Экспертные задачи судебной экспертизы

Информационная поддержка по вопросу: "Экспертные задачи судебной экспертизы" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Задачи судебной экспертизы

Судебная экспертиза — это достаточно широкое понятие, включающее комплекс действий, мероприятий, состоящих из проведения исследований и выдачи экспертного заключения по тем вопросам, разрешение которых требует наличия специальных знаний в сфере науки, ремесла, техники и искусства, что поставлены перед экспертом судом, следователем, органом дознания для того, чтобы установить те или иные обстоятельства, подлежащие доказыванию по рассматриваемому делу.

Виды судебной экспертизы

Одними из важнейших видов судебных исследований являются традиционные криминалистические экспертизы. Это класс судебных экспертиз, выполняемых с использованием специальных знаний и методик, основанных на положениях криминалистической техники. Криминалистические экспертизы делятся на разновидности:


  • судебно-трасологические или так называемые экспертизы следов. Иногда для раскрытия преступлений отдельно выделяют еще один вид — дактилоскопическую экспертизу;
  • экспертизы огнестрельного оружия, а также боеприпасов и следов выстрела (они же судебно-баллистические исследования);
  • экспертизы холодного оружия;
  • почерковедческие экспертизы;
  • технические экспертизы документов;
  • портретные экспертизы;
  • фототехнические экспертизы.

Нередко криминалистическими экспертизами называются еще и автороведческие исследования, главной задачей которых выступает установление с помощью исследования различных документов их авторов.

Еще одним классом судебных экспертиз выступают исследования веществ, материалов, изделий. В их число входят следующий анализ:

  • экспертиза волокон, волокнистых материалов и изделий из них;
  • ГСМ и нефтепродуктов;
  • лакокрасочных материалов и покрытий;
  • металлов, сплавов и изделий из них;
  • наркотиков;
  • пищевой продукции;
  • пластмасс и полимерных материалов;
  • керамики, стекла и изделий из них и т.п.

Кроме того, отдельными видами судебных исследований выступают:

  • судебно-медицинские (людей, трупов, вещественных улик);
  • судебно-психиатрические экспертизы;
  • судебно-автотехнические экспертизы;
  • технические экспертизы;
  • строительные экспертизы.

Задачи судебных исследований

Среди задач судебной экспертизы можно выделить следующие:

  • идентификационные, устанавливающие индивидуальные признаки и тождества;
  • диагностические, направленные на установление природы того или иного объекта, его назначения, использования, изменения и т.п.;
  • классификационные, определяющие характеристики (свойства) исследуемого объекта и отнесения его к тому или иному классу.

Опытным специалистам экспертного центра по силам справиться с любой даже самой сложной задачей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Источник: http://centrexp.ru/zadachi-sudebnoy-ekspertizy/

ЗАДАЧИ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Среди основных задач, разрешаемых судебными экспертизами, по характеру основных целей экспертного исследования можно выделить идентификационные задачи, направленные на отождествления объекта по его отображениям(в частном случае — следы). При решении идентификационных задач в объектах идентифицируемом (отождествляемом) и идентифицирующем (с помощью которого производится отождествление) выявляются общие (групповые) и частные признаки, производится их сопоставление и на основе совпадения совокупности частных признаков устанавливается индивидуально-конкретное тождество.

Если частных признаков для индивидуализации оказывается недостаточно, то решение идентификационной задачи завершается установлением групповой принадлежности объекта, т.е. его принадлежности к некоторому множеству (группе) однородных объектов на основе изучения свойственных всем объектам данной группы общих признаков. Определение группой принадлежности является первоначальным этапом всякого идентификационного исследования. Определив совпадение общих признаков, переходят к частным. Однако далеко не всегда индивидуальная идентификация возможна. Если нет достаточной совокупности частных признаков, приходится ограничиваться установлением групповой принадлежности (например, констатировать, что убийство совершилось одним из пяти ножей). Чем больше число исследуемых признаков, тем меньше количество однородных объектов, составляющих группу.

Разновидность установления групповой принадлежности является определение единого источника происхождения объектов. Например, бумага, изъятая при обыске у подозреваемого, изготовлена на одном и том же целлюлозно-бумажном комбинате; пуговица, обнаруженная на месте убийства и пуговицы, оставшиеся на пиджаке подозреваемого, принадлежат к одной партии. Признаки могут определять состав и структуру вещества или материала отражать технологию производства или условия хранения объектов и т.п.

