Мировое соглашение коап

Информационная поддержка по вопросу: "Мировое соглашение коап" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Глава 15. Примирительные процедуры. Мировое соглашение (ст.ст. 138 — 142)

Глава 15. Примирительные процедуры. Мировое соглашение

ГАРАНТ:

О примирении сторон в арбитражном процессе см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2014 г. N 50

Об особенностях заключения мировых соглашений см. решения Конституционного Суда РФ: Определение от 24 декабря 2012 г. N 2291-О, Постановление от 22 июля 2002 года N 14-П, Определение от 18 октября 2012 года N 1938-O

>
Примирение сторон
Содержание
Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12127526/7af06a18e696b1f1f06e05ebdce27796/

Мировое соглашение коап

Добрый день,
Помогите разрешить вопрос:
Ситуация: В результате ДТП – наезда за пешехода – здоровью потерпевшего причинен вред средней тяжести. Административное правонарушение квалифицируется по п.2 ст.12.24 КОАП.
Водитель (виновник)с места ДПТ не скрылся, неоднократно посещал потерпевшего в больнице, добровольно оказывал потерпевшему финансовую помощь в процессе лечения (оплата операции, покупка необходимых расходных материалов).
Во избежание лишения виновника водительских прав – как одной из мер ответственности за нарушение п.2 ст.12.24, — водитель попросил потерпевшего подписать мировое соглашение.
Потерпевший не возражает, однако у него возникает вопрос:
Производство по делам об административных правонарушениях не предусматривает подписание сторонами мирового соглашения, а также иных примирительных процедур.
Возможный вариант помощи потерпевшего – это его ходатайство в отношении водителя о нелишении последнего водительских прав, которое может рассматриваться как обстоятельство, смягчающие ответственность водителя.
Подписание же мирового соглашения возможно в рамках гражданского производства, например при рассмотрении вопроса о возмещении ущерба, причиненного здоровью потерпевшего.

Источник: http://forum.gdezakon.ru/showthread.php?t=53918

Статья 153.9 ГПК РФ. Форма и содержание мирового соглашения (действующая редакция)

1. Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в доверенности или ином документе, подтверждающем полномочия представителя.

2. Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой.

В мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком, об уступке прав требования, о полном или частичном прощении либо признании долга, санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и иные условия, не противоречащие федеральному закону.

3. Мировое соглашение заключается в отношении предъявленных в суд исковых требований. Допускается включение в мировое соглашение положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства.

4. Мировое соглашение может быть заключено по вопросу распределения судебных расходов.

5. Если в мировом соглашении отсутствует условие о распределении судебных расходов, суд разрешает этот вопрос при утверждении мирового соглашения в общем порядке, установленном настоящим Кодексом.

6. Мировое соглашение составляется и подписывается в количестве экземпляров, превышающем на один экземпляр количество лиц, заключивших мировое соглашение. Один из этих экземпляров приобщается судом, утвердившим мировое соглашение, к материалам дела.

Источник: http://www.zakonrf.info/gpk/153.9/

Статья 137 КАС РФ. Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон (действующая редакция)

1. Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

1.1. Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.

2. Суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

2.1. Стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора, судебного примирителя. По указанным вопросам сторонами может быть заключено соглашение. Примирение сторон возможно на любой стадии административного судопроизводства и при исполнении судебного акта по административному делу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами и не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

3. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий. Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

4 — 9. Утратили силу. — Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ.

10. Соглашение о примирении сторон заключается в отношении предъявленных в суд административных исковых требований. Допускается включение в соглашение о примирении сторон положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства. Соглашение о примирении сторон может быть заключено в отношении вопроса о распределении судебных расходов.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 137 КАС РФ

Поэтому следует рассматривать как положительный шаг закрепление в КАС нормы, позволяющей участникам административного судопроизводства окончить дело примирением. Учитывая специфику рассматриваемых в рамках административного судопроизводства категорий административных дел, законодатель ограничил возможность примирения только плоскостью взаимных уступок в отношении прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений. За этими рамками соглашение о примирении заключаться не может, и на суд возложена обязанность осуществлять контроль. В этом состоит отличие соглашения о примирении от мирового соглашения в гражданском и арбитражном процессах. Последнее может заключаться по широкому кругу вопросов, и таких ограничений по содержанию законодатель в отношении его не установил.

