Порядок рассмотрения жалоб в органах прокуратуры

Информационная поддержка по вопросу: "Порядок рассмотрения жалоб в органах прокуратуры" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Всё об уголовных делах

Приказ от 27 декабря 2007г. N 212

«О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры сообщений о преступлениях» (ред. 27.12.2007г.)

— п. 1.2 Приказа № 212 прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях

— п. 1.5 Приказа № 212 любые жалобы рассматриваются в порядке приказа № 45

— п. 1.6 Приказа № 212 заявителя уведомляют куда направили его заявление

— п. 1.8 Приказа № 212 если прокурор сам выявил преступление

1) Заместителям Генерального прокурора, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1) Организовать учет и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом , ФЗ «О прокуратуре» и настоящим Приказом.

1.2) При осуществлении этой деятельности исходить из того, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях .

Поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии с 144 УПК , 151 УПК .

1.3) В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, разъяснять заявителю порядок подачи заявления, сообщать наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

1.4) При необходимости принятия мер по сохранению следов преступления или действий, обеспечивающих защиту интересов граждан и юридических лиц от преступного деяния, немедленно уведомлять об этом заинтересованных лиц и компетентный орган предварительного следствия или дознания, о чем в Книге учета сообщений о преступлениях производить соответствующую отметку. Поступившее сообщение, а также иные приложенные к нему документы безотлагательно направлять в данный орган с использованием средств оперативной связи либо нарочным.

Приказ № 45 обращения в прокуратуру о нарушениях закона

1.5) Поступающие в органы прокуратуры обращения и заявления, в которых заявители выражают несогласие с решениями должностных лиц, принятыми ими в пределах предусмотренных законом полномочий, при отсутствии данных о признаках преступления разрешать в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры.

1.6) О принятом решении по заявлению, содержащему сведения о совершенном или готовящемся преступлении, безотлагательно направлять заявителю письменное уведомление с указанием наименования и адреса того органа предварительного следствия или дознания, в который сообщение о преступлении передано для проведения проверки.

1.7) Поступающие в органы прокуратуры анонимные заявления, в которых содержатся сведения о совершении преступления или приготовлении к совершению преступления, направлять в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности .

1.8) В случаях непосредственного обнаружения признаков преступления в ходе проверок исполнения законов и служебных проверок в порядке, установленном п.2 ч.2 37 УПК , выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, которое фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях.

Осуществлять дальнейший надзор за результатами рассмотрения постановления прокурора, своевременно изучать законность вынесенных по материалам решений.

1.9) Поступившие от дознавателя в порядке ч.1 155 УПК выделенные из уголовного дела в отдельное производство материалы безотлагательно регистрировать в Книге учета сообщений о преступлениях и передавать по подследственности в соответствии с 151 УПК .

2) Прокурорам городов, районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур систематически, но не реже 1 раза в месяц проверять Книгу учета сообщений о преступлениях, принимать меры к устранению выявленных в системе учета нарушений и привлечению при необходимости виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

3) Прокурорам субъектов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за исполнением настоящего Приказа подчиненными прокурорами, оказывать им практическую и методическую помощь, издать организационные документы, в которых определить порядок ведения Книги учета сообщений о преступлениях, а также ответственных за данный участок работы должностных лиц.

Два разных ведомственных акта прокуратуры

О приеме сообщений о преступлениях.

О проверке жалоб на нарушения закона (кроме сообщений о преступлениях)

Примечание: прокуратура не относится к следственным органам и не занимается расследованием преступлений. Это надзорный орган, который сам не ведет уголовных дел. Если в прокуратуру поступает информация о преступлении, то она просто передается в МВД, ФСБ, иные следственные органы (п. 1.2 Приказа № 212).

