Механизм рассмотрения жалоб европейским судом

Информационная поддержка по вопросу: "Механизм рассмотрения жалоб европейским судом" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Адвокат в ЕСПЧ

Вы здесь

Процедура рассмотрения межгосударственных жалоб в Европейском суде по правам человека

Подача межгосударственной жалобы

Межгосударственную жалобу может подать одно государство, являющееся участником Совета Европы, на другое государство, входящее в состав Совета Европы. Оба государства должны быть подписантами Конвенции.

Основанием для жалобы-заявления может быть исключительно нарушение свобод и прав, признанных Конвенцией и последующими дополняющими Конвенцию протоколами.

Сторона-истец не обязана уведомлять о предстоящем иске сторону-ответчика.

Ввиду того, что государства-участники судебного разбирательства подписали Конвенцию, обращение в ЕСПЧ не считается вмешательством в дела независимого государства.

Государство-истец имеет право подавать жалобы-заявления для того, чтобы восстановить права своих граждан, нарушенные вмешательством государства-ответчика. Однако Суд также признает случаи, в которых государство-истец обвиняет другое государство в ущемлении так называемых «коллективных прав» граждан других государств даже в тех случаях, когда не затронуты интересы граждан государства — подателя жалобы.

Содержание

Межгосударственная жалоба должна подаваться в Совет Европы в письменном виде и включать определенную информацию:

1. Наименование государства-ответчика.
2. Точное изложение фактов.
3. Четкое описание предполагаемого нарушения Конвенции.
4. Доказательства предполагаемого нарушения.
5. Подтверждение соблюдения условий приемлемости жалобы. Главные условия приемлемости — это исчерпание всех внутренних ресурсов (кассации) для урегулирования конфликта и соблюденные сроки подачи жалобы (не более полугода от даты принятия решений судом определенной в Регламенте инстанции).
6. Имена, фамилии и адреса лиц, назначенных государством-истцом уполномоченными по делам ЕСПЧ.
7. Приложение: копии судебных или иных документов, непосредственно относящихся к сути поданной жалобы.

Судьи-докладчики

Решение о приемлемости заявления принимается на основании заключения, сделанного судьями-докладчиками (или одним докладчиком). Судьи-докладчики (один или несколько) назначаются Палатой Европейского Суда, образованной для рассмотрения данного дела. Судьи-докладчики (один или несколько) готовят все необходимые документы: справки, проекты, заключения, на основании которых и будет проводиться слушание.

Решение о приемлемости искового заявления-жалобы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

После получения жалобы Председатель уведомляет государство-ответчика о том, что по отношению к нему может быть заведено дело. После этого заявление-жалоба передается в Секцию ЕСПЧ – Палату, избранную на определенный срок.

В качестве членов en officio в заседаниях принимают участие судьи, избранные от истца и от государства-ответчика. Если заявление-жалоба было подано несколькими истцами против одного ответчика или жалобы имеют сходный характер, то они рассматриваются совместно.
После получения дела Председатель предлагает государству-истцу предоставить замечания, подтверждающие приемлемость жалобы. Эти замечания сообщаются государству-ответчику для получения возможных письменных замечаний и пояснений. Также Палата может предложить обеим сторонам предоставить в письменном виде дополнительные замечания. Вопросы приемлемости заявлений-исков возникают по решению Палаты или по требованию сторон.

Производство

После принятия приемлемости дело переводится в производство. Председатель проводит консультации с представителями заинтересованных государств. В ходе консультаций устанавливаются сроки, в течение которых нужно представить доказательства, замечания и другие необходимые для рассмотрения и принятия решений документы. С согласия сторон-участников дела и Председатель принимает решение об устном производстве.

Примирение

После признания жалобы приемлемой Секретарь контактирует со всеми заинтересованными сторонами для возможного принятия мирового соглашения. Палата делает все возможное для того, чтобы мировое соглашение было принято. Все переговоры о возможном мировом соглашении проводятся в конфиденциальном порядке. Ни одно из действий, предложений или уступок, озвученных в ходе переговоров, не может быть использовано в дальнейшем при слушании и разбирательстве. Если Секретарь сообщает Палате о том, что конфликт исчерпан, Палата исключает жалобу из заявлений, подлежащих рассмотрению.

Компенсация

Государство-заявитель должно своевременно предъявить свои требования о компенсации, которая будет выплачиваться государством-ответчиком в том случае, если решение Суда будет вынесено в пользу истца. Требования о компенсации должны быть предъявлены в сроки предоставления заявителем документов по существу дела. Эти требования предоставляются к ознакомлению представителям государства-ответчика. В том случае, если требования не предъявлены в срок, Палата может полностью или частично отказать заявителю в присуждении ему компенсации.

