Гражданская ответственность молодежи

Информационная поддержка по вопросу: "Гражданская ответственность молодежи" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Интернет повышает гражданскую ответственность молодежи

Потрясения и революционная активность последних двух месяцев могут разрушить давно сложившийся стереотип о том, что молодежь в значительной степени аполитична. И последние результаты продолжительного исследования учащихся школьного возраста показывают, что молодые люди, преследующие свои интересы в интернете, скорее всего, будут заниматься гражданскими вопросами.

В ходе исследования были опрошены более 2500 молодых людей в школах Калифорнии, около 400 из них находились под наблюдением в течение трех лет. Целью исследования, проведенного при поддержке Фонда МакАртур и Центра информации и исследований по вопросам гражданского обучения, было выявить связана ли каким-то образом интернет-деятельность с уровнем их гражданской и политической активности.

Экспертами были рассмотрены три типа поведения: политически мотивированное онлайн участие, онлайн воздействие различных точек зрения и онлайн участие в общности интересов.

В исследовании, например, рассматривалось, как часто школьники использовали социальные сети, чтобы поделиться своим видением общественных и политических вопросов, как часто они использовали интернет для получения информации из этих областей, и как часто они пользовались электронной почтой для связи с теми, кто занимается политическими и социальными проблемами.

Интернет призывает к диалогу с обществом

Итак, исследование показало, что времяпрепровождение в интернет сообществах влияет на взаимодействие с обществом в целом. Хотя некоторые критики, или скептики утверждают, что молодежь, проводящая много времени в интернете, стала социально изолированной, исследование показало, как раз наоборот. «Вовлечение молодежи в интернет сообщества с общностью интересов связано с благотворительной и добровольческой деятельностью. Интернет может служить в качестве шлюза для онлайн и оффлайн гражданского и политического взаимодействия, в том числе и на добровольных началах, решения проблем сообщества и участиях в акциях протеста», — таковы выводы исследования.

Важность цифровой грамотности

Молодежь не просто участвует в политических дискуссиях онлайн. Только пять процентов молодых людей сообщили, что они просто соглашались с политическими взглядами, которые высказывались в интернете, а 34 процента опрошенных отметили, что они не сталкивались с какими-либо политическими вопросами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Однако, более высокий уровень грамотности воздействует на возникновение различных точек зрения, таким образом повышая вероятность онлайн взаимодействия среди школьников.

Как отмечают авторы, «эти выводы имеют серьезные последствия для школ и внешкольных программ, а также для родителей».

Источник: http://www.infoniac.ru/news/Internet-povyshaet-grazhdanskuyu-otvetstvennost-molodezhi.html

Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних

Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина, — соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

Немалый урон имуществу граждан и юридическим лицам (жилым домам, дачам, объектам благоустройства и т.д.) наносят несовершеннолетние.

Чаще всего наносимый этими лицами ущерб имуществу граждан сопряжен с уголовно-наказуемыми действиями, но в силу их несовершеннолетия, закон во многих случаях освобождает их от уголовной ответственности. Однако через законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) они привлекаются к возмещению вреда, чаще всего причиненного жилищному фонду (порча жилых помещений в результате пожара, взрывов газа, возгорания воспламеняющихся веществ, затопления жилья, выведения из строя лифтов; разрушение дачных помещений, придомовых оздоровительно-спортивных площадок, ломка земельных насаждений и т.п.).

Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних наступает в соответствии с положениями гражданского законодательства РФ. Порядок возмещения вреда, причиненного этой категорией граждан, определен в ст.ст. 1073-1078 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Какое лицо может быть привлечено к ответственности за причиненный несовершеннолетним вред, зависит от многих условий. К ним следует отнести как общие условия гражданско-правовой ответственности, таки специальные условия, свойственные данному виду ответственности.

По возрасту гражданское законодательство выделяет 3 группы несовершеннолетних: малолетние в возрасте до 6 лет, которые являются полностью недееспособными; малолетние в возрасте от 6 до 14 лет, обладающие неполной дееспособностью; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, наделенные также неполной дееспособностью либо обладающие полной дееспособностью.

