Основы судебно психологической экспертизы

Информационная поддержка по вопросу: "Основы судебно психологической экспертизы" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Работа судебной экспертизы регламентируется статьями 67, 78-82, 184— 290 (вся глава 16) Уголовно-Процессуального Кодекса РФ.

Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого, свидетеля или потерпевшего, установления психического возраста любого субъекта, проходящего по делу, в тех случаях, когда это связано с его способностью участвовать в процессе предварительного следствия или судебном разбирательстве, т.е., с его дееспособностью как она определяется статьёй 32 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, статьями 21 и 29 Гражданского Кодекса.

Эксперт несет личную ответственность за данное им заключение, даже если он является одним из нескольких членов комиссии. Заключительный комиссионный экспертный акт подписывается всеми членами комиссии только в том случае, если после совещания они пришли к единогласному мнению. В случае же разногласий между экспертами, каждый эксперт дает свое заключение отдельно. Экспертное заключение не является обязательным для правоохранительных органов, но их несогласие должно быть мотивировано и, как правило, подкреплено повторной экспертизой, поручаемой другому или другим экспертам. Если же после чтения акта экспертизы, у юристов возникают дополнительные вопросы или чувство неполноты заключения, недостаточной аргументации, отсутствия разъяснения некоторых фактов, изложенных в уголовном деле, то назначается дополнительная (отличается от повторной) экспертиза, которая может быть поручена как тем же, так и другим экспертам. В случае проведения дополнительной экспертизы эксперт имеет право изменить свое ранее представленное заключение, если вскрылись дополнительные существенные факты. В случае существенных сомнений суда в достоверности экпертных выводов может быть назначена повторная экпертиза с привлечением другого состава комиссии или другого эксперта.

Эксперт обязан являться по вызову правоохранительных органов, отвечать на их вопросы, входящие в пределы его компетенции, предоставлять свое заключение в письменной форме. Если предоставленных материалов недостаточно для формулировки уверенного вывода или вопросы выходят за рамки компетенции эксперта, следует об этом сообщить также в письменной форме.

В права эксперта входит: возможность знакомиться с документами уголовного дела, относящимися к предмету экспертизы; заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов; участвовать в судебных и следственных действиях с разрешения определенного круга лиц. Круг лиц, имеющих право назначать экспертизу, выбирать конкретного эксперта, экспертное учреждение, вызывать эксперта или давать право участвовать в следственных или судебных действиях, это: лицо, производящее дознание (дознаватель), следователь, прокурор и суд.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В порядок назначения экспертизы входят следующие процедуры — ходатайство адвоката перед судом или следователем о ее назначении; собственная инициатива следователя, прокурора или суда; выяснение следователем необходимых данных о специальности эксперта и его компетентности; оформление поставления об экспертизе в письменном виде, где указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или экспертов или наименование учреждения, в котором будет проводиться экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, материалы, предоставляемые в распоряжение экспертов. Постановление предъявляется обвиняемому, о чем составляется протокол, подписываемый следователем и обвиняемым, за исключением тех случаев. когда психическое состояние обвиняемого делает это невозможным.

Эксперту следует знать, что обвиняемый может объявить отвод эксперту ( в соответствии со ст.59,67 УПК РФ) , также может представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, знакомиться с заключением эксперта (обычно это происходит в ходе ознакомления с уголовным делом обвиняемого перед судебным разбирательством).

В экспертном заключении должно быть указано, когда и где проводится экспертиза, кем она производится (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, аттестационная кагегория, ученая степень, звание, занимаемая должность, практический стаж работы по специальности), основание для ее производства (им является правильно оформленное постановление), использованные материалы, вопросы, поставленные перед экспертом, произведенные исследования (экспериментально-психологические методики). Если в процессе производства экспертизы обнаруживаются факты, имеющие значение для дела, эксперт в праве указать на них и вынести свое решение (в пределах своей компетенции), даже если соответствующие вопросы не были заданы. Минимальным свидетельством подлинности заключительного акта экспертизы является подпись или подписи экспертов, если эксперт привлекался по договору. В случае проведения экспертизы в специализированном учреждении акт удостоверяется как подписями, так и печатью данного учреждения.

