Отсутствие ревизионной комиссии

Информационная поддержка по вопросу: "Отсутствие ревизионной комиссии" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Энциклопедия решений. Ревизионная комиссия (ревизор) ООО

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО

Ревизионная комиссия в обществе с ограниченной ответственностью создается в целях контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества (внутреннего аудита) и не является органом управления ООО. Функции ревизионной комиссии может исполнять и одно лицо — ревизор.

Образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества, по общему правилу, является обязательным в ООО, имеющих более пятнадцати участников (п. 6 ст. 32 Закона об ООО). В остальных обществах создание такого органа возможно, но не является обязательным.

Внимание

С 1 сентября 2014 г. даже если количество участников ООО превышает пятнадцать, по единогласному решению учредителей (участников) в устав может быть внесено положение о том, что ревизионная комиссия в обществе не создается или формируется лишь в отдельных случаях, предусмотренных уставом (пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

В случае создания ревизионной комиссии (избрания ревизора) устав ООО должен содержать следующие сведения:

— указание о создании в обществе ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 6 ст. 32 Закона об ООО);

— количество членов ревизионной комиссии (п. 1 ст. 47 Закона об ООО);

— срок полномочий членов ревизионной комиссии (п. 1 ст. 47 Закона об ООО);

— порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 4 ст. 47 Закона об ООО).

В уставе можно предусмотреть осуществление функций ревизионной комиссии (ревизора) общества аудитором ООО (п. 6 ст. 32 Закона об ООО).

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) общества может быть также определен внутренними документами общества, например положением о ревизионной комиссии (п. 4 ст. 47 Закона об ООО).

Избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества и не может быть включено уставом в компетенцию иных органов управления обществом (подп. 5 и часть 14 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Данное решение принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Уставом ООО может быть закреплено проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 9 ст. 37 Закона об ООО).

При учреждении общества ревизионная комиссия (ревизор) избирается собранием учредителей большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов учредителей общества (п. 2, п. 4 ст. 11 Закона об ООО).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Ревизионная комиссия (ревизор) общества имеет следующие полномочия:

1. в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества (п. 2 ст. 47 Закона об ООО);

2. в любое время иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества (п. 2 ст. 47 Закона об ООО);

3. требовать и получать пояснения в устной или письменной форме от следующих лиц (п. 2 ст. 47 Закона об ООО):

3.1. членов совета директоров (наблюдательного совета) ООО;

3.2. лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа ООО;

3.3. членов коллегиального исполнительного органа ООО;

3.4. работников ООО;

4. требовать созыва внеочередного общего собрания участников общества (п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

Ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов ООО до их утверждения общим собранием участников. Общее собрание участников ООО не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 3 ст. 47 Закона об ООО).

При назначении членов ревизионной комиссии следует учитывать следующее:

1) членом ревизионной комиссии (ревизором) общества может быть лицо, не являющееся участником общества (п. 6 ст. 32 Закона об ООО);

2) ревизором общества может быть независимый аудитор при одновременном выполнении следующих условий (ч. 2 п. 6 ст. 32 Закона об ООО):

— такая возможность предусмотрена уставом ООО;

— аудитор утвержден общим собранием участников ООО;

— аудитор не связан имущественными интересами с ООО, членами совета директоров, с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками ООО;

3) членами ревизионной комиссии (ревизором) общества не могут быть следующие лица:

— члены совета директоров (наблюдательного совета) общества;

— лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества;

— члены коллегиального исполнительного органа общества (ч. 3 п. 6 ст. 32 Закона об ООО).

Законодательно не установлено обязательное заключение договора (трудового или гражданско-правового) с ревизором или членами ревизионной комиссии ООО. Выплата им компенсаций и вознаграждения в отсутствие договора будет осуществляться на основании решения общего собрания участников ООО.

Источник: http://base.garant.ru/58078161/

Отсутствие ревизионной комиссии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2012 г. N Ф09-7523/12 по делу N А60-1968/2012 (ключевые темы: ревизионная комиссия — проведение ревизии — контроль за финансово хозяйственной деятельностью — права, удостоверенные ценной бумагой — изменения в уставе)

Екатеринбург
17 августа 2012 г. Дело N А60-1968/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И.А.,

судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Востокнефтегазстройкомплект» (ИНН 6660010856, ОГРН 1026604963032; далее — общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2012 по делу N А60-1968/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества — Оконешникова И.П. (доверенность от 11.05.2012 N 234-юр);

Читайте так же:  Кассационная жалоба в арбитражный суд сроки

Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (ИНН 6658076401, ОГРН 1036603498975; далее — отделение, административный орган) — Закс Л.З. (доверенность от 06.03.2012 N 62-12-15/дв), Орехов Н.А. (доверенность от 10.01.2012 N 62-12-06/дв).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения от 23.12.2011 N 62-11-611/ПН о применении административной ответственности, предусмотренной ст. 15.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс), за воспрепятствование эмитентом осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами.