Источник: http://xn--80acb5ajmepe8k.xn--p1ai/2299-zayavleniya-prokuraturu.html

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45) : 4

(в редакции, действующей по состоянию на 21.09.2018) НПА:Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45:Приложение:4

Подготовлено с использованием СПС «Гарант»
3 Рассмотрение обращений
5 Сроки рассмотрения обращений

4. Разрешение обращений и запросов

4.1. Порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур.

В случае, если член Совета Федерации или депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направил запрос не Генеральному прокурору Российской Федерации, а его заместителю или иному должностному лицу органа прокуратуры, он рассматривается как обращение и разрешается в соответствии с требованиями чч. 2 и 3 ст. 17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

4.2. Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.

Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи.

4.3. Обращения, содержащие сведения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, а также обращения по наиболее актуальным (резонансным) вопросам проверяются, как правило, с выездом на место либо за результатами проверок таких обращений устанавливается контроль.

Читайте так же:  Срок исковой давности по ущербу имуществу

4.4. Для обеспечения полноты и объективности проверок по любому обращению к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости — заявители.

При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.

4.5. Парламентские запросы разрешаются непосредственно в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

4.6. Поручения нижестоящим прокурорам о проверке изложенных в обращениях доводов даются начальниками подразделений с указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и сроков их исполнения.

4.7. Поручения нижестоящим прокурорам о проверке обращений, взятых на особый контроль, подписываются Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями либо по их поручению — начальниками главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

4.8. В случае, если прокурор по объективным причинам не смог своевременно исполнить поручение, перед должностным лицом, давшим это поручение, не позднее, чем за 5 дней до истечения срока, возбуждается ходатайство о его продлении.

4.9. Прокуроры к информации об исполнении соответствующего поручения вышестоящей прокуратуры прилагают проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а в необходимых случаях — надзорные (наблюдательные) производства. Решения в таких случаях принимаются в прокуратуре, направившей поручение.

4.10. При необходимости подчиненным прокурорам могут направляться поручения о проведении дополнительной проверки с указанием, что конкретно и в какой срок должно быть исполнено. Окончательное решение по таким обращениям принимается тем прокурором, который давал поручение.

4.11. При разрешении обращений, рассмотрение которых взято на контроль (особый контроль), составляется мотивированное заключение.

Заключение утверждается в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Главной военной прокуратуре начальником структурного подразделения, в прокуратуре субъекта Российской Федерации — прокурором, заместителем прокурора, в нижестоящей прокуратуре — прокурором.

Если из нижестоящей прокуратуры поступило заключение, в полной мере отражающее существо вопроса и достаточное для разрешения обращения, вторичное заключение не составляется. Об этом рапортом докладывается руководителю подразделения.

4.12. Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенные ранее полно, объективно и неоднократно проверялись и ответы даны в порядке, установленном настоящей Инструкцией, правомочным должностным лицом органа прокуратуры.

Переписка прекращается один раз на основании мотивированного заключения исполнителя, утвержденного заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, заместителем Главного военного прокурора — в Главной военной прокуратуре, прокурором нижестоящей прокуратуры либо его заместителем. Сообщение об этом до истечения срока рассмотрения обращения направляется автору за подписью исполнителя.

Обращения, поступившие после прекращения переписки и не содержащие новых доводов, остаются без разрешения на основании рапорта исполнителя в порядке, предусмотренном п. 2.14 настоящей Инструкции, с уведомлением об этом заявителя.

Переписка возобновляется, если причины, по которым она была прекращена, устранены. Новые данные о нарушениях закона, сообщенные заявителем, проверяются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

4.13. Заявление гражданина о прекращении рассмотрения его обращения дает право проверяющему его заявление должностному лицу органа прокуратуры прекратить дальнейшую проверку, если в полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования. Решение о прекращении (продолжении) проверки принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации — Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместитель, начальник главного управления (управления); в Главной военной прокуратуре — заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор, его заместитель, начальник управления; в прокуратурах субъектов Российской Федерации — прокурор и его заместитель, начальник управления (отдела); в нижестоящих прокуратурах — прокурор и его заместитель на основании рапорта исполнителя, который уведомляет об этом заявителя.

