Конституция выезд за границу

Информационная поддержка по вопросу: "Конституция выезд за границу" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Статья 15

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 15. Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений подпункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона и статьи 24 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I см. постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2012 г. N 14-П

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, — до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 апреля 2010 г. N 60-ФЗ подпункт 3 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

3) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2009 г. N 19-П подпункт 4 статьи 15 настоящего Федерального закона признан не противоречащим Конституции РФ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

4) осужден за совершение преступления, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 241-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом 7

7) проходит государственную службу (работает) в органах федеральной службы безопасности, — до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора);

Информация об изменениях:

Статья 15 дополнена подпунктом 7.1 с 27 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 433-ФЗ

7.1) уволен с военной службы в органах федеральной службы безопасности, — на срок до пяти лет со дня увольнения с военной службы. Порядок принятия решений об ограничении права на выезд из Российской Федерации по основанию, предусмотренному настоящим подпунктом, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом 8, вступающим в силу с 1 октября 2015 г.

8) признан несостоятельным (банкротом), — до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/10135803/36bfb7176e3e8bfebe718035887e4efc/

Глава III. Порядок выезда гражданина Российской Федерации из Российской Федерации (ст.ст. 15 — 23)

Глава III. Порядок выезда гражданина Российской Федерации из Российской Федерации

>
Статья 15
Содержание
Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/10135803/daf75cc17d0d1b8b796480bc59f740b8/

Статья 27 Конституции России

Текст Ст. 27 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Комментарий к Ст. 27 Конституции Российской Федерации

Положения ч. 1 ст. 27 полностью соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека (ст. 13), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Установленные положения касаются как свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства внутри страны, так и возможности покидать свою страну и возвращаться в нее.

Со свободой передвижения и выбора места пребывания и жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан (право собственности и наследования, право на жилище, на труд, на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др.).

Существовавшие в прошлом ограничения и запреты на свободу передвижения, получение и реализацию других прав и свобод были связаны с целым рядом режимных условий, в том числе с существованием особой паспортной системы и пропиской. При этом следует отметить, что, во-первых, данные вопросы регулировались не законом, а подзаконными нормативными актами и, во-вторых, эти акты, особенно ведомственные, не публиковались для всеобщего сведения, а население о них ничего не знало. Даже основной документ, регламентировавший вопросы прописки, — Положение о паспортной системе в СССР, — был утвержден не законом, а постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.*(114)

Читайте так же:  Вопрос по установлении юридического факта

Паспортизация принесла России серьезные ограничения свободы личности. Ограничения в свободе передвижения, которые теперь могут быть исключением из общего правила, в течение многих десятилетий были обычным явлением. Без паспорта и прописки гражданин не мог решать самые насущные жизненные вопросы: проживать на собственной жилой площади, устроиться на работу, заключать какие-либо сделки, пользоваться медицинской помощью, получить высшее образование.

Весьма строгие ограничения в прописке были введены в Москве и во многих других крупных городах. Например, в столице родители, проживавшие в других местностях, могли прописаться к детям лишь при условии, что по месту их проживания у них нет других детей, с которыми они могли бы жить вместе.

В сельской местности у граждан долгое время вообще отсутствовали паспорта. Поэтому крестьяне, а после проведения коллективизации — колхозники и другие жители сел и деревень были привязаны к своему месту жительства, не могли свободно выбрать другое место жительства и уехать, например, в город. Временная прописка в общежитиях не давала им права остаться для проживания в городах.

Серьезные трудности в прописке имелись у лиц с судимостью и отбывающих наказание в местах лишения свободы. Лица, освободившиеся из мест заключения, были бесправны в выборе места жительства.

Весьма жесткие ограничения устанавливались для выезда в зарубежные государства. Порядок решения данного вопроса был очень сложным, и поэтому большинство советских граждан никогда не выезжали за пределы своей страны.

Закрепление свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства предопределило необходимость существенного обновления законодательства, отмены многих нормативных актов, которыми с начала 1930-х гг. закреплялся режим прописки с многочисленными ограничениями и строгой ответственностью, вплоть до уголовной, за их несоблюдение.

Созданный в СССР Комитет конституционного надзора в своем заключении от 11 октября 1991 г. признал, что отпали правовые основания для оставления в силе постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г., утвердившего Положение о паспортной системе в СССР, и других нормативных актов, предусматривавших разрешительную систему прописки на территории страны, и признал их утратившими силу. Данное заключение не было, однако, принято во внимание советскими законодательными и правоприменительными органами, и акты о прописке продолжали применяться, оставаясь формально действующими.

