Международная подведомственность и подсудность гражданских дел

Информационная поддержка по вопросу: "Международная подведомственность и подсудность гражданских дел" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Международная подсудность

Под подсудностью понимают распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.

Международная подсудность – установление суда определенной страны, который должен разрешать данное дело.

Правовое регулирование вопросов подсудности определяется внутренним законодательством каждого государства. В том случае, если в споре участвуют лица разных государств, то действуют либо коллизионные нормы, либо международные договоры.

Существуют три основные системы определения подсудности:

  • франко-романская, в соответствии с которой определяющим фактором при выборе суда является гражданство стороны спора;
  • германская – подсудность определяется по месту жительства или пребывания ответчика, а в определенных законом случаях – истца;
  • англо-американская – подсудность определяется по месту присутствия ответчика.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В Арбитражном процессуальном кодексе говорится о следующем.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.

Арбитражный суд в соответствии с международным договором Российской Федерации, федеральным законом, соглашением сторон, заключенным в соответствии с ними, применяет нормы иностранного права. Данное правило не затрагивает действие императивных норм законодательства Российской Федерации, применение которых регулируется разделом VI Гражданского кодекса Российской Федерации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При применении норм иностранного права арбитражный суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

Признание и обязательность исполнения на территории Российской Федерации судебных актов, принятых иностранными судами, иностранных арбитражных решений определяются международным договором Российской Федерации, федеральным законом.

Источник: http://be5.biz/pravo/m022/76.html

Глава 3. Подсудность (ст.ст. 22 — 33)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Глава 3. Подсудность

>
Подсудность гражданских дел
Содержание
Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12128809/1a021ee51cf500830e99510141278135/

Международная подсудность гражданских дел

С помощью термина «международная подсудность гражданских дел» разграничивается компетенция между судами разных государств по рассмотрению споров, в которых участвуют иностранные гражда­не, лица без гражданства, иностранные юридические лица.

В международном гражданском процессе принято выделять сле­дующие основные критерии определения подсудности гражданских дел с участием иностранного элемента:

гражданство сторон спора (спор компетентен рассматривать суд того государства, гражданином которого является одна из сторон);

место жительства (пребывания) ответчика;

место нахождения недвижимости (здания, помещения, сооруже­ния и т. п.).

Применяются и иные критерии определения международной под­судности гражданских дел: место жительства истца, место причине­ния вреда, место исполнения договора и др. Например, в Евразий­ской патентной конвенции стран СНГ 1994 г., которая регулирует правовые отношения в области интеллектуальной собственности, содержится норма о том, что решение о выдаче принудительной ли­цензии может быть обжаловано в суд того государства, на территории которого выдана принудительная лицензия.

Каждое государство определяет пределы компетенции своих су­дов по гражданским делам с участием иностранного элемента.

Подсудность судам Республики Беларусь гражданских дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также по спорам, по которым хотя бы одна из сторон проживает за границей, оп­ределяется белорусским законодательством, если иное не уста­новлено международными договорами Республики Беларусь или письменным соглашением сторон. Согласно ст. 545 ГПК, белорус­ским судам подсудны дела по искам иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц к ответчикам, име­ющим место жительства, место пребывания или место нахождения в Республике Беларусь.

Судам Республики Беларусь подсудны также дела по искам к иностранным гражданам и лицам без гражданства, если они имеют место жительства на территории Республики Беларусь, и к иностран­ным юридическим лицам, если в Республике Беларусь находится орган управления, представительство или филиал такого юридического лица.

К субъектам, на которых распространяются установленные ст. 545 ГПК правила подсудности гражданских дел, относятся: иностранные граждане; лица без гражданства; иностранные юридические лица; сторона, проживающая за границей.

Стороны могут по письменному соглашению между собой ус­тановить договорную подсудность. Гражданское дело, неподсудное суду данной страны, может по соглашению сторон стать предметом его рассмотрения, или, наоборот, гражданское дело, подсудное суду данной страны, может быть передано на рассмотрение суда другого государства. В международном гражданском процессе этот вид тер­риториальной подсудности применяется, как правило, в случаях, когда речь идет о внешнеторговых сделках (договоры купли-продажи товара, договоры подряда, комиссии и т. п.).

Читайте так же:  Понятие встречного иска в гражданском процессе

Соглашением сторон о подсудности спора не может быть измене­на исключительная подсудность.