Пункт 4.14 изменен с 21 сентября 2018 г. — Приказ Генеральной прокуратуры России от 21 сентября 2018 г. № 600

См. предыдущую редакцию

4.14. По итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений:

«удовлетворено» — приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

«удовлетворено повторное обращение» — принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения;

«отклонено» — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

#Lbl41405 «разъяснено» — направлена информация, а также разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;

«принято иное решение» — оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;

«направлено» — направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11 апреля 2017 г. № 257 пункт 4.15 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

Решением Верховного Суда РФ от 19 мая 2014 г. № АКПИ14-259, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11 сентября 2014 г. № АПЛ14-366, пункт 4.15 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству в части, устанавливающей возможность изготовления по просьбе гражданина копий документов при следующих условиях: если эти документы касаются обращения данного гражданина в органы прокуратуры, снятие с них копий не затрагивает права и законные интересы других лиц, копии снимаются с использованием собственных технических средств, то есть без удостоверения их верности подписью уполномоченного должностного лица прокуратуры и печатью

Решением Верховного Суда РФ от 17 февраля 2014 г. № АКПИ14-16 пункт 4.15 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству в части, не возлагающей на органы прокуратуры обязанности знакомить осужденных к лишению свободы с материалами и документами, касающимися рассмотрения обращений и находящимися в надзорном производстве, по месту отбытия наказания

4.15. Заявитель либо его представитель** по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11 апреля 2017 г. № 257 в пункт 4.16 внесены изменения

Читайте так же:  Не направлен судебный приказ

См. текст пункта в предыдущей редакции

4.16. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Письменное решение о предоставлении заявителю либо его представителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации — Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений; в Главной военной прокуратуре — заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор, его заместители, начальники управлений; в прокуратурах субъектов Российской Федерации — прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов); в нижестоящих прокуратурах — прокуроры и их заместители.

При необходимости решение об ознакомлении заявителя либо его представителя с конкретно указанным им документом и снятии с него копий может принять непосредственный исполнитель, рассматривавший обращение, по согласованию со своим руководителем.

#Lbl4163 Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя либо его представителя с документами, составляет и приобщает к надзорному (наблюдательному) производству справку о том, с какими материалами заявитель (его представитель) ознакомлен.

#Lbl4164 В Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в том числе Главной военной прокуратуре, ознакомление с документами и материалами производится работником подразделения, в котором рассматривалось обращение.

#Lbl4165 В нижестоящих прокуратурах порядок ознакомления определяется организационно-распорядительными документами прокуроров субъектов Российской Федерации.


Источник: http://www.nablawiki.ru/index.php/%D0%9D%D0%9F%D0%90:%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BE%D1%82_30.01.2013_%E2%84%96_45:%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:4

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре

Основная функция прокуратуры – надзор за соблюдением закона. Если он нарушается, жителям России или иностранцам следует написать жалобу прокурору. Все поступающие обращения органам правопорядка следует рассмотреть в установленный термин. При обработке жалоб руководствуются Гражданским кодексом, УПК, инструкцией «О порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры», ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», а также ст.10 «О прокуратуре Российской Федерации».

Сколько дается на рассмотрение жалоб по законодательству

Сколько времени прокуратура рассматривает заявление? В общем порядке срок рассмотрения в прокуратуре равняется 15 суткам. Когда проблема требует более тщательной проверки, термин увеличивается до 1 месяца. Соответственно срок ответа прокуратуры на обращение граждан – 30 суток.

«Личный приём у прокурора»

Если ведутся масштабные оперативно-розыскные мероприятия, допускается увеличение термина до получения всех исчерпывающих сведений. Продление разрешается на срок, который равен ещё одному месяцу. Если нужно провести более глубокую проверку, запросить все проходящие по делу материалы, прокурор вправе продлить рассмотрение. Подобное решение принимается за подписью руководства Генпрокуратуры. Физические лица извещаются об увеличении срока рассмотрения.

