Ликвидационная комиссия унитарных предприятий

Информационная поддержка по вопросу: "Ликвидационная комиссия унитарных предприятий" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия

Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

4. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.

5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.

6. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 35 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12128965/5cb260c13bb77991855d9c76f8d1d4c8/

Глава 4. Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации

4. Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации

4.1. Муниципальное унитарное предприятие, муниципальное учреждение, организация могут быть ликвидированы мэром города по представлению отраслевого органа управления администрации или по решению суда.

4.2. Представление о ликвидации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации, согласованное с вице-мэром города, курирующим координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), готовит отраслевой орган управления администрации и направляет в комитет и регистрационную палату для согласования.

К представлению прилагаются следующие документы:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

решение регистрирующего органа или свидетельство о государственной регистрации;

бухгалтерский баланс на последнюю дату, заверенный налоговой инспекцией.

4.3. Комитет готовит проект постановления мэра города о ликвидации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации, в котором определяется состав ликвидационной комиссии и ее председатель.

В состав ликвидационной комиссии включаются представители комитета, отраслевого органа управления администрации, городской Думы, директор (генеральный директор) и главный бухгалтер ликвидируемого муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации.

По предложению комитета в состав ликвидационной комиссии могут быть включены и иные лица. Председателем ликвидационной комиссии назначается представитель отраслевого органа управления администрации.

4.4. Комитет направляет постановление мэра города о ликвидации в регистрационную палату администрации города.

4.5. Постановление мэра о ликвидации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации ликвидационная комиссия направляет:

в налоговую инспекцию по месту учета муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации, которая проводит проверку и направляет в ликвидационную комиссию справку об отсутствии либо наличии задолженности перед бюджетом;

в Пенсионный фонд, который проводит соответствующую проверку и направляет в комитет справку об отсутствии либо задолженности перед Пенсионным фондом;

в городской центр занятости населения с приложением списка работников муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией;

в территориальные отделения фондов обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования;

в городской архив.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению ликвидируемым предприятием, учреждением, организацией.

4.6. Ликвидационная комиссия помещает в обязательном порядке в газете «Находкинский рабочий» публикацию о ликвидации предприятия, учреждения, организации, содержащую сведения о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Объявление согласовывается с регистрационной палатой администрации города.

По усмотрению ликвидационной комиссии ликвидируемого муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации публикация может быть помещена дополнительно и в других органах печати.

Ликвидационная комиссия направляет в банки, в которых находятся счета ликвидируемого муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации, заявление о прекращении списания денежных средств со счетов.

Списание средств без согласования с ликвидационной комиссией не допускается.

4.7. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (в двух экземплярах), который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, учреждения, организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть согласован с органом, осуществившим регистрацию муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации, и утвержден комитетом.

4.8. В течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации удовлетворяются требования кредиторов в очередности, определенной ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4.9. По окончании расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс (в двух экземплярах), который согласовывается с регистрирующим органом и утверждается комитетом.

Копию окончательного ликвидационного баланса муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации ликвидационная комиссия направляет в налоговую инспекцию для снятия с налогового учета.

Налоговая инспекция выдает справку о снятии предприятия, учреждения, организации с налогового учета.

4.10. Заверенная копия постановления мэра города о ликвидации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации и копия ликвидационного баланса направляется в банки для закрытия расчетного, валютного и других счетов муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации.

Читайте так же:  Заявление подаваемое лицом в суд

4.11. Копия постановления мэра города о ликвидации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации и копия ликвидационного баланса, а также справки о снятии предприятия, учреждения, организации с налогового учета и закрытии расчетного, валютного и других счетов в учреждениях банков направляется ликвидационной комиссией в городское управление государственной статистики для снятия со статистического учета.

Городское управление государственной статистики выдает справку об исключении предприятия, учреждения, организации из единого государственного регистра предприятий и организаций и аннулировании классификационных кодов (снятии со статистического учета).

4.12. После осуществления всех вышеназванных мероприятий ликвидационная комиссия составляет акт в двух экземплярах, который утверждается комитетом.

