Неисполнение обязательств по государственному контракту

Информационная поддержка по вопросу: "Неисполнение обязательств по государственному контракту" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Правовые последствия для бизнесменов при выполнении госконтрактов

Член генерального совета «Деловой России», старший партнер адвокатского бюро «МАГРАС», адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

Многие предприниматели стремятся заключить госконтракт. Участию в конкурсе не всегда предшествует всесторонняя оценка возможностей и анализ соответствия участника всем требованиям, предъявляемым заказчиком. Важно знать не только как заключить контракт, но и как не понести серьезные финансовые и реупутационные потери, а главное – не стать обвиняемым в совершении преступления. Предприниматели должны иметь финансовые резервы, а также уметь просчитывать гражданско-правовые и уголовно-правовые риски. О чем и поговорим ниже.

Гражданско-правовые и административные риски

Нарушения при подписании и выполнении госконтракта могут повлечь внесение в реестр недобросовестных поставщиков, которые ведет ФАС России. Последствиями внесения в такой реестр в соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 № 1062 становится отсутствие возможности предпринимателей (вносится информация о компании, учредителях, руководителях, членах правления) участвовать в конкурсе на выполнение госконтракта в течение двух лет с момента внесения в реестр, а также негативное влияние на имидж компании. В реестр попадают те, кто уклонился от заключения контракта, несвоевременно внес обеспечение после победы, участники, с которыми контракт был расторгнут в судебном порядке. В случае если внесение в реестр произошло, а компания с этим не согласна и имеет аргументы, обжаловать такое решение можно в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало о включении в реестр.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В соответствии с п. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В ст. 330 Гражданского кодекса указано, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежным сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки. Поэтому исполнитель в случае такого нарушения в соответствии со ст. 401 ГК РФ несет ответственность независимо от своей вины, если не докажет, что ненадлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Так, например, п. 3 ст. 405 ГК РФ и п. 2 ст. 328 ГК РФ указывает на возможность освобождения должника от ответственности перед кредитором, то есть подрядчика перед заказчиком, за просрочку исполнения обязательств, если подрядчик докажет, что не выполнил обязательство вследствие просрочки заказчика.

В случае неисполнения выставленных требований или несогласия подрядчика с ними споры решаются в арбитражном суде. При чем доводы о ненадлежащем исполнении или просрочки исполнения в связи с нарушениями сроков контрагентами судом отклоняется, как не имеющая значения для правового спора о выплате неустойки и штрафов, указанных в контракте, при чем их снижение судом в соответствии со ст. 333 ГК РФ происходит редко. Подача встречного искового заявления тоже не решает вопрос, а за заказчиком утверждают право удерживать из выплаты неустойку и штраф по контракту, как, например, указано в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2018 г. № 05АП-9245/17 по делу № А59-3483/2017.

Уголовно-правовые риски неисполнения госконтрактов

Практика показывает, что при ненадлежащем исполнении госконтракта предприниматель рискует быть привлеченным к уголовной ответственности. Уголовное дело может быть возбуждено как по заявлению, так и по рапорту уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, так как речь идет о государственных денежных средствах. Ниже рассмотрим наиболее характерные поводы для возбуждения уголовных дел.

Неисполнение контракта, задержка исполнения контракта.

Неисполнение контракта – при сегодняшней системе проверки участников это крайне редкий случай, когда компания заключала контракт без намерения его исполнять. В данном случае умысел направлен на хищение аванса. В таком случае вина ответственных лиц очевидна. Иная ситуация, когда контракт не исполнен в срок, например, в связи с тем, что подвел субподрядчик, а денежных средств на то, чтобы поручить это другому субподрядчику, и своих ресурсов нет. В таком случае подрядчик может оказаться обвиняемым по уголовному делу и расплатиться за то, что не подошел к выбору субподрядчика с должным вниманием и осмотрительностью. Для защиты хорошо, если будет максимум доказательств добросовестности. Поэтому перед заключением договора субподряда необходимо проверить через специализированные системы проверки контрагента, съездить к нему в офис, сделать фотографии, познакомиться с директором, проверить отзывы о компании среди деловых партнеров.