Впервые требования о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства нашли отражение в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон «О праве граждан…»)*(115) и связанных с ним Законах РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» (с посл. изм. и доп.) и от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (с посл. изм. и доп.) *(116).

Закон «О праве граждан…» ознаменовал начало поэтапного упразднения института прописки. Он был направлен на ликвидацию запретительного и разрешительного режимов и установил свободный уведомительный порядок, требующий лишь регистрационного учета граждан России. В данном Законе было закреплено, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории России в соответствии с Конституцией РФ, законами и международными договорами Российской Федерации. На основании этого Закона постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. были утверждены Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации*(117).

Право на свободу передвижения не является абсолютным, оно должно быть сбалансированным по отношению к определенным, особо важным интересам государства, общества, отдельных людей. Допустимые ограничения прав и свобод человека и гражданина приведены как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве России.

Законом «О праве граждан…» исчерпывающим образом определены основания ограничения граждан Российской Федерации в их праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Такие ограничения допустимы в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекции, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территории, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничения Закона корреспондируются с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где очерчены общие условия возможного ограничения прав и свобод.

Необходимость введения ограничений очевидна. Не случайно в ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод выделены некоторые случаи ограничения права свободного передвижения.

В Уголовный кодекс РФ 1996 г. включен ряд норм, устанавливающих ответственность за посягательства на свободу передвижения. Это, в частности, ст. 126-128 о похищении человека, незаконном лишении свободы, незаконном помещении в психиатрический стационар; ст. 206 о захвате заложников; ст. 301 о незаконном задержании, заключении или содержании под стражей. В зависимости от конкретных обстоятельств посягательства на рассматриваемые права они могут повлечь за собой также ответственность по статьям Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, о преступлениях против государственной службы и службы в органах местного самоуправления и т.д. При этом лицо, полагающее нарушенными свои права, предусмотренные ст. 27 Конституции РФ, вправе принести жалобу в вышестоящий орган в порядке подчиненности либо в суд в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Важную роль в постепенном устранении из жизни российского человека института прописки и в обеспечении реализации международных и конституционных норм о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства и связанных с ними норм о других правах и свободах граждан сыграли постановления Конституционного Суда РФ. Этими постановлениями признаны не соответствующими Конституции РФ многие законодательные нормы. Так, в Постановлении от 25 апреля 1995 г. по делу о проверке конституционности ч. 1, 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ Конституционный Суд РФ констатировал, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище.

Читайте так же:  Возражение на апелляционную жалобу мирового судьи

2. Положения ч. 2 ст. 27 Конституции РФ основаны также на нормах международного права. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашает право человека покидать любую страну, включая собственную.

Источник: http://konstrf.ru/27

Статья 27 Конституции РФ

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Комментарий к Статье 27 Конституции РФ

1. Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(266)). Свобода передвижения и поселения внутри страны и запрет на произвольные ограничения въезда и выезда из нее гарантируются международными документами в области прав человека, в частности ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2006) еще до принятия действующей Конституции декларировал право на свободу передвижения и выбора места поселения в соответствии с международными актами о правах человека. Этот Закон ввел обязательный для граждан регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства, установил перечень ограничений на свободу передвижения и закрепил важный принцип, согласно которому регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Закон ввел два вида регистрации — по месту пребывания (в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, туристической базе, больнице, другом подобном учреждении, а также жилом помещении, в котором лицо временно проживает) и по месту жительства (в жилом доме, квартире, служебном жилом помещении, специализированных домах и прочих жилых помещениях, где лицо проживает постоянно или преимущественно как собственник, по договору найма, аренды или на иных законных основаниях).

Между тем правовое различие понятий места жительства и места пребывания, как они понимаются в мировой практике, не в виде или характере жилого помещения и даже не во времени фактического проживания в нем, а в юридическом закреплении намерения лица зафиксировать свое местонахождение и свой гражданский статус по определенному адресу, где он будет осуществлять, например, свои избирательные права и выполнять определенные обязанности (платить налоги, состоять на воинском учете и т.д.). Этим место жительства (domicile) как легально закрепленное местонахождение лица, с которым у него установлена постоянная юридическая связь, определяющая его гражданский статус, отличается от места его пребывания (residence), под которым обычно понимается факт временного или даже регулярного пребывания в каком-либо месте или нескольких местах, где лицо периодически проживает, но с которыми его не связывает намерение устроить здесь юридически закрепленное и постоянное жилище для реализации своих прав и выполнения гражданских обязанностей.

