Ответственность за нарушение норм международного права

Информационная поддержка по вопросу: "Ответственность за нарушение норм международного права" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Урок 10
§8. Международное гуманитарное право
Сфера применения и ответственность за нарушение его норм

Содержание урока

Женевские конвенции

Женевские конвенции

Основными документами международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. (схема 6). На сегодняшний день они приняты почти всеми странами мира.

Ратифицируя Женевские конвенции, государства обязуются соблюдать их положения.

Государство несёт ответственность за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав его вооружённых сил, и обязано принять законодательные меры, предусматривающие уголовные наказания для лиц, совершивших серьёзные нарушения международного гуманитарного права или отдавших приказ совершить такие нарушения.

К серьёзным нарушениям международного гуманитарного права относятся, например, такие действия, как: преднамеренное убийство, пытки, преднамеренное причинение чрезмерных страданий, серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение служить в вооружённых силах противника, незаконное перемещение гражданских лиц, взятие заложников, незаконное использование отличительного знака красного креста и красного полумесяца.

Государство обязывается разыскивать виновных и привлекать их либо к собственному суду, либо выдавать их другому государству.

Необходимые меры принимаются и на международном уровне. Так, например, были учреждены трибуналы, в компетенцию которых входит, в частности, преследование за военные преступления, совершённые во время вооружённых конфликтов в бывшей Югославии и Руанде. В 1998 г. на международной конференции в Риме был принят статут (устав) Постоянного международного уголовного суда, в компетенцию которого в том числе будет входить преследование и наказание лиц, совершивших серьёзные нарушения международного гуманитарного права.

На протяжении всей истории человечества люди предпринимали усилия для того, чтобы предотвратить войну, но пока война остаётся реальностью, международное гуманитарное право даёт возможность ограничить насилие во время вооружённых конфликтов.

Соблюдение договорных обязательств, ограничивающих воюющие стороны в ведении ими военных действий, редко осуществляется само собой: значительно чаще за это приходится бороться, продвигаясь шаг за шагом, с тем чтобы предотвратить перерастание вооружённого конфликта в хаос тотальной войны. Каждый, даже частичный успех означает, что где-то военнопленного не будут пытать или не убьют, где-то не бросят в толпу людей ручную гранату, бомбардировкой не сотрут с лица земли мирную деревню — одним словом, человек будет избавлен от бессмысленных страданий, вызванных войной.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Источник: http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_09_new/obzh_materialy_zanytii_09_10_new_02.html

§ 1. Международно-правовая ответственность государств за нарушение норм международного гуманитарного права

Институт ответственности является необходимым элементом функционирования любой системы права. Ответственность является «вечным спутником» права. Если есть возможность нарушения каких-либо норм права, то должна существовать возможность восстановления нарушенных прав или норм, обеспечения действенности юридических установлений.

Принцип международно-правовой ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права является конкретным применением общего принципа международно-правовой ответственности. Важной особенностью принципа международно-правовой ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права можно признать то, что он предусматривает два вида ответственности: ответственность государств, допустивших нарушение соответствующих норм, и уголовную ответственность физических лиц, выступающих непосредственными нарушителями гуманитарных норм международного права.

Вопрос о международно-правовой ответственности государств за нарушение норм международного гуманитарного права осложняется особенностями условий, в которых эти нормы осуществляются. Ситуация вооруженного конфликта сама по себе представляет нечто чрезвычайное. К ней трудно подходить с обычными мерками, так как действия государств, несущие смерть, увечья, разрушения, которые бы в иных условиях рассматривались как преступные, в условиях вооруженного конфликта представляются чем-то привычным и даже необходимым. В результате таких действий

причиняется значительный ущерб имуществу государства (военным и невоенным объектам), собственности частных лиц и общественных организаций, здоровью и благополучию отдельных граждан и физических лиц (апатридам, бипатридам, несовершеннолетним). Нe исключено причинение ущерба всему человечеству, например природной среде, памятникам культуры.

