Дела о нарушении избирательных прав граждан

Информационная поддержка по вопросу: "Дела о нарушении избирательных прав граждан" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Дела о нарушении избирательных прав граждан

Некоторые образцы административных исковых заявлений:

Утвержден
Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации
16 марта 2016 г.

ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ
ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Верховным Судом Российской Федерации по итогам избирательной кампании 2014 г. и 2015 г. проведено обобщение дел, связанных с разрешением споров о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, рассмотренных Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании в апелляционном и кассационном порядке (далее — Судебная коллегия по административным делам).

В 2014 г. в апелляционном порядке Судебной коллегией по административным делам рассмотрено 142 дела, из них по 8 делам судебные постановления отменены, что составило 3,6% от общего количества дел:

по 1 делу производство прекращено;

по 7 делам решение отменено с вынесением нового решения.

Для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции передано 3 дела. При этом отменено одно решение районного суда и одно апелляционное определение областного суда.

В 2015 г. в апелляционном порядке Судебной коллегией по административным делам рассмотрено 83 дела, из них по 9 делам судебные постановления отменены, что составило 11% от общего количества дел:

по 2 делам производство прекращено;

по 7 делам решение отменено с вынесением нового решения.

Для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции передано 2 дела. При этом отменено 2 апелляционных определения областного суда.

В производстве Судебной коллегии по административным делам находились следующие категории дел:

об отмене регистрации кандидата;

об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов;

об отмене регистрации списка кандидатов;

об отмене решения избирательной комиссии.

При рассмотрении дел указанной категории суды руководствуются:

федеральными законами от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее — Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ), от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ);

конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Обобщение судебной практики показало, что при рассмотрении указанной категории дел судами в целом соблюдаются требования действующего законодательства о защите избирательных прав, а также разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 31 марта 2011 г. N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Анализ судебных постановлений позволил выделить следующие основные вопросы.

I. Вопросы материального права

1. Требования к сведениям, представляемым для регистрации кандидата, списка кандидатов

1.2. Сведения о работе (роде занятий)
Непредставление кандидатом в депутаты сведений о роде занятий — отказ в регистрации

2. Представление подписей, необходимых для выдвижения кандидата

2.1. Требования к количеству подписей, необходимых для выдвижения кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
Количество, подлинность подписей депутатов для выдвижения кандидата на выборах губернатора

2.2. Признание недостоверными или недействительными подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов)
Признание недостоверными или недействительными подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов

2.3. Требования к подписным листам
Требования к подписным листам: форма, средства на оплату изготовления

3. Вопросы, связанные с выдвижением кандидатов, списка кандидатов

4. Полномочия избирательной комиссии

5. Вопросы, связанные с предвыборной агитацией

II. Вопросы процессуального права

Рекомендуемые разъяснения Верховного Суда РФ:

Вопросы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности при рассмотрении дел по спорам, связанным с применением избирательного законодательства

61. Использование в печатных агитационных материалах фотографий памятников архитектуры, открытых для свободного доступа, в том числе для фотосъемки любым лицом, не свидетельствует о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности

62. Включение в агитационные материалы кандидата в депутаты графических изображений проектов строящихся объектов недвижимости, в том числе с логотипами, безусловно не свидетельствует о нарушении авторских прав иных лиц на эти объекты

63. Популярность произведения не указывает на то, что результат творческого труда автора является общественным достоянием, и может свободно использоваться любым лицом, в том числе в агитационных материалах, без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения

64. Использование в агитационных материалах результатов интеллектуальной деятельности, которые не являются основным самостоятельным объектом информации, занимают незначительную часть и не распространяются в коммерческих целях, не может служить основанием для отмены регистрации кандидата

65. В случае заключения кандидатом в депутаты лицензионных договоров на использование при проведении предвыборной агитации музыкальных произведений с соответствующей организацией по коллективному управлению правами получение дополнительного согласия авторов и исполнителей этих произведений не требуется

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/dela-o-zashchite-izbiratelnyh-prav-obzor-sudebnoy-praktiki

Прокуратура Белгородской области

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

308024, г. Белгород,
ул. Горького, 56-а

Телефоны:
8 (4722) 52-14-22
8 (4722) 52-20-40
8 (4722) 52-14-20
8 (4722) 52-55-08
8 (4722) 52-39-98

