Гражданская ответственность экспедиторов

Информационная поддержка по вопросу: "Гражданская ответственность экспедиторов" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Страхование ответственности перевозчика грузов

Компания-перевозчик, чья деятельность связана с транспортированием груза, несет ответственность за перемещаемые объекты, которые подвергаются разным воздействиям. Для обеспечения компенсации потенциального материального ущерба организации выполняют страхование груза, так и страхование ответственности перевозчика грузов.

Базовые понятия

Перевозчик ответственен за сохранность груза с момента его принятия и до прибытия в конечный пункт маршрута.

Под объектом страхования подразумевается не только непосредственно ответственность за безопасный перевоз груза согласно условиям сделки, транспортируемый груз, но и фиксированные затраты перевозчика.

Сумма возмещения устанавливается на основе величины страхового взноса и тарифов, зависящих от объемов и типа груза, вида транспортировки, периода страхования и иных факторов, влияющих на вероятность создания опасной ситуации.

Понятие страхового случая содержит непредвиденные обстоятельства, происходящие при транспортировке, ставшие причиной потери/повреждения объекта и приведшие к возникновению гражданско-правовой ответственности (необходимости возмещения ущерба).

Взаимные договоренности сторон фиксируются в письменном виде в страховом соглашении, подразумевающем разные форматы и возможность защиты интересов на выбранный срок (чаще год) или на разовую перевозку.

Страховые риски

Страхование гражданской ответственности перевозчика грузов охватывает риски:

  • Ответственности за потерю/ущерб груза при его транспортировке (экспедировании).
  • Ответственности перед отправителем или получателем объекта за задержку в доставке, отправке по неверному адресу, выдаче не уполномоченному субъекту.
  • Ответственности страхователя за урон, нанесенный природной среде грузом или транспортом, его перевозившим.
  • Вне договорной ответственности, подразумевающей ответственность страхователя возместить ущерб третьих лиц, вызванный грузом или использованным транспортом, при осуществлении деятельности по оказанию услуг перевозки или экспедирования.

Страхование гражданской ответственности предусматривает компенсацию ущерба при:

  • утрате/повреждении объекта из-за поломки транспортного средства, дорожных ситуаций, пожара, взрыва, неаккуратного обращения с объектом при работах по погрузке/выгрузке, несоблюдении условий хранения при перевозке;
  • хищении и других противоправных действиях иных лиц;
  • несвоевременной или территориально неточной доставке объекта, некорректно оформленных сопроводительных документов;
  • нарушении сроков уплаты сборов, налогов и пошлин, предусмотренных нормативными и правовыми актами по грузоперевозкам;
  • нанесении грузом третьим лицам повреждений (телесных).

Cтоимость

Страхование ответственности проводится по законодательно определенной схеме с четким фиксированием условий перемещения и ситуаций, подпадающих под страхование.

Сумма взноса по страхованию определяется по соглашению сторон на основе документа с указанием всех затрат, необходимых для перемещения и соответствующего хранения грузов.

Страховой тариф, составляющий 0,2 – 1,8 % от страховой суммы, зависит от ряда условий:

  • характера перемещаемо гогруза;
  • перечня страховых рисков;
  • территории перемещения и объема ответственности;
  • числа необходимых транспортных средств, их типа, грузоподъемности;
  • лимитов ответственности (по страховому случаю);
  • порядка уплаты премии (единовременно, несколькими взносами).

Законодательно установленные базовые тарифы для расчета стоимости полиса составляют от страховой суммы 1,6% при полной или частичной утрате груза, 0,56% при приведении его в состояние непригодности (полной, частичной).

Условия соглашения

При заключении договора требуется предварительное детальное обсуждение каждого его пункта, чтобы избежать в дальнейшем недоразумений между участниками сделки при выяснении процедуры выплаты и величины возмещения.

По договору может выполняться страхование ответственности в одном из видов:

  • обязательное, устанавливаемое законодательными актами;
  • добровольное, производимое участниками в силу договорных обязательств.

Договор страхования ответственности перевозчика грузов оформляется в пользу выгодоприобретателей, не участвующих при его заключении, хотя затрагиваются их интересы. При заключении сделки известны собственники груза, но не иные лица, которым может быть нанесен ущерб транспортным средством в ходе перевозки объекта.

В договоре фиксируется потенциальный ущерб от страховой ситуации, состоящий из стоимости утраченного/испорченного имущества, упущенной выгоды (неполученных доходов пострадавшим лицом), затрат пострадавшего на восстановление нарушенных прав.

Выплаты

Убытки возмещаются страховщиком согласно страховой сумме, которая отражена в тесте сделки.

Если сумма не достаточна для покрытия убытков, разница может быть возмещена страхователем/застрахованным лицом на добровольной основе или взыскана по исковому заявлению через судебное решение.

Пострадавший вправе предъявить иск страховщику, который должен выполнить оплату в течение 30 дней при предоставлении страхователем полного пакета необходимых документов.