Источник: http://prof-sommer.ru/procedura-rassmotrenija-mejgosudarstvennyh-jalob-espch

Процедура рассмотрения жалобы в ЕСПЧ (обзорная статья)

Жалобы в ЕСПЧ рассматриваются по строгому и чёткому алгоритму. Из статьи вы узнаете:

  • какие дела рассматривает Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ);
  • какие органы Страсбургского суда уполномочены рассматривать жалобы;
  • как происходит движение жалобы в суде;
  • в какой срок можно подать жалобу;
  • как узнать номер жалобы.

Какие дела рассматривает ЕСПЧ?

Европейский суд рассматривает индивидуальные жалобы по всей категории дел, рассматриваемых в национальных судах. Важно не то какие споры рассматривает ЕСПЧ и какие категории дел, а факт того допускались ли в ходе этого рассмотрения этих дел нарушения норм Конвенции или нет. Также имееет принципиальное значение 6 месячный срок обращения, т.к. такой критерий приемлемости выступает своеобразным заградительным барьером для жалоб.

Процедура рассмотрения жалоб в ЕСПЧ. Стадии рассмотрения дела в ЕСПЧ

Рассматривать жалобы могут:

  • единоличный судья;
  • Комитет, состоящий из трёх судей;
  • Палата, состоящая из семи судей;
  • Большая Плата.

Обычно Большая Палата не рассматривает жалобы, но Палата из семи судей может передать жалобу Большой Палате, если жалоба затрагивает серьёзный вопрос, для решения которого нужно толковать Конвенцию или Протоколы к ней. Или если решение по жалобе может войти в противоречие с ранее вынесенными решениями ЕСПЧ.

Итак, в подавляющем большинстве случаев жалобы рассматриваются: одним судьей, Комитетом или Палатой.

Жалоба попала в суд. Каково дальнейшее движение жалобы в ЕСПЧ?

Жалобы поступают в Центральный почтовый отдел Суда. Там жалобы сортируют и отправляют их в юридическое подразделение, которое занимается жалобами из соответствующей страны. Жалоба из России попадёт в юридическое подразделение, занимающееся Россией.

Далее жалобе присваивается номер, и её изучает юрист. Он оценивает жалобу по критериям приемлемости и готовит соответствующий доклад для единоличного судьи, Комитета или Палаты. Если юрист укажет, что жалоба не соответствует критериям приемлемости, то жалоба отправится к единоличному судье и это с высокой долей вероятности означает, что жалоба будет признана неприемлемой и отклонена. Таким образом именно юрист Секретариата определяет путь жалобы: единоличному судье, Комитету или в Палату.

При этом только Комитет и Палата имеют право вынести постановление — то, что так нужно заявителю.

Важно: заявителю нужно добиться постановления по жалобе. Именно этот документ разрешает жалобу по существу. Только в постановлении Европейский суд может признать нарушение Конвенции.

Как далее происходит рассмотрение жалобы в ЕСПЧ? Коммуницирование жалобы в ЕСПЧ?

Итак, жалоба попала к единоличному судье, в Комитет или Палату.

Читайте так же:  Комиссия по делам несовершеннолетних наказание

Единоличный судья не может вынести постановление. Всё, что он может – это признать жалобу неприемлемой и прекратить производство по делу или передать дело в Комитет.

Жалоба попадает в Комитет из 3-х судей, если ранее ЕСПЧ рассматривал много подобных дел, то есть если жалоба затрагивает повторяющийся вопрос.

  • признать жалобу неприемлемой по собственной инициативе, и в таком случае производство по жалобе прекращается;
  • вынести постановление, то есть разрешить жалобу по существу (признать нарушение Конвенции или установить, что Конвенция не была нарушена).

Если жалоба не относится к повторяющимся делам, то её рассматривает Палата из 7-ми судей. Палата может:

  • признать жалобу неприемлемой;
  • разрешить жалобу по существу.

Перед тем, как рассматривать жалобу, Комитет и Палата связываются с правительством государства-ответчика, чтобы оно могло заявить письменные замечания по существу дела. Также перед рассмотрением дела по существу Комитет или Палата предложат заявителю и стране-ответчику заключить мировое соглашение.

Палата может передать жалобу Большой Палате. Мы упоминали это ранее.

Важно: в постановлении жалоба разрешается по существу. Решением оформляется неприемлемость жалобы.

После того, как Комитет или Палата выносят постановление, его копии рассылаются Комитету министров Европейского союза (исполнительного органа ЕС), заявителю жалобы и стране-ответчику, генсеку ЕС и заинтересованным сторонам. Оригинал постановления остаётся в архиве Европейского суда.

После этого страна-ответчик обязана исполнить постановление Европейского суда. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Исполнение решений ЕСПЧ (Европейского суда)».

Обращение в ЕСПЧ сопряжено со стрессом. Любому заявителю хочется узнать как можно больше о перспективах рассмотрения его жалобы и вообще о её судьбе. Поэтому часто возникает вопрос — как узнать номер жалобы в Страсбургском суде?