Таким образом, лицо по собственной воле определяет, какое из законно занимаемых им жилых помещений будет зафиксировано как его место жительства (domicile), и независимо от времени его фактического проживания в нем оно без его желания не может по произволу власти превратиться в место пребывания на том основании, что он находится там редко и кратковременно. Иное означало бы нарушение конституционного права свободно выбирать место пребывания и жительства.

Определяя конституционный смысл регистрации, Суд указал, что она является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать места пребывания и жительства. Неправомерно использование регистрации для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации, соответственно, не может быть средством предупреждения или мерой ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П*(272)).

Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает ограничение указанных прав лишь на территориях, где введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности: в пограничной зоне в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях*(273), в зонах экологического бедствия или в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. 8). Этот перечень сформулирован исчерпывающим образом и не может быть расширен в подзаконных актах.

Так, Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции предельный шестимесячный срок регистрации по месту пребывания, установленный постановлением Правительства РФ, указав, что Правительство вышло за пределы своих полномочий, установив неоправданное и непредусмотренное федеральным законом ограничение. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания не может быть поставлен в зависимость от усмотрения органов регистрационного учета, а должен определяться самим гражданином. При этом определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П).

Читайте так же:  Красный патент на работу

Конституционный Суд решительно выступил против попыток региональных властей самостоятельно регулировать миграционное перемещение путем введения региональных квот, сборов, компенсаций и иных ограничений на проживание на своих территориях, поскольку они не предусмотрены федеральным законом, а их установление не входит в компетенцию субъектов РФ (Постановления КС РФ от 04.04.1996 N 9-П, от 02.07.1997 N 10-П и др.).

Последовательно проводя идею уведомительного характера регистрации, Суд высказался по поводу неконституционной практики применения правил регистрации и сферы компетенции органов, ее осуществляющих. Так, он указал, что при предоставлении лицом документов, удостоверяющих личность и подтверждающих его право проживать по выбранному адресу (ордера, договора, согласия лица, предоставившего жилое помещение), органы регистрационного учета не обладают правом усмотрения и обязаны зарегистрировать это лицо по указанному адресу. Требование о предоставлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан. Поэтому органы регистрационного учета не управомочены законом проверять подлинность предоставленных документов или их соответствия российскому законодательству. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных отношений вопреки предназначению института регистрации (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П)*(274).

Свободное определение гражданином РФ и иным лицом, законно находящимся на территории РФ, места проживания и жительства, сугубо учетные цели регистрации и уведомительный ее порядок, отсутствие обусловленности наличия регистрации реализацией иных конституционных прав предполагает, что регистрация в отличие от разрешительной системы прописки не предназначена для полицейского контроля за гражданами, а преследует социально-экономические цели (планирования жилищного строительства и муниципальной инфраструктуры, демографического, статистического учета и т.п.). В свете этого установление административной ответственности и практика паспортных проверок представляются весьма сомнительными с точки зрения положений ч. 1 ст. 27 Конституции.

2. Право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться обратно конкретизировано в Федеральном законе от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 22.07.2008), который опирается на Конституцию, а также на международные договоры РФ и соглашения по указанным вопросам. В соответствии с этим порядок выезда и въезда по-разному регулируется для российских граждан и для иностранцев и лиц без гражданства. Так, для иностранных граждан и лиц без гражданства порядок въезда в Российскую Федерацию носит разрешительный характер. Виза или иное разрешение на въезд выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ по основаниям, указанным в законе, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию ни по каким основаниям.

В соответствии со ст. 15 указанного Закона право гражданина РФ на выезд из страны может быть временно ограничено: а) при допуске его к сведениям, отнесенным к государственной тайне — в зависимости от степени секретности срок ограничения может составлять от пяти до 10 лет; б) до окончания гражданином военной или альтернативной гражданской службы; в) при задержании или осуждении за совершение преступления — до отбытия наказания или освобождения от него; г) до исполнения обязательств, наложенных на гражданина судом; д) в случае сообщения о себе заведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда.