4.13. Один экземпляр утвержденного ликвидационного баланса и один экземпляр акта ликвидационной комиссии остаются в комитете для исключения предприятия, учреждения, организации из перечня и реестра муниципальной собственности.

4.14. Ликвидационная комиссия направляет в регистрационную палату для исключения из реестра следующие документы:

постановление мэра о ликвидации предприятия, учреждения, организации;

подлинные учредительные документы предприятия, учреждения, организации;

справки о снятии предприятия, учреждения, организации с учета в Государственной налоговой инспекции, Пенсионном фонде Российской Федерации, об исключении из единого государственного регистра предприятий и организаций и аннулировании классификационных кодов городским управлением государственной статистики, справки банков о закрытии расчетного, валютного и других счетов предприятия, учреждения, организации;

акт ликвидационной комиссии;

справку о капитализации платежей по возмещению ущерба здоровью или жизни граждан;

справку о сдаче кадровых документов в городской архив;

справки об отсутствии задолженности перед фондами обязательного социального и медицинского страхования;

копию объявления в печати о ликвидации предприятия, учреждения, организации;

справку райвоенкомата о передаче мобилизационных документов;

справку об уничтожении печатей и штампов предприятия, учреждения, организации.

4.15. Ответственность за сохранность документов ликвидируемого муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации до передачи их в ликвидационную комиссию несет директор (генеральный директор) данного предприятия, учреждения, организации.

4.16. Ликвидация муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, организации считается завершенной, а предприятие, учреждение, организация — прекратившим существование, после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

>
Компетенция комитета
Содержание
Решение Находкинской городской Думы от 19 июля 2000 г. N 223 «О принятии Положения о порядке создания, реорганизации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/30105185/bab98b384321e6e745a56f88cbbe0486/

Статья 5. Порядок принятия решений о ликвидации муниципальных унитарных предприятий

Статья 5 . Порядок принятия решений о ликвидации муниципальных унитарных предприятий

1. Муниципальное унитарное предприятие может быть ликвидировано в случаях:

истечения срока, на который создано муниципальное унитарное предприятие;

достижения цели, ради которой создано муниципальное унитарное предприятие;

оптимизации системы муниципального унитарного предприятия;

убыточности финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия в течение двух и более последовательных лет;

неэффективного использования производственных мощностей муниципальным унитарным предприятием;

невыполнения муниципальным унитарным предприятием задач, определенных его Уставом;

если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального унитарного предприятия меньше размера минимального уставного фонда, определенного федеральным законом;

фактического прекращения деятельности муниципального унитарного предприятия;

необходимости повышения эффективности использования муниципального имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием.

2. В заявке о ликвидации муниципального унитарного предприятия должны содержаться:

сведения об основаниях предлагаемой ликвидации в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Положения;

затраты, необходимые для ликвидации муниципального унитарного предприятия;

оценка эффективности, в том числе и бюджетной, использования имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием, для решения вопросов местного значения в случае ликвидации муниципального унитарного предприятия;

предложения об использовании оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества ликвидируемого муниципального унитарного предприятия.

3. К заявке о ликвидации муниципального унитарного предприятия должно прилагаться финансово-экономическое обоснование необходимости ликвидации муниципального унитарного предприятия, подготовленное органами администрации города Железногорска, содержащее информацию о:

прибылях и убытках муниципального унитарного предприятия на протяжении последних двух лет, предшествующих ликвидации;

кредиторах муниципального унитарного предприятия;

затратах, необходимых для ликвидации муниципального унитарного предприятия.

4. К финансово-экономическому обоснованию, предусмотренному частью 3 статьи 5 настоящего Положения, могут прилагаться иные документы и (или) материалы, содержащие сведения, использованные при подготовке указанного финансово-экономического обоснования.

5. Комиссия по поручению главы города Железногорска осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия и подготавливает на основе полученной заявки о ликвидации муниципального унитарного предприятия и финансово-экономического обоснования необходимости ликвидации муниципального унитарного предприятия заключение о целесообразности ликвидации муниципального унитарного предприятия.