Решением суда от 16.03.2012 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришёл к выводам о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 (судьи Риб Л.Х., Васева Е.Е., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, в действиях общества отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, поскольку осуществление функций ревизионной комиссии независимым аудитором не препятствует реализации акционеру права на получение достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности общества; совмещение полномочий ревизора и аудитора в акционерном обществе не противоречит законодательству. Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что деяние, выразившееся в невключении в повестку общего годового собрания акционеров вопроса об избрании ревизионной комиссии, которое судами расценено как вменённое правонарушение, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 15.23.1 Кодекса, отмечая, что в случае таковой квалификации административным органом пропущен установленный срок давности применения к нарушителю административной ответственности.

В представленном отзыве на кассационную жалобу административный орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 18.03.2009 на внеочередном общем собрании акционерами общества было принято решение о внесении изменений в Устав общества и прекращении действий Положения «О ревизоре общества».

Согласно внесенным в устав изменениям органом контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества является независимый профессиональный аудитор; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется независимым профессиональным аудитором общества. Для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества привлекается независимый профессиональный аудитор; аудитор осуществляет проверку (ревизию) финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности общества за год, с последующим представлением заключения о результатах проведенной проверки.

При проведении общего собрания акционеров 18.05.2010 решался вопрос об утверждении аудитора общества, которым назначена аудиторская фирма «Партнер-аудит»; повестка годового общего собрания акционеров, состоявшегося 19.05.2011, также не содержала вопроса об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Суды установили, что в связи с поступившими жалобами граждан Абрамова А.Б. и Филиппова Д.В., содержащими информацию о нарушении обществом их прав как акционеров, отделением в отношении общества проведена камеральная проверка, результаты которой отражены в акте от 17.11.2011 N 62-11-2312а.

Установленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления административным органом в отношении общества 08.12.2011 протокола об административном правонарушении N 62-11-812/пр-ап, по результатам рассмотрения которого совместно с другими материалами административного дела отделением 23.12.2011 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ст. 15.20 Кодекса с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 500 000 рублей.

Согласно ст. 15.20 Кодекса воспрепятствование эмитентом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1, 2, 4, 5, 8 и 10 ст. 15.23.1 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Судами выявлено, что в качестве события, то есть объективной стороны правонарушения, административный орган расценил факт отсутствия в обществе ревизионной комиссии (ревизора), создание которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ), отметив, что указанный факт нарушает право акционеров на управление обществом, поскольку препятствует осуществлению проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, то есть препятствует реализации прав акционеров, предусмотренных п. 3 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ.

Руководствуясь ст. 31, 47, 52, 54, 85, 86, 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, п. 1 ст. 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды заключили, что наличие ревизионной комиссии и осуществление ею предусмотренной законом деятельности являются обязательными условиями осуществления деятельности акционерного общества и соблюдения законных прав его акционеров, деятельность аудитора в акционерном обществе не может заменить деятельность ревизионной комиссии по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью общества, вследствие чего пришли к выводу о том, что наличие как ревизионной комиссии так и аудитора в акционерном обществе является обязательным.

При этом суд первой инстанции правомерно отметил, что задачи наличия постоянного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества и осуществления итоговой проверки независимым профессиональным аудитором направлены на обеспечение объективной оценки деятельности общества двумя независимыми лицами (аудитором и ревизором) и предоставление соответствующей информации его акционерам.

Исходя из изложенного, суды пришли к выводу о том, что факты отсутствия ревизионной комиссии и проведения ревизии лицом, не избранным в установленном порядке ревизором, правильно квалифицированы административным органом в качестве правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.20 Кодекса.

Однако согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из буквального содержания ст. 15.20 Кодекса следует, что событием правонарушения является воспрепятствование субъектом правонарушения осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами, то есть конкретные действия (бездействие) субъекта.