Прокуратура области разъясняет порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав граждан в соответствии с новым Кодексом административного судопроизводства РФ

308024, Город Белгород, ул. Горького, д.56-А. Тел.: (4722) 52-20-40, 52-14-20, 52-55-08

© 2018, Прокуратура Белгородской области

308024, Город Белгород, ул. Горького, д.56-А. Тел.: (4722) 52-20-40, 52-14-20, 52-55-08

Источник: http://belproc.ru/newlaw/admsudopr/

Обжалование решений и действий, нарушающих избирательные права граждан: основания и порядок

Основания. При определении оснований и порядка обжалования решений и действий, нарушающих избирательные права граждан, необходимо руководствоваться нормами Закона о гарантиях избирательных прав и ГПК РФ. Подобный порядок содержит Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Однако, как уже упоминалось ранее, на сегодняшний день данный Закон фактически не действует.

Читайте так же:  Обжалование определения арбитражного суда о назначении экспертизы

Решения и действия (бездействие) (далее по тексту – решения и действия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия ЦИК РФ обжалуются в Верховный Суд РФ, решения и действия избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ обжалуются в суды соответствующих субъектов РФ, решения и действия иных комиссий обжалуются в районные суды.

Обращение с заявлением в суд

С заявлением в суд вправе обратиться избиратели, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, должностного лица нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, а также избирательной комиссией, членом избирательной комиссии.

С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также прокурор.

Источник: http://studme.org/71568/pravo/obzhalovanie_resheniy_deystviy_narushayuschih_izbiratelnye_prava_grazhdan_osnovaniya_poryadok

Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Право граждан Российской Федерации избирать и быть выбранными, а также право на участие в референдуме (далее — избирательные права) являются одними из главнейших конституционных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации в статье 32. Защита данных прав осуществляется в соответствии с главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).

Субъекты споров о защите избирательных прав

Чтобы обратиться в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме необходимо обладать определенным статусом — быть избирателем или участником референдума. Данный статусприобретается с рождения, но фактическиреализуетсягражданами непосредственно в период проведения выборов или референдума.

Помимо избирателей и участников референдумов обжаловать действия (бездействия) органов государственной и муниципальной власти, а также избирательных комиссий, комиссий референдума, нарушающие избирательные права могут:

— политические партии (их подразделения);

— различные общественные объединения;

— группы участников референдума;

— и иные лица, группы лиц, объединения, комиссии и должностные лица.

Сроки по делам о защите избирательных прав

Особенностью административных дел, связанных с защитой избирательных прав, являются особые сроки. В силу специфики общественных отношений, в рамках которых складываются подобные споры, действия суда должны быть максимально оперативными. Таким образом, в делах такого характера преобладают особые сроки, которые порой составляют не более 5 дней.

Общий срок на подачу административного иска в защиту избирательных прав составляет три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

В связи с особым характером общественных отношений, складывающихся в ходе реализации избирательных прав и права на референдум, а также их защитой, в статье 240 КАС РФ установлены специальные сроки на подачу административного иска в защиту обозначенных выше прав.

Помимо общего КАС РФ предусматривает и специальные сроки в зависимости от вида спора. Так, исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии (комиссии референдума) об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования или исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.

Важно отметить и помнить, что общий срок на подачу административного иска в защиту избирательных прав восстановить можно, а вот специальные сроки закон прямо запрещает восстанавливать вне зависимости от причины пропуска (части 7,8 статьи 240 КАС РФ).

Сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав также варьируются (статья 241 КАС РФ):

— в течение пяти дней рассматриваются дела, поступившие в суд в период избирательной кампании (референдума) до дня голосования (но не позднее дня, предшествующего дню голосования), а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно;

— исковое заявление об ошибках в списках избирателей, участников референдума рассматривается в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования, — немедленно;

— и иные специальные сроки.

Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав

Согласно части 2 статьи 243 КАС РФ дела о расформировании избирательных комиссий (комиссий референдума), об оспаривании решений ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, депутатов ГДФС РФ, результатах референдума РФ рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей.