При нарушении срока выплаты компенсации страховщик должен оплатить штрафы за просроченный период, начисляемые на страховую сумму по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ.

Компания, транспортирующая груз в соответствии с необходимыми требованиями и рекомендациями, за счет процедуры страхования подтверждает свою ответственность как перевозчика, одновременно гарантируя собственную безопасность. Устанавливаемый договором регламент взаимодействия участников обеспечивает качественное исполнение обязательств перевозчиком.

Источник: http://www.insurance-liability.ru/straxovanie-otvetstvennosti-perevozchika-gruzov.html

Страхование ответственности экспедитора: особенности, требования и порядок

Тема ответственности экспедитора по вопросам доставки груза не нова. Сегодня страхование ответственности перевозчиков является чуть ли не условием принятия на работу. Причем клиенты хотят работать только в компаниях, которые сотрудничают с «хорошим» страховщиком.

Для кого?

Задача экспедитора заключается в доставке груза клиента самым быстрым и менее затратным способом. При этом все стороны сделки хотят быть уверены, что в случае неисполнения обязательств перевозчик сможет компенсировать убытки. С этой целью осуществляется страхование ответственности экспедитора.

Данный термин состоит из нескольких «блоков»: ответственность за ошибки и за ущерб. Обычно заказчик не желает исследовать всю цепочку в поисках виновника. Поэтому возместить ущерб он пытается через организатора перевозки. Поэтому важно, чтобы полис страхования ответственности экспедитора предусматривал выплату возмещения в случае утраты или повреждения груза.

Услуга предназначена для покрытия любых претензий в адрес экспедитора. То есть ее целесообразность заключается в том, чтобы экспедитор смог возмещать оборотные средства, планировать непредвиденные расходы и получить «сертификат качества».

Договоры

До недавнего времени страхование ответственности перевозчика и экспедитора вызывало массу вопросов у всех участников транспортного сообщества. Ни в одном законе, регулирующем деятельность транспортных компаний, не предусмотрено страхование ответственности. После публикации Постановления Президиума № 16996/09 такие договоры стали подчиняться действующему законодательству.

Читайте так же:  Доверенность на право подписи бухгалтерских документов образец

Компенсация выплачивается в случае нанесения перевозчиком вреда жизни, здоровью, имуществу при оказании экспедиционных услуг. Также компенсируются расходы перевозчика по спасению груза, уменьшению убытков, вызванных страховым случаем, и прочих непредвиденных затрат. Исключаются из договора случаи перевозки, когда экспедитор привлекает не собственный транспортный состав, а арендованный.

Риски

Экспедиторы, которые несут ответственность за своих подрядчиков, называются принципалами, а те, что отвечают только за свои ошибки и за выбор перевозчика – агентами. Полис страхования ответственности экспедитора покрывает такие риски:

  • физическое повреждение, утрата груза;
  • финансовые последствия, возникшие в результате ошибок перевозчика (просрочка в поставке, неправильное оформление документов, последствия за вывоз груза лицом, не имеющим на это полномочий и т. д.);
  • штрафы, пошлины, налоги, которые накладываются в случае нарушения таможенного, экологического законодательства, условий труда;
  • риски, возникающие в случае причинения вреда грузом (нанесение ущерба здоровью при погрузочно-разгрузочных работах, расходы, связанные с оказанием медпомощи);
  • расходы на расследование обстоятельств происшествий.

Премия

Стоимость полиса страхования ответственности экспедитора рассчитывается, исходя из суммы всех выставленных счетов, либо количества перевозимого груза, пересчитанного в контейнеры (TEUs).

На стоимость полиса влияют:

  • Маршрут.
  • Номенклатура. Защита грузов повышенного риска (электроника, алкоголь, табак, автомобили будут стоить дороже).
  • Количество транспортных средств. В договоре обязательно прописываются марки и номера всех машин, которые участвуют в перевозке.
  • Фрахт. Международные перевозки будут стоить дороже внутренних.
  • Выбранные риски, франшизы.

Без дополнительной премии покрытие включает затраты по предотвращению (уменьшению) ущерба, прочие расходы, которые должны быть компенсированы по условиям договора, в том числе юридические, судебные издержки. Полис также покрывает ответственность страхователя в результате ошибок должностных лиц.

Условия сотрудничества

Договор страхования может заключаться отдельно на каждую перевозку. Такой порядок более выгоден компании, которая не предлагает клиентам страхование грузов.

Организациям, которым часто приходится приобретать полис, выгоднее оформить один генеральный договор и на каждую поставку выписывать отдельный сертификат. Главным преимуществом таких договоров являются заранее оговоренные условия сотрудничества и оперативное страхование конкретного груза.

Договор с депозитной премией действует на все поставки в течение оговоренного времени. Стоят такие полисы достаточно дешево, но и рассчитывать на большой объем выплаты не приходится.