Идентификационные задачи формулируются в виде вопросов о тождестве конкретных объектов (например, установление лица, исполнившего документ, по почерку или установление, данным ли орудием взломан замок); о принадлежности объектов к конкретной группе (например, повреждение нанесено одним из четырех ноже); об установлении единого источника происхождения объектов (например, установление фабрики изготовления и принадлежности к определенной партии бумаги, на которой напечатаны поддельные денежные билеты); о принадлежности объекта к единому целому, единой массе (например, принадлежность осколка разбитого стекла, обнаруженного на месте ДТП, фарному рассеивателю данного автотранспортного средства); об изготовлении (выполнении) нескольких объектов одним и тем же лицом.

Другая группа задач — диагностических — состоит в выявлении: механизма событий; времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними; природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и т.д. (например, каков механизм возникновения пожара или взрыва; каковы состав и технология изготовления данного пищевого продукта, как он отличается от продукта, изготовленного в соответствии с утвержденными техническими условиями, и т.д.).

Частным случаем диагностических задач являются классификационные задачи. Эти задачи направленны на установление соответствия объекта определённым заранее заданным характеристикам и отнесение его на этом основании к определенному классу, роду, виду. Примером может служить судебно-баллистическая экспертиза, когда требуется установить, к какой системе или модели относится данное огнестрельное оружие, или судебная металловедческая экспертиза, когда необходимо установить, к какой марке относится данный сплав.

Поскольку решение классификационных задач во многих случаях предшествует идентификации, некоторые авторы выделяют их в отдельную группу. Мы, однако, полагаем, что по своей гносеологической сущности эти классификационные задачи являются диагностическими. Не следует смешивать диагностические классификационные задачи и идентификационные задачи, при решении которых устанавливается групповая принадлежность объекта. Безусловно, классификация- это тоже отнесение объекта к какой-либо группе (роду, виду), но количественно эта группа не определена и решение этой диагностической по сути задачи не предполагает индивидуальной идентификации. Например, частица древесины на бампере автомобиля — это часть ствола сосны корейской, документ изготовлен на лазерном принтере «LaserJet-1020».

Читайте так же:  Обжалование решения дги через суд

При установлении групповой принадлежности суть идентификационной задачи состоит в сужении, насколько это позволяют сделать выявления идентификационные признаки, группы объектов, содержащей искомый, причем эта группа, как бы она не была велика, всегда конечна. Пределом сужения группы является акт индивидуальной идентификации. Например, установлением групповой принадлежности является выделяется из 50 принтеров «LaserJey-1020», находящейся в операционном зале банка, пяти, на одном из которых мог быть напечатан данный документ.

Диагностические эксперименты задачи по степени сложности подразделяются на простые и сложные.

В ходе решения простых диагностических задач осуществляются: диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно: а) исследование свойств объекта, его соответствие определенным (заданным, установленным стандартом) характеристикам; б) определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния; в) установление первоначального состояния объекта; г) выявление причин и условий изменения свойств ( состояния) объекта;

диагностические исследования свойств и состояния объекта по его отображению: а) определение степени информативности следа; б) установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения; в) определение причины изменения свойств или состояния объекта.

Сложные (составные) диагностические задачи — это исследование механизмов, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям). К ним относятся:

определение: а) механизма события, процесса, действия; б) возможности судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельных этапов (стадий, фрагментов) события;

установление: а) механизма события в его динамике; б) возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях; в) соответствия (несоответствия) действий специальным правилам;

определение: а) условий (обстановки); б) времени (периода) или хронологической последовательности действий (событий); в) места действия (его локализация, границы), позиции участников; г) иных условий;

определение причинно-следственных связей между действиями и наступившими последствиями.

Кроме того, диагностические задачи подразделяют на прямые и обратные.

Прямые диагностические задачи решаются путем движения от причины к следствию. Это, как правило, простые диагностические задачи типа: каков состав этого объекта или его структура, при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и проч. Прямые сложные диагностические задачи типа: каков будет механизм данного процесса при заданных условиях — решаются при создании экспертных методик для диагностических исследований. Одним из основных методов в диагностических исследованиях является аналогия (повторяемость событий, действий).

Рассмотрим обратные диагностические задачи. Основным методом, используемым в этом случае, служит моделирование мысленное, физическое, математическое. Сравните: прямая задача — установить состав и марку металла, из которой изготовлен обломок ножа, а обратная — реконструировать по обломку «биографию» изделия, установить технологию его изготовления или причины излома и т. д.