Как узнать номер жалобы в ЕСПЧ

После юридического подразделения жалоба попадает к юристу ЕСПЧ, который изучает её. Он же присваивает ей номер. ЕСПЧ сообщает подателю жалобы или его предстателю этот номер в ответном письме. После того, как заявитель узнаёт номер, можно отследить судьбу жалобы на специальной странице сайта ЕСПЧ, введя номер в поле «PleaseenterApplicationnumber» и нажав кнопку «Submit».

Важно: звонить в Европейский суд, чтобы узнать номер жалобы, бессмысленно. Суд обрабатывает громадное количество входящих жалоб, и никто в суде не сможет подсказать номер одной жалобы из десятков тысяч.

Срок подачи жалобы в ЕСПЧ

Подать жалобу в Европейский суд по правам человека можно в течение полугода с момента вынесения окончательного решения национального суда. Но тут не всё гладко.

В гражданском процессе изложенное выше правило действует: жаловаться в ЕСПЧ можно после того, как будет пройдена вторая кассация (четвёртая инстанция). А в уголовном процессе можно жаловаться уже после второй инстанции (апелляции). Почему так получается, мы писали в статье «Жалоба в ЕСПЧ по уголовному и гражданскому делу».

Выводы о процедуре рассмотрения жалоб Европейским судом

Порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ предполагает, что первоначально жалоба попадает в Центральный почтовый отдел суда, далее — в юридический департамент, а оттуда — юристу, который присваивает жалобе номер и изучает её на предмет приемлемости.

Юрист направляет жалобу единоличному судье, в Комитет или Палату с рекомендациями рассмотреть жалобу или признать её неприемлемой.

Только Комитет или Палата разрешают жалобы по существу, то есть выносят постановление. В постановлении может быть указано, что нарушения Конвенции нет или что оно имело место.

Постановления направляются сторонам, Комитету министров Совета Европы и иным лицам.

Источник: http://euroclaim.ru/procedura-rassmotreniya-zhalob-v-espch/

Порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ

Европейский суд (далее – ЕС) для многих российских граждан является последним рубежом защиты прав, закрепленных Евроконвенцией. Порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ определен данным международным судебным органом. Обращения принимаются от физлиц, неправительственной организации или группы лиц. Любой человек может обратиться в ЕС за защитой, но предметом жалобы является только нарушение его прав действиями органов госвласти.

Процедура подготовки жалобы в ЕСПЧ к рассмотрению

Как правило, рассмотрение жалобы в ЕСПЧ осуществляется в несколько этапов. Первая стадия является предварительной, в ходе которой осуществляется переписка заявителя с Секретариатом ЕС. Еще несколько лет назад данный этап занимал довольно длительное время, поскольку у заявителя уточняли ту или иную информацию. Все данные необходимо было предоставлять в письменном виде, поэтому процесс затягивался на месяцы и даже годы.

Сегодня ситуация в корне изменилась. Секретариат ЕС отказался от такой практики. После регистрации жалобы заявитель получает на руки решение, что его обращение считается приемлемым, либо неприемлемым и не подлежит рассмотрению. В первом случае обращение поступает в почтовый отдел.

Каждый день международный судебный институт получает порядка 1500 корреспонденции, поэтому обработка писем отнимает немало времени. Центральный почтовое подразделение направляет заявление в юридический отдел, который рассматривает дела страны-ответчика. Его специалисты знакомы с законодательством этого государства и свободно владеют языком.

Следующие этап – обращению присваивается номер. Однако это не говорит о том, что дело принято к производству, работник начинает заниматься подготовкой данных для судей, которые в дальнейшем будут рассматривать жалобу. Эта процедура может занять длительное время, поскольку ежегодно в ЕС поступает около 50 тысяч жалоб.

Рассмотрение жалобы ЕСПЧ

Если вся информация по обращению собрана, сотрудник юридического отдела передает жалобу для рассмотрения в ЕСПЧ. Она может попасть в одну из пяти секций:

  • Если в жалобе затрагиваются вопросы, по которым Страсбургский суд уже не единожды выносил решения, т.е. повторяющиеся вопросы, дело передается в Комитет из 3-х судей. Он имеет право признать обращением неприемлемым (прекратить производство), либо разрешить жалобу по существу.
  • В случае если данное обращение не имеет никаких перспектив, оно вручается единоличному судье, который может признать жалобу неприемлемой, либо передать ее в Комитет. Как правило, на этом этапе процедура рассмотрения жалобы в ЕСПЧ завершается выдачей заявителю решения.
  • Если по подобным заявлениям ЕС ранее не выносились судебные решения, жалоба направляется в Палату из семи судей. Возможно два исхода рассмотрения жалобы ЕСПЧ: она разрешается по существу или признается неприемлемой.
  • В особо сложных ситуациях Палата из 7 судей принимает решение отдать на рассмотрение дело в Большую палату.

На заметку: перед тем, как определиться с порядком рассмотрения жалобы в ЕСПЧ, Палата и Комитет обращаются к правительству страны-ответчика с целью предоставления замечаний по делу (в письменном виде). Помимо этого, ЕС предлагает государству-ответчику и заявителю заключить мировое соглашение.