Страховая выплата

Полис покрывает также косвенные убытки, связанные с повреждением груза. Объем выплаты может определяться складной распиской, транспортным законодательством или по правилам международных конвенций, например, КДПГ, СМГС.

Важным условием договора страхования гражданской ответственности экспедитора является определение событий, которые привели к утрате. Однако предоставление услуги не должно быть ограничено набором событий. То есть выплата компенсации за потерянный груз должна осуществляться независимо от причин возникновения данной ситуации.

Перед подписанием договора следует обратить внимание на перечень убытков, которые не поддаются возмещению.

В случае утраты груза размер компенсации рассчитывается, исходя из суммы груза, указанной в документе, и транспортных, таможенных и прочих расходов, связанных с перевозкой, при условии, что они прописаны в договоре. При его повреждении размер выплаты определяется по результатам экспертной оценки или расходов на восстановление. Решение о выплате компенсации принимается в течение 10 дней с момента получения всех документов. Таков порядок действий в вышеописанных ситуациях.

Лимиты

Страхование гражданской ответственности экспедиторов грузов также покрывает убытки партнеров. Договором может быть предусмотрена выплата возмещения морской линии, которая предоставляет контейнеры, в случае утраты последних. Также может быть включена ответственность перед третьими лицами, например, в случае нанесения вреда докеру плохо запакованным грузом. Чем больше убытков покрывает договор страхования ответственности экспедитора, тем лучше.

Не подлежат страхованию случаи перевозки по объявленной стоимости, «в оговоренный срок», перевозки ценных грузов (драгметаллов, картин, лошадей и т. п.), а также операции, осуществляемые в рядах стран.

Лимиты выплат прописываются в договоре и зависят от характера деятельности и степени риска экспедитора. В западных странах перевозчики не признают полисы, в которых лимит составляет менее 250 тыс. Стандартная сумма покрытия — 750 тыс. долл. по случаю. Лимит ответственности российских экспедиторов составляет 1-2 млн руб.

Особые случаи

Не всегда регресс против субподрядчика приносит результаты. Компания может оспорить требования в суде, предоставив доказательства своей несостоятельности или банкротства. Одним из условий страхования является привлечение субподрядчиков. Договоры с ними будут заключены таким образом, чтобы организатор перевозок смог предъявить иск исполнителю.

Размер выплаты обычно меньше стоимости груза. Все претензии регулируются в процессе переговоров между экспедитором и заказчиком услуги. Последнему нужно доказать не только стоимость груза, но и вину перевозчика.

Защита груза

Не заменяет страхование груза, особенно дорогого, страхование ответственности экспедитора. Стоимость данной услуги зависит от срока работы фирмы на рынке и направлений деятельности. Больше всего расходов понесут компании, которые занимаются грузоперевозками (в том числе в страны Европы) менее одного года. Стоимость услуги значительно превышает прибыль от сделки. Поэтому страхованием груза перевозчики занимаются только по поручению клиента и за его счет. Данный пункт обязательно прописывается в договоре на экспедиционное обслуживание.

Вывод

Страхование ответственности экспедитора – это не панацея. Не стоит забывать о других способах снижения рисков. Ведь один утерянный коносамент может стать причиной потери клиента. А платежеспособных заказчиков сегодня сложно найти.

Источник: http://businessman.ru/strahovanie-otvetstvennosti-ekspeditora-osobennosti-trebovaniya-i-poryadok.html

Страхование ответственности экспедитора

Страхование ответственности экспедитора представляет собой важный элемент по защите интересов компании, специализация которой связана с выполнением грузовых перевозок. Услуга, защищающая имущественные интересы экспедитора, чаще востребована при перемещении объектов по варианту «от двери до двери».

Объект

По страховому соглашению объектом сделки выступают интересы страхователя (имущественные), касающиеся его ответственности за нанесение клиенту ущерба в ходе транспортной деятельности.

Правила страхования ответственности экспедитора предусматривают также покрытие его интересов, касающихся затрат по снижению урона от страховой ситуации и спасению объекта перевозки.

Риски

Допускается заключение соглашения, предусматривающего ответственность за риски:

  • потери (полной, частичной) или повреждения груза;
  • потери груза из-за передачи неправомочному получателю;
  • финансовых потерь клиента от просрочки при доставке объекта, нарушении маршрута перевозки или таможенных процедур и оформления документации.
Читайте так же:  Срок действия доверенности в сбербанке

В рамках соглашения предусматривается несколько рисков или один из них по выбору страховщика.