Диагностические задачи, связанные с анализом ситуации в целом, когда в качестве объекта исследования выступает система событий, называют ситуационными (ситуалогическими) и также иногда рассматривают как отдельную группу См.: Основы судебной экспертизы. Ч. 1. Общая теория. М., 1997.. Примером решения ситуационной диагностической задачи может быть установление механизма ДТП при производстве комплексной судебной дорожно-транспортной и транспортно-трасологической экспертиз.

Экспертные задачи классифицируются и по другим основаниям. Так, по степени общности задачи делят:

на общие — задачи рода экспертизы. Пример: в трасологической экспертизе — исследование различных отображений (следов) объектов в целях их идентификации или диагностирования свойств и механизма образования;

типичные — задачи вида экспертизы. Пример: в трасологической экспертизе следов обуви относят установления вида обуви, оставившей следы, или идентификация обуви по следам;

конкретные — задачи данного экспертного исследования. Пример: не оставлены ли следы на месте происшествия туфлями гражданки.

Экспертные задачи неразрывно связаны с вопросами, выносимыми на разрешение судебной экспертизы. Общие и типичные задачи предоставляют собой научное обобщение всевозможных вопросов по данному роду или виду экспертиз. Конкретные задачи судебной экспертизы реализуются путем постановки определенных вопросов эксперту в зависимости от имеющихся объектов и материалов гражданского или уголовного дела, дела об административном правонарушении.

Источник: http://studwood.ru/1173115/pravo/zadachi_sudebnoy_ekspertizy

Задачи судебной экспертизы

Основаниями для классификации задач являются: цель и условие задачи.

По первому основанию задача определяется предметом доказывания и обстоятельствами конкретного дела. По этому основанию задачи делятся на: идентификационные, диагностические, классификационные, ситуалогические (ситуационные) и интеграционные.

По второму основанию достаточностью правил, разработанных наукой. Например, стандартная задача, которая всегда содержит исходные данные, достаточные для ее решения. Эти данные представлены в явном виде, их требуется преобразовать и заполнить пробелы. Такие исходные данные определяют возможность решения в соответствии с разработанным алгоритмом.

Если же условие необычное и нельзя использовать упомянутые правила, то задача относится к нестандартной (эвристической),требующей от эксперта самостоятельного, творческого поиска решения.

Важно также выделить условные задачи, которые определяют информационное поле свойств изучаемого объекта и исследуется экспертом. Свойства – это все то объективное и материальное, что отличает одну вещь или явление от другой вещи или явления, поэтому именно с их помощью удается решать идентификационные экспертные задачи. Если свойства описывают состояние вещей, механизмов, времени явлений, способ изготовления, то это позволяет решать диагностические задачи.

Наряду с указанными, в процессе расследования возникает необходимость в решении классификационныхзадач. Цель таких исследований установить отношение объекта к определенной группе.

При этом объем определяемой группы не должен влиять на существо задачи экспертизы. Непосредственный объект классификационного исследования – система свойств, присущая определенным, выделенным в соответствии с общими и специальными классификациям группам объектов.

Читайте так же:  Отсрочка госпошлины при подаче апелляционной жалобы

Такая задача не является идентификационной, т. к. в процессе ее решения отсутствует конкретный проверяемый объект, перед экспертом не ставится, а в итоге исследования не достигается цель отождествляемого объекта. Ее нельзя отнести и к диагностической, ибо объект исследования в классификационном процессе статичен, а отнесение объекта к группе неравноценно установлению элементарного частного события.

Выделение группы классификационных задач, по мнению большинства ведущих ученых криминалистов (Орловой В.Ф., Шляхова А.Р., Майлис Н.П. и др.) является условным, т. к. они занимают большое место в процедурах решения других классов задач – идентификационных и диагностических.

Особое место занимают в классификации и ситуалогические задачи. По своей природе они близки к диагностическим. Многие ученые считают, что они являются разновидностью последних. Тем не менее, большинство криминалистов справедливо выделяют их в самостоятельные, т.к. в качестве объекта здесь выступает система событий, а не одно элементарное частное событие, как при решении диагностических задач. Объектом ситуалогического (ситуационного) исследования является система свойств материальной ситуации, отражающая динамику частного, (но более общего, чем это имеет место в диагностическом исследовании) или основного события. С помощью решения ситуалогических задач при ситуационном анализе, удается выделить новые свойства и отношения в исследуемом объекте, воспринять ее как целостную структуру.