6. Подготовка заключения о целесообразности ликвидации муниципального унитарного предприятия осуществляется Комиссией в течение 14 (четырнадцати) дней со дня получения поручения и направляется главе города Железногорска для принятия решения.

7. При подготовке заключения о целесообразности ликвидации муниципального унитарного предприятия в соответствии с частью 5 статьи 5 настоящего Положения Комиссией оцениваются:

необходимость ликвидации муниципального унитарного предприятия;

социальная значимость деятельности ликвидируемого муниципального унитарного предприятия;

результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия, осуществленной в соответствии с частью 5 статьи 5 настоящего Положения;

эффективность, в том числе и бюджетная, ликвидации муниципального унитарного предприятия для решения вопросов местного значения;

необходимые затраты на проведение ликвидации муниципального унитарного предприятия;

полнота финансово-экономического обоснования и достоверность иных документов, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Положения.

Читайте так же:  Академический отпуск по финансовым причинам

8. На основании заключения Комиссии глава города Железногорска:

Видео (кликните для воспроизведения).

— принимает постановление администрации города Железногорска о ликвидации муниципального унитарного предприятия;

— направляет письменное сообщение об отказе в ликвидации муниципального унитарного предприятия.

9. В случае принятия постановления администрации города Железногорска о ликвидации муниципального унитарного предприятия глава города Железногорска поручает управлению муниципального имущества администрации города Железногорска осуществить мероприятия по ликвидации муниципального унитарного предприятия.

10. В постановлении администрации города Железногорска о ликвидации муниципального унитарного предприятия должны содержаться:

основание о ликвидации муниципального унитарного предприятия;

причины ликвидации муниципального унитарного предприятия;

перечень мероприятий по ликвидации муниципального унитарного предприятия;

срок проведения ликвидации;

размер затрат по ликвидации муниципального унитарного предприятия и источники финансирования;

о назначении ликвидационной комиссии;

поручение председателю ликвидационной комиссии сообщить о завершении мероприятий по ликвидации муниципального унитарного предприятия;

иные необходимые сведения.

11. В случае, если при проведении ликвидации муниципального унитарного предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия банкротом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/21367373/63e4cf8f9e6a86c9ba7c43cbb5645947/

Подписан федеральный закон о запрете создания и функционирования унитарных предприятий на конкурентных рынках

Устанавливается, что унитарные предприятия могут создаваться для обеспечения деятельности федеральных органов власти в оборонной сфере, осуществления деятельности в сферах естественных монополий, культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, осуществления деятельности за пределами территории РФ, обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера, для обращения с радиоактивными отходами и осуществления деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящегося исключительно в федеральной собственности. Унитарные предприятия также можно создавать в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ.

По представлению высшего должностного лица субъекта РФ, по решению Правительства РФ унитарные предприятия также могут создаваться при необходимости устранения последствий ЧС, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.

Органы и организации, уполномоченные на создание унитарных предприятий, получают возможность направлять в ФАС России запросы о соответствии создания унитарного предприятия или изменения его деятельности в ФАС России.

При выявлении случаев создания унитарного предприятия с нарушением установленных требований антимонопольный орган направляет его учредителю предписание о необходимости ликвидации предприятия. При неисполнении предписания антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации унитарного предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до даты вступления настоящего Федерального закона в силу, осуществляющие свою деятельность на рынках, на которых создание унитарных предприятий не допускается, должны быть ликвидированы или реорганизованы по решению учредителя в срок до 1 января 2025 года.

Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60270.html/

Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия

Унитарное предприятие — правовая форма коммерческой организации, имущество которой не является собственностью предприятия и не подлежит разделу над доли между участниками.

Основные законопроекты, которые регулируют деятельность данного вида организаций, являются Гражданский Кодекс РФ и ФЗ №161 «О государственных и муниципальных предприятиях».

Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация унитарного предприятия — комплекс правовых мер (юридических и бухгалтерских), направленный на полное прекращение деятельности организации без передачи прав и обязанностей третьим лицам (без правопреемства).

Ликвидация унитарного предприятия зависит от вида организации:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

  • ликвидация государственного унитарного предприятия;
  • ликвидация муниципального унитарного предприятия;
  • ликвидация федерального государственного унитарного предприятия.