Страховой случай

Страховым считается событие, ставший причиной создания ответственности экспедитора за ущерб, причиненный клиенту или его имуществу при предоставлении экспедиционных услуг, в виде:

  • нанесения ущерба здоровью, жизни граждан (пассажиров), их собственности/багажу в момент перемещения транспортным средством;
  • причинения ущерба собственности иных лиц, не являющихся пассажирами транспортного средства;
  • нанесения урона интересам клиентов по договору перевозки, если причинение вреда произошло из-за:
    • происшествия с транспортным средством (пожара, столкновения, взрыва, ДТП, крушения), а также при стоянке, погрузке, буксировке, паромной перевозке;
    • противоправных поступков иных лиц (кражи, грабежа, нападения).

Страховая премия

Страховая премия рассчитывается на основе страховой суммы, периода соглашения, тарифа и коэффициентов к ним в зависимости от конкретных условий сделки. На размер влияет порядок оплаты премии, деловая репутация перевозчика (экспедитора), географические районы маршрутов, интенсивность эксплуатации транспортного средства, стоимость грузов и иные факторы, влияющие на вероятность создания страховой ситуации.

Дополнительно участники сделки согласовывают иные параметры, определяющие размер страхования гражданской ответственности экспедитора:

  • лимит ответственности (по всей сделке, по отдельному случаю);
  • страховая территория.

Действие страховки считается начавшимся с уплаты экспедитором премии или первого взноса от страховой премии, после чего страховая организация предоставляет полис с указанием основных параметров сделки.

Возмещение

При страховой ситуации страхователь обязан:

  • немедленно письменно уведомить страховщика о происшествии;
  • срочно заявить о случившемся в соответствующие органы страны, где оно имело место (полицию, милицию, пожарную службу);
  • строго исполнять указания страховщика (если таковые поступили);
  • без согласования со страховщиком не признавать любые предъявленные претензии.

Для выплаты компенсации требуется представление:

  • заявления и страхового полиса;
  • договора транспортной экспедиции;
  • претензии страхователю;
  • расчета потерь;
  • финансовых документов (счетов-фактур, накладных);
  • справки дорожной полиции (при ДТП);
  • подтверждения факта обращения в соответствующие органы и возбуждения уголовного дела при противоправных действиях (хищении, грабеже)

Договор страхования

Основанием для заключения соглашения является заявление страхователя.

Варианты соглашений, предлагаемые многими страховыми организациями, предусматривают страховые риски, которые экспедитор более всего заинтересован избежать. К таковым относят риски физического повреждения/гибели грузовых объектов при перевозке, их утраты, неправильной доставки объекта или передачи его неправомочному субъекту.

В договоре четко указываются ситуации, которые не будут признаны страховыми:

  • недостача груза, прибывшего с неповрежденными пломбами, установленными грузоотправителем, и без следов попыток вскрытия;
  • несоблюдение условий приема-сдачи объекта экспедитором;
  • ущерб от умышленных поступков страхователя.

При заключении сделок со страховыми организациями любой пункт текста необходимо конкретизировать, обращая внимание на дополнения и приложения к нему. Следует избегать неточных формулировок («другие документы»), позволяющих страховым организациям избегать ответственности и не уплачивать покрытие ущерба.

В договоре страхования ответственности экспедитора в первую очередь заинтересован владелец груза, ведь при его доставке могут возникнуть различные риски. Экспедитор, заключая сделку по сопровождению груза, берет на себя полную ответственность за его сохранность во всех точках движения, включая пункты перемещения на другое транспортное средство. Договор также защищает экспедитора от претензий страховой компании, которая выплатила возмещение при повреждении или потере застрахованного груза и затем пытается возместить свои расходы за счет экспедитора.

Договор может быть необходим в ряде других ситуаций. Обязательным требованием для участия в тендере по закупу услуг (транспортных) может стать предъявление полиса страхования ответственности экспедитора.

Страхование ответственности экспедитора служит преимущественным фактором при выборе собственником груза транспортно-экспедиционной организации, являясь гарантией полного возмещения ущерба грузоотправителя при нарушении условий соглашения.

Источник: http://www.insurance-liability.ru/straxovanie-otvetstvennosti-ekspeditora.html

Когда узаконят страхование ответственности экспедитора?

23 января 2018 г. 15:53

20-го декабря Президиум Верховного Суда утвердил обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции. И этот обзор очень явно показывает, над чем нашим законодателям крайне необходимо срочно поработать.

Легализовать страхование ответственности экспедитора

На данный момент страховые компании с радостью эту самую ответственность страхуют, с еще большей радостью получают от экспедитора страховые взносы, а потом, при наступлении страхового случая, резко приобретают законопослушный вид: мол, мы бы, конечно, с удовольствием выплатили причитающееся, но, понимаете, супротив закона пойти не можем, а закон, вот уж как неудобно вышло, страхование ответственности экспедитора не предусматривает.

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон, действительно, страхование ответственности экспедитора не предусматривает.

