Аренда и безвозмездное пользование муниципального имущества

Информационная поддержка по вопросу: "Аренда и безвозмездное пользование муниципального имущества" описанное с профессиональной точки зрения. Мы постарались полностью осветить тематику. Если возникли дополнительные вопросы, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Статья 2. Порядок предоставления в аренду и безвозмездное пользование муниципального имущества

Статья 2. Порядок предоставления в аренду и безвозмездное пользование муниципального имущества

2.1. Передача муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование осуществляется по результатам торгов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 26.07. 2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.2. Организатором торгов является арендодатель (ссудодатель) муниципального имущества.

2.3. Для принятия решения о предоставлении муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование по результатам проведения торгов, о предоставлении муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов в случаях, установленных ст. 17.1 Федерального закона от 26.07. 2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», либо об отказе в предоставлении муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) заявители самостоятельно представляют следующие документы:

2.3.1. Заявление о предоставлении в аренду (безвозмездное пользование) муниципального имущества, согласно Приложению N 1 к Положению.

Заявление подается в письменной форме.

Заявление должно содержать следующую информацию:

— информацию о наименовании муниципального имущества, его местонахождении, площади, других характеристиках, если они необходимы для идентификации муниципального имущества и расчета арендной платы, а также цели использования, сроке аренды (безвозмездного пользования);

— наименование, сведения об организационно-правовой форме, месте нахождения, почтовом адресе, номере контактного телефона, адресе электронной почты (при ее наличии) заявителя — юридического лица;

— фамилию, имя, отчество, место регистрации и место фактического проживания, если оно не совпадает с местом регистрации, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при ее наличии) заявителя — физического лица (индивидуального предпринимателя);

2.3.2.Заверенные подписью руководителя и печатью организации копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями (для юридических лиц);

2.3.3.Заверенные подписью руководителя и печатью организации копии протокола (решения) учредителей либо приказа о назначении на должность руководителя (для юридических лиц);

2.3.4. Доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью и подписанную руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности, если от имени заявителя действует иное лицо. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявитель также предоставляет документ, подтверждающий полномочия такого лица;

2.3.5. Копию паспорта (для индивидуальных предпринимателей и физических лиц).

2.3.6.Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (или нотариально заверенная копия), полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления (для юридических лиц);

2.3.7.Выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (или нотариально заверенная копия), полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления (для индивидуальных предпринимателей);

2.3.8.Копию свидетельства ИНН;

2.4. Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для принятия решения в соответствии с п. 2.3 настоящего Положения, являются:

2.4.1. Отсутствие в заявлении данных заявителя:

— фамилия, имя, отчество, подпись физического лица (индивидуального предпринимателя), наименование юридического лица;

— адрес для направления ответа на заявление (адрес места нахождения или почтовый адрес юридического лица, адрес регистрации или фактический адрес физического лица или адрес электронной почты);

— на заявлении отсутствует подпись уполномоченного лица, печать (в случае, если заявление составлено не на фирменном бланке заявителя) юридического лица.

2.4.2. Не предоставление заявителем необходимых документов, указанных в пунктах 2.3. настоящего Положения.

2.4.3. Предоставление заявителем документов, которые по форме и (или) содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

2.5. По результатам рассмотрения представленных документов арендодатель (ссудодатель) в течение тридцати дней со дня получения документов, указанных в пунктах 2.3. настоящего Положения, принимает решение:

— о предоставлении муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) по результатам проведения торгов на право заключения договоров аренды (безвозмездного пользования) в форме конкурсов или аукционов (далее — торги);

— о предоставлении муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов;

— об отказе в предоставлении муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование).

Информация о проведении торгов размещается на официальном сайте в сети Интернет, определенном Правительством РФ и на официальном сайте администрации сельского поселения www.sinkovskoe.ru. и в газете «Синьковские просторы».

2.6. Арендодатель (ссудодатель), указанный в пункте 1.3.2, принимает решение в соответствии с пунктом 2.5. настоящего Положения, после получения предварительного согласия администрации сельского поселения в порядке, указанном в пунктах 2.11., 2.12. настоящего Положения.

2.7. Заявитель извещается о принятом арендодателем (ссудодателем) решении в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения.