В законе нет четких критериев для определения эксперта или специалиста (это разные понятия), кроме указания на то, что это “любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения” — ст.78 УПК РФ. Таким образом, ответственность за компетенцию лица, вызываемого в качестве специалиста или эксперта несет то юридическое лицо (дознаватель, следователь, прокурор, судья), которое его привлекает. При отборе специалистов и экспертов желательно требовать предъявления всех документов или копий, свидетельствующих о полученном базовом образовании, соответствующей специализации, наличии аттестационной категории, ученой степени, звания, стажа практической работы в виде справки из отдела кадров.

В ближайшие годы намечается рассмотрение вопроса о выделении деятельности судебно-медицинского эксперта-психолога и судебного эксперта-психиатра в отдельную специальность. С развитием института сертификации можно ожидать появления специального присваиваемого Министерством Здравоохранения сертификата или лицензии, дающих право специалистам работать в этой области.

В Уголовно-Процессуальном Кодексе РФ имеются понятия “специалист” и “эксперт”. По содержательной характеристике эти понятия одинаковы, но отличаются по своему отношению к судебному процессу. Если человек проходил по делу в качестве специалиста (участвовал в допросах, консультировал), то выполнять функции эксперта по данному делу он уже не может (за исключением врача-патологоанатома). Эксперт, ранее участвавший в деле, может потом проходить по нему в качестве специалиста.

Существуют обстоятельства, обязывающие эксперта заявить самоотвод (ст.59 и 67 УПК РФ):

— если он является потерпевшим, истцом, ответчиком, свидетелем или имеет иное отношение к судебной процедуре, за исключением экспертных обязанностей;

— если он является родственником любого участника судебного процесса;

Читайте так же:  Судебные приставы закрыли выезд за границу

— если он находится в служебной или иной зависимости от обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;

— если он производил по данному делу ревизию или консультацию, материалы которой послужили основанием для возбуждения уголовного дела;

— если он участвовал в деле в качестве специалиста.

Отвод специалисту могут предъявить в случае, когда обнаружится его некомпетентность.

Возможна такая процедура, как допрос эксперта следователем или в суде для разъяснения или дополнения данного им заключения (ст.192 УПК РФ).

Процедура назначения дополнительной или повторной экспертиз совпадают с вышеописанной.

В акте экспертизы эксперты дают подписку о предупреждении по статье 307 (181) Уголовного Кодекса РФ об отвественности за заведомо ложное заключение эксперта. Имеет отношение к работе эксперта и статья 310 (184) о неразглашении данных предварительного расследования в случае, если эксперт был предупрежден об этом. Но даже при отсутствии официального предупреждения со стороны прокурора, следователя или дознавателя, следует помнить о деонтологической практике врача или психолога.

Если ранее по Уголовному Кодексу РСФСР 1961 года градаций степени вменения было только две — полная вменяемость или полная невменяемость, то в УК РФ 1997 года введена новая статья 22, предусматривающая возможность ограниченной вменяемости, если лицо, совершившее ООД, страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости. В данном случае эксперт должен решить вопрос о полной или неполной мере осознания подэкспертным фактического характера и общественной опасности своих действий (или способности к ОРД), т.к. даже в случае наличия психических нарушений способность к ОРД в момент уголовно-наказуемого деяния могла быть полной.

Внимательно следует оперировать понятиями вменяемости и дееспособности. Невменяемость, определявшаяся психотическим состоянием в момент ООД, не лишает дееспособности в целом. Иначе говоря, вменяемость и дееспособность — разные понятия, определяющиеся независимо друг от друга.

Для профессиональной компетентности судебно-медицинского эксперта-психолога желательно владеть основами юридических знаний.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/spe2/02.htm

Основы судебно-психологической экспертизы

Название Основы судебно-психологической экспертизы
Анкор Основы судебно-психологической экспертизы Нагае.
Дата 14.10.2017
Размер 2.12 Mb.
Формат файла
Имя файла Основы судебно-психологической экспертизы Нагае. doc
Тип Закон
#23855
страница 1 из 60
Каталог

ОСНОВЫ

ЭКСПЕРТИЗЫ

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция»

Закон и право • Москва • 2000

кафедра психологии и педагогики Юридического института МВД Российской Федерации (нач. кафедры д-р юрид. наук, проф. Ю.В. Наумкш) и зав. кафедрой общей и юридической психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского доц. В.Ф. Енгшычев

Н16 Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,

ISBN 5-238-00145-2.
Рассматриваются формы использования специальных психологиче­ских знаний, виды судебно-психологических экспертиз (СПЭ) по месту и условиям проведения, по процессуальному положению подэкспертных, освещаются методология и частные методики проведения СПЭ, различ­ные аспекты организации судебно-психологической и судебно-психиатрической диагностики, особенности экспертизы в конкретных областях права.