Общие основания ответственности за причинение вреда
(ст. 1064 ГК РФ)

  1. Вред, причиненный личности или имуществе гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
  2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними
в возрасте до 14 лет (ст. 1073 ГК РФ)

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними
в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 1074 ГК РФ)

  1. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.
  2. В случае, когда у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет, нуждающийся в попечении, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его попечителем, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по его вине.
  3. Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующего учреждения по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущества, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетними (ст. 1075ГК РФ)

На родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение 3 лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Читайте так же:  Разрешение на оружие в твери


Источник: http://omsukchan-adm.ru/govinfo/govinfoprosecutors/media/2018/10/24/grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost-nesovershennoletnih/

Гражданская ответственность молодежи

Версия для слабовидящих

Формирование гражданской ответственности у молодежи

В библиотеке им. В. Г. Белинского прошла встреча студентов Авиастроительного лицея с Евгением Лебедевым — депутатом Совета депутатов г. Новосибирска.
Главной целью мероприятия стало формирование у ребят гражданской ответственности. В ходе живой беседы были высказаны различные точки зрения об участии молодежи в социально-культурной жизни, выборах и обсуждены проблемы сегодняшнего дня. К сожалению, отведенного времени оказалось недостаточно — молодежь выразила желание встретиться с депутатом еще раз, ведь у ребят осталось много вопросов, на которые они хотели бы получить ответы.

Источник: http://www.dz-nsk.ru/news/formirovanie-grazhdanskoy-otvetstvennosti-u-molodezhi/

Молодежь: права, обязанности, ответственность

Почему молодежь должна знать о своих правах?

Когда мы несем ответственность?

Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности — конституционные, гражданские, семейные, трудовые, и т.д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере приобретения дееспособности — способности своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

Если ваши законные права, свободы и интересы нарушены, вы можете защитить и восстановить их в судебном и внесудебном порядке.

В современном мире молодежь считается потенциально перспективным «ресурсом». И это неоспоримо. Молодость – это, в первую очередь, возможности идти только вперед, с реализацией и внедрением в жизнь новых идей и проектов. Перед молодыми – тысячи открытых дорог, среди которых важно выбрать лишь одну – верную, открытую, перспективную. Нелегко понять – твоя ли она, эта дорога, когда столкнешься с трудностями и сделаешь шаг назад…Но важно всегда помнить, что твой путь – это твое право. Право быть успешным и независимым, право покорять вершины или покориться им, право самому решать, каким быть твоему городу, государству, или же просто остаться в стороне. Но право на жизнь – право быть здесь и сейчас – определяет многие «ступени лестницы» твоего пути – иметь права, нести обязанности и ответственность.

Источник: http://infor.kz/stati/yuridicheskaja-konsultacija/molodezh-prava-objazannosti-otvetstvennost.html

Социальная активность молодежи

Дата публикации: 17.06.2015 2015-06-17

Статья просмотрена: 9387 раз

Библиографическое описание:

Королькова С. Ю. Социальная активность молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №12.2. — С. 39-40. — URL https://moluch.ru/archive/92/20339/ (дата обращения: 10.02.2020).

Активность как свойство личности, степень и характер ее проявления приобретают все большее значение в жизни человека.

Проблемы построения демократического общества, определение способов взаимодействия человека с обществом, вопросы о правах и обязанностях граждан, о необходимости их участия в жизни общества находятся в центре внимания современных российских ученых, поскольку в настоящее время без участия подростков и молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства.

Понятие «активность» (от латинского «aktivus») — действие, поступок, деяние, в русском языке — нечто деятельное, энергичное, развивающееся.

В различных науках дается различное понимание активности: в социологии — социальная активность, в политологии — политическая активность, в педагогике — активное обучение, в психологии — активность личности.

Рис. 1. Социальная активность молодежи

Стремление молодых людей к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению разнообразных форм социальной активности.

Поскольку общество представляет собой наличие различных сфер (политика, культура, медиа и др.), в социальной активности можно выделить следующие формы:

— политическая активность — форма, реализуемая в сфере политической деятельности;

— гражданская активность — действия (форма активности), целью которых является решение общественных проблем, изменение власти, проявление гражданских качеств;

— культурная активность — форма, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей;

— творческая активность — форма, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и значимостью;

— трудовая активность — форма, проявляющаяся в реализации интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности;

— коммуникационная активность — форма, направленная на поиск связей и контактов, необходимых для реализации деятельности;

— деловая активность — интенсивная деятельность в сфере профессии и должности, термин «деловая активность» чаще всего используется применительно к сферам управления, хозяйственной и экономической деятельности. От присутствия людей с деловой активностью зависит успех предприятия, организация мероприятия.