2.8. При отсутствии оснований предоставления муниципального имущества без проведения торгов, установленных ст. 17.1 Федерального закона от 26.07. 2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», арендодатель принимает решение о предоставлении муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) по результатам проведения торгов.

Решение о проведении торгов в отношении муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны, оформляется постановлением администрации сельского поселения.

Решение о проведении торгов в отношении муниципального имущества, закрепленного за муниципальным учреждением сельского поселения, оформляется приказом муниципального учреждения сельского поселения при наличии предварительного согласия администрации сельского поселения.

2.9. Арендодатель (ссудодатель) осуществляет процедуру подготовки документов, необходимых для организации проведения торгов, в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее — Приказ ФАС).

Проведение торгов осуществляет ГКУ МО «Региональный центр торгов».

Форма заявки и перечень документов, необходимых для участия в торгах, установлены документацией о торгах в соответствии с Приказом ФАС.

Заключение договора аренды (безвозмездное пользования) по результатам проведения торгов, в отношении имущества, заключается с победителем.

2.10. При наличии случаев, установленных ст. 17.1 Федерального закона от 26.07. 2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», арендодатель (ссудодатель) принимает решение о предоставлении муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) без проведения торгов.

Читайте так же:  Отчет ревизионной комиссии пример

2.11. Для получения согласия администрации сельского поселения на передачу в аренду (безвозмездное пользование) закрепленного в оперативном управлении муниципального имущества, муниципальное учреждение сельского поселения предоставляет на рассмотрение в администрацию сельского поселения заявление (ходатайство), по установленной форме, согласно Приложению N 2 к Положению, и документы заявителя, согласно п. 2.3 настоящего Положения;

2.12. Администрация сельского поселения в течение десяти рабочих дней со дня получения документов, указанных в п. 2.11. настоящего Положения, принимает решение о согласии/отказе на заключение договора аренды или безвозмездного пользования муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, и извещает о принятом решении муниципальное учреждение сельского поселения.

2.13. Администрация сельского поселения принимает решение об отказе в заключение договора аренды (безвозмездного пользования) муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, в следующих случаях:

— неисполнение муниципальным учреждением сельского поселения требований п. 2.11. настоящего Положения;

— неэффективное использование муниципальным учреждением сельского поселения муниципального имущества, закрепленного в оперативное управление, в том числе недобросовестное исполнение учреждением функций арендодателя (ссудодателя) по действующим договорам;

— необходимость использования муниципального имущества для муниципальных нужд;

— несоответствие представленных документов установленным настоящим Положением требованиям;

— наличие в представленных документах неполной и/или недостоверной информации;

— наличие решения собственника (арендодателя, ссудодателя) о передаче муниципального имущества третьим лицам;

— передача муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) лишает муниципальное учреждение сельского поселения возможности осуществлять уставную деятельность.

2.14. Основаниями для отказа в предоставлении муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование являются:

— отсутствие на момент обращения заявителя свободного муниципального имущества, которое может быть передано в аренду (безвозмездное пользование);

— наличие решения о сносе указанного муниципального имущества;

— необходимость проведения в отношении муниципального имущества дополнительных экспертиз (заключений) государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации (санитарно-эпидемиологические, технические, экологические, противопожарные и др.), на предмет возможности дальнейшего использования муниципального имущества по назначению;

— наличие решения об использовании муниципального имущества для муниципальных нужд или изменении его целевого назначения;

— наличие документов, подтверждающих нарушение условий ранее действовавшего договора, в том числе наличие задолженности по арендной плате, начисленным неустойкам (штрафам, пеням), использование муниципального имущества не в соответствии с его назначением или нарушение цели использования муниципального имущества, порча муниципального имущества или нарушение норм по его эксплуатации, выявление факта незаконной перепланировки арендуемого нежилого помещения;

— наличие оснований для отказа в предоставлении муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование по результатам торгов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и документацией о торгах.

2.15. Договор аренды или безвозмездного пользования, заключаемый по результатам торгов, заключается в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и документацией о торгах.

2.16. Проект договора аренды или безвозмездного пользования муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны, заключаемого без проведения торгов, передается для подписания арендатору (ссудополучателю) в срок не позднее чем через тридцать календарных дней со дня регистрации заявления о предоставлении муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование.