Сам факт начала вооруженного конфликта в случае неправомерного применения силы одной из сторон может означать нарушение норм международного права, таких как запрещение применения силы в международных отношениях, запрещение агрессии и вооруженной интервенции, обязанности мирного урегулирования разногласий или споров, добросовестного выполнения международных обязательств и т. д. Однако международное гуманитарное право имеет свой предмет, свою сферу регулирования, поэтому вопрос об ответственности субъектов международного права за нарушение его норм имеет известную самостоятельность и будет рассматриваться отдельно.

Выше мы отметили, что в ситуации вооруженного конфликта неизбежно нанесение ущерба. Это не освобождает нас от рассмотрения характера ущерба, причиняемого в условиях вооруженного конфликта. Помимо ущерба, допустимого или предполагаемого в ходе вооруженной борьбы, например лишения жизни или ранения комбатантов, уничтожения или разрушения военных объектов, ситуация вооруженного конфликта может быть осложнена нанесением ущерба, не допускаемого международным гуманитарным правом. Это может быть лишение жизни или причинение ущерба здоровью комбатантов, прекративших сопротивление, убийства или насилие в отношении гражданского населения, нанесение ущерба гражданским объектам и т. д.

С учетом выше отмеченных особенностей международное гуманитарное право устанавливает следующие положения об ответственности государств.

В международно-правовой литературе принято делить международные правонарушения на две группы: международные преступления и международные деликты. Международные преступления — это такие правонарушения, которые затрагивают жизненно важные интересы международного сообщества 1. Это наиболее опасный вид международно-противоправных деяний субъектов международного

права. Международные деликты — это иные международные правонарушения, т. е. те, которые нельзя отнести к международным преступлениям.

Наиболее распространенными международными преступлениями в период вооруженного конфликта можно считать военные преступления и преступления против человеческой личности или преступления против человечности. Согласно ст. 1 Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. военные преступления определены в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала и подтверждены в резолюциях ГА ООН 3 (I) и 95 (I).

В п. «Ь» ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала к военным преступлениям отнесены: нарушения законов или обычаев войны, в том числе убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления. В п. «с» ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала установлен перечень преступлений против человечности. К ним относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

Читайте так же:  Мировое соглашение о сносе самовольной постройки

К числу преступлений против человечности может быть отнесен и геноцид, под которым понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. В ст. 2 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. отмечается, что преступление геноцида может осуществляться в виде убийства членов такой группы, причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы, предумышленного создания для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую.

Самостоятельным составом обладает преступление наемничества, которое является уродливым порождением эпохи колониализма. В ст. 47 Дополнительного протокола I дается определение наемника и подчеркивается, что оно применяется к международным конфликтам, так как в Дополнительном протоколе II о нем не упоминается. Государства, поощряющие наемничество путем организации, финансирования, снаряжения, обучения и поддержания тем или иным образом, а также позволяющие заниматься такой

деятельностью на своей территории, будут признаны виновными в совершении этого преступления. Такой вывод можно сделать из ст. 1 проекта конвенции о предотвращении и запрещении наемничества, подготовленного Международной комиссией по расследованию деятельности наемников в 1976 г.2. В настоящее время в органах ООН разрабатывается проект соответствующей конвенции. Африканские государства в рамках ОАЕ приняли конвенцию о ликвидации наемничества в Африке.

Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы 1977 г. расширили перечень правонарушений, относящихся к категории военных преступлений и преступлений против человечности. В них подтвержден принцип, согласно которому государство несет ответственность за действия должностных лиц. Согласно ст. 51 1-й Женевской конвенции и соответствующих статей других конвенций, договаривающимся сторонам не будет разрешено освобождать себя или какую-либо другую договаривающуюся сторону от ответственности за совершение серьезных нарушений конвенций. В ст. 91 Дополнительного протокола I подчеркивается, что государства несут ответственность за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав ее вооруженных сил.

Возникает вопрос: а какие виды правонарушений можно отнести к международным деликтам? Очевидно, к этой категории международных правонарушений относятся все другие нарушения норм международного гуманитарного права, не сопровождающиеся серьезным и грубым нарушением прав человека в условиях вооруженного конфликта.