Порядок ликвидации

Ликвидация унитарного предприятия может быть инициирована органами местного самоуправления либо судебными органами. Основания и порядок судебной ликвидации прописан в Гражданском Кодексе РФ и других ФЗ.

Среди видов прекращения деятельности предприятия выделяют: добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, банкротство, слияние, присоединение, реорганизация.

Наиболее популярным видом ликвидации предприятия, который влечет его прекращение существования в полной мере, является добровольная ликвидация или банкротство.

Пошаговая инструкция о ликвидации обособленного подразделения в статье по ссылке.

При добровольной ликвидации порядок ее проведения таков:

В случае, если по итогам проверки ликвидационной комиссии и составления промежуточного ликвидационного баланса выявляется неспособность рассчитаться по обязательствам организации перед кредиторами, глава комиссии (либо кредитор) должен обратится в местный Арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

В случае, если денежных средств не хватило для погашения задолженностей, кредиторы имеют право потребовать через суд возмещения задолженности за счет личного имущества собственника предприятия.

Признание унитарного муниципального предприятия банкротом

Основным отличием в процессе признания унитарного предприятия банкротом от других видов юридических лиц является спорный вопрос по законности права руководителя такой организации самостоятельно подавать в арбитражный суд заявление о признании лица банкротом.

Из отражающих процесс ликвидации юридических лиц законопроектов получить однозначный ответ вам не удастся. Загвоздка состоит в том, что МУПы не обладают правом собственности, на них возложены лишь обязанности управления и хозяйственного ведения подведомственного имущества.

На законных основаниях в суд может обратиться собственник, а руководитель унитарного предприятия должен своевременно направить ему письменное предложение при наличии первых признаков банкротства организации (невозможности рассчитаться с кредиторами даже путем продажи имущества с торгов).

Кроме собственника имущества унитарного предприятия, подать заявление в суд имеет право кредитор или др. уполномоченные органы.

Основным критерием, при наличии которого унитарное муниципальное образование может претендовать на признание банкротства, является:

  1. Задолженность в государственный бюджет либо внебюджетные органы в размере от 100 тыс. руб.
  2. Нарушение сроков погашения данных обязательств (см. п. 1) более, чем на 3 месяца.
Читайте так же:  Представление государственного обвинения в судебном разбирательстве

Непосредственно порядок ликвидации МУПа через процедуру банкротства проводится аналогичным образом, как и для других юридических образований:

  • Наблюдение. На данном этапе необходимо проанализировать финансовое состояние компании, эта задача возложена на финансового управляющего. На основании изученных данных составляется реестр требований кредиторов. Переход к следующему этапу инициируется собранием кредиторов.
  • Финансовое оздоровление.
  • Внешнее управление.
  • Конкурсное производство. Этап конкурсного производства осуществляется по стандартного схеме для любого юридического лица и начинается с инвентаризации имущества предприятия. Далее проводятся мероприятия по максимальному сбору возможной дебиторской задолженности. В итоге полученные средства (конкурсная масса) идут на погашение обязательств перед кредиторами в соответствии с составленным на этапе наблюдения реестром требований кредиторов. Для погашения долгов компании так же возможно организовать торги для реализации имущества предприятия.
  • Если появляется возможность, оформление мирового соглашения.
  • После завершения всех возможных законных способов расчета с кредиторами, оставшиеся долги организации признаются аннулированными. Итогом процесса банкротства является внесение данных о ликвидации в ЕГРЮЛ и получение соответствующего свидетельства о признании предприятия банкротом.

Все подробности законного проведения процедуры банкротства можно узнать из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Цены на ликвидацию ООО с долгами, по ссылке.

Интересуетесь, как закрыть нулевую фирму ООО? Какие необходимые требования для закрытия, читайте по этому адресу.

