Органы принудительного исполнения решения суда

Информационная поддержка по вопросу: "Органы принудительного исполнения решения суда" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Статья 6.1. Система принудительного исполнения Российской Федерации

Статья 6.1. Система принудительного исполнения Российской Федерации

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее — подведомственные организации).

>
Федеральный орган принудительного исполнения
Содержание
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/11901340/fddf9845ff6b541a4332a43a14febecf/

Статья 5. Органы принудительного исполнения

Статья 5. Органы принудительного исполнения

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 33-ФЗ в часть 1 статьи 5 внесены изменения

1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ часть 2 статьи 5 изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее — подразделения судебных приставов).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

3. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 274-ФЗ статья 5 дополнена частью 4

4. В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы.

>
Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
Содержание
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/77687153/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Энциклопедия судебной практики. Органы принудительного исполнения (Ст. 5 Закона «Об исполнительном производстве»)

Энциклопедия судебной практики
Органы принудительного исполнения
(Ст. 5 Закона «Об исполнительном производстве»)

1. Принудительное исполнение вступивших в законную силу судебных актов возложено только на судебных приставов-исполнителей

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии со статьей 71 (пункт «о») Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами. Федеральный законодатель в рамках предоставленной ему дискреции в сфере регулирования производства по принудительному исполнению вступивших в законную силу судебных актов, актов других органов и должностных лиц возложил функции по такому принудительному исполнению на судебных приставов-исполнителей.

Решение же вопроса о наделении полномочиями по принудительному исполнению указанных актов на иных лиц — граждан и юридических лиц, к чему фактически сводится требование заявителя, также относится к компетенции законодателя и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

В рамках исполнительного производства основная ответственность за тщательность, своевременность и быстроту исполнения судебного акта ложится на органы принудительного исполнения судебных актов — Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (статья 5 Закона об исполнительном производстве)

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов в силу части 2 статьи 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

2. Председатель суда не вправе предпринимать какие-либо действия, направленные на ускорение производства на стадии исполнения судебного постановления

Поскольку вступившее в законную силу судебное постановление подлежит в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительному исполнению Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами, а не судом, председатель суда не вправе предпринимать какие-либо действия, направленные на ускорение производства на стадии исполнения судебного постановления, которая не входит в судебное разбирательство, включающее период от поступления заявления в суд до принятия судом решения по делу.

3. ТУ Федеральной службы судебных приставов непосредственно не осуществляет исполнительное производство, поэтому не несет ответственности за действия конкретных судебных приставов-исполнителей

Читайте так же:  Комендантский час во время нового года

Руководствуясь статьями 197, 200, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», суды пришли к выводу, что поскольку непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возложено на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, а само территориальное управление согласно Положению о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденному приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.04.2007 N 69, лишь обеспечивает организацию осуществления исполнительного производства, но непосредственно не осуществляет его, то оснований для возложения ответственности на территориальное управление за действия (бездействие) конкретных судебных приставов-исполнителей не имеется.

Примечание

Приказом Министерства юстиции РФ от 21 мая 2013 г. N 74 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» Приказ Минюста РФ от 9 апреля 2007 г. N 69 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» признан утратившим силу

4. Судебный пристав-исполнитель не может свободно распоряжаться правами и обязанностями, закрепленными в исполнительном документе

В отличие от участников гражданских правоотношений судебный пристав-исполнитель не может свободно распоряжаться правами и обязанностями, закрепленными в исполнительном документе, за пределами полномочий, предоставленных ему Законом об исполнительном производстве.

Поэтому права и обязанности, облеченные в процессуальную форму исполнительного документа, для целей его исполнения могут быть изменены (преобразованы) судебным приставом-исполнителем только с соблюдением соответствующей процессуальной формы.

Исполнение судебного акта является одной из гарантий реализации права на справедливое и эффективное судебное разбирательство и должно осуществляться под непосредственным контролем суда.

5. Обязанность по исполнению судебных актов о принудительной госпитализации больных туберкулезом возложена на судебных приставов

В силу части 1 статьи 5 Закона об исполнительном производстве и статьи 12 Закона о судебных приставах обеспечение исполнения судебного решения о принудительной госпитализации больных заразными формами туберкулеза в медицинские противотуберкулезные организации возложено на судебных приставов-исполнителей.