Известно, что международная ответственность государства наступает в случае нарушения конкретных норм международного права, в результате которых потерпевшее государство несет убытки или ущреб. Возникает закономерный вопрос, можно ли считать достаточным причинение ущерба для постановки вопроса об ответственности государства, если в результате его поведения не были нарушены или не выполнены нормы международного гуманитарного права? Можно согласиться с мнением профессора И. П. Блищенко о том, что нанесение ущерба государству «является при всех обстоятельствах нарушением общепризнанных принципов и норм международного права, и запрещение нанесения ущерба является обычной нормой международного права, кроме специально оговоренных в международных соглашениях случаев в ходе вооруженных конфликтов» 3.

Это позволяет заключить, что нанесение ущерба в результате правомерных с точки зрения права вооруженных конфликтов и международного гуманитарного права действий может служить основанием ответственности виновного государства. Частным проявлением такой деятельности в условиях вооруженного конфликта является отступление от принципа пропорциональности, когда в

результате использования оружия гражданскому населению или: гражданским объектам наносится ущерб, непропорциональный военному эффекту.

Одной из особенностей поведения государств в ситуации вооруженного конфликта является оправдание нанесенного ущерба ссылкой на военную необходимость. Выше нам уже приходилось отмечать неидентичность понятий военной необходимости и крайней необходимости, которая в уголовном праве освобождает от ответственности. В международном гуманитарном праве допускается указание на военную необходимость как освобождающее от ответственности обстоятельство, но только лишь в определенных гуманитарными конвенциями и соглашениями случаях. При этом бремя доказывания непричастности ответчика к нанесенному ущербу ложится на самого ответчика 4.

В случае нарушения норм международного гуманитарного права к государству-деликвевту могут быть применены следующие формы ответственности: моральная, политическая и материальная. Хотя понятие моральной ответственности вызывает обоснованные сомнения, все же отметим, что сатисфакция может применяться в том случае, если нарушения гуманитарных норм имели место как результат эксцессов в поведении военнослужащих. Такие примеры имели место в истории войн.

Политическая форма ответственности государств за нарушение норм международного гуманитарного права может выражаться различными способами. В частности, государство может быть привлечено к политической ответственности в виде ограничения суверенитета. Примером такого ограничения может служить изъятие из судебной юрисдикции этого государства его граждан, виновных в. нарушении норм международного гуманитарного права и совершивших международные преступления. Такие лица могут быть отданы под суд государства, на территории которого совершено международное преступление, или же такие лица могут предстать перед специально созданным международным трибуналом, как это было после окончания второй мировой войны.

Вероятно, за международные преступления к государству-деликвенту могут быть применены международные санкции, в частности, подобные мерам принуждения к тем государствам, которые уклоняются от ответственности. Во всяком случае в ст. 89 Дополнительного протокола I устанавливается, что в случае серьезных нарушений Женевских конвенций и данного протокола договаривающиеся стороны обязуются принимать меры как совместно, так и индивидуально, в сотрудничестве с ООН и в соответствии с ее Уставом. Ст. 86 Дополнительного протокола I обязывает договаривающиеся стороны пресекать серьезные нарушения конвенций или протокола и принимать необходимые меры для пресечения всех других нарушений указанных документов, являющихся результатом непринятия мер, которые должны были быть приняты.

Читайте так же:  Отсрочка госпошлины при подаче апелляционной жалобы

При рассмотрении вопросов защиты жертв вооруженных конфликтов мы подчеркивали, что международное гуманитарное право запрещает использование против них репрессалий, которые вообще в международном праве ограничены.

Международное гуманитарное право допускает применение материальных форм ответственности, что следует из ст. 91, устанавливающей возможность возмещения причиненных убытков стороной, находящейся в конфликте, которая нарушает положения конвенций или Дополнительного протокола I. Как и в международном праве в целом, эта форма ответственности выступает в виде реституций и репараций. Взимание контрибуций в международном праве запрещается.

