Гражданско правовая ответственность госслужащих

Информационная поддержка по вопросу: "Гражданско правовая ответственность госслужащих" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Статья 14. Ответственность государственного служащего

Статья 14. Ответственность государственного служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810

3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Источник: http://base.garant.ru/10103884/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Возмещение нанесенного ущерба госслужащим

Проблемы обеспечения безопасности государством, в том числе защиты существенных интересов собственника, присутствовали еще с древнегреческих времен. Особенности защиты интересов собственника достаточно широко освещаются в судебных речах Демосфена — известного оратора Македонского царства. По существу, эти же проблемы в настоящее время существуют и в Российском государстве [2] .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Проводимые реформы в сфере госслужбы в России в условиях незащищенности населения от насилия, роста преступности одновременно требуют обеспечения правовой защиты и самих госслужащих всех категорий, которые осуществляют функции правоприменительной деятельности при применении мер ограничения, пресечения по тем или иным видам правонарушений. Возмещение нанесенного ущерба госслужащим в связи с их служебной деятельностью — это обязанность государства и условие прохождения любого вида госслужбы. Вопросы возмещения вреда в различное время в рамках разрешения гражданских и уголовных дел рассматривались многими известными учеными, такими как О.В. Баулин [3] ,

А.М. Белякова [4] , А.Т. Боннер [5] , И.В Решетников [1] , О.М. Садиков [2] , М.К. Треушников [3] , А.М. Эрделевский [4] , В.В. Ярков [5] и др.

Сегодня практика подтверждает также то, что в процессе осуществления правоприменительной деятельности добросовестные и законопослушные государственные служащие различных правоохранительных органов (судьи, прокуроры, сотрудники ОВД и т.д.) также подвергаются противоправному воздействию со стороны граждан, выражаемому в различных формах. Кроме того, в некоторой степени такому риску подвержены также и члены его семьи. Зачастую такие действия совершаются в виде нанесения ущерба их имуществу путем уничтожения либо повреждения. Скажем, это может быть угон автотранспортного средства с последующим поджогом; поджог дачного домика или повреждение дачного участка, приведение в негодность личных вещей и т.д. В итоге госслужащие правоохранительных органов сами могут оказаться в роли жертв, что связывается с их государственно-служебной деятельностью.

Необходимость в особой защите сотрудников полиции выражается отраслевой спецификой их государственно-служебной деятельности. Кроме того, закономерно следует предусмотреть возможность защиты материальных интересов не только самих сотрудников ОВД (полиции), но и членов их семей в тех случаях, когда в отношении объектов, находящихся у них в собственности, материальных ценностей совершаются противоправные действия. Скажем, наносится вред правонарушителями. Их действия в основном совершаются путем оказания морального давления, шантажа или угрозы в целях достижения желаемых результатов, а также изменения и влияния на деятельность сотрудника ОВД.

При этом все действия правонарушителя проявляются: в мести за законные действия государственного должностного лица (сотрудника ОВД), совершенные в процессе исполнения им своих должностных обязанностей (объектом покушения является служебная деятельность сотрудника ОВД); в попытке восприпятствования принятию госслужащим законного решения по факту правонарушения (проявление угрозы или шантажа со стороны правонарушителя); в принуждении должностного лица или оказании давления на него при решении им вопроса о принятии мер пресечения по факту правона- [11] [12] [13] [14] [15]

рушения, в интересах правонарушителя; в компрометации госорга- на или умалении достоинства госслужащего за проявленное им правосознание в ходе разбирательства по факту правонарушения (автор не считает, что этот приведенный перечень является исчерпывающим).

Реформа, проводимая с 2002 г. в сфере госслужбы в России по инициативе Президента России, должна затронуть рассматриваемый [18] [19] [20] [21]

вопрос весьма серьезно. По существу, государство еще не рассматривало проблему всесторонне. В связи с этим всем категориям госслужащих, в том числе сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и их близким, постепенно гарантируется безопасность — защита государством даже в процессе исполнения своего служебного долга, особенно это касается их имущественных интересов. В целом механизм правовой защиты имеет системный характер не только в отношении сотрудников ОВД, но и всех категорий госслужащих на равных условиях. Следует отметить, что известный специалист по теории права и философии С.С. Алексеев отметил, что любое правовое регулирование требует юридической системы механизма [22] . Эти вопросы фактически учтены в федеральных законах «О государственной гражданской службе РФ» № 79 от 27.07.2004 [23] и «О муниципальной службе в РФ» № 25 от 2.03.2007 [24] .