2. В ч. 2 комментируемой статьи законодатель устанавливает важное правило, позволяющее суду на период решения вопроса о примирении по административному делу приостанавливать производство по делу. С ходатайством о предоставлении срока для примирения могут обратиться стороны, их представители. Не являются субъектом соглашения о примирении прокурор (ч. 4 ст. 39 КАС), органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц в порядке ст. 40 КАС. При удовлетворении ходатайства сторон о предоставлении срока для примирения суд обязан приостановить производство по п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС.

Читайте так же:  Некоммерческое партнерство судебной экспертизы

КАС не предусматривает, в рамках каких процедур может осуществляться примирение сторон по административному делу. Раз законодатель не предусмотрел для таких случаев никаких исключений, то это означает, что участники административного спора могут использовать все не противоречащие законодательству процедуры. Вопрос о примирении может обсуждаться в рамках переговоров, медиации, взаимных консультаций. Если участники административного дела выбрали для примирения процедуру медиации, то в таком случае следует руководствоваться положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

3. В ч. 3 комментируемой статьи законодатель закрепляет требование к форме документа, заключаемого по итогам примирения сторон по административному делу. Урегулирование административного спора путем примирения сторон должно быть выражено в соглашении о примирении. Данное соглашение обязательно должно быть изготовлено в письменной форме и подписано сторонами или представителями, при условии, что у представителей в доверенности оговорено соответствующее полномочие. КАС предусматривает минимальные требования к содержанию соглашения, относя к обязательным реквизитам указание условий, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, включая расходы по оплате помощи представителей. Условия, на которых стороны пришли к примирению, должны включать выводы о правах и об обязанностях сторон, об уступках, которые стороны сделали друг другу. Содержание соглашения о примирении не должно противоречить действующему законодательству, а содержащиеся условия о примирении должны отвечать требованиям точности, определенности, исполнимости. Соглашение о примирении может касаться как всех вопросов, являющихся предметом административного дела, так и части из них.

4. После подписания соглашения о примирении стороны обязаны представить его в суд. После представления соглашения суд возобновляет производство по административному делу и назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении. Лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени, дате и месте судебного заседания. Их неявка не является препятствием для рассмотрения судом вопроса об утверждении соглашения о примирении.

5. Судебное заседание по вопросу об утверждении соглашения о примирении проводится с целью осуществления судом контроля за этим распорядительным действием. В судебном заседании суд обязан проверить наличие оснований, препятствующих заключению соглашения о примирении (ч. 1 ст. 137 КАС), в том числе ответить на следующие вопросы: а) не противоречит ли соглашение действующему законодательству; б) не нарушает ли оно права, свободы и законные интересы других лиц? Если хотя бы одно из этих условий нарушается, то суд отказывает в утверждении соглашения о примирении.

6. По итогам проведения судебного заседания по вопросу об утверждении соглашения о примирении суд принимает определение либо об утверждении соглашения о примирении, либо об отказе в утверждении с указанием причин. Определения принимаются в виде отдельного судебного акта.

7. Судебные акты, принимаемые по итогам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении, являются самостоятельными объектами обжалования, и на них в течение 15 дней с момента принятия может быть подана частная жалоба.

8. Процессуальные последствия утверждения соглашения о примирении заключаются в том, что производство по административному делу подлежит прекращению (п. 4 ч. 1 ст. 194 КАС) и повторное обращение в суд с тождественным административным иском (по тем же предмету, основанию и участием тех же субъектов) недопустимо (ч. 1 ст. 195 КАС).

9. По общему правилу соглашение о примирении подлежит исполнению добровольно в порядке и сроки, которые согласованы сторонами. В случае если одна из сторон не исполняет условия соглашения о примирении, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении в порядке гл. 38 КАС.