Заявления на судью, прокурора или следователя проверяются согласно процессуальному законодательству. Заявления на действия должностного лица, осуществляющего уголовное судопроизводство, рассматриваются на протяжении трёх суток. В ряде случаев для решения этих вопросов даётся 10 суток. Если необходимо принять срочные меры, то срок рассмотрения жалобы в прокуратуре равен 1-3 дням. Ускоренная обработка практикуется лишь по уголовным делам при наличии ходатайства прокурора.

Важно! Заявление прокурору можно подать лично, с помощью почты или через интернет. Оно пишется на русском языке. Если претензия не содержит обязательных персональных сведений, подтверждённых фактов или суть описанной проблемы не относится к компетенции данной прокуратуры, проблема может не разрешиться. Должностные лица отправляют заявителю письмо с разъяснениями их действий. Чтобы разрешить проблему, жалобу на протяжении 7 суток могут перенаправить в иные инстанции.

«Термин рассматриваемых заявлений»

Порядок рассмотрения, сроки ответа прокуратуры

Сколько рассматривается заявление в прокуратуру? В прокуратуре все поступившие заявления обязательно регистрируются. Затем работники правоохранительной структуры берут их в разработку. Проводится прокурорская проверка присланных или собранных обращений.

Порядок рассмотрения полученной жалобы прокурором:

  • изучается проблема, которая составляет суть заявления;
  • даётся правовая оценка обращению;
  • запрашиваются все проходящие по делу документы;
  • на основании полученных сведений информация, указанная в жалобе, подтверждается либо опровергается;
  • проводится проверка, к работе привлекаются эксперты;
  • принимаются все меры для решения проблемы.

«Как происходит обработка обращения»

В ходе работы ведётся контроль над соблюдением законности. Любое мероприятие выполняется в строго установленный термин. Прокурорские проверки помогают выявить и решить многие проблемы, описанные в обращении. Если будут найдены нарушения, то виновных привлекут к административной или уголовной ответственности, а дело передадут в судебные инстанции.

Срок рассмотрения заявления в прокуратуре:

  • гражданские вопросы, требующие проверки – 30 дней;
  • заявления, для которых не нужно глубокое изучение – 15 дней;
  • уголовные дела – 3 дня;
  • уголовные дела, для которых нужна тщательная проверка – 10 суток;
  • перенаправление обращения – 7 дней.

Важно! Сколько рассматривается жалоба в прокуратуру? Время рассмотрения начинается с момента регистрации. Она проводится на протяжении трёх суток с момента поступления данного обращения. Если заявление прокурору отправляется почтой, то его принимают в обработку сразу после получения заказного письма. Предварительно это обращение регистрируется.

Сколько составляет предельный срок рассмотрения жалобы прокурором

Обращения физических лиц в органы правопорядка рассматриваются на протяжении 30 суток после обязательной регистрации. Если период обработки заявления истекает на выходные или праздники, то последним днём принято считать следующий рабочий день. Если требуется дополнительная проверка, прокурор может продлить период её рассмотрения. Предельный термин составит ещё 30 суток. Об отсрочке обязательно уведомляют заявителя.

Что может произойти с заявлением

Важно! Поступившее заявление обязательно подлежит рассмотрению. После внимательного изучения обращения прокурор должен вынести законно обусловленное решение.

Что происходит с заявлением:

  • рассматривается;
  • оставляется без разрешения;
  • перенаправляется в иные инстанции;
  • рассмотрение прекращается;
  • жалоба приобщается к уже имеющемуся обращению;
  • возвращается человеку.

Когда обращение принимается к производству, физическое лицо могут вызвать в органы правопорядка для дачи пояснений. Затем проверяют информацию, указанную в заявлении.