Важно отметить, что перечень ограничений является исчерпывающим и не носит политического характера. Рассматривая положения п. «а» ст. 64 действовавшего прежде УК РСФСР, который квалифицировал бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы как одну из форм измены Родине, Конституционный Суд признал это положение очевидно противоречащим Конституции. При этом он отметил, что ограничения в праве на выезд, связанные с обеспечением безопасности и других интересов, носят временный характер и не лишают гражданина самого права свободно выезжать из страны и беспрепятственно в нее возвращаться. Эти ограничения не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами РФ (Постановление КС РФ от 20.10.1995 N 17-П*(275)). Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 2 указанного Закона.

Установленные законом ограничения конституционного права на выезд из РФ не являются абсолютными: во-первых, они действуют только в течение сроков, максимальный предел которых установлен в этом же Законе, а во-вторых, выезд из РФ может быть разрешен гражданину и независимо от истечения этих сроков. Во всех перечисленных случаях временного ограничения конституционного права на выезд из страны орган внутренних дел обязан уведомить гражданина о том, какая организация приняла на себя ответственность за ограничения его права на выезд, что возлагает на нее обязанность обосновать необходимость ограничения (ст. 16 Закона). Должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина на выезд из РФ, несут материальную и иную ответственность за ущерб, причиненный ему своими действиями или бездействием (ст. 35 Закона). Указанные решения и действия могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом суд не может ограничиваться лишь формальным установлением факта, например допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, а обязан дать оценку обоснованности решения организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права гражданина на выезд из Российской Федерации (Определение КС РФ от 08.10.1998 N 146-О*(276)).

Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы РФ и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного места жительства (Постановление КС РФ от 15.01.1998 N 2-П*(277)). Формулируя эту позицию, Суд связал в ней обе части ст. 27 Конституции, исходя из целостности понятия свободы передвижения, которая, как и другие конституционные права и свободы, гарантируется гражданам независимо от наличия или отсутствия у них жилого помещения для постоянного или временного проживания. Конституционный Суд дисквалифицировал при этом правило о выдаче заграничного паспорта лишь по месту жительства, указав, что оно обусловлено только целями рациональной организации деятельности органов внутренних дел и не отвечает положениям ст. 18 и ч. 3 ст. 55 Конституции.


Источник: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-27-krf

Запрет на выезд за границу РФ

Эта статья является логическим продолжением цикла публикаций о том, как составить договор, контролировать полное и своевременное исполнение обязательств по этому договору другой стороной договора, как написать претензию, если условия договора контрагентом не выполняются, как написать иск и подать иск в суд самому и состоит из следующих разделов:

    Читайте так же:  Образцы исковых заявлений юридических лиц

    Кому может быть ограничено право на выезд за границу

    По законодательству РФ право гражданина РФ на выезд за границу РФ может быть временно ограничено, если он:

    имеет задолженность свыше 10 000 рублей;

    Примечание: Федеральным законом от 26.07.2017 № 190-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав вправе наложить запрет на выезд за границу если должник добровольно и без уважительных причин не исполняет требование об уплате задолженности, а сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    10 000

    рублей и более по требованиям о взыскании:

    возмещении вреда, причиненного здоровью;

    возмещении вреда в связи со смертью кормильца;

    имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением

    30 000

    рублей и более — по всем другим требованиям.

    Применяется в отношении лиц, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. Допуск к информации с грифом «секретно» при отсутствии других препятствий, сам по себе не может быть препятствием для выезда из России.

    Ограничение на выезд действует до истечения срока такого ограничения. По общему правилу, он составляет пять лет с момента его последнего ознакомления с документами, содержащими сведения особой важности или совершенно секретные сведения.

    Применяется в отношении лиц, призванных на военную службу с момента принятия призывной комиссией решения о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу и до момента увольнения в запас.

    Данное основание не распространяется на:

    «контрактников», которые выезжают из РФ при наличии разрешения командования;

    призывников на период отсрочки и освобождения от призыва.

    В отношении указанных лиц запрет действует до:

    вступления в силу оправдательного приговора суда;

    принятия решения о прекращении уголовного дела и уголовного преследования;

    освобождения задержанного без избрания меры пресечения;

    отмены меры пресечения.

    Применяется в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений.

    Осужденный за совершение преступления не вправе покинуть территорию РФ вплоть до отбытия (исполнения) наказания. Соответственно, после такого отбытия (исполнения) выезд за границу становится возможен.