Читайте так же:  Уголовный кодекс по делам несовершеннолетних

Подтверждающим данный довод фактором является то, что впервые государством принимается нормативный правовой акт, регулирующий вопросы возмещения ущерба госслужащим правоохранительных органов (в том числе сотрудникам ОВД), а также членам их семей. Таким нормативным правовым актом является постановление Правительства России «О возмещении судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью» от

В соответствии с Правилами установлено, что рассмотрение вопроса по возмещению материального ущерба инициируется только заинтересованными лицами, которым может выступать только само должностное лицо или в случае его гибели член его семьи. Ущерб возмещается в полном объеме путем выплаты денежных средств или в натуральном виде, включая упущенную выгоду. В целом это еще раз подтверждает то, что в России «защита владения является в нашем законодательстве результатом запрещения насилия и самоуправства» [26] в отношении чужого имущества — госслужащего и членов его семьи. Этими правилами установлена процедура возмещения нанесенного ущерба, которая проходит четыре стадии:

(1) письменное обращение, т.е. подача заявления в соответствующий государственный орган лицом, понесшим материальный ущерб на основе представляемых им доказательств; (2) принятие заявления с доказательствами и проведение проверки по факту нанесенного материального ущерба; (3) вынесение решения о возмещении или об отказе в возмещении ущерба; (4) получение возмещения за нанесенный ущерб.

Все перечисленные стадии имеют специфические процессуальные правила их прохождения, которые обязаны соблюдать все субъекты доказывания (потерпевший, понесший материальный ущерб, руководитель госоргана, обладающий правом возмещения ущерба, и должностное лицо госоргана, производящее проверку и выносящее заключение по факту обращения о возмещении ущерба). Кроме того, они обладают определенными процессуальными правами и обязанностями, а также имеют свою заинтересованность при разрешении данного дела.

Как уже отмечалось, инициатором возбуждения дела о возмещении ущерба является собственник — потерпевший. Основанием обращения о возмещении ущерба является убежденность сотрудника ОВД (его близкого) о том, что ущерб его имуществу нанесен в связи с его служебной деятельностью. Началом процесса рассмотрения госорганом является письменное заявление заинтересованного лица (потерпевшего) и приобщенные к заявлению соответствующих доказательств. Ими являются:

В целях обеспечения реализации своих прав лицу (потерпевшему), обратившемуся с заявлением о возмещении ущерба, законодатель предоставляет право обращения в соответствующие государственные органы о предоставлении ему тех или иных доказательств, сведений, а государственные органы обязывает их исполнить. Ибо в отношении должностных лиц, в том числе государственных органов, может наступать и административная ответственность. Так, за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, сведений или документов и материалов (в том числе несвоевременное предоставление) в случаях, предусмотренных законом, должностные лица несут административную ответственность по ст. 5.39 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.) [28] . Правом возбуждения дела об административном правонарушении обладают прокурор, сотрудники органов внутренних дел (начальники территориальных ОВД и их заместители, сотрудники дежурной части ОВД, участковые уполномоченные полиции, сотрудники дознания [29] ). Рассматриваются дела только судьями.

Источник: http://studref.com/501659/pravo/vozmeschenie_nanesennogo_uscherba_gossluzhaschim

Правовая (юридическая) ответственность государственного гражданского служащего.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.

Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.

Уголовная ответственность.Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).

Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего.

Читайте так же:  Жалоба в прокуратуру по ст 159

Отдельные категории госслужащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов. Госслужащие, виновные в причинении материального ущерба не при исполнении должностных обязанностей, несут материальную ответственность в общегражданском порядке. Ст. 59 ГК РФ Причинение государственному органу вреда при исполнении должностных обязанностей не должно ставить госслужащего в затруднительное материальное положение, лишать его самого и его семью необходимых средств к существованию. Поэтому госслужащие в большинстве случаев несут ограниченную материальную ответственность, т.е. возмещение материального ущерба в заранее установленных пределах. Таким пределом следует считать определенную часть месячного содержания госслужащего.

· 93. Задачи и пути реформирования современной российской государственной гражданской службы в рамках административной реформы.