Решения, принимаемые прокурором:

  • удовлетворено – права восстановлены;
  • отклонено – описанные требования являются необоснованными;
  • разъяснено – на обращение дано правовое разъяснение;
  • принято иное решение – заявление оставлено без ответа, переписка прекращается;
  • направлено – на протяжении 7 суток обращение перенаправляется в иную инстанцию.

Важно! Жалоба считается полностью разрешённой, если правоохранительными органами рассмотрены все указанные в ней факты. Заявителю дают мотивированный, со ссылками на законы, письменный ответ. Прокурор обязан принять все нужные меры для устранения нарушения и привлечь всех виновных к ответственности.

Почему прокуратура перенаправляет жалобу

Многих интересует, почему прокуратура перенаправляет полученную жалобу. Прокурор может передать заявление в иную инстанцию. Это делается в тех ситуациях, когда описанные проблемы не входят в компетенцию конкретного органа правопорядка. Термин перенаправления в нужное ведомство или организацию составляет 7 дней.

Читайте так же:  Инспектор милиции по делам несовершеннолетних

От чего зависит период, как исчисляется

Многих интересует, сколько рассматривается заявление. Стандартный период – один месяц. Он исчисляется с момента регистрации в канцелярии. Обращения рассматриваются на протяжении 30 суток, если они получены от должностных лиц, граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Этот же термин актуален для запросов из Общественной палаты, от депутатов и военнослужащих.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заявления, которые не нужно тщательно проверять, обрабатываются 15 суток. Подобным образом могут рассматриваться письма от уполномоченных по правам людей, парламентские либо депутатские запросы.

Важно! Термин рассмотрения жалобы считается с момента регистрации. Для того чтобы заявление было принято в обработку как можно быстрее, нужно записаться на личный приём к прокурору. Если возникают какие-то проблемы и задержки, человеку отсылают уведомление.

Безотлагательно изучаются заявления, которые требуют срочных мер. Если нужно продлить термин изучения обращения, период увеличивается по решению прокурора за 3 суток до даты, соответствующей граничному сроку.

Сколько рассматривается жалоба, написанная прокурору, к примеру, по уголовным делам? Подобные заявления обрабатывается на протяжении трёх суток.

Куда направляется принятое решение

Если люди жалуются органам правопорядка, служащие проводят тщательное разбирательство. После проверки всех фактов заявитель получает письмо с подписью прокурора. Нерассмотренными остаются лишь те письма, которые отправляются анонимно.

Проверка считается оконченной, если все вопросы, описанные в заявлении, рассмотрены. Заявителя уведомляют о результатах разбирательства заказным письмом.

Если органам правопорядка была отправлена коллективная заявка, то решение отправляется всем писавшим или лишь тому человеку, фамилия которого была указана первой. Полученные из прокуратуры результаты о проведённой проверке должны быть доведены до сведения всех людей, написавших жалобу.

Важно! При необходимости возможно обжалование полученного из органов прокуратуры решения. Жалоба подаётся вышестоящему прокурору или в генпрокуратуру.

Обращения, не получающие рассмотрения

Когда заявления не рассматриваются:

  • в письме имеются оскорбительные или нецензурные высказывания;
  • не содержит данные о нарушении закона;
  • человек вмешивается в компетенцию органов прокуратуры;
  • автор не предоставил свои персональные данные;
  • текст не разобрать;
  • в письме нет конкретной жалобы, содержится только аудиозапись или видеозапись;
  • повествование не содержит никакой логики и смысла, письмо получено от недееспособного человека;
  • жалоба не входит в компетенцию органов прокуратуры.

На заметку! Анонимка остаётся без рассмотрения. Предоставление неправдивых сведений карается по закону. Если в жалобе имеются факты, свидетельствующие о прямом вмешательстве в работу органов прокуратуры, то обращение также не подлежит разрешению, о чём заявителя уведомляют на протяжении 10 суток. Если имеются нецензурные высказывания или нет достоверных фактов нарушения закона, отказ присылается на протяжении 40 дней.