Источник: http://www.zakonrf.info/kas/137/

Статьи по предмету Арбитражный процесс

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Арбитражный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Источник: http://justicemaker.ru/view-article.php?id=1&art=3867

Соглашение о примирении по Кодексу административного судопроизводства РФ

Глуховцев В. И.
магистрант ЮИ СФУ
УДК 347.92

В КАС РФ заложена другая идея — о наличии в административных делах спора о праве. То есть разработчики КАС РФ предполагают, что лица, заявляющие административный иск, обладают субъективными публичными правами. Данная идея субъективных публичных прав была воспринята и нашла воплощение в праве Германии. В России данная идея не нашла отражения в законодательстве. Поэтому создаются трудности с идентификаций правовой природы соглашения о примирении по КАС РФ [4] .

Рассмотрим соглашение о примирении в соотношении с мировым соглашением, хорошо знакомым для Российского права. В ГПК РФ в производстве по делам из публичных правоотношений исключалась возможность заключения мирового соглашения. Поскольку процессуальные примирительные процедуры (мировое соглашение) всегда направлены на окончательное урегулирование спорного материального правоотношения, выступающего предметом процесса самими сторонами путем взаимных уступок относительно предмета существа сложившихся между ними прав и обязанностей. Мировое соглашение предназначено для урегулирования частноправовых отношений, участники которых юридически равны и не обладают властными полномочиями по отношению друг к другу.

Другой исследователь, О. Л. Бегдан, [2] рассматривая мировое соглашение как гражданско-правовой договор, приходит к выводу, что соглашение о примирении является договором материального права. Автор отождествляет понятия мировое соглашение и соглашение о примирении, поскольку они, на его взгляд, имеют материально-правовую природу.

На наш взгляд, возможность заключения мирового соглашения ставится в зависимость от урегулирования предмета процесса, спорного материально-правого отношения самими сторонами. Это возможно только в том случае, если предмет процесса является правоотношением координационного типа, там, где есть возможность сторонам самим с помощью взаимных уступок определить свои права и обязанности. В спорах, возникающих из административных дел, такая возможность сторонам не предоставлена. Стороны ограниченны рамками публичных правоотношений. В силу этого мы не можем отождествлять мировое соглашение с соглашением о примирении. Мы не можем отнести соглашение о примирении по КАС к примирительным процедурам. Мировое соглашение и соглашение о примирении разные правовые явления, имеющие различную правовую природу.

Читайте так же:  Обжалование в кассационном порядке по гражданскому делу

Список литературы:

  1. Бегдан, О. Л. Институт соглашения о примирении по административному делу: его соотношение с мировым соглашением и правовая природа/О. Л. Бегдан// Административное право и процесс. — 2016. — № 3. — С. 75 — 78.
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федер. Закон Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ//Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 9.
  3. Сахнова, Т. В. Административное судопроизводство: проблемы самоидентификации/ Т. В. Сахнова// Арбитражный и гражданский процесс. — 2016. — № 9. — С. 35 — 40. — № 10. — С. 45— 48.
  4. Сахнова, Т. В. Курс гражданского процесса. изд., перераб. и доп./ Т. В. Сахнова. — Москва: Статут, 2014. — С 477.
  5. Шеменева, О. Н. Соглашение о примирении в административном судопроизводстве: принципиальная допустимость и соотношение с мировым соглашением в гражданском процессе/ А. М. Шеменева // Юрист. — 2016. — № 10. — С.

Источник: http://journalpro.ru/articles/soglashenie-o-primirenii-po-kodeksu-administrativnogo-sudoproizvodstva-rf/

Статья 153.10. Утверждение судом мирового соглашения

Ст. ГПК РФ в последней действующей редакции от 25 октября 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 153.10. Утверждение судом мирового соглашения

1. Мировое соглашение утверждается судом, в производстве которого находится дело. В случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта, оно представляется на утверждение суда, рассмотревшего дело в качестве суда первой инстанции.

2. Вопрос об утверждении мирового соглашения рассматривается судом в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания.

3. В случае неявки в судебное заседание лиц, заключивших мировое соглашение и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, вопрос об утверждении мирового соглашения не рассматривается судом, если от этих лиц не поступило заявление о рассмотрении данного вопроса в их отсутствие.