2.17. Проект договора аренды или безвозмездного пользования муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений сельского поселения, заключаемого без проведения торгов, передается для подписания арендатору (ссудополучателю) в срок не позднее чем через тридцать календарных дней со дня получения согласия администрации сельского поселения.

2.18. В случае получения документов, указанных в п. 2.3. настоящего Положения, необходимых для заключения договора аренды или безвозмездного пользования срок, указанный в пунктах 2.16., 2.17, может быть продлен не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя о продлении срока.

2.19. В случае уклонения арендатора (ссудополучателя) от заключения договора аренды (безвозмездного пользования) он утрачивает право на аренду (безвозмездное пользование) объекта муниципального имущества.

2.20. Договор аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества сроком действия 1 год и более подлежит государственной регистрации в установленном порядке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

>
Форма договора и условия аренды или безвозмездного пользования муниципального имущества
Содержание
Решение Совета депутатов сельского поселения Синьковское Дмитровского муниципального района Московской области от 14 декабря.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/43209564/63e4cf8f9e6a86c9ba7c43cbb5645947/

Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Читайте так же:  Ненадлежаще уведомлен ответчик

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее — Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Внимание

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Источник: http://base.garant.ru/58074031/

Учет объектов, полученных в безвозмездное пользование

Нормативное правовое регулирование

Согласно статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607 «Объекты аренды» ГК РФ.

Согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, данный стандарт применяется с 2018 года при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей не только по договору аренды (имущественного найма), а также по договору безвозмездного пользования.

Стандарт «Аренда» изменил порядок отражения объектов учета аренды как ссудодателем, так и ссудополучателем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ранее полученные от балансодержателя (собственника) имущества в безвозмездное пользование объекты движимого и недвижимого имущества учитывались ссудополучателем на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником) (п.п. 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Согласно пункту 20 стандарта «Аренда», объект учета операционной аренды (право пользования активом) отражается пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов (НФА) как самостоятельный объект бухгалтерского учета.

Первоначальное признание объекта учета операционной аренды (право пользования активом) производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).

В соответствии с пунктом 26 стандарта «Аренда» объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются ссудополучателем в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен, как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.

Объекты учета операционной аренды на льготных условиях (право пользования активом) ссудополучателем отражаются с учетом следующих положений пункта 27.1 стандарта «Аренда».

Выдержка из документа

«Объект учета операционной аренды на льготных условиях — право пользования активом, признается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей.

Разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом и подлежит обособлению на счетах Рабочего плана счетов субъекта учета.

В течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета.»

Бухгалтерский учет льготной аренды в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Поступление в соответствии с договором нефинансовых активов, относящихся к операционной аренде на льготных условиях, в безвозмездное срочное пользование отражается учреждением (пользователем) нефинансовых активов по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» и кредиту счета 0 401 401 82 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» в сумме справедливой (рыночной) стоимости на срок пользования передаваемых нефинансовых активов (п. 41.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, п. 67.3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

Читайте так же:  Постановление суда гражданский процесс

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Принятие к учету прав пользования ОС, НПА.

Начисление амортизации на объекты учета права пользования имуществом, полученные учреждением в безвозмездное пользование, относящиеся к операционной аренде, осуществляется в размере ежемесячных арендных платежей и отражается бухгалтерскими записями (п. 19 Инструкции № 162н, п. 26 Инструкции № 174н):

Дебет 0 401 20 224 «Расходы на амортизацию прав пользования активом» Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активом».

Одновременно в той же сумме отражается бухгалтерскими записями отнесение на финансовый результат текущего периода отложенных доходов от получения права пользования активом (по договорам аренды на льготных условиях):

Дебет 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» Кредит 0 401 10 182 «Доходы от безвозмездного права пользования».

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» данные операции отражаются документом Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА.

Обратите внимание, с 01.01.2019 согласно Порядку применения классификации операций сектора государственного управления (утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в редакции приказа Минфина России от 30.11.2018 № 246н) для отражения доходов от льготной аренды применяются следующие коды КОСГУ:

  • 182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
  • 185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»;
  • 186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»;
  • 187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами».