В статье 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан» говорится, что человек должен направить свою жалобу именно в ту структуру, в компетенцию которой входит решение данной проблемы. Если обращение написано не по адресу, оно перенаправляется в иные инстанции на протяжении 7 дней. Из-за этого срок рассмотрения заявлений нередко увеличивается.

«Анонимки не рассматриваются»

Могут ли оставить жалобу без уведомления и разрешения?

Термин рассмотрения жалоб бывает сокращённый или общий. Всё зависит от того, насколько тщательно проводится проверка, отправляются ли запросы в различные инстанции, требуются ли дополнительные действия.

Переписка с человеком может прекратиться, когда в его очередном заявлении нет никаких изменений, а все предыдущие сведения уже проверены. Это делается согласно п.4.12 Инструкции. Человеку даётся ответ по факту рассмотренной жалобы. При получении ещё одного подобного заявления, переписка не возобновляется. Правоохранительные органы информируют об этом человека специальным письмом.

Жалоба не рассматривается и уведомление о получении её органами прокуратуры не присылается, если она была получена от анонимного адресата. Такое заявление отправляется в полицию. Без уведомления остаются обращения, которые содержат нецензурные высказывания и ругательства.

В случае бездействия на должностные лица можно пожаловаться либо главному прокурору местной прокуратуры либо заместителю начальника Генеральной прокуратуры. Обычно заявление не рассматривается в силу таких причин: халатность, коррупция, нехватка профессионализма. На действия генпрокурора можно пожаловаться в Центральное Управление Генеральной Прокуратуры в г. Москве.

Источник: http://shtrafsud.ru/dokumenty/srok-rassmotrenia-zaloby.html

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Приказ №373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора»

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора

В целях обеспечения исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при рассмотрении жалоб о нарушении процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов и прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения указанных органов и должностных лиц затрагивают их интересы, неукоснительно руководствоваться нормами уголовного и уголовно- процессуального законодательства.

2. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора проверять прокурорам соответствующих уровней, их заместителям и по их указанию другим должностным лицам органов прокуратуры в соответствии с установленной компетенцией.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, центральном аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации жалобы разрешать старшим помощникам, помощникам прокуроров, начальникам главных управлений, управлений, отделов, действующим в пределах своей компетенции, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования.

Направлять подчинённому прокурору для разрешения по существу жалобы, которые содержат вопросы, относящиеся к его компетенции, и ранее им не рассматривались.

Жалобы на действия (бездействие) или решение прокурора рассматривать и разрешать вышестоящему прокурору.

2.1. При рассмотрении жалоб обеспечивать всестороннюю и полную проверку изложенных в них доводов в срок до 3 суток со дня поступления в прокуратуру. Использовать для этого все средства, предоставленные прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

Читайте так же:  Статья о вынесении судебного приказа

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, продлевать срок проверки до 10 суток. Данное решение принимать прокурору города, района, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры или их заместителям, начальникам управлений, отделов прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной или иной специализированной прокуратуры, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в соответствии с компетенцией подразделения) по ходатайству прокурора (помощника прокурора), рассматривающего жалобу.

2.2. Извещение заявителю о продлении срока проверки, причинах задержки и характере принимаемых мер направлять прокурору, рассматривающему жалобу.

3. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии со ст. 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителей, их анализ и мотивы принятого решения. При этом руководствоваться требованиями ч. 4 ст. 7 УПК РФ, положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.05.1995 № 4-П и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2005 № 42-О.

При удовлетворении жалобы безотлагательно принимать исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений и организаций, на что указывать в резолютивной части постановления.

В случае удовлетворения жалобы на нарушение органами дознания разумных сроков предварительного расследования указывать в постановлении процессуальные действия, необходимые для ускорения производства по уголовному делу, и сроки их осуществления.

Постановление направлять начальнику органа дознания для исполнения, копию приобщать к надзорному производству.

Признавая обоснованными доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, направлять требование руководителю следственного органа об устранении выявленных нарушений.