Под реформой принято понимать совокупность политических действий в обществе, направленных на преобразование отдельных элементов политической системы или частичное изменение способа их функционирования, но не затрагивающих принципиальных основ существующей социально-политической структуры. Само название — административная реформа — появилось в РФ в публичных документах лишь в 1997 году. Это не значит, что ранее в обществе и внутри системы власти не было осознания самой проблемы или тем более никакого движения для ее решения. Но именно в это время был разработан специальный документ, посвященный этому вопросу — Концепция административной реформы, для разработки которой был привлечен довольно широкий круг специалистов.

Административная реформа реализуется по 6 основным направлениям:

1. «Управление по результатам». Это направление решает задачи повышения эффективности деятельности органов власти.

2. Направление «Стандартизация и регламентация», в первую очередь, должно обеспечивать повышение качества государственных услуг, предоставляемых населению.

3. Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции». В рамках этого направления должны быть проанализированы все функции, исключены избыточные и дублирующие.

4. «Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества».

5. «Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти».

6. «Обеспечение административной реформы». Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Проводимая в нашей стране административная реформа направлена, прежде всего, на создание оптимальной и эффективно действующей системы государственного управления, которая отвечала бы потребности решения стоящих перед обществом неотложных социально-экономических задач, связанных с повышением не только уровня, но и качества жизни населения.

Регламентация и стандартизация рассматриваемых действий органов исполнительной власти пока сориентированы на процесс оказания услуг, а не на сами услуги, регламентируется и стандартизируется только организация взаимодействия вышеназванных сторон по поводу той или иной государственной услуги (включая процедуры обжалования форм ее получения гражданами), тогда как качественное ее содержание остается в стороне. Главная цель первого этапа административной реформы — преодоление отмеченных недостатков,

Принципиальными приоритетами развития государственного управления объявлялись значительное сокращение функций органов исполнительной власти, изменение их системы и структуры, обновление административных процедур и судебных механизмов разрешения споров между властью и обществом. Намечаются также: административные преобразования антикоррупционного характера; разработка стандартов и регламентов; административное регламентирование и законодательное обеспечение процесса оказания государственных услуг; внедрение методик управления, ориентированного на результат.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/1x1c2c.html

Ответственность государственных служащих: понятие, виды, основания

Как и все граждане, государственные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время государственные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с государственной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Под юридической ответственностью государственных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих обязанностей.

К особенностям регламентации ответственности государственных служащих относятся: в ряде случаев

-специфические санкции, применяемые только в отношении государственных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:

уголовная – за совершение должностных преступлений;

административная – за совершениеадминистративных проступков;

дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины;

материальная – за причинение материального ущерба (ограниченная или полная).

Уголовная ответственность государственных служащих.Как граждане РФ государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. В тоже время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При этом речь идет и о деяниях, которые могут совершать и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. К ним, в частности, относятся:

— злоупотребление должностными полномочиями;

-превышение должностных полномочий;

-отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ;

-присвоение полномочий должностного лица;

-незаконное участие в предпринимательской деятельности;

-отказ в предоставлении гражданину информации;

-воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них;

-воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;

-регистрация незаконных сделок с землей;

-провокация взятки либо коммерческого подкупа.

Читайте так же:  Судебное разбирательство понятие стадии
Видео (кликните для воспроизведения).

Административная ответственность государственных служащих.За административные правонарушения, не связанные с выполнением служебных обязанностей, государственные служащие несут административную ответственность на общих основаниях и по общим правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. За некоторые административные правонарушения к административной ответственности привлекаются только определенные категории государственных служащих, если нарушение им должностных обязанностей определяется как административное правонарушение.

Речь идет о должностных лицах, в служебные обязанности которых входит выполнение определенных правил (требований). Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Административная ответственность государственных служащих — это меры воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемая в уголовном порядке . Из установленных видов административных наказаний к должностным лицам могут применяться лишь два — предупреждение и штраф.

Конкретные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность государственных служащих, указаны в статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других нормативных актах.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
Дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок). Обязанности государственного служащего определены в Трудовом кодексе Российской Федерации, Правилах внутреннего трудового распорядка государственного органа, трудовом договоре (контракте), должностной инструкции.

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений суда.

Согласно Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», видами дисциплинарных взысканий являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

Если государственный служащий совершил должностной проступок, то руководитель государственного органа проводит служебное расследование. Целью расследования является выяснение всех обстоятельств проступка: какие обязанности не выполнены, степень вины служащего, условия (обстоятельства), при которых совершен проступок, его тяжесть, последствия проступка и т.д.