4. Вопрос об утверждении мирового соглашения, заключаемого в процессе исполнения судебного акта, рассматривается судом в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления в суд заявления о его утверждении.

5. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения суд выносит определение.

6. Суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

7. При рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения суд исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц.

При рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения в случае обжалования судебного акта или его исполнения законность и обоснованность соответствующего судебного акта не проверяются.

8. Суд не вправе утверждать мировое соглашение в части, изменять или исключать из него какие-либо условия, согласованные сторонами.

При рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения суд вправе предложить сторонам исключить из мирового соглашения отдельные условия, противоречащие закону или нарушающие права и законные интересы других лиц.

9. В определении суда об утверждении мирового соглашения указываются:

  • 1) утверждение мирового соглашения или отказ в утверждении мирового соглашения;
  • 2) условия мирового соглашения;
  • 3) возвращение истцу из соответствующего бюджета части уплаченной им государственной пошлины в размерах, установленных федеральными законами о налогах и сборах;
  • 4) распределение судебных расходов.

10. В определении об утверждении мирового соглашения, заключённого в процессе исполнения судебного акта, должно быть также указано, что этот судебный акт не подлежит исполнению.

Видео (кликните для воспроизведения).

11. Определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного месяца со дня вынесения такого определения.

12. Определение об отказе в утверждении мирового соглашения может быть обжаловано.

13. Утверждение мирового соглашения в суде первой инстанции влечёт за собой прекращение производства по делу полностью или в части.

Утверждение мирового соглашения в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций по предмету заявленных требований влечёт за собой отмену судебного акта и прекращение производства по делу.

Утверждение мирового соглашения, заключённого в процессе исполнения судебного акта, влечёт за собой прекращение исполнения этого судебного акта при оставлении его в силе. На это указывается в определении суда.

Утверждение мирового соглашения, заключённого при рассмотрении заявления по вопросу распределения судебных расходов, понесенных в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, влечёт за собой прекращение производства по заявлению о распределении судебных расходов.

Источник: http://dogovor-urist.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B/%D0%B3%D0%BF%D0%BA_%D1%80%D1%84/%D1%81%D1%82_153_10/

Границы примирения // Можно ли заключить мировое соглашение в деле об административном правонарушении?

Суды уже не раз утверждали мировые соглашения с госорганами. В конце прошлого месяца это сделал Высший арбитражный суд (ВАС) сделал это в споре между ФАС и ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» (см. здесь). Антимонопольные органы нередко используют такую практику. Но вряд ли можно найти исследование, описывающее пределы свободы антимонопольных и других публичных органов, а также самих заявителей в судебных спорах, тем более в делах о привлечении к административной ответственности.

Этот пробел попыталась заполнить Ольга Степанова, главный консультант публичного права и процесса ВАС, в статье «Пределы диспозитивности в делах об административных правонарушениях», опубликованной в февральском номере журнала «Закон» (статью можно бесплатно скачать в Библиотеке Закон.ру).

Один из спорных вопросов этой категории дел – обязателен ли для суда отказ от своих требований заявителя, оспаривающего постановление по делу об административном правонарушении.

В делах об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд может рассмотреть дело по существу даже при отказе лица, обратившегося с заявлением об оспаривании, от своего требования (ч. 8 ст. 194 АПК РФ). Можно ли применить это правило по аналогии закона в делах об административных правонарушениях?

Для этого нет достаточных оснований – считает Ольга Степанова. Иное означало бы предоставление суду права пересматривать постановления по делам об административных правонарушениях по собственной инициативе.

Читайте так же:  Проект защиты персональных данных

Но в делах об административных правонарушениях право заявителя на отказ от своих требований приобретает необычную форму. Заявитель в таком деле может отказаться от требований полностью, но не может отказаться от них в части (суд обязан проверить дело в полном объеме, даже в части тех требований, от которых заявитель отказался).

Другой неразрешенный вопрос – возможно ли заключение мирового соглашения в деле об административном правонарушении?

Экономические споры, возникающие из публичных правоотношений, могут быть урегулированы примирением сторон, в том числе путем заключения соглашения, если иное не установлено законом (ст. 190 АПК РФ). Такое «соглашение» прямо не названо «мировым соглашением», но в судебной практике есть примеры утверждения мировых соглашений по публично-правовым спорам.