Факт отсутствия ревизионной комиссии сам по себе не является действием либо бездействием акционерного общества.

Проведение ревизии лицом, не избранным в установленном порядке ревизором, как действие, совершенное не обществом, а иным лицом, также не может быть вменено обществу в качестве его собственного действия.

При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для признания верной произведенной административным органом квалификации выявленных фактов в качестве правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.20 Кодекса.

Замечание апелляционного суда о том, что в качестве административного правонарушения обществу вменяется совокупность действий: внесение изменений в устав общества, в результате которых исключены положения о ревизионной комиссии; отсутствие ревизионной комиссии (ревизора) как контролирующего органа; проведение ревизии лицом, не избранным в установленном порядке ревизором, — не подтверждает правомерность применения к обществу административной ответственности по ст. 15.20 Кодекса, поскольку новое действие, отмеченное апелляционным судом, а именно: внесение изменений в устав общества, в результате которых исключены положения о ревизионной комиссии, — совершено обществом, как установлено судами, при проведении внеочередного общего собрания 18.03.2009, указанное действие является единомоментным и совершено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса.

Читайте так же:  Документы на право собственности кооперативной квартиры

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции неверно применена норма ст. 15.20 Кодекса, вследствие чего обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

Кроме того, суд кассационной инстанции полагает, что вследствие неверного применения нормы ст. 15.20 Кодекса административным органом оспариваемое постановление отделения от 23.12.2011 N 62-11-611/ПН следует признать незаконным и отменить.

Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2012 по делу N А60-1968/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 по тому же делу отменить.

Заявленные требования закрытого акционерного общества «Востокнефтегазстройкомплект» удовлетворить.

Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 23.12.2011 N 62-11-611/ПН признать незаконным и отменить.

Председательствующий И.А.Татаринова
Судьи Н.Н.Суханова
Е.О.Черкезов

Обзор документа

Одно и то же лицо не может совмещать в АО функции и аудитора, и ревизора.

К такому выводу пришел суд округа и отметил следующее.

Исходя из норм ГК РФ и Закона об АО, наличие ревизионной комиссии и осуществление ею предусмотренной законом деятельности являются обязательными условиями функционирования акционерного общества и соблюдения законных прав его акционеров.

При этом работа аудитора в АО не может заменить деятельность ревизионной комиссии по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Наличие как ревизионной комиссии, так и аудитора в АО является обязательным.

Задачи постоянного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АО и осуществления итоговой проверки независимым профессиональным аудитором направлены на то, чтобы обеспечить объективную оценку деятельности общества двумя независимыми лицами (аудитором и ревизором) и предоставить соответствующую информацию акционерам.

Поэтому факты отсутствия ревизионной комиссии и проведения ревизии лицом, которое не избрано в установленном порядке ревизором, могут стать основанием для административной ответственности АО.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/38560637/

Отсутствие ревизионной комиссии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Организация (непубличное АО) осуществляет страховую деятельность. Наличие ревизионной комиссии предусмотрено ее уставом. Внутренними организационно-распорядительными документами организации осуществление внутреннего контроля возложено на ревизионную комиссию и аудитора (указанные лица осуществляют указанный контроль в рамках предоставленных им полномочий).
В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ в непубличном АО может отсутствовать ревизионная комиссия (ревизор) общества. В Законе РФ от 27.11.1992 N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в ст. 28.1. установлено, что «внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определенными учредительными документами и внутренними организационно-распорядительными документами страховщика, осуществляют:
1) органы управления страховщика;
2) ревизионная комиссия (ревизор) страховщика;
3) главный бухгалтер страховщика (его заместители);
4) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) страховщика;
5) специальное должностное лицо, структурное подразделение, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля».
Может ли в непубличной страховой организации отсутствовать ревизионная комиссия?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Видео (кликните для воспроизведения).

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/620673/

Отсутствие ревизионной комиссии

Раздел: Корпоративное управление

Алексей Сонин, директор российского Института внутренних аудиторов,
член совета директоров международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors)

Положения о ревизионных комиссиях акционерных обществ были сформулированы в Федеральном законе об акционерных обществах в далеком 1995 году, и с тех пор не претерпели каких-либо существенных изменений. Сегодня есть все предпосылки для внесения изменений в акционерное законодательство в части, касающейся деятельности ревизионных комиссий, что продиктовано необходимостью его приведения в соответствие с принципами корпоративного управления и реалиями дня.