Для непосредственного исполнения указанного судебного решения привлекаются сотрудники полиции и работники соответствующих медицинских учреждений с целью обеспечения судебного пристава-исполнителя безопасным доступом к лицам, подлежащим принудительной госпитализации, а также специализированным медицинским транспортом, оснащённым средствами иммунологической защиты, исключающими возможность заражения неограниченного круга лиц (пункт 35 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции»).

Ввиду отсутствия федерального закона, в соответствии с которым судебный акт о принудительной госпитализации больного туберкулезом в медицинское учреждение подлежал бы исполнению медицинским учреждением, в силу прямого указания части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ подлежит исполнению должностными лицами Федеральной службы судебных приставов.

6. Судебные приставы-исполнители не наделены правом самостоятельно выходить за рамки требований, содержащихся в исполнительном документе

Арбитражный суд обязал редакцию должника опубликовать в газете опровержение сведений тем же шрифтом, на том же месте полосы газеты, что и опровергаемое сообщение. Выданный исполнительный лист содержал резолютивную часть решения суда и не противоречил требованиям статьи 320 АПК РФ, в связи с чем, с учетом норм статьи 1 Федерального закона РФ N 118-ФЗ от 21.07.1997 «О судебных приставах» и статьи 5 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», судебный пристав не мог самостоятельно выйти за рамки требований, содержащихся в исполнительном документе и обязать должника опубликовать опровержение на какой-либо конкретной полосе газеты.

7. Взыскатель вправе обратиться с заявлением о возбуждении исполнительного производства непосредственно в межрайонный отдел, являющийся структурным подразделением территориального органа ФССП

Закон об исполнительном производстве не содержит запрета на обращение взыскателя с заявлением о возбуждении исполнительного производства непосредственно в межрайонный отдел, полномочия которого распространяются на всю территорию области. Межрайонный отдел является структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, к компетенции которого относится принудительное исполнение судебных актов на территории субъекта Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 5 Закона об исполнительном производстве).

8. Вмешательство в деятельность судебных приставов возможно только в случаях нарушения федерального закона с целью восстановления нарушенных прав участников исполнительного производства

Поскольку условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом «Об исполнительным производстве», осуществление принудительного исполнения судебных актов возложено исключительно на судебных приставов — исполнителей (статьи 1 и 5 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 1 ФЗ «О судебных приставах»), судебный контроль в порядке ст. 441 ГПК РФ при оспаривании постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов предусматривает возможность вмешательства в их деятельность только в случаях нарушения федерального закона с целью восстановления нарушенных прав участников исполнительного производства. Таких оснований вмешательства по делу не установлено.

Поскольку условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом «Об исполнительным производстве», осуществление принудительного исполнения судебных актов возложено исключительно на судебных приставов — исполнителей (статьи 1 и 5 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 1 ФЗ «О судебных приставах»), судебный контроль в порядке ст. 441 ГПК РФ при оспаривании постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов предусматривает возможность вмешательства в их деятельность только в случаях нарушения федерального закона с целью восстановления нарушенных прав участников исполнительного производства. Таких оснований вмешательства по делу не установлено.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Читайте так же:  Срок обжалования кассационного постановления арбитражного суда

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве» использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, государственным советником юстиции РФ 3 класса Д. И. Тисленко, кандидатом юридических наук Д.В. Лоренцем, Азымовой М.Р., Комлевым Е.Ю., Рожковой Ю.Е., Шумилиным П., Михайлевской М.

Источник: http://base.garant.ru/57592059/

Органы принудительного исполнения судебных актов

Рубрика: 22. Исполнительное право

Дата публикации: 27.01.2017

Статья просмотрена: 722 раза

Библиографическое описание:

Федоров П. Р. Органы принудительного исполнения судебных актов [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 131-133. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11768/ (дата обращения: 10.02.2020).