Интеграционные задачи как правило решаются в комплексных исследованиях и могут в качестве подзадач включать все рассмотренные ранее классы задач. Решаемые в процессе комплексной экспертизы задачи, отличаются от обычных не тем, какой результат (искомое) должен быть получен (идентификация, диагностика, факт контактного взаимодействия – они достижимы и в производстве обычных экспертиз), а, во-первых, объемом свойств (объектов) которые могут быть исследованы; во-вторых, категорией (видом) специальных знаний, необходимых для решения комплексной экспертизы.

В первом случае интеграционная задача выступает как система (звено) частных (простых) задач. Примером может быть идентификация пишущего при исследовании слабовидимой подписи (выцветшей, вытравленной либо в форме следов давления). Прежде чем провести почерковедческое исследование, эксперт должен восстановить слабовидимую подпись – это самостоятельная задача и ее решение является условием последующей идентификации.

Во втором случае, как уже отмечалось, решение интеграционных задач при комплексном исследовании, где своеобразной формой их являются пограничные вопросы между разными родами (видами) эксперту, разрешаемые специалистами различных отраслей знаний. Например, типичной задачей является идентификация металлоизделия по его частям (например, труб). Проводится трасологическое исследование, по следам-отображениям, и материаловедческое исследование и на основе совокупного использования всей информации решатся интеграционная задача о тождестве целого по его частям

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/15_18126_zadachi-sudebnoy-ekspertizi.html

Основные задачи судебной экспертизы

Идентификационные задачи судебной экспертизы

При классификации ключевых задач судебной экспертизы по характеру ключевых целей экспертного исследования выделяют идентификационные задачи. В их основе лежит отождествление объекта по его отображениям, в ряде случаев – следам. Во время решения задач такого типа в объектах идентифицируемом и идентифицирующем происходит выявление общих (групповых) и частных признаков, происходит их соотношение, и в ключе совпадений суммы частных признаков происходит определение индивидуально-конкретного тождества.

В ситуациях, когда частные признаки не могут способствовать индивидуализации в полном объеме, завершение идентификационной задачи связано с определением групповой принадлежности объекта, иными словами, определением принадлежности объекта к ряду множеств (групп) однородных объектов, которое осуществляется в ключе исследования общих признаков, которые являются свойственными для всех объектов этой группы. Обозначение групповой принадлежности – это первый этап любого идентификационного исследования. Как только определены совпадения общих признаков, можно переходить к частным признакам. Но всех случаях возможно осуществить индивидуальную идентификацию. В ситуациях, когда недостает необходимого уровня суммы частным признаков, остается только установить групповую принадлежность (к примеру, заключить, что документация отпечатана на одном из четырех лазерных принтеров, отобранных из 30 исследуемых). Чем больше количество признаков, которые изучаются, тем меньше число однородных объектов, которые составляют группу.

Определить единый источник происхождения объектов – разновидность определения групповой принадлежности. К примеру, вино, которое разлили по бутылкам, и вино, которое осталось в цистерне, относятся к одной партии. Для признаков свойственно обозначить состав и структуру веществ или материалов, определить технологию производства или условия, при которых происходило хранение объектов.

Диагностические и классификационные задачи судебной экспертизы

К другой группе задач относятся диагностические задачи. Они необходимы для того, чтобы выявить механизм события, время, способ и последовательность действий, привычные связи между ними, природу, качественные и количественные параметры объекта, их свойства и признаки, которые невозможно непосредственно воспринять, и др. К примеру, определить, как возник пожар или дорожно-транспортное происшествие, как был изготовлен данный пищевой продукт, в чем его отличия от продуктов, изготовленных в соответствии с согласованными требованиями, и др.

К классификационным задачам относятся частные случаи диагностических задач.

Данный вид задач направлен на то, чтобы установить соответствие объекта с определенными, заранее обозначенными характеристиками, и отнести его на данном основании к конкретному классу, виду. В качестве примера можно привести судебную металловедческую экспертизу, которая необходима для установления того, к какому виду можно отнести определенный сплав.

Так как процесс решения задач такого вида в большинстве ситуаций стоит перед идентификацией, ряд авторов выделяют их в отдельный пласт. Но мы считаем, что гносеологическая сущность данных задач относит их к группе диагностических.

Важно видеть различия между диагностическими классификационными задачами и идентификационными задачами, во время решения которых происходит определение групповой принадлежности объектов. Однозначно классификацию тоже можно воспринимать как отнесение объектов к определенной группе, но данная группа не имеет количественного определения и решение данной диагностической по сути задачи не подразумевает индивидуальную идентификацию. К примеру, частица древесины, которая находится на бампере машины, является частью ствола карельской сосны.