4. Занимать активную позицию по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, принимать действенные меры к их восстановлению.

Использовать для этого весь комплекс предоставленных полномочий и предусмотренных законом мер реагирования. На основании ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ требовать от органов дознания и следственных органов безусловного устранения нарушений федерального законодательства в установленный срок.

Выявлять причины, по которым орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа или прокурор не выполнили возложенные на них законом обязанности, и при наличии вины ставить вопрос об их ответственности, вплоть до уголовной. Принципиально отстаивать занятую позицию и отменять незаконные или необоснованные постановления в порядке, установленном УПК РФ.

5. Установить, что в случае полного удовлетворения жалобы уведомление заявителю незамедлительно направляет прокурор, рассмотревший данное обращение.

При частичном удовлетворении жалобы либо отказе в ее удовлетворении уведомление заявителю с разъяснением порядка обжалования вынесенного постановления вышестоящему прокурору или в суд безотлагательно направляет прокурор, принявший решение по жалобе.

6. Жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав и интересов действиями или принятыми процессуальными решениями и вынесенные по ним постановления, а также подлинники документов проверки приобщать к надзорному производству.

7. В соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации предоставлять заявителям, по их просьбе, возможность знакомиться с материалами проверки в части, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

8. В случае удовлетворения судом требований участников уголовного судопроизводства и иных лиц в рамках предоставленных полномочий добиваться безусловного исполнения решения суда.

Принимать предусмотренные законом меры к обжалованию судебных решений, не соответствующих требованиям закона.

В случае удовлетворения судом жалобы на решение прокурора, принятое в соответствии со ст. 124 УПК РФ, вышестоящему прокурору при наличии достаточных оснований решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемых процессуальных действий (бездействия) и решений.

9. Систематически, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние работы и практику рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав. Использовать результаты анализа для совершенствования надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

10. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору своим приказом установить порядок рассмотрения поступающих непосредственно в органы военной прокуратуры жалоб на нарушения процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей воинских частей (военных учреждений), руководителей и следователей военных следственных органов и военных прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц, чьи права при этом нарушены.

11. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2008 г. № 15 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».

12. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

13. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Приказ направить для сведения в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу судебных приставов, Федеральную службу исполнения наказаний и Следственный комитет Российской Федерации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник юстиции

Источник: http://genproc.gov.ru/documents/orders/document-1131586/

Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан

Дата публикации: 15.05.2016 2016-05-15

Статья просмотрена: 3451 раз

Библиографическое описание:

Порошина А. Д. Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1028-1030. — URL https://moluch.ru/archive/114/30049/ (дата обращения: 10.02.2020).

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила в ст. 2 приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общепризнанных ценностей [1]. Это обуславливает необходимость создания механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации разработку и реализацию указанного механизма осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

Однако в Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти недостаточно обеспечивает защиту прав и свобод граждан, недостаточно разработан механизм реализации гражданами прав и свобод, не полностью сформирована законодательная база. Нерешенность данных проблем влечет к нарушению прав и свобод граждан.

Читайте так же:  Иск о материальном возмещении морального вреда

В складывающейся ситуации востребована роль прокуратуры в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Одним из полномочий, которыми наделены органы прокуратуры в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина является рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений граждан, содержащие сведения о нарушении законов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (далее — Закон о прокуратуре) поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (далее — Инструкция) [2]. Данная инструкция была утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 2007.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры РФ обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ.

Согласно данной Инструкции правом на обращение в органы прокуратуры за защитой нарушенных прав обладают как физические, так и юридические лица. Также в ней закреплено положение о том, что жалобы, заявления и обращения могут поступать как от самого лица, чьи права были нарушены, так и от его представителя [3].

Обращения в органы прокуратуры могут быть в письменной, устной форме, на личном приеме, переданные по почте, телеграфу, факсу, интернету.