Сроки рассмотрения жалоб в ЕСПЧ

Обычно процедура рассмотрения жалобы в ЕСПЧ занимает довольно длительное время – от 2 до 5 лет. Только регистрация обращения выполняется через 8-10 недель после подачи жалобы, затем на вынесение решения о приемлемости или неприемлемости обращения уходит еще 1-2 года. В течение 6 месяцев может осуществляться обмен возражениями между заявителем и российским Представителем. Еще столько же времени потребуется на вынесение решения по существу.

Читайте так же:  Гражданин подавший жалобу на адвоката умер

Конечно, можно попросить ЕС о досрочном извещении Представителя страны-ответчика и о внеочередном рассмотрении дела. Последний вариант возможен на основании 41 условия Регламента ЕС, в котором затрагиваются вопросы первостепенной важности. Например, если речь идет о грубейшем нарушении права на жизнь.

На основании 40 условия Регламента ЕС заявитель имеет право ускорить процесс рассмотрения обращения путем досрочного извещения российского Представителя. В таком случае заявитель рассчитывает на то, что Представитель РФ, зная, что жалоба рассматривается в ЕСПЧ, может оказать влияние на исход дела.

Как показывает практика, более упрощенная процедура рассмотрения жалобы в ЕСПЧ возможна только в том случае, если в обращении затрагиваются вопросы в отношении несоблюдения одной-двух статей ЕК, а не всего списка прав.

Вынесение постановления

Последний этап, на котором завершается порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ. Изучив обращение по существу, ЕС принимает окончательное решение – права человека были нарушены (назначается денежная компенсация), либо нарушений выявлено не было. Все решения ЕС не обжалуются.

Примечание: возможно обжалование только решения Палаты в Большой Палате. Тогда срок рассмотрения жалобы в ЕСПЧ продлевается на 3 месяца. Однако такие обращения принимаются лишь в исключительных случаях.

Подводим итоги

Следует понимать, что Страсбургский суд не является вышестоящей судинстанцией национальных судебных органов. Это независимый судебный институт, принимающий любые жалобы от лица, чьи права были ущемлены. Как правило, порядок рассмотрения жалобы в ЕСПЧ таков: обращение поступает на регистрацию и только потом передается судьям. При этом оно должно полностью соответствовать критериям приемлемости. При несоблюдении хотя бы одного из условий жалоба признается неприемлемой.

Исполнение решений ЕС обеспечивается Комитетом Министров СЕ. Решения ЕС являются обязательными для стран-участников, которые обязаны в трехмесячный срок выплачивать денежную компенсацию, если права заявителя были признаны нарушенными. Помимо выплаты денежной компенсации возможно принятие мер индивидуального характера: рассмотрение жалобы во внутренних судах или мера, позволяющая восстановить право. Также ЕС может рекомендоваться принять меры общего характера: изменение судебной практики или законодательства, если они не соответствует принципам ЕК. Так, например, было изменено бельгийское законодательство после рассмотрения жалобы по «делу Маркс» в отношении детей, появившихся на свет вне брака.

Рассмотрев порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ, можно сделать вывод, что он четко соблюдается главным судебным органом Совета Европы. Все решения ЕС, принимаемые в отношении физлиц и негосударственных организаций, способны внести большой вклад в изменение правовой ситуации в России. Однако подача жалобы и прохождение всех этапов рассмотрения дела в Страсбургском суде сопряжено со стрессом. Если вам необходима помощь опытного юриста по данным вопросам, вы можете обратиться в нашу компанию. Мы окажем всестороннюю юридическую поддержку.

Источник: http://ovchynnykov.com/stati/poryadok-rassmotreniya-zhalob-v-espch/

Адвокат в ЕСПЧ

Вы здесь

Какие дела рассматриваются в Европейском суде по правам человека?

В каких случаях жалобы принимаются Судом по Правам Человека

Конвенция представлена международным договором, подтверждающим принятые обязательства государств-участников, а также их неукоснительное исполнение. К правам человека, утвержденным в Конвенции, которые защищаются Судом, причисляются:
— право на судебное рассмотрение по уголовным и гражданским делам;
— право на выдвижение собственной кандидатуры в выборах и право участия в них;
— право на свободу вероисповедания, мысли и совести;
— право на свободу мнения;
— право на жизнь и неприкосновенность личности;
— право на свободу распоряжаться собственностью и право на имущество;
— право на свободу объединений и других организаций.

Права, охраняемые Конвенцией, изложены в некоторых Протоколах, а также в самой Конвенции.

Какие дела рассматриваются Судом Страсбурга?

Европейский суд может правомочно приступить к разбирательству дела только после подачи жалобы. Страсбургский суд может рассматривать два вида жалоб: индивидуальную жалобу (физического лица по отношению к государству-участнику Конвенции) и межгосударственную жалобу (одной страны против другой).