Международная подсудность гражданских дел может быть аль­тернативной, когда заявителю предоставляется право выбора суда. Так, в соответствии со ст. 47 ГПК иск к ответчику, не имеющему в Беларуси места жительства, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в Беларуси.

На некоторые гражданские дела распространяются правила исключительной подсудности. В частности, это дела по искам о пра­ве на строения, об освобождении имущества от ареста, об установ­лении порядка пользования земельным участком и др. Такие споры рассматриваются белорусскими судами при условии нахождения со­ответствующего строения, имущества, земельного участка на терри­тории Республики Беларусь. Если же эти объекты спора находятся за границей, то белорусские суды не компетентны рассматривать по­добного рода иски.

Встречный иск (независимо от его подсудности), разрешается в суде по месту рассмотрения первоначального иска.

В силу ст. 555 ГПК не допускается предъявление в суды Респуб­лики Беларусь исков:

к аккредитованным в Республике Беларусь главам дипломатичес­ких представительств иностранных государств;

к лицам, относящимся к членам дипломатического персонала упомянутых представительств;

к иным лицам, в частности руководителям и отдельным категори­ям персонала международных межправительственных организаций, которые пользуются дипломатическим иммунитетом в силу закона, международного договора Республики Беларусь;

к совместно проживающим с этими лицами членам их семей.

Однако к указанным выше лицам могут предъявляться:

вещные иски, касающиеся расположенного на территории Рес­публики Беларусь частного недвижимого имущества, если соответс­твующие лица владеют этим имуществом не от имени представля­емых ими государств или международных межправительственных организаций;

иски, вытекающие из наследственного права, если соответству­ющие лица выступают как наследники, отказополучатели, испол­нители завещания или хранители, попечители над наследственным имуществом;

иски, вытекающие из осуществления этими лицами любой про­фессиональной или хозяйственной деятельности на территории Рес­публики Беларусь вне официальных дипломатических функций.

Вопросы международной подсудности могут возникать и по делам особого производства: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании лица безвестно отсутствующим и объявлении умершим; о признании лица недееспособным вследс­твие душевной болезни или слабоумия; о признании лица ограни­ченно дееспособным и др. Подсудность этих дел (при отсутствии прямого указания закона) определяется исходя из общих правил тер­риториальной подсудности. Такие дела рассматриваются обычно по закону места жительства заявителя-иностранца.

Дело, принятое судом Республики Беларусь к своему произ­водству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, даже если в дальнейшем оно стало подсудным инос­транному суду.

Важным является вопрос о допустимости предъявления иска в бе­лорусский суд, если тождественное дело рассматривается либо уже рассмотрено судом иностранного государства. Согласно ст. 548 ГПК, если спор подсуден только суду Республики Беларусь, он рассматрива­ет дело и выносит решение даже в случаях, когда тождественное дело находится в производстве иностранного суда или уже рассмотрено этим судом. При альтернативной подсудности спора дело в белорус­ском суде подлежит прекращению, если тождественное дело в суде иностранного государства было возбуждено ранее.

Вопросы подсудности гражданских дел с участием иностранного элемента регламентируются международными договорами. Так, Кон­венция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. установила специальное правило о подсудности по делам о расторжении брака между супругами, являю­щимися гражданами разных государств — членов СНГ: бракоразводное дело компетентны рассматривать учреждения обеих договаривающих­ся сторон, на территории которых проживают супруги.

В Республике Беларусь гражданские дела, в том числе с участи­ем иностранцев, как правило, рассматриваются районными (городс­кими) судами. Вышестоящим судам по первой инстанции подсудны лишь некоторые категории гражданских дел (дела по жалобам на от­каз регистрации общественных объединений граждан, о признании забастовки незаконной и др.). Кроме того, вышестоящие суды вправе изъятьлюбое гражданское дело из районного (городского) суда и рас­смотреть его по первой инстанции.

Неподсудность дела суду Республики Беларусь является осно­ванием отказа в приеме искового заявления.

Суд Республики Беларусь обязан прекратить производство по делу по собственной инициативе на любой стадии гражданского су­допроизводства, если обнаружит, что дело подсудно суду иностран­ного государства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/3_39961_mezhdunarodnaya-podsudnost-grazhdanskih-del.html

Билет 59. Подведомственность и подсудность гражданских дел. Система судебных органов в РФ

Под судебной системой Российской Федерации понимается совокупность всех судов России. Судебная система устанавливается Конституцией РФ, федеральными конституционными законами. В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые сидьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

Подведомственность гражданских дел судам (ст.22 ГПК РФ).

