМ ОВД по Вятскополянскому району. Она основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним.

Источник: http://studwood.ru/1523418/pravo/harakteristika_deyatelnosti_podrazdeleniya_delam_nesovershennoletnih

Административно-юрисдикционная деятельность подразделений по делам несовершеннолетних

Проблема социальной безнадзорности и связанной с ней преступности несовершеннолетних. Правовое положение подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Республики Казахстан, их права и обязанности, направления деятельности, полномочия.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 23.02.2018
Размер файла 18,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Административно-юрисдикционная деятельность подразделений по делам несовершеннолетних

В современных условиях особую остроту обретает проблема социальной безнадзорности и неразрывно связанной с ней преступности несовершеннолетних. Противоправные деяния, совершаемые несовершеннолетними, остаются одним из существенных факторов, определяющих криминогенную ситуацию в стране. В связи с этим, вопросы профилактики правонарушении среди несовершеннолетних требуют особого внимания, поскольку динамика роста или снижения количества совершаемых ими правонарушений напрямую зависит от того, насколько эффективны принимаемые сегодня воспитательно-правовые меры в отношении подростков и молодежи. Наряду с другими причинами, недостаточное и несвоевременное реагирование на совершение подростками административных правонарушений приводит к формированию у них ощущения безнаказанности и вседозволенности, следствием чего является последующее совершение несовершеннолетними уголовно-наказуемых деяний.

Значительный объем функций по предупреждению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, среди специализированных структур возложен на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Данные подразделения являются элементом механизма государственной системы профилактики, включающей также деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, а также иных служб органов внутренних дел.

Из распределения юрисдикционных полномочий усматривается тенденция к специализации определенных категорий сотрудников органов внутренних дел по борьбе с соответствующими видами административных правонарушений. Это способствует не только быстрому рассмотрению дел об административных правонарушениях, но и более квалифицированному выяснению всех обстоятельств дела. Вместе с тем специализация, как утверждает М.А. Исмагамбетов, имеет и ряд издержек, связанных в основном с отсутствием единых форм статистической отчетности, необходимостью централизации такой отчетности, отсутствием унифицированного учета правонарушителей и так далее [4, c.47].

несовершеннолетний преступность административный подразделение

Компетенция подразделений по делам несовершеннолетних по осуществлению административной юрисдикции сводится к полномочиям отдельных должностных лиц по разрешению индивидуально-конкретных подведомственных административных дел. Так, начальники подразделений по делам несовершеннолетних и их заместители рассматривают дела и налагают меры административного взыскания за административные правонарушения, предусмотренные следующими статьями Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП):

· ст.330-1 (частью первой) — неповиновение законному требованию лица, участвующего в обеспечении общественного порядка;

· ст.333 (частью второй) — нарушение тишины;

· ст.336 (частями первой и второй) — распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде;

· ст.336-3 (частью первой) — нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время;

· ст.338 (частью второй) — азартные игры.

При наложении административного взыскания на несовершеннолетнего, кроме обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за административное правонарушение, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Несовершеннолетний, впервые совершивший административное правонарушение, может быть освобожден судом либо органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, от административной ответственности или от исполнения назначенного административного взыскания с применением к нему мер воспитательного воздействия, предусмотренных законодательством.

· передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

· возложение обязанности загладить причиненный вред;

· ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Реализовывая свои административно-юрисдикционые полномочия, подразделения по делам несовершеннолетних раскрывают одну из сторон административной деятельности органов внутренних дел, суть которой выражается в исполнении государственно-властных, исполнительно-распорядительных полномочий.

Являясь субъектом системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовер — шеннолетних, органы внутренних дел реализуют приоритетные направления совершенствования деятельности по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, в числе которых: корректировка законодательной и нормативной правовой базы по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних; повышение уровня межведомственного и внутриведомственного взаимодействия подразделений органов внутренних дел в вопросах решения проблем детской безнадзорности и преступности; объединение усилий органов исполнительной власти, организаций, общественных объединений в разрешении проблем социальной защиты детей и подростков, обеспечении их прав и интересов.

При организации взаимодействия органов внутренних дел с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних важны такие моменты, как: полномочия каждого субъекта системы профилактики; определение цели проводимых профилактических мероприятий; учет социально-экономических, социально-политические, социально-правовых и социально-культурных факторов, способствующих росту правонарушений среди несовершеннолетних.

Читайте так же:  Жалоба председательствующему суда

Литература

1.

Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года №2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»

2. Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 годаN 591-II «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»

3. Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 июня 2010 года №290 «Об утверждении Правил по организации деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

4. Исмагамбетов М.А. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел Республики Казахстан: учебное пособие. — Астана, 2009.

5. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Административно-правовое положение подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности. Основные функции подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности.

автореферат [42,5 K], добавлен 24.09.2007

Нормативно-правовая основа и организационные функции деятельности подразделения по делам несовершеннолетних Краснополянского ПОМ ОВД. Правила составления протокола следственного действия. Направления работы с несовершеннолетними правонарушителями.