Для современных подростков актуальными являются формы социальной активности, такие как гражданская, творческая и коммуникационная (интернет-активность), что в определенной степени может являться ресурсом для дальнейшего развития их гражданской активности в традиционном реальном пространстве. Большая часть подростков использует Интернет ежедневно. Среди социальных форм включенности в Интернет наибольший вес имеют социальные сети, данный ресурс оптимально удовлетворяет потребности подростков в общении, поиске новых знакомств и обмене информацией.

Рис. 2. Молодежь — наше будущее

Стоит подчеркнуть, что помимо общения значительно выражена инициатива студентов в высказывании своего мнения, позиции. Привлекательность социально активной деятельности для молодых людей на внутреннем уровне основана на использовании практик, предлагающих нечто новое, необычное, дающее новые ощущения. Для молодых людей важным является интерес к деятельности, и как только деятельность превращается в рутину, интерес к ней пропадает.

Молодежная активность представляет своего рода включенное обучение социальным навыкам, где важно не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь и какую ответственность ты несешь за свои действия.

Социальная активность студентов является непременным условием подготовки их как будущих специалистов. Обусловлено это тем, что после окончания учебного заведения они будут осуществлять техническое, организационное обслуживание производства, сталкиваться с многообразием проблем. Важным элементом социальной активности студентов является их участие в общественной жизни учебного заведения, города, области. Она выступает и в характере общения с однокурсниками, и в общении с преподавателями.

В формировании социальной активности в настоящее время существуют определенные проблемы личностного характера: общественная активность, к сожалению, не рассматривается молодыми в качестве ресурса, обеспечивающего будущие успехи и достижения.

3. Кротов, Д. В. (2009) Социальный капитал российской молодежи. Ростов-на-Дону.

Читайте так же:  Налоговый учет скидок по мировому соглашению

4. Авторефераты диссертаций, защищенных аспирантами Московского гуманитарного университета

Источник: http://moluch.ru/archive/92/20339/

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МОЛОДОГО ГРАЖДАНИНА

магистр, институт социальной работы, сервиса и туризма, направление «Организация работы c молодёжью» ФБГOУ BПO КБГУ им. X.M. Бербекова,

канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры «Организация работы с молодежью» ФБГOУ BПO КБГУ им. Х.М. Бербекова,

Построение правового государства и гражданского общества, формирование гражданской ответственности молодого человека является важнейшим ценностным ориентиром и одной из основных задач современного этапа развития России.

Одним из основных компонентов, которые необходимы для формирования гражданской ответственной личности – истинного гражданина, является патриотизм.

Патриотизм – является чертой, которая разделяет молодое поколение: y одних есть чувство родины, y других его нет; одни мыслят себя ee гражданами, другие – временными жильцами, готовыми в любой момент поменять страну проживания, одни беспокоятся за страну, другие безразличны к ней. Подобную позицию ни в коем случае нельзя допустить, чтобы она преобладала во взглядах подрастающего поколения.

Естественно настоящий патриотизм неразрывно связан c уважением к другим народам, к их обычаям, культуре, быту, национальным традициям. Патриотизм выступает как проявление гражданственности и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества. Иногда гражданственность и патриотизм приобретают значение синонимов. Ho это совсем не значит, что можно говорить об их тождественности. Государство является объектом гражданственности, объектом же патриотизма выступает Отечество – Родина. Патриотизм и гражданственность органически объединяются, когда интересы Отечества совпадают c государственными интересами [2].

Безусловно, здесь важно государственное отношение к обсуждаемой проблеме. Нет сомнений, что государство заинтересовано в поднятии социально ответственных граждан – ведь будущее страны зависит от того, насколько грамотно решается этот вопрос.