Ревизионные комиссии и корпоративное законодательство

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) акционерные общества избирают ревизионную комиссию, задачей которой является проведение ежегодной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и подготовка соответствующего отчета для общего собрания акционеров. При этом ревизионная комиссия имеет право проводить проверки в любое время по своей инициативе, а также по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества (пункт 3 статьи 85 Закона об АО). Закон не ограничивает компетенцию ревизионной комиссии — общество имеет право в своем уставе определить другие функции, выполняемые ревизионной комиссией.

Следует отметить, что ревизионная комиссия обладает по закону весьма широкими полномочиями, что является естественным, поскольку комиссия призвана быть инструментом контроля над деятельностью общества со стороны акционеров. Так, ревизионная комиссия вправе потребовать созыва внеочередного собрания акционеров, а лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества по требованию ревизионной комиссии. При этом акционеры сами определяют в уставе общества компетенции ревизионной комиссии по вопросам, не предусмотренным Законом об АО. Порядок деятельности ревизионной комиссии общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.

Читайте так же:  Новая академическая справка

Наиболее значимыми фактором, влияющими на роль ревизионной комиссии как органа контроля, является имеющееся у нее право прямого выхода на собственников посредством созыва общего собрания, а также право требовать предоставления документов о финансово-хозяйственной деятельности общества у должностных лиц общества.

К существенному ограничению относится то, что Закон об АО, давая возможность ревизионным комиссиям стать органом контроля, независимым от исполнительного руководства, тем не менее, не ввел требования обязательной независимости членов комиссии от исполнительного руководства. Действительно, Закон об АО накладывает ограничение на состав ревизионной комиссии — ее членами не могут являться члены совета директоров и лица, занимающие должности в органах управления общества (пункт 6 статьи 85), — но при этом членами комиссии могут быть сотрудники самого общества, а также лица, не являющиеся таковыми, но тем или иным образом зависимые от исполнительного руководства.

Еще одной проблемой в работе ревизионных комиссий является отсутствие механизма текущего контроля над их деятельностью, поскольку в соответствии с законодательством ревизионная комиссия подотчетна исключительно общему собранию акционеров, которое, по понятным причинам, собирается не так часто. Это же обстоятельство приводит к весьма ограниченным возможностям ревизионной комиссии влиять на деятельность общества в режиме реального времени.

О практике деятельности ревизионных комиссий

На практике, сложившейся уже достаточно давно, ревизионные комиссии в очень многих случаях представляют собой формальную структуру, созданную лишь для соответствия требованиям Закона об АО. Такие комиссии не ведут реальной работы, а основная функция их членов заключается в том, чтобы визировать заключения, подготовленные финансово-бухгалтерским подразделением к общему собрания акционеров. Обусловлено это рядом объективных факторов.

С другой стороны, есть немало обществ, членами ревизионных комиссий которых являются профессионалы высочайшего уровня, а сами ревизионные комиссии выполняют большой объем работы и приносят реальную пользу акционерам. Но такие комиссии, скорее, являются исключением из правила.

Что в перспективе?

Нам представляется оправданным предоставить акционерам больше свободы в выборе структуры органов контроля, отменив обязательность создания ревизионных комиссий. Акционеры при этом могут взвесить все плюсы и минусы того или иного подхода и выбрать структуру контроля, подходящую им в наибольшей степени с учетом принципов корпоративного управления.

Кодекс корпоративного поведения (далее — Кодекс), разработанный ФКЦБ, говорит о необходимости наличия в акционерном обществе совета директоров и рекомендует создавать в советах директоров комитеты по аудиту, а также формировать контрольно-ревизионную службу (службу внутреннего аудита), подотчетную совету директоров (комитету по аудиту совета директоров). При этом роль ревизионной комиссии в Кодексе фактически сводится к проверкам, совершаемым параллельно с проверками, проводимыми контрольно-ревизионной службой (службой внутреннего аудита).

Здесь возникает вопрос, не имеет ли смысл передать ревизионной комиссии часть функций, выполняемых советом директоров, а именно функцию контроля над деятельностью исполнительного руководства общества. И не является ли оправданным возложить на ревизионную комиссию обязанности, которые обычно возлагаются на комитет по аудиту совета директоров. (Иначе говоря, может ли ревизионная комиссия играть роль и выполнять задачи комитета по аудиту?) Ведь в соответствии с законом об АО ее компетенцию можно расширить, определив выполняемые функции в уставе общества.