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ в обязательном порядке должны быть рассмотрены. После предварительного рассмотрения обращений граждан органы прокуратуры должны принять одно из следующих решений:

− принять данное обращение к дальнейшему разрешению;

− либо оставить обращение при наличии определенных оснований без разрешения;

− передать обращение для разрешения в нижестоящие органы прокуратуры;

− если данное обращение относится к компетенции других органов, то направить его в соответствующие органы;

− прекратить рассмотрение обращения по инициативе граждан;

− приобщить к раннее поступившему обращению;

− возвратить данное обращение заявителю.

Резюмируя изложенное, рассмотрение обращений граждан органами прокуратуры можно поделить на 2 этапа. На первом этапе происходит распределение полученных обращений, те, которые относятся к компетенции органов прокуратуры, и тех обращений, рассмотрение которых отнесено к ведению других органов. Второй этап — разрешение прокурором обращений и принятия решений (таких как, удовлетворение жалоб, заявлений и обращений либо отклонение их).

Согласно Инструкции поступившие заявления в течении 3 дней подлежат обязательной регистрации после поступления данных заявлений в органы прокуратуры [4].

Заявления, жалобы, обращения разрешаются в течении 30 дней со дня поступления, а те, которые не требуют дополнительной проверки — в течении 15 дней. Если установленный срок истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Все заявления, жалобы, обращения должны быть приняты к рассмотрению, или переданы в нижестоящий орган прокуратуры, или в другие органы. А те заявления, жалобы, обращения, которые рассматриваются другими органами, подлежат разрешению в семидневный срок со дня регистрации.

Если заявления, жалобы, обращения не содержат всех необходимых сведений для достаточного разрешения, то в этом случае прокурор в течении 7 дней со дня регистрации обращения возвращает его заявителю для пополнения информации.

Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре для проведения прокурором проверки необходимо наличие сведений о нарушении закона [5].

Во время проведения проверки необходимо определить: имелся ли факт нарушения прав и свобод человека и гражданина, какие законы при этом были не соблюдены, каким органом было совершено правонарушение, а также, что послужило причиной данного правонарушения.

В том случае, если прокурор отказал в рассмотрении обращения гражданина, то в обязательном порядке прокурор отправляет гражданину не позднее 10 дней решение об отказе в рассмотрении с обоснованным разъяснением данного отказа, при этом прокурор должен указать порядок обжалования принятого решения. Без разрешения могут быть оставлены обращения граждан, если: обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи; обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании гражданина недееспособным [6].

За гражданином закрепляется право прекратить рассмотрение его заявления. Если же гражданин решит прекратить рассмотрения его заявления, то это автоматически влечет прекращение рассмотрения данного заявления прокурором, при условии, если в заявлении нет сведений, подтверждающих наличие какого-либо правонарушения. После проведенной проверки заявитель вправе ознакомится со сведениями, относящимися к нарушению его прав и свобод, при условии, что данная возможность гражданина не противоречит законным интересам других лиц.

Обращение считается разрешенным, если в нем были рассмотрены все поставленные вопросы и предприняты все меры к восстановлению нарушенных прав.

В соответствии с п. 4.14 Инструкции по итогам рассмотрения обращения прокурор принимает одно из следующих решений:

− удовлетворить обращение и принять соответствующие меры восстановлению нарушенных прав заявителя;

− удовлетворить обращение, в котором ранее было принято решение об отказе в удовлетворении решения;

− отклонить требования заявителя, которые являются необоснованными;

− разъяснить принятое решение;

− оставить без разрешения;

− направить обращение в течение 7 дней в другие компетентные органы [7].

Необходимо отметить, что при рассмотрении обращений граждан прокурор вправе принять соответствующие меры, а именно возможность прокурора при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии со ч. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре и в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.(ч. 3 ст. 27) [8].

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры. Рассматривая и разрешая обращения, прокурор получает информацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принимает меры к восстановлению нарушенных прав и свобод.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/114/30049/

Порядок рассмотрения жалоб в органах прокуратуры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here