Если оспаривается решение участковой избирательной комиссии, комиссии референдумаоб итогах голосования, то при рассмотрении такого дела обязательно участие представителя территориальной комиссии или представителя комиссии, организующего референдум или соответствующие выборы.

Часть 6 статьи 243 КАС РФ устанавливает прямой запрет на рассмотрение дел о защите избирательных прав в упрощенном (письменном) порядке.

Прекращение судебного производства

Прекращение судебного производства связано либо с отказом от административного иска лица, подавшего его, либо с иными обстоятельствами, закрепленными в статье 194 и части 2 статьи 242 КАС РФ. К таким обстоятельствам относится:

— если административное дело должно рассматриваться в ином судебном порядке;

— если между сторонами уже был спор по данному предмету и по тем же основаниям и имеется судебное решение, вступившее в законную силу;

— если между сторонами заключено соглашение о примирении и такое соглашение утверждено судом;

— если до принятия судом решения избирательное объединение исключило из списка кандидата, совершившего действия, послужившие поводом для обращения в суд;

Принятие решения

В случае, если суд установит нарушение избирательных прав, то в своем решении он не только указывает на такие нарушения, но также определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав и обязывает лицо, допустившее такие нарушения, проинформировать суд и лицо, которое обратилось с административным иском, о результатах исполнения решения суда (часть 1 статьи244 КАС РФ).

Читайте так же:  Предварительное судебное заседание упк

Учитывая характер спорных правоотношений, мотивированное решение суда, принятое до дня голосования на тех или иных выборах, референдуме, должно быть изготовлено в максимально сжатые сроки. Также копия решения суда вручается не только лицам, участвовавшим в споре, но и представителю избирательной комиссии, организующей выборы, представителю комиссии референдума, организующей референдум, под роспись. Вручение вышеназванным лицам копии решения происходит в течение трех дней со дня принятия такого решения в окончательной форме, а если решение принято избирательной компании до дня голосования — незамедлительно, способом, позволяющим обеспечить самую быструю доставку.

Некоторые решения в силу характера разрешаемого спора могут вступать в силу немедленно (например, включение гражданина в список избирателей). Такие решения также направляются самым быстрым спо собом в избирательные комиссии.

Статья подготовлена: 20.12.2016

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы « BRACE »

Источник: http://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/942-zashchita-izbiratelnykh-prav-i-prava-na-uchastie-v-referendume-grazhdan-rossijskoj-federatsii

Нарушение избирательных прав граждан и ответственность за него по УК РФ и КоАП РФ

Одним из конституционных прав граждан России является возможность принять участие в работе и формировании представительных органов власти, то есть избирать и быть выбранным. Таковое охраняется действующим законодательством.

Основные понятия

Граждане, получившие в рамках действующего законодательства дееспособность, наделены привилегией. Таковая является и правом, и обязанностью одновременно. Это возможность принимать участие в формировании руководства страны на всех уровнях. В России три ветви власти: исполнительная, судебная и законодательная. Последняя создается путем выбора депутатов различных уровней от федерального до местного.

Кроме того, некоторые важные для общества вопросы решаются с участием всех жителей страны. Форма опроса — референдум. К примеру, крымчане так решили свою судьбу в 2014 году.

Право голосовать предоставлено жителю демократической страны в рамках Основного закона. В Конституции РФ таковое изложено в 32-й статье.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан внесена в два кодекса:

Наказание в указанных законах несут как граждане, так и должностные лица. Демократические основы государства предполагают участие каждого человека в формировании властной структуры. С этим связано наличие у гражданина избирательного права. Оно двояко:

  • с одной стороны, каждый дееспособный человек, достигший установленного возраста, может претендовать на выборную должность;
  • с другой, обязанность и право гражданина состоит в участии в плебисците.

Для сведения: тонкости участия в референдуме описаны в законе № 67-ФЗ от 12.06.02.

Защита избирательной привилегии в правовом поле осуществляется по такой логике:

  1. Критерии для выдвижения в кандидаты описываются в соответствующих нормативных актах, также как и правила проведения референдумов.
  2. Каждый желающий может стать кандидатом или проголосовать за понравившегося претендента (партию).
  3. Право на то и другое охраняется законом:
    1. уголовная ответственность за его нарушение наступает в рамках 141-го параграфа УК ;
    2. административная — по одной из статей пятой главы КоАП .

