Гражданско правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Информационная поддержка по вопросу: "Гражданско правовая ответственность за коррупционные правонарушения" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

За коррупционные правонарушения

Административная ответственность есть ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за различные деяния коррупционного характера. При этом статья 4.5. КоАП РФ устанавливает, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции составляет 6 лет со дня совершения административного правонарушения. Это гораздо больше, чем срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в других сферах (1 год либо в других случаях 2 или 3 месяца).

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4. КоАП РФ). Особенностью административной ответственности является так же то, что административное наказание может налагаться на нарушителя не только судом, но и должностными лицами различных органов.

По сути, в КоАП РФ закреплены всего 2 нормы, направленные на противодействие коррупционным правонарушениям, и допускающие ответственность юридического лица.

1) К таким нормам относится ст. 19.28, закрепляющая ответственность за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением (в редакции Федерального закона №97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» от 4 мая 2011 г.).

2) Вторая норма, закрепляющая ответственность юридического лица – ст. 19.29: незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего).

Установление таких ограничений согласуется с положением подпунета «е» пункта 2 ст. 12 Конвенции ООН против коррупции, предусматривающим, что меры, направленные на достижение этих целей, могут включать, среди прочего, предупреждение возникновения коллизии интересов путем установления ограничений, в надлежащих случаях и на разумный срок, в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор. [92]

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №280-ФЗ дополнен новой статьей 19.29, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего).

Согласно указанной статье, привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных комментируемым Законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Следует также отметить, что в соответствии с Федеральным законом №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 29 декабря 2012 г. часть 1 ст. 84 ТК РФ дополнена положением, согласно которому заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы (т.е. требований, предусмотренных комментируемым Законом), является основанием расторжения трудового договора. Однако, исходя из ст. 192 данного Кодекса, увольнение по данному основанию мерой дисциплинарного взыскания не является.

Одновременно привлечение юридического лица к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений не исключает привлечения конкретных субъектов (физических лиц), участвовавших в совершении коррупционных правонарушений, к ответственности уголовной или административной. И наоборот, даже если физические лица – участники (работники, руководители) юридического лица привлечены к ответственности, одновременно с этим ответственность может быть возложено и на само юридическое лицо.

К административным коррупционным правонарушениям, за которые установлена ответственность физических лиц, относится широкий перечень противоправных, виновных действий (бездействий), зафиксированных в КоАП, например:

Статья 15.14. «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов».

Статья 7.29. Несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Статья 7.30. Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/17_73586_za-korruptsionnie-pravonarusheniya.html

Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения

Понятие коррупции закреплено статьей 1 Федерального закона от 19 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон №273). Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Читайте так же:  Заявление в суд о возбуждении уголовного дела

Существует пять видов ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная. Субъекты коррупционных правонарушений могут быть привлечены к уголовной, административной или гражданской ответственности, а должностные лица – также и к дисциплинарной ответственности.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от №273 граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Фиксация в конкретных нормах гражданского, уголовного, административного права юридической ответственности граждан, юридических лиц, должностных лиц является важной антикоррупционной правовой мерой. Причем необходимо проводить четкую грань прежде всего по степени тяжести последствий между коррупционным дисциплинарным проступком, коррупционным административным правонарушением и коррупционным преступлением.

Законодательство РФ не дает определения понятию «коррупционное правонарушение». Но в определении понятия «коррупция», данном в Федеральном законе №273, перечислены противоправные действия, являющиеся наиболее рельефным проявлением коррупции, – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп. Однако за указанные деяния предусмотрена уголовная ответственность, в то время как в ч. 1 данной статьи говорится и о других традиционно выделяемых видах юридической ответственности – гражданско-правовой, дисциплинарной и административной.