отчет по практике [32,5 K], добавлен 30.04.2011

Сущность и значение процессуальных особенностей производства по делам несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних. Особенности собирания и оценки доказательств по делам несовершеннолетних.

курсовая работа [40,2 K], добавлен 06.02.2007

Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних. Обязанности оперативного дежурного по разбирательству с лицами, доставленными в ОДС.

контрольная работа [34,0 K], добавлен 16.02.2010

Особенности производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних. Совершенствование законодательства в сфере борьбы с нарушениями подростков в Молдавии. Основные направления деятельности Инспекции по делам несовершеннолетних.

дипломная работа [77,1 K], добавлен 10.05.2014

Правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних. Характеристика административных правонарушений несовершеннолетних, особенности их профилактики. Административно-юрисдикционная деятельность ОВД по исполнению законодательства РФ.

дипломная работа [61,8 K], добавлен 07.11.2013

Основные направления государственной (ювенальной) политики в области защиты прав несовершеннолетних. Определение конституционно-правового статуса ребенка. Полномочия и правовые основы деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

дипломная работа [87,5 K], добавлен 22.09.2011

Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений. Уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних: историко-правовой и сравнительно-правовой анализ. Особенности возбуждения уголовного дела, расследования преступления.

дипломная работа [67,3 K], добавлен 13.06.2014

Особенности и правовые нормы, регулирующие основания и порядок привлечения несовершеннолетних к ответственности. Правовое регулирование административной ответственности. Производство по делам о правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних.

реферат [30,3 K], добавлен 18.03.2010

Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, состав его участников. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Специфика судебного разбирательства данной категории дел.

курсовая работа [33,8 K], добавлен 05.11.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник: http://revolution.allbest.ru/law/00893555_0.html

Характеристика деятельности инспекций по делам несовершеннолетних

Общие положения организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Правовое регулирование предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних имеет огромное значение, поскольку во многом именно в правовых актах определяются основные направления предупреждения, формы и методы его осуществления, цели, задачи и функции субъектов предупреждения, их права и обязанности.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации («Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)) на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права. Это положение в полной мере относится к нормам международного права, регулирующим отношения в сфере предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних.

Конвенция ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.) (Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. — 2013.). Конвенция признает ребенка носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения, и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Впервые на межгосударственном уровне озвучены такие гуманистические понятия, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей.

В Российской Федерации сложилась определенная система правового регулирования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД (далее — ПДН).

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» (Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)), Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») и другими нормативно-правовыми актами подразделения полиции осуществляют работу, которая направлена на предупреждение безнадзорности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, предупреждению с их стороны совершения правонарушений, квалифицируемых как административные правонарушения и преступления. Кроме того, деятельность подразделений полиции направлена на предупреждение и пресечение бродяжничества со стороны несовершеннолетних.

Для координации действий министерств и ведомств России по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образована Межведомственная комиссия ПДН при Правительстве РФ (Еникеев М. И. Юридическая Психология.- 2013.).

Также созданы комиссии ПДН при главах исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения и комиссии при городских, районных, районных (в городе) администрациях (Еникеев М. И. Юридическая Психология.- 2013.). Главная их функция — взаимодействие между органами государственной власти субъектов Федерации.

Несмотря на то, что подразделения полиции являются лишь элементом государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основной объем работы по выполнению названных выше задач, как и прежде, лежит на полиции.

В предупреждении правонарушений несовершеннолетних участвуют все подразделения полиции. Так, служба ГИБДД осуществляет различные мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (например, операция «Внимание, дети!», «Соблюдайте скоростной режим» и т.д.). Личный состав аппаратов оперативных подразделений предупреждает и пресекает правонарушения несовершеннолетних, разоблачает и выявляет организаторов и подстрекателей преступлений несовершеннолетних, а также тех, кто вовлекает их в бродяжничество, пьянство, попрошайничество и прочее. Участковые уполномоченные полиции осуществляют профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых родители отрицательно влияют на детей, а дети совершают правонарушения (Верин В.В., Карманов М.А. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен. — 2012.).

Задача предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних является, несомненно, важной, но не единственной для перечисленных служб и подразделений полиции. В это же время в составе полиции имеются структуры, занятые решением только данной конкретной задачи.

Непосредственное выполнение этих задач и координация усилий иных служб ОВД возложена на подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, а также Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее — ЦВСНП) территориальных ОВД и ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (Еникеев М. И. Юридическая Психология.- 2013.).