Так, Президиум ВАС утвердил мировое соглашение налогоплательщика и налоговой инспекции в деле об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа (см. на Закон.ру здесь). А ФАС Московского округа утвердил мировое соглашение антимонопольного органа и лица, привлеченного к административной ответственности, о снижении размера назначенной санкции.

Оправдан ли такой подход? Суд не может утвердить мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц и противоречить закону. Если мировое соглашение может быть заключено в деле об административном правонарушении, то почему КоАП РФ не содержит упоминания об этом? Так, мировое соглашения не названо ни в числе оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении, ни в перечне прав участников таких дел.

Заключению мирового соглашения в делах об административных правонарушениях препятствуют процессуальная роль административных органов – убеждена Ольга Степанова. Так, в судах общей юрисдикции в таких делах госорганы не являются даже участниками процесса, а в арбитражных судах – фактически являются «стороной обвинения».

Иначе обстоит дело с заключением соглашений по фактическим обстоятельствам дел (ч. 2 ст. 70 АПК РФ). Такие соглашения в делах об административных правонарушениях возможны и могут играть роль одного из доказательств по делу.


Источник: http://zakon.ru/blog/2014/04/09/granicy_primireniya__mozhno_li_zaklyuchit_mirovoe_soglashenie_v_dele_ob_administrativnom_pravonarush

В КоАП вводится институт мирового соглашения с регулятором

Законопроект устанавливает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу о неправомерном использовании инсайдерской информации либо о манипулировании рынком, освобождается от административной ответственности в случае исполнения заключенного с Банком России соглашения. Это соглашение может быть заключено с момента возбуждения дела об административном правонарушении и до момента вынесения постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.

Предметом заключенного соглашения может являться обязанность указанного лица уплатить сумму излишнего дохода либо сумму убытков, которых лицо избежало в результате предполагаемого неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком, а также уплатить «сумму, определенную Банком России». Кроме того, в качестве как основного, так и дополнительного условия соглашения может выступать обязанность совершить либо воздержаться от совершения определенных действий.

Устанавливается, что срок исполнения обязанностей по соглашению не может быть более шести месяцев со дня его утверждения. Возобновление Банком России производства по делу об административном правонарушении в связи с неисполнением мирового соглашения будет являться обстоятельством, отягчающим ответственность.

Предусматривается, что заключение соглашения не означает признания лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, своей вины. Это положение вызвало возражение правительства РФ, в целом поддержавшего документ. Юристы кабмина считают, что это противоречит положениям КоАП, в соответствии с которыми виновность лица в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административных правонарушениях.

Кроме того, предполагается, что утверждать соглашения будет суд, уполномоченный рассматривать соответствующее дело об административном правонарушении. В правительстве считают необходимым «проработать вопрос» о возможности наделения суда полномочиями по рассмотрению всех дел, по которым предусматривается возможность заключения соглашения.

Источник: http://legal.report/v-koap-vvoditsya-institut-mirovogo-soglasheniya-s-regulyatorom/

Примирительные процедуры и соглашение о примирении

Понятие и виды примирительных процедур

Право на доступность судебной защиты включает в себя и возможность урегулировать спор в рамках примирительных процедур как до, так и после возбуждения дела в суде. Среди наиболее распространенных видов примирительных процедур следует выделить переговоры и посредничество (медиацию), которые широко применяются в международной практике для урегулирования споров.

Переговоры представляют собой процедуру урегулирования разногласий, в которой принимают участие только субъекты спора.

Посредничество (медиация) — это примирительная процедура, в рамках которой стороны (участники) спора при содействии посредника (медиатора) ведут переговоры, направленные на урегулирование конфликта и принятие взаимовыгодного решения.

В качестве преимуществ посредничества (медиации) можно выделить следующие:

  • предсказуемость результата (стороны сами принимают решение по урегулированию конфликта);
  • поливариантность возможных решений (стороны не связаны предметом и основанием иска, они вправе договориться об условиях урегулирования спора, не противоречащих действующему законодательству и отвечающих их интересам);
  • исполнимость (медиационные соглашения исполняются добровольно, поскольку отвечают интересам обеих сторон и вырабатываются самими сторонами);
  • конфиденциальность процедуры;
  • гибкость и неформальность процедуры.