На время расследования служащий, допустивший проступок, может быть временно, на срок не более месяца, отстранен от исполнения должностных обязанностей распоряжением руководителя государственного органа. На время отстранения служащий выполняет указания лица, проводящего расследование. В это время за ним сохраняется денежное содержание.

До применения дисциплинарного взыскания от государственного служащего должно быть затребовано письменное объяснение. Если государственный служащий отказывается дать объяснение, то об этом составляется акт.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня его совершения.За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания объявляется государственному служащему под расписку в течение трех дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Гражданско-правовая ответственность государственных служащих.Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Она выражается в том, что государственный служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его. Он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы.

Государственный служащий вправе обжаловать применение к нему мер материальной ответственности в соответствующий государственный орган или суд. Жалоба подается в письменной форме в трехмесячный срок со дня объявления взыскания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/7_22122_otvetstvennost-gosudarstvennih-sluzhashchih-ponyatie-vidi-osnovaniya.html

Гражданско-правовая ответственность государственных служащих

Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Она выражается в том, что государственный служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его. Он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. В то же время некоторые специалисты отмечают фактическую невозможность юридического лица получить возмещение вреда причиненного ему незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами49. Как известно, ст. 53 Конституции РФ такое право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами, закреплено за каждым. Однако несовершенство действующего законодательства и судебной практики ведет к тому, что это конституционное право практически не может быть реализовано.

Обязанность государственного служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ст. 1069 ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные государственным служащим неправомерные действия или бездействия50.

В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, однако при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут Российская Федерация или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган (ст. 120 ГК РФ).

Однако материальная ответственность государства не исключает материальной ответственности государственных служащих в порядке регресса, т. е. в виде возмещения государственному органу или казне по их требованию выплаченных пострадавшему сумм.

В соответствии с п. 3 ст. 4 федерального Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» на государственных служащих, привлекаемых к ответственности за имущественный вред, причиненный государственному органу при исполнении должностных обязанностей, распространяется действие норм трудового законодательства о материальной ответственности работников.

Отдельные категории государственных служащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов, например, военнослужащие — на основе федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих»51;сотрудники органов внутренних дел — на основе Инструкции о порядке возмещения военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава материального ущерба, причиненного государству, утвержденной приказом МВД СССР от 5 апреля 1984 г. № 70.

Читайте так же:  Жалобу в прокуратуру на следственный орган

Государственные служащие в большинстве случаев несут ограниченную материальную ответственность. Как правило, таким пределом является определенная часть месячного денежного содержания государственного служащего. Привлечение государственного служащего к полной материальной ответственности производится в судебном порядке. Руководитель государственного органа может обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании материального ущерба с государственного служащего в течение года со дня обнаружения материального ущерба.

Государственный служащий вправе обжаловать применение к нему мер материальной ответственности в соответствующий государственный орган или суд. Жалоба подается в письменной форме в трехмесячный срок со дня объявления взыскания.

Источник: http://mydocx.ru/8-37812.html

2.4 Уголовная ответственность

Применительно к уголовной ответственности, как и к административной, необходимо выделить преступления, которые может совершить специальный субъект. Преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.

Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

1). злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

2). превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3). незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) — если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

4). получение взятки (ст.290 УК РФ) — получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;

5). дача взятки (ст.291 УК РФ) — дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

6). халатность (ст.293 УК РФ) — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

7). контрабанда (ст.188 УК РФ) — перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/64480

Гражданско-правовая ответственность государственного служащего

Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Она выражается в том, что государственный служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его. Государственный служащий не освобождается от обязанности возместить имущественный вред, и после прекращения государственной службы.

Государственные служащие не несут ответственности, когда материальный ущерб причинен вследствие добросовестного исполнения распоряжения руководителя или оправданного в данных конкретных условиях служебного риска либо причинен правомерными действиями.

Обратите внимание, что обязанность государственного служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ст. 1069 ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные государственным служащим неправомерные действия или бездействие.

Однако материальная ответственность государства не исключает материальной ответственности государственных служащих в порядке регресса, т. е. в виде возмещения государственному органу или казне по их требованию выплаченных пострадавшему сумм.

Государственные служащие, действиями (бездействием) которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут (ст. 53 Конституции РФ; ст. 16, 1069 ГК РФ).