1. Суды рассматривают и разрешают:

· исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

· дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

· дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса;

· дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса;

· дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

· дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

2. Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Читайте так же:  Выезд за границу при смене

3. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

4. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Гражданские дела, подсудные мировому судье (ст.21 ГПК РФ).

1. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

· дела о выдаче судебного приказа;

· дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

· дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

· иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

· дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

· дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

· дела об определении порядка пользования имуществом.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

3. При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.

4. Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.

Гражданские дела, подсудные районному суду (ст.24 ГПК РФ). Гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам (ст25 ГПК РФ). В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа (ст.26 ГПК РФ).

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

· связанные с государственной тайной;

· об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

· о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

· об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

· о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Гражданские дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации (ст.26 ГПК РФ).

1. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

· об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;

· об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

· об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

· о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

· об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

· по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

Читайте так же:  Компенсация морального вреда зпп

· о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Федеральными законами к подсудности Верховного Суда Российской Федерации могут быть отнесены и другие дела.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1486 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Источник: http://studopedia.su/16_113032_bilet—podvedomstvennost-i-podsudnost-grazhdanskih-del-sistema-sudebnih-organov-v-rf.html

Международное частное право

Международная подсудность

Понятие «юрисдикция» в аспекте международного публичного права означает сферу суверенной власти государства в области законодательства, суда и управления. В данном случае термин «юрисдикция» равнозначен термину «государственная власть». В аспекте международного частного права и международного гражданского процесса понятие «юрисдикция» имеет другое содержание. Это понятие употребляется как тождественное термину «международная подсудность», т.е. компетентность судебного аппарата данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом.

Понятие «юрисдикция» в аспекте международного частного права шире понятия «международная подсудность», так как юрисдикция подразумевает не только компетенцию судебной власти, но и компетенцию административных, нотариальных и иных правоприменительных и правоохранительных органов государства.

Международное публичное право содержит некоторые начала, касающиеся юрисдикции в понятии «международная подсудность»: органы государства не могут совершать процессуальные действия за пределами своей юрисдикции, нарушать иммунитет от юрисдикции дипломатических агентов иностранных государств, закрывать иностранцам доступ в свои суды для защиты их прав.

Однако международное право не содержит норм, разграничивающих компетенцию между органами разных государств по конкретным видам гражданских дел. Каждое государство, исходя из собственных правил о международной подсудности, принимает к рассмотрению такие споры, которые считает нужным.

Вопрос о международной подсудности, как и вопрос о юрисдикции административных органов по гражданским делам с иностранным элементом, сводится к тому, как государство само определяет такую компетенцию. В случае, когда в одном государстве определенные дела находятся в компетенции административных органов, а в другом — подсудны судебным органам, более уместно говорить о юрисдикции, а не о международной подсудности. В договорах о правовой помощи вообще употребляется иной, более широкий термин — «компетенция» (а не подсудность или юрисдикция).

Законы некоторых государств предусматривают, что национальные суды могут принимать к рассмотрению дела, касающиеся гражданского состояния иностранцев, при условии, что решение суда получит признание в государстве гражданства иностранца. Однако такое условие подсудности существует только во внутреннем праве и не продиктовано требованиями международного оборота или международного права.

В данном случае можно говорить о «прямой» и «косвенной» международной подсудности. Прямая подсудность основана на предписывающих правилах и предполагает решение вопроса, подлежит ли данный спор компетенции судов данного государства. «Косвенная» подсудность основана на оценочных правилах и предполагает решение вопроса, обладал ли суд иностранного государства компетенцией для вынесения судебного решения, которое должно быть признано на территории другого государства. Правила «косвенной» подсудности касаются подсудности по признанию судебных решений.

От понятия международной подсудности необходимо отличать понятие международной подведомственности — компетенции определенных звеньев судебной системы данного государства рассматривать конкретные категории гражданских дел с иностранным элементом.

Например, в ст. 22 ГПК РФ и в ст. 27 АПК РФ предусмотрено, что суды и арбитражные суды РФ рассматривают и разрешают подведомственные им дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями и международных организаций.

С точки зрения национального процессуального права, подведомственность гражданских дел судебным органам означает пределы их компетенции по рассмотрению гражданских дел. О подведомственности дела какому-либо органу государственной власти говорится во внутригосударственном смысле, в смысле противопоставления компетенции судебных органов компетенции административных органов власти. Участники спора могут избрать подсудность, но не подведомственность.