Посредничество (медиация) как примирительная процедура может применяться в любое время. Участники конфликта вправе его урегулировать в рамках процедуры медиации, не обращаясь в суд. Если производство по делу возбуждено, то возможность обращения к посреднику не утрачивается. Поскольку в рамках медиации спор урегулируется с позиции интересов сторон, то в большинстве случаев такие процедуры оканчиваются заключением соглашения, которое впоследствии добровольно исполняется.

Медиатор, в отличие от судьи, решение не принимает, он обеспечивает продуктивность переговоров, которые направлены на выработку сторонами взаимоприемлемого соглашения. Особенность процедуры медиации заключается в том, что стороны правового спора сохраняют полный контроль над процедурой принятия решения, проверяют его на соответствие своим интересам, и, как результат, такие соглашения добровольно исполняются.

Урегулирование спора в рамках процедуры медиации регламентируется Законом о медиации. Данный нормативный акт закрепляет частную модель медиации, создает условия для развития этого нового для российской правовой культуры способа урегулирования правовых споров.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Специфика публичных споров не исключает примирения сторон. В зарубежной практике такого рода соглашения заключаются с участием органов государственной власти, местного самоуправления; для примирения сторон по публичным спорам применяются переговоры, разные модели медиации. В настоящее время тенденции широкого применения альтернативных способов урегулирования споров, в том числе примирительных процедур, рассматриваются в качестве меры, обеспечивающей доступность правосудия. В Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 16 сентября 1986 г. N R (86) 12 «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды» предлагается включить в судебную политику задачу содействия примирению сторон как вне судебной системы, так до или в ходе судебного разбирательства. С этой целью предлагается возложить на судей в качестве одной из основных задач ответственность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства.

Читайте так же:  Заявление в суд о возврате иска

Поэтому следует рассматривать как положительный шаг закрепление в КАС нормы, позволяющей участникам административного судопроизводства окончить дело примирением. Учитывая специфику рассматриваемых в рамках административного судопроизводства категорий административных дел, законодатель ограничил возможность примирения только плоскостью взаимных уступок в отношении прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений. За этими рамками соглашение о примирении заключаться не может, и на суд возложена обязанность осуществлять контроль. В этом состоит отличие соглашения о примирении от мирового соглашения в гражданском и арбитражном процессах. Последние могут заключаться по широкому кругу вопросов, и таких законодательных ограничений по содержанию законодатель в отношении мирового соглашения не установил. В административном судопроизводстве с ходатайством о предоставлении срока для примирения могут обратиться стороны, их представители. Не являются субъектом соглашения о примирении прокурор (ч. 4 ст. 39 КАС), органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц в порядке ст. 40 КАС. При удовлетворении ходатайства сторон о предоставлении срока для примирения суд обязан приостановить производство по делу по п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС.

Действующий КАС не предусматривает, в рамках каких процедур может осуществляться примирение сторон по административному делу. Раз законодатель не предусмотрел для таких случаев никаких исключений, то это означает, что участники административного спора могут использовать все не противоречащие законодательству процедуры. Вопрос о примирении может обсуждаться в рамках переговоров, медиации, взаимных консультаций. Если участники административного дела выбрали для примирения процедуру медиации, то в таком случае следует руководствоваться положениями Закона о медиации.

Соглашение о примирении сторон

Урегулирование административного спора путем примирения сторон должно быть выражено в соглашении о примирении. Данное соглашение обязательно должно быть изготовлено в письменной форме и подписано сторонами или представителями, при условии что у представителей в доверенности оговорено соответствующее полномочие. КАС предусматривает минимальные требования к содержанию соглашения о примирении, относя к обязательным реквизитам указание условий, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, включая расходы по оплате помощи представителей. Условия, на которых стороны пришли к примирению, должны включать выводы о правах и об обязанностях сторон, уступках, которые стороны сделали друг другу. Содержание соглашения о примирении не должно противоречить действующему законодательству, а содержащиеся условия о примирении должны отвечать требованиям точности, определенности, исполнимости. Соглашение о примирении может касаться как всех вопросов, являющихся предметом административного дела, так и их части.