Человек, воспитанный в духе гражданственности, имеет ряд преимуществ над «негражданственным» человеком. Данные преимущества можно изобразить в виде схемы:

Рисунок 1. Преимущества над «негражданственным» человеком

Необходимо отметить государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая разработана в соответствии c Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Государственная политика направлена на формирование y граждан Российской Федерации чувствa верности конституционному долгу, духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, в особенности в процессе военной и государственной службы. Мероприятия, которые проводятся органами власти в данном направлении, безусловно, играют важную роль. Однако только государственных мер и инициатив недостаточно для воспитания ответственных граждан и истинных патриотов страны.

В единстве процессов социального воспитания и социального развития личности как субъекта социальной деятельности и субъекта саморазвития, самовоспитания, самореализации в социуме происходит воспитание гражданственности y молодого человека. Результатом данного процесса является обретение личностью гражданской позиции, основанной на высоких идеях и чувствах социальной ответственности, правового, нравственного, национального достоинства, готовности личности к деятельности, соответствующей требованиям общества [1].

Однако необходимо помнить, что воспитание гражданина начинается именно в семье. Семья как важнейший социальный институт определяет благополучие нации, общества и государства. Родителям нужно воспитывать у своих детей любовь к идеалам гуманизма и прививать общечеловеческие ценности. B то же время, школам и другим образовательным учреждениям необходимо уделять особое внимание воспитанию гражданственности y подрастающего поколения.

В целях совершенствования работы по патриотическому воспитанию, формирования представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодёжи на примерах отважных поступков их сверстников в общеобразовательных учреждениях играет важную роль в воспитании патриотических чувств подрастающего поколения проведение классных часов, бесед, «круглых столов», уроков мужества, соревнований военно-патриотической направленности и т.д.

Так, гражданственность и патриотизм в условиях общеобразовательных учреждений традиционно формируются в ходе работы c историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги; уважение к атрибутам государственности страны.

Важное место в процессе становления гражданского, патриотического интернационального сознания учащихся общеобразовательных учреждений занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит c богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России. Содержание каждого школьного предмета, таких как «Историческое краеведение», «Основы религиозных культур и светской этики», «Обществознание» играют особую и не маловажную роль в формировании гражданственности учащихся общеобразовательных учреждений.

B связи c этим основными задачами мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию могут быть:

  • воспитание у учащихся общеобразовательных учреждений духовно-нравственных чувств, а также чувств патриотизма;
  • развитию гражданско-правовой компетентности подрастающего поколения на базе освоения ими основных правовых и моральных норм и т.д.

Мы видим главную цель образовательных учреждений в объединении усилий семьи через постоянное творческое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество; социума через партнёрские связи c центрами дополнительного образования, другими внешкольными учреждениями и организациями, через связь c советом ветеранов, шефскую помощь и совместные дела. При этом условии возможен высокий результат деятельности образовательного учреждения [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что гражданская позиция и патриотизм формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств. Целенаправленным процессом выработки у молодёжи гражданского сознания и жизненной позиции является формирование патриотизма, гражданственности, уважения к правам, социальной ответственности, свободам и обязанностям человека.

Авторы статьи не закрывают тему, a приглашают к продолжению диалога, так как необходимо постоянно расширять спектр используемых методов и приемов работы c молодыми людьми. Ведь именно молодёжь завтра будет строить наше общество, решать актуальные проблемы и определять, как будет развиваться наше государство.

Источник: http://sibac.info/studconf/social/lxii/98240

Проблемы воспитания ответственности у современной молодежи

Дата публикации: 18.08.2015 2015-08-18

Статья просмотрена: 1288 раз

Библиографическое описание:

Глухов Д. Н. Проблемы воспитания ответственности у современной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 408-410. — URL https://moluch.ru/archive/96/21627/ (дата обращения: 10.02.2020).

В последние десятилетие отечественные педагоги сталкиваются не только с трудностями воспитания ответственности у молодежи, но и с трудностями воспитания в целом. Это связано с тем, что молодежь, кроме образовательного учреждения получает много знаний деструктивного характера из других источников, таких как, например, средства массовой информации. В большинстве передач значительно снижен воспитательный потенциал, приоритет, как правило, отдаётся развлечениям. Трудно воспитывать молодёжь и потому, что крайне обострилось их внимание к собственному духовному миру. Часто школа не отвечает их интересам и потребностям, т. к. после политических изменений, произошедших в нашей стране в конце ХХ века, образовательная система находится в ситуации кризиса. Экономические проблемы и социальная нестабильность привели к тому, что семья слабо реализует свою воспитательную функцию, переложив её на образовательные учреждения.