Важным средством укрепления института ответственности в международном гуманитарном праве служит предусмотренная в ст. 90 Дополнительного протокола I Международная комиссия по установлению фактов. В ее функции входит расследовать любые факты, которые могут представлять собой серьезное нарушение, как оно определяется конвенциями и данным протоколом, или любое другое серьезное нарушение конвенций или протокола. Комиссия будет содействовать восстановлению уважительного отношения к конвенциям и данному протоколу. Никак нельзя согласиться с утверждением, что признание обязательной юрисдикции комиссии будет противоречить принципам уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела, потому что борьба с международными преступлениями не противоречит указанным принципам, а, наоборот, служит их всемерному упрочению 5.

1 См.: Ушаков Н. А. Основания международной ответственности государств. М., 1983. С. 140. 2 Текст проекта см.: Барчет В., Робех Д. Солдаты на продажу: Наемники сегодня. М., 1979. С. 281—285. 3 Блищенко И. П. Указ. соч. С. 205. 4 См.: Там ж е. С. 204. 5 См.: Арцибасов И. Н., Егоров С. А. Указ. соч. С. 184.

Источник: http://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/mejdunarodno-pravovaya-otvetstvennost.html

Нарушения международного права

Сущность международного права

Международное право – рассматривает взаимодействие государств и регулирует их взаимоотношения на основе принятых национальных и международных правовых норм.

Предметом международного права является рассмотрение взаимодействия государств и международных организаций, его объектом — отношения между странами и международными организациями, которые взаимодействуют по вопросам, касающимся их интересов.

Метод международного права состоит в принуждении или в угрозе силового принуждения для соблюдения тех или иных международных договорённостей заключенных странами.

Социальная сущность международного права состоит в том, что поддерживает мирные отношения между странами, тем самым способствуя общему развитию государств, их экономике, культуре, разоружению, снижению количеству военных конфликтов.

Международно-правовая ответственность

За нарушение международного права следует международно — правовая ответственность.

Международно-правовая ответственность означает, что совершивший противоправные действия и нарушивший тем самым принятые договорённости должен компенсировать нанесённый им вред.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Наиболее ярким и показательным примером являются нарушения международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право – это защита населения в ходе боевых действий и возникших вооруженных конфликтов при помощи определённой группы юридических правовых норм, разработанных и принятых мировым сообществом.

Основными источниками международно — гуманитарного права, в которых указывается ответственность стран за свои действия можно считать принятые в различные годы Женевские Конвенции, в которых оговаривались условия обращения с получившими ранения, военнопленными и с гражданским населением.

Одним из последних документов такого рода является доклад, принятый в 2001 году Комиссией международного права на 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Согласно данному международному документу под названием «Тексты проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния» приводились в порядок правовые нормы, в которых говорилось про ответственность каждой из стран за свои деяния.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Международно-правовая ответственность регулируется подотраслью международного права – правом международной ответственности.

Стоит сказать, что государства несут ответственность за свои действия согласно предписанию принципу, означающему, что принятые сторонами соглашения должно соблюдать без обмана со стороны какого либо государства.

За нарушения норм международного гуманитарного права любая страна несёт ответственность перед своими соседями и международным сообществом. К таким нарушениям относятся:

  • Противоправные действия, которые совершили органы государства, используя при этом и военные силы.
  • Нарушения, которые совершили лица или некие образования выполнявшие работу некоторых элементов государственной власти по заданию другого государства.
  • Противоправные действия совершенные как некими лицами так и организованными группами, которые работали под прямым началом руководства своего государства.
  • Противоправные действия, которые совершено определёнными лицами или организациями и о которых государство знает и рассматривает их деяния как свои собственные.
  • Кроме того страна может нести ответственность если оно не предприняло надлежащих действий по предотвращению принятых норм международного права и не приняло меры по наказанию лиц и организаций причастных к совершённым преступлениям.

Международно-правовая ответственность физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права

Одним из главных принципов международного гуманитарного права является личная ответственность за его нарушение. Данное положение впервые было сформулировано в Уставе Нюрнбергского трибунала.

Нюрнбергский трибунал был создан в 1945 году по Соглашению между союзниками во Второй Мировой войне – СССР, США, Великобританией и Францией.