Подписав соглашение о примирении, стороны обязаны представить его в суд. После представления соглашения суд возобновляет производство по административному делу и назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении. Лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени, дате и месте судебного заседания. Их неявка не является препятствием для рассмотрения судом вопроса об утверждении соглашения о примирении.

Судебное заседание по вопросу об утверждении соглашения о примирении проводится с целью осуществления судом контроля за этим распорядительным действием. В судебном заседании суд обязан проверить отсутствие оснований, препятствующих заключению соглашения о примирении (ч. 1 ст. 137 КАС), в том числе ответить на вопросы: а) не противоречит ли соглашение действующему законодательству; б) не нарушает ли оно права, свободы и законные интересы других лиц. Если хотя бы одно из этих условий нарушается, то суд отказывает в утверждении соглашения о примирении.

По итогам проведения судебного заседания по вопросу об утверждении мирового соглашения суд принимает определение либо об утверждении соглашения о примирении, либо об отказе в утверждении с указанием причин. Определения принимаются в виде отдельного судебного акта.

Судебные акты, принимаемые по итогам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении, являются самостоятельными объектами обжалования, и на них в течение 15 дней с момента принятия может быть подана частная жалоба.

Процессуальные последствия утверждения соглашения о примирении заключаются в том, что производство по административному делу подлежит прекращению (п. 4 ч. 1 ст. 194 КАС) и повторное обращение в суд с тождественным административным иском (по тем же предмету, основанию и с участием тех же субъектов) недопустимо (ч. 1 ст. 195 КАС).

По общему правилу соглашение о примирении подлежит исполнению добровольно в порядке и сроки, которые согласованы сторонами. В случае если одна из сторон не исполняет условия соглашения о примирении, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении в порядке гл. 38 КАС.

Источник: http://be5.biz/pravo/a001/8.html

Пределы диспозитивности в делах об административных правонарушениях (Степанова О.А.)

Дата размещения статьи: 04.07.2014

При рассмотрении дел об административных правонарушениях нередко возникает ситуация, когда участники процесса изъявляют желание отказаться от предъявленных требований, признать их или же заключить мировое соглашение. В таком случае встает вопрос о пределах действия в данном производстве принципа диспозитивности. До настоящего времени допустимость указанных процессуальных действий остается дискуссионной темой для теоретиков и неоднозначно решается на практике.
Мнения специалистов о возможности в подобных делах отказаться от требования или признать его разнятся.
Одни полагают, что данные институты не могут использоваться в публично-правовых отношениях, исходя из специфики последних . Другие же считают, что это возможно в любом процессе, в том числе и при рассмотрении дел об административных правонарушениях .
———————————
Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. Сущность и актуальные вопросы правоприменения по делам об административных правонарушениях. Воронеж, 1990. С. 145.
Козлов С.С., Куратов А.А. Процессуальные особенности пересмотра административных дел судами общей юрисдикции: проблемы теории и практики // Российский судья. 2010. N 1.

Верховный Суд РФ в одном из своих разъяснений указал, что гражданин самостоятельно решает вопрос об обращении в суд за защитой своих прав, следовательно, может и отказаться от поданной им жалобы. В случае такого отказа отпадают процессуальные основания, послужившие поводом к пересмотру дела, и, поскольку суд не вправе по собственной инициативе пересматривать постановление по делу об административном правонарушении, дело должно быть прекращено . По такому же пути идет и практика в судах общей юрисдикции .
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 1.
См.: Постановления Хабаровского краевого суда от 23.01.2012 N 4-А-20/12, Брянского областного суда от 07.11.2011 по делу N 4-А-156; решение Московского городского суда от 01.07.2010 по делу N 7-0996 // СПС «КонсультантПлюс».