С нашей точки зрения, ответ на оба вопроса отрицательный. Во-первых, функция контроля (надзора) над деятельностью менеджмента компании (которую выполняет совет директоров) и функция непосредственной проверки деятельности (которую выполняет ревизионная комиссия) — это абсолютно разные функции, требующие выполнения разного набора условий. Во-вторых, комитет по аудиту не является самостоятельным органом контроля, а представляет собой рабочий орган совета директоров, наделенный частью полномочий совета; при этом комитет по аудиту должен состоять из членов совета директоров, в то время как члены ревизионной комиссии не могут являться членами совета директоров.

Органом контроля, который способен выполнять задачи, решаемые ревизионной комиссией, может стать служба внутреннего аудита. Эти службы получают все большее распространение в российских акционерных обществах. Наличие службы внутреннего аудита позволяет поставить на систематическую основу работу по проверке финансово-хозяйственной деятельности и системы внутреннего контроля и оперативному реагированию на обнаруженные недостатки/нарушения.

Таким образом, возможно построение логичной и эффективной структуры контроля в акционерном обществе. Общее собрание избирает совет директоров, уполномоченный контролировать деятельность исполнительного руководства от имени акционеров. Инструментом совета директоров (комитета по аудиту совета директоров) является служба внутреннего аудита, осуществляющая различные проверки и позволяющая совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании. Со своей стороны совет директоров (комитет по аудиту), как орган, представляющий акционеров, способствует обеспечению максимальной степени независимости службы внутреннего аудита от исполнительного руководства общества. При этом работа по проверке финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, выполняемая ревизионными комиссиями, является частью работы службы внутреннего аудита. Такая структура будет, с одной стороны, соответствовать реалиям сегодняшнего бизнеса, а с другой — отвечать требованиям фондовых бирж как российских, так и зарубежных.

На наш взгляд, настало время инициировать внесение соответствующих изменений в корпоративное законодательство.

Источник: http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/publications/articles/vtoroy-testovyy-razdel/a-sonin-nuzhny-li-aktsioneram-revizionnye-komissii/

Ревизионная комиссия

Содержание статьи:

Правовой статус ревизионной комиссии

Правовой статус ревизионной комиссии общества с ограниченной ответственностью регламентируется статьями 32 и 47 ФЗ № 14 от 08.02.98 (в ред. 03.07.16). Согласно закону, данный орган избирается на общем собрании учредителей компании. Его полномочия и срок деятельности определяют устав и положение о ревизионной комиссии внутренних нормативных актов общества.

Обязательна ли ревизионная комиссия в ООО? Такой орган необходим в следующих случаях:

Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас по телефонам горячих линий!

  • Для Москвы и Московской области:

+7 (499) 455-02-67

+7 (812) 317-18-65

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

  1. Если это определено уставом компании.
  2. В случае численности штата компании свыше 15 человек.

Количество граждан, задействованных в комиссии, устанавливается на общем собрании и указывается отдельным пунктом устава. По общему правилу их число может варьироваться от одного до трех человек и должно быть нечетным.

Ревизором может быть участник общества или любой сторонний гражданин, не связанный имущественными интересами с руководством компании. Это же правило действительно и для аудитора, который также может исполнять рассматриваемые функции.

В составе комиссии не имеют права находиться члены руководящего состава компании, например, из числа наблюдательного совета или иного коллегиального органа. Управляющий или директор также не могут войти в ее состав.

Читайте так же:  Нарушение прав свобод в россии

Права и полномочия органа:

  • Осуществление внеплановой проверки финансовой отчетности организации.
  • Контроль деятельности членов правления компании по приходу/ расходу денежных средств.
  • Право истребовать от любого члена общества объяснения в письменной либо устной форме по вопросам, находящимся в компетенции этого лица либо органа.
  • Возможность организовать внеочередное собрание.
  • Привлечение на договорной основе сторонних экспертов и специалистов, не являющихся членами компании.

Обязанности:

  • Проведение регулярной проверки финансовой отчетности не реже одного раза в год или в количестве, определенном в уставе.
  • Организация аналогичной процедуры по требованию заинтересованного лица.
  • Содействие государственным налоговым органам.
  • Составление заключения о финансовой деятельности компании в виде отчета до момента утверждения его на общем собрании.

Оформление полномочий ревизионной комиссии ООО

Рассматриваемая структура избирается участниками компании на общем собрании путем голосования. Прекращение полномочий комиссии происходит в момент окончания срока, на который избирается этот орган либо в случае вынесения вотума недоверия на общем собрании.