На Нюрнбергском трибунале были сформулированы следующие принципы, касающиеся индивидуальной ответственности за нарушения международного гуманитарного права:

  1. Преступления против мира. Это означает нести ответственность за планирование, подготовку и начало военных действий, или участие в таких действиях, нарушая тем самым международные соглашения и договорённости.
  2. Военные преступления, нарушающие международное гуманитарное право. К данным злодеяниям относятся преступления, которые носят характер насильственных и издевательских действий по отношению к мирному населению. Примером служит увод в рабство, издевательство над военнопленными и гражданским населением. Также к таким преступлениям относятся и целенаправленное и бессмысленное разрушение населённых пунктов, городов, деревень.

Преступления против человечества. К таким преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие зверства, которые были совершены в отношении мирного населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам.

К таким преступлениям также относят геноцид – как целенаправленное истребление определённой группы населения согласно неким расовым, национальным и религиозным представлениям.

Подобные преступления могут происходить как в мирное, так и в военное время. Участники и организаторы подобных деяний «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» принятой в 1948 году не имеют права убежища и должны выдаваться для судебных разбирательств и вынесения приговора.

Международный терроризм также является одним из распространенных видов международного преступления.

Это преступление обладает следующими специфическими чертами — подготавливается теракт на территории одной страны, а само преступление совершается уже в другом государстве. При этом преступник скрывается во владениях иной страны, в связи, с чем возникает вопрос о выдаче.

Читайте так же:  Академический отпуск берут в армию

Торговля и распространение наркотических и психотропных препаратов также является международным преступлением и карается соответственно с принятыми международными и национальными правовыми нормами.

Согласно принятым международным документам, в частности Конвенции о психотропных веществах подписанной в 1971 г., государства самостоятельно определяли законодательные нормы, наказывающие за нарушение провозглашённых правил.

К международным преступлениям также относится:

  • торговля людьми — продажа в рабство мужчин, женщин, детей преследуется международными органами. С 1999 года ведется мировая программа по борьбе с работорговлей.
  • подделка денежных знаков – согласно принятым постановлениям, государства берут на себя обязанности по искоренению и пресечению преступной деятельности связанной с подделкой денежных средств.
  • пиратство – как незаконный захват любых транспортных средств на море и в воздухе с целью извлечения незаконной прибыли также преследуется международным и национальными законодательствами и считается одним из видов международного преступления.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник: http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mezhdunarodnoe_pravo/narusheniya_mezhdunarodnogo_prava/

Ответственность за нарушение норм международного права

Вопросы:
1.
Нормы международного гуманитарного права.
2.
Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

Разрушительный характер военных действий всегда поражал воображение людей. Применение оружия приводит не только к поражению вооруженных сил противника, от него страдает и гражданское население. Грабежи, взятие и расстрел заложников, изнасилования, депортация населения, другие жестокие действия в отношении гражданского населения — все это неотъемлемая часть любых вооруженных конфликтов, происходящих во многих районах земного шара.
Когда в результате научно-технического прогресса было создано атомное, водородное и иное оружие массового уничтожения, способное погубить человечество, возросло значение правового регулирования вооруженных конфликтов.
XX век явился переломным в этом отношении. До начала XX века международное право делилось на две примерно равные части — право войны и право мира.
Современное международное право запрещает не только агрессивные войны, но и применение силы и угрозу силой в международных отношениях, обязывая государства разрешать свои споры исключительно мирными средствами.

2

Видео (кликните для воспроизведения).

Методические рекомендации
Во вступительной части занятия следует акцентировать внимание на актуальности данной темы.
Во время изучения первого вопроса необходимо отметить, что военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации должны знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права. Важно подчеркнуть, что правовое положение сторон в ходе ведения боевых действий, в войне или вооруженном конфликте во многом определяется международным гуманитарным правом. При этом в задачи международного гуманитарного права не входят ни выяснение причин возникновения вооруженного конфликта, ни определение виновников его возникновения.
При изучении второго вопроса необходимо уяснить, что является запрещенным способом и средством ведения боевых действий, и какие при этом могут возникнуть виды ответственности.

Рекомендуемая литература:
1. Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Хачатрян А. Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий, вооруженных конфликтов и миротворческих операций // Ориентир. — 2010. — № 6.
3. Батырь В. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. — М.: Юстицинформ, 2006.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации.
5. Конституция Российской Федерации.