Читайте так же:  Заявление в суд арендатора

В настоящее время на территории 85 субъектов Российской Федерации функционирует 79 ЦВСНП ОВД, рассчитанных на единовременное пребывание 2,7 тыс. несовершеннолетних и малолетних лиц (Шимановский В.В. Процессуальные особенности расследования преступлений несовершеннолетних. — 2015 г.). Для этих двух структур (ПДН и ЦВСНП) осуществление мероприятий по профилактике и пресечению правонарушений несовершеннолетних является основной задачей. В своей деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, руководствуются различными нормативно-правовыми актами, в том числе (Сахаров А.Б. Социальные условия и преступность./ Методологические вопросы изучения социальных условий преступности. 2015 г.):

  • — Конституцией РФ;
  • — Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • — Федеральным законом от 24 июня 1998 г. 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • — Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
  • — Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» (Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 (ред. от 27.06.2014) «Вопросы организации полиции»);
  • — Приказом МВД России от 01 сентября 2012 года №839 «О совершенствовании деятельности Центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей»;
  • — Приказом министра внутренних дел РФ от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 N 31238)), а также иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти и ведомственными правовыми актами и т.д.

В правовом обеспечении работы ПДН ОВД по профилактике правонарушений несовершеннолетних большую роль играют действующие нормы УК, УПК, УИК, КоАП, ГК РФ, а также Семейного кодекса РФ (Сахаров А.Б. Социальные условия и преступность./ Методологические вопросы изучения социальных условий преступности. 2013 г.).

Например, в УК РФ это глава 14 (ст. 87-96), которая регулирует особенности уголовной ответственности (далее — УО) и наказания несовершеннолетних, содержание и применение принудительных мер воспитательного воздействия к ним, освобождения от наказания, сроки давности для освобождения несовершеннолетних от УО или отбывания наказания, сроки погашения судимости, применение положений главы 14 к лицам в возрасте от 18 до 20 лет.

Также примером может послужить глава 20 УК РФ. Она содержит нормы, которые устанавливают ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних («Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)).

А вот в УПК РФ рассматриваются нормы (ст. 73, 420-432), которые требуют выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, а также нормы, которые регламентируют особенности производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Так, статья 421 УПК РФ предписывает вместе с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ, устанавливать возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и другие особенности личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц («Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 25.02.2016)).

В УИК РФ (ст. 183, 187-190) же, определены органы, которые контролируют поведение условно осужденных несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных от отбывания наказания, а также порядок проведения контроля за поведением рассматриваемых лиц и ответственность их при уклонении от исполнения возложенных судом обязанностей либо при нарушении ими общественного порядка («Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)).

В КоАП РФ содержится целый ряд статей, которые предусматривают ответственность за правонарушения несовершеннолетних и в отношении них (ст. 5.35, 20.22 и др.) («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 02.03.2016)).

Анализ насильственной преступности несовершеннолетних на сегодняшний день свидетельствует о том, что смягчение негативных тенденций, способствующих ее росту, невозможно без достижения стабилизации в экономической и социальной сферах, без последовательного проведения законодательной и судебно-правовой реформ, реализации программ, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений, без целенаправленной работы всех служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению насильственных преступлений среди несовершеннолетних (Джекебаев У.С. О социально-психологических аспектах преступного поведения.- 2013 г.).

Система аппаратов и подразделений ПДН среди несовершеннолетних состоит из трех звеньев:

Первое звено — федеральный уровень — отдел, который выполняет задачи по координации деятельности и методическому обеспечению работы всех подразделений по делам несовершеннолетних территориальных подразделений полиции. Отдел входит в структуру Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России.

В структуре Главного управления на транспорте МВД России, которое организует, координирует и руководит деятельностью ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, имеется также специализированный отдел, выполняющий аналогичные задачи.

Второе звено — подразделения ПДН аппаратов МВД, главных управлений МВД России, управлений МВД России по субъектам РФ. Подразделения этого звена в пределах предоставленной компетенции осуществляют общее руководство, организационно-методическое обеспечение и контроль за деятельностью соответствующих аппаратов ОВД районов, городов и иных муниципальных образований (управлений, отделов) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (Джекебаев У.С. О социально-психологических аспектах преступного поведения.- 2013 г.).

Третье звено — соответствующие подразделения ПДН территориальных ОВД (по муниципальному поселению, административному округу города Москвы, сельскому поселению и т.д.), а также ОВД на транспорте.

Размеры и границы территории (объектов, транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами ПДН и инспекторами ПДН, определяются начальником ОВД по району, городу, иному муниципальному образованию, либо начальником линейного подразделения ОВД на транспорте с учетом оперативной обстановки, численности инспекторов ПДН, предусмотренной штатным расписанием горрайлиноргана, установленных нормативов.

Аппараты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних первого и второго звеньев в основном осуществляют организаторскую деятельность, сосредотачивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства подразделениям и подведомственной службе на местах. Функции по непосредственному практическому осуществлению профилактики выполняют, в основном, подразделения третьего звена.

Таким образом, было рассмотрено правовое положение и характеристика деятельности ПДН, после чего выяснилось, что данные подразделения основываются на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studwood.ru/505861/pravo/harakteristika_deyatelnosti_inspektsiy_delam_nesovershennoletnih

Правовое положение подразделений по делам несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here