Прекращение права пользования активом (при условии полного исполнения договора) (выбытие объекта учета операционной аренды) отражается бухгалтерскими записями по соответствующим счетам аналитического учета (п. 41.1 Инструкции № 162н, п. 67.3 Инструкции № 174н):

Дебет 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами» Кредит 0 111 40 000 «Право пользования нефинансовыми активами»

  • в сумме балансовой стоимости права пользования активом.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Прекращение прав пользования ОС, НПА.

1С:ИТС Бюджет

Подробнее об отражении в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» операций по льготной аренде ссудополучателем см. статьи, публикуемые в методической поддержке типовых конфигураций редакции 1 и редакции 2 программы БГУ1 и БГУ2 .

Случаи неприменения стандарта «Аренда»

В соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 8 Стандарта «Аренда»:

Выдержка из документа

«Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.»

Таким образом, при получении государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование ссудополучатель — государственное (муниципальное) учреждение — должен отражать объекты учета в соответствии с положениями Стандарта «Аренда».

При этом следует отметить, что не каждый договор безвозмездного пользования подлежит отражению в соответствии со стандартом «Аренда».

Согласно пункту 3 стандарта «Аренда», его положения применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Согласно пункту 41 Стандарта «Концептуальные основы»:

Выдержка из документа

Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 43 стандарта «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

При этом, как подчеркивают методологи Минфина России, стандарт «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов (письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, 27.09.2018 № 02-07-10/69410, от 19.09.2018 № 02-07-10/67168, от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 и др.).

Таким образом, безвозмездное получение государственным (муниципальным) учреждением движимого и недвижимого имущества от собственника (учредителя) не является доходом ссудополучателя, объектов учета аренды не возникает (положения СГС «Аренда» не применяются). Но если имущество получено от бюджета другого уровня, объекты учета должны квалифицироваться согласно стандарту «Аренда». Стандарт «Аренда» не применяется и в случаях, когда имущество передается учреждению в безвозмездное пользование на основании соответствующего закона, нормативного акта. Так, Минфин России в письме от 22.11.2018 № 02-07-10/84404 разъяснил:

Выдержка из документа

«Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ „О полиции» субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.

. экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих при предоставлении субъектами транспортной инфраструктуры имущества (услуг) территориальным органам и подразделениям полиции согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, не связана с целями извлечения выгод (доходов), в связи с чем в рамках указанных отношений, по мнению Департамента, объектов учета аренды на льготных условиях не возникает (положения СГС „Аренда» не применяются)».

Аналогичная позиция высказана в письмах Минфина России:

  • от 27.09.2018 № 02-07-10/69410 — предоставление помещений для размещения органов федеральной фельдъегерской связи, а также их материально-технического обеспечения государственными органами — потребителями услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»;
  • от 31.08.2018 № 02-07-10/62448 — предоставление образовательной организацией на безвозмездной основе в пользование медицинской организации помещения, соответствующего условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327 «Об образовании в Российской Федерации» и др.
Читайте так же:  Заявление судебный приказ гпк

В подобных случаях информацию об имуществе, полученном в пользование в целях обеспечения выполнения функций без закрепления за пользователем имущества права оперативного управления, следует отражать в прежнем порядке — на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Источник: http://buh.ru/articles/documents/80940/

Признание недействительными договоров аренды и безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества.

Автор: Наталия Силина

Наталия Силина, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов

Законодательство Российской Федерации предусматривает особый порядок заключения договоров аренды и безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества.

В соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, государственные или муниципальные учреждения, казённые предприятия имеют право распоряжаться имуществом, принадлежащим им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, только с согласия собственника имущества. Указанные требования предусмотрены главой 19 Гражданского кодекса РФ.

Согласно статье 17.1. Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, автономным учреждениям, казённым учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

Несмотря на требования законодательства, руководители учреждений и предприятий зачастую в нарушение законодательства заключают сделки, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества.

Как правило, такие договоры по искам собственников имущества либо прокуратуры, выступающей в защиту государственных и общественных интересов, признаются недействительными.

В качестве примера можно привести дело № А56-72464/2013, рассмотренное Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворён иск государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 606 с углублённым изучением английского языка» Пушкинского района Санкт-Петербурга к индивидуальному предпринимателю Разживиной Светлане Борисовне о признании недействительным договора аренды и обязании ответчика освободить нежилое помещение.

Суд установил, что спорное нежилое помещение относится к собственности Санкт-Петербурга и закреплено за школой на праве оперативного управления.