Термин «подсудность» может иметь различный смысл: не только распределение компетенции между различными судами данного государства, но и установление признаков и свойств дел, по которым они относятся к компетенции данного суда. В этом смысле термин «международная подсудность» употребляется для установления пределов компетенции судов определенного государства при рассмотрении дел с иностранным элементом.

Таким образом, термин «подсудность» употребляется как для распределения дел между судами данного государства, так и для разрешения вопросов компетенции судебного аппарата данного государства в целом. Это вполне обоснованно, так как и признаки, посредством которых разрешаются вопросы внутренней территориальной подсудности, в принципе совпадают с признаками международной подсудности — в законодательстве большинства государств критерий места жительства ответчика имеет именно такое двоякое значение.

О международной подсудности можно говорить только при возникновении вопроса о компетенции судов какого-либо государства. Однако аналогичный вопрос может возникнуть относительно компетенции административных органов определенного государства. В данном случае уместно говорить не о подсудности, а о юрисдикции.

Например, по некоторым видам гражданских дел (усыновление, опека) в разных государствах установлена различная подведомственность — или судам, или административным органам. В ситуации, когда одно и то же дело в одном государстве входит в компетенцию административных органов, а в другом — в компетенцию судебных, имеет место конфликт юрисдикции (а не подсудности).

В национальном праве для определения компетенции судов и международной подсудности употребляются различные коллизионные критерии: закон гражданства сторон; закон места жительства ответчика; закон места нахождения спорной вещи; принцип наиболее тесной связи; личное присутствие ответчика на территории данного государства; «закон суда». Пределы компетенции национальных судебных органов определяются национальным гражданским процессуальным законодательством.

Признаки, используемые при разрешении вопросов международной подсудности, необходимо отличать от признаков, лежащих в основе разрешения коллизий законов. Здесь несомненно внешнее сходство, но это две абсолютно различные правовые категории.

При решении коллизионного вопроса суд определяет, право какого государства подлежит применению в данном конкретном случае. Это решение гражданско-правовых вопросов (вопросов о материальном праве), т.е. коллизионные нормы позволяют разрешить конфликт материально-правовых норм, преодолеть столкновение материальных законов.

Читайте так же:  Права обязанности ответственность адвоката

При разрешении вопросов международной подсудности суд устанавливает пределы компетенции органов юстиции своей страны и не затрагивает вопроса о том, компетентен ли суд какого-либо иностранного государства рассматривать данный спор. Это проблема не гражданского права, а гражданского процесса, т.е. конфликт юрисдикции. Таким образом, между коллизионной проблемой (конфликтом законов) и конфликтом юрисдикции существует огромное противоречие, которое завуалировано внешним сходством исходных критериев (в обоих случаях применяются признаки гражданства, места жительства, места нахождения вещи и т.п.).

Конфликт юрисдикции является одной из самых сложных проблем международного гражданского процесса. Он может проявляться в двух вариантах: отрицательный конфликт — два и более государства отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции; положительный — два и более государства претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам. Правила о международной подсудности предназначены именно для разрешения конфликта юрисдикции.

Термин «конфликт» в данном случае имеет иное значение, чем термин «конфликт законов»: в случае конфликта законов устанавливаются критерии для решения коллизионного вопроса, а в случае конфликта юрисдикции речь идет о признаках, посредством которых устанавливаются пределы только собственной юрисдикции.

Конфликт юрисдикции необходимо также отличать от конфликта квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о решении вопроса, суд какого государства компетентен рассматривать данное дело, а во втором — по праву какого государства следует толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нормах.

Коллизионный вопрос и вопросы юрисдикции тесно связаны, что зачастую приводит к совместному рассмотрению этих проблем. Установление собственной юрисдикции не исключает применения иностранного права, так же как привязка отношения к иностранному праву не исключает установления собственной юрисдикции.

Несовпадение понятий «конфликт законов» и «конфликт юрисдикций» и их различное решение обусловлены политическими устремлениями: государства ревниво оберегают сферу своей юрисдикции как публично-правового отношения, но достаточно легко идут на применение иностранного права в отношениях с иностранным элементом, связанных с международным гражданским оборотом и имеющих частноправовой, а не публичный характер.

Именно с этой политикой связано повсеместное распространение принципа национального режима относительно доступа иностранцев к правосудию: принцип национального режима расширяет юрисдикцию местных судов и одновременно — сферу применения иностранного права.