Читайте так же:  Судебное разбирательство понятие стадии
Видео (кликните для воспроизведения).

Во время установления групповой принадлежности основа идентификационных задач заключается в сужении в такой мере, насколько это возможно при выявленных идентификационных признаках, группах объектов, содержащих искомый, причем данные группы, какие бы большие они не были, всегда конечны.

Виды диагностических задач судебной экспертизы

При классификации диагностических экспертных задач по уровню сложности выделяют простые и сложные диагностические экспертные задачи. Среди простых диагностических задач выделяют:

  • Исследование признаков объекта, то, насколько он соответствует конкретным характеристикам, к которым относится:
    • обозначение фактического статуса объектов, есть или отсутствуют какие-либо отклонения от свойственного для него состояния;
    • определение статуса объектов в их начальной точке;
    • обозначение причины и условий, способствующих изменению свойств объектов.
  • Исследование свойств и состояний объектов по его отображению, к которым относится:
    • обозначение уровня информативности следов;
    • обозначение свойств и состояний объектов во время появления отображения;
    • обозначение причин, которые повлияли на изменения свойств и состояний объектов.

Определение 2

Под сложными (составными) диагностическими задачами понимается изучение механизма, событий, процесса и действия по результату (объекту, отображению).

В состав задач данного вида входит:

  • обозначение механизмов событий, процессов и действий;
  • обозначение вероятности суждений относительно механизмов и обстоятельств событий на основе их результатов (последствий, отображений) отдельных уровней событий;
  • обозначение механизмов событий в их динамике;
  • обозначение вероятности или невозможности осуществления конкретных действий при конкретных условиях;
  • обозначение соответствий или несоответствий действий конкретным правилам;
  • обозначение условий, времени или же хронологических последовательностей действий и событий;
  • обозначение локации действий, места участников;
  • обозначение причинно-следственных связей действий и наступивших последствий.

Еще одно основание – это подразделение диагностических задач на прямые и обратные.

Под прямыми диагностическими задачами понимается ход от причин к следствию.

К данному типу задач в большинстве случаев относятся такие простые диагностические задачи как, какой состав данного объекта или его структура, какая температура должна быть, чтобы произошло самовозгорание этого вещества и т.д. Решение прямых сложных диагностических задач, как, какой мы увидим механизм этого процесса, учитывая заданные условия, происходит при формировании экспертной методики в целях диагностических исследований.

Многие сложные экспертные задачи, которые разрешаются криминалистической диагностикой, можно считать обратными, то есть проходят путь от следствия к причине. Ключевой метод, который используется в этих ситуациях, мысленное, физическое, математическое моделирование. Давайте сравним: в качестве прямой задачи необходимо обозначить состав и марку металла, который послужил основой для изготовления детали транспортного средства, а в качестве обратной задачи необходимо реконструировать на основании обломка данной детали ее «биографию», обозначить технологию ее изготовления и причины поломки.

Ситуационные диагностические задачи – это ряд диагностических задач, которые имеют отношение к анализу ситуаций в общем, когда как объект исследования воспринимается цепочка событий.

Их в ряде случаев тоже выделяют как отдельную группу. Как правило, задачи такого типа трактуют как сложные обратные диагностические задачи. В качестве примера можно привести определение механизмов дорожно-транспортных происшествий во время производства комплексных судебных дорожно-транспортных и транспортно-трасологических экспертиз.

Классификация экспертных задач по уровню общности

Существуют и другие основания для классификации экспертных задач. При классификации по уровню общности выделяют:

  • общие задачи, то есть задачи рода экспертиз;
  • типичные задачи, то есть задачи типа экспертиз;
  • конкретные задачи, то есть задачи конкретного экспертного исследования.

Для общих задач экспертизы свойственно определять все цели в более общем виде и давать представление относительно предмета экспертизы этого типа. Для типичных задач свойственно формироваться для каждого объекта данного типа и служить в виде ориентира в целях обозначения определенной задачи. Ряд конкретных задач ставятся перед экспертами во время производства конкретных экспертиз.