Подсказка: заявления о нарушении избирательного законодательства следует направлять в правоохранительные органы.

Обжалование нарушений

Не все избиратели понимают сложность организации плебисцитов. В работе по реализации гражданской привилегии принимают участие практически все госорганы. Правила и нормы их деятельности указываются в соответствующих нормативных актах о выборах. К примеру, в закон № 121-ФЗ от 24.06.1999 включена 12-я глава. Ее статьи (90-93) описывают порядок подачи жалоб на нарушения в ходе выборов депутатов Государственной Думы.

Голосование в РФ принято проводить в выходной день. В связи с этим прокуратура и суды обязаны изменить график работы. Указанные структуры организуют дежурство таким образом, чтобы граждане смогли принести информацию о нарушениях незамедлительно. Кроме того, она должна быть проверена в кратчайшие сроки.

Важно: особое внимание в законодательстве уделено восстановлению нарушенного права гражданина. Оно должно быть немедленно восстановлено, если предоставляется такая возможность.

Скачать для просмотра и печати:

Виды нарушений

Порядок взаимодействия госорганов, средств массовой информации, партий и их представителей с избирательными комиссиями строго регламентирован. Кроме того, нормируются действия избирателей, а также процессы:

  • подсчета голосов;
  • предоставления информации;
  • транспортировки бюллетеней;
  • оглашения результатов и другое.
Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый этап плебисцита строго расписан. Сделано это для того, чтобы результаты народного волеизъявления оказались прозрачными и достоверными. Однако такая регламентация приводит к вероятности большого количества несоблюдений норм. Об их числе можно судить по количеству статей об административной ответственности — их 24.

Наиболее часто разбираемые нарушения таковы:

  • не предоставление информации в положенные сроки;
  • отказ в предоставлении отпуска членам комиссии и кандидатам в народные избранники;
  • неисполнение запрета на рекламирование коммерческой деятельности кандидатов;
  • участие в агитации лиц, которым таковая деятельность не разрешена;
  • непредоставление помещений для встречи с избирателями;
  • подкуп избирателей.

Совет: участникам избирательного процесса необходимо изучать все тонкости законодательства, так как они попадают под пристальное наблюдение:

  • прокуратуры;
  • представителей конкурирующей политической силы;
  • гражданского общества.

Что писать в жалобе

В обращении по поводу несоблюдения порядка проведения плебисцита нужно указать следующее:

  • адресата (можно посоветоваться в прокуратуре);
  • индивидуальную информацию о заявителе;
  • вид нарушения, с указанием норм законодательства;
  • точные данные о событии:
    • место происшествия;
    • дату;
    • время;
    • персональные данные нарушителя;
  • дату и подпись.

Скачать для просмотра и печати:

Порядок обжалования действий ИК

Право на подачу жалобы дано не только избирателям, но и кандидатам в депутаты и партиям. Таковые, как правило, усматривают нарушение своих прав в решениях ИК . Вмешиваться в деятельности последних может только суд. Следовательно, обжаловать решение обиженный кандидат или партия обязаны в судебной инстанции.

Об административной ответственности

Каждый сигнал о допущенном нарушении закона проходит проверку. По ее результатам суд принимает решение. Наказание зависит от вида правонарушения. В КоАП за таковые деяния предусмотрены штрафные санкции. К примеру, работодателя за отказ оформить отпуск для участия в выборах оштрафуют на сумму от полутора до двух тысяч рублей.

  1. Если человек решит уничтожить агитационные материалы, то придется отдать в казну от 500 до 1000 руб.
  2. За подкуп избирателей ответственность серьезнее:
    1. гражданам назначается штраф в размере 20 — 25 тыс. руб.;
    2. должностным лицам — до пятисот тысяч рублей.

Подсказка: наказание в рамках КоАП применяет только суд.

Уголовная ответственность

В 141-м параграфе УК предусмотрены такие виды наказаний для нарушителей избирательного законодательства:

  • штрафные санкции величиной до 80 000,0 руб.;
  • обязательные работы до 360 часов;
  • исправительные — до года.

Подсказка: чиновника, который вмешался в деятельности ИК любого уровня, могут посадить на срок до четырех лет либо оштрафовать на 500 000,0 руб.