Особое внимание уделено СПЭ несовершеннолетних, расследованию случаев сексуального насилия и правильной их квалификации.

Для студентов и слушателей юридических вузов и факультетов, спе­циалистов-практиков, экспертов в области гражданского, уголовного и административного права.

Предисловие

В настоящее время трудно себе представить высококвалифициро­ванное расследование, разбирательство в суде или в другом компетент­ном органе без привлечения знаний психологии. Вместе с тем пока относительно разработанными можно считать лишь несколько направ­лений использования таких знаний. Они находят непосредственное применение в основах профессиограмм работников юридических про­фессий; в оперативно-розыскной, следственной и судебной деятельно­сти; частично — в перевоспитании лиц, совершивших преступления, и опосредованное — через экспертизы, консультации, участие специали­ста-психолога в юрисдикции.

Однако надо отметить, что хотя подготовленность юристов в облас­ти психологии бесспорно возрастает, все же она отстает от потребности в использовании психологических знаний в уголовном и гражданском процессах. К тому же следует иметь в виду, что высокая профессио­нальная подготовленность одного человека одновременно в двух слож­ных самостоятельных и чрезвычайно объемных по информативности сферах — психологии и юриспруденции — практически невозможна, да в этом и нет необходимости, поскольку согласно законодательству можно, если требуется, привлекать специалистов, обладающих профес­сиональными знаниями в определенной области.

При расследовании и рассмотрении уголовного дела в суде могут возникнуть вопросы, разрешение которых в силу их узкой специализа­ции и неправового характера может оказаться не под силу следователю и суду. В таких случаях привлекаются другие участники уголовного процесса — лица, обладающие знаниями, достаточными для квалифи­цированного решения возникшей проблемы, а именно — эксперты.

Современная теория уголовного процесса под экспертизой понима­ет деятельность, направленную на получение достоверных фактических данных, имеющих правовое значение для решения дела, полученных с ис­пользованием специальных познаний в науке, технике, искусстве и ремесле. В качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее необхо­димыми познаниями для дачи заключения (ст. 78 УПК РСФСР).

Психологические познания — это познания в области психологии, сле­довательно, в данном случае речь идет о специальных познаниях в науке. Профессиональными знаниями теории и методологии психологии, прак­тическими навыками и умением проведения психологических исследова­ний обладает только психолог, имеющий высшее психологическое образование и работающий по своей специальности. Однако, поскольку пси­хология как наука имеет большое число специализаций, возникает впол­не закономерный вопрос: может ли лицо, не имеющее дополнительной подготовки по судебной психологии, а соответственно и опыта эксперт­ной работы, относиться к лицам, обладающим необходимыми психоло­гическими познаниями для дачи экспертного заключения?

Это очень важное обстоятельство для лиц, назначающих эксперти­зу, так как в нормативных документах вопрос о критериях компетент­ности при производстве экспертиз не оговаривается. Следует, пожалуй, согласиться с мнением Ф.С. Сафуанова, полагающего, что лица, не являющиеся сотрудниками специализированных экспертных учрежде­ний, могут проводить судебно-психологические экспертизы только в исключительных случаях. При этом обязательно должны учитываться их образование, специализация, стаж работы, опыт экспертной дея­тельности, наличие ученой степени и другие качества.

С начала 70-х годов, когда активно стала развиваться судебно-психологическая экспертиза как разновидность экспертного исследова­ния, в научной литературе не умолкают споры относительно предмета данной экспертизы. Это объясняется тем, что пока до конца не проана­лизирована проблема профессионального приложения знаний специа­листа-психолога в рамках экспертизы.

В современной науке и правоприменительной практике сложилось определенное понимание данного вопроса, которое заключается в сле­дующем. Психическая деятельность человека отражает объективную реальность. Однако в силу ряда причин (возраст, состояние здоровья) этот процесс может проистекать с различными отклонениями. Для осуществления правосудия очень важно знать характер и степень по­добных отклонений у лиц, чьи показания используются в качестве ис­точников доказательств в уголовном судопроизводстве и в связи с этим требуют критической оценки и определения уровня их истинности.