Часть 2 статьи 13 Федерального закона от №273 устанавливает, что физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы. Данный вид административного наказания называется в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификацией и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10079 — | 7831 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/17_73581_yuridicheskaya-otvetstvennost-za-korruptsionnie-pravonarusheniya.html

За коррупционные правонарушения

Гражданско-правовая (гражданская) ответственность – один из видов юридической ответственности, установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера – возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Это право предоставлено Конституцией РФ (ст. 53). Именно в возмещении вреда, причиненного действиями или бездействием должностных лиц и работников государственных органов и органов местного самоуправления, выражается гражданско-правовая ответственность.

Установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения согласуется с положением ст. 35 «Компенсация ущерба» Конвенции ООН против коррупции, предусматривающим, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, в соответствии с принципами его внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.

Гражданско-правовая ответственность как таковая за совершение коррупционных правонарушений не установлена специально. В рамках гражданско-правовых отношений ущерб, причиненный коррупционными правонарушениями со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностными лицами, возможно возместить по решению суда в рамках гражданско-правового иска.

Государственные органы, органы местного самоуправления несут ответственность не только за действия, нарушающие законы или иные нормативно-правовые акты, но и за бездействие – невыполнение органами и их должностными лицами их обязанностей, воздержание от тех действий, которые в соответствии с законодательством вменены в обязанность указанным органам и лицам. Для возложения ответственности на государственные и муниципальные органы и должностных лиц не имеет значения форма их вины (умысел или неосторожность). Наличие вины предполагается, и именно они должны доказать отсутствие своей вины, чтобы снять с себя ответственность.

Гражданско-правовую ответственность за совершение коррупционных правонарушений могут нести и физические лица, не являющиеся государственными или муниципальными служащими.

Мерами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение убытков, понесенных контрагентами, штрафные санкции, принуждение к исполнению обязательства, односторонняя реституция или изъятие незаконно полученного имущества и доходов в пользу государства.

Согласно ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Гражданско-правовая ответственность наступает независимо от привлечения нарушителя к другим видам ответственности. Она носит имущественный характер.

Гражданское законодательство предусматривает возмещение ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, прежде всего за счет соответствующих публично-правовых образований. Если коррупционным правонарушением, совершенным государственным или муниципальным служащим, причинен имущественный ущерб физическим или юридическим лицам, последние могут обратиться в суд к государственному органу или органу местного самоуправления с требованием возмещения такого ущерба в порядке ст. 1069 ГК РФ. Соответствующий же государственный или муниципальный орган может предъявить конкретному виновному должностному лицу иск в порядке регресса. [81]

Читайте так же:  График приема документов в отделе оформления загранпаспортов

Так, согласно ст. 16 части 1 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 части 2 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Как предусмотрено в п. 3 ст. 1081 части 2 ГК РФ, Россия, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного должностным лицом органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда (п. 1 ст. 1070), имеют право регресса к этому лицу, если его вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Именно об этой гражданско-правовой ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения и приходится говорить. [82]

К гражданским коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Например, статья 575 ГК РФ содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/17_73583_za-korruptsionnie-pravonarusheniya.html

Уголовная ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения

Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Нормативным актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).

К преступлениям, связанным с коррупцией, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.).:

— часть 2 статьи 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом, в том числе с использованием своего служебного положения»;

— часть 3 статьи 159 «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»;

— часть 3 статьи 160 «Присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения»;

— статья 170 «Регистрация незаконных сделок с землей»;

— часть 3 статьи 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества с использованием своего служебного положения»;

— часть 3 статьи 175 «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, с использованием своего служебного положения»;

— части 2,3 статьи 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции с использованием своего служебного положения»;

— статья 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов»;

— часть 3 статьи 188 «Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения»;

— статья 201 Злоупотребление полномочиями»;

— статья 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами»;

— статья 204 «Коммерческий подкуп»;

— части 3,4 ст. 226 «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств с использованием своего служебного положения»;

— статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»;

— статья 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»;

— статья 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов»;

— статья 286 «Превышение должностных полномочий»;

— статья 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»;

— статья 290 «Получение взятки»;

— статья 291 «Дача взятки»;

— статья 292 «Служебный подлог»;

— статья 304 «Провокация взятки либо коммерческого подкупа»;

— часть 1 статьи 309 «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу».