Источник: http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2012/2012-06-2.htm

Нормы Международного гуманитарного права

Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации должны знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий.

Нормы международного гуманитарного права применяются с началом вооруженного конфликта.

Применение норм международного гуманитарного права прекращается с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории — по окончании оккупации. Лица и объекты, окончательное решение участи которых будет принято позднее, остаются под защитой международного гуманитарного права.

Цель международного гуманитарного права — облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые боевыми действиями. Кроме того, международное гуманитарное право предоставляет гарантии защиты объектам, не имеющим военного значения.

Международное гуманитарное право устанавливает ряд ограничений и запретов на применение воюющими способов (методов) и средств ведения боевых действий; определяет правовое положение (статус) лиц и объектов, находящихся в зоне ведения боевых действий; регламентирует права и обязанности лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права; а также устанавливает ответственность государств и отдельных лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

В случаях, не предусмотренных международными договорами, гражданские лица и комбатанты (воюющие) остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности и требований общественного сознания.

Запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действий

В целях избегания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, сопряженного с боевыми действиями, устанавливаются запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.

К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:

Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации — участника боевых действий

В ходе боевых действий знай и соблюдай следующие правила:

  • 1. Применяй оружие только против противника и его военных объектов/
  • 2. Не нападай на лица и объекты, обозначенные отличительными эмблемами и знаками, если они не совершают враждебных действий.
  • 3. Не причиняй излишних страданий. Не наноси большего ущерба, чем необходимо для выполнения боевой задачи.
  • 4. Подбирай раненых, больных и терпящих кораблекрушение, которые воздерживаются от враждебных действий. Оказывай им помощь.
  • 5. Пощади, разоружи и передай своему командиру сдавшегося в плен противника. Относись к нему гуманно. Не подвергай его пыткам.
  • 6. Гуманно относись к гражданскому населению, уважай его собственность. Мародерство и грабеж запрещены.
  • 7. Удерживай своих товарищей от нарушения настоящих правил. О случаях нарушений докладывай своему командиру.

Нарушение этих правил не только бесчестит Отечество, но и в установленных законом случаях влечет уголовную ответственность.

Ответственность за преступления, связанные с нарушением норм международного гуманитарного права, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации учитывает положения международного гуманитарного права в части установления ответственности за его серьезные нарушения.

Читайте так же:  Как снимается запрет на выезд за границу

Общественная опасность этих нарушений заключается в применении запрещенных нормами международного гуманитарного права средств и методов ведения боевых действий, то есть в том что при их применении не только попираются нормы международного гуманитарного права, но и, главным образом, причиняются неоправданные страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению, увеличиваются человеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, безвозвратно утрачиваются такие достижения цивилизации, как культурные ценности и архитектурные памятники наносится вред окружающей природной среде.

Мотивами этих преступлений могут быть месть, корыстные побуждения, карьеристские соображения, а также идеологические (расистские, фашистские, националистические и т. п.) и подобные им.

К ответственности за указанные деяния могут привлекаться должностные лица органов военного управления, командиры соединений, частей или подразделений военнослужащие и другие участники вооруженного конфликта.

Действия, образующие состав преступления, связанного с нарушением норм международного гуманитарного права, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Статья 42 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях, а неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит Главу «Преступления против мира и безопасности человечества» и устанавливает соответствующую уголовную ответственность за различные виды преступлений.

В данную главу, в числе иных, включены следующие статьи:

Статья 355. Производство или распространение оружия массового поражения.

Производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны.

  • 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.
  • 2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Статья 357. Геноцид.

Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Статья 358. Экоцид.

Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Статья 359. Наемничество.

  • 1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
  • 2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
  • 3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой. Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений, — наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации, сроки давности не применяются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 «Декларации о территориальном убежище», принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 22 сессии 14 декабря 1967 г., на военных преступников, совершивших военные преступления или преступления против человечности, не распространяются нормы, регулирующие право убежища.