Суд рассматривает лишь жалобы, которые относятся непосредственно к нарушениям прав, обозначенных в Конвенции и Протоколах. Суд не является апелляционной, либо кассационной инстанцией в отношении национального суда и не уполномочен изменять, либо отменять принятые государственными инстанциями решения. Кроме того, эта организация не правомочна осуществлять прямое вмешательство в работу органа власти, на работу которого поступила жалоба.

Суд рассматривает только соответственно оформленные жалобы, направленные против государств-участников, ратифицировавших Конвенцию либо Протоколы. При этом Суд не имеет права принимать к рассмотрению те жалобы, которые имеют какое-либо отношение к событиям, произошедшим до ратификации.

Перед подачей жалобы в Европейский Суд по Правам Человека необходимо убедиться, что за события, которые стали причиной нарушения прав человека несет ответственность публичная организация (органы судебной, исполнительной, законодательной власти и др.) определенного государства.

В соответствие со ст.35 п.1 действующей ныне Конвенции, жалоба может быть принята Судом к разбирательству только после применения всех имеющихся средств внутренней правовой защиты. При этом документ может быть подан в Суд не позднее шести месяцев, начиная с момента принятия окончательного решения. Жалобы, не соответствующие установленным требованиям приемлемости, не подлежат рассмотрению.

К примеру, прежде чем отправить жалобу в Европейский Суд по Правам Человека, необходимо прежде обратиться в высшую судебную инстанцию, юрисдикция которого позволяет рассмотреть ваше дело. Но, в случае, если данный документ подается на судебное решение (например, на обвинительный приговор), а также, если дело находится в стадии обжалования, необходимости в дополнительном обращении в соответствующие инстанции нет.

При этом первое письменное обращение в Европейский Суд по Правам Человека (даже в короткой форме) является основанием для прерывания течения шестимесячного срока. В письме должен быть ясно указан предмет жалобы. Также это может быть уже заполненный формуляр жалобы. Обычного письма, в котором указана лишь просьба предоставить необходимую информацию, недостаточно, и оно не может служить основанием для приостановки шестимесячного срока.

Одним из немаловажных условий, которое влияет непосредственно на принятие Судом решения о рассмотрении жалобы, является факт использования всех государственных инстанций, посредством которых можно было бы ликвидировать нарушение прав. Либо предоставление Суду убедительных доказательств того, что в вашем случае, применение таких средств правовой защиты было бы бесполезным и неэффективным.

Используя государственные средства правовой защиты необходимо соблюдение всех процессуальных норм и, что особенно важно, соблюдение сроков, предписанных законом. К примеру, если жалоба отклонена по причине поступления с нарушением процедуры, или с опозданием, вероятность ее рассмотрения в Суде резко уменьшается.

Читайте так же:  Имеет право предъявить регрессное требование
Видео (кликните для воспроизведения).

Но при этом, в случаях, если объект жалобы — судебный приговор, то до обращения в в Европейский Суд по Правам Человека проходить судебную процедуру обжалования необязательно. Кроме того, в этом случае также нет необходимости обращаться к процедуре подачи прошения об амнистии, или помиловании.

Рекомендации по заполнению формуляра жалобы в Европейский Суд по Правам Человека

При подаче жалобы в Европейский Суд по Правам Человека важно помнить, что петиции к органам исполнительной, либо законодательной власти не входят в состав средств правовой защиты, которые можно эффективно использовать для обжалования.

Следует отметить особо, что более 90% поступающих в Суд жалоб отклоняется по причине несоблюдения условий, которые представлены выше.

Источник: http://prof-sommer.ru/kakie-dela-rassmatrivautsya-v-espch

Рассмотрение жалобы в Европейском Суде по правам человека

Рассмотрение жалобы в Европейском Суде по правам человека условно можно разделить на три стадии: предварительная стадия, рассмотрение на предмет приемлемости и рассмотрение по существу.

Под предварительной стадией понимается этап переписки заявителя с Секретариатом Европейского Суда вплоть до извещения заявителя о том, что его жалоба направлена Правительству РФ для предоставления его позиции по данному делу. Раньше данная стадия могла быть достаточно длительной, так как Секретариат Европейского Суда направлял заявителям письма с просьбой уточнить ту или иную позицию по жалобе. Но сейчас Секретариат отказался от этой практики, потому что она очень трудоемка. В настоящее время, заявитель после получения извещения о регистрации его жалобы получает либо решение, принятое Комитетом судей о том, что его жалоба является неприемлемой, либо уведомление о том, что его жалоба направлена Представителю РФ для представления его возражений по жалобе. Во втором случае жалоба будет рассматриваться Палатой судей.

Первая официальная стадия процесса в Европейском Суде — стадия определения приемлемости обращения. Судья-докладчик готовит предварительное заключение по делу, затем Комитет из 3 судей решают вопрос о том, соответствует ли данная жалоба необходимым формальным критериям, установленным в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Судьи, входящие в Комитет, единогласным решением могут отклонить жалобу как неприемлемую, то есть не отвечающую всем требованиям, предъявляемым к подаваемой жалобе. Решение Комитета нельзя обжаловать, оно является окончательным. Большинство из решений на предмет приемлемости вынесено именно Комитетом. Заявитель уведомляется лишь о решении Комитета, но не может ознакомиться с его содержанием.