Читайте так же:  Бухгалтерский учет госпошлины в арбитражный суд

Особенности преступления

Под действие 141-й статьи УК подпадают деяния следующего состава:

  1. Объект — общественные отношения в сфере конституционных прав людей.
  2. Субъект — дееспособное лицо, достигшее на момент совершения 16-летнего возраста.
  3. Объективная сторона выражается в активных или пассивных действиях, результатом которых является нарушение конституционной привилегии человека.
  4. Субъективная черта характеризуется виновностью, выражающейся в понимании противоправности решения или деяния.

Подсказка! В 141-м параграфе УК приведены квалифицирующие факторы:

  • обман;
  • подкуп;
  • принуждение;
  • насилие или угроза его применения;
  • совершение:
  • с использованием должностных полномочий;
  • группой, в том числе организованной.

Примеры из судебной практики

В ходе разбирательства выяснилось, что А. не включен в списки избирателей, так как выписался с территории населенного пункта. А. посоветовали отправиться на участок, расположенный по месту нынешней прописки.

По результатам разбирательства, Ф. был уволен со службы и заплатил штраф в размере 300 000,0 руб. (часть 3 141-го параграфа УК ).

Источник: http://pravonarushenie.com/prava-chest-i-dostoinstvo/prava-cheloveka/narushenie-izbiratelnyh-prav-grazhdan-i-otvetstvennost-za-nego

Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России

Спектр категорий граждан, наделенных правом на обжалование нарушений законодательства о выборах, референдуме, широк.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, а также избирательные комиссии, комиссии референдума. При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу (ст. 63 п. 4 ОГ, ст. 90 п. 1 ГД, ст. 79 п. 1 П).

Куда на кого жаловаться?

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (ст. 63 п. 1 ОГ, ст. 90 п. 2 ГД, ст. 79 п. 2 П).

Соответствие ранга суда уровню комиссий, на которые подается жалоба, должно соблюдаться. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий, а также комиссий референдума обжалуются в районные суды (ст. 63 п. 2 ОГ, ст. 90 п. 3 ГД, ст. 79 п. 3 П).

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума вплоть до самой высшей (соответственно уровню проводимых выборов или референдума) (ст. 63 п. 6 ОГ, ст. 90 п. 7 ГД, ст. 79 п. 7 П).

Если вышестоящая (соответственно уровню проводимых выборов или референдума) избирательная комиссия, комиссия референдума отсутствует, решения или действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, — в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ст. 63 п. 7 ОГ).

Жалобу можно подать и в прокуратуру, которая по закону осуществляет надзор за соблюдением прав граждан.

Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (ст. 63 п. 13 ОГ, ст. 90 п. 13 ГД, ст. 79 п. 13 П).

Административные правонарушения обжалуют в районный суд или у мирового судьи, у должностных лиц МВД и в избирательные комиссии, комиссии референдума, к которым граждане и общественные объединения могут обратиться с соответствующими заявлениями (раздел IV КоАП РСФСР).

С жалобой на нарушение общественного порядка и (или) порядка агитации также можно и нужно обращаться в милицию (ст. 10 пп. 23, 28 ОМ).

Существуют ли условия, предваряющие подачу и рассмотрение жалобы?

Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением избирательного законодательства не является нарушением неприкосновенности признанного избранным кандидата, если такая неприкосновенность предусмотрена законодательством Российской Федерации. Признанный избранным кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение предварительного следствия не требует получения согласия соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления на прекращение действия неприкосновенности признанного избранным кандидата (ст. 63 п. 12 ОГ, ст. 90 п. 6 ГД, ст. 79 п. 6 П).

Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд (ст. 63 п. 9 ОГ, ст. 90 п. 10 ГД, ст. 79 п. 10 П).

В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию, комиссию референдума данная избирательная комиссия, комиссия референдума приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в законную силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе (ст. 63 п. 10 ОГ, ст. 90 п. 11 ГД, ст. 79 п. 11 П).

Права правоприменительных инстанций при рассмотрении жалоб

В случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования или о результатах выборов, референдума или иное решение избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 63 п. 5 ОГ, ст. 90 п. 4 ГД, ст. 79 п. 4 П).