Виды международной подсудности:

  1. Исключительная международная подсудность — спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства.
  2. Альтернативная международная подсудность — стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор.
  3. Договорная международная подсудность — определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства. По соглашению сторон конкретное дело может быть отнесено к юрисдикции иностранного государства, хотя по законам данной страны оно подсудно местному суду, или наоборот — дело, по местным законам подсудное иностранному суду, по соглашению сторон может быть отнесено к юрисдикции местного суда.

Договорная подсудность устанавливается в первую очередь по внешнеторговым сделкам. Стороны международных коммерческих контрактов путем соглашения могут установить любую подсудность, точно так же, как на основе принципа автономии воли по соглашению сторон к сделке может применяться материальное право любого государства. Международные договоры о торговле и мореплавании устанавливают возможность договорной подсудности по всем имущественным спорам с участием иностранных лиц.

Договорная подсудность представляет собой один из наиболее сложных институтов МГП, так как в ее основе заложена возможность изменить правила международной подсудности по соглашению сторон. Договорная подсудность оформляется в пророгационных и дерогационных соглашениях (обычно употребляется обобщающий термин — пророгационные соглашения).

Дерогационные соглашения — это исключение дела из компетенции суда данного государства (хотя оно подсудно именно ему по местным законам) и передача его на рассмотрение суду иностранного государства. Пророгационные соглашения — дело, неподсудное местному суду по законам данного государства (подсудное судам другого государства), в соответствии с соглашением сторон передается на рассмотрение именно данному суду. Любое пророгационное соглашение одновременно является дерогационным. По общему правилу, пророгационные соглашения не могут изменить родовую (предметную) подсудность.

Источник: http://isfic.info/mshp/medyg109.htm

§ 3. Международная подсудность по гражданским делам.

Основные системы определения подсудности дел с иностранным элементом. Конкуренция юрисдикций

В случае, когда в процессе пытается принять участие иностранное лицо, необходимо решить вопрос о том, подсудно ли дело данному суду. Такая проблема часто возникает на практике, когда встает вопрос о возможности привлечения ответчика — иностранного граж­данина в суд своего государства или предъявления иска к такому гражданину в суд иностранного государства, в котором проживает иностранный гражданин или гражданство которого он имеет, а если речь идет о привлечении к суду организации, то необходимо решить вопрос о возможности предъявления иска к такой организации по месту осуществления ею своей деятельности или по месту ее реги­страции, нахождения органов управления и т.д.

Международная подсудность. В связи с тем, что каждое государ­ство в соответствии с принципом суверенитета вправе само опре­делять пределы компетенции своих судов, в том числе по делам с участием иностранных лиц, вариантов решения вопросов между­народной подсудности в законодательной и судебной практике госу­дарств много. Однако все системы определения подсудности обычно принято сводить к следующим трем основным.

Подсудность по месту жительства (нахождения) ответчика (германская система): иски к иностранцам, проживающим в данном государстве, надлежит предъявлять в суды данного государства, а если ответчик находится за рубежом, то иск следует предъявлять в суд соответствующего иностранного государства. Иски к юридическим лицам предъявляются по месту нахождения административного цент­ра (правления) юридического лица. Такого принципа определения международной подсудности придерживается большинство стран континентальной Европы, в том числе Россия. В частности, россий­ские суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием ино­странных лиц, если организация-ответчик находится на территории РФ или гражданин-ответчик имеет место жительства в РФ (ст. 402 ГПК РФ). Скажем, если место жительства иностранного граждани­на — иностранное государство, то иски к нему по общему правилу должны предъявляться в суды соответствующего иностранного госу­дарства.

Читайте так же:  Госпошлина присужденная судом размер

Подсудность по признаку гражданства сторон спора (ла­тинская система) , иски компетентен рассматривать суд того госу­дарства, гражданином которого является ответчик. Такого принципа определения подсудности придерживаются Франция, Италия. Так, согласно французскому законодательству французский суд компетен-

тен рассмотреть всякое дело с участием французского гражданина (истца или ответчика), даже если обязательство возникло и испол­нялось за границей, и т.д.