Источник: http://studwood.ru/674184/bzhd/normy_mezhdunarodnogo_gumanitarnogo_prava

Урок 10
§8. Международное гуманитарное право
Сфера применения и ответственность за нарушение его норм

Содержание урока

Международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право

На протяжении длительного времени война была одной из наиболее распространённых форм регулирования отношений между государствами. За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

Война неизбежно приводит к безмерным страданиям и тяжёлым потерям. Во всём мире с незапамятных времён люди пытались уменьшить тяжкие последствия войн. Примером тому могут служить, например, законы Ману, древнеиндийский кодекс воина, который запрещал убивать вышедших из строя врагов и тех, кто сдаётся, кодекс Хаммурапи, в котором говорится о правах воинов, попавших в плен, или рыцарские правила, запрещавшие использование некоторых видов оружия. Иногда воюющие стороны заключали отдельные соглашения, защищающие мирное население.

Во второй половине XIX в. идея защиты человека от произвола военного времени оформилась в отдельную ветвь международного права — международное гуманитарное право, имеющее наднациональный характер. Основные положения этого права обязательны для выполнения всеми странами.

Международное гуманитарное право — это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооружённых конфликтов.

Международное гуманитарное право охватывает две области.

1. Предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях (схема 5).

2. Ограничивает средства и методы ведения войны. Международное гуманитарное право запрещает любые средства и методы ведения войны, которые:

• не позволяют проводить различия между теми, кто не участвует в военных действиях, и теми, кто принимает в них участие;
• причиняют излишние повреждения или излишние страдания; наносят серьёзный или долговременный ущерб природной среде.

Международное гуманитарное право различает две категории вооружённых конфликтов — международные и немеждународные.

Война между двумя или большим числом государств считается международным вооружённым конфликтом, а вооружённые столкновения, происходящие в пределах территории одного государства, — немеждународными вооружёнными конфликтами (например, гражданские войны).

Читайте так же:  Образцы жалоб на постановление прокуратуры

Источник: http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_09_new/obzh_materialy_zanytii_09_10_new.html

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД МЕЖДУНАРОДНОГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА

Нарушения права вооруженных конфликтов в принципе влекут за собой санкции, которые налагаются путем применения либо классических норм ответственности государств, когда нарушение совершено государством, либо ряда норм международного уголовного права, если в нарушении есть состав преступления с точки зрения международного права. Классическая международная ответственность и уголовная международная ответственность не поглощают и не исключают одна другую.

Сферы их применения различны, и бывает так, что нарушение права вооруженных конфликтов влечет за собой ответственность государства, на счет которого оно может быть отнесено, но не международную уголовную ответственность собственно исполнителя, или наоборот, или, наконец, и то, и другое одновременно [Женевские конвенции: III, ст. 12, и IV, ст. 29; Conventions, commentaire, III, pp. 137-140]. Всё зависит от того, может ли данное нарушение быть вменено в вину государству и считается ли оно преступлением в свете международного права.

Ответственность государств за нарушения прав личности в период вооруженных конфликтов

Ответственность государства за нарушение договорных норм МГП вытекает из принципа pacta sunt servanda, который означает, что каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться [Венская конвенция о праве международных договоров, статья 26].

Даже вне рамок договорных обязательств подготовленные Комиссией международного права проекты статей об ответственности государств подтверждают общий принцип международного права, в соответствии с которым нарушение международного обязательства тем или иным государством является международно-противоправным деянием, влекущим за собой международную ответственность этого государства (проекты статей 1-2).

Э. Давид отмечает, что «хотя общие принципы ответственности государств за нарушение МГП применяются к международным и внутренним вооруженным конфликтам, объем этой ответственности имеет специфические характеристики в зависимости от того, является ли вооруженный конфликт международным или нет ».

Независимо от того, имеет ли место ситуация вооруженного конфликта или нет, деяние, нарушающее нормы МГП, определяется как нарушение международного обязательства, вменимое государству [проект статей об ответственности государств, ст.3].

Не важно, был ли результат действия или бездействия, вменимого государству, преднамеренным или нет: если поведение государства не соответствует тому, что предписывает обычное или договорное международное право, такое поведение составляет противоправное деяние, могущее повлечь ответственность государства [проект статей об ответственности государств, ст.16].