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ст. 63 п. 3 ОГ, ст. 90 п. 5 ГД, ст. 79 п. 5 П).

В случае, если решение избирательной комиссии отменено судом, новое решение по существу вопроса обязана принять избирательная комиссия, чье решение было отменено, либо вышестоящая избирательная комиссия на основании решения суда (ст. 90 п. 5 ГД, ст. 79 п. 5 П).

Читайте так же:  Майкл джексон судебные разбирательства

При рассмотрении дел об отказе в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, об отмене регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов, рассмотрении вопроса об обращении в Верховный Суд Российской Федерации с представлением о признании избрания кандидата, федерального списка кандидатов недействительным избирательная комиссия вправе истребовать и получать необходимые документы и материалы, заслушивать сообщения должностных лиц и граждан (ст. 90 п. 8 ГД, ст. 79 п. 8 П).

Решения вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума обязательны для нижестоящих комиссий (ст. 20 п. 9 ОГ, ст. 18 п. 3 ГД, ст. 12 п. 3 П). Вышестоящая комиссия вправе отменить решение нижестоящей комиссии и обязать ее повторно рассмотреть вопрос либо принять решение по существу жалобы (ст. 63 п. 8 ОГ; ст. 18 п. 6, ст. 90 п. 9 ГД; ст. 12 п. 6, ст. 79 п. 9 П).

Правоохранительные и иные органы, в том числе и милиция, обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и о принятых мерах (ст. 45 п. 8 ОГ, ст. 60 п. 6 ГД, ст. 53 п. 7 П, ст. 10 п. 28 ОМ).

Сроки рассмотрения жалоб

Решения по жалобам , поступившим в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, принимаются в пятидневный срок , но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок . По жалобе на решение избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы (ст. 63 п. 11 ОГ, ст. 90 п. 12 ГД, ст. 79 п. 12 П).

Обжалование нарушений законодательства общественными наблюдателями — важная и необходимая сторона их деятельности.

По сути это главный способ устранения и предотвращения, наряду с просветительской работой, нарушений избирательных и иных прав граждан и права их участия в референдуме.

Поэтому общественный наблюдатель — и в этом его долг перед обществом — обязан не только фиксировать происходящие нарушения, но и добиваться устранения всех обнаруженных им нарушений закона.

Первая инстанция, в которую необходимо обращаться, — участковая избирательная комиссия, комиссия референдума. Если нарушения происходят на территории населенного пункта (района, города), избирательного округа, субъекта Российской Федерации или на всей территории страны — заявление (жалоба) подается соответственно в территориальную, окружную, субъекта Федерации комиссию, занимающуюся подготовкой и проведением выборов, референдума, или Центральную избирательную комиссию РФ.

Заявления на неправомерные действия администрации подаются в соответствующий суд или прокуратуру (копии для информации — в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума).

Необходимо до конца использовать все возможности обжалования, если вы уверены в своей правоте.

Заявителем может быть не только очевидец произошедшего, а практически любой гражданин, имеющий право на волеизъявление на выборах или референдуме, любое общественное объединение, так как при нарушении электоральных прав любого гражданина нарушаются права всех граждан. Естественно, что подтверждать наличие факта нарушения, о чем составляется акт, может лишь очевидец.

Общественному объединению обжалование нарушений осуществлять легче, поскольку в его составе могут быть юристы, оно обладает большими организационными и финансовыми ресурсами, чем отдельный среднестатистический гражданин.

В нашей стране процедура разбирательства, особенно в судах, сама по себе служит немалым наказанием для нарушителя (правда, почти в такой же степени и для обжалующего нарушение).

Важным способом общественного обжалования нарушений является предание огласке сути нарушения, действующих лиц и исполнителей через средства массовой информации, компьютерную сеть Интернет. Порой нарушитель, особенно представитель администрации, боится гласности больше, чем штрафа, кулуарного порицания в комиссии или суде. Поэтому о решениях судов, избирательных комиссий, комиссий референдума по нарушениям законодательства о выборах и референдуме желательно публиковать хлесткие заметки, памфлеты или излагать такой материал в других интересных для людей журналистских жанрах.