Уголовное законодательство предусматривает множество возможных различных наказаний за совершенные преступные деяния, от обязательных работ до лишения свободы на определенный срок.

Как верно замечают в своем исследовании ученые из Южно-российского института-филиала РАНХиГС С.А. Воронцов и В.П. Ляхов, — «…Что касается уголовной ответственности коррупционеров, то многочисленные телепередачи, статьи в газетах, методички и памятки, рассказывающие о коррупционных преступлениях и соответствующем наказании, в достаточной степени раскрыли этот вопрос. С информированностью населения об административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности, как представляется, дело обстоит хуже. Однако следует иметь в виду, что отказ в возбуждении уголовного дела по статьям Уголовного Кодекса РФ, связанным с совершением коррупционных преступлений, не является основанием для отказа в применении к работнику мер дисциплинарной ответственности. Для наложения мер дисциплинарной ответственности, в том числе увольнения, не требуется наличия состава преступления, а достаточно установления факта совершения лицом дисциплинарного коррупционного проступка» Воронцов С.А., Ляхов В.П. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2015. — № 4 (59). — С. 55, 59. .

Следует сказать и о резонансных уголовных делах, расследуемых правоохранителями Владимирской области. Так, 25 марта 2016 г. стало известно, что собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 37-летнему бывшему сотруднику ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Владимирской области. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 Уголовного кодекса РФ (получение взятки). Следствием и судом было установлено, в июле-августе 2015 года, мужчина, занимая должность младшего инспектора отдела безопасности исправительного учреждения, вступил во внеслужебный контакт с осужденным. Действуя через супругу осужденного, он неоднократно проносил на закрытую территорию мобильные телефоны, зарядные устройства, сим-карты, получая за «услугу» незаконное денежное вознаграждение. Бывший сотрудник УФСИН сотрудничал со следствием и признал вину в инкриминируемом деянии. Приговором Кольчугинского городского суда осужденному назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы условно со штрафом в размере 261 тысяч 600 рублей. Назначенный судом приговор вступил в законную силу.

Читайте так же:  Гражданско правовая ответственность за экологический вред

Кроме того, не так давно, собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора бывшему главе города Покрова 43-летнему Евгению Сасу.

Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренный п.п. «а, в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере) и ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере).

Следствием и судом установлено, с 21 марта 2011 года, вступив на выборную должность главы города Покрова, Сас принял на себя обязательства по решению вопросов местного значения на принципах строгого соблюдения законодательства, добросовестности, объективности и открытости. противоправный преступление коррупционный власть

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопреки правилам служебного поведения глава муниципального образования действовал в корыстных интересах.

В октябре 2013 года московский предприниматель, получив в аренду на законных основаниях земельный участок, обратился в местную администрацию за оформлением разрешительной документации на строительство в Покрове объекта торговли и общественного питания, где столкнулся с бюрократическими проволочками и претензиями.

Понимая, что реализация бизнес плана может затянуться на неопределенное время, коммерсант попросил содействия у главы города, который согласился «помочь» за незаконное вознаграждение в размере 1 миллиона рублей.

05 ноября 2013 года глава города лично получил от заинтересованного лица 500 тысяч рублей, как часть вознаграждения, и в тот же день подписал и передал мужчине постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка.

Перед уходом в очередной отпуск Сас поручил первому заместителю главы Алексею Бондаренко оформить разрешение на строительство объекта и получить с предпринимателя вторую часть взятки.

26 ноября 2013 года, выступая посредником, Бондаренко получил от бизнесмена 500 тысяч рублей, которые полностью передал главе города в этот же день.

Кроме того, действуя аналогичным способом, Сас поставил местного предпринимателя в зависимость от принятия собственных решений при утверждении градостроительного плана и выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию четырех трехэтажных многоквартирных жилых домов.

Содействовать заинтересованному лицу он согласился за денежное вознаграждение в размере 4 миллионов рублей.