Статья 932-я Гражданского кодекса РФ «разрешает» страховать ответственность за нарушение договора только в случаях, предписанных законом, а закон, повторимся, насчет экспедиторов как-то помалкивает. При этом 168-я статья того же Кодекса прямо говорит: если сделка нарушает требования закона, то ее можно оспорить. Что в переводе на отношения между экспедитором и страховщиком означает: если закон не предусматривает страхование ответственности экспедитора, то договор страхования вполне себе может быть признан ничтожным.

Недоразумения вокруг этого вида страхования продолжаются уже не один год. Еще в 2010-м году Высший арбитражный суд, разбирая похожую тяжбу, выпустил Постановление (№16996/09 от 13.04.2010 г.), положения которого настоятельно рекомендовал применять при рассмотрении аналогичных дел. Это Постановление резюмировало: во-первых, заключение таких договоров распространено в страховой практике, а во-вторых, данный вид страхования нельзя назвать только страхованием риска ответственности за нарушения договора, потому что он также предполагает страхование имущественных рисков, а значит, является комплексным и требованиям 932-й статьи Гражданского кодекса не подчиняется.

Читайте так же:  Как правильно составить непризнание искового заявления

Казалось бы, с того самого момента проблема должна была бы разрешиться: арбитражные суды, следуя мнению Высшего суда, должны были бы прекратить признавать договор страхования ответственности экспедитора ничтожным, а страховые компании, принимающие взносы, но не желающие платить по счетам, — оспаривать действительность сделки.

Однако Постановление осталось почему-то без внимания и суды и по сей день продолжают по-разному трактовать данный вид страхования.

Вот и в деле, вошедшем в обзор судебной практики, суды первой и апелляционной инстанций признали договор страхования экспедитора ничтожным и тем самым отказали страхователю в получении страховых выплат. И только арбитражный суд округа вспомнил, что в Гражданском Кодексе, оказывается, есть еще и 166-я статья, а в этой статье — пятый пункт, который прямо утверждает:

«Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки».

А у экспедиторов основания полагаться на эту самую действительность еще как имеются. Страхование ответственности входит в пакет услуг страховых компаний? Входит. Договор страхования заключается на условиях страховой компании? Да, именно так. Страховая компания принимает регулярные взносы? Ну, точно от них не отказывается.

Так с какой тогда стати она объявляет, что договор не действителен?!

…В марте прошлого года, стоит сказать, один из представителей российского рынка грузоперевозок обратился в Государственную Думу с настоятельной просьбой решить на законодательном уровне проблему страхования ответственности экспедитора.

Однако еще раньше в проект нового закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» (вернее, в соответствии с текстом документа, транспортно-экспедиторской) было внесено положение, предусматривающее возможность для экспедитора застраховать «риск своей ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортного экспедирования». Вот только сам законопроект не прошел оценку регулирующего воздействия. Да и Минэкономразвития не удовлетворила предложенная формулировка.

Эксперты уточнили, что, вообще-то, гражданским законодательством страхование ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей не предусмотрено в принципе: застраховать можно имущество, предпринимательские риски, ответственность за причинение вреда или ответственность по договору. Но ответственность за неисполнение своих обязанностей — окститесь!

Вместо придумывания новых видов страхования и введения новых законодательных норм они, кстати, предложили ограничиться страхованием груза.

Вот только как быть с устоявшейся практикой и с тем, что страхование ответственности экспедитора шире, чем страхование груза? Ведь в «пакет страховых случаев» входят также действия и упущения сотрудников компании, финансовые убытки грузополучателя из-за несвоевременной доставки груза и пр.

…В общем, пока экспедиторам придется действовать на свой страх и риск, а законодателям поломать, наконец-то, хорошенько голову.

Увеличить срок исковой давности по требованиям к перевозчику

Ну, или хотя бы уменьшить срок исковой давности по требованиям к экспедитору. Потому что на данный момент сроки исковой давности по этим требованиям одинаковые — один год. В то время как (и это отдельно отмечено в обзоре судебной практики) исковая давность по требованиям экспедитора к перевозчику начинает отсчет не с того момента, когда экспедитор расплатился с клиентом и в его финансах образовалась «дыра», а с того дня, когда груз был признан утраченным.

Получается, что экспедитор может попросту не успеть взыскать с перевозчика (виновного как раз таки в утрате груза) понесенные убытки, хотя и имеет на это все законные основания.

По-хорошему, конечно, для отношений экспедитор-перевозчик надо было бы прописать отдельный порядок предъявления претензий, исков и пр. (и об этом уже не один год просит «грузовое сообщество»), но законодателям, видимо, как-то недосуг.

Определить статус экспедитора

Мы об этом уже писали. И тому, кем является экспедитор и какую меру ответственности он несет, действительно, из года в год посвящена львиная доля судебных разбирательств.

Однако ко всему сказанному хотелось бы отметить белорусский опыт. Потому что тамошние разработчики закона все-таки постарались, насколько смогли, услышать мнение профессиональных участников транспортно-экспедиционных отношений.