Большое внимание в Федеральной службе судебных приставов уделяется обеспечению законности привлечения лиц к уголовной ответственности. В отчетном периоде дознавателями Службы с обвинительным актом в суды направлено 72,8 тыс. уголовных дел. Количество постановленных судами оправдательных приговоров и уголовных дел, прекращенных по реабилитирующим основаниям, в целом составило всего 0,03 % от этого числа. Сумма, взысканная судебными приставами-исполнителями в отчетном году, превысила аналогичный показатель 2014 года на 44,4 млрд. руб. и составила 474,7 млрд. руб. В результате деятельности Федеральной службы судебных приставов в консолидированный бюджет Российской Федерации перечислено 146 млрд. руб. (на 20,7 млрд. руб. больше, чем в 2014 году), в том числе исполнительский сбор на сумму свыше 9,6 млрд. руб. Плановое задание по взысканию исполнительского сбора, установленное Минфином России, выполнено на 108,9 %.

Судебный пристав-исполнитель — это должностное лицо, состоящее на государственной службе, поэтому к нему предъявляются определенные требования, касающиеся возраста, образования, состояния здоровья, наличия специальной подготовки. Судебные приставы имеют форменную одежду со знаками отличия, им присваиваются классные чины работников органов юстиции. В соответствии с законом «Об исполнительном производстве» пристав-исполнитель — должностное лицо, состоящее на государственной службе. Поэтому все его требования, касающиеся исполнения, обязательны для всех госорганов, организаций, должностных лиц и граждан. Судебный пристав-исполнитель наделен значительным объемом прав, осуществление которых позволяет ему добиваться реального и своевременного исполнения судебных актов и актов иных органов.

В частности, пристав-исполнитель вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения, справки, входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или принадлежащие ему, производить их осмотры, при необходимости вскрывать указанные помещения, арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализацию арестованное имущество, налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка, совершать иные действия, предусмотренные законом. Следует подчеркнуть, что полномочия судебного пристава-исполнителя с принятием федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» претерпели определенные изменения в сторону расширения. И вместе с тем нельзя не отметить некоторые противоречивые положения указанных актов. Так, непонятно, почему полномочие по отложению исполнительных действий передано приставу-исполнителю, а полномочия по приостановлению и возобновлению исполнительного производства оставлены за судом общей юрисдикции?

Почему теперь судебный пристав-исполнитель с письменного разрешения старшего судебного пристава возвращает исполнительный документ без исполнения взыскателю и сам путем вынесения постановления принимает решение об окончании исполнительного производства, в то время как решения о прекращении исполнительного производства, о принятии отказа взыскателя от взыскания, об утверждении мирового соглашения принимаются судом?

Кроме того, только реализация арестованного имущества составляет два месяца, в то время как на все исполнение отводится тот же срок, в который входят трехдневный срок для возбуждения исполнительного производства и пять дней для добровольного исполнения решения суда [2].

А если определение о возбуждении исполнительного производства будет обжаловано в десятидневный срок, то двухмесячный срок еще больше сокращается. Далее, в законе не уточняется, что делать в случае, если по каким-либо причинам исполнение затягивается. Это может иметь место при ходатайстве должника об отсрочке исполнения, изменении способа исполнения, отложении совершения исполнения. Поэтому указанный в законе двухмесячный срок принудительного исполнения целесообразно конкретизировать применительно к тем или иным обстоятельствам, влияющим на ход исполнения. Немаловажным является и то, что многие вопросы, касающиеся исполнения, находятся в исключительной компетенции суда. Речь идет о вопросах приостановления, прекращения, изменения порядка и способа исполнения решения, его отсрочки и рассрочки, наложения взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, о повороте исполнения решения, выдаче исполнительного листа. Такое положение противоречит принципам и задачам исполнительного производства, т. к. исполнительное производство в настоящее время стадией судебного процесса не является [3].

В соответствии с законом принудительно исполняются не только судебные акты, но и акты иных органов. Следует иметь в виду, что срок вынесения судом определений по указанным ранее вопросам по общему правилу довольно длителен.

В связи с этим имеет смысл согласиться с мнением авторов о целесообразности внесения в закон «Об исполнительном производстве» поправок, в соответствии с которыми указанные процессуальные вопросы, связанные с исполнением, были бы отнесены к компетенции старшего судебного пристава-начальника территориального подразделения службы судебных приставов [4].