Подписание с заказчиком документов, подтверждающих исполнение работ (например, акты КС-2, КС-3) при неполном или ненадлежащем исполнении работ.

В данном случае ответственность может понести как должностное лицо, которое поставило свою подпись и приняло работы, несмотря на то, что они не были завершены или требовалось устранение недостатков, так и сам предприниматель, вступивший в сговор с должностным лицом и убедивший подписать документы. Это достаточно нередкое и опасное своими последствиями уголовного наказания нарушение.

Выявление в ходе проверки ненадлежащее качество поставленного товара или выполненных работ.

Если в ходе проверки было установлено, что выполненные работы или закупленный товар не отвечают установленным требованиям, предпринимателя, который исполнял госконтракт, могут обвинить в мошенничестве. При чем в соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» вменяться будет вся сумма госконтракта независимо от того, что часть поставленных товаров (работ) используется заказчиком. На практике даже наличие подтверждающих качество сертификатов от производителя и надлежащей оплаты последнему со стороны подрядчика товаров не ограждает от возбуждения уголовного дела, хотя и может быть успешно использовано для защиты прав и свобод подрядчика в уголовном процессе.

Читайте так же:  Комендантский час штраф родителям

Исполнитель выполнил работы или поставил товары по завышенным ценам.

В случае, когда исполнитель выполнил работы или поставил товары по завышенным ценам, может быть возбуждено уголовное дело. При чем срок привлечения к уголовной ответственности по ч. 3-4 ст. 159 Уголовного кодекса составляет в соответствии со ст. 15, ст. 78 УК РФ 10 лет. В такой ситуации устанавливается сговор между госзаказчиком и подрядчиком, преднамеренное завышение стоимости контракта, возможно искусственного создание дополнительных параметров, чтобы победу одержал именно определенный участник.

Моя практика защиты прав и свобод предпринимателей, нарушивших условия госконтракта, и приведенные примеры свидетельствуют, что чаще всего им инкриминируется ст. 159 УК РФ, реже ст. 160 УК РФ. Возбуждение уголовного дела приводит к обыскам, выемкам у подрядчика и его контрагентов, что существенно парализует работу и портит репутацию. Также мешает работе и тот факт, что руководство и сотрудники вызываются на допросы и очные ставки, а имущество фигурантов арестовывается. Важно, что следствие и суды не признают в таких ситуациях нарушения преступлениями, совершенными в сфере предпринимательской деятельности, что часто влечет избрание меры пресечения в виде заключения под стражу вопреки гарантиям для предпринимателей, предусмотренным ч. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса.

Поэтому очень важно при заключении госконтракта оценить свои возможности, внимательно изучить все требования к участникам, честно оценить соответствие им, а подрядчиков выбирать только проверенных с должным вниманием и осмотрительностью, учитывая все правовые последствия.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/avdeeva/1272513/

Штрафы и пени за нарушение исполнения обязательств по государственному контракту

«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 5

На основании ч. 6 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком указанных обязательств заказчик направляет ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). В статье мы рассмотрим порядок отражения данных операций в учете.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства или просрочки исполнения заказчик может потребовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) уплаты неустойки (ст. 329 ГК РФ).

В данной ситуации неустойкой являются штрафы и пени, под которыми понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. 330 ГК РФ).

Правила определения размера штрафа и пеней, начисляемых при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила N 1063).

Данным документом регламентировано, что размеры штрафа и пеней должны быть установлены в государственном контракте.

Определяем размер штрафа

В соответствии с ч. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) данных обязательств (в том числе гарантийного обязательства). Размер штрафа закрепляется в контракте в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, утвержденном Правилами N 1063.

В силу п. 4 Правил N 1063 размер штрафа, предъявляемого поставщику, устанавливается таким образом:

  • 10% цены контракта — если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
  • 5% цены контракта — если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб.;
  • 1% цены контракта — если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб.;
  • 0,5% цены контракта — если цена контракта превышает 100 млн руб.

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1. Казенное учреждение ФСКН заключило контракт на поставку компьютерной техники на сумму 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 15 000 руб. (150 000 руб. x 10%).