Пошаговый процесс избрания:

  1. Вынесение решения о проведении общего собрания для избрания ревизора или группы таких лиц. Такое действие может происходить в рамках очередного созыва членов компании.
  2. Рассмотрение предложений участников компании с выдвижением заинтересованных лиц на указанную должность.
  3. Проведение собрания и избрание членов ревизионной комиссии путем голосования.
  4. Занесение выбранных лиц в протокол созыва и при необходимости утверждение образца положения о ревизионной комиссии.

Заключение

Ревизионная комиссия ООО – исполнительный орган компании, осуществляющий надзорные функции над финансовой деятельностью и подводящий итоги года в виде соответствующего заключения. Основные выводы:

  1. Если устав ООО ревизионную комиссию не предусматривает, его можно не образовывать и соответствующие функции будет выполнять бухгалтер компании.
  2. Если насчитывается более 15 человек – создание ревизионной комиссии в ООО обязательно.
  3. Права и обязанности ревизора указываются в уставе и иных внутренних документах компании.
  4. Назначение ревизионной комиссии и прекращение ее полномочий происходит на общем собрании.
  5. Срок полномочий и количество членов комиссии регламентируется уставом (обычный срок назначения – 2 года, при этом численный состав должен быть нечетным).
  6. Функции ревизора может исполнять аудитор, если он не связан имущественным интересом с руководством общества.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по ревизионной комиссии ООО

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Петр Иванов. Я являюсь учредителем компании. Могу ли я организовать внеочередное собрание по поводу финансовой деятельности общества без ревизора?

Ответ: Здравствуйте, Петр. Согласно ФЗ № 14 от 08.02.98, вы можете быть инициатором такого мероприятия без участия ревизора, если он не состоит у вас в штате и это не определено уставом. В противном случае отчет ревизионной комиссии ООО является основным документом, на основании которого возможна организация собрания по поводу финансовой деятельности компании за прошедший год.

Мало того, согласно ст. 47 п.3 указанного закона, утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса общества без заключения ревизора не допускается.

Источник: http://busines-suport.ru/ooo/upravlenie-v-ooo/revizionnaya-komissiya/

Что делать при отсутствии Ревизионной комиссии в ТСЖ?

Добрый день!
ТСЖ — это не сторонняя компания, пришедшая управлять вашим домом за ваши деньги.
ТСЖ — это объединение собственников с целью совместного управления своим домом.
Председателя ТСЖ выбираете вы сами (ст. 147 ЖК РФ). Правление и ревизионную комиссию — тоже.
Соберитесь и изберите состав ревизионной комиссии (ст. 150 ЖК РФ).
Если председатель не исполнил свои обязанности (проводить аудит раз в 2 года), то соберите собрание и составьте письменное требование (подписанное собственниками), чтобы к указанному в требовании сроку председатель организовал и подготовил результаты аудиторской проверки.
Также примите решение на какие средства будет осуществляться аудит, поскольку данная услуга стоит не дешево.
Особо обращаю Ваше внимание на то, что председатель ТСЖ — это не начальник (а Вы- подчиненный), председатель ТСЖ — представительская должность, правление ТСЖ — исполнительный орган, ревизионная комиссия — контролирующий орган. А самый главный орган в ТСЖ — это общее собрание членов ТСЖ, а по некоторым вопросам — общее собрание собственников МКД (как членов, так и не членов ТСЖ).

Источник: http://roskvartal.ru/pro-zhkh/deyatelnost-uk/389/chto-delat-pri-otsutstvii-revizionnoy-komissii-v-tszh

Как провести проверку ТСЖ? Права и обязанности ревизионной комиссии и образцы заключений

ТСЖ хоть и не является коммерческой организацией, но все же ведет хозяйственную деятельность. То есть для выполнения своих уставных задач привлекает денежные средства, расходует их на проведение работ.

Контроль над расходованием денег, правильностью расчетов и выполнением требований закона осуществляют государственные надзорные органы и внутренние структуры товарищества. Одной из таких структур является — ревизионная комиссия.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-61 . Это быстро и бесплатно !

О том, какие объекты содержатся на балансе ТСЖ, а также о правах и обязанностях членов правления и учредителей перед жильцами, читайте на нашем сайте.

Требования закона

В ЖК РФ установлено, что контроль над деятельностью ТСЖ могут осуществлять сами собственники, члены товарищества.