  1. Ягузинский А. Н. Правовое регулирование исполнения судебных актов и актов иных органов // Законодательство. 2000. № 4. С. 71.
  2. Золотухин О. В. Коллизии и недостатки в исполнительном производстве // Современное право. 2001. № 2. С. 46.
  3. Ягузинский А. Н. Указ. соч. С. 87.
  4. Ягузинский А. Н. Указ. соч. С. 88.

Источник: http://moluch.ru/conf/law/archive/225/11768/

История судебной системы в России

Реформа принудительного исполнения 1997 г.

Еще в советском праве правовую природу исполнительного производства фундаментально разработал М.К. Юков, придя к выводу, что исполнительное производство является самостоятельным производством, а регулирующие его нормы образуют самостоятельную комплексную отрасль права — исполнительное право.

Читайте так же:  Изменение исковых требований статья

Незадолго до реформы гражданского судопроизводства 1995 г. в теории процессуального права появились предложения предоставить суду самому право возбуждать исполнительное производство и даже исполнять собственные решения по отдельным категориям дел и при определенных условиях. В.В. Худенко в 1992 г. ратовал за то, чтобы право возбуждения исполнительного производства было предоставлено судье. С.Л. Симонян в 1994 г. «в целях повышения эффективности судебного решения» предлагала дать суду право исполнять собственное решение по жалобе гражданина, «когда решение вопроса не зависит от усмотрения административной власти». Таким образом, предлагалось решить вопросы неисполнения судебных актов через тезис: «не можешь заставить — делай сам».

Законодательное закрепление в результате реформы исполнительного производства получила впоследствии совершенно противоположная позиция. В современной судебной политике, как указывает судья Верховного Суда Российской Федерации Н.А. Калоколов, одной из главных идеологических задач судебной власти является последовательное отграничение функций судебной власти от смежных направлений деятельности других управленческих структур.

Во время первой постсоветской реформы гражданского судопроизводства и второй реформы арбитражного процесса 1995 г. стали звучать активные призывы разделить предмет регулирования исполнительного и смежных отраслей российского права

А.К. Сергун указывала на необходимость отдельного федерального закона об исполнительном производстве, в котором должны быть определены собственно исполнительные действия, а в процессуальном кодексе должны остаться вопросы, разрешение которых отнесено к компетенции самого суда.

Однако при реформировании гражданского судопроизводства в 1995 и 2000 гг., когда было изменено значительное количество гражданских процессуальных норм и введены новые институты процессуального права, оставались без какого-либо внимания реформаторов раздел V ГПК РСФСР «Исполнительное производство» и Приложение № 1 к ГПК РСФСР, включающее Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Многие из норм V раздела ГПК РСФСР «Исполнительное производство» регулировали правоотношения в сфере исполнительного производства практически до 1 февраля 2003 г. в части, не урегулированной и не противоречащей Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. До вступления в силу 6 ноября 1997 г. Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» исполнительное производство практически целиком регулировалось гражданским процессуальным законодательством (V разделом ГПК РСФСР) и считалось частью гражданского процесса, его заключительной стадией.

Видео (кликните для воспроизведения).

Указанные законы в 1997 г. подорвали устоявшееся за многие десятилетия в российском праве положение о том, что исполнение судебных решений и иных юрисдикционных актов — завершающая, заключительная стадия гражданского процесса. Их принятие подтвердило юридическое своеобразие исполнительного права как отраслевого структурного подразделения российского права, добавив к уже имеющимся двум признакам структуризации системы права С.С. Алексеева и его последователей (особые регулятивные свойства, т.е. метод, и интеллектуально-волевое содержание — принципы, общие наложения) третий — внешнюю форму права, известную обособленность в законодательстве.

Исполнительные органы в связи с проведенной на основе Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» реформой были не только переименованы, превратившись из судебных исполнителей, подчиненных судам, в судебных приставов-исполнителей, судебный контроль за которыми ограничивается предусмотренной законом возможностью обжалования в судебном порядке их действий (как и действий любых других должностных лиц в Российской Федерации), но и получали совершенно новое качество.

Заметим, что Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» более 5 лет находились в противоречии с основным кодифицированным источником гражданского процессуального права не только в отношении отдельных правил исполнительного производства, но даже в наименовании органов принудительного исполнения и их подчиненности.