В этой связи целесообразно напомнить о том, что государство несет ответственность за нарушения МГП в контексте вооруженного конфликта, если ему присваиваются следующие нарушения: нарушения, совершенные его органами, включая его вооруженные силы; нарушения, совершенные лицами или образованиями, осуществляющими элементы государственной власти; нарушения, совершенные лицами или группами, фактически действующими по его указаниям либо под его руководством или контролем; нарушения, совершенные частными лицами или группами, которые оно признает и принимает в качестве собственного поведения [См. Ежегодник Комиссии международного права, 2001 год, том II (Часть вторая), стр. 27.].

Государство может также нести ответственность за непроявление должного усердия, если оно не предотвратило и не покарало нарушения МГП, совершенные частными сторонами.

В соответствии и с международной, и с региональной судебной практикой установление ответственности государства за нарушения МГП должно привести к принятию государством мер по возмещению ущерба, который оно, возможно, причинило, и по предупреждению будущих нарушений. Речь идет о мерах, начиная с выплаты компенсации жертвам и их семьям и дачи гарантий неповторения и заканчивая внедрением правовых механизмов по предупреждению будущих злоупотреблений.

Хотя обязательство государства выплачивать компенсацию за нарушения международного гуманитарного права является безусловным, были случаи, когда несколько национальных судов отказали конкретной жертве в праве требовать такую компенсацию на основе международного гуманитарного права.

Рассматривая дело «Босния и Герцеговина против Сербии и Черногории» [Application of the Convention on the Prevention and Punishment of the Crime of Genocide (Bosnia and Herzegovina v. Serbia and Montenegro), Judgment, I.C.J. Reports 2007, p. 43.], Международный Суд констатировал, что Сербия нарушила ее обязательства по предотвращению и пресечению актов геноцида.

Суд постановил, что Сербии надлежит «принять эффективные меры для обеспечения полного выполнения ее обязательств по Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него […] и передать лиц, обвиняемых в геноциде или каких-либо других деяниях, для судебного разбирательства в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии, а также всесторонне сотрудничать с этим Трибуналом» [Application of the Convention on the Prevention and Punishment of the Crime of Genocide (Bosnia and Herzegovina v. Serbia and Montenegro), Judgment, I.C.J. Reports 2007, p. 43.].

В своих проектах статей об ответственности государств Комиссия между- народного права выделила несколько оснований для освобождения от ответственности за то или иное нарушение [Проект статей Комиссии международного права об ответственности государств за международно-противоправные деяния].

Однако, как считает Э. Давид, ситуации, в которых данные обстоятельства могут исключить незаконность нарушения права вооруженных конфликтов, достаточно редки, чтобы не сказать умозрительны.

К числу обстоятельств, исключающих ответственность, относятся: согласие, данное одним государством, на совершение другим государством действия, причиняющего ущерб, законные контрмеры, необходимая оборона, бедственное положение, состояние необходимости, форс-мажор, непредвиденный случай и прочие обстоятельства. Каждое из перечисленных обстоятельств может освободить об ответственности государство лишь при наличии определенных условий, которые придают совершенному деянию характер законных.

В Проекте статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, Комиссия международного права подчеркнула, что ответственность государств «не затрагивает вопросов индивидуальной ответственности по международному праву любого лица» [Проект статей Комиссии международного права об ответственности государств за международно-противоправные деяния, ст. 58].

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с международным правом тот факт, что какое-либо лицо признано виновным в грубых нарушениях международного права прав человека и международного гуманитарного права, не снимает международную ответственность с государства и наоборот.

Об этом говорят нам нормы п. 4 ст. 25 Римского статута Международного уголовного суда: «ни одно положение в настоящем Статуте, касающееся индивидуальной уголовной ответственности, не влияет на ответственность государств по международному праву» [Римский статут].

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studwood.ru/737608/ekonomika/otvetstvennost_narushenie_prav_lichnosti_period_mezhdunarodnogo_vooruzhennogo_konflikta

Ответственность за нарушение норм международного права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here