Осознавая свою зависимость от действий чиновника, после неоднократных встреч 04 июля 2014 года руководитель строительной фирмы передал Бондаренко 1 миллион рублей.

Из полученных средств 250 тысяч рублей Сас отдал соучастнику, остальными средствами распорядился по своему усмотрению.

05 сентября 2014 года глава города Покрова досрочно сложил с себя полномочия, но не отказался от противоправных намерений по получению с бизнесмена оставшейся суммы взятки и «напомнил» Бондаренко о необходимости завершения корыстного плана.

Во исполнение умысла, 18 сентября 2014 года Бондаренко, исполняя обязанности главы, утвердил градостроительный план земельного участка, а 10 октября 2014 года подписал разрешение на строительство объектов недвижимости, сообщил об этом заинтересованному лицу и потребовал передачи второй части взятки в 3 миллиона рублей.

Из данной суммы Сас планировал присвоить себе 2 миллиона рублей, а 1 миллион передать Бондаренко за соучастие.

13 октября 2014 года на встрече с предпринимателем, проходившей под контролем правоохранительных органов, Бондаренко был задержан при получении взятки.

Приговором Петушинского районного суда Владимирской области Сасу назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима и штрафа в размере 290 миллионов рублей. Соучастник коррупционного преступления Алексей Бондаренко ранее осужден к 5 годам лишения свободы со штрафом в размере 12 миллионов рублей.

Ещё один эпизод нарушения законодательства о противодействии коррупции связан с действиями сотрудника УФМС МВД России по Владимирской области. Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области возбуждено уголовное дело в отношении главного специалиста территориального пункта города Гороховец межрайонного отдела УФМС России по Владимирской области в городе Вязники 29-летнего Андрея Купцова. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью третьей статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение взятки).

Подозреваемый задержан, в отношении него в суд направлено ходатайство об избрании меры пресечения.

Расследование уголовного дела, осуществляемого в тесном взаимодействии с оперативными службами регионального управления МВД России, продолжается.

Источник: http://studbooks.net/2417121/pravo/ugolovnaya_otvetstvennost_gosudarstvennyh_sluzhaschih_korruptsionnye_pravonarusheniya

Гражданско правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон от 19.12.2008 №273).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.12.2008 №273 граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Генеральная доверенность на получение денег

Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Нормативным актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ).

К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РФ (ч.2 ст. 141, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, ст. 170, ч. 3 ст. 174; ч. 3 ст. 175, ч. 2,3 ст. 178, ст. 184, ч. 3 ст. 188, ст. 201, ст. 202, ст. 204,

ч. 3,4 ст. 226, ст. 285, ст. 285.1, ст. 285.2, ст. 286, ст. 289, ст. 290, ст. 291, ст. 292, ст. 304, ч.1 ст. 309.

Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

К административным коррупционным правонарушениям относятся следующие противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях: ст. 5.16, ст. 5.17, ст. 5.18, ст. 5.19. ст. 5.20, ст. 15.14, ст. 15.21.

Гражданская (гражданско-правовая) ответственность – один из видов юридической ответственности, установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера – возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.

К гражданским коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Например, статья 575 ГК РФ содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, и стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, одна из правовых форм воздействия на нарушителей дисциплины труда, заключается в наложении дисциплинарных взысканий.

К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями нарушения порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Источник: http://my-evp.ru/vidy-otvetstvennosti-za-sovershenie-korrupcionnyx-pravonarushenij/

Прокуратура Еврейской автономной области

Прием граждан

Фотогалерея

Поиск

Календарь новостей

Виды ответственности за коррупционные правонарушения

  • 25.02.2019 27.02.2019 Прокуратура разъясняет

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплена возможность привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений физических и юридических лиц.

Таким образом, законодатель выделяет две самостоятельные правовые ветви ответственности за нарушения, посягающие на основы государственной деятельности, нарушающие нормальное функционирование органов, учреждений, организаций, подрывающее их авторитет, препятствующее здоровой конкуренции и затрудняющее экономическое развитие.