Таким образом, предметом судебно-психологического исследования являются вопросы о деятельности лиц, индивидуальные психологиче­ские свойства которых не выходят за пределы нормы (особенности вос­приятия определенных явлений в данных условиях, способность адек­ватно их оценивать, особенности реагирования на экстремальные си­туации и т. п.).

Потребность в использовании психологических знаний в различных областях практики обусловила развитие прикладных отраслей психо­логии, каждая из которых изучает психику человека в конкретных усло­виях его жизни и деятельности. Психологические знания используются тогда, когда работник юриспруденции привлекает сведущее в психоло­гии лицо, которое проводит профессиональное психологическое иссле­дование указанных органом дознания, следователем, прокурором, адво­катом, судьей, судом объектов, дает им оценку, предоставляет обоб­щенное знание об этих объектах юристу, который затем использует полученные сведения в процессе разбирательства уголовного, граждан­ского или административного дела.

В связи с актуальными требованиями времени остро встает вопрос о создании в кратчайшие сроки действенной практической психологии, способной надежно диагностировать психологические качества людей, прогнозировать их поведение и при необходимости управлять ими на основе широкого внедрения в практику фундаментальных научных дос­тижений. Имеется настоятельная потребность и в полном, достаточно глубоком анализе не только объективных, но и субъективных обстоя­тельств противоправного человеческого поведения. Поэтому психология все чаще получает «заказы» на специальные знания, необходимые для решения проблем и общего, и индивидуального характера.

Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспи­тания лиц, совершивших преступления. Судебно-психологические зна­ния в правоохранительной деятельности используются по-разному и в первую очередь непосредственно работниками органов предваритель­ного следствия, обеспечивая правильную диагностику личности, инди­видуальный подход к человеку, выбор и применение адекватных ситуа­циям тактических приемов и решений.

Экспертное разрешение психологических вопросов, возникающих в следственной и судебной практике, предъявляет к эксперту-психологу много дополнительных требований: знания процессуального закона в части проведения процедуры экспертного исследования, специфиче­ских условий предварительного следствия и судебного разбирательства. Все это обязывает прокурорско-следственных работников оказывать организационно-практическую помощь институту психологической экспертизы.

Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ невозможен, то он может быть и вероятностным.

Подготовка высококвалифицированных юридических кадров тре­бует изучения студентами-юристами основ судебно-психологической экспертизы (СПЭ) как в уголовном, так и в гражданском судопроиз­водстве. Курс юридической психологии позволяет студентам усвоить общие основы психологии и на этой основе — специальные проблемы судебно-психологических экспертиз, специфику проявления законо­мерностей психической деятельности в различных сферах юридиче­ской практики.

Источник: http://uhimik.ru/osnovi-sudebno-psihologicheskoj-ekspertizi-v2/index.html

Основы судебно-психологической экспертизы

Н16 Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — 333 с.

Рассматриваются формы использования специальных психологических знаний, виды судебно-психологических экспертиз (СПЭ) по месту и условиям проведения, по процессуальному положению подэкспертных, освещаются методология и частные методики проведения СПЭ, различные аспекты организации судебно-психологической и судебно-психиатрической диагностики, особенности экспертизы в конкретных областях права.

Особое внимание уделено СПЭ несовершеннолетних, расследованию случаев сексуального насилия и правильной их квалификации.

Для студентов и слушателей юридических вузов и факультетов, специалистов-практиков, экспертов в области гражданского, уголовного и административного права.

библиографическое описание:
Основы судебно-психологической экспертизы / Нагаев В.В. — 2000.

код для вставки на форум:

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 6

2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ 10

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 13

4. ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЭКСПЕРТИЗЕ 15

5. ПРЕДМЕТ И ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 18

5.1. ПРЕДМЕТ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 18

5.2. ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 19

6. СПЕЦИФИКА И ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 23

6.1. КОМПЕТЕНЦИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 23

6.2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 26

6.3. СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СТАДИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА В СУДЕ 28

6.4. ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 29

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦА (ОРГАНА), НАЗНАЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРТИЗУ 30

8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕРТА 32

8.1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА 35

9. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОДЭКСПЕРТНОГО (ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО, ПОДСУДИМОГО, СВИДЕТЕЛЯ, ПОТЕРПЕВШЕГО) 37

10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 41

10.1. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 41

10.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 43

11. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ВО ВСЕХ ВИДАХ ЮРИСДИКЦИИ 47

12. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 49

12.1. ПОВОДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ СПЭ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ И ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ ПЕРЕД ЭКСПЕРТОМ 51

12.2.ПОВОДЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО (НЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО) НАЗНАЧЕНИЯ СПЭ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 53

13. СУДЕБНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ 58

13.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АФФЕКТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ 58

13.2. ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ 62

13.3. ФРУСТРАЦИЯ 63

13.4. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ 64

13.5. ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ЭКСПЕРТИЗУ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО АФФЕКТА 65

13.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО АФФЕКТА. ОЦЕНКА ПО СТАДИЯМ АФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА 66

13.7. УБИЙСТВО, СОВЕРШЕННОЕ В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА 67

13.8. ХАРАКТЕР УБИЙСТВА, СОВЕРШЕННОГО В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА 68

13.9. АФФЕКТ И МОТИВ РЕВНОСТИ 69

14. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 70

14.1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 70

14.2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ ПО ДЕЛУ 71

14.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, ИМЕЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 72

14.4. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 73

14.5. ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ 75

14.6. ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСОВ СУДЕБНО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЭКСПЕРТАМ 75

14.7. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 82

15. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ФАКТАМ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 85

15.1. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ НА ЭКСПЕРТИЗУ 90

15.2. ОБЩИЙ ПЛАН ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОТЕРПЕВШЕЙ 90

15.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ПОТЕРПЕВШЕЙ ХАРАКТЕРА И ЗНАЧЕНИЯ СОВЕРШАЕМЫХ С НЕЙ ДЕЙСТВИЙ 93

15.4. ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБВИНЯЕМОГО В ХОДЕ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 94

15.5. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СИТУАЦИЯХ ГРУППОВОГО ИЗНАСИЛОВАНИЯ 95

16. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СУИЦИДНОГО ПОВЕДЕНИЯ 97 И ЕГО СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 97

16.1. НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДОВ 98

16.2. СУИЦИДАЛЬНАЯ НАСТРОЕННОСТЬ 100

16.3. ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ДОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ДО САМОУБИЙСТВА 101

16.4. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, Т.Е. ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА 101

16.5. ПОСМЕРТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ 102

Видео (кликните для воспроизведения).

16.6. КОМПЛЕКСНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ФАКТУ САМОУБИЙСТВА 104

17. СУДЕБНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 107

17.1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 107

17.2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОВОДЫ К НАЗНАЧЕНИЮ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 107

17.3. КОМПЕТЕНЦИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ 109

17.4. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ 109

17.5. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ЭКСПЕРТУ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА 111

17.8. СПОР МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ О ПОРЯДКЕ УЧАСТИЯ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ОТДЕЛЬНО ПРОЖИВАЮЩЕГО РОДИТЕЛЯ 118

17.9. ДЕЛА О ЛИШЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ (СТ. 69 СК РФ) 119

17.10. ДЕЛА, СВЯЗАННЫЕ С ОТМЕНОЙ УСЫНОВЛЕНИЯ ПО ОСНОВАНИЯМ СТ.СТ. 140, 141 СК РФ 120

18. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ О МОРАЛЬНОМ ВРЕДЕ 120

18.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ 120

18.2. ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ О МОРАЛЬНОМ ВРЕДЕ 121

18.3. СУДЕБНАЯ ОЦЕНКА МОРАЛЬНОГО ВРЕДА 122

18.4. ПОСЛЕДСТВИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА (МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-МОРАЛЬНЫЕ) 123

18.5. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ О МОРАЛЬНОМ ВРЕДЕ 123

18.6. КРИТЕРИИ И МЕТОД ОЦЕНКИ РАЗМЕРА МОРАЛЬНОГО ВРЕДА 124

19. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 127

19.1. КОМПЕТЕНЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 129

20. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 131

21. КОМПЛЕКСНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ С УЧАСТИЕМ ПСИХОЛОГА 135

21.1. КОМПЛЕКСНАЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 140

21.2. КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 142

21.3. КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-СЕКСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 148

21.4. КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ ЭРОТИЧЕСКОГО И ПОРНОГРАФИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ 153

21.5. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНОГРАММ И ВИДЕОЗАПИСЕЙ 155

21.6. КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (ПО В.Ф. ЕНГАЛЫЧЕВУ И С.С. ШИПШИНУ) 157

Источник: http://www.forens-med.ru/book.php?id=470

Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения

Понятие судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — один из видов судебных экспертиз и, следовательно, — одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

К компетенции эксперта-психолога относятся:

    1. определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений;
    2. ис­следование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления (к их числу, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п.).

Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:

    • СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими .

Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, она может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. «diagnos» — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. «valid» — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.

Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены законом (например, ст. 57 УПК РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

Основания назначения СПЭ

К поводам обязательного назначения судебно-психологической экспертизы относятся (ст. 196 УПК РФ):

    1. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
    2. если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
    3. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
    4. если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
    5. если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

СПЭ, связанная с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например:

    • имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений,
    • обладает ли лицо повышенной внушаемостью,
    • может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

СПЭ при расследовании половых преступлений

При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. Это является квалифицирующим признаком данного состава преступления. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:

    1. находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;
    2. могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этим обстоятельствами, их принятия.

Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможость сопротивления.

Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

    1. хроническим психическим заболеванием;
    2. временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматическим заболеванием, состояние фрустрации, аффекта, стресса);
    3. отставанием психического развития;
    4. возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой. Обстоятельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой.

СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходимостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.

СПЭ в связи с аффектом

Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.

Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос:

    • находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии физиологического аффекта?

Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом и анализом остаточных, следовых явлений.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-osnovaniya-naznacheniya

Нагаев В.В.. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. — 333 с.. 2000

Рассматриваются формы использования специальных психологических знаний, виды судебно-психологических экспертиз (СПЭ) по месту и условиям проведения, по процессуальному положению подэкспертных, освещаются методология и частные методики проведения СПЭ, различные аспекты организации судебно-психологической и судебно-психиатрической диагностики, особенности экспертизы в конкретных областях права. Особое внимание уделено СПЭ несовершеннолетних, расследованию случаев сексуального насилия и правильной их квалификации. Для студентов и слушателей юридических вузов и факультетов, специалистов-практиков, экспертов в области гражданского, уголовного и административного права.

Источник: http://lawbook.online/ekspertiza-sudebnaya/osnovyi-sudebno-psihologicheskoy-ekspertizyi.html

10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

• участие эксперта в исследовании доказательств;

• выяснение обстоятельств, имеющих значение для заключения экспертов;

• проведение экспериментального исследования;

10.1. Этапы проведения психодиагностического исследования

В работе эксперта-психолога можно выделить такие этапы:

• ознакомление с материалами дела;

• изучение специальной литературы по предполагаемому направлению экспертизы;

• предварительное исследование испытуемого;

• обработка полученных результатов и их интерпретация;

• составление заключения экспертизы;

• дача заключения на следствии и в суде.

Основные этапы психологического исследования при производстве судебно-психологической и комплексных с нею экспертиз можно представить в виде следующей обобщенной схемы (по Ф.С. Сафуанову [46, с. 21]).

1. Четкое уяснение фабулы дела. Эксперт-психолог реконструирует временную последовательность событий, используя все имеющиеся в деле показания (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего), материалы выхода на место происшествия и следственных экспериментов, а также данные судебных экспертиз.

2. Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного по уголовному делу и приобщенным к нему материалам.

3. Психологический анализ динамики психического состояния и психической деятельности подэкспертного по материалам дела.

4. Проведение клинико-психологической беседы и экспериментально-психологического исследования с одновременным наблюдением подэкспертного.

5. Сопоставительный анализ данных психологического изучения уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментального исследования.

6. Анализ взаимодействия личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией: исследование особенностей отражения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуации, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения — с учетом индивидуально-психологических возможностей, эмоционального и функционального состояния, особенностей уровня психического развития, психических расстройств.

7. Составление заключения с формулировкой экспертных выводов (ответы на вопросы судебно-следственных органов).

На первом этапе эксперт-психолог для установления психического состояния лица по делу должен выяснить следующие фактические данные: страдало ли такое лицо душевными заболеваниями раньше; состоит ли оно на учете в психоневрологическом диспансере, и если да, то с каким диагнозом; как долго лицо состоит на этом учете; помещалось ли оно ранее на лечение в психиатрическую больницу; проводилась ли ранее в отношении данного лица судебно-психологическая экспертиза, и если да, то в связи с чем. Выясняются и другие обстоятельства, характеризующие состояние здоровья подэкспертного лица, его поведение дома или в общественных местах.