Читайте так же:  Медосмотр для разрешения на оружие

Государство всё ещё находится в поисках новой идеологии, опираясь на которую система образования могла бы выработать эффективную стратегию воспитания молодёжи. Отсутствие института гражданского общества как одного из источников воспитания, нередко порождает вседозволенность и аморальность в поведении молодых людей.

Какие резервы существуют в современном обществе для воспитания ответственности у современной молодёжи?

В отечественной психологии и педагогике существует точка зрения, что воспитание ответственности надо начинать еще с дошкольного возраста. Данную теорию развивали Б. Г. Ананьев, Л. И. Грядунова, Н. А. Минкина, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, В. Н. Мясищев, К. Д. Ушинский и др. Психологической и педагогической науками накоплены определенные формы и методы формирования ответственности даже в раннем возрасте. И. С. Кон особое значение предает переходному возрасту как важнейшему этапу в становлении ответственности личности. «Переход от детства к взрослости в человеческом обществе, — пишет он, — предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым индивид может трудиться, выполнять общественные функции и нести вытекающую отсюда социальную ответственность» [3, с.5–6]. Этот период И. С. Кон называет переходом от зависимого опекаемого детства к «самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека».

Таким образом, воспитание ответственности у современной молодежи главным образом должны осуществляться исходя из видов ролевых обязанностей и тех социальных отношений, из которых они возникают, т. е. на основе объекта ответственности. Так различают политическую, юридическую, моральную, профессиональную и другие виды ответственности. Говорят и об ответственности более конкретного характера, например: дисциплинарной, материальной, административной ответственности, уголовной, родительской и т. д. Конечно, все имеющиеся классификации условны, ибо многие виды ответственности в действительности взаимопроникают друг в друга. В особенности это касается морального и правового видов ответственности, в той или иной мере присутствующих в других формах ответственности. А далее, через внешние веления необходимо закреплять ответственность как черту личности, которую она осознает и добровольно принимает.

Что касается подростков, то, как правило при должном воспитании к их возрасту уже сформированы моральная и дисциплинарная ответственности, на основе которых должна формироваться профессиональная ответственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проблема воспитания ответственности у современной молодежи крайне остра. Для ее разрешения необходима разработка системы педагогических условий в образовательной сфере, в частности в средней общеобразовательной школе, в которой следует принять иерархическую основу процесса воспитания ответственности:

1. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. — М., 1979. — 142 с.

2. Грядунова Л. И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. — Киев, 1979. — 134 с.

3. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1979. — С. 5–6.

4. Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л., 1983. — 240 с.

Источник: http://moluch.ru/archive/96/21627/

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

Для формирования гражданской ответственности личности студенческий возраст является наиболее оптимальным, так как это период самоутверждения, стремления к самостоятельности, это время активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку.

Гражданская ответственность — интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию на ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

К компонентам гражданской ответственности можно отнести политическую и правовую компетентность, нравственные качества специалиста, патриотические и интернациональные чувства.

З.П. Красноок сформулировала основные принципы и направления воспитания гражданственности: развитие у студентов познавательной активности и способности к самообразованию; развитие уважения к истории и традициям многонациональной страны, формирование качеств социально-ответственного гражданина Отечества; качественная и интенсивная подготовка будущих специалистов к включению в трудовую деятельность и формирование у них активной жизненной позиции; осознание и принятие нравственных общечеловеческих принципов; реализация субъектной позиции молодого человека посредством активного участия в социально значимых сферах жизни, путем консолидации молодежи во имя интересов общества и решения собственных проблем; преодоление разрыва в ценностной ориентации молодых и взрослых [1].

Воспитание гражданской ответственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, что может выступать в качестве критериев и гражданской ответственности будущих специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между потребностью государства в специалистах, обладающих высоким уровнем сформированности гражданской ответственности как интегративного качества личности и отсутствием системы формирования гражданской ответственности в начальной профессиональной школе.

Разрешение этого противоречия определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы?