    Допустим выезд осужденного, когда он осужден за преступление, но освобожден от наказания по следующим основаниям:

    отмена приговора суда с прекращением дела производством;

    исключение преступления из Уголовного кодекса РФ;

    истечение сроков давности обвинительного приговора, который не был исполнен помимо воли осужденного;

    Освобожденные условно и условно-досрочно, освобождаются только от наказания, тем не менее не могут покидать территорию РФ.

    Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Поэтому запрет на выезд сохраняется и после отбытия наказания до снятия или погашения судимости. Сроки погашения судимости установлены ч. 3 ст. 86 УК РФ.

    Применяется в отношении лиц, которые без уважительных причин уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на него судом. При этом, отсутствие денежных средств или иного имущества у должника не признается уважительной причиной.

    Ограничение может накладываться по заявлению взыскателя одновременно с началом исполнительного производства. В данном случае накладываемое ограничение не зависит от того, исполняет ли должник свои обязательства, а постановление может быть вынесено ранее истечения срока на добровольное исполнение.

    Ограничение снимается при достижении сторонам соглашения, а также в случае исполнения обязательств. Кроме того, оно снимается при прекращении и окончании исполнительного производства.

    Применяется в отношении лиц, которые при оформлении документов для выезда из РФ сообщили о себе заведомо ложные сведения. «Заведомая ложность» при этом предполагается, поскольку в ходе оформления документов у граждан берется расписка в подлинности представленных им сведений.

    Срок ограничения выезда по данному основанию составляет один месяц. Однако, если в ходе проведенной по данному факту проверки будет установлено, что представленные данные искажены в целях сокрытия других оснований ограничения, выезд ограничивается по этим основаниям.

    Применяется в отношении лиц, которые проходят службу в органах ФСБ и некоторых других спецслужбах. При наличии разрешения уполномоченного должностного лица сотрудники могут выезжать из страны и до окончания срока действия заключенного ими контракта.

    Порядок применения временного ограничения на выезд должников за пределы Российской Федерации

    В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющегося судебным актом, судебный пристав – исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ.

    Ограничение выезда должно быть оформлено:

    постановлением судебного пристава-исполнителя и утверждено старшим судебным приставом;

    отдельным судебным актом.

    При предъявлении исполнительного документа в службу судебных приставов в заявлении взыскателя может содержаться ходатайство об установлении для должника ограничения права выезда за пределы РФ, если исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.

    Копии вынесенного постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации судебный пристав – исполнитель обязан направить:

    в территориальный орган федерального органа исполнительной власти;

    уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

    в пограничные органы.

    Еженедельно территориальный орган ФССП России передает реестры лиц в отношении которых установлено (снято) временное ограничение на выезд из Российской Федерации в центральный аппарат ФССП России, который в свою очередь в течение недели ставит об этом в известность Управление Пограничной службы ФСБ России.

    Разъяснения Конституционного Суда РФ
    о порядке применения временного ограничения на выезд должников за пределы Российской Федерации

    Не смотря на то, что Конституционный Суд РФ отказался рассматривать жалобу Зимина Б.Д. как не отвечающую требованиям закона о КС РФ, в своем Определении от 03.07.2014 № 1563-О «По жалобе гражданина Зимина Бориса Дмитриевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 30 и частью 2 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дал правовую оценку действиям судебного пристава-исполнителя, согласно которой на границе могут остановить только тех должников, которые знали о своем долге заранее, но не погасили его по требованию приставов, а для тех должников, кторые не были надлежащим образом уведомлены, путь за границу теперь открыт, указав при этом:

    Читайте так же:  Лица имеющие право первой подписи

    постановление судебного пристава-исполнителя о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по своей правовой природе является не мерой юридической ответственности гражданина за сам факт вынесения против него судебного постановления, возлагающего на него гражданско-правовую обязанность, а исполнительным действием, совершаемым судебным приставом-исполнителем в соответствии с законодательством об исполнительном производстве и направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе;

    При этом часть 2 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не может применяться в ходе исполнительного производства изолированно, без учета общих для случаев установления судебным приставом-исполнителем временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации положений части 1 указанной статьи, а также факта информированности должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства и о корреспондирующей такому возбуждению обязанности по добровольному исполнению содержащегося в исполнительном документе требования в установленный срок. Судебный пристав-исполнитель вправе выносить постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации только в случае неисполнения должником требования, содержащегося в исполнительном документе, в пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В случае, если данное условие не соблюдено, содержащееся в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайство взыскателя о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации не подлежит удовлетворению судебным приставом-исполнителем.