Эксперту-психологу следует также четко выявить факты, свидетельствующие о необходимости проведения судебно-психологической экспертизы, причем всегда надо помнить, что СПЭ по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого может быть назначена только после проведения судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведении лица отдельных психических проявлений, свидетельствующих о возможности его отставания в психическом развитии.

Напомним, что признаками отставания в психическом развитии несовершеннолетнего являются:

• инфантильность поведения и мышления, неспособность к самостоятельным умозаключениям;

• несоответствие мотивов содержанию и целям действий;

• нарушение в целенаправленности и критичности поведения;

• неспособность к социальной коррекции поведения. Перед СПЭ нельзя ставить вопросы:

• нормальному уровню развития какого возраста соответствует фактическое развитие данного лица?

• отличается ли принципиально психическое развитие умственно отсталого несовершеннолетнего от нормального?

При постановке перед СПЭ вопросов, связанных с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, следователь (судья) должен знать возможности СПЭ в этой области. Экспертиза может установить индивидуальные особенности психики, цветоощущений, объем восприятия, особенности звуковысотного различия и т. д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности, как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед экспертизой должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела, например: обладает ли лицо повышенной внушаемостью, может ли его слабое умственное развитие быть причиной искажений передаваемой им информации и т. п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человек в действительности предъявленный объект или не опознал, соответствуют ли его показания реальным событиям?). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

Критерии потенциальных возможностей эксперта-психолога вытекают из предмета судебно-психологической экспертизы. Общий предмет в психологии раскрывают через элементы психической деятельности человека (свойства, процессы, закономерности), характеристика и экспертная оценка которых имеют значение для установления объективной истины по делу. Общий предмет психологической экспертизы трансформируется в частный, конкретизируясь в определенную экспертную задачу, а именно:

• определение состояний аффекта (интенсивность, длительность и механизм такого состояния);

• определение состояния переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии;

• определение уровня умственного развития человека, в том числе его способности осознавать значение своих действий;

• оценка психологической зрелости олигофренов, роли педагогической запущенности у психопатических личностей, объяснения мотивов неадекватного защитного поведения подсудимых с признаками психической аномальности;

• установление способности несовершеннолетнего в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими.

Объектом судебно-психологической экспертизы, т. е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является психика исследуемого лица.

В качестве одного из критериев классификации судебно-психологической экспертизы можно избрать процессуальный статус испытуемого лица. По такому признаку можно выделить экспертизу свидетелей и потерпевших и экспертизу подозреваемых и обвиняемых. Подобная классификация обусловливается разницей как в правовом положении испытуемых, так и в разрешаемых вопросах.

Основываясь на практике, можно отметить, что чаще всего экспертному исследованию подвергаются свойства личности и психические состояния испытуемого.

Каждый из этих видов экспертиз, в свою очередь, делится на несколько разновидностей. Критерием разграничения экспертизы первого вида целесообразно избрать личность испытуемого. По этому признаку экспертизы делятся на экспертизу несовершеннолетних лиц; экспертизу лиц, страдающих сенсорными недостатками (глухие, слепые и т.д.), и экспертизу совершеннолетних лиц с целью установления особенностей восприятия или оценочных суждений, запоминания, воспроизведения запомненного, а также их психических свойств.

В основу классификации разновидностей экспертиз второго вида — психических состояний — следует положить характеристику устанавливаемого состояния испытуемого. Эта экспертиза связана с установлением физиологического аффекта, состояния стресса, вызванного экстремальными условиями, в которых происходило исследуемое событие, или с конфликтной ситуацией, в которой находился в это время испытуемый.

В постановлении пленума Верховного Суда СССР №1 от 16 марта 1971 г. «О судебно-психологической экспертизе по уголовным делам» сказано, что в необходимых случаях, когда установление того или иного обстоятельства невозможно путем проведения отдельных экспертиз либо это выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, может быть назначено проведение ряда исследований, осуществляемых несколькими экспертами на основе использования различных специальных знаний. В данном случае речь идет о комплексной экспертизе, составной частью которой может быть и судебно-психологическая экспертиза.

Источник: http://lawbook.online/sudebnaya-ekspertiza_862/organizatsiya-provedeniya-sudebno-25908.html

Читайте так же:  Заявление на загранпаспорт ребенку до года
Основы судебно психологической экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here