Были изучены подходы к проблеме формирования гражданской ответственности в психолого-педагогической и философской литературе; выявлены факторы, влияющие на формирование гражданской ответственности; разработаны и внедрены мероприятия по формированию гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы.

Экспериментальная работапо формированию гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы в образовательном процессе проводилась на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей №41 г. Краснодара». В исследовании приняли участие учащиеся третьего курса — 20 человек.

Исследование состояло из двух этапов.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ставились задачи: изучить компоненты гражданской ответственности личности будущего специалиста у учащихся начальной профессиональной школы; выявить уровень познавательной активности и информированности о гражданской ответственности у учащихся.

Для изучения осведомленности учащихся о таком интегративном качестве личности как гражданская ответственность была разработана анкета «Гражданская ответственность». Для изучения показателей ответственности личности будущего специалиста у учащихся начальной профессиональной школы использована методика В.П. Прядеина «Ответственность» [2].

Читайте так же:  Как проходит посмертная судебно психиатрическая экспертиза

Второй этап — формирующий эксперимент. На этом этапе решались следующие задачи: формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для самовоспитания и совершенствования структурных компонентов гражданской ответственности: умения анализировать собственную деятельность, оценивать свои поступки и профессиональные способности, умение реализовать субъектную позицию в социуме, готовность воспринимать критику; формирование активной общественной позиции, осуществляемой посредством участия в массовых мероприятиях, отраженных в программе и в планах начальной профессиональной школы.

Была изучена программа учебно-воспитательной работы лицея. Дополнительно к программе был разработан и внедрен цикл мероприятий по формированию гражданской ответственности, включающий в себя эрудит-марафон «Мой любимый город», коллективное творческое дело, проведенное в форме мозгового штурма, лекцию «Гражданская ответственность», классный час «Государственные символы России.

После внедрения цикла мероприятий в учебный процесс было проведено контрольное исследование.

Формирующий эксперимент показал, что у учащихся наблюдается тенденция к повышению уровня знаний и пониманию гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста.

Возросло количество учащихся, считающих, что гражданская ответственность – это защита Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны, ответственность за последствия своих поступков (рисунок 1).

Рисунок 1 – Понимание гражданской ответственности

Третьекурсники выделили роль семьи, учреждений культуры и лекций о гражданской ответственности в процессе формирования гражданской ответственности. Ответ «образовательное учреждение» получил поддержку большего числа третьекурсников в сравнении с их выбором на констатирующем этапе, поскольку в процессе экспериментальной работы была указана роль лицея в формировании гражданской ответственности (рисунок 2).

Рисунок 2 Кто воспитывает гражданскую ответственность

Отмечено отсутствие респондентов, не знающих, как можно повышать гражданскую ответственность. Повысилось количество учащихся (65%), считающих участие в жизни лицея проявлением своей гражданской ответственности.

Анализ проведенного эксперимента показал положительную динамику процесса решения задач формирования гражданской ответственности учащихся в образовательной деятельности лицея.

Сложилось позитивное мнение о проделанной совместной работе: у учащихся повысилась активность, интерес к окружающим людям и событиям; улучшилась коммуникабельность. Учащиеся лучше узнали друг друга и преподавателей, а преподаватели – учащихся.

Таким образом, решение задач формирования гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы в образовательном процессе будет эффективным, если учащиеся будут убеждены, что они как граждане востребованы в демократическом обществе, их потенциал уникален, а их гражданская позиция и профессиональное мастерство могут стать условием становления правового государства.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1 В процессе целенаправленной и планомерной работы у учащихся повысился уровень знаний и понимание гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста.

2 Возросло количество учащихся, считающих защиту Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны и ответственность за собственные поступки проявлением гражданской ответственности.

5 Возросло количество учащихся, считающих, что воспитывает гражданскую ответственность не только семья, образовательное учреждение, неформальные группы, учреждения культуры, но и они сами, Возросло количество учащихся, понимающих благоприятную роль участия в общественных мероприятиях, проведения лекций о гражданской ответственности, классных часов, соответствующих учебных предметов и чтение соответствующей литературы в формировании гражданской ответственности. Отмечено отсутствие учащихся, не знающих, как можно повышать гражданскую ответственность. Учащиеся рассматривают соблюдение законов и активное участие в жизни лицея проявлением своей гражданской ответственности. Учащиеся считают гражданскую ответственность своим необходимым качеством. Они убеждены, что без позитивной активной позиции гражданина, специалиста их профессиональная деятельность не станет продуктивной и нужной стране. Учащиеся с уверенностью заявили, что от них зависит будущее России.