Есть один пережиток прошлого, затрудняющий обжалование нарушений, — негативное отношение окружающих к «жалобщикам», «судебным сутягам». Необходимо изживать эти проявления времени беззаконного преодоления конфликтов, терпеливо объяснять, что для законопослушных граждан не насилие, не совершение гадостей в отместку, а только законное апеллирование и есть путь восстановления нарушенных прав, что цивилизованная юридическая практика для этой цели не предусматривает ничего иного, чем обращение в суд.

И лишь преодолев «разруху» в своих головах, в своем сознании, нам удастся ликвидировать и массовые нарушения законодательства, в том числе и о выборах и референдуме, и массовую безнаказанность организованных нарушений.

ПУБЛИКАЦИИ ИРИС

Автор: ИРИС
Форма выпуска: Флаер

Источник: http://www.democracy.ru/library/practice/observers/book_luchin/page18.html

Нарушение избирательных прав граждан

Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так гласит статья 1 Конституции РФ.

Демократия предполагает, что каждый гражданин имеет право голоса в управлении страной. Во-первых, граждане страны могут путем открытого голосования выбирать кандидатов в органы власти. Во-вторых, они могут свободно баллотироваться на роль этих же кандидатов и, в случае победы, осуществлять вверенную им власть.

Любые действия, которые могут так или иначе воспрепятствовать осуществлению гражданами своих избирательных прав, признаются противоправными.

В стране предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Избирательное право в России

Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

  • Право избирать и быть избранным;
  • Право на участие в составе избирательной или наблюдательной комиссии;
  • Право на предвыборную агитацию;
  • Право на финансирование избирательной гонки или отдельного кандидата;
  • Право на ознакомление со списком избирателей и т.д.
  • Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

    Читайте так же:  Взыскание судебных издержек с истца

    Голосование в стране осуществляется тайным способом.

    Право на выбор кандидата на ту или иную должность в стране называется активным избирательным правом, а самостоятельное участие в выборах признается пассивным правом.

    Действующая нормативная база

    Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы избирательного права граждан, довольно обширна. Следует выделить те законодательные акты, которые играют особо важную роль в праве выбора.

    К ним относятся:

    • Конституция РФ;
    • ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
    • КоАП РФ;
    • УК РФ.

    Первые два документа отражают избирательные права и особенности действующей избирательной политики, вторые два предусматривают ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

    Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ все граждане страны имеют право выбирать, быть избранными и участвовать в референдуме по особо важным вопросам, за исключением тех, которые находятся в местах лишения свободы или признаются недееспособными.

    ФЗ № 67 отражает основные принципы избирательного права в стране, гарантии и права граждан, состав и правила формирования избирательной комиссии, вопросы финансирования и обжалования принятых решений.

    Виды нарушения избирательных прав граждан

    Нарушения в области избирательного права граждан разнообразны. Некоторые из них причисляются к административным проступкам, другие – к уголовным преступлениям.

    Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений избирательного законодательства:

  • Создание препятствий различными способами к осуществлению гражданами своих законных прав на участие в выборах в качестве кандидата или голосующего.
  • Использование должностных или служебных преимуществ в целях избрания.
  • Подделка подписей кандидатов, участвующих в выборах;
  • Принуждение граждан к голосованию вообще или за конкретного кандидата;
  • Распространение заведомо ложных сведений о кандидатах;
  • Нарушение работы СМИ;
  • Нарушение работы избирательной комиссии или наблюдателей;
  • Нарушение правил предвыборной агитации.
  • Любого рода фальсификации с документами, голосующими, подписями признаются нарушениями. То же самое касается проведения референдума.

    Административные нарушения избирательного права

    Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.

    Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.

    К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.

    По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:

  • Осуществлением деятельности избирательных комиссий;
  • Нарушением индивидуальных прав субъектов избирательного права;
  • Финансированием избирательной кампании;
  • Правом на получение информации о кандидатах;
  • Нарушением правил предвыборной агитации;
  • Нарушениями в результатах выборов и референдума.
  • Примерами нарушения избирательного права в рамках КоАП РФ могут быть следующие незаконные действия:

    1. Непредставление в срок или полное непредставление, равно как и представление ложных сведений, отражающих источники и размеры средств, перечисленных в избирательный фонд. Часть 1 ст. 5.17 КоАП РФ.
    2. Нарушение условий проведения предвыборной агитации. Статья 5.8 КоАП РФ.
    3. Нарушение условий рекламы деятельности кандидатов. Статья 5.9 КоАП РФ.
    4. Уничтожение или повреждение печатных агитационных материалов. Статья 5.14 КоАП РФ.
    5. Подкуп избирателей или участников референдума, который не имеет уголовного состава. Статья 5.16 КоАП РФ.
    6. Незаконная выдача избирательного бюллетеня. Статья 5.22 КоАП РФ.