В частности, подчеркнули, что экспедитор несет ответственность за груз с момента его принятия в свое ведение, а принятие груза, в свою очередь, может удостоверяться как выдачей экспедиторской расписки, так и соответствующей отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах.

Отметили, что в отношениях с третьими лицами экспедитор действует от своего имени и все права и обязанности в таком случае возникают непосредственно у него. Однако в то же время уточнили, что он может вступать в отношения с третьими лицами от имени клиента и что тогда он для подтверждения своего статуса должен иметь при себе выданную клиентом и уполномочивающую его доверенность.

Уделили внимание тем случаям, когда экспедитор обращается к другому экспедитору (а значит, заключает с ним договор транспортной экспедиции и выступает в качестве клиента) и когда он осуществляет перевозку груза собственным транспортом (оформляет два договора — договор транспортной экспедиции и договор перевозки груза).

Установили, что поручение экспедитору может считаться разовым договором транспортной экспедиции: основное, что требуется, — чтобы экспедитор это поручение подписал.

Во избежание недоразумений черным по белому прописали, что при оказании транспортно-экспедиционных услуг могут использоваться документы международного образца.

Уменьшили срок исковой давности по требованиям к экспедитору до девяти месяцев.

…Спрашивается: и почему мы хотя бы так не можем?

Источник: http://trans.ru/news/kogda-uzakonyat-strahovanie-otvetstvennosti-ekspeditora

3 актуальных вопроса о страховке экспедитора
15.11.2018   | Вернуться в список

Несмотря на все старания транспортно-логистической отрасли, последствия перенесенного затяжного кризиса на ней сказались существенно. Спрос платежеспособных заказчиков перевозок заметно упал (хотя сам рынок грузоперевозок растет). Для серьезного исполнителя это сигнал: за каждого надежного партнера надо держаться.

В то же время такие партнеры и сами стали куда более внимательными к выбору экспедитора. Для них даже один серьезный инцидент – повод уйти к другому исполнителю. И разбираться в ситуации, чтобы найти виновного, заказчик не станет – он попросту спросит все с той же экспедиторской организации.

Читайте так же:  Выход из правления снт

Сложившаяся ситуация, помимо негатива, несет и положительные моменты. Так, по заявлению страховщиков, в сегменте страхования гражданской ответственности экспедиторов наблюдается настоящий ажиотаж. В погоне за дополнительными гарантиями и возможностями исполнить финансовые обязательства перед клиентом (продиктованные ГК), исполнитель все чаще прибегает к страховой защите.

Правда, разобрался он в принципе работы такого продукта, как страховка экспедитора, не до конца. Хотя этот пробел можно ликвидировать. Наиболее спорными для страхователя, если верить экспертам, остаются три вопроса.

  • Какую программу использовать.
  • Сколько платить.
  • От чего страховаться.

Цели и средства

Первый вопрос вызывает больше всего сложностей. Потому как сам по себе полис страхования ответственности экспедитора приобретается под разные цели. И именно от них нужно отталкиваться при выборе программы. Распространенные примеры.

  • Страховка для участия в тендере – самый популярный продукт в сфере страхования ответственности экспедиторских компаний. Здесь таится главная ошибка страхователя: рассматривая договор как формальность, многие компании сильно урезают покрываемые риски. Это приводит к отказу в выплатах и недоверию заказчика.
  • Страхование гражданской ответственности перевозчика и экспедитора при внутренних перевозках уже перестало быть редкостью, потому как оправдывает цели. А вот средства для него не всегда выбираются правильные. В частности, здесь практически не используется франшиза – эффективный инструмент управления ценой полиса, тогда как именно для внутренних рейсов она наиболее оправдана.
  • Страхование генеральных перевозок (распространяется на все рейсы, осуществляемые экспедитором за время действия контракта со страховщиком). Оправдано для любых целей, но все еще пользуется недостаточно большой популярностью.

Важно не сколько, а под какие гарантии

Статистика неумолима: убыточность по страховым договорам этого вида остается низкой. Но не потому, что инцидентов с экспедиторскими службами не случается, а из-за обилия страховщиков, предлагающих минимальный тариф, не собираясь исполнять обязательства по договору.

Таких компаний много, но есть и те, кто согласен платить при наступлении страхового события. У них стоимость страхования ответственности экспедитора обоснована объективными факторами. Именно на нее и стоит ориентироваться.

Зависит эта сумма от 5 факторов:

  • сложность маршрута (многие уважающие себя страховщики в принципе исключают из покрытия зоны повышенного риска);
  • характер груза (цена страховки при перевозке электроники, скоропорта, табака и алкоголя всегда выше);
  • тип и количество вовлеченных транспортных средств;
  • вид грузоперевозки ( стоимость страховки ответственности экспедитора, сопровождающего российские грузы, ниже, для международных рейсов тариф выше);
  • размер франшизы и покрытие.

По данным на ноябрь 2018 года, цена данного вида страховки в России объективно занижена минимум на 12%.

