Нормативно правовое регулирование судебного делопроизводства

Информационная поддержка по вопросу: "Нормативно правовое регулирование судебного делопроизводства" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Электронная библиотека

Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующих работу службы делопроизводства (ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты).

По юридической силе можно выделить следующие виды норматив­но-правовых актов в области делопроизводства:

1) законодательные акты Российской Федерации в сфере информа­ции и документации;

2) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения;

3) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне;

4) правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.) общеотраслевого и ведомственного характера;

5) правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их территориальных образова­ний, регламентирующие вопросы делопроизводства.

К законодательным актам относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), законы Российской Федерации «О стандартизации», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информа­ционном обмене», «О государственной тайне», законы, регулирующие отношения, тесно связанные с документационным обеспечением, «Основы законодательства Российской Федерации об Архив­ном фонде Российской Федерации и архивах».

· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 принята 21 октября 1994 г., часть 2 – 22 декабря 1995 г.) устанавливает виды до­кументов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотно­шений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтвер­ждения наличия правоотношения и т.д. Например, ст. 160 ГК РФ устанав­ливает письменную форму сделки и основные требования, предъявляемые к ней, а ст. 420-453 ГК РФ содержат общие положения о договоре (соглашении) двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских правоотношений, включая положения о форме и порядке заключения, изменения или расторжения договора.

· Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154-1 устанавливает правовые основы стандартизации в Рос­сийской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий независимо от формы собственности, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интере­сов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Закон утверждает порядок проведения работ по стандартизации и их применение, осуществление го­сударственного контроля и надзора за соблюдением требований государст­венных стандартов, ответственность за нарушение закона и некоторые дру­гие аспекты.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Формирование и реализация государственной политики в области стандартизации, осуществление контроля и надзора за соблюдением обяза­тельных требований стандартов, участие в работе по международной (ре­гиональной) стандартизации, организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации, установление правил применения международных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации возложено на Ко­митет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сер­тификации (Госстандарт России).

· Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ ус­танавливает, что информационные ресурсы (документы и массивы доку­ментов) являются объектами отношений физических и юридических лиц, государства и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования ин­формационных ресурсов, в частности:

— порядок документирования информации

— право собственности на отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

— категории информации по уровню доступа к ней;

— порядок правовой защиты информации.

· Федеральный закон «Об участии в международном информа­ционном обмене» от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ направлен на создание условий для эффективного участия России в международном информаци­онном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, на защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Феде­рации и муниципальных образований, защиту интересов, прав и свобод фи­зических и юридических лиц при международном информационном обме­не.

В соответствии с этим законом объектом международного информаци­онного обмена может быть документированная информация, информаци­онные услуги, средства международного информационного обмена, а его субъектами – Российская Федерация, субъекты РФ, органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Закон устанавливает право собственности на информационные про­дукты и средства международного информационного обмена, ограничения при осуществлении международного информационного обмена (ограниче­ния на вывоз), право на использование средств международного информационного обмена (защита конфиденциальной информации), пополнение государст­венных информационных ресурсов России путем международного инфор­мационного обмена, порядок доступа к средствам международного инфор­мационного обмена и иностранным информационным продуктам и другие вопросы международного информационного обмена.

· Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.

Закон устанавливает полномочия государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать сохранение и защиту государственной тайны, перечень

· сведений, составляющих государственную тайну, порядок засек­речивания и рассекречивания сведений и их носителей, контроль и надзор за обеспечением государственной тайны и другие вопросы.

· «Основы законодательства Российской Федерации об Архив­ном фонде Российской Федерации и архивах», принятые Верховным Сове­том Российской Федерации 7 июля 1993 г.:

— направлены на совершен­ствование архивного дела в стране, предотвращение порчи, уничтожения, хищения, незаконной скупки, продажи, приобретения и вывоза архивных документов за границу;

— регулируют формирование, организацию хранения, учет, использование архивов и архивных фондов и управление ими, обес­печивают сохранность архивных документов, их всестороннее использова­ние в интересах граждан, общества и государства;

— определяют понятия ос­новных терминов архивного дела, характеризуют состав Архивного фонда Российской Федерации в его государственной и негосударственной частях, устанавливают право собственности на архивы, порядок передачи этого права и его защиты, систему управления архивным делом России; опреде­ляют ответственность за нарушение Основ законодательства и другие во­просы.

· К законам, регулирующим отношения, тесно связанные с документационным обеспечением, относятся, например: закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и данных» от 23 сентября 1992 г., федеральные законы «О связи» от 16 февраля 1995 г. и «О почтовой связи» от 9 августа 1995 г.

К нормативным актам, издаваемым Президентом РФ, относятся следующие указы:

Читайте так же:  Судебно психиатрическая экспертиза является

· «Об основах государственной политики в сфере информатизации» от 20 января 1994 г.

· «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября

· «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации» от 17 марта 1994

К нормативно-правовым актам Правительства РФ относятся следующие постановления:

· «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» от 12 февраля 1994 г. В этом постановлении утверждены положения о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских клас­сификаторов технико-экономической и социальной информации (ОКТЭИ), международных (региональных) стандартов и о порядке опубликования го­сударственных стандартов и ОКТЭИ и ряд других постановлений и распо­ряжений;

· «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации от 1 декабря 1994 г.;

· «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации от 12 января 1996 г.

· «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г.

· «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» от 3 марта 1993 г.

К правовым актам Федеральных органов исполнительной власти можно отнести постановление пенсионного фонда России «Об утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию» от 30 августа 1996 г. и другие.

К правовым актам органов власти субъектов РФ относятся почтовые правила от 22 апреля 1992 г., принятые Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи, и другие правовые нормативные акты.

В зависимости от предмета и объема регулирования можно клас­сифицировать нормативно-правовые акты в области делопроизводства сле­дующим образом:

1) государственные стандарты на документацию;

2) унифицированные системы документации;

3) общероссийские классификаторы технико-экономической и со­циальной информации;

4) Государственная система документационного обеспечения управ­ления (ГСДОУ);

5) основные требования к документам и службам документационного обеспечения;

6) нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда;

7) нормативные документы по организации архивного хранения до­кументов.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник: http://libraryno.ru/5-1-zakonodatel-noe-regulirovanie-deloproizvodstva-deloproizvodstvostepnova/

Правовое регулирование организации судебного делопроизводства

Делопроизводство – это регулируемая правовыми нормами деятельность, направленная на регистрацию, учет, движение судебных дел и других материалов, справочно-информационный поиск и контроль исполнения документов, подготовку материалов к последующему хранению и использованию.

Делопроизводство — важнейший вид деятельности любого суда, поскольку эффективно организованное делопроизводство в суде способствует выполнению одной из главных функций, возлагаемых на суды, — рассмотрению уголовных, гражданских, административных дел в установленные законом сроки и принятию законных и обоснованных решений, т.е. осуществлению правосудия.

Организация делопроизводства в суде имеет своей целью обеспечить соблюдение процессуальных норм, исполнение приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкое и культурное обслуживание обращающихся в суд граждан, юридических лиц, представителей учреждений и организаций, выполнение других функций суда,

Главной отличительной чертой судебного делопроизводства являетсято, что требование создания, обработки, использования судебных документов базируется на нормах закона Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях. В этих актах содержатся основные правила, регламентирующие структуру поступающих и создаваемых в суде документов, их обязательные реквизиты, схему движения дела в зависимости от категории дела и порядка его рассмотрения, процессуальные сроки рассмотрения, порядок обращения к исполнению судебных актов и т.д.

При организации и ведении судебного делопроизводства необходимо учитывать основные требования к оформлению документов в обычном деловом документообороте (ГОСТ Р 6.30—2003).

Государственный стандарт Российской Федерации распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к унифицированной системе организационно-распорядительной документации: постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты и другие документы, включенные в общероссийский классификатор управленческой документации.

Стандарт устанавливает: состав реквизитов документов и требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам и оформлению документов; требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением государственного герба Российской Федерации, гербов субъектов Российской Федерации. Эти требования в полной мере относятся к документам общего делопроизводства в суде (например, деловые письма, протоколы и решения собраний судей, приказы по личному составу, акты проверок состояния делопроизводства в суде).

Основным нормативно-методическим документом, определяющим и устанавливающим единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации, является Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. № 36.

Инструкция устанавливает порядок учета и ведения документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок хранения судебных дел, документации и передачи в архив.

Положения Инструкции распространяется как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники.

Создание Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», одной из подсистем которой является «Делопроизводство и статистика. Судимость», позволяет существенно упростить систему регистрации, архивирования и поиска судебных документов. Ее введение предоставляет возможность избежать ведения в судах многочисленных картотек и журналов.

Другим важным документом, регламентирующим порядок работы с судебными документами, является Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утверж­денная приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2005 г. № 157.

Инструкция устанавливает правила подготовки и оформления документов к последующему хранению, порядок учета, использования и хранения документов в архиве суда, методику отбора дел (нарядов) для постоянного хранения и выделения их к уничтожению, а также правила передачи дел (нарядов) в государственные архивы.

Единый подход к классификации документов в суде обеспечивает номенклатура дел.

Номенклатура дел– оформленный в установленном порядке систематизированный перечень дел, оформляемых в судебном делопроизводстве, с указанием сроков их хранения.

Номенклатура дел служит основным учетным документом в судебном делопроизводстве и необходима для организации информационно-поисковой системы, облегчает отбор документов на государственное хранение. Она разрабатывается на основе состава и содержания документации, которая образуется в деятельности судов при их документировании. Сроки хранения дел определяются, исходя из научно-исторической и практической ценности категорий документов и обязательно учитываются при составлении номенклатур. При составлении номенклатуры в логической последовательности по степени важности документации и вопросов перечисляются наименования конкретных дел.

Читайте так же:  В апелляционном порядке рассматриваются жалобы

Каждому делу в номенклатуре определен срок хранения. При определении сроков хранения дел, рассмотренных судами, подлежит руководствоваться Перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 01.06.2007 г. №70, а также Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, (утв. Росархивом 06.10. 2000 г.)

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://vikidalka.ru/2-178358.html

1.1 Законодательное регулирование делопроизводства

Документационное обеспечение — важнейшая сторона деятельности любого учреждения, организации, предприятия. Законодательство РФ регламентирует общие принципы организации документационного обеспечения деятельности физических (граждан) и юридических лиц.

Регулируя гражданские правоотношения, Гражданский кодекс устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтверждения правоотношений и др.

Основными из них являются:

1. Закон Российской Федерации № 5154-1 от 01.06.1993г. «О стандартизации»;

2. Закон Российской Федерации № 149-ФЗ от 27.07.2006г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

3. Закон Российской Федерации № 85-ФЗ от 4 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»;

4. Закон Российской Федерации № 5485-1 от 21.07.1993г. «О государственной тайне»;

5. Закон Российской Федерации № 5341-1 от 7 июля 1993 года «Об Архивном фонде РФ и архивах».

Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 1 июня 1993 года № 5154-1 устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Закон устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, виды документов по стандартизации и их применение, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов, ответственность за нарушение положений закона, а также порядок финансирования работ по стандартизации и некоторые другие аспекты.

Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ. Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов, в частности: порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах; категории информации подуровня доступа к ней; порядок правовой защиты информации.

Документирование информации — обязательное условие для ее включения в информационные ресурсы — осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов их массивов, безопасность Российской Федерации. Информационные ресурсы могут быть государственной и негосударственной собственностью и находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ, в том числе он имеет право:

— назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами, или оперативное управление ими;

— установить в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

Видео (кликните для воспроизведения).

— определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организация и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.

Развитие отдельных положений этого закона нашло выражение в Указе Президента «Об основах государственной политики в сфере информатизации» от 20 января 1994 года, постановлениях Правительства «Об информационном обеспечении предпринимательства в РФ» от 1 декабря 1994 года, «Об улучшении информационного обеспечения населения РФ» от 12 января 1996 года и др.

Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ направлен на создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, на защиту интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, защиту интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года № 5485-1 регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Основы законодательства РФ «Об Архивном фонде РФ и архивах» от 7 июля 1993 года №5341-1, направлены на совершенствование организации архивного дела в стране, предотвращение порчи, уничтожения, хищения, незаконной скупки, продажи, приобретения и вывоза архивных документов за границу; регулирует формирование, организацию хранения, учет, использование архивов и архивных фондов и управление ими, обеспечивают сохранность архивных документов, их всестороннее использование в интересах граждан, общества и государства; определяют понятия основных терминов архивного дела (Архивный фонд РФ, архивный документ, архивный фонд, архив, архивное дело и др.), характеризуют состав Архивного фонда РФ в его государственной и негосударственной частях, устанавливают право собственности на архивы, порядок передачи этого права и его защиты, систему управления архивным делом в РФ, порядок хранения, комплектования, учета и использования архивных документов; определяют ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде РФ и архивах и принципы международного сотрудничества в области архивного дела.

В настоящее время регламентация документирования, организации и технологии документационного обеспечения управления ведется в нескольких направлениях: законодательное регулирование, стандартизация, разработка нормативных и нормативно-методических документов общегосударственного действия. Высшей правовой значимостью обладают законы Российской Федерации.

В Федеральном законе «Об основах государственной службы российской Федерации», посвященном правовым основам орга­низации государственной службы и положению государственных служащих, регламентируется порядок документирования прохо­ждения государственной службы, оформления трудового догово­ра и обязательность ведения личного дела.

Постановлением правительства Российской Федерации в 1997 г. утверждены «Правила подготовки правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». В Правилах указан процесс подготовки проекта нормативно-правового акта, его согласования, подписания, утверждения, оформления, сроки подготовки. Определен также порядок его государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (внесение в Государственный реестр нормативных правовых актов и присвоение ему регистрационного номера). При нарушении требований, изложенных в Правилах, доку­мент не вступает в силу.

Читайте так же:  Заявление ходатайство о выдаче исполнительного листа

Законодательными актами Российской Федерации регулируются требования к документам, пересылаемым с помощью разнообразных средств связи (почта, телеграф, факсимильные и электронные сообщения), требования к защите информации на разных стадиях ее создания и хранения, приданию доку­ментам официальности (юридической силы). В них также содержатся основы регулирования процессов информатизации. Законом установлены право собственности на отдельные документы и массивы документации, категории информации по уровням доступа к ней.

Ряд правовых актов содержит нормы, которые необходимо учитывать при составлении и оформлении управленческих документов. К таким актам относятся, например, «Закон РФ товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», который определяет порядок регистрации эмблемы предприятия, помещаемой на бланке; Постановление Правительства РФ «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением государственного герба Российской Федерации» и др.

Таким образом, в действующем законодательстве содер­жится значительное количество обязательных для исполнения норм, правил и требований к документированию различных) направлений деятельности государственных и негосударственных организаций, к оформлению тех или иных видов документов, их содержанию и структуре текста. Специалист в области делопроизводства обязан знать действующее законов законодательство страны и следить за его изменениями, так как эти знания составляют одно из важнейших профессиональный качеств, без которого невозможно заниматься делопроизводством на современном уровне.

Источник: http://studfile.net/preview/382712/page:2/

Нормативно-методическое регулирование делопроизводства

Общее методическое руководство постановкой делопроизводства в Российской Федерации, как и в большинстве цивилизованных стран мира, осуществляют архивные органы, так как наиболее ценные документы после использования их в оперативной работе передаются на постоянное хранение в государственные архивы.

Нормативно-правовую базу делопроизводства в современной России составляет совокупность законодательных актов РФ, правовых и нормативных актов и методических документов, регламентирующих вопросы создания, технологию обработки и хранения деловых документов, а также регулирующих работу служб делопроизводства на всех уровнях управления (рис. 1).

Нормативно-методическое регулирование делопроизводства (или документационного обеспечения управления) позволяет грамотно организовать не только деятельность службы ДОУ, но и всю систему делопроизводства в целом.

Данное регулирование осуществляется с помощью нормативно-методической базы делопроизводства, без знания которой невозможно:

  • — правильно создать и оформить документы, придав им юридическую силу;
  • — организовать документооборот;
  • — обеспечить хранение и использование документов в текущей деятельности.

Рис. 1. Структура законодательной и нормативной базы делопроизводства

На основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ федеральными органами исполнительной власти издаются нормативные правовые акты.

К нормативным правовым актам постановлением Правительства РФ отнесены постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Нормативно-правовые акты издаются также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в Пределах их компетенции [12, с. 62].

Из действующих на сегодняшний день законодательных актов и нормативно-методических документов, регулирующих вопросы работы с документами в РФ надо знать следующие:

Законодательные акты РФ:

  • 1. Конституция РФ;
  • 2. Гражданский кодекс РФ;
  • 3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  • 4. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете»
  • 5. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об электронной подписи»

Нормативные и методические документы:

  • 1. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения;
  • 2. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;
  • 3. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения;
  • 4. Основные правила работы ведомственных архивов;
  • 5. Типовая инструкция по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти РФ;
  • 6. Укрупненные нормативы времени на работу по делопроизводственному обслуживанию;
  • 7. Основные правила работы архивов организации;
  • 8. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления;
  • 9. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93;
  • 10. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения;
  • 11. Управленческие документы постоянного срока хранения, образующихся в деятельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов).

Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения.

В Трудовом Кодексе РФ большая часть посвящена регулированию отношений между работником и работодателем организации, а в связи с этим и оформлению документации по персоналу в связи с приемом на работу, перемещением работника в организации, а также расторжением трудового контракта.

Уголовный Кодекс РФ регулирует отношения между работником организации и государством. В нем установлена уголовная ответственность за тот или иной вид нарушения в сфере документирования.

Базовым законом информационного законодательства являлся Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г., который установил:

  • — термины и определения, связанные с информацией, документом, информационными ресурсами и их использованием;
  • — право собственности на отдельные документы и массивы документов;
  • — создание информационных систем, использование информационных технологий и средств их обеспечения;
  • — правовой порядок в области защиты информации.

В настоящее время принят новый федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3].

Федеральный закон РФ «Об электронной цифровой подписи» № 1-ФЗ от 06.04.2011 N 63-ФЗ устанавливает правовые основы использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе [4].

Федеральный Конституционный Закон «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. устанавливает Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования [2].

Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. был введен вместо ранее действовавшего закона «О стандартизации» № 5154-1 от 10 июня 1993 г., который был отменен с 1 июля 2003 г. [5].

В новом законе «О техническом регулировании» изменилась трактовка понятия «стандарт». Если раньше под стандартом понимался нормативный документ, то теперь в законе закреплен принцип добровольного применении стандартов.

Читайте так же:  Ндфл в составе судебных расходов

ГОСТ Р 6. 30-2003 Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов, разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Федеральной архивной службы России, принят и введен в действие постановлением Госстандарта России № 65-ст от 3 марта 2003 г. [6].

Стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), — постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма, включенные в ОК 1-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД) (класс 0200000).

  • — состав реквизитов документов;
  • — требования к оформлению реквизитов документов;
  • — требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

В ГОСТе приводятся правила оформления реквизитов, схемы их взаимного расположения, требования к бланкам организации.

Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела разработаны Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г. Это нормативно-методический документ, определяющий порядок работы с различными видами документов в архивах организаций на современном этапе, включая электронные документы.

В разделе «Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов» большая часть состоит из следующих типов документов: Заказы, контракты, приказы, протоколы, отчеты, письма, телеграммы и т.д. В этом разделе, важно подробно описать процедуру для просмотра и выравнивания каждого вида, и даже разновидности документов в организации.

Этот раздел определяет структуру текста различных документов, порядок их регистрации. Все это должно сопровождаться примерами организации документов. «Порядок печати и репродукции» часто украшают раздел в руководстве. Присутствие этих секций в инструкции значительно упрощает процедуру подготовки документов, относящихся к организации, и исключает их повторное перерисовки и перерегистрацию.

Разделы для обработки документов написаны на основе технологии, принятой в той или иной организации: традиционная или компьютеризированной. Все этапы работы с документами, присутствующих как в традиционной технологии, а также в автоматизированных, но они различаются по характеру операций.

Инструкции по ведению делопроизводства, а также Правил подготовки и оформления документов, если они изолированы в отдельном документе утвержден. Чаще всего, заявление осуществляется приказом руководителя организации.

Инструкции по учету должны быть в каждой структурной единицы и каждый сотрудник организации должен знать о его получении.

Недостатком тока на сегодняшний день нормативно-правовой базы управления документами является его ориентация в первую очередь на государства, структура бюджета.

Рассмотрим основные документы, которые могут быть использованы службы документационного обеспечения управления в разработке своих собственных документов, и быть уверенным в пользе закона, доказательств своих собственных документов, если это необходимо.

Положение вступило в силу с даты их утверждения. Правила включают в себя общую процедуру для подготовки и обработки документов, и в особенности подготовки отдельных видов документов: приказы, распоряжения, инструкции, протокола.