Определяем размер пеней

В соответствии с ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения закрепленного контрактом срока исполнения обязательства. Пени устанавливаются контрактом в размере, определенном Правилами N 1063, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В п. 6 Правил N 1063 содержится формула, по которой следует исчислить размер пеней:

где Ц — цена контракта;

В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе стоимость отдельных этапов исполнения контракта;

С — размер ставки.

Размер ставки следует рассчитать по формуле (п. 7 Правил N 1063):

где СЦБ — размер ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пеней, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП — количество дней просрочки.

Формула для подсчета коэффициента К следующая (п. 8 Правил N 1063):

где ДП — количество дней просрочки;

ДК — срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 — 50%, размер ставки составит 0,01 ставки рефинансирования Банка России.

При К, равном 50 — 100%, размер ставки — 0,02 ставки рефинансирования Банка России.

При К, равном 100%, размер ставки — 0,03 ставки рефинансирования Банка России.

Пример 2. Казенным учреждением ОВД заключен государственный контракт на поставку материальных ценностей на сумму 2 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства на 1 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

  1. Определим значение К. Оно равно 75% (45 дн. / 60 дн. x 100%).
  2. Ввиду того что К больше 50%, но меньше 100%, величина С рассчитывается с коэффициентом 0,02 ставки рефинансирования Банка России, установленной на дату уплаты пеней. Поскольку с 1 января 2016 г. ставка рефинансирования Банка России составляет 11% (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У), показатель С равен 0,099 (0,02 x 0,11 x 45 дн.).
  3. Сумма пеней — 128 700 руб. ((2 500 000 — 1 200 000) руб. x 0,099).
Читайте так же:  Судебных расходов пропорционально удовлетворенной части

Отражаем штрафные санкции в учете

В силу п. 3 ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате принятия мер административной и уголовной ответственности, относятся к неналоговым доходам.

Платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, на основании ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

По мнению Минфина, изложенному в Письмах от 22.10.2015 N 02-08-10/60706, от 26.12.2011 N 02-11-00/5959, исполнение обязательства по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы РФ может быть возложено на государственного (муниципального) заказчика.

В описанном случае начисление по исполнению денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).

Контракт может быть оплачен путем выплаты его исполнителю суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), при условии ее перечисления в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого перечисляется неустойка (пени, штрафы) в соответствии с условиями контракта.

В случае если государственный заказчик не является администратором доходов бюджета, он направляет администратору доходов извещение (ф. 0504805), используемое при оформлении расчетов по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах (форма извещения утверждена Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н).

Напомним, что в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции N 157н ).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В силу п. 86 Инструкции N 162н начисление доходов по суммам предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального) договора на нужды казенного учреждения, отражается записью:

Дебет счета 1 209 40 560 «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»

Кредит счета 1 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия».

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Пример 3. Согласно государственному контракту, заключенному между казенным учреждением МВД и поставщиком, за нарушение условий договора, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по поставке основных средств, учреждение вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа). Объем поставки по контракту составляет 500 000 руб., сумма штрафа — 50 000 руб. Учреждение является администратором доходов бюджета. Оплата поставленного товара осуществляется учреждением за вычетом суммы штрафа.

В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/106093-shtrafy-peni-narushenie-ispolneniya-obyazatelstv-gosudarstvennomu-kontraktu

Чем регулируется ответственность сторон за неисполнение контракта по 44-ФЗ, и какие виды наказаний предусмотрены законом?

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Права и обязательства заказчика и исполнителя

    Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

    • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
    • соблюдать сроки исполнения обязательств;
    • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

    При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя. Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

    Заказчик при этом обязуется:

    • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
    • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
    • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

    Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

    Правовое регулирование

    Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

    • законом 44-ФЗ;
    • Постановлением Правительства № 1042;
    • Административным кодексом;
    • Гражданским кодексом.

    Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

    Типичные нарушения и взыскания

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

    • просрочка исполнения условий контракта;
    • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

    При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

    Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

    Заказчики допускают следующие нарушения:

    • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
    • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
    • нарушение порядка приемки товара.
    Читайте так же:  Федеральное бюджетное учреждение центр судебной экспертизы

    Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

    Расчет неустойки по 44-ФЗ

    Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

    Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

    (100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

    Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

    • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
    • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
    • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

    Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

    • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
    • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
    • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.

    Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

    • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
    • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
    • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
    • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

    Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

    Как избежать взыскания

    Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

    Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

    • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
    • противоправных действий контрагента.

    В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

    Источник: http://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html

    Как взыскать неустойку по контракту

    Неустойка по контракту по 44 ФЗ

    Штрафные санкции по 44 ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст. 332 ГК РФ).

    Постановление о штрафах и неустойках 44 ФЗ — Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017. Оно регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.

    Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

    Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства. В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа. По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.

    В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

    Расчет неустойки для заказчика

    Если заказчик нарушил сроки оплаты по госконтракту на поставку ТРУ, то он обязан выплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой) от невыплаченной суммы (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Начало отсчета просрочки наступает в день, следующий за предельным сроком исполнения договорных условий. Расчет для организации-заказчика производится по следующей формуле:

    Расчет неустойки для поставщика

    В соответствии с ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, действует новый регламент определения штрафных санкций для поставщика. Штрафы для исполнителя за ненадлежащее исполнение контрактных положений устанавливаются в виде фиксированной суммы. А пени за просрочку осуществления поставщиком своих обязательств по договору начисляются за каждый день просрочки, начиная с момента, следующего за днем образования такой просрочки, в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату перечисления пени.

    Начисленная неустойка не может быть больше ЦК, а ее фиксированный размер определяется в зависимости от различных ситуаций:

    • за ненадлежащее исполнение поставщиком действий, определенных контрактом, ему вменяется штраф фиксированного размера в соответствии с п. 3 Правил (ПП РФ № 1042);
    • за недобросовестное выполнение условий поставщиком, с которым заключен контракт, ему назначается фиксированный штраф в размере, установленном п. 4 Правил;
    • за недобросовестное выполнение договорных условий поставщиком, который победил в закупке, предложив наивысшую цену, виновное лицо привлекается к материальной ответственности согласно п. 5 Правил;
    • за ненадлежащую реализацию своих обязательств по контракту, который не имеет стоимостного выражения, поставщик обязан выплатить штраф в размере, установленном п. 6 Правил.

    На основании ст. 313 ГК РФ может быть установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств перечисление неустойки в бюджет по 44-ФЗ может быть возложено на организацию-заказчика (Письмо Минфина РФ № 09-04-08/80112 от 30.12.2016). При возникновении подобной ситуации заказчик имеет право перечислить исполнителю оплату по контракту, удержав величину штрафных санкций, то есть за вычетом уплаченной ранее получателем средств неустойки в бюджетную систему РФ. В платежном поручении ПБС-заказчик должен указать поставщика, за которого он производит оплату штрафов.

    Читайте так же:  Как правильно написать доверенность на почту

    Можно ли взыскать упущенную выгоду

    Обеспечение исполнения контракта — это денежные средства, которые поставщик предоставляет в качестве гарантии реализации возложенных на него обязательств. Зачастую в качестве такого обеспечения предлагается банковская гарантия, выданная банком на величину авансового платежа по контракту. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ возможно только по решению суда. Организация-заказчик имеет право установить в договоре условие о том, что банковская гарантия может использоваться как источник средств для покрытия задолженности по штрафным санкциям. Если же в договорной документации такой пункт отсутствует, то банковская гарантия не может быть использована до момента принятия судебного решения.

    Если заявка участника торгов, который по всем критериям выполнял условия ЗД и становился победителем закупки, незаконно отклонена, то при положительном решении уполномоченных органов (ФАС, суды) исполнитель может взыскать с заказчика сумму упущенной выгоды. Главное условие для возмещения убытков — наличие официально вынесенного решения, в котором подтверждается факт нарушения прав исполнителя со стороны организации-заказчика и наличие причинно-следственной связи между отказом и понесенными убытками, а также размер непосредственных убытков (Постановление Конституционного Суда РФ № 25-П от 12.10.2015, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015).