Основания для принудительной ликвидации

Основания для принудительной ликвидации унитарного предприятия соответствуют общим основаниям для любых юридических образований:

  • Осуществление деятельности без соответствующих разрешений и лицензий.
  • Грубые и систематические нарушения законодательства РФ, которые имеют неустранимый характер.
  • Проведение деятельности, противоречащей Уставу и целям создания организации.
  • Отказ устранения причин, которые послужили основанием для приостановки государственными органами деятельности организации.
  • Иные причины, установленные ГК РФ.

Помните, что Арбитражный суд в праве признать недействительным ликвидацию юридического лица даже в том случае, когда оно уже удалено из ЕГРЮЛ. Причиной тому могут послужить грубые нарушения порядка и сроков ликвидации.

Поэтому, начиная процесс прекращения деятельности организации независимо от способов ликвидации, придерживайтесь установленного законного порядка.

Итак, закрытие предприятия (МУПа) практически не отличается от прекращения деятельности других видов юридических лиц, но имеет некоторые тонкости и нюансы (в том числе в формах заявлений). Поэтому перед началом процесса закрытия МУПа, уточните все «подводные камни», с которыми вы можете столкнуться.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://1likvidaciya.ru/juridicheskogo-lica/likvidacija-unitarnogo-predprijatija.html

Ликвидация государственного унитарного предприятия

Согласно статье 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Сама по себе ликвидация должника не может нарушать прав кредитора, поскольку законом предусмотрена возможность удовлетворения их требований при ликвидации. Ликвидация не предполагает прекращения обязательств ликвидируемого предприятия без исполнения надлежащим образом принятых им обязательств.

Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется ГК РФ, Законом об унитарных предприятиях и иными нормативными правовыми актами.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано как в добровольном (по решению собственника его имущества), так и в принудительном порядке.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества в случае истечения срока, на который создано предприятие, в связи с достижением цели, ради достижения которой оно создано, либо по иным основаниям.

В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.

Принудительная ликвидация предприятия осуществляется судом. Статьей 61 ГК РФ установлены основания принудительной ликвидации:

  • — в случае допущенных при создании предприятия грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • — осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации;
  • — осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Предприятие не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Кроме того, в случае нарушения юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений;
  • — в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, а также Законом об унитарных предприятиях.
Читайте так же:  Образец ходатайства об отложении заседания суда

Указанный перечень не носит исчерпывающий характер. Например, пунктом 2 статьи 15 Закона об унитарных предприятиях установлено, что в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного предприятия окажется меньше установленного Законом об унитарных предприятиях на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. В данном случае можно говорить об обязательной ликвидации, осуществляемой собственником унитарного предприятия.

Следует отметить, что наличие решения о добровольной ликвидации не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 ГК РФ (пункт 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 января 2000 года № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»[252].

Требование о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании статьи 31 НК РФ[253], прокурором (на основании статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[254]).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.

Собственник имущества унитарного предприятия, принявший решение о ликвидации унитарного предприятия, обязан незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В настоящее время таким органом является ФНС.

На основании статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители юридического лица обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого унитарного предприятия с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

При поступлении в налоговый орган сообщения о принятии обществом решения о ликвидации или заявления о снятии с учета организации, ликвидируемой по основаниям, установленным статьей 61 ГК РФ, налоговый орган назначает выездную налоговую проверку указанного юридического лица. При наличии задолженности по налогам и сборам — обеспечивает применение к предприятию мер по ее взысканию в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Руководитель ликвидационной комиссии имеет право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами.

Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества унитарного предприятия.

Завершающим этапом ликвидации общества является государственная регистрация унитарного предприятия в связи с ликвидацией.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • — подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»[255]. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
  • — ликвидационный баланс;
  • — документ об уплате государственной пошлины;
  • — газета, в которой опубликовано объявление о ликвидации.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Читайте так же:  Загранпаспорт детям в сша

Ликвидация общества считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Источник: http://studwood.ru/1415626/menedzhment/likvidatsiya_gosudarstvennogo_unitarnogo_predpriyatiya

Процедура ликвидации унитарного предприятия

В порядке, установленном в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации №96, решения о ликвидации унитарного предприятия принимаются Правительством Российской Федерации.