Для экспертных задач свойственно иметь неразрывную связь с рядом вопросов, которые выносятся на разрешение судебных экспертиз. Общая и типичная задача выступают в качестве научного обобщения разного рода вопросов относительно данного рода и вида экспертиз. Реализация конкретных задач происходит при помощи обозначения конкретных вопросов эксперту, основываясь на имеющихся объектах и материалах гражданских дел.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/sudebnye-ekspertizy-v-grazhdanskom-sudoproizvodstv/osnovnye-zadachi-sudebnoj-ekspertizy/

Предмет и задачи судебной экспертизы. Объекты судебной экспертизы

Четкое определение понятия предмета судебной эксперти­зы имеет важное практическое значение, поскольку на практи­ке его отсутствие негативно отражается на процессуальных и организационных моментах практики производства экспертиз, являясь причиной необоснованных отказов от производства экспертизы, замены экспертизы иными следственными дейст­виями, постановки вопросов, выходящих за пределы компе­тенции эксперта.

В литературе имеются различные подходы к определению предмета судебной экспертизы. Однако они могут быть сведе­ны в группы в зависимости от оснований, используемых для выделения предмета: чаще всего предмет экспертизы опреде­ляется как подлежащие установлению обстоятельства; эксперт­ные задачи; объекты экспертизы.

Наиболее полным является определение предмета судебной экспертизы, предложенное В.Д. Арсеньевым: «Предметом су­дебной экспертизы являются стороны, отношения ее объекта (основного и вспомогательного), которые исследуются и позна­ются средствами (методами, методиками) данной отрасли экс­пертизы в целях решения вопросов, имеющих значение для дела и входящих в сферу соответствующей отрасли знания».

Значение данного определения состоит в том, что оно осно­вано на верном понимании предмета познания в его философ­ском смысле.

Если все имеющиеся до него определения охватывали лишь одну сторону процесса познания, то определение В.Д. Арсеньева представляет собой полную трехчленную «формулу» предмета экспертизы (объект, задачи и методы познания).

Читайте так же:  Международная подведомственность и подсудность гражданских дел

На практике, однако, чаще всего используется упрощенное определение предмета экспертизы как фактических данных (обстоятельств дела), имеющих значение для его разрешения, устанавливаемых на основе экспертного исследования.

В литературе различаются понятия предмета конкретной экспертизы и родового (видового) предмета.

Родовой (видовой) предмет определяет компетенцию экспер­та той или иной специальности, возможности данного рода (вида) экспертизы.

Предмет экспертизы по конкретному делу определяет круг вопросов, поставленных перед экспертом. Он обусловливает выбор эксперта и его полномочия при проведении экспертизы.

Понятие предмета судебной экспертизы как характеристи­ки области экспертного знания является основой для опреде­ления и классификации соответствующих экспертных задач.

Экспертная задача — принятое экспертом задание, содер­жащееся в вопросе, поставленном перед экспертом. С гносео­логической точки зрения оно характеризует конечную цель (ис­комый факт) и условия ее достижения, т.е. исходные данные, с учетом которых эксперт в соответствии со своим процессуаль­ным положением и специальными знаниями обязан действо­вать, чтобы дать ответ на этот вопрос.

Понятие задачи экспертизы сходно с понятием вопроса, который поставлен перед экспертом. В известном смысле зада­ча есть научно обобщенное объяснение смысла наиболее ти­пичных вопросов.

Подзадачами экспертизы понимаем «возможность установ­ления фактических данных, обобщающих содержание предме­та судебной экспертизы, в соответствии с потребностями след­ственно-судебной практики и достижениями теории и методи­ки судебных экспертиз».

Переходя к вопросам классификации и типизации крими­налистических экспертных задач, необходимо сделать краткий анализ подходов к данному вопросу, отраженных в теории су­дебной экспертизы на сегодняшний день.

Наибольшее внимание вопросам классификации экспертных задач уделено в работах А.Р. Шляхова. Автор указывает на на­личие множества оснований для классификации, в частности, что «дифференцировать задачи судебной экспертизы допусти­мо и полезно с учетом групп обстоятельств уголовного дела, подлежащих доказыванию (либо служащих для вынесения ре­шения по гражданскому делу). Не менее интересно провести их дифференциацию по элементам четырех признаков состава преступления (а далее по отдельным категориям дел, что пока еще никем не делалось). Их можно разделить и по основным группам объектов судебной экспертизы, хотя деление по дан­ному основанию для следователей и судей менее значимо, чем первое, но оно может оказаться интересным для экспертов. Деление задач по методам их решения скорее имеет исследовательское значение — в процессе поиска методов и разработки методик экспертизы».