Вторая официальная стадия процесса — рассмотрение дела по существу. Именно на этом этапе Европейский Суд выносит свое решение о том, было ли нарушено какое-то из прав, перечисленных в Европейской Конвенции или нет.

Организационно Суд разделен на пять секций. Секции из числа судей, входящих в них, формируют органы Суда — Комитеты, Палаты и Большую Палату, которые непосредственно рассматривают жалобы. Основным органом Европейского Суда является Палата. Палата состоит из семи судей, одним из которых ex officio является судья той страны, против которой подана жалоба. Палата рассматривает жалобы на предмет приемлемости. Перед рассмотрением жалобы на предмет приемлемости Европейский Суд направляет жалобу заявителя Представителю РФ в Европейском Суде, который представляет в Суд свои возражения, касающиеся самого предполагаемого нарушения права, а также вопросов приемлемости. Иногда на данном этапе правоохранительные органы РФ по собственной инициативе пересматривают гражданские и уголовное дела в порядке надзора. Например, в деле «Никишина против РФ» гражданское дело заявительницы было направлено на новое рассмотрение, в результате которого она подписала мировое соглашение с ответчиком,. Европейский Суд установил, что данным мировым соглашением права заявительницы были восстановлены, и, таким образом, она больше не является «жертвой» предполагаемого нарушения ее прав. На этом основании жалоба была признана неприемлемой.

Возражения Представителя РФ Европейский Суд направляет заявителю для представления своих возражений на позицию Представителя РФ. Это очень ответственный этап для заявителя, так как государство показало свою линию защиты и заявитель должен попытаться опровергнуть возражения Представителя РФ.

Европейский Суд выносит решение на предмет приемлемости только после рассмотрения позиции Представителя РФ и заявителя. Как правило, рассмотрение жалобы происходит без участия заявителя и представителя государства.

Если жалоба признается приемлемой, то этот же состав Палаты рассматривает ее и по существу. В последнее время рассмотрение жалобы по приемлемости и по существу, как правило, происходит одновременно. В некоторых случаях Европейский Суд может назначить публичное слушание по вопросу приемлемости или по существу. В публичном слушании принимает участие адвокат заявителя, а также представитель государства, против которого рассматривается жалоба. Сам заявитель тоже может принять участие в слушании. Европейский Суд по правам человека может предоставить материальную помощь для проезда и проживания в Страсбурге заявителя и его представителя, если заявитель не может самостоятельно оплатить эти расходы. Следует отметить, что вопреки бытующему мнению о дороговизне обращения в Европейский Суд по правам человека, обращение является бесплатным, а в случае признания нарушения прав человека, Европейский Суд обязывает государство выплатить не только справедливую компенсацию, но и расходы заявителю на юридические услуги и переписку со Страсбургом.

В ходе рассмотрения дела по существу стороны представляют Европейскому Суду свою позицию в письменном виде на одном из двух официальных языков Совета Европы, то есть на английском или на французском. (Вся предыдущая переписка, ведется на русском языке.) Выступление в Суде также происходит на одном из официальных языков. Длительность выступления сторон в Европейском Суде жестко регламентирована и не может превышать 30 минут. Решение Европейского Суда не оглашается сразу после слушания, его подготовка может занять несколько месяцев. После вынесения решения оно направляется сторонам, передается в Комитет Министров Совета Европы, который будет контролировать исполнение данного решения, а также размещается на сайте Европейского Суда.

Как уже говорилось выше, если Палата признает нарушение прав человека, то она также может присудить взыскать со страны справедливую компенсацию в пользу заявителя, а также рекомендовать стране применить ряд мер индивидуального и общего характера.

Большая Палата — это высший судебный орган Европейского Суда. Она состоит из 17 судей, среди которых ex officio входят судья от той страны, против которой рассматривается дело, а также Президент Европейского Суда по правам человека. Компетенция Большой Палаты ограничена исключительными случаями, которые четко определены. Во-первых, Большая Палата осуществляет апелляционные полномочия в том случае, если стороны не согласятся с решением Палаты и заявят об этом в течение 3-х месяцев. Во-вторых, Большая Палата рассматривает по существу те обращения, при разрешении которых могут быть затронуты предыдущие прецеденты Европейского Суда по правам человека, и вынесены решения, противоречащие уже существующим. Например, Большая Палата рассматривает жалобу «Илия Илиеску, Александру Ляшко, Андрей Иванточ и Тудор Петров-Попа против Молдавии и РФ», именно в связи с тем, что в ходе рассмотрения этой жалобы может быть изменена существующая практика Европейского Суда по правам человека. В-третьих, Большая Палата рассматривает межгосударственные жалобы.