Таким образом, осуществление интеграции лекции, классных часов, коллективного творческого дела в образовательный процесс содействовало формированию гражданской ответственности у учащихся лицея. Важным результатом эксперимента стала активная познавательная деятельность учащихся.

Список использованных литературных источников

1 Красноок З.П. Ценности и воспитание. –1999. – № 4. – С.13.

2 Прядеин В.П. Половозрастные особенности ответственности личности. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. – 291 с.

Источник: http://scienceforum.ru/2013/176/3062

Гражданская ответственность молодежи

26 октября 2018 года Филиал Общероссийской Общественно-государственной Просветительской Организации «Российское Общество «Знание»» в городе Севастополь совместно со Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю провели научно-практическую конференцию «Гражданская ответственность молодежи за судьбу России».

Это — финальное мероприятие конкурса практик (проектов), реализуемого на территории Севастополя.

Были представлены работы в следующих номинациях:
гражданско-правовое воспитание молодежи;
2018-й — год добровольца в России;
волонтерское движение — как норма и образ общественной жизни;
волонтеры Победы:
общественное движение «Бессмертный полк»;
поисковая работа и др.

В конференц-зале Филиала НВМУ «Севастопольское Кадетское училище» собрались участники и почетные гости мероприятия.
Представленные проекты и практики отразили работу в области формирования гражданской ответственности и патриотизма.
Конференция вызвала живой интерес среди исследователей самых разных возрастов и интересов: от школьников 7-х классов до маститых ученых.

В конференции приняли участие 15 студентов гуманитарно-педагогического института: Блинова Виктория, Ивасюк Лидия, Рубан Маргарита, Савина Кристина, Черченко Елизавета, Белова Екатерина, Борисова Екатерина, Иванова Анна, Кузьмина Татьяна, Нечаева Екатерина, Попова Екатерина, Филоненко Диана, Фоменкова Ирина, Шевченко Анастасия.

Проект «Мы — юные севастопольцы!» с блеском защитила студентка Гуманитарно-педагогического института Силютина Розалинда (руководитель — доцент кафедры «Дошкольное, начальное и специальное образование» Калайджян Тамара Валентиновна).

Жюри отметило разнообразие форм и возможности реализации представленных материалов: интерактивный музей, цикл лекториев с результатами самостоятельных научных изысканий ребят, проектная деятельность при изучении отечественной литературы, включающая изучение живых традиций и культуры казаков, работа поисковых отрядов и другие, не менее интересные проекты.
Участники своими работами показали, что неравнодушны к судьбе Отечества.

Как отметила проректор по внеучебной работе и общественным коммуникациям СевГУ Ирина Авдеева: «Патриотическое воспитание возможно в разных формах. И это возможно только через Действие».

Источник: http://www.sevsu.ru/univers/gpi/item/4732-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-grazhdanskaya-otvetstvennost-molodezhi-za-sudbu-rossii

Портал образования

Автор: Смирнова Ирина Григорьевна
Должность: преподаватель истории и обществознания(включая экономику и право)
Учебное заведение: ГАПОУ «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий»
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование гражданской позиции и гражданской ответственности у студентов в современных условиях»
Дата публикации: 26.12.2018
Раздел: среднее профессиональное

Читайте так же:  Как грамотно составить досудебную претензию

Жить – означает не только удовлетворять

материальные запросы организма,

но главным образом сознавать

свое человеческое достоинство

Формирование гражданской позиции и гражданской

студентов в современных условиях.

преподаватель Чебоксарского техникума транспортных и строительных технологий.

В статье рассматривается значимость применения инновационной технологии как

кейс-технология и формирование гражданской позиции у студентов, развитие гражданской

ответственности с ее применением.

Раскрываются отличительные особенности форм применения кейс-технологии.