Подсудность по признаку фактического присутствия ответ­чика, когда принимается во внимание фактическая возможность вру­чения ответчику повестки о вызове в суд. Такой системы определе­ния международной подсудности придерживаются в своей практике США, Великобритания, другие страны Британского Содружества. Своеобразие данной системы определения международной подсудно­сти основывается на коренном различии в решении процессуальных вопросов англо-американской и континентальной системами права. В частности, в отличие от стран континентальной Европы, в Велико­британии на этапе обращения в суд подсудности большого значения не придается 1 . Истец может обратиться в любой суд Англии (чаще всего тот, который наиболее удобен для него или его адвоката). Суд, в который подан иск, сам решает, куда его передать для рассмотре­ния, при этом принимается во внимание цена иска, наличие квали­фицированных судей для разрешения данного спора и т.д.

С другой стороны, в Англии большое значение придается проце­дуре вручения ответчику повестки о вызове в суд, в то время как в государствах континентальной Европы данная процедура носит тех­нический характер. Согласно нормам общего права любое лицо на земном шаре может воспользоваться юрисдикцией британского суда при одном условии — ответчик надлежащим образом вызван в суд 2 . Для получения повестки ответчик должен «присутствовать» на тер­ритории Англии или Уэльса (или по крайней мере объявиться там), и его последующий отъезд не лишает суд компетенции 3 . Никакой

Поскольку правила о международной подсудности носят односто­ронний характер, вполне возможны ситуации, когда правовая систе­ма одного государства отсылает рассмотрение спора к суду другого государства, а этот последний отказывается от рассмотрения спора в силу отсутствия компетенции по своему национальному законода­тельству. Иными словами, если в законодательстве одного государства записано, что споры надлежит рассматривать по месту жительства ответчика, то это вовсе не означает, что суды иностранных госу­дарств (если этот ответчик проживает за рубежом) должны непремен­но принимать данное дело к своему производству.

Возможна и другая ситуация, когда на разрешение одного и того же спора претендуют судебные учреждения двух и более государств — так называемая конкуренция юрисдикций. Для разрешения конкуренции юрисдикций существует международный обычай: компетентен суд того государства, который впервые принял к производству исковое заявление. Однако если решение иностранного суда не признается и не исполняется в соответствующей стране, то нет препятствий для одновременного рассмотрения одного и того же дела.

В частности, ст. 406 ГПК РФ устанавливает: российский суд отка­зывает в принятии искового заявления к производству или прекращает производство по делу, если имеется решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, принятое иностранным судом, с которым имеется международный договор РФ, предусматривающий взаимное признание и исполнение решений суда. Суд возвращает исковое заявление или оставляет заявление без рассмот­рения, если в иностранном суде, решение которого подлежит признанию или исполнению на территории РФ, ранее было возбуждено дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Для того чтобы избежать ситуации отказа в принятии иска или ситуаций конкуренции юрисдикций, государства заключают между­народные договоры.

В 1968 г. странами Европейского Союза (ЕС) заключена Брюссель­ская конвенция о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам 4 . В 1988 г. заклю­чена также Луганская конвенция с одноименным названием, которая повторяет текст Брюссельской конвенции (Луганскую конвенцию именуют также «параллельная»). Целью принятия Луганской конвен­ции являлось принятие аналогичных (Брюссельской) правил для государств Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), некоторые из них не участвуют в ЕС (например, Исландии, Норвегии, Швейцарии). Согласно Брюссельской и Луганской конвенциям иски должны предъявляться по месту жительства ответчика.

Вопросы международной подсудности решаются в договорах о пра­вовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. На­

пример, ч. I разд. II Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам СНГ 1993 г., которая называется «Ком­петенция», содержит подробные правила разграничения юрисдикции судов государств-участников. Иски к физическим лицам предъявля­ются по месту жительства лица на территории государства-участ­ника, а иски к юридическим лицам — по месту нахождения его органа управления, представительства либо филиала. Суды государств-уча- стников компетентны также в случаях, когда на их территории:

а) осуществляется хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика; б) исполнено или должно быть исполнено обязательство из договора; в) имеет постоянное местожительство или местонахож­дение истец по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации. По искам о праве собственности на недвижимое имущество исклю­чительно компетентны суды по месту нахождения имущества, а по искам к перевозчикам — суды по месту нахождения органа управле­ния транспортной организации.

Вопросы подсудности регулируются также в ряде транспортных конвенций, например в ст. 28 Варшавской конвенции для унифика­ции некоторых правил, касающихся международных воздушных пе­ревозок, Женевской конвенции о договорах международной перевозки грузов по дорогам (ст. 31) и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/7447060/page:2/

Международная подведомственность и подсудность гражданских дел
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here