Читайте так же:  Условия удовлетворения виндикационного иска

Рассмотрение жалобы в Европейском Суде по правам человека — процесс достаточно длительный. Он может продолжаться от двух до четырех лет. Как правило, с момента направления формуляра жалобы до его регистрации проходит около 2-3 месяцев, затем от одного года до двух лет до момента вынесения решения Комитетом судей о неприемлемости или направления жалобы Представителю РФ. В течение полугода может продолжаться обмен возражениями между Представителем РФ и заявителем. Решение на предмет приемлемости может быть вынесено через год-полтора после направления возражений заявителя, и еще через полгода может быть вынесено решение по существу.

Но заявитель может попросить Европейский Суд о внеочередном рассмотрении его дела или о досрочном извещении Представителя РФ о поданной жалобе. Первое осуществляется на основании 41 Правила Регламента Европейского Суда и, как правило, касается вопросов «жизни и смерти», то есть если речь идет о нарушении таких прав как право на жизнь и право на запрет пыток, включая запрет экстрадиции или депортации, в страну, где заявителя могут ожидать пытки или смерть. Второе осуществляется на основании 40 Правила Регламента Европейского Суда. Заявитель, который просит о досрочном извещении Представителя РФ, рассчитывает на то, что Представитель, зная, что такая жалоба подана в Европейский Суд по правам человека, может повлиять на решение этого дела в РФ.

Следует также отметить, что практика показывает, что более быстро проходят все стадии рассмотрения дела в Европейском Суде четкие и однозначные жалобы, которые касаются одной-двух статей Европейской Конвенции, а не затрагивают полный перечень прав.

Источник: http://studbooks.net/951731/pravo/rassmotrenie_zhaloby_evropeyskom_sude_pravam_cheloveka

Информация о Европейском Суде и порядок подачи жалоб

Европейский суд по правам человека – международный судебный орган , юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы , ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод , и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года .

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками конвенции: Европейскую комиссию по правам человека , Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы .

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге ( Франция ), где находится и сам Совет Европы.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Юрисдикция Европейского Суда по правам человека

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ). Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколам к ней (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ). Согласно этому закону (ст. 1) РФ признала ipso facto обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по толкованию и применению конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемых нарушений Россией положений перечисленных международных договоров. Вступившие в силу для Российской Федерации в мае 1998 года, конвенция и протоколы являются составной частью правовой системы страны и обладают большей юридической силой, чем национальные законы.

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников конвенции.

Компетенция Европейского Суда по правам человека

Европейский Суд по правам человека имеет право:

рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский Суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;

признавать факт того, что было нарушено то или иное право заявителя;

присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;

толковать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод;

устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи, с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;

рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик свое обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда по правам человека;

давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;

выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.

Читайте так же:  Сколько хранить выписки банка и платежные поручения

Источник: http://minjust.ru/ru/node/132446

Рассмотреть спор в ЕСПЧ: инструкция к действию

На сайте ЕСПЧ выложен специальный формуляр, который нужно заполнить, и пример его заполнения. Эксперты рекомендуют не увеличивать размер формуляра, а если для изложения жалобы не хватает места – оформить оставшуюся часть в виде приложения, размер которого не превышает 20 страниц (без учета копий приложенных документов).

Если жалоба будет написана не по правилам, шестимесячный срок на обращение в ЕСПЧ продолжит течь – а значит, возрастет вероятность его пропуска.

На любом из официальных языков стран-членов Совета Европы: русском, английском, французском, азербайджанском, албанском, армянском, болгарском, боснийском, венгерском, греческом, грузинском, датском, ирландском, исландском, испанском, итальянском, каталанском, латышском, литовском, люксембургском, македонском, мальтийском, молдавском, немецком, нидерландском, норвежском, польском, португальском, ретороманском, румынском, сербском, словацком, словенском, турецком, украинском, финском, хорватском, чешском, шведском или эстонском (п. 2 Правила 34 Регламента ЕСПЧ). При этом выбор языка не зависит ни от гражданства, ни от местонахождения сторон.

Приложения к жалобе переводить не надо.

Нет, обращение в ЕСПЧ не облагается пошлиной.

Адрес получателя пишется на английском или французском языке.

Адрес отправителя лучше написать на русском языке, продублировав на иностранном только страну («Russie» по-французски или «Russia» по-английски).

Отправить жалобу можно Почтой России или любой другой почтовой службой.

Для подачи жалобы представитель не требуется, однако он нужен во время самого процесса. Выступать представителем в ЕСПЧ вправе только адвокат – человек, правомочный заниматься адвокатской практикой в любом из государств-участников Конвенции. В качестве исключения ЕСПЧ может позволить заявителю представлять себя самостоятельно либо допустить в качестве представителя лицо без статуса адвоката (Правило 36 Регламента ЕСПЧ).

Если на момент подачи жалобы у вас уже есть представитель, его данные надо вписать на третью страницу формуляра. Отдельную доверенность прикладывать не стоит. Если представитель появился уже после подачи жалобы или вам нужно поменять представителя, используйте специальный бланк доверенности. Заверять его у нотариуса не требуется.