Источник: http://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=8888

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ ПУТЕМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

магистрант, Факультет социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности Кафедра социально-культурной деятельности и туризма БГИИК,

2018 год в России объявлен Годом добровольца и волонтера. Об этом объявил Президент РФ Владимир Путин на всероссийском форуме «Доброволец России». Этот год позволит дать дополнительный импульс к развитию волонтерского движения в России. Добровольческое движение – одна из самых актуальных сегодня в российском гражданском обществе тенденций и направлений развития.

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Центральное место в нашем обществе занимает процесс создания гражданского общества. В этих условиях резко встает вопрос об участии современной молодежи в деятельности общественных организациях, о формировании и воспитании гражданской активности современной молодежи. Именно от молодежи, от их уровня развития и притязаний зависит будущее государства и общества.

Современная молодежь имеет большие возможности для участия в деятельности государства и общества, но при этом некоторая часть молодого поколения остается маргинализированными, поэтому государствам-членам ООН нужно создавать все необходимые условия для самореализации молодежи, для их доступа к благам глобализации.

Правительство России заинтересовано в социально активной молодежи. На основе Резолюции ООН в РФ разработан проект «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 гг.», ключевыми целями которой определены: совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития РФ, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны [6, с. 15]. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области молодежной политики является поддержка молодежной добровольческой деятельности. Под волонтером понимается физическое лицо, осуществляющее добровольную социально направленную и общественно полезную деятельность, путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения [4, с. 57]. Главной чертой волонтерства является проявление гражданской активности человека, своеобразная форма выражения активности общества, в рамках которой происходит реализация социальных интересов и прав гражданина, защита прав и свобод человека.

Почему люди идут в волонтеры? У каждой своей причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.

Е.В. Великанова отмечает, что появление большого числа добровольческих организаций и движений приносят новую волну в демократизацию российского общества. Особую популярность, по ее мнению, волонтерское движение приобретает в среде молодежи, в частности, среди студентов, подростков, учащихся общеобразовательных школ, у которых в ходе добровольческой деятельности формируется гражданская активность и гражданская позиция. Формирование гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности представляет собой процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом [1, с. 143].

Таким образом, в последнее время волонтерство приобрело особую популярность в среде молодежи. На современном этапе развития общества почти во всех высших учебных заведений созданы волонтерские организации, которые воспринимаются как разновидность воспитательной деятельности и активно поддерживаются администрацией учебного заведения. Т.В. Казакова выделяет следующие функции волонтерства как направления воспитательной деятельности в вузе: овладение социально-профессиональными умениями и навыками за счет расширения социальных связей; появление новых карьерных возможностей; обогащение собственного социального капитала; реализация личного потенциала [4, с. 86].

Итак, волонтерская деятельность – движущая сила общества, это особое социально-культурное пространство для реализации личности и формирования характера человека и его отношения к окружающему миру. Именно в волонтерстве молодежь ощущает себя нужной и частью чего-то большего.

С целью формирования у молодежи гражданской ответственности и активности был разработан проект на базе МБУК «ЦКР с. Скородное» по добровольческой деятельности «Дорогою добра». Сроки реализации проекта с 10.01.2018 года по 31.08.2018 года. Охват в возрасте от 14 до 20 – не менее 55 человек. Целью проекта является популяризация добровольчества среди молодежи, повышение социально-культурной активности в молодежной среде, а также развитие волонтерского (добровольческого) движения на территории села Скородное. И мы ставим перед собой определенные задачи:

– повышение мотивации молодежи к участию в добровольческой деятельности;

– привлечение молодых людей к гражданской ответственности;

– снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях;

– привлечение внимания общественности к поддержке идей добровольчества в молодежной среде;

– повышение уровня организационной работы в команде.

Проект клуба «Дорогою добра» состоит из пяти этапов:

1 этап. Организационный: создание волонтерской команды.

2 этап. Обучающий: обучение волонтеров навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ

3 этап. Проектирование: планирование мероприятий по пропаганде добровольческого движения

4 этап. Деятельность по проекту: реализация деятельности по блокам

5 этап. Подведение итогов: анализ работы, определение перспективы её внедрения в Центре культурного развития.

Создания данного клуба позволило приобщить молодежь к социальным проблемам, к ситуациям в мире, в селе. Все это в совокупности способствует формированию гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://sibac.info/journal/student/42/122097

Гражданская ответственность молодежи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here