Только ГПК РФ 2002 г.. вступивший в силу с 1 февраля 2003 г., отказавшись от непосредственного регулирования собственно исполнительных действий, оставил в рамках гражданского судопроизводства лишь вопросы исполнительного процесса, непосредственно связанные с процессуальной деятельностью суда — судебным санкционированием и судебным контролем (гл. 45 «Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)», гл. 47 «Производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» и раздел VII «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов»).

Источник: http://isfic.info/court/cohis99.htm

Суд и органы принудительного исполнения

1. Суд является важнейшим участником исполнительного производства. В соответствии со ст. 495 ГПК суд осуществляет контроль за правильным и своевременным исполнением исполнительных документов.

В силу ст. 463 ГПК суд первой инстанции обязан выдать взыскателю исполнительный лист после вступления судебного постановления в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно (сразу же после вынесения судебного постановления).

Суд в пределах своей компетенции обязан проверить правомерность исполнения на территории Республики Беларусь решений иностранных судов (ч. II ст. 463 ГПК).

Исполнительный лист судом направляется для исполнения по просьбе взыскателя, а в предусмотренных законом случаях (ч. IV ст. 463 ГПК) и по своей инициативе.

В случае утраты подлинника исполнительного листа суд, вынесший судебное постановление, может выдать дубликат (ч. I ст. 465 ГПК).

Кроме того, суд вправе:

дать разъяснение по вынесенным судебным решениям, подлежащим принудительному исполнению (ст. 327 ГПК);

восстановить пропущенный срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 471 ГПК);

осуществить поворот исполнения судебного постановления (ст. 472 ГПК);

разрешить вопрос об отводе судебного исполнителя (ст. 477 ГПК);

рассмотреть жалобы и протесты на действия судебного исполнителя (ст. 479 ГПК);

вынести определение о розыске должника через органы милиции (ст. 487 ГПК);

приостановить исполнительное производство (ст. 489-490 ГПК);

прекратить исполнительное производство (ст. 492 ГПК);

Читайте так же:  Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит

возвратить исполнительный документ взыскателю (ст. 493 ГПК);

подвергнуть виновных лиц судебному штрафу за неисполнение судебного решения (ст. 537 ГПК).

Суд вправе рассмотреть и другие вопросы материального и процессуального права, возникающие в исполнительном производстве, если это предусмотрено ГПК.

2. К органам принудительного исполнения в гражданском процессе относятся судебные исполнители и другие должностные лица.

В соответствии с действующим законодательством судебные исполнители назначаются и освобождаются от занимаемой должности Министерством юстиции Республики Беларусь по представлению начальника управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета.

3. Судебные исполнители действуют в пределах той территории, на которую распространяется юрисдикция районного (городского) суда, при котором они состоят. Однако в необходимых случаях судебный исполнитель может совершать исполнительные действия и за пределами своей территории (например, в пределах области).

Как указано в ст. 476 ГПК, при осуществлении обязанностей по исполнению исполнительных документов судебные исполнители являются представителями власти.

Требования судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь.

4. Судебный исполнитель не может участвовать в исполнении и подлежит отводу, если он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо является родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Вопрос об отводе судебного исполнителя разрешается судьей. Определение об отказе в отводе может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке (ч. I ст. 477 ГПК).

В случае отвода судебного исполнителя исполнительный документ передается другому судебному исполнителю того же суда или направляется в другой суд (ч. II ст. 477 ГПК).

5. Судебный исполнитель должен принимать все меры к тому, чтобы обеспечить быстрое и реальное исполнение судебных постановлений и иных актов.

Согласно ст. 475 ГПК, к компетенции судебных исполнителей относятся следующие вопросы: возбуждение исполнительного производства; контроль за добровольным исполнением; принудительное исполнение; возвращение исполнительного документа взыскателю; определение расходов по исполнению; принятие мер по установлению местонахождения должника и иные действия.

В силу ст. 485 ГПК судебный исполнитель имеет право совершать следующие исполнительные действия:

вызвать должника в суд для ознакомления его с исполнительными документами и предложить ему добровольно исполнить исполнительный документ;

налагать арест на имущество или денежные суммы, принадлежащие должнику и находящиеся у него или у других лиц;

производить осмотр помещений и хранилищ должника;

осуществлять в установленном законом порядке продажу описанного или изъятого имущества должника;

получать от сторон и иных лиц устную или письменную информацию, если она необходима для осуществления исполнения.