    Сроки действия постановления о временном ограничении права выезда за пределы РФ

    При вынесении постановления об ограничении права выезда за пределы РФ судебный пристав — исполнитель определяет срок, в течение которого действует это ограничение. Данный срок не может превышать шести месяцев. В случае необходимости по истечении шести месяцев судебный пристав — исполнитель выносит повторно такое постановление.

    В случае ограничения права гражданина на выезд его заграничный паспорт изымается уполномоченными органами в соответствии с требованиями ст. 18 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в том числе может быть изъят органами пограничного контроля Федеральной пограничной службы и передается в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта. Судебный пристав — исполнитель не уполномочен осуществлять изъятие паспорта.

    Порядок и сроки снятия временного ограничения на выезд

    В случае исполнения должником своих обязательств в соответствии с судебным решением, либо при достижении согласия между должником и взыскателем, подтвержденным заявлением взыскателя, судебный пристав-исполнитель в течение 24 часов выносит постановление об отмене временного ограничения.

    Должник должен предъявить судебному приставу-исполнителю документ, подтверждающий исполнение решения суда. Лишь после этого судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отмене временного ограничения права выезда из Российской Федерации.

    Закон не устанавливает определенных сроков прохождения вышеуказанных документов. Срок, в течение которого снимается запрет на выезд за границу составляет минимум одну неделю, максимум до двух недель. Подобная практика соответствует ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

    Срочная отмена временного ограничения права выезда из РФ

    Действующим порядком предусмотрена возможность экстренной отмены временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации при наличии у должника уважительных причин: болезнь, смерть родственников и иные обстоятельства требующие скорейшего выезда должника за пределы Российской Федерации.

    Федеральная служба судебных приставов в каждом случае принимает решение об обоснованности экстренной отмены должнику временного ограничения на выезд из Российской Федерации на основании мотивированного письма за подписью руководителя территориального органа ФССП России с приложением копии постановления судебного пристава-исполнителя либо судебного акта об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации, а также копии документа, обосновывающего необходимость экстренной отмены данной меры и указанием конкретного времени, места, способа пересечения границы Российской Федерации.

    Таким образом, гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации, необходимо заблаговременно оплачивать имеющиеся задолженности и принимать во внимание временные рамки процедуры прохождения снятия запрета на выезд.

    Не допускаются случаи самостоятельного предъявления гражданами копии постановления о снятии ограничения на пункте пограничного контроля. Сотрудники контрольно-пропускных пунктов не имеют права принимать такого рода документы от частных лиц.

    Где можно узнать об ограничении в выезде из РФ

    В случае если Вы являлись должником по исполнительному производству и исполнили решение суда, то сведения о наличии либо отсутствии у Вас ограничения права выезда из Российской Федерации Вы можете получить:

    у судебного пристава-исполнителя территориального отдела УФССП России, в производстве которого находилось исполнительное производство;

    у должностных лиц отдела организации работы по розыску должников и их имущества УФССП России вашего региона.

    у должностных лиц дежурной части УФССП России вашего региона.

    Для уточнения сведений о наличии либо отсутствии ограничении права выезда из Российской Федерации гражданину при личном посещении необходимо предъявить паспорт.

    При уточнении вышеуказанных сведений по телефону необходимо назвать фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию и номер паспорта, дату выдачи паспорта и орган его выдавший, а также дату возбуждения исполнительного производства и его номер.

    Информацию об исполнительном производстве можно узнать банк данных исполнительных производств.

    Информацию о имеющейся задолженности можно узнать на официальных сайтах уполномоченных государственных органов.

    Статья написана и размещена 25 июня 2013 года. Дополнена — 25.07.2013, 18.08.2014, 12.07.2017

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

    Полезные ссылки по теме «Запрет на выезд за границу РФ»

    15.01.2016 вступил в силу Закон, по которому должника (если долг больше 10 000 рублей) можно лишить права управления

    Кредитору и должнику в помощь — можно узнать о своей задолженности, розыске:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/ispolnitelnoe-proizvodstvo/zapret-na-vyezd-za-granitsu.html

    Конституция выезд за границу
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here