Граждане с низким доходом, у которых нет средств на оплату услуг представителя, после коммуницирования жалобы могут обратиться за выделением средств в ЕСПЧ. Однако на практике деньги выделяются крайне редко.

Информация о регистрации жалобы не считается важной и может не высылаться заявителю. Однако обо всех значимых решениях (приемлема ли жалоба, нужна ли по ней дополнительная информация, прошла ли она предварительную оценку и извещено ли о ней государство-ответчик) заявители информируются письменно по почте. Кроме того, вам сообщат номер досье, который надлежит указывать в последующей корреспонденции, а также вышлют набор наклеек со штрих-кодом – их следует использовать при переписке с ЕСПЧ. После получения номера досье отслеживать судьбу жалобы можно по базе ЕСПЧ.

На одном из двух официальных языков Страсбургского суда – английском или французском. Однако по делам большой важности, а также с разрешения Президента секции ЕСПЧ можно продолжить пользоваться одним из официальных языков государств-членов Совета Европы (подп. А п. 3 Правила 34 Регламента ЕСПЧ).

Это уведомление о жалобе ответчика (если жалоба подана на Россию, то Уполномоченного РФ при ЕСПЧ Михаила Гальперина) и последующая подготовка к вынесению постановления по жалобе. С января 2019 года Уполномоченному и заявителю предоставят 12 недель, чтобы прийти к соглашению (см. «В ЕСПЧ появится стадия мирного урегулирования спора»). Если соглашение не достигнуто, Уполномоченному предложат ответить на вопросы, которые задаст ЕСПЧ, а также направить свои комментарии и возражения. Затем возражения на ответ предоставляет заявитель. Он также должен направить свои требования относительно справедливой компенсации.

Подавляющее большинство дел решается без проведения слушания. Исключения бывают по просьбе одной из сторон, если слушание необходимо для дополнительного прояснения обстоятельств дела или при высокой значимости спора.

Если ЕСПЧ решил провести слушание по существу жалобы, он письменно информирует об этом стороны, а также перечисляет вопросы, которые необходимо прояснить. Процесс обычно проходит на английском или французском, однако председатель может разрешить использовать официальный язык одного из государств-участников. Длится заседание не более двух часов, при этом сторонам дается на выступление по 30 минут. Если кто-то не явился без уважительной причины, слушание проходит без него.

Предельные сроки рассмотрения жалобы не установлены. Например, жалоба «Котов против России» была подана в 1998 году, зарегистрирована в 2000 году, а окончательное решение по ней оглашено в 2012 году, т.е. она рассматривалась около 14 лет. Дело «Хлыстов и другие против России» ЕСПЧ рассмотрел 8 марта 2018 года по жалобам, поданным 3 января 2017 года и 2 февраля 2017 года, – то есть чуть дольше чем за год.

В день оглашения постановления его текст, а также краткий пресс-релиз публикуются на сайте ЕСПЧ. Затем секретарь суда направляет заверенные копии сторонам по почте. Как правило, постановления написаны на английском или французском, а наиболее важные – сразу на обоих языках (Правило 76 Регламента).

Уведомить об этом ЕСПЧ в течение одного месяца после вынесения постановления – и опечатку (описку, ошибку в вычислениях) исправят (правило 81 Регламента).

Постановление ЕСПЧ может быть пересмотрено Большой палатой. Оно становится окончательным:

  • когда стороны объявляют, что не будут требовать пересмотра дела Большой палатой;
  • спустя три месяца после даты вынесения постановления, если не было просьбы о его пересмотре Большой палатой;
  • если коллегия Большой палаты отклонила просьбу о пересмотре.

А вот постановление Большой палаты уже не подлежит пересмотру.

Если речь идет о присуждении компенсации, Уполномоченный РФ в ЕСПЧ спустя три месяца после вступления постановления Страсбургского суда в силу направляет заявителю письмо, в котором предлагает сообщить счёт в банке. После этого Уполномоченный распоряжается перевести деньги. Если заявитель не может совершать банковские операции (например, отбывает наказание в местах лишения свободы), ему нужно оформить нотариальную доверенность на родственника или представителя.

Когда постановление ЕСПЧ предполагает устранить нарушения прав человека и их последствия, вступившее в силу решение российского суда пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Для этого заявитель в течение трех месяцев со дня вступления в силу постановления ЕСПЧ должен подать заявление о пересмотре дела в российский суд, принявший последнее решение. К заявлению о пересмотре должны быть приложены копии документов, подтверждающих новое обстоятельство. Судья обязан возбудить производство, даже если у заявителя нет перевода постановления ЕСПЧ на русский язык. Если судье нужен перевод, он самостоятельно запрашивает его в аппарате Уполномоченного РФ при ЕСПЧ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pravo.ru/story/207278/

Механизм рассмотрения жалоб европейским судом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here