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме. При этом в понятие вреда входят как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

ГК РФ (ст. 1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Речь идет об определенной денежной компенсации за перенесенные пострадавшим нравственные или физические страдания. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Статья 1101 определяет способы и размеры компенсации морального вреда.

Отдельные категории государственных служащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов, например, военнослужащие – на основе ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г.; сотрудники органов внутренних дел – на основе Инструкции о порядке возмещения военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава материального ущерба, причиненного государству, утвержденной приказом МВД СССР от 5 апреля 1984 г. № 70.

Читайте так же:  Виды дееспособности полная неполная частичная

Государственные служащие, виновные в причинении материального ущерба не при исполнении должностных обязанностей, несут материальную ответственность в общегражданском порядке (гл. 59 ГК РФ).

Ответственность государственного служащего как за непосредственный (прямой), так и за опосредованный имущественный вред, причиненный государственному органу, с которым он состоит в служебных отношениях, регулируется нормами Трудового кодекса РФ. При этом государственный служащий, во-первых, обязан возместить причиненный им действительный (реальный) имущественный вред и, во-вторых, он может привлекаться к ограниченной или полной материальной ответственности на основании правовых предписаний Трудового кодекса РФ.

Руководитель государственного органа при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Административное расследование может не проводиться, если причина ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Государственные служащие в большинстве случаев несут ограниченную материальную ответственность. Как правило, таким пределом является определенная часть месячного денежного содержания государственного служащего. Привлечение государственного служащего к полной материальной ответственности производится в судебном порядке. Руководитель государственного органа может обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании материального ущерба с государственного служащего в течение года со дня обнаружения материального ущерба.

Государственный служащий вправе обжаловать применение к нему мер материальной ответственности в соответствующий государственный орган или суд. Жалоба подается в письменной форме в трехмесячный срок со дня объявления взыскания.

Контрольные вопросы

1. Каковы основания привлечения к дисциплинарной ответственности государственного служащего?

2. Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственного служащего?

3. За какие правонарушения может быть привлечен к административной ответственности государственный служащий?

4. Каковы пределы привлечения к материальной ответственности государственного служащего?

5. В каких составах преступлений в качестве специального субъекта выступает государственный служащий?

6. Назовите виды юридической ответственности государственных служащих?

7. Назовите составы преступлений государственных служащих?

8. В чем состоит особенность гражданско-правовой ответственности государственных служащих?

9. Что вы думаете относительно имеющегося утверждения «в России чиновники безответственны»?


Источник: http://studopedya.ru/2-48306.html

Ответственность государственных служащих

Государственные служащие обязаны неуклонно блюсти законность и государственную дисциплину и обеспечить их соблюдение гражданами и организациями, нести ответственность за порученное дело. Нарушения служащим законности и дисциплины, аморальное поведение наносят существенный вред обществу и государству, подрывают авторитет государственных структур.

Государственные служащие несут ответственность за правонарушения вне службы как граждане, наравне и на общих основаниях со всеми лицами. На служащих в этом случае распространяются все виды юридической ответственности.

Правовые нормы об ответственности государственных служащих за правонарушения по службе учитывают особенности службы как вида трудовой деятельности и особенности служебных правонарушений:

  • а) повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются, как правило, за пределами должности;
  • б) ряд специальных мер ответственности за служебные правонарушения (понижение в должности, снижение квалификационного класса и др.);
  • в) привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствующую юридическую ответственность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисциплинарной.

Нормы административного права закрепляют и регулируют два вида ответственности государственных служащих за правонарушения по службе (служебные проступки):

  • 1) дисциплинарную;
  • 2) административную.

Служащий привлекается к дисциплинарной ответственности непосредственным или вышестоящим начальником (органом).

К основным видам дисциплинарных взысканий относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности. Другие меры дисциплинарной ответственности могут устанавливаться только законодательным органом, они определены для отдельных служащих.

Государственный служащий привлекается к административной ответственности за такие административные правонарушения, которые связаны с соблюдением служащим установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности, т.е. соблюдение государственной дисциплины.

В соответствии со ст. 283 Уголовного кодекса РФ ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если разглашение тайны повлекло по неосторожности тяжкие последствия — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать (см. текст в предыдущей редакции) определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В соответствии со ст.284 Уголовного кодекса РФ за нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vuzlit.ru/1376519/otvetstvennost_gosudarstvennyh_sluzhaschih

Гражданско правовая ответственность госслужащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here