Кроме того, судебный исполнитель может совершать и другие необходимые действия, предусмотренные ГПК и другими законами Республики Беларусь.

  • 6. В случае оказания сопротивления судебному исполнителю при совершении исполнительных действий он составляет об этом акт и представляет судье для разрешения вопроса о привлечении к ответственности лиц, оказавших ему сопротивление (ч. III ст. 476 ГПК).
  • 7. Деятельность судебного исполнителя находится под контролем судьи, который должен следить за правильным и своевременным исполнением судебных постановлений и иных актов.

Важнейшие действия судебного исполнителя утверждаются судьей (например, акт, составленный судебным исполнителем, об отсутствии у должника имущества, на которое можно обратить взыскание).

Некоторые вопросы, связанные с исполнением, могут разрешаться только судьей, а не судебным исполнителем. Например, только судья может предоставлять отсрочку или рассрочку исполнения судебного решения, разрешать вопрос об отводе судебного исполнителя, налагать судебные штрафы и т. д.

Источник: http://studme.org/19810206/pravo/sud_organy_prinuditelnogo_ispolneniya

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ СУДА

В случае, когда решение суда вступило в законную силу, получен исполнительный лист, а должник свои обязательства так и не исполнил, принудительное исполнение решения суда неизбежно. В настоящей статье мы поговорим о способах такого исполнения и их преимуществах.

Принудительное исполнение решения суда может быть осуществлено следующими способами:

  • Предъявление исполнительного листа в банк должника;
  • Предъявление исполнительного листа в службу судебных приставов.

Предъявление исполнительного листа в банк должника

Этот способ является наиболее предпочтительным, поскольку позволяет (при наличии денег на счетах застройщика) очень быстро получить свои деньги. Как правило, срок взыскания занимает 7-10 дней с даты предъявления исполнительного листа в банк застройщика.

ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве»:
Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

Информацию о счетах можно получить из Договора долевого участия (раздел «реквизиты сторон») или из документов об оплате, если оплата за квартиру вносилась непосредственно на счет застройщика, отличный от счета в Договоре. Кроме того, необходимо внимательно изучить все документы, имеющиеся по Договору долевого участия. Это могут быть письма от застройщика, акты сверок и тому подобные документы, имеющие реквизиты застройщика. Также информацию о счетах можно получить в ИФНС самостоятельно. Более подробно о том, как предъявить исполнительный лист в банк должника можно узнать из статьи «Порядок предъявления исполнительного листа в банк застройщика».

Предъявление исполнительного листа в службу судебных приставов

Этим способом взыскания необходимо воспользоваться, когда есть полное убеждение в том, что на счетах у застройщика денег нет. Предъявляя исполнительный лист в службу судебных приставов (далее по тексту — ССП) необходимо понимать, что это наиболее долгий и наименее эффективный способ взыскания. ССП работает малоэффективно и медленно, при этом необходим постоянный контроль за действиями пристава со стороны взыскателя либо его представителя. В противном случае шансы на то, что по Вашему делу будут взысканы деньги, стремятся к нулю.

Для начала необходимо выяснить, в какой Отдел ССП обращаться.

ч. 3 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»:
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

ч. 2 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве»:
Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Читайте так же:  Действие закона о персональных данных

Таким образом, взыскатель (дольщик) обращается в Отдел ССП, к которому относится юридический адрес должника (застройщика).

Подготовка заявления о возбуждении исполнительного производства

Следующим шагом будет подготовка заявления в ССП о возбуждении исполнительного производства. При этом необходимо проверить информацию о должнике на следующих ресурсах:

  • сайт ФССП (http://fssprus.ru/). Возможно, против должника уже возбуждены исполнительные производства: если взыскателем является ГИБДД, значит, в собственности у должника (застройщика) имеются транспортные средства и на них возможно обращение взыскания);
  • сайт с картотекой арбитражных дел (https://kad.arbitr.ru/) Возможно, что из содержания решений судов с участием должника выяснится, что он имеет право собственности на какое-либо имущество, на которое в рамках исполнительного производства может быть обращено взыскание;
  • сайт самого должника (застройщика). Там может быть информация о текущей предпринимательской деятельности. Если квартиры до сих пор продаются, есть возможность обратить взыскание и на них.