    Исполнитель также может потребовать возмещение убытков при уменьшении заказчику ПБС лимитов бюджетных обязательств. Если финансирование по договору снижено, то стороны должны подписать соглашение об изменении сроков выполнения работ и, при необходимости, других существенных обуславливающих параграфов договора. При этом подрядчик имеет право потребовать от организации-заказчика возмещения упущенной выгоды, образовавшейся в связи со сдвигом сроков работ.

    Источник: http://goscontract.info/kontrakt/kak-vzyskat-neustoyku-po-kontraktu

    Как написать претензию на неустойку по 44-ФЗ

    Претензионный порядок по неустойке

    Согласно действующему законодательству в сфере закупок (44-ФЗ), в любом контракте должен быть установлен претензионный порядок. При невыполнении данного требования заказчика могут подвергнуть дисциплинарному, административному, гражданско-правовому или уголовному наказанию. Пострадавшая сторона может подать иск по ст. 317.1 ГК РФ по просроченным договорным обязательствам, в отношении которых установлен претензионный порядок, только в том случае, если весь регламент соблюден сторонами (п. 43 Постановления Пленума ВС № 7 от 24.03.2016).

    Возможность предъявления претензионного требования о выплате неустойки определена п. 1 ст. 330 ГК РФ. Пострадавшая сторона вправе предъявить требование виновной в момент неисполнения либо ненадлежащего исполнения существенных обязательств по контракту. Должник обязан выплатить взыскание в независимости от получения кредитором ущерба. Таким образом, письмо направляется должнику в любом случае — при наличии или отсутствии у пострадавшей стороны убытков (Определение Верховного Суда РФ № 51-КГ17-2 от 21.03.2017).

    Претензионное письмо может быть направлено только в момент наступления ненадлежащего исполнения участником контрактных отношений существенных условий договора. В том случае, если неисполнение образовалось в связи с наступлением непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств, кредитор не имеет права требовать взыскания (Постановление Президиума ВАС РФ № 4051/97 от 21.10.1997 по делу № 224/8).

    Случаи, при которых составляется претензия о взыскании неустойки:

    • нарушение сроков и условий поставки — претензия о выборке товара и уплаты неустойки;
    • нарушение сроков оплаты — претензионное требование к заказчику;
    • ненадлежащее исполнение либо невыполнение принятых стороной обязательств при закупке товаров, работ, услуг.

    Помимо требования о взыскании, в гражданско-правовом законодательстве предусмотрены иные правоустанавливающие документы, фиксирующие расчетные взаимоотношения заказчика и исполнителя:

    Как подготовить претензию об уплате неустойки

    Регламент написания и предъявления требования о взыскании установлен в следующих НПА:

    • ст. 15 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
    • ФЗ № 44;
    • ФЗ № 223.

    Законодательно установленной формы для письма с претензией по оплате неустойки нет, организации вправе самостоятельно разработать такой документ.

    В самом требовании об уплате взыскания необходимо указать реквизиты обеих сторон, номер госконтракта, его основные условия, наличие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств, основание начисления штрафных санкций, факт выполнения кредитором своих обязанностей по договору. Также в письме должна быть рассчитана неустойка на момент предъявления претензии и указан период, за который она была исчислена. Расчет суммы взыскания можно привести как непосредственно в тексте обращения, так и прикрепить к претензионной форме приложение в виде отдельного документа — бухгалтерской справки. Кредитор указывает свои расчетные реквизиты для перечисления денежных средств.

    Обязательными приложениями к претензии являются:

    • копия контракта;
    • копия акта выполненных работ (при наличии);
    • платежные поручения (при наличии);
    • документальное подтверждение недобросовестного выполнения договорных обязательств;
    • расчет суммы взыскания.

    Образец претензии по неустойке

    Сколько есть времени

    Срок предъявления претензии о взыскании устанавливается сторонами либо по обоюдному усмотрению, либо, в соответствии с действующим законодательством, в течение 2 недель. Направить письмо надлежит заказным письмом с уведомлением и описью вложений, продублировав действие посредством электронной почты или факсимильной связи.

    Как оформить ответ на претензию

    Должнику необходимо составит письмо-ответ о согласии оплатить образовавшиеся штрафные санкции, затем непосредственно произвести оплату требуемой суммы и предоставить кредитору копию платежного поручения. Участник договорных отношений также может составить грамотный ответ на претензию, чтобы не платить неустойку.

    Источник: http://goscontract.info/shablony-dokumentov/kak-napisat-pretenziyu-na-neustoyku-po-44-fz

    Пени, штрафы, неустойки по 44-ФЗ

    Ох уж эти поставщики! Участвуют в тендерах, стремятся выиграть, выкладываясь по максимуму, побеждают, заключают контракт с государственным заказчиком и… нарушают взятые на себя обязательства. При этом забывая, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту предусмотрена ответственность.

    Поставщику за просрочку исполнения обязательств начисляется пеня за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со следующего дня после истечения срока исполнения. Порядок определения конкретного размера пени утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, помимо просрочки, поставщику грозит штраф. Он устанавливается в виде фиксированной суммы (Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042).

    Да, если правила нарушает заказчик, он тоже несет наказание, но сейчас не об этом… Рассмотрим примеры типичных нарушений со стороны поставщиков, подрядчиков, исполнителей государственных контрактов.

    Все этапы закупки — по шагам: от подачи заявки до заключения и исполнения госконтракта. Приглашаем на онлайн-курс « Контрактная система. Участие в государственных и муниципальных закупках по 44-ФЗ»

    Типичные ошибки участников торгов

    Нарушение сроков сдачи работ

    Одно из «излюбленных» нарушений со стороны поставщиков — срыв сроков сдачи работ, установленных в контракте. Рассмотрим на примере, какие могут быть последствия.

    Читайте так же:  Срок обжалования апелляционного определения областного суда

    Согласно контракту поставщик обязался выполнить комплекс землеустроительных работ: горизонтальную съемку, составление схем и межевых планов, постановку на государственный кадастровый учет 26 объектов заказчика. Начало работ — с даты подписания контракта, срок выполнения — в течение 180 дней с даты заключения контракта, цена — 1 010 000 руб. Согласно пункту 2.3 контракта оплата осуществляется поэтапно в течение 15 банковских дней с момента подписания акта сдачи-приемки на основании кадастрового паспорта земельного участка.

    В соответствии с пунктом 4.10 контракта результат выполненных работ считается принятым, а работы — выполненными с момента подписания сторонами всех актов сдачи-приемки выполненных работ по каждому земельному участку согласно техническому заданию. Работы в установленный контрактом срок поставщиком полностью по всем объектам не выполнены, сроки сдачи выполненных работ нарушены.

    Согласно пункту 6.2 контракта при просрочке срока выполнения работ поставщик обязан уплатить пени в размере 3/300 действующей на день уплаты ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки.

    В соответствии с пунктом 6.3 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту поставщик обязан уплатить штраф в размере 10% от цены контракта. Согласно с данными условиями заказчиком начислены пени за просрочку исполнения обязательств в сумме 507 870 руб. и штраф за неисполнение обязательств в сумме 101 000 руб.

    Также заказчик потребовал расторжения контракта, так как неисполнение более двух лет поставщиком в полном объеме своих обязательств является существенным нарушением договора и основанием для его расторжения. Все требования заказчика удовлетворены по решению суда (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу № А42-1308/2014).

    Нарушения по качеству объекта закупки и сроков исполнения обязательств

    Что грозит поставщику, если он не только нарушил сроки, но и поставил некачественный товар? Рассмотрим на примере.

    Заказчик отклонил прием товара (бумажные салфетки и полотенца), поскольку поставленный товар не соответствовал техническим характеристикам и потребительским свойствам, указанным в приложении № 1 к контракту, составил акт об отказе в приеме товара и указал нарушения по качеству — изделия имеют механические повреждения в виде полос, складок, дырчатость, посторонние включения: песок, минеральные включения, кора; также нарушено условие об упаковке — бумажные полотенца поставлены в пачках, в то время как в товарной накладной указано: бумажные полотенца имеют упаковку в виде рулона.

    Акт об отказе в приемке передан представителю поставщика, проведена экспертиза, подтвердившая нарушения по качеству.

    Поставщик не выполнил обязательства по устранению дефектов товара, что являлось нарушением подпункта 2.2.5 контракта. Далее представитель поставщика прибыл за новой заявкой на поставку товара с опозданием, что является нарушением подпункта 2.2.4 контракта. В установленный по новой поставке срок поставщик не произвел поставку товара, что является нарушением подпунктов 2.2.1, 2.2.2 и 2.2.3 контракта.

    Согласно условиям контракта заказчик оставляет за собой право проведения экспертизы качества любой партии поставляемого товара с оформлением соответствующего заключения. В случае несоответствия поставленного товара условиям технического задания претензии предъявляются поставщику в день доставки.

    Согласно пункту 2.2.5 контракта поставщик обязан произвести замену некачественного товара в течение 1 дня с момента предъявления требований, выявленных при приемке товара.

    Таким образом, срок для устранения недостатков установлен договором, но данные обязательства поставщиком не исполнены. Также поставщик не представил доказательства, опровергающие выводы экспертизы и спорных актов приемки товара. Нарушения сроков поставки также заказчиком доказаны.

    Требования заказчика по взысканию пеней и штрафа были удовлетворены в полном объеме решением суда (Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, Постановление от 17.03.2015 по делу № А63-6507/2014).

    Отказ во взыскании неустойки в случае отсутствия условия о ней

    Всегда ли по суду можно взыскать неустойку, если поставщик нарушил условия контракта? Оказывается — нет. Рассмотрим пример.

    Подрядчик нарушил условия контракта, в соответствии с которыми при нарушении срока работ, утвержденного графиком производства работ, он должен уплатить неустойку в размере 1% от стоимости невыполненных в установленный срок работ за каждый день просрочки начиная со дня, следующего после истечения утвержденного контрактом срока.

    Однако график производства работ в контракте не был согласован сторонами. Поэтому суд решил, что ответственность, предусмотренная контрактом за нарушение срока выполнения работ, установленного графиком, применению не подлежит, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания неустойки. В данном случае заказчик проиграл дело (Постановление ФАС УО от 29.07.2013 № Ф09-6129/13).

    Отказ в чрезмерной неустойке

    Прав ли заказчик, требующий взыскать с исполнителя неустойку по завышенной ставке? Какую сторону примет суд, учитывая все детали дела? Разберемся на практическом примере.

    Исполнитель нарушил сроки, установленные контрактом. Заказчик обратился в суд с требованием взыскать неустойку. Суд, приняв во внимание незначительный период просрочки и чрезмерно высокую ставку неустойки — 0,5% от цены контракта за каждый день просрочки исполнения, пришел к выводу о явной несоразмерности штрафных санкций последствиям нарушения обязательства и о наличии оснований для применения ст. 333 ГК РФ.

    В результате суд взыскал неустойку, исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России, равной 8,25% годовых, таким образом, сумма пени была снижена судом почти в 10 раз. Суд также отметил отсутствие каких-либо негативных последствий у заказчика, которые могут быть компенсированы неустойкой в размере, определенном контрактом и указал, что взыскание излишне начисленной неустойки является неосновательным обогащением заказчика (Постановление Арбитражного суда ДВО от 26.08.2014 № Ф03-3657/2014).

    Вывод

    Хочется еще раз обратить внимание поставщиков, подрядчиков и исполнителей на важность четкого исполнения всех условий и сроков госконтрактов. Будьте аккуратны при исполнении обязательств по контракту, чтобы не попадать в подобные ситуации. Помните, что в противном случае вы рискуете потерять не только деньги и время, но и репутацию надежного делового партнера. А это ставит под удар весь ваш бизнес, что несоизмеримо больше, чем просто неисполненный контракт…

    Все этапы закупки — по шагам: от подачи заявки до заключения и исполнения госконтракта. Приглашаем на онлайн-курс «Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Профпереподготовка, 256 ак.часов

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://school.kontur.ru/publications/430

    Неисполнение обязательств по государственному контракту
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here