Наибольшее распространение получил «уровневый» подход к классификации экспертных задач, предложенный А.И. Вин-бергом и Н.Т. Малаховской, сводящийся к выделению задач диагностического, классификационного, идентификационного, ситуационного уровней. Целью диагностических экспертных исследований является распознавание объектов; классификационных — установление принадлежности объектов к определенным классам, в том чис­ле стандартизированным; идентификационных — установление тождества индивидуально-определенных объектов или источни­ков их происхождения; ситуалогических — установление част­ных событий, на основе которых производится реконструкция механизма общего события в рамках уголовного дела.

Признавая уровневый подход в целом, многие авторы пред­лагают свои варианты перечня уровней и оснований классифи­кации в соответствии с ними. Данный подход ориентирован на представления об уровнях экспертного познания, на эксперт­ную технологию.

Говоря о диагностическом, классификационном, идентифи­кационном и ситуалогическом уровнях, Н.Т. Малаховская спра­ведливо указывает, что «это — уровни основных методов экс­пертного исследования . на основе которых разрабатываются частные методы и методики исследования конкретных экспер­тиз — иначе говоря, они являются методологическими уровня­ми».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8609 — | 8174 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/3_61902_predmet-i-zadachi-sudebnoy-ekspertizi-ob-ekti-sudebnoy-ekspertizi.html

Предмет судебной экспертизы. Экспертные задачи, классификация

Понятие «предмет экспертизы судебной направленности» – является одним из самых фундаментальных в науке о судебной экспертизе и, что самое главное в экспертной практике.

Содержание предмета экспертизы судебного характера вполне можно рассматривать с двух позиций: научной, а также практической.

Объектом судебной экспертизы, как определенной научной отрасли знания являются специальные закономерности формирования тех или иных свойств объектов и, конечно, их изменение в связи с тем событием, которое собственно и расследуется.

Что касается практической точки зрения, то тут понятие предмета судебной экспертизы является равнозначным цели исследования и включает «установление фактов (данных фактической направленности), конкретных суждений о факте, имеющих достаточно большое значение для уголовного, гражданского, а также дела арбитражного характера либо дела об каких-либо правонарушения административного порядка, путем исследования объектов экспертизы, являющихся в свою очередь материальными носителями информации о происшедшем событии».

Под определенными данными фактической направленности или фактами (от лат. facto – делать или же совершать какое-либо действие) понимается как истина, событие, результат, так и знание, достоверность которого в свое время является доказанной. Применительно к экспертизе судебного характера под фактом понимают смысл обоих значений, то есть и само событие (результат), и знание о нем, которое вполне достоверно доказывается самой экспертизой. Отсюда получается, что к фактическим данным можно отнести абсолютно любое суждение эксперта о факте (событии) в форме его вывода, ибо оно порождает знание достоверной направленности, которое также является фактом.

Предметом какой-либо конкретной экспертизы является четкая задача, которую эксперту в свое время потребуется решить в ходе разбирательства на основе соответствующего объема знаний специального характера.

Экспертные задачи и их классификация

Если посмотреть в общем смысле, то «задача – это то, что требует исполнения, разрешения».

Так как наиболее общим во всей науке является представление о задаче, как специфической цели исследования, которая была задана в специальных.

Читайте так же:  Как подать заявление на судебный приказ

Под задачей конкретного исследования экспертного порядка понимается принятое экспертом задание, которое в свою очередь содержится в вопросе, поставленном перед самим экспертом.

В словаре главных терминов экспертиз судебной направленности подчеркивается, что «с гносеологической точки зрения понятие задачи осуществляет деятельность по характеризации любой конечной цели, а также тех условий, которые являются необходимыми для ее достижения, то есть характеризует определенные данные, с учетом которых эксперт в соответствии со своим положением процессуального порядка и специальными познаниями обязан действовать, чтобы дать ответ на этот вопрос».

Таким образом, и получается, что понятие задачи судебной экспертизы имеет как аспект процессуальной направленности (задание эксперту органа, назначившего экспертизу), так и гносеологический (познавательный) аспект.

Классификация задач по основаниям

Стоит отметить, что задачи экспертизы в свое время классифицируются по различным основаниям.

  1. По значению тех фактов, которые в свое время устанавливаются в ходе исследования задач, а задачи при этом делятся на конечные, промежуточные и, конечно, вспомогательные.
  2. По условию определенной задачи, которая была поставлена, она может быть стандартной, то есть для ее решения имеются конкретные разработанные методики, и нестандартный ход, в котором будет использовать творческий подход для решения ее задачи.
  3. По какой-либо цели исследования, как главному содержанию, задачи подразделяются на идентификационные, диагностические и ситуалогические. Есть некое количество ученых, которые выделяют задачи классификационной направленности, как своего рода самостоятельный класс экспертных задач, но представляется правильнее точка зрения Ю. П. Корухова, В. Ф. Орловой и др., рассматривающих данные задачи в рамках класса задач диагностического характера.