Органом, проводящим процедуру ликвидации унитарного предприятия в соответствии с общим порядком, предусмотренным ст. 62 ГК РФ, является ликвидационная комиссия, к которой переходят функции и права органов ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия создается учредителем или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом юстиции на основании распоряжения, в котором указываются порядок и сроки ликвидации предприятия.

В работе ликвидационной комиссии могут, принимать участие специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств, финансовых органов, органов исполнительной власти и другие специалисты. Полномочия ликвидационных комиссий прекращаются с момента исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

Основная задача ликвидационной комиссии заключается в том, чтобы завершить деятельность унитарного предприятия в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов и собственника его имущества. Во исполнение этой задачи ликвидационная комиссия:

  • — письменно сообщает в орган государственной регистрации и лицензирования о том, что государственное унитарное предприятие находится в процессе ликвидации;
  • — государственного унитарного предприятия, порядке и сроке заявления требований кредиторами унитарного предприятия (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);
  • — направляет извещения в налоговую инспекцию, в банк, во внебюджетные фонды, в соответствующий центр занятости с приложением списка работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией;
  • — проводит работу по выявлению всех кредиторов и дебиторов юридического лица и персонально в письменном виде уведомляет их о ликвидации, принимает меры к получению дебиторской задолженности.

Очень важным этапом работы ликвидационной комиссии является составление промежуточного и ликвидационного балансов.

Промежуточный баланс отражает состояние дел и имущества ликвидируемого предприятия на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после прекращения всех расчетов и дел данного юридического лица, т.е. то имущество, с которым ликвидационная комиссия должна поступить в соответствии с требованиями п. 7 ст. 63 ГК РФ. Именно на этапе составления промежуточного баланса должно быть выяснено, хватает ли этих активов для покрытия всех долгов.

Если при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выяснилась недостаточность имущества ликвидируемого лица для удовлетворения всех требований кредиторов, то в силу п. 4 ст. 61 ГК РФ дальнейший процесс ликвидации должен вестись в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ о признании его несостоятельным (банкротом).

Составленные ликвидационной комиссией промежуточный и окончательный ликвидационные балансы представляются на утверждение Минимуществу России и органу исполнительной власти, осуществляющему руководство в соответствующей отрасли. Статья 63 ГК РФ предусматривает обязательное согласование промежуточного ликвидационного баланса органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Кроме того, в этой статье указано, что ликвидационная комиссия:

  • — осуществляет продажу имущества унитарного предприятия с публичных торгов в случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требовании кредиторов, а также выплачивает денежные суммы кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ;
  • — направляет после завершения процедуры ликвидации в орган «юстиции пакет документов, необходимых для исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, получает соответствующее информационное письмо и уведомляет о ликвидации государственные органы статистики и другие органы в соответствии с действующим законодательством;
  • — осуществляет другие юридические действия в строгом соответствии сост. 61-64 ГК РФ.

Имуществом ликвидированного федерального унитарного предприятия, оставшимся после удовлетворения требований кредиторов, распоряжается Минимущество России в соответствии с российским законодательством как имуществом казны, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или уставом унитарного предприятия. Имущество ликвидированного предприятия получает статус имущества казны. После этого оно по решению собственника может быть закреплено за другим унитарным предприятием или учреждением либо реализовано в порядке приватизации,

Ликвидация унитарного предприятия может быть также проведена по основаниям, предусмотренным ст. 65 «Несостоятельность (банкротство) юридического лица» ГК РФ.

Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в арбитражном процессе по делу о банкротстве обязательно должен участвовать представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия. В качестве такого представителя могут выступа ФСФО России, Минимущество России, иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган.

Согласно названному Федеральному закону в отношении унитарного предприятия-должника арбитражным судом может быть введено внешнее управление. Статьей 69 этого Закона установлено, что с момента введения внешнего управления:

руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с Федеральным законом к другим лицам (органам). Эти полномочия внешнего управляющего включают в себя и право распоряжаться имуществом должника без каких-либо ограничений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studwood.ru/1480353/pravo/protsedura_likvidatsii_unitarnogo_predpriyatiya

Ликвидационная комиссия унитарных предприятий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here