Для этого в организации создается ревизионная комиссия (РК).

Существование товарищества без нее невозможно. Ее наличие – обязательное требование закона.

Обязанности (функции) РК включают в себя:

  1. Ревизии. Финансовая деятельность проверяется как планово, так и внепланово. Периодичность их определяется самим товариществом (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно).
  2. Подготовка сметы, в частности, расходов, на период времени (обычно на год). Проект утверждается собственниками и только их общим собранием.
  3. Подготовка отчета о деятельности организации, об обязательных платежах (их размерах на текущий период).
  4. Отчет перед собранием товарищества о результатах своей деятельности.

Кто может быть членом комиссии?

К основным целям проверок относятся:

  1. Контроль над деятельностью организации.
  2. Контроль над тем как расходуются деньги товарищества, обоснованы ли траты, как соблюдается финансовая дисциплина, как оплачивается труд.
  3. За тем, как рассчитываются сметы, как они исполняются, как перечисляются взносы, обоснованы ли, как ведется бухучет, соблюдаются ли его правила.
  4. Соответствует ли деятельность товарищества уставу, как сохраняются ценности и денежные средства.

Ревизии могут проводиться, как своими силами, так и с помощью привлеченных специалистов.

На сторонние услуги в бюджет закладываются отдельные денежные средства.

Самое главное! РК несет ответственность только перед собранием собственников и подотчетна только ему.

В процессе своей работы РК должно соблюдать требования:

Читайте так же:  Вид документа подтверждающего право собственности на квартиру

В последнем документе должно быть отражено:

  1. Общие положения. Срок, на который избирается данный состав, число членов, как она избирается (общее собрание).
  2. Ее компетенция. То есть функции и задачи РК.
  3. Права и обязанности РК.
  4. Как осуществляется деятельность, порядок ее.
  5. Основание для проверок, порядок их.
  6. Ведение документооборота РК.
  7. Порядок отчетности перед собранием.
  8. Хранение документов.
  9. Прекращение полномочий (по истечению срока и досрочное).

В заключение Положения следует пункт о внесениях изменений в него и соответствия законодательству.

Положение о ревизионной комиссии ТСЖ образец.

Акт проверки ТСЖ образец.

О вопросах реорганизации, ликвидации или банкротства ТСЖ читайте на нашем сайте.

Состав комиссии

Законом не запрещено привлекать к проведению ревизий в товариществе сторонних специалистов.

Но, обычно, в состав входят жильцы дома.

Желательно избирать в ее состав юристов и бухгалтеров, поскольку некомпетентность может привести к нарушениям закона.

Если же в доме подобные специалисты не проживают, то при проведении проверок стоит привлекать их со стороны. Стоимость услуг можно определить, обратившись в любую аудиторскую компанию.

О видах обслуживания ТСЖ узнайте из нашей статьи. Узнайте также о том, в каких случаях необходима проверка ТСЖ контролирующими органами.

Права

Члены РК при осуществлении своей деятельности наделяются определенными правами. Они могут:

  1. Требовать предоставления им хозяйственных и финансовых документов. Требование может быть и письменным, и устным.
  2. Доступ к документации не ограничивается временем. Сведения, составляющие гостайну, предоставляются в соответствии с требованиями закона.
  3. Если нарушены сроки предоставления материалов, связанных с проверкой, отказали в доступе к ним, документы оказались недостоверными, то РК вправе обратиться в соответствующие госорганы для привлечения к ответственности виновных лиц.
  4. Проверяющие вправе потребовать от правления, должностных лиц товарищества объяснения в письменном виде по тем или иным хозяйственным вопросам. Срок – один день. Объяснения приобщаются к акту проверки.
  5. Для проведения ревизии могут привлекаться специалисты со стороны.
  6. РК может потребовать от правления или иного органа управления привлечь к ответственности лицо, допустившее нарушение.
  7. РК вправе потребовать созыва как правления, так и общего собрания, если действия должностных лиц угрожают интересам товарищеского объединения или имеется другие основания для внеочередного собрания.

О стандартах раскрытия информации ТСЖ перед собственниками читайте в нашей статье.

Обязанности

Проверяющие должны:

  1. Проводить проверки и ревизии в установленные сроки. Они определяются действующим законодательством и уставом товарищества.
  2. Результаты ревизии, заключение проверяющих по ней предоставляются общему собранию.
  3. Внеплановая ревизия проводится в срок не позднее тридцати дней с того момента, как будет принято решение о ее проведении. Плановая проверка проводится по итогам истекшего периода.