Таким образом, в заявлении о возбуждении исполнительного производства необходимо указать всю имеющуюся информацию о должнике (застройщике): счета в известных банках, имущество, на которые необходимо просить наложить арест, номера телефонов, если они имеются (по ним, в дальнейшем, судебный пристав сможет вызвать представителя должника (застройщика) на прием) и иную информацию.

Прилагаем типовую форму указанного заявления.

В Замоскворецкий районный отдел судебных приставов

Взыскатель: ______________
Телефон для связи: ______________
Должник:______________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о возбуждении исполнительного производства

Прошу принять к исполнению исполнительный лист ФС № _____________, выданный _________________ городским судом Московской области «__» _____ 201_ г. по делу № __________ в отношении должника ____________, и возбудить исполнительное производство.

Ранее по данному исполнительному документу исполнительное производство не возбуждалось.

Дополнительно сообщаю известные мне сведения о должнике и его имуществе:

1. У должника открыты счета в следующих банках: ______________
2. Телефон представителя организации-должника (юриста): _________________.

В целях обеспечения исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, одновременно с возбуждением исполнительного производства необходимо решить вопрос о наложении ареста на имущество должника, поскольку должник может принять меры для сокрытия своего имущества.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»

1. Возбудить исполнительное производство;
2. Наложить арест на имущество должника.

Перечень прилагаемых к заявлению документов:
1. Исполнительный лист ФС № _______________;
2. Копия выписки из ЕГРЮЛ (с сайта ФНС РФ);

К самому заявлению прикладываются подтверждения всех указанных данных: распечатки с сайтов, информация с сайта ИФНС о самом должнике и прочее. Весь этот пакет документов подается в канцелярию службы судебных приставов.

Подача заявления о возбуждении исполнительного производства

После того, как заявление готово необходимо подать его в Отдел ССП. Для того, чтобы не тратить время на очереди, рекомендуем подавать заявление не в часы приема (необходимо уточнить заранее). В часы приема, как правило, практически во всех отделах ССП очередь в канцелярию для подачи входящей корреспонденции начинается у дверей здания. Таким образом, уже при подаче заявления Вы рискуете потерять при этом несколько часов, а то и вовсе несколько дней.

При подаче заявления необходимо уточнить, какому судебному приставу будет распределено заявление. Обычно работники ССП не отказывают и охотно предоставляют такую информацию, в том числе и номер телефона пристава. Если такой информации предоставлено не было, нужно на месте (на информационных стендах) найти контактные номера телефонов для дальнейшей связи.

После подачи заявление передается судебному приставу-исполнителю в течение трех рабочих дней. Пристав в свою очередь в течение трех рабочих дней выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении. Таким образом, через шесть рабочих дней после подачи необходимо связываться с судебным приставом по вопросу возбуждения исполнительного производства.

ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об исполнительном производстве»: Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

ч. 7 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»: Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»: Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Это можно сделать по телефонам, либо посетить ССП лично в приемные часы. Также узнать номер производства и контактные данные пристава можно на официальном сайте ФССП.

Видео (кликните для воспроизведения).

После возбуждения исполнительного производства необходимо постоянно общаться с судебным приставом и как можно чаще являться к нему лично. Кроме того, рекомендуем предложить приставу свою помощь, к примеру, в доставке его запросов либо в производстве иных поручений по Вашему делу. Такая помощь может существенно увеличить Ваши шансы на успешное принудительное исполнение решения суда и взыскание присужденного Вам имущества или денежных средств. Подробнее о процессе взыскания долга (неустойки) через ССП читайте в статье Взыскание долга через службу судебных приставов

При необходимости юристы нашей компании всегда готовы профессионально помочь Вам реализовать весь процесс взыскания от получения решения суда до фактического взыскания неустойки с застройщика.


Источник: http://ddu214.com/2016/09/22/prinuditelnoe-ispolnenie-resheniya-suda/
Органы принудительного исполнения решения суда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here