Среди видов ответственности, к которой возможно привлечение физических лиц относятся:

Уголовная ответственность состоит в привлечении лица за совершение преступления коррупционной направленности.

Поскольку наиболее явным проявлением коррупции в уголовно – правовом смысле выступает взятка, то это ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации по статьям 201 (злоупотребление полномочиями), 204, 204.1 (коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе), 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 290-291.2 (получение взятки, дача взятки, посредничество во взятке, мелкое взяточничество).

Осознано идя на указанные действия, можно не только лишится свободы на длительный срок (до 15 лет), но и пострадать материально, выплатив в качестве дополнительного вида наказания значительную сумму штрафа (до 70-ти кратного размера).

Аналогично сказанному выше в отношении уголовной ответственности за коррупционные преступления следует отметить, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за различные деяния коррупционного характера. Однако, здесь представляется целесообразным упомянуть лишь о том, что данный Кодекс в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ дополнен новой ст.19.29, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Совершение указанного правонарушения может повлечь за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей

Установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения имеет место для того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.

Гражданское законодательство предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, но прежде всего — за счет соответствующих публично-правовых образований.

В соответствии со ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

При этом в ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельно регламентирована ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда: Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений заключается в возможности привлечения служащих к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.

Читайте так же:  Признание человека умершим или безвестно отсутствующим

В данном случае, по общему правилу подлежат применению положения ст.ст. 22 и 192 Трудового кодекса РФ, указывающие на возможность применения:

— увольнения по соответствующим основаниям.

При этом, отдельным подвидом рассматриваемой ответственности является увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.

Однако для данного вида ответственности необходим специальный субъект правонарушения – лица, замещающие государственные или муниципальные должности. Существование четырех различных видов ответственности, применяемых к физическим лицам за совершения коррупционных правонарушений, совершено не исключает возможности привлечения одного и того же лица одновременно к нескольким видам (например, к уголовной, гражданской и дисциплинарной).

Самостоятельным видом ответственности за коррупционные правонарушения выступает ответственность юридических лиц.

Однако, в данном случае возможно привлечение только к административной ответственности, в частности по ст. 19.28 («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») и ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, привлеченное юридическое лицо может достаточно серьезно пострадать материально за указанные действия.

Вместе с тем факт привлечения к ответственности юридического лица не исключает возможности привлечения к различным видам ответственности виновного должностного либо физического лица.

Источник: http://prokuror-eao.ru/vidy-otvetstvennosti-za-korruptsionnye-pravonarusheniya/

Административная ответственность за коррупционные правонарушения

Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273 ФЗ «О противодействии коррупции», где под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно виды административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Привлечение к административной ответственности происходит в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом, должностным лицом применительно к КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 КоАП члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 — 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 КоАП — заказчики), уполн
омоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32 КоАП, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

К правонарушениям, связанным с коррупцией, в соответствии с КоАП Российской Федерации, относятся следующие виды правонарушений:

— отказ в представлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП РФ);

— подкуп избирателей (ст. 5.16 КоАП);

— непредставление или неопубликование отчета, сведений о преступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведении выборов, референдума или иную выборную должность (ст.5.17 КоАП);

— незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанной с проведением выборов, референдума, выполнением работ, оказанием услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (ст. 5.20 КоАП);

— несвоевременное перечисление средств избирательным кампаниям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (ст. 5.21 КоАП);

— нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4);

— нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ);

— нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14);

— нарушение сроков предоставления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП);

— самоуправство, не причинившее существенного вреда (ст. 19.1 КоАП РФ);

— нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9 КоАП);

— незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст.19.29 КоАП);

Кроме того, к административным правонарушениям коррупционного характера следует также отнести и правонарушения, которые подпадают под ст. 19.28 КоАП «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Заместитель прокурора города советник юстиции подполковник К. А. Трофимов

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://go64.ru/news/prokuratura-razyasnyaet/administrativnaya-otvetstvennost-za-korruptsionnye-pravonarusheniya/

Гражданско правовая ответственность за коррупционные правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here