Рисковое покрытие

Несмотря на длинную историю развития страхования грузов в целом и страховки ответственности ТЭК в качестве его составляющей части, многие все еще не понимают важной разницы. Договор страхования ответственности экспедитора – это не аналог и не альтернатива КАРГО. Это отдельный продукт, который защищает интересы не грузоотправителя или получателя, но исполнителя.

Здесь тоже есть стандартные «пакеты» рисков с полным покрытием и частичным. В первом случае возмещению подлежат расходы, связанные:

  • с потерей груза в результате независящих от экспедитора обстоятельств (хищение, разбой, стихийные бедствия и т. д.);
  • порчей товара из-за ошибок исполнителя (неправильный подбор упаковки, нарушение правил паковки, сортировки, фиксации в кузовном блоке, ошибки при выборе транспорта);
  • попытками снизить ущерб;
  • административными взысканиями и дополнительными организационными действиями (штрафы, пошлины, юридическая консультация);
  • ущербом сторонним лицам (их имуществу, здоровью, жизни).

По договору страхования грузов не покрываются расходы, связанные с задержкой поставки. В рамках страхования гражданской ответственности экспедиторов грузов они подлежат компенсации. Конечно, если ваш страховщик серьезно относится к оговоренным условиям полиса.

Как найти ответственного партнера? Самый простой путь лежит через сайт СА «GALAXY страхование». Наш сервис создан не только для того, чтобы упростить для страхователя процедуру заключения договора. Он призван свести на одну площадку самых исполнительных страховщиков и пользователей их услуг, заинтересованных в долгосрочном плодотворном, взаимовыгодном и эффективном сотрудничестве.

Источник: http://galaxyinsurance.ru/poleznoe/blog/tri-aktualnyih-voprosa-po-strahovaniyu-grajdanskoy-otvetstvennosti-ekspeditora/

В Государственную Думу внесен законопроект, который призван узаконить страхование ответственности перевозчика и экспедитора

19 апреля 2019 г. 12:18

В среду, 17-го апреля, на рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект, который призван узаконить страхование ответственности экспедитора и перевозчика. Как отмечается в пояснительной записке к документу, сейчас такой вид страхования, являясь довольно распространенным, законом не предусмотрен, из-за чего страховщики, принимая изначально взносы от транспортных и транспортно-экспедиционных компаний, при наступлении страхового случая могут отказать в выплатах.

Законопроект предлагает внести дополнение в «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». Этими дополнениями за перевозчиком и экспедитором хотят закрепить право «застраховать риск ответственности за нарушение» в первом случае договора перевозки груза, во втором — договора транспортной экспедиции.

Следует сказать, что перипетии со страхованием ответственности перевозчика/экспедитора продолжаются уже не один год. Дело в том, что ст. 932 Гражданского кодекса РФ допускает страхование риска ответственности за нарушение договора только в случаях, предусмотренных законом, а ни одним законом страхование ответственности перевозчика/экспедитора не предусмотрено.

В результате, страховые компании, среди продуктов которых имеется такой вид страхования и которые охотно заключают подобные договоры на довольно внушительные суммы (от 250 тыс. евро и выше), при наступлении страхового случая могут отказать в выплатах, сославшись на то, что данный вид страхования является незаконным.

Российская судебная практика насчитывает уже не одно подобное разбирательство.

Что примечательно: существует Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ (№16996/09 от 13.04.2010 г.), которое, помимо того что «признает» ответственность экспедитора/перевозчика, «рекомендует» судам придерживаться такой же точки зрения при рассмотрении аналогичных дел. В Постановлении отмечается, что, во-первых, страхование ответственности экспедитора/перевозчика шире, чем просто страхование риска ответственности за нарушение договора, а потому не может подпадать под ст. 932 ГК РФ. А во-вторых, что оно уже закреплено в страховой практике.

Читайте так же:  Исковая давность содержание

Вместе с тем, несмотря на решение Высшего Арбитражного суда, суды продолжают «придерживаться практики двоякого толкования».

Так, в обзоре за 2018-й год приводится аналогичное дело, при рассмотрении которого суды первой и второй инстанции признали договор страхования ответственности экспедитора ничтожным и только арбитражный суд принял противоположное решение. Последний в пояснениях, кстати, сослался на ст. 166 ГК РФ, где говорится о том, что сделка не может быть признана недействительной, если лицо, которое на эту самую недействительность ссылается, прежде всем своим поведением (предложение страхового продукта, заключение договора, прием страховых взносов и пр.) «давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки».

Добавим также, что уже были попытки и узаконить страхование ответственности экспедитора/перевозчика, и четко прописать в законах, что такое страхование невозможно.