Читайте так же:  Судебные издержки истца

Высший Арбитражный Суд РФ не давал специальных разъяснений по рассматриваемому вопросу. В связи с этим специалисты, изучая возможность отказа от требований (их признания) в рамках производства по делу об административном правонарушении в арбитражном суде и правовые последствия данных процессуальных действий, опираются на положения АПК РФ .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

Что же касается такого процессуального действия, как признание требований, то думается, что в делах об административных правонарушениях оно не имеет каких-либо правовых последствий.
При производстве по делам об административных правонарушениях на стадии рассмотрения дела по существу и решения вопроса о наложении административной ответственности на суд (орган), уполномоченный рассматривать дело, возлагается обязанность установить весь состав правонарушения на основании всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и представленных доказательств (ст. 26.11 КоАП РФ ), а не только отдельные элементы состава вменяемого правонарушения, наличие которых может признавать лицо, привлекаемое к ответственности, например факт совершения деяния, имеющего признаки правонарушения, или вину в совершении этого деяния (ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
———————————
СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1.

Что же касается возможности заключения соглашения, предусмотренного ст. 190 АПК РФ, по делам об административных правонарушениях, то следует отметить, что имеющиеся разъяснения ВАС РФ относительно применения ст. 190 АПК РФ не способствуют однозначному решению данного вопроса.
Как указано в Постановлении Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», соглашение, предусмотренное ст. 190 АПК РФ, не может быть утверждено арбитражным судом, если оно нарушает права и законные интересы других лиц и его положения противоречат закону. Кроме того, при применении названной статьи арбитражным судам следует исходить из того, что государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность .
———————————
Пункт 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.

В другом Постановлении Пленума ВАС РФ — «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» — Суд уточнил сферу действия ст. 190 АПК РФ, отметив, что указанные в данной норме соглашения вправе заключать антимонопольные органы по делам об оспаривании его решений и предписаний, в том числе об обстоятельствах рассматриваемого дела.
———————————
Пункт 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2008. N 8.

Позиции ученых относительно возможности применения ст. 190 АПК в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе в делах об административных правонарушениях, различны.
Так, например, по мнению И.Ю. Захарьящевой, использование примирительных процедур при оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов невозможно, но вполне обоснованно по делам об административных правонарушениях и о взыскании обязательных платежей и санкций . А.Н. Кузбагаров считает, что по правилам ст. 190 АПК могут быть урегулированы только публично-правовые споры, на что специально указано законодателем в названной норме. В делах же, где основная функция суда сводится к осуществлению судебного контроля, примирение сторон невозможно .
———————————
Захарьящева И.Ю. Примирительные процедуры в арбитражном процессуальном законодательстве Российской Федерации (концептуальные основы и перспективы развития): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 19.
Кузбагаров А.Н. К вопросу о примирении сторон по конфликтам, возникающим из публично-правовых отношений // Вестник СГАП. 2009. N 2. С. 93.

Некоторые ученые также указывают, что заключение соглашения между административным органом и делинквентом по любым делам, возникающим из публичных правоотношений, невозможно , поскольку для них характерен императивный метод правового регулирования и стороны не могут действовать по своему усмотрению.
———————————
Панкова О. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях // Российская юстиция. 2004. N 1; Масленников М. Можно ли считать жалобу административным иском? // Российская юстиция. 1998. N 5.

А.В. Абсалямов полагает, что указанное соглашение между делинквентом и административным органом невозможно, но допускает соглашение делинквента с потерпевшим, если дело возбуждено по жалобе последнего . М.С. Крупина, разделяя данную точку зрения, считает, что делинквент может быть освобожден от ответственности, если он достиг примирения с потерпевшим . Н.А. Бородина указывает, что такое примирение возможно, однако в соответствии с КоАП РФ оно не является основанием для прекращения производства по делу . Некоторые исследователи предлагают ввести законодательно институт прекращения дела об административном правонарушении в связи с примирением сторон .
———————————
Абсалямов А.В. Административное судопроизводство в арбитражном суде. Теоретико-методологические аспекты: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 226.
Крупина М.С. Оспаривание решений административных органов по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 11.
Бородина Н.А. Указ. соч.
См., напр.: Зеленцов А. Административное судопроизводство в России: проблемы правового регулирования // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2003. N 2. С. 94.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2073

Мировое соглашение коап
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here