Они окрашены процедура регистрации документов, построение поисковых систем для справочной работы, организация контроля исполнения документов, порядок составления и работы с номенклатурой дел, формирование дел, экспертизы ценности документов, регистрация случаев, подготовка товарно-материальных запасов, быстрые случаи хранения и передачи их в архивного хранения.

Руководство для работников ДОУ в настоящее время какие-либо конкретные российские организации могут служить в качестве руководящих принципов для разработки правил по управлению документами в федеральных органах исполнительной власти, считает весь цикл рабочего процесса от создания (приема входящих) документов до их передачи в архивы: общие требования к подготовке и оформлению различных видов документов, порядок оформления документов, контроль за их исполнением, составление дел номенклатуры, формирование и регистрацию случаев [8, с. 37].

Руководство предназначено для обеспечения единой методологической основы для управления документами в федеральных органах исполнительной власти. Методические рекомендации основаны на положениях федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области информации, документации, архивов.

Основное содержание методических рекомендаций — это раздел 3. Структура и содержание инструкции по документации. Ее подразделения выделены в соответствии с правилами разделов рабочего процесса.

Основные правила организации архивов обсуждаются в вопросах деталей, таких как разработка случаи номенклатуры их формирования и регистрации организации, организация и порядок проведения экспертизы ценности документов, порядок передачи документов в архиве организации. .

По Положению применяются формы документов, обеспечивая задание резервного копирования (например, перечень случаев, действует на выделении к уничтожению дел, не могут быть сохранены; номенклатура структурных подразделений дела и организации в целом, внутренний бизнес инвентаризации документы охватывают случай и т.д.) [12, с. 74].

В настоящее время наблюдается значительный рост культуры работы с документами в нашей стране. Прошли те дни, когда эта сторона организации пренебрегали.

Везде есть внедрение систем электронного документооборота, расширение сферы электронных документов, служащих на услуги по управлению записями, все квалифицированные специалисты все чаще принимаются, получили соответствующее образование.

Все эти действия характеризуются высоким качеством исследования, с учетом современных тенденций в офисе.

В частности, некоторые из вопросов, связанных с использованием электронных технологий в документации для документации, передачи документированной информации.

Однако, как можно видеть даже из названий их позиции формально относятся только к федеральным властям. Конечно, они используются с некоторыми оговорками других органов исполнительной власти, органами власти Российской Федерации. Тем не менее, огромный массив негосударственных субъектов, для которых вопрос о доказательствах, юридическая сила его собственных документов имеет первостепенное значение, не подпадает под действие этих стандартов учета.

Источник: http://vuzlit.ru/1846457/normativno_metodicheskoe_regulirovanie_deloproizvodstva

Законодательное и нормативно-методическое регулирование делопроизводства

Наличие и функциональность построения работы службы документационного обеспечения является необходимым условием эффективной управленческой деятельности.

Функции делопроизводственных служб любого уровня (государственных учреждений, коммерческих предприятий или организаций) подразумевают документирование управленческих процессов. Документирование является обязательным, предписывается законами и актами государственного управления. Любой документ, создаваемый в процессе управления должен отвечать нормам и требованиям современного законодательства. При оформлении управленческой документации важно исполнять и учитывать основные правила, предусмотренные законодательными и нормативными актами в сфере делопроизводства.

Законодательная и нормативно-методическая база делопроизводства — это совокупность законов, нормативных и правовых актов, а также иных методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработку, хранение и использование в текущей деятельности, а также деятельность службы делопроизводства, её структуру, функции, штат, техническое обеспечение и другие аспекты.

Законодательное регулирование организации делопроизводства на современном этапе осуществляется путем издания федеральных законодательных актов, включающих в себя комплекс правовых положений, требований и методов, в совокупности устанавливающих нормы создания, обработки и хранения документов. К ним относят:

Читайте так же:  Дают ли академический отпуск на первом курсе

Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

Законодательные акты Российской Федерации.

Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ регулируют вопросы подготовки, издания, государственной регистрации и введения в действие указов Президента и нормативных правовых актов, издаваемых органами государственного управления в сфере делопроизводства, например:

  • — Указ Президента РФ от 30 ноября 1993 г. № 2050 «Об утверждении Положения о государственном гербе в Российской Федерации»;
  • — Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфенденциального характера»;
  • — Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;
  • — Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации»;
  • — Постановление Правительства РФ от 7 мая 1999 г. № 498 «Об утверждении Положения о государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии»;

— Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 «О федеральном архивном агентстве» и другие.

Законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации регламентируют принципы организации документационного обеспечения в управлении, например:

Нормативно-методическое регулирование деятельности служб документационного обеспечения управления осуществляется путем издания и утверждения различных нормативных и инструктивно-методических актов следующими федеральными институтами:

  • — Российским Архивом (Росархив);
  • — Федеральной государственной службой статистики (Росстатом) — ранее Госкомстатом РФ;
  • — Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Росархив является федеральным органом исполнительной власти и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет общее методическое руководство по ведению архивного дела и документационного обеспечения управления в организациях, учреждениях, предприятиях страны, включая межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов.

Росархиву предоставлено право утверждать типовые перечни документов, подлежащих передаче на постоянное хранение, и типовые перечни с указанием сроков хранения документов, согласовывать отраслевые стандарты, инструкции по вопросам организации документов в делопроизводстве, разрабатывать и утверждать обязательные для исполнения нормативно-методические документы по организации документов в делопроизводстве.

Документы, принимаемые Росархивом, обязательны для применения всеми организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их организационно-правовой формы хозяйствования (государственные, муниципальные, коммерческие и т.д.).

В 1991 г. Росархивом была разработана и предложена для внедрения Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Это документ носит рекомендательный характер, является наиболее полным межотраслевым документом в области организации документационного обеспечения управления.

ГСДОУ — это совокупность правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях (объединениях), в учреждениях и общественных организациях.

Основная цель ГСДОУ — упорядочение документооборота организаций, сокращение количества и повышения качества документов, создание наиболее благоприятных условий для применения технических средств и современных технологий сбора, обработки, использования и хранения информации, совершенствование работы аппарата управления. ГСДОУ распространяется на все системы документации органов государственного управления, суда, прокуратуры, арбитража, а также учреждений, организаций и предприятий, включая документы, создаваемые средствами вычислительной техники.

ГСДОУ является наиболее полным межотраслевым документом по организации документационного обеспечения управления. Нормы и правила ГСДОУ базируются на основных положениях Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), созданной в СССР в 1973г. и сыгравшей важную роль в оптимизации документационных процессов в отечественной экономике. Основные положения ГСДОУ охватывают вопросы документирования управленческой деятельности, организации работы с документами, механизации и автоматизации работы с документами, организации службы документационного обеспечения управления.

На основании положений ГСДОУ разработана и утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации (1993 г.), которая устанавливает общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в министерствах и ведомствах и является основой для разработки индивидуальных инструкций по делопроизводству каждым министерством и ведомством. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации введена с целью совершенствования на единой основе документационного обеспечения управления и повышения его эффективности путем унификации состава и форм управленческих документов и технологии работы с ними.

В ближайшие годы планируется разработка новой редакции ГСДОУ как системы норм, требований, положений, регламентирующих основные правила работы с документами на предприятиях и в организациях. Принципиальное отличие будущей системы состоит в том, что она будет представлять собой единый комплекс автоматизированного документирования и документооборота на базе новых информационных технологий (современные текстовые редакторы, электронная почта, автоматизированная номенклатура дел)

Федеральная государственная служба статистики (Росстат) принимает участие в работах по унификации документов, осуществляет статистический учет и контроль за представлением хозяйствующими субъектами статистической отчетности.

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) действует на основании постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 1999 г. № 498. Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Госстандарт России выполняет значительное количество функций, в том числе:

  • — обеспечивает создание, актуализацию и использование баз и банков данных нормативных документов, общероссийских классификаторов, научно-технической терминологии, каталогизации продукции и информации в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, государственного контроля и надзора, являющихся федеральными информационными ресурсами;
  • — несет ответственность за нормативное закрепление конкретных документных форм;
  • — осуществляет общую координацию проводимых работ в стране по унификации и сокращению многообразия обращающихся в различных сферах деятельности форм документов и др.

Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации и метрологии принадлежит право определения общей политики в области стандартизации, установления конкретных сроков разработки новых или переработки действующих стандартов и методических указаний. Эти нормативные предписания обязательны для применения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studwood.ru/1153117/pravo/zakonodatelnoe_normativno_metodicheskoe_regulirovanie_deloproizvodstva

Нормативно правовое регулирование судебного делопроизводства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here