В силу ст. 296 ГК РФ во взаимосвязи с положениями пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», предприятие не вправе отчуждать, в том числе сдавать в аренду или иным способом распоряжаться таким имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Доказательств того, что собственник спорного помещения в лице компетентного органа давал согласие на сдачу помещения в аренду суду, не было представлено.

В связи с чем, на основании части 1 статьи 166, а также части 2 статьи 169 Гражданского кодекса РФ, договор аренды нежилого помещения был признан недействительным. Суд обязал индивидуального предпринимателя освободить нежилое помещение.

Апелляционная инстанция оставила решение без изменения.

Ещё одним примером судебной практики по подобным делам является дело № А56-55817/2014.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании недействительным пункта 4.1.2 договора организации социального питания в учреждении Санкт-Петербурга, заключённого между Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Комбинат социального питания «Юность» и государственным бюджетным общеобразовательным учреждением «Начальная общеобразовательная школа», в части обязательства передать производственные, складские, служебные, бытовые помещения, залы приёма пищи.

То есть, суд установил, что договор организации социального питания содержит в себе элементы договора о предоставлении нежилого помещения в пользование. Соответственно, бюджетное учреждение в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом.

Кроме того, судом установлено, что, помимо отсутствия согласия собственника, оспариваемый договор заключён также с нарушением требований статьи 17.1. Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении государственного недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

На основании вышеизложенного, судом вынесено решение о признании недействительным пункта 4.1.2 договора в части обязательства передать производственные, складские, служебные, бытовые помещения, залы приёма пищи.

Однако в начале 2015 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение, которое противоречит сложившейся судебной практике по подобным спорам. Примером тому является решение суда по делу № А56-50931/2014.

А именно, заместитель прокурора Санкт-Петербурга обратился с иском о признании недействительными пункта 4.1.2 договора об организации социального питания в учреждении Санкт-Петербурга, заключённого между государственным бюджетным общеобразовательным учреждением и ЗАО «Фирма Флоридан», в части обязательства по предоставлению помещений в безвозмездное пользование.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд установил, что пункт 4.1.2. договора в редакции дополнительного соглашения изложен сторонами в следующей редакции: «обеспечить исполнителю возможность организации социального питания в соответствии с законодательством РФ, в том числе обеспечить исполнителя электроэнергией, горячей и холодной водой, отоплением.

Следовательно, пункт 4.1.2 договора не содержит положений, противоречащих действующему законодательству. В соответствии с абзацем 1 статьи 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нём слов и выражений.

Таким образом, применяя данную норму к содержанию пункта 4.1.2 в редакции дополнительного соглашения, суд пришёл к выводу, что заказчик обеспечивает исполнителю возможность организации социального питания, для чего исполнителю предоставляется имущество, в том числе столовая, кухня, мойка и кладовые помещения. При этом, на каком праве предоставляется это имущество, не указано, вследствие чего исполнитель может быть только допущен в эти помещения для обеспечения процесса питания, однако не приобретает на помещения никаких прав.

Читайте так же:  Паевой взнос в жилищном кооперативе

На основании вышеизложенных доводов суд в иске отказал.

Последнее решение суда отличается от существовавшей ранее судебной практики по подобным спорам. Если подобная практика будет подтверждена вышестоящими судами, то можно сказать, что у государственных и муниципальных учреждений, казённых предприятий появится возможность, не получая согласия собственника имущества, а также без проведения конкурса или аукциона, под различными предлогами фактически предоставлять в пользование государственное и муниципальное недвижимое имущество.

Несмотря на то, что такой договор не предоставляет прав на помещения, которые обычно предоставляются при заключении договоров аренды или безвозмездного пользования помещением, договор фактически предоставляет право доступа в эти помещения в связи с выполнением каких-либо работ или оказанием услуг, предусмотренных договором. Также следует отметить, что подобные договоры не содержат условий об арендной плате, что приведёт к недополучению дополнительных доходов в городской бюджет.

Источник: http://www.top-personal.ru/adminlawissue.html?348

Аренда и безвозмездное пользование муниципального имущества

Дата публикации 28.12.2018

Заключены договоры безвозмездного пользования между учреждениями:

  • муниципальное образование передало помещение в жилом доме под опорный пункт полиции;
  • территориальный орган внутренних дел одного субъекта РФ передал движимое имущество территориальному органу внутренних дел другого субъекта РФ.