Задачи идентификационной направленности – специальный вид экспертных задач, главная цель которых заключается в установлении факта индивидуально-конкретного тождества или приближения к нему на уровне общей родовой, или же групповой принадлежности конкретных объектов материального характера. Одно из самых важных мест среди них занимает отождествление человека по его следам (потожировые следы (ПЖС), крови, запаху, отображениям частей тела и др.), каким-либо чертам внешности, его личному голосу, его навыкам в написании, то есть почерку.

Идентификационные задачи облекаются в специальную форму конкретных вопросов:

  • о каком-либо конкретном объекте (оставлены ли ПЖС тем или иным конкретным гражданином, данным орудием и др.);
  • о принадлежности оборотов сравнительной направленности одному роду, виду, а также группе (может даже очень узкой);
  • о принадлежности каких-либо объектов сравнительного порядка единому целому, единой массе;
  • об общности определенного источника происхождения объектов сравнительной направленности.

Определение 3

Задачи диагностического характера – это некие неидентификационные задачи установления определенных свойств и состояний исследуемых объектов, а также механизма, и, конечно, причин расследуемого события. Задачи диагностической направленности вполне могут являться промежуточными при каких-либо идентификационных исследованиях или же иметь самостоятельное значение.

Диагностические порядки

Обычно отмечается всего четыре класса диагностических задач:

  • классификационно-диагностические – задачи, которые занимаются установлением специальных характеристик различных объектов для отнесения его к общепринятому классу. Такие задачи появляются на начальных стадиях расследования и поэтому они носят розыскной характер: природное установление, назначения, и области использования того или иного объекта, установление возраста, а также пола гражданина, задачи соответствия ГОСТам, сортности и др.;
  • собственно диагностические – установление того состояния объекта, в котором он находится (тяжести нанесенных телесных повреждений, исправность оружия, пригодность следа для идентификации и др.);
  • обстановочно-диагностические – такой вид задач в основном направлен на реконструкцию внешней обстановки события (установление времени, а также места наступления смерти, давность выполнения определенного акта, оставления следа, установление давности и дистанции выстрела, места столкновения средств передвижения, и многое другое);
  • причинно-динамические диагностические задачи – осуществляющие установление каких-либо отношений причинно-следственной направленности, механизма компонентов (эпизодов) события, возможности совершения конкретных деяний и наступления последствий.

По большей части задачи следственно-причинного характера реализуются в таких вопросах:

  • о специфических причинах наступления тех или иных последствий – причины, по которым собственно наступила смерть, разрушения (при различных взрывах, авариях), возгорания (при пожарах);
  • о возможности наступления этих последствий от предполагаемых причин: установление определенной возможности самовозгорания вещества, находящегося в специальных условиях.

Что касается задач установления механизма эпизодов события, то они в свою очередь реализуются в вопросах: о числе участников события; последовательности их деяний (число выстрелов, число людей, которые осуществляли выстрелы, а также последовательность выстрелов); о возможности торможения средства передвижения при движении его с какой-либо конкретной скоростью во время определенных дорожных условий.

Особое место в системе задач диагностической направленности занимают реставрационные и оценочные задачи.

Задачи реставрационного порядка – это такие задачи, которые в свое время воссоздаются в первоначальном виде измененного объекта (реставрация облика человека по черепу, удаленных (вытравленных, подчищенных) записей и, при этом определенных подписей, знаков на двигателе автомобиля).

Что касается оценочных задач, то они в свою очередь являются вполне типичными для классов не криминалистических экспертиз (размера нанесенного ущерба в результате хищения, оптимального раздела строения между сторонами, которые спорят в судебно-строительной экспертизе).

В практике исследований экспертной направленности для решения определенной конечной задачи одного класса в роли каких-либо промежуточных задач могут решаться задачи другого класса.

Решение той или иной конкретной задачи экспертизы может иметь свойственный ей комплексный характер, когда решение этой конечной задачи вполне может строиться на ряде промежуточных, данную задачу называют интеграционной или ситуалогической.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/predmet-sudebnoj-ekspertizy-ekspertnye-zadachi-kla/

Экспертные задачи судебной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here