    За нарушение избирательных прав КоАП РФ предусматривает санкцию в виде штрафа, который значительно отличается для различных категорий нарушителей.

    За незначительные нарушения, к примеру, нарушение правил агитации или представления сведений, физическому лицу грозит малозначительный штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. За подкуп же на выборах гражданам грозит более серьезная санкция – до 25 тысяч рублей.

    Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ

    В УК РФ нарушению избирательных прав посвящена статья 141, которая носит название «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».

    Согласно статьи, к уголовно наказуемым видам нарушений относятся:

    • Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или участию в референдуме;
    • Нарушение тайны голосования;
    • Воспрепятствование работе избирательной комиссии;
    • Воспрепятствование работе отдельного члена комиссии.

    В качестве наказания за подобные деяния Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности:

    • Штраф до 80 тысяч рублей;
    • Штраф в размере дохода осужденного до 6 месяцев;
    • Обязательные работы до 360 часов;
    • Исправительные работы до года.

    В ч. 2 ст. 141 УК РФ прописаны квалифицирующие признаки, наличие которых в преступлении влияет на применимую меру наказания. Отягчающими обстоятельствами признаются:

    • Совершение группой лиц по предварительному сговору;
    • Совершение ОПГ;
    • Использование своего служебного положения;
    • Присутствие признаков подкупа, обмана, принуждения, применения насилия или угрозы его применения.

    При наличии отягчающих обстоятельств виновному лицу грозит максимум до 5 лет реального лишения свободы.

    В особую категорию в статье выделены нарушения, которые связаны с требованиями в вопросах регистрации кандидатов, подсчета голосов или вмешательства в работу государственной автоматизированной системы выборы. Эти действия, совершенные с использованием своего служебного положения, влекут до 4 лет лишения свободы.

    Объектом данного преступления является избирательные права граждан, которые гарантированы Конституцией РФ. Для квалификации решающее значение имеет, чтобы совершенные виновным лицом действия затрудняли работу избирательной комиссии или вовсе делали выборы невозможными.

    Судебная практика на 2020 год

    Преступления по ст. 141 УК РФ или по КоАП РФ о нарушении избирательных прав встречаются редко. Они фиксируются, как правило, при проведении выборов в депутаты, региональное законодательное собрание или органы местного самоуправления.

    Примерами подобных нарушений могут послужить следующие дела. В день выбора депутатов в государственное собрание Республики Марий Эл учащимся колледжа был совершен подкуп избирателей. Виновное лицо предлагало 11 избирателям вынести незаполненные бюллетени. В результате этого действия он был осужден на 1 год лишения свободы условно с избирательным сроком.

    Кроме применения ст. 141 УК РФ на выборах совершаются и преступления по ст. 142 УК РФ. Касаются они фальсификации подписей или вброса бюллетеней. Так, в Тамбовской области были привлечены к ответственности три руководителя избирательных комиссий за фальсификацию списков кандидатов, их подписей. Виновникам судом было назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно.

    Когда подкуп совмещен с вымогательством в деле также инкриминируется ст. 222 УК РФ, а когда с мошенничеством – ст. 159 УК РФ.

    Количество же административных правонарушений в разы превышает уголовные проступки. Наверно практически на каждых выборах присутствуют незначительные нарушения, которые караются штрафными санкциями.

    Избирательные права граждан строго охраняются в демократическом государстве. Выборы, однако, до сих пор являются одной из тех областей, где по-прежнему процветают различного рода нарушения.

    Даже несмотря на то, что на выборах присутствуют международные наблюдатели, мелкие нарушения порядка их проведения все же присутствуют.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://ugolovnyi-expert.com/otvetstvennost-za-narushenie-izbiratelnyx-prav-grazhdan/

    Дела о нарушении избирательных прав граждан
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here