Относятся ли эти договоры к операционной аренде в целях применения СГС «Аренда»?

С 1 января 2018 г. учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в т.ч.:

    • стандарт «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее — СГС «Аренда»). Также необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по его применению, доведенными письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее — Методические рекомендации);
    • стандарт «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее — СГС «Концептуальные основы», Стандарт).

Минфин России в письме от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 разъяснил, что СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов.

В ситуации, когда учреждение получило имущество в пользование от своего учредителя для выполнения возложенных функций, по мнению Минфина России, СГС «Аренда» применять не нужно. Такую операцию следует рассматривать с позиции имущественного вклада учредителя. Имущество, полученное в пользование, должно учитываться учреждением на забалансовом счете 01.

В обоснование этого Минфин России ссылается на пп. 41, 43, 68 СГС «Концептуальные основы». В соответствии с п. 41 Стандарта имущество, полученное учреждением от собственника (учредителя) для выполнения возложенных государственных (муниципальных) полномочий (функций), деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд, признается для целей учета и формирования отчетности вкладом собственника (учредителя).

В соответствии с п. 43 Стандарта доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, кроме поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности сведения об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должны быть представлены в соответствии с их экономической сущностью, а не только правовой формой (п. 68 СГС «Концептуальные основы»). Схожее мнение выражено в письме Минфина России от 19.09.2018 № 02-07-10/67168.

Кроме того, СГС «Аренда» не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС «Аренда» (до 1 января 2018 г.):

    • передающей стороной — на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 «Основные средства», одновременно на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»;
    • принимающей стороной — на счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Разъяснения содержатся в разд. II Методических рекомендаций. Соответствующее положение закреплено в п. 32 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н). В письме Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429 выражено мнение, что в таком случае в наличии должны быть какие-либо из следующих документов:

    • распорядительные документы о передаче объектов пользователю (арендатору) для выполнения функций (полномочий) без возложения на пользователя (арендатора) обязанности по содержанию имущества;
    • организационно-распорядительные документы у арендодателя имущества, возлагающие на него функции по содержанию имущества.

Разъяснения также даны в письме Минфина России от 27.09.2018 № 02-07-10/69410.

Если перечисленные условия не выполняются, передача в пользование имущества должна учитываться согласно положениям СГС «Аренда».

В соответствии с п. 2 СГС «Аренда» объекты имущества, переданные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды. Стандартом предусмотрено два вида аренды — операционная и финансовая (неоперационная). Критерии отнесения объектов учета аренды к тому или иному виду перечислены в разделе III СГС «Аренда».

Передача объектов (части объектов) основных средств в безвозмездное пользование относится к аренде на льготных условиях (п. 26 СГС «Аренда»). Аренда в такой ситуации рассматривается как операционная (письмо Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794).

Руководствуясь разъяснениями Минфина России, рассмотрим ситуации, которые представлены в вопросе.

1. Муниципальное образование передало по договору безвозмездного пользования помещение в жилом доме под опорный пункт полиции. Если обязанность муниципального образования предоставить помещение под опорный пункт полиции установлена законодательно и содержать это помещение также будет муниципальное образование, СГС «Аренда» не применяется. Ссудополучатель учитывает помещение на забалансовом счете 01. В остальных случаях необходимо применять СГС «Аренда», договор считать договором операционной аренды.

При заключении договора безвозмездного пользования между учреждениями разных бюджетов, по мнению Минфина России, имеет место субсидия в скрытой форме, т.е. возникает доход, поэтому применяется СГС «Аренда».

2. Территориальный орган внутренних дел одного субъекта РФ по договору безвозмездного пользования передал движимое имущество территориальному органу внутренних дел другого субъекта РФ (передача между двумя получателями средств одного бюджета). СГС «Аренда» можно не применять, поскольку в рамках одного ведомства и одного бюджета дохода не возникает.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/28_12_2018_%E1%E5%E7%E2%EE%E7%EC%E5%E7%E4%ED%EE%E5%20%EF%EE%EB%FC%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5_%F1%E3%F1%E0%F0%E5%ED%E4%E0.htm

Аренда и безвозмездное пользование муниципального имущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here