Так, в проекте закона «О транспортно-экспедиторской деятельности» (вносил изменения в существующий закон о транспортно-экспедиционной деятельности), который в 2016-м году был вынесен на публичное обсуждение, предлагалось закрепить за экспедитором право «застраховать риск своей ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортного экспедирования». Однако тогда Министерство экономического развития, которое, в принципе, дало отрицательную оценку всему документу, отвергло такую формулировку. В ведомстве отметили, что застраховать ненадлежащее исполнение своих обязанностей вообще нельзя.

Годом позже в Государственную Думу с просьбой решить проблему с этим видом страхования обратилась транспортная компания Traft. Ее позиция заключалась в том, чтобы, узаконив страхование ответственности перевозчика/экспедитора, ввести для него лимит, выше которого уже начинается страхование грузов.

Как отмечал тогда исполнительный директор компании Артур Мурадян, транспортные и транспортно-экспедиционные компании вынуждены идти на риск и страховать свою ответственность, поскольку клиенты требуют наличия такого полиса и без него не соглашаются заключать договор.

Сейчас в компании положительно оценивают подготовленный законопроект. «От принятия данного законопроекта отрасль ждет, что страховые компании выработают некий единый стандарт оказания услуг, — комментирует коммерческий директор Traft Андрей Савин. — Этот закон, по нашему мнению, необходимо принять, так как иногда сами страховщики признавали свои договоры недействительными, ссылаясь на «пробелы» в законодательстве. Так как ни в федеральном законе №259, ни в федеральном законе №87 возможность страхования ответственности перевозчика и экспедитора прямо не указана».

Источник: http://trans.ru/news/v-gosudarstvennuyu-dumu-vnesen-zakonoproekt-kotorii-prizvan-uzakonit-strahovanie-otvetstvennosti-perevozchika-i-ekspeditora

Госдума может узаконить страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов 11:18, 22 апреля 2019 Версия для печати

В скором времени страхование ответственности могут легализовать: соответствующий законопроект внесён в Госдуму.

На прошлой неделе на рассмотрение Госдумы был внесён законопроект о страховании автомобильных грузоперевозок, который должен закрепить право перевозчиков и экспедиторов страховать свою ответственность.

Концепция документа разработана в Торгово-Промышленной Палате. Законопроект предполагает внесение изменений в федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Поправки позволят перевозчикам и экспедиторам страховать риски и ответственность за нарушение договоров перевозки груза и транспортной экспедиции соответственно.

В настоящее время страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов не предусмотрено ни одним законом. Это, конечно, не значит, что перевозки не страхуются: грузоотправители требуют от перевозчиков страховать собственную ответственность. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что суды зачастую признают договоры страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов недействительными.

«Такая практика применяется даже несмотря на то, что правила страхования не содержали пункты о страховании договорной ответственности», – подчеркивают авторы документа.

По мнению президента Торгово-Промышленной Палаты Сергея Катырина, принятие закона позволит защитить перевозчиков и экспедиторов как от претензий владельцев груза в случае его повреждения или утраты, так и от штрафов со стороны заказчиков в случае нарушений сроков доставки или подачи транспортного средства.

– Это отличная новость, ведь данный законопроект позволит перевозчикам и экспедиторам без каких-либо препятствий застраховать свою ответственность, — рассказал нам руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов.

– Важно отметить, что в законопроекте используется формулировка «вправе», то есть перевозчиков и экспедиторов ни к чему не принуждают: решение остаётся за ними.

Юрист отмечает, что в настоящее время суды нередко признают недействительными договоры о страховании ответственности перевозчиков и экспедиторов. Причины таких решений могут быть самыми разными: например, неуплата страховых взносов или возникновение ситуации, не предусмотренной договором.

Почему у перевозчиков возникают проблемы со страхованием ответственности?

Всё дело в несовершенстве законодательства. 932 статья Гражданского кодекса позволяет страховать ответственность только в случаях, предусмотренных законом. Законов, регламентирующих ответственность перевозчиков и экспедиторов, в России нет. 168 статья ГК позволяет оспорить любую незаконную сделку, и на этом основании суды зачастую признают договоры о страховании ответственности недействительными.

Интересно, что еще в 2010 году Высший арбитражный суд, разбирая тяжбу перевозчика и страховой компании, встал на сторону перевозчика и пришел к выводу, что договоры о страховании ответственности предполагают также страхование имущественных рисков, попадают под определение соответствующей статьи ГК и являются законными. Положения постановления по этому делу Суд рекомендовал принимать во внимание при рассматривании подобных тяжб. Однако рекомендации эти были услышаны не всеми.

Автоперевозчики в течении долгого времени просили навести порядок в этой сфере законодательства: похоже, что их голос был услышан. Предложенный к рассмотрению законопроект позволит им страховать ответственность легально, не опасаясь признания договора ничтожным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://news.ati.su/article/2019/04/22/gosduma-mozhet-uzakonit-strahovanie-otvetstvennosti-perevozchikov-i-ekspeditorov-111857/

Гражданская ответственность экспедиторов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here