Образец протокола общего собрания вы можете скачать тут.

Ход проверки

Во время проведения проверки должно быть проверено:

  1. Доходы, расходы организации.
  2. Сметы их. Правильно ли они составлены и обоснованы, как в целом, так и по отдельным работам.
  3. Как доводятся сметы до собственников на их рассмотрение и утверждение, своевременно или нет.
  4. Достоверность отчетности по сметам.

Прежде чем провести документальную проверку необходимо затребовать всю документацию и доступ к ней.

При этом, если проводится плановая ревизия, то потребуется вся финансовая и хозяйственная документация. В случае внеплановой проверки достаточно и документов, свидетельствующих о возможном или выявленном нарушении.

Затем материалы изучаются. К проведению анализа документов можно привлечь и специалистов со стороны. В сложных вопросах, когда не хватает компетенции членов РК – это самый лучший вариант.

Далее проверяются доходы организации.

Они могут складываться из членских взносов, обязательных платежей, а так же из иных поступлений, например, арендной платы, субсидий (льгот отдельным категориям граждан и тому подобное).

Проверяются тарифы, применяемые для оплаты жилья и коммунальных услуг. Муниципальные тарифы не являются обязательными для товарищества.

Затем проверяются расходы, как по уставной деятельности, так и по коммерческой. Если она есть. Вся полученная прибыль должна расходоваться только на выполнение уставных задач.

На следующем этапе проводится ревизия кассы. Проверяются поступившие денежные средства, внесенные наличными и полученные с расчетного счета.

Для проверки предоставляются кассовая книга, кассовые отчеты, главная книга, бланки по расчетам с населением и т. д.

По расчетному счету проверяют:

  1. Достоверность, законность операций.
  2. Как отражаются на счете проведенные операции, целесообразность их.

Для анализа используются банковские выписки и документы, к ним прилагаемые, главная книга, «51 счет».

Далее проверяется оплата коммунальных услуг. Используются данные по кассе и банковские документы, начисление квартплаты (ведомости начислений).

Затем проверяются подотчетные лица, взаиморасчеты с ними. При этом устанавливается целесообразность данных расходов:

  1. Соответствует ли выдача средств списку лиц, которым она разрешена.
  2. Соответствует ли этот расход нормативным актам, правильно ли оформляется документация на выдачу денег.
  3. Проверяется необходимость командировочных расходов, правильность расходования командировочных, оформления документов.
  4. Проверяются авансовые отчеты и иные документы, связанные с выдачей денежных средств.

Затем проверяются документы по оплате труда:

приказы и другие материалы, связанные с приемом увольнением, движением личного состава;

  • проверяется движение в товариществе материалов, приобретение их и списание.
  • После завершения ревизии составляется акт проверки.

    Отчетность

    После ревизии РК формирует два документа. Первый – это акт, в котором фиксируются результаты проверки, наличие или отсутствие нарушений и каких именно. Акт по итогам года содержит в себе следующую информацию:

    1. Состав группы проверяющих.
    2. Время проведения ревизии.
    3. Кто был в это время председателем правления.
    4. Что именно проверялось.
    5. Есть ли нарушения, и какие.
    6. Как расходовались деньги.
    7. Подписи лиц, проводивших ревизию.

    В ревизионном отчете содержится вся информация по хозяйственной и финансовой деятельности товарищества, включая:

    1. Продолжительность отчетного периода.
    2. Председатель правления, главный бухгалтер в этот период, их данные (Ф.И.О).
    3. Число проведенных заседаний правления, что рассматривалось.
    4. Утвержденные сметы, когда они утверждены собственниками.
    5. Поступление денег, источники поступлений, перечень их.
    6. Как расходовались поступившие деньги.
    7. Есть ли нарушения, в финансах и хозяйственной деятельности.
    8. Выводы и рекомендации.

    Как видно из нашего краткого обзора, ревизия ТСЖ – дело нетрудное, но трудоемкое. Придется перелопатить много документов, в которых человеку, несведущему в бухгалтерии сложно разобраться. Отсюда вывод: лучше доверить выполнение подобной работы аудитору.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-44-61 (Москва)
    +7 (812) 425-63-42 (Санкт-Петербург)

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://pravo.guru/gilishnoe-pr/nedvigimost/kvartira/tszh/reviziya.html